кто такой бахус бог чего

Бахус – бог виноградарства и пьяного веселья

Бог Бахус в Греции и Риме выступал символом безудержного веселья, гуляний, даже пьянства и разврата. Прототипом образа был греческий Дионис, однако позднее не только греки, но и римляне стали почитать “отца виноделия”. Несмотря на разницу характера и менталитета этих двух народов, Бахус сумел объединить их, а праздники в честь него любили во многих уголках Европы.

Одна из интерпретаций имени бога – Вакх, что ясно слышится в названии вакханалий – праздником, посвящённых Бахусу. Что же известно о божестве из легенд? И как Бахусу удалось стать одним из самых популярных греко-римских богов?

Бахус – единый со свободой

Образ Бахуса появился первым у древних греков. Для них он был божеством плодородия и изобилия, богатства и развлечений. Они верили, что благодаря этому богу люди научились выращивать виноград и изготавливать из него вино.

Символами Бахуса стали виноградная гроздь или плющ. Бог мог принимать облик разных животных, но на празднествах чаще появлялся в образе козла или быка, что олицетворялись с плодородием.

Бахуса порой называли Лиэй, что значит “освобождающий”. Это напрямую связано с преданием о пиратах. Разбойники схватили Бахуса и связали его на корабле. Но бог, обладающий недюжинной силой, с лёгкостью порвал цепи и наказ врагов. Позднее образ Бахуса стали трактовать как воплощение свободолюбия и стремления к весёлой жизни.

Римляне в своих мифах рассказывают, что супругой Бахуса была богиня Либера, воплощавшая свободу во всех её проявлениях. Не исключено, что это было связано с лёгкими нравами и распущенностью, что были неизменными спутниками всех празднеств, проводившихся в честь этого бога.

Кроме того, хмельной винный напиток избавлял человека от всех забот, приносил дурманящее чувство радости, что также связывалось с божественной парой Бахуса и Либеры.

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чегоГвидо Рени. Проказник Бахус

Бог, рождённый дважды

В Греции и Риме о Бахусе было сложено немало легенд. Одна только история о его рождении кажется потрясающей. Согласно греческим мифам, матерью бога стала красавица Семела, которую страстно полюбил Зевс.

Когда женщина ещё носила под сердцем дитя Громовержца ревнивая супруга бога, Гера, решила избавиться от соперницы. Она посоветовала Семеле попросить Зевса появиться перед ней в своём истинном обличье.

В одной из своих бесед с богом Семела взяла с него обещание исполнить любую её просьбу. Зевс был поражён услышанным, но отказать не мог, ведь дал клятву рекой Стикс (нарушить её не мог даже верховный бог).

Появившись перед женщиной, он своим сиянием сжёг её. В последний момент Зевс успел выхватить из пламени нерождённого Бахуса. Его он зашил в своё бедро, и в положенный срок мальчик появился на свет. По сути, он был рождён отцом.

Трагедия любви Бахуса

Юный Бахус много путешествовал, и на Востоке узнал о тайнах приготовления вина. С неожиданной стороны удалого бога открывает история его любви, которую я хотела бы рассказать. На острове Наксосе, где бог любил проводить время, он встретил свою возлюбленную.

Ею стала Ариадна, та самая девушка, что с помощью волшебного клубка и нити помогла Тесею найти выход из лабиринта. Несмотря на привязанность героя к ней, Тесей оставил её на острове, в одиночку продолжив свой путь. Несчастная покинутая Ариадна проливала слёзы, когда вдруг услышала отдалённые звуки весёлой музыки.

Обернувшись, девушка увидела шумную компанию, во главе которой вышагивал Бахус. Бог заметил печальную красавицу и постарался использовать всю силу своего убеждения, чтобы утешить её. Среди весёлых друзей Бахуса Ариадна вскоре забыла о своём горе, а вскоре согласилась стать супругой бога.

Свадьба Бахуса и Ариадны была самой радостной и шумной из всех, что справляли в Греции. В праздничный день Бахус преподнёс невесте подарок – прекрасную корону с семью камнями, сверкающими, словно звёзды.

Увы, через несколько месяцев после торжества девушка умерла. В отчаянии бог бросил в небо её любимую корону, где украшение превратилось в созвездие, именуемое Короной Ариадны или Короной.

Празднества в честь Бахуса

Этот бог был одним из самых популярных – как среди греков, так и у римлян. В честь Бахуса в Греции, а позднее и Риме проводились празднества, получившие названия вакханалий. Изначально торжества проводились ночью, и принять участие в них могли лишь женщины (их называли вакханками).

Особым ритуалом вакханалий было переодевание в шкуры животных или обнажение. Участники старались подражать поведению животных, предавались разгулу и пьянству.

Со временем вакханалии приобрели ещё большую популярность. Они стали проводиться пять раз в год, и на торжества допускались мужчины. Случаи насилия и преступности были обычным явлением во время празднеств.

В Риме к вакханалиям относились неоднозначно. Эти торжества были распространены на юге Италии, однако Сенат не одобрял подобные мистерии. Позднее участники вакханалий даже преследовались и подвергались наказаниям по всей строгости закона.

Но даже казни и массовые расправы с ними не смогли искоренить традицию вакханалий, что очень долго сохранялась в Древнем Риме. Само же слово “вакханалия” пережило эти праздники. Сегодня его используют даже в России, обозначая шумное разгульное веселье компании.

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чегоПитер ван Линт. Бахус, Церера, Прозерпина и Плутон

Бахус был одним из самых почитаемых богов, но в чём же крылся секрет его популярности? Я думаю, причина распространения культа бога была в его простоте. Бахусу не чужды были человеческие страсти и слабости, он проводил время с людьми, а его напиток дарит иллюзию беззаботности и веселья, к которым люди стремились во все времена.

Источник

Бахус и оргии вакханок. Кто такой бог Дионис и что такое вакханалии

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

Дважды рожденный. Миф о Дионисе

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

Зевс отдал сына на воспитание нимфам. Но мстительная Гера продолжала преследовать Диониса и наслала на него помешательство. Безумец скитался по Египту и Сирии, пока во Фригии его не исцелила богиня Кибела.

Дионис продолжил путешествовать, побывал в Индии и на Востоке, всюду учил людей виноградарству и виноделию.

При возвращении в Грецию в плавании его похитили тирренские пираты и заковали в цепи. Но оковы сами упали с рук Диониса. Мачту пиратского корабля оплели виноград и плющ, а сам пленник обратился в медведицу и льва. Разбойники в ужасе бросились в море и превратились в дельфинов.

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

Вино и оргии. Вакханки и вакханалии

Дионис путешествует по свету в сопровождении своих жриц-вакханок и козлоногих сатиров, которые предаются веселью, пьянству и любви. Спутники бога опоясаны змеями, а жезлы их увиты виноградом.

В экстазе вакханки с криками «Вакх, Эвое» славят Диониса, а жезлами высекают из земли мед и молоко, вырывают с корнем деревья, увлекают за собой мужчин и женщин.

Поют неистовые девы;
Их сладострастные напевы
В сердца вливают жар любви;
Их перси дышат вожделеньем;
Их очи, полные безумством и томленьем,
Сказали: счастие лови!

А.С. Пушкин. «Торжество Вакха» (1818)

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

Вы думаете, что козлоногие сатиры перевелись, когда бог Дионис перестал показываться людям? Нет. Последнего сатира поймали римские солдаты, когда их полководец Сулла, трезвый, жестокий и ни в каких сатиров не веривший, воевал в Греции с царем Митридатом Понтийским. Сатира связали, притащили в лагерь и стали допрашивать через переводчиков на всех языках, но он, большой, лохматый и грязный, только испуганно озирался и жалобно блеял по-козлиному. Сулле стало страшно, и он приказал отпустить сатира.

М.Л. Гаспаров. «Занимательная Греция».

Козлиная песнь и оргии. Что такое вакханалии

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

В переносном смысле вакханалией называют дикий разгул, шумные пиры, бесчинства, оргии.

Например: « Вакханалия восторгов и изъяснений в любви и преданности длилась часами » (Е.С. Гинзбург. «Крутой маршрут»).

Дионис в искусстве

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

В живописи барокко популярными сюжетами были «Вакх, Венера и Церера», а также «Встреча Вакха и Ариадны»

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

На картине выше: Церера, богиня плодородия и Вакх, бог виноделия, предлагают пищу и вино Венере и Купидону, покровителям любви. Метафора того, что любовь остывает без вина и застолья: Sine Baccho et Cerere friget Venus ( Без Вакха и Цереры в Венере жару нет ).

Дионису посвящали произведения композиторы XIX-XX веков: например, «Торжество Баха» Даргомыжского, «Триумф Вакха» и опера «Дионис» Дебюсси, опера Массне «Вакх».

Источник

Кто такой бахус бог чего

Поиск по сайту:

Новые статьи

Статистика

Дионис, Вакх, Бахус. Бог вина, виноделия и виноградарства

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

Дионис, греч. Вакх, лат. Бахус — сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма, бог вина, виноделия, виноградарства.

Родился в Фивах, но в то же время местом его рождения считались Наксос, Крит, Элида, Теос и Элефтерия. Дело в том, что его рождение происходило довольно сложным путем. Накануне рождения Диониса ревнивая супруга Зевса, Гера, решила погубить ребенка. Под видом старой няньки она навестила Семелу и подговорила ее попросить Зевса, чтобы он предстал перед ней во всей своей силе и славе. Зевс не мог отказать Семеле, так как ранее поклялся ей водами Стикса (самой нерушимой клятвой), что выполнит любое ее желание. К тому же эта просьба льстила его мужскому самолюбию, и он явился ей в громах и блеске молний. Случилось то, чего ждала Гера: молнии подожгли царский дворец и испепелили земное тело смертной Семелы. Умирая, она успела родить недоношенное дитя. Зевс предоставил свою возлюбленную ее судьбе, но ребенка защитил от огня стеной густого плюща, выросшего вокруг него по воле бога. Когда пожар утих, Зевс извлек сына из укрытия и зашил его в свое бедро, чтобы доносить. В положенное время (через три месяца) Дионис «родился заново» и был отдан Зевсом на попечение Гермесу (см. также статью «Семела»).

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

Гермес не был женат и в качестве вестника богов то и дело отлучался из дому, так что о серьезном воспитании маленького Дионис не могло быть и речи. Поэтому Гермес передал Дионис сестре Семелы Ино, жене орхоменского царя Афаманта. Узнав об этом, Гера наслала на Афаманта безумие, надеясь, что он убьет Дионис Но тот погубил только своих собственных сыновей и жену, так как Гермес вовремя вмешался и спас Дионис Затем он доставил Дионис в Нисейскую долину и вверил его нимфам, которые спрятали мальчика в глубокой пещере, заросшей виноградной лозой, и взрастили, несмотря на все козни Геры. Там Дионис впервые попробовал вино, богом которого сделал его Зевс. Оттуда же Дионис принес первый саженец виноградной лозы, чтобы вручить его афинскому пастуху Икарию в благодарность за радушный прием. Дионис научил Икария разводить виноград и делать из него вино, но этот подарок не принес пастуху счастья.

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

Весть о рождении Дионис и об его опьяняющем напитке люди восприняли со смешанными чувствами. Некоторые тут же с восторгом стали предаваться его культу, другие опасались, как бы из этого чего не вышло, третьи решительно воспротивились ему. (Об этом можно прочесть в статьях «Ликург», «Пенфей», «Миний».) На пути Дионис попадались и случайные недоброжелатели, вроде тирренских пиратов, которые похитили его, приняв за царского сына и рассчитывая на богатый выкуп. На корабле Дионис сбросил оковы, оплел виноградными лозами весь корабль, а сам превратился во льва. Пираты в страхе бросились в море и превратились в дельфинов (за исключением кормчего, который уговаривал разбойников отпустить Дионис). Постепенно люди все же признали божественную силу Дионис и до сих пор воздают должное его дару — вину (иногда даже больше, чем полезно для здоровья).

Справедливость требует отметить, что для греков Дионис был не только богом вина, виноделия и виноградарства, но и покровителем фруктовых деревьев и кустов, плоды которых он наливал соком, и в конечном счете в нем видели бога плодоносящих сил земли. Поскольку виноградарство и садоводство требуют усердия, тщательности и терпеливости, Дионис почитали как дарителя этих драгоценных качеств и богатства, которое приходит к усердным и умелым. Как бога вина Дионис чтили прежде всего за то, что он избавлял людей от забот (одно из его имен — Лиэй, т. е. «освободитель») и дарил им радость жизни. Своими дарами Дионис освежал дух и тело, способствовал общительности и веселью, воспламенял любовь и стимулировал творческие силы художников. Этим дарам цены не было и нет — но только в том случае, если поклонники Дионис придерживаются старого мудрого правила: «меден аган» — «ничего сверх меры».

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

По своему происхождению Дионис — не греческий бог, а, скорее всего, фракийский или малоазийский; его второе имя — Бахус — лидийско-фригийского происхождения. Уже в древнейшие времена его культ распространился по всему греческому (а затем и греко-римскому) миру, хотя мифы свидетельствуют, что этот культ не везде развивался беспрепятственно. Имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма «Б» 14 в. до н. э., найденных в Кноссе. Однако Гомер еще не называет Дионис в числе главных богов. По словам Гесиода, супругой Дионис была Ариадна, которую он отбил у Тесея, когда тот остановился на острове Наксос по дороге с Крита. От связи Дионис с Афродитой родился Приап, бог плодовитости (см. также «Загрей» и «Иакх»).

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

Культ Дионис в Греции, пишет Плутарх, «вначале был простым, но веселым, однако позже его празднества становились все более шумными и необузданными». (Один из эпитетов Дионис: «Бромий», т. е. «шумный», «бурный».) Под влиянием восточных культов они кое-где превратились в подлинные вак-

ханалии в нынешнем смысле слова, их участников охватывал экстаз, т. е. исступление (духа из тела). Особенно необузданными были ночные празднества, в которых участвовали женщины в костюмах спутниц Дионис (вакханки, менады, бассариды, фиады). В Беотии и Фокиде эти его почитательницы даже набрасывались на тела жертвенных животных и пожирали сырое мясо, веря, что этим они причащаются тела и крови самого бога. Подобным образом развивался его культ и у римлян, перенявших его в конце 5 в. до н. э. В 186 г. до н. э. было даже принято специальное постановление сената против излишеств и разгула на этих праздниках.

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

В Афинах (и вообще у ионийцев) наиболее долго сохранялся первоначальный характер Дионисовых празднеств. Они устраивались несколько раз в году, самые значительные (Великие Дионисии) — в конце марта. В истории культуры прежде всего запечатлелись их заключительные представления, в ходе которых хор певцов, облаченных в козлиные шкуры, исполнял песни в сопровождении танца — так называемые дифирамбы. С течением времени из этих дифирамбов развилась греческая трагедия — один из ценнейших вкладов греков в общечеловеческую культуру. Собственно, «трагедия» означает «песнь о козле» или «песнь козлов», а певцы в козлиных шкурах изображали козлоногих спутников Дионис — сатиров. Из шуточных песен на деревенских дионисиях развилась греческая комедия. Многие произведения Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана, которые до сих пор не сходят со сцены, впервые были сыграны именно на афинских дионисиях. Под юго-восточным склоном Акрополя до сих пор сохранился театр Дионис, построенный в 6 в. до н. э., где эти игры проходили более полутысячелетия.

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

Греческие художники часто изображали Дионис, причем в двух видах: как серьезного зрелого мужчину с густыми волосами и бородой или как юношу. На одной из лучших античных статуй — «Гермес с Дионис» Праксителя (ок. 340 до н. э.) Дионис изображен ребенком. Сохранилось множество изображений Дионис на вазах и рельефах — отдельно, с сатирами или вакханками, с Ариадной, с тирренскими разбойниками и т. д.

Европейские художники изображали Дионис с не меньшей симпатией, чем античные. Из статуй прежде всего выделяются «Вакх» Микеланджело (1496—1497), «Вакх» Поджини (1554) и «Вакх» Торвальдсена (ок. 1800). Из картин — «Вакх и Ариадна» Тициана (1523), две картины Караваджо: «Вакх» (1592—1593) и «Молодой Вакх» (создан чуть позже), «Вакх» Рубенса (1635—1640, находится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже).

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

Из многочисленных скульптур, картин, фресок в картинных галереях и замках Чехии и Словакии отметим рисунок Романо «Процессия Вакха» в Моравской галерее в Брно и «Вакха с виноградной лозой и Амуром» Де Фриза в Вальдштейнском саду в Праге (литая копия оригинала, увезенного в 1648 г. шведами).

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

Дионис, статуя которого стояла на сцене каждого античного театра, в новое время опять попал на сцену, в основном — заслугами композиторов. В 1848 г. оперу-балет «Торжество Вакха» написал Даргомыжский, в 1904 г. «Триумф Вакха» — Дебюсси, в 1909 г. оперу «Вакх» — Массне.

В современном языке Дионис (Вакх) иносказательно — вино и связанное с ним веселье:

«Раздайтесь, вакхальны припевы!»
— А. С. Пушкин, «Вакхическая песня» (1825).

Источник

Дионис

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

Дио́ни́с (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, Δυονισος), Ва́кх, Ба́хус (др.-греч. Βάκχος, лат. Bacchus) — персонаж древнегреческой мифологии, младший из богов-олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Также Дионис считается покровителем театра.

В римской мифологии ему соответствует Либер. Либер имел и свою женскую ипостась по имени Либера, что прекрасно отражает двойственный муже-женский характер этого божества.

Он «темный», «игривый», «танцор и экстатический любовник», «воплощение щедрости», «наслаждение смертных» и «освободитель». Он известен как «сумасшедший», «яростный», «бешеный», «ночной гость», «пришелец из потустороннего мира» и «ночной бродяга». Он «сексуально возбужденный», «кастрированный», «существо, лишенное настоящей энергии», «женственный» и «женский угодник». Царство Диониса — это царство парадокса; он является «гибридом», «двуликим богом», «многоликим богом» и, наконец, «хозяином человеческих душ». Целью культа Диониса был экстаз, который «мог означать все, что угодно, начиная с поисков своего „истинного Я“ и кончая глубинным изменением личности»[1].

В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса).

Поскольку древние составители мифов и поэты, писавшие о Дионисе, не согласны друг с другом и записали многие совершенно нелепые сказки, представляется трудной задачей дать ясный отчёт о рождении и делах этого бога. Ибо некоторые передали истории, в которых есть только один Дионис, другие — что существуют три [Цицерон (О природе богов, 3.58) говорит, что было пять], и есть такие, кто утверждает, что вообще никогда не было его рождения в человеческом виде и думают, что слово Дионис означает только οἴνου δόσις, «дар вина»[2].

Содержание

Имя Диониса

Само имя Дионис не греческого происхождения, оно уходит своими корнями в более древнюю крито-микенскую культуру автохтонных народов моря. Имя Дио́ни́с (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος) восходит к микенскому di-wo-nu-so-jo. Достоверно значение имени неизвестно.

Диодор Сицилийский упоминает об этимологии имени Диониса, возводимому к οἰνοδότης (οἰνο-δότης), дор. οἰνοδότᾱς ὁ податель вина, дарящий вино (Βάκχος Eur.)

Мифы о Дионисе и его ипостаси

Мифы о Дионисе ярко отражали переход эллинского общества от скотоводства к земледелию, важнейшей отраслью которого было виноградарство. На смену богам-животным приходили очеловеченные божества, и менялись формы их почитания. В период родового строя существовал культ животных в его наиболее распространённой форме. В числе животноподобных божеств был и бог Дионис, чтимый в облике быка и козла. Почитатели Диониса уподоблялись ему, надевая шкуры и маски. Впоследствии, когда бог-козёл Дионис стал антропоморфным божеством, его почитатели стали осмысляться как изображающие спутников Диониса – козлоногих Сатиров.

До открытия Микенской культуры исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался чуждым ясному уму и трезвому темпераменту античных греков. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса ещё до Троянской войны.

Согласно речи Котты, приводимой у Цицерона, Дионисов было пять:

Исследователь античности А. Ф. Лосев в своей работе «Мифология греков и римлян» выделяет трех Дионисов, но уже не столько ориентируясь на их родословную, или же биографию, сколько исходя из этапов развития человеческого сознания и социума.

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

Таким образом, Дионис-Загрей-Иакх (Вакх) по сути, превращается в свою противоположность, проходя путь от борьбы со стихийными силами природы, до их воплощения в себе. Однако в наше время образы эти во многом слились воедино. Здесь Дионис предстает перед нами, как целостность, история развития всего сознания, собранная в единую точку.

Нонн Александрийский в поэме «Деяния Диониса» описывает зачатие Диониса Зевсом, в котором заранее отражается многоликость будущего младшего бога:

Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждёт ребёнка от Зевса, его супруга Гера решила погубить Семелу и, приняв вид странницы, внушила ей мысль уговорить возлюбленного явиться ей во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву нарушить не могут даже боги. Семела попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден вырвать у неё из чрева недоношенный плод, который он зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра.

Диодор Сицилийский, однако, трактует эту версию в более реалистическом ключе, поясняя, что речь может идти о созвучии слова бедро названию города Мероэ. Μερόη — Мероэ, город на территории современного Судана, ставший столицей государства Куш после разорения Напаты (Гебель-Баркал) Псамметихом II.

Удивительная история с рождением Диониса из Зевсова бедра, вероятно, происходит от созвучия слова «бедро» с названием города Мероэ: По Геродоту (II, 146), Зевс, тотчас же после рождения, зашил Диониса в бедро и отнес в Эфиопию, т.е. в царство Куш, располагающееся к югу от Египта, в верховьях Нила. В том же источнике (II, 29) сказано, что жители Мероэ признают только двух богов — Зевса (Амона) и Диониса (Осириса). По Гелиодору, в пантеоне мероитян главное место занимала триада, которую он отождествляет с Гелиосом, Селеной и Дионисом. Поскольку в Мероэ верховным божеством почитали Зевса (Амона), то, скорее всего, изначально имелось в виду происхождение Диониса из Зевсова города Мероэ (Μερόη), а не из бедра (μηρού) Зевса. Можно также вспомнить похожую иудейскую формулу: «от колена Давидова». По-моему, заимствование очевидное. В этой связи не кажется удивительным созвучие греческих слов γόνυ («колено») и γονή («потомство»)[4].

Дионис спускался в Аид через болото Алкионию, а спуск ему показал Полимн. Из Аида он вывел свою мать Семелу, ставшую богиней Фионой.

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

С этим божеством традиционно связывают виноград и вино, деревья, хлеб. Но, по всей видимости, эти более поздние атрибуты вторичны. Главным же символом Диониса, как, прежде всего, бога производящей силы, был бык. Вакханки пели:

О, гряди, Дионис благой, В храм Элеи, В храм святой, О, гряди в кругу хариты, Бешено ярый, С бычьей ногой, Добрый бык, Добрый бык!

Имеются античные изображения Диониса в ипостаси быка, так, на одной из дошедших до нас статуэток он представлен одетым в бычью шкуру, голова, рога и копыта которой закинуты назад. На другой он изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградных гроздьев вокруг тела. К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий».

Плод прижал, а после зашил в бедро, и явился Юноша вместо грозди, быку рогами подобный, Он из бедра Зевеса в полной силе родился! Деяния Диониса VII:150 Нонн Панополитанский

Дионис Загрей

Согласно мифу едва успев появиться на свет, новорождённый Загрей воссел на трон своего отца Зевса. По сути, Загрей наделяется здесь всей полнотой власти Зевса. Прямое отождествление Загрея с Зевсом неоднократно встречается в источниках, даже в очень поздних, например, у Аристида. Однако титаны-заговорщики напали на божественного ребёнка, когда тот смотрелся в зеркало. В этом им помогла Гера, которая устранила стражей подарками и с помощью погремушек и зеркала выманила младенца с трона. Какое-то время Дионису удавалось спасаться от преследователей, по очереди превращаясь то в Зевса, то в Крона, то в юношу, то во льва, то в лошадь, то в змею. Когда же божественный ребенок принял образ быка, титаны настигли его и растерзали. Семь кусков тела они поместили в треножный сосуд, сварили, поджарили и съели, таким образом причастившись божественности. Осталось нетронутым лишь сердце Диониса, то есть сама сущность бога. Титаны, вкусившие его плоть, были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшегося с кровью бога, произошел человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса.

Мы видим здесь миф о дуальной природе человека – животной (титаны) и божественной (божественное дитя), которая неотделима одна от другой, как не мог Зевс отделить пепел титанов от пепла съеденного ими Диониса. Этот миф разворачивает перед нами каббалистическую мифологему падения божественной искры – семени Зевса, воплотившегося в его сыне Загрее.

Судьба сердца Диониса в разных мифах описана по-разному. Афина спасла его сердце, а Аполлон похоронил его в Дельфах, собрав куски тела в сосуд, согласно Каллимаху и Евфориону у Цеца. В некоторых мифах говорится, что сердце это проглотил Зевс и дал второе рождение сыну через Семелу. В другом предании сердце было измельчено в порошок, из которого была сделана настойка для Семелы. Где-то Дионис вообще считается внебрачным сыном Зевса и Деметры. В этой версии, мать собрала части ребёнка и возродила их. Где-то полагали, что Дионис возродился сам. Существовало и предание, что Загрей призрачно существовал в Аиде до тех пор, пока Дионис не воссоединился с ним, во время своего сошествия в Аид. Лосев А.Ф. пишет, что весьма возможно, что Загрей был исторической личностью, и Крит давным-давно знал дикого охотника Загрея, хтонического демона или демона охоты (т. е. ловца душ, отсюда имя «Ловец, Охотник») на манер известного Актеона. Только впоследствии, может быть, этот Загрей был отождествлен с Дионисом, тоже охотником и богом душ, и поставлен в сыновние отношения к Зевсу, богу жизни, или к Аиду, богу душ умерших.

При этом интересно, что по сути именно здесь Дионис-Загрей обретает столь ярко выраженную андрогинную природу. Сам Дионис намного ближе к женскому началу, он часто теряется там, где необходимо проявить мужские черты, и входит из положения, являя вовсе не героизм, но животные инстинкты (эпизод с пиратами). «Такой Дионис едва ли мог быть особенно враждебным для Титанов, так как и Титаны… тоже весьма мало отличались от универсального женского божества матриархата и во всяком случае были его второстепенными представителями… Титаномахия, гигантомахия, тифония, бесконечные поединки богов и героев с разного рода чудищами и страшилищами — это все одно из наиболее характерных отличий мифологии металлического и развитого земледельческого и скотоводческого века. Борьба Загрея и Титанов, насколько можно судить, является примером такой борьбы мощной человеческой индивидуальности со стихией», пишет А. Ф. Лосев. То есть в синкретическом образе Диониса-Загрея мы видим одновременно и архетип сына Великой матери, и архетип героя, точнее борца, растерзанного слугами Великой матери природы – титанами.

Дионис и Осирис

Видимо, из-за символической связи Диониса и быка, которая появилась в результате соединения его образа с образом Загрея, и появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг. До этого же времени, согласно преданию, люди тащили плуг вручную. Таким образом, Дионис изображается так же, как и Минотавр с головой быка, что по большинству трактовок означает победу звериных инстинктов над человеческим началом, но в то же время он подчиняет животное начало и запрягает его в плуг – заставляет обрабатывать землю и приносить пользу. Здесь миф о Дионисе неожиданно коррелирует с мифом об Осирисе. Осирис был также и богом плодородия, именно он по преданиям научил людей земледелию, в том числе выращивать виноградную лозу. Осирис неоднократно упоминался античными авторами. Согласно Геродоту, это бог, которого египтяне отождествляли с греческим Дионисом. Согласно Тибуллу, Осирис первым сделал плуг и научил людей земледелию. Любопытно, что как Осирис, так и Дионис запрягают быков в плуг, то есть заставляют их повиноваться и работать. Отмечу, что звериная (бычья) голова Диониса также отсылает нас именно к Древнему Египту, где многие боги выглядели именно так. Да и в мифе о растерзании Диониса-Загрея мы видим много параллелей с мифом об Осирисе.

Диодор Сицилийский в «Книге о Египте» пишет:

И некоторые древние греческие мифологические писатели называли Осириса именем Дионис или, с небольшим изменением в форме, Сириус. Один из них, Евмолп, в своем вакхическом гимне говорит: Наш Дионис, сияющий, как звезда, С огненным глазом вездесущих лучей; в то время как Орфей говорит: Вот почему люди называют его Сияющим И Дионисом[5].

В «Исторической библиотеке» он пишет:

Так, егип­тяне гово­рят, что под име­нем Дио­ни­са у элли­нов изве­стен бог, име­ну­е­мый у них Оси­ри­сом. Они рас­ска­зы­ва­ют, что этот бог обо­шел всю оби­тае­мую зем­лю, изо­брел вино и научил людей выра­щи­вать вино­град: за это бла­го­де­я­ние он и был, по обще­му мне­нию, удо­сто­ен бес­смер­тия[6].

Другие животные Диониса

Помимо быка как основного животного, символически связанного с Дионисом, и козла, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде гепардов и львов, медведи, а также змеи.

Когда же приспел ему срок, Рогоносного бога родил он [Зевс], Из змей венок ему сделал, И с той поры этой дикой добычей Обвивает менада чело.Еврипид, «Вакханки»

Дионис Древесный

Кроме того, почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из его прозвищ было Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Он бог был покровителем деревьев, особенно культурных. Его называли Изобильным, Раскрывающимся и Цветущим. Из всех деревьев богу особо посвящались сосна и фиговое дерево, а из растений, кроме виноградной лозы, — плющ.

Связь Диониса с водной стихией

Двойственная, андрогинная муже-женская природа Диониса нашла свое отражение и в его тесной связи с водной женской стихией. В «Илиаде» говорится о море как о месте обитания Диониса, где он находится под опекой Фетиды. В лаконийском варианте мифологемы говорится, что малыш Дионис пристал к берегу в сундуке вместе со своей мёртвой матерью, опекунша Диониса, Ино, стала морским божеством, после того как, гонимая обезумевшим мужем, прыгнула в морскую пучину. Из воды же призывают восстать Диониса на Лерне, называя его Πελάγιος («он из моря»), Λιμναΐος («он из озера») и Λιμναγένης («рождённый озером»). И образ ребёнка, в котором часто изображали бога, и связь с водой указывают на состояние «ещё неотделённости» Диониса от небытия. В мифе о его воспитании Дионис был переодет в девочку; он всё время окружён женщинами, начиная от воспитательниц нимф (ещё одна связь с водой), и заканчивая его постоянными спутницами, поклоняющимися ему менадами и вакханками, названными так в соответствии с его вторым именем.

Вообще, многих своих побед он достигает совсем не «мужскими» способами. «Женственный бог» соблазняет, совращает, загадочно улыбается своим приверженцам, заманивая их и увлекая в лукавый, артистичный танец, позволяющий достичь глубочайших потайных уголков души, которая по своей природе является фемининной. Героическое сознание воспринимает силу и власть Диониса как слабость, подчиненность и пассивность. Дионис часто оказывается жертвой. Он позволяет своему кузину смертному Пентею, надеть на себя наручники и унижать себя; он обещает полное подчинение в качестве цены за возвращение его матери Семелы из Потустороннего мира; сталкиваясь с грубой маскулинностью, как например, с взявшими его в плен пиратами, он часто пугается и терпит поражение, однако же поражение это временное.

Дионис и Иисус

Культ Диониса

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

Судя по всему, культ Диониса уходит своими корнями в самые древние пласты эллинской культуры.

Заповеди любимейшего из богов греков Аполлона гласили: «Знай меру», «Соблюдай границы» и «Укрощай свой дух». Если мы обратимся к юнгианской аналитической психологии, то станет понятно, что столь яростное подчеркивание аполлонического начала и отрицание стихийного, являлось признаком скрываемого страха перед самими собой, перед неким демоническим началом человеческой природы, которую вскрыл безумный экстатический культ Диониса – отголоски намного более древнего культа, чем ясная, солнечная и понятная вера в Аполлона.

Культ Диониса предполагал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается, растворяется в лоне Великой матери, теряет себя, свою человеческую индивидуальность.

Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек,— проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук — во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит — с Дионисом». (Александр Мень. «История религии».)

Однако, Дионис вовсе не столь однобок, о нем было сложено множество сказаний – мифов, широко распространённых в Древней Греции. Рассказывалось, как однажды бешеный бык забодал насмерть насмешливого сатира, большого друга Диониса. Горько плача, мальчик полил его раны душистым цветочным нектаром, и тогда сатир превратился в виноградную лозу, а сок плодов этой лозы стал пьянящим. Возмужавший Дионис побывал потом во многих странах и научил народы возделывать виноград, изготовлять из него вино и наслаждаться этим благородным напитком под сенью плющевых венков, предохраняющих от чрезмерного опьянения. Здесь мы вновь видим отголоски того, что Дионис не только выпускает животное начало на волю, но и сам же усмиряет его, запрягает в плуг, то есть заставляет, учит его помогать людям, а не только лишь сеять разрушения. Гомер называл Диониса «радостью людей». А согласно мифу постоянными спутницами Диониса были богини Харита и Эйрена – Обаяние и Мир.

Вместе с тем Дионис оказывается и жертвой. В данном случае оказаться «жертвой» — значит быть бессильным и/или быть в невыгодном положении перед угнетателем. Дионис освобождает своих приверженцев от притеснения и ощущения себя жертвами, призывая их к совершению жертвоприношения. Тем самым он благословляет добровольную жертвенность. Те, кто его отвергает и презирает, не признают скрытую божественность этой жертвы.

В конце концов, дионисизм завоевал всю Грецию к VIII—VII вв. до н. э. Но культ, ставивший целью облегчить душу от всего бренного, слить её в экстазе со вселенной и тем самым доказать бессмертие души, всё больше сползал в безумствующие оргии (оттого это слово обрело теперь негативный оттенок), а также разудалый разгул страстей с разжиганием инстинктов. Животное все больше превалировалао над божественном, титаны вновь съедали младенца Загрея.

Чтобы приостановить эту волну, празднества Диониса было разрешено проводить только на Парнасе и притом лишь раз в два года (в так называемых «триетеридах»). В остальной же Греции празднества Вакха были приурочены к праздникам земледельцев и садоводов, от безумного исступления остались лишь игры ряженых, а кровавые жертвы были заменены подношением богу плодов. По-видимому, это укрощение первобытного дионисизма вызвало новую его волну, перешедшую из той же Фракии, но на этот раз дионисизм был укрощён рациональным, упорядочивающим аполлоническим началом.

Всё это вылилось в т. н. орфический культ или орфизм, названного в честь легендарного пророка Диониса – Орфея.

Тирс – это деревянный жезл, увитый плющом и виноградными листьями, он был сделан из стебля ферулы, увенчанного шишкой итальянской сосны пинии. Тирс был атрибутом Диониса, а также его свиты — сатиров и менад. Это был непременный атрибут дионисийских мистерий, символ человеческого созидающего начала.

Алиэн Данилу в работе «Шива и Дионис» сравнивает фаллические культы этих двух божеств, а также уже упоминавшегося здесь Осириса: «Где бы ни распространялся культ Шивы, играет существенную роль фаллический образ и культ фаллоса. Поклонение фаллосу можно обнаружить в Средиземноморье и на севере Западного мира еще с доисторических времен и в культе Диониса до 6 столетия нашей эры. В Греции он играл важную роль в церемониях в честь Диониса. В Египте специальные почести воздавались сексуальному органу расчлененного Осириса».

Как сообщает Геродон:

. египтяне справляют праздник в честь Диониса почти совершенно так же, как и в Элладе (за исключением хоров). Только вместо фаллосов они придумали носить другой символ — куклы-статуэтки в локоть величиной, приводимые в движение с помощью шнурков. Эти куклы с опускающимся и поднимающимся членом женщины носят по селениям, причем этот член почти такой же величины, как и все тело куклы. Впереди шествует флейтист, а за ним следуют женщины, воспевая Диониса. А почему член куклы так велик и отчего это единственно подвижная часть тела куклы, об этом существует священное сказание[7].

Мистерии Диониса

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

Древнегреческие мистерии были посвящены божествам и к участию в них допускались лишь посвящённые. Зачастую Мистерии представляли собой театрализованные представления, а Дионис стоял у истоков театральной трагедии.

Епископ Гностической Католической церкви Тау Апирион в работе Введение в Гностическую Мессу так описывает суть диониссийских мистерий и их происхождение:

Фрески Виллы Мистерий

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

В Помпеях, на стенах Виллы Мистерий, хранится серия древних фресок, и существует мнение, что на них изображена женская инициация в дионисийской мистерии. Символично, что вдоль дороги, ведущей к Вилле, находились сельскохозяйственные помещения, в том числе комната с прессом для винограда.

Хотя фрески на стенах имеют множество толкований, поскольку письменных источников, на основе которых их можно было бы толковать, не сохранилось, очевидно, что изображение тесно связано с Дионисийскими мистериями, поскольку одна из фресок явно изображает самого Диониса. Они изображают посвящение женщины в тайны некого культа, возможно, это предшествовало её вступлению в законный брак. Возможно, комната использовалась для проведения аналогичных обрядов.

На фресках видно, что посвященная Жрица в процессе ритуала заглядывает в некую скрытую под покрывалом корзину, это пугает инициируемую и она отшатывается в ужасе. Но через какое-то время мы видим, как посвященная стоит на коленях (справа от трона на иллюстрации). У нее посох путешественника и головная повязка. Посох связан с тирсом, то есть ритуальным фаллосом – побывав в глубинах, обрела с одной стороны внутренний стержень и опору (посох), а с другой стороны – способность творить (фаллос). Она вернулась из ночного путешествия-инициации, и то, что там происходило — нам не показывается, но очевидно она столкнулась там с самим Дионисом, чью фигуру мы и видим у нее за спиной. Она теперь сама тянется к некому священному предмету, покрытому тканью, если вначале она отшатывается от запретного, то пройдя свое странствие, она готова прикоснуться к нему.

Что в этой корзине? Это определенно что-то сокрытое и запретное. Есть разные версии, в основном они сводятся к тому, что в корзине должен быть фаллический символ (а саму мистерию часто рассматривают как предбрачную подготовку юной девушки).

Именно присутствие Айдос делает мистерию сакральной, по сути заставляет инициируемую совершать трансгрессию, то есть перешагивать через запрет, охраняемый стыдом и приносить себя в жертву под жалящими ударами Айдос. Само собой, не следует воспринимать здесь стыд, как категорию этическую, скорее, это напротив неосознанное, титаническое.

По сути посвящаемая здесь проходит тот же путь, что и Дионис, который лег в основу классической греческой трагедии. «Гильберт Мюррей (1866-1957), видный специалист по классической филологии, оставил нам ценное описание циклической религиозной драмы, лежащей в основе классической греческой трагедии. Он видел основной цикл, происхождение трагической драмы, как ритуальную реконструкцию смерти и возрождения Духа Года. Данная ритуальная реконструкция отличалась четырьмя основными особенностями или фазами:

Орфические Мистерии

кто такой бахус бог чего. Смотреть фото кто такой бахус бог чего. Смотреть картинку кто такой бахус бог чего. Картинка про кто такой бахус бог чего. Фото кто такой бахус бог чего

Наиболее известными, дошедшими до нас мистериями, являются мистерии Орфиков, связанные с культом Диониса через личность Орфея – пророка Диониса. Глубокое осмысление образа Диониса мы находим у последователей легендарного Орфея.

Орфики насчитывали шесть основных космических эпох: Фанет, Ночь, Уран, Кронос, Зевс, Дионис. Дионис — это бог последней космической эпохи, царствующий над миром, или, как говорит один источник, «наш владыка». Дионис трактовался как наиболее совершенное и наиболее конкретное явление божества в мире.

Орфические мистерии являлись собраниями замкнутого общества последователей учения. На посвящённых налагались различные аскетические обязанности. Учение орфизма носило подчёркнуто эзотерический характер, что сближает его с пифагорейством и элевсинскими мистериями. Первоначально орфизм воспринимался как сугубо низовой народный культ и осмеивался различными философскими школами, впоследствии его элементы использовались неоплатонизмом для создания собственной систематизированной космологии.

Согласно Псевдодиодору, Орфей странствовал по Египту, как и сам Дионис, и там значительно усовершенствовал свои знания, став первым из эллинов в теологии, обрядах, поэзии и музыке. Как и сам Дионис, Орфей спускался в подземный мир, чтобы вывести оттуда свою возлюбленную Эвридику, однако в отличие от юного бога потерпел поражение. Псевдо-Эротосфен утверждает, что Орфей поклонялся не Дионису, а Аполлону-Солнце. Домагет же и Лактанций утверждают, что именно Орфей открыл тайные обряды Диониса, установил их на горе, названной от его кифары Кифероном.

Как и в основе мифа о Дионисе-Загрее лежит его растерзание титанами, так же и в основу орфизма лег миф о смерти Орфея, пророка Диониса, которая созвучна гибели его Бога. По Овидию, Орфей был растерзан фракийскими менадами за то, что презрел их любовные притязания (после окончательной потери Эвридики он обратился к любви юношей). По Конону, фракийские и македонские женщины убили Орфея за то, что он (будучи жрецом местного храма Диониса) не допустил их к мистериям. Либо он был убит за то, что стал свидетелем мистерий Диониса, и превращён за это в созвездие Коленопреклоненного. Мифы о растерзании Орфея менадами легли в основу орфических культов.

Орфики учили, что нравственный долг каждого человека состоит в том, чтобы содействовать освобождению дионисийского начала, очиститься от унаследованной от титанов скверны. Своеобразным сводом их молитв-заклинаний является сборник философско-ритуального характера, авторство которых приписывается Орфею, известный под названием «Орфические гимны».

Вакханалии и Дионисии

Празднества Диониса-Вакха были в почете как в Древней Греции, так и в Риме. В Греции это были Дионисии, в Риме – Вакханалии или Врумалии. Проводились они как правило весной и символизировали пробуждение природы и возвращение бога производительных сил на землю (поэтому Врумалии проводились также и в честь Деметры – богини земли и плодородия). Большие Дионисии — городской праздник, проводившийся с 25 марта по 1 апреля с трагедиями, комедиями, сатирой; фаллическим шествием, ряжением, маскарадом, дифирамбами, состязанием поэтов и наградами победившим актёрам и поэтам. Завершалось богатым пиршеством за счёт государства. Были и Малые Дионисии, которые проводились осенью в честь сбора урожая винограда и разлива молодого вина. Вакханалии первоначально проводились 16-го и 17-го марта.

Греческий праздник был, пожалуй, даже более разгульным и в полном соответствии с фигурой самого Диониса не делал никаких различий между участниками. Дни дионисий были нерабочими. В празднестве участвовало всё городское население. В то время как вакханалии изначально были только женским праздником, причем, проводившимся тайно, под покровом ночи.

Празднества в честь Диониса — врумалии или вакханалии, т. н. оргии, чем-то схожи по описанию с шабашем ведьм: во время празднеств рекой текло вино, возбуждающее все чувства человека, бодрящее, раскрепощающее, звучала ритмичная музыка, танцовщики исполняли танцы, которые вкупе с экзальтацией всех чувств и удивительной музыкой доводили участников до состояния эйфории и экстаза, граничащего с безумием. Особенно в этом смысле выделялись женщины, т. н. менады (от слова «мания» — безумие) или вакханки, получившие своё прозвище от второго имени бога (отсюда же возникло понятие «вакханалия»), которые по некоторым свидетельствам в порыве священного безумия могли голыми руками растерзать стадо быков. «Демонические силы, таящиеся в человеке, легко овладевают им, когда он бросается в водоворот экзальтации. Упоение бытием у поклонников Диониса нередко выливалось в упоение кровью и разрушением. Бывали случаи, когда женщины тащили в лес младенцев и там, носясь по горам, рвали их на куски или швыряли о камни. В их руках появлялась тогда сверхъестественная сила», — говорит Мень. Действительно, вырываясь на волю наша божественная искра несет в первую очередь разрушения, ведь она чужда человеческих законов, она стремится к первозданности.

От обычая переодеваться козлами во время празднования Дионисий производится и само слово «трагедия» (от tragos козёл и ode песнь) обрядовая песнь в честь бога Диониса. Подобно трагедии название «комедия» производится от слов «комос», что значит «шествие бражников» и ode песнь.

Римские вакханалии первоначально проводилась тайно, под покровом ночи, её посещали только женщины, которые собирались в роще Симилии возле Авентинского холма 16-го и 17-го марта. Позже на церемонию стали приходить и мужчины, а торжества начали проводиться пять раз в месяц. Празднества эти соединялись с диким разгулом и нередко сопровождались элементами насилия. Римский Сенат выступал против вакханалий. Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений. Несмотря на тяжёлое наказание, налагаемое на нарушителей данного постановления, Вакханалии не были искоренены, во всяком случае, на юге Италии, очень долгое время, а имя их надолго осталось для обозначения шумных торжеств, и в этом смысле употребляется и по сей день.

Культ Доиниса взывал к глубинной фиминной природе женщин – стихийной, не подвластной правилам, установленным римским Сенатом. Этот мир находится в полном согласии с природой. Дионис пробуждал в женщинах именно эту цель: разорвать связи супружеских обязанностей с привычным семейным укладом ради того, чтобы следовать за факелом бога, покоряя горные вершины и наполняя леса дикими воплями экзальтации.

Образ Диониса в работах Алистера Кроули

Заметного места в творчестве Кроули образ Диониса не занимает. В Книге Лжей Кроули говорит о нем, как об экстатическом мистике, пришедшем с Востока. В работе «Таро и Зодиак» Алистер Кроули указывает на тесную связь Диониса с Гермесом. Описывая аркан Влюбленные он пишет:

Над головами трёх присутствующих парит крылатое божество в облике ребёнка, держащего лук и колчан полный стрел, одну из которых он нацелил в голову юноши. Это символ вдохновения, ментального роста юноши. Современные художники совершили ошибку, перепутав этого крылатого Бога с купидоном, но на самом деле он является той ипостасью Солнца, которая представляет светило в качестве проводника высшей божественной силы, силы Творца всего. Это отождествление Меркурия с Солнцем. (Мало известен тот факт, что мифы о Гермесе и Дионисе тесно связаны и, несомненно, их можно отождествить).

Точно так же как и Гермес – бог границ – помогает преодолеть границы разума и сознания, так и Дионис выводит нас за любые рамки и ограничения в забытьи своего священного экстаза.

Образ Диониса также близок к образу Пана, описываемому Кроули. Алистер Кроули пишет в Книге Тота относительно аркана Дьявол:

Это Древо Жизни, видимое на фоне исключительно тонких, сложных и фантастических форм безумия, божественного весеннего безумия, уже различимого в созерцательном безумии зимы… Знак Козерога груб, резок, темен, даже слеп; творческий импульс не принимает в расчет резонов, обычаев или предвидений. Он божественно беспринципен и возвышенно беззаботен по поводу результата. «У тебя нет иного права, кроме как творить свою волю. Делай так, и никто другой не скажет «нет». Ибо чистая воля, не смягченная умыслом, свободная от вожделения результата, совершенна во всех отношениях» (АЬ, I. 42 – 44)… Итак, формула этой карты – совершенное уважение ко всему живому. Ее персонаж радуется неровному и бесплодному не меньше, чем гладкому и плодородному. Все вещи в равной степени восхищают его. Он находит экстаз в каждом явлении, каким бы по природе отвратительным оно ни было. Он превосходит все ограничения; он – Пан; он – Всё…

Сравните это с описанием культа Диониса у Вальтер Отто в работе «Дионис: Миф и культ»:

Дионис как посвященный О.Т.О. и A.’.A.’.

В Liber LII. Манифест О.Т.О. Кроули возводит «родословную» Ордена к полумифическим богам-героям-мудрецам, среди которых мы находим и Диониса:

Орден сей воплощает все тайное знание всех восточных орденов; и вожди его — посвященные высочайшего ранга. Таковыми их признают во всех странах мира все, кто способен распознать знаки. Во времена более отдаленные в первые правомочные ассамблеи О.Т.О. входили такие лица, как: Фу-Си, Ипполит, Лао-цзы, Мерлин, Сиддхартха, Артур, Кришна, Титурель, Тахути, Амфортас, Анх-эф-на-Хонсу, Персиваль, Геракл, Моисей, Орфей, Одиссей, Вергилий, Мухаммед, Катулл, Гермес, Марциал, Пан, Аполлоний Тианский, Данте, Симон Маг, Карл Великий, Мани, Вильгельм Шейрен, Василид, Фредерик Гогенштауфен, Валентин, Роджер Бэкон, Бар-Дайшан, Иаков Бургундский де Моле, Государь У, Гэ Хун, Христиан Розенкрейц, Осирис, Ульрих фон Гуттен, Мельхиседек, Парацельс, Хем, Михаэль Майер, Монту, Якоб Бёме, Джон Ди, Фрэнсис Бэкон, сэр Эдвард Келли, Андреэ, Томас Воган, Роберт Фладд, Элиас Эшмол, Чжао, граф де Шазаль, Сатурн, Сигизмунд Бекстрём, Дионис, Молинос.

В «Liber Aleph» (главы 68 —75) Кроули говорит о тех, кто призван принести в мир новое Слово и положить тем самым начало новой эпохе в истории человечества. Он называет их посвященными A.’.A.’. степени 9°=2°, Магами, в которых Слово стало Плотью», и перечисляет всех семерых: Лао-цзы, Будда Гаутама, Кришна, Дионис, Тахути (Тот), Моисей, Мухаммед и сам Зверь 666.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *