кто такой эрготерапевт и что он лечит
Кто такой эрготерапевт и что он лечит
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Что нужно человеку с инвалидностью или врожденными нарушениями развития?
Статья:
Что нужно человеку с инвалидностью или врожденными нарушениями развития? То же самое, что и человеку без инвалидности, — ощущать свою независимость, сохранять достоинство. Правда, дается это тяжелее тем, кого не слушается тело, кто не может за собой ухаживать сам, кому тяжело самостоятельно выйти на улицу. Сейчас людям с такими трудностями могут помочь не только врачи, социальные работники и психологи, но и специалисты по реабилитации. В их числе — эрготерапевты.
Эрготерапия: лечение занятостью
Любая целенаправленная деятельность, которая имеет смысл для человека, улучшает его возможности. На этом основана эрготерапия — оценка, развитие и восстановление активности людей, которые из-за болезни, физической или психической, травмы потеряли (или никогда не имели) способность двигаться или заниматься повседневными делами. Название термина произошло от греческого слова ergon — «работа», «дело», «деятельность». Есть английская версия, не менее распространенная, — occupational therapy, то есть «лечение занятостью».
Как раздел медицины эрготерапия получила распространение в Европе после Второй мировой войны, когда возникла необходимость вернуть к обычной жизни множество людей работоспособного возраста, получивших увечья в боях. В России о специальности «эрготерапевт» узнали только двадцать лет назад.
Принципы реабилитации, которые легли в основу эрготерапии, сформулировал еще сто лет назад врач Уильям Раш Дантон, и на них до сих пор ориентируются все специалисты этого направления. Вот некоторые из них:
Налаживание смыслообразующей деятельности
Слово «занятость» в контексте эрготерапии не стоит смешивать с привычными для нас понятиями «трудотерапия» или «работа». Для эрготерапевта «занятость» — это различные виды деятельности, которые встречаются в жизни каждого из нас и придают ей смысл.
Одеваться, раздеваться, мыться, принимать пищу самостоятельно, заниматься хобби — это очень просто для здорового человека, но недоступно для тех, кто перенес инсульт или от рождения обездвижен.
У ребенка с инвалидностью или у взрослого с проблемами должен быть шанс ощущать собственную независимость, насколько это возможно. Отсутствие такого шанса ухудшает качество жизни, физическое и психологическое состояние человека в любом возрасте.
Как работает эрготерапевт
Эрготерапевты работают с людьми любого возраста. Они помогают при наличии у человека физических, когнитивных, эмоциональных или психических нарушений, при отставании в развитии или возрастных изменениях. Никаких противопоказаний для получения помощи эргатерапевтов нет.
В начале работы специалист выясняет, как нарушения человека влияют на разные виды его повседневной деятельности. Он учитывает личностные особенности пациента, например, его желания, черты характера, даже то, как он предпочитает, чтобы его называли.
Кроме того, берутся в расчет и особенности окружающей обстановки, ее безопасность для пациента, а еще то, как он и люди, которые находятся рядом с ним постоянно, взаимодействуют в разных ситуациях.
Арсенал воздействий на пациента:
Индивидуальный подход с конкретными целями
Основная задача специалиста — достичь поставленной цели в конкретной ситуации. Например, ребенок не может рисовать сам из-за невозможности действовать правой рукой, но ему очень этого хочется. Пока цель не будет достигнута, работа эрготерапевта не завершится.
Цель, долгосрочная или краткосрочная, может быть и не одна — эрготерапевт определяет ее вместе с пациентом или его семьей, если речь идет о ребенке. Затем врач адаптирует вид деятельности, необходимый человеку, или окружающую обстановку так, чтобы тот мог сам эффективно выполнять поставленные задачи.
У многих детей с нарушениями развития есть трудности с приемом пищи: родители порой не знают, как кормить ребенка правильно. Помогая устранить проблемы, эрготерапевт учитывает разные аспекты: положение тела, если ребенок не двигается, консистенцию пищи, выбор посуды и столовых приборов для кормления (ложка, чашка, бутылочка, соломинка), техники кормления. Например, если у пациента не получается долго сидеть, он «сползает» со стула, можно помочь ему, используя подлокотники, отрегулировав под его особенности специальное кресло.
Эрготерапевт, который работает с ребенком дошкольного возраста, часто сталкивается с тем, что ребенок не может сам играть или ему не хватает навыков самообслуживания. После постановки конкретных целей специалист может использовать разные методы: организацию среды, тренировку определенных функций, обучение ребенка и его родителей, специальные приспособления. Например, если малышу сложно самостоятельно застегивать пуговицы или шнуровать ботинки, можно применить в качестве застежек на одежде и обуви липучки.
Отличия от физической терапии
Эрготерапию часто смешивают с физической терапией. Этому есть объяснение — эрготерапевты и физические терапевты часто работают с одним и тем же пациентом. Но это две разных врачебных специальности.
Например, физический терапевт научит ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями самостоятельно перемещаться из кровати в инвалидную коляску. Или поможет после перелома руки восстановить некоторые ее функции. Физический терапевт — в первую очередь специалист по развитию движений.
Физический терапевт в максимально возможной степени развивает, поддерживает и восстанавливает двигательные и функциональные возможности пациента. А эрготерапевт помогает пациенту в максимально возможной степени восстановить способность к независимой жизни.
150 шагов до августа
Как работает эрготерапевт, мы узнали на примере одной московской семьи
Эрготерапевт – новая профессия для России: на всю страну таких специалистов наберется едва ли четыре десятка. На Западе эрготерапевт – это специалист, помогающий пациенту с функциональными нарушениями, например двигательными, приобретать или восстанавливать повседневные навыки: обслуживать себя, вести хозяйство и т. п. Особенно это важно для пациентов с ДЦП. Возможно, теперь, когда Минздрав внес эрготерапевтов (специалистов по медицинской реабилитации) в номенклатуру медицинских должностей, таких специалистов станет больше. Как работает эрготерапевт, мы узнали на примере одной московской семьи.
От подъезда до детской площадки 150 Машиных шагов. У Маши ДЦП. И у нее есть цель: до августа, когда Маше исполнится три года, она должна научиться проходить эти полторы сотни шагов сама, без маминой помощи. И это не так просто, как кажется. Когда мы ходим, то совершенно не задумываемся над тем, что делаем. А ведь это не просто значит переставлять ноги и двигаться вперед. Надо еще уметь вовремя остановиться.
И вот это у Маши пока никак не выходит: сила инерции влечет ее вперед, верхняя часть туловища перевешивает, Маша теряет равновесие и падает. Много раз на этом коротеньком пути. Но упрямо поднимается и почти никогда не плачет. Об этом мне рассказала эрготерапевт Анна Лучникова, которая занимается с ребенком уже год. За это время им с Машей удалось решить множество житейских проблем, но ходьба с опорой пока самая главная.
Мастер лайфхаков
Я приехала в гости к Машиной маме Анастасии, чтобы посмотреть, как работает эрготерапевт. Профессия для меня новая. Я выяснила, что эрготерапия означает «лечение действием», этот метод применяется не только для детей с ДЦП, но также с различными неврологическими заболеваниями, после инсультов, при эпилепсии, синдроме Дауна, аутизме, задержке речевого и психического развития. Помогают эрготерапевты и детям, которым после операции установили протезы. Эрготерапевт не занимается лечением. Его задача – выявить проблему там, где ее не замечают родители, и использовать для ее решения необычные способы, менять пространство, чтобы ребенку было удобно. Есть такое популярное словечко «лайфхак» – житейская хитрость, полезный совет, помогающий решить бытовые проблемы. Эрготерапевт – не врач, а скорее мастер лайфхаков.
Машина мама узнала об эрготерапии из интернета. «Год назад дочка вообще не ходила и не стояла у опоры, только ползала на четвереньках, – говорит Анастасия. – В больнице нам просто ставили диагнозы, констатировали отставание в развитии и отправляли домой. На вопрос: «А что же делать?» – нам отвечали: «Ну, хотите, запишем вас на курс массажа или положим в стационар»». Машина мама не хотела в стационар: она хотела, чтобы ее ребенок просто научился ходить, самостоятельно есть и пить из чашки. Но в больнице с этим не помогут. На форуме родителей детей с ДЦП Анастасия прочитала, что такие проблемы помогает решить эрготерапевт. Есть программа «Уверенное начало», разработанная при поддержке аудиторской компании KPMG, которая создала для этих целей благотворительный фонд. Мама Маши отправила в фонд просьбу о помощи, и ребенка взяли в программу. Для родителей Маши занятия бесплатные: их оплачивает KPMG. Они проходят два раза в неделю по часу.
Лечение или развлечение?
Пока я разговариваю с мамой, Анна Лучникова раскладывает на высокой спинке дивана пестрые детские платьица и предлагает Маше решить, в чем она пойдет гулять. Девочка выбирает с большим энтузиазмом. Маша худенькая, беленькая, юркая, с большими глазами за стеклами круглых очков. Красивых и модных, в розовой оправе. «А когда же начнется занятие?» – спрашиваю я Анну. «А оно уже идет! – улыбается эрготерапевт и поясняет: – У Маши сужены поля зрения. Чтобы их расширить, нужно смотреть по сторонам, поднимать и опускать взгляд, не упираться в одну точку. А смотреть надо на что-то интересное, и наряды для этого вполне подходят. Для этих же целей мы раньше еще брали картинки и наклеивали по всей квартире на стены и мебель на разной высоте, а Маша их искала и собирала. Вроде бы игра, но с пользой».
Кстати, с одеждой тоже не все просто. Раньше девочка плакала, отказывалась одеваться или раздевалась, когда маме удавалось на нее что-то надеть. Родители думали, что это просто детские капризы, расстраивались и даже сердились. Эрготерапевт объяснила: у Маши повышенная чувствительность, поэтому прикосновение к коже некоторых материалов для нее не просто неприятно, а непереносимо. Поэтому нужно разрешить Маше самой рассортировать вещи на «хорошие» и «плохие». После этого проблем с одеванием больше не возникало.
Когда Маша оделась, выбрав платье из тонкого хлопка с нарядной оборкой, началась тренировка – тоже больше похожая на игру. Для этого Анна придумала тренажер, напоминающий деревянную приставную лестницу. Только по этой лестнице не нужно карабкаться. Ее кладут на пол, а Маша в погоне за мячиком или игрушкой должна перешагивать через перекладины. Это очень пригодится на улице, чтобы не цепляться за бордюры, подниматься по ступенькам и преодолевать разные мелкие препятствия.
У Маши есть брат Вова, они двойняшки. Маша – старшая, так как появилась на свет на несколько минут раньше, но Вова чувствует себя главным, потому что умеет делать все то, чему сестра только учится. «Приходится придумывать не только тренировки для Маши, но и игры для Вовы, чтобы он не отвлекал сестру и не обижался, что на него не обращают внимания!» – смеется Анна и просит мальчика собрать разноцветные мячики, которые разбросала сестра.
Пять целей и свобода выбора
Наконец мы выходим во двор. Анне нужно решить, что поможет девочке ходить не падая. Несколько недель Маша тренировалась с ходунками. Теперь Анна принесла ей палки для финской ходьбы – маленькие, по Машиному росту. Проблема в том, что ходунки, хоть и очень удобные и устойчивые, но тяжелые. Они служат отличной опорой, но минут через пять-семь Маша устает их передвигать и просит, чтобы мама взяла ее за ручку. Финские палки, наоборот, слишком легкие, Маша размахивает ими, как в танце с саблями, и буквально летит вперед, забывает вовремя опереться на палку, не может остановиться и падает. Так, чередуя ходунки и палки, мы добираемся до детской площадки, где Маша получает заслуженную награду – качели, горку и песочницу. Тут никакие приспособления ей не нужны, потому что есть за что ухватиться. В крайнем случае поддержит мама.
Анна Лучникова поясняет, что есть пять степеней тяжести ДЦП по международной системе классификации моторных функций. Если у ребенка первый уровень, то со временем он сможет свободно ходить и даже бегать. Иногда сохраняются небольшие особенности походки, но ограничений практически нет. У Маши второй уровень: бегать и прыгать она не сумеет, но будет передвигаться самостоятельно без каких-либо вспомогательных средств. При третьем уровне ДЦП дети тоже ходят, но с тростями или ходунками. Если заболевание четвертого или пятого уровня, то ходить ребенок не сможет никогда.
Задача эрготерапевта – помочь ребенку реализовать максимум его возможностей с учетом объективных ограничений. Программа, по которой занимается Маша, устроена так: сначала эрготерапевт разговаривает с родителями и они вместе выясняют, какие у ребенка сложности и что хотелось бы изменить в первую очередь. Лечащий врач в процессе не участвует, так как диагноз здесь не столь важен. Затем определяются пять целей. Их всегда пять, вне зависимости от диагноза и тяжести заболевания. Каждой цели соответствует план действий. Раз в три месяца происходит «переоценка ценностей», эрготерапевт и родители анализируют происходящее и выясняют, чего удалось добиться, а какие цели не достигнуты и почему. Затем планы корректируются.
Я спросила у Машиной мамы, сложно ли следовать плану и выполнять все рекомендации Анны. Анастасия сказала, что рекомендации на первый взгляд несложные, но сама она до некоторых вещей никогда в жизни не додумалась бы! Например, врач рекомендовал Маше спать в ортезах, а Анна предложила подобрать ортезы, которые можно было бы носить и днем, надевать на прогулку. Долго искали – и нашли удобные, легкие, такие, на которые можно надевать любую уличную обувь. После этого девочке стало намного легче ходить, она стала активнее, меньше уставала. Потом, помолчав немного, мама призналась, что иногда есть искушение что-нибудь сделать за Машу: быстренько самой ее одеть или взять на руки и понести. «Но это только когда мы куда-то торопимся и нужно собраться очень быстро, – говорит Анастасия с виноватой улыбкой, – а так Маша уже многое может и делает сама с удовольствием».
Программа «Русфонд.ДЦП»
Сорок человек на всю Россию
После прогулки – обед. И тут все уже давно с помощью эрготерапевта продумано до мелочей. Во-первых, у Маши специальный стул с прямой спинкой и подставкой для ног, который регулируется и «растет» вместе с ней. Благодаря ему малышка может сидеть за большим кухонным столом вместе с родителями. Во-вторых, ложка с толстой ручкой, которую очень удобно держать. В-третьих, специальная маленькая легкая кружечка.
«С питьем та же история, что и с ходьбой, – говорит Анна, – Когда мы пьем, то, не задумываясь, закрываем рот и смыкаем губы, сделав глоток. А вот Маша сначала закрывать рот забывала, поэтому почти вся вода или сок выливались изо рта ей на платье. Поэтому девочка могла пить жидкость только из соски или через соломинку. Опытным путем мы подобрали удобную кружку, стали наливать воды чуть-чуть – ровно на один глоток, а я сидела рядом и напоминала Маше вовремя закрыть рот. Сейчас Маша отлично пьет сама сок, кисель и кефир, а вот с водой пока еще не все получается».
А Машина мама вздыхает. Заниматься дочке осталось всего два месяца, и что будет дальше, пока непонятно. Программа «Уверенное начало», по которой работают с Машей, рассчитана на детей с ДЦП от рождения до 2,5–3 лет. В августе Маше исполнится три года, но занятия нужно будет продолжать, потому что у ребенка возникнут новые потребности и новые задачи, а как их решать, совершенно неясно.
Профессия эрготерапевта давно известна и популярна на Западе. В России только в прошлом году Минздрав внес ее в номенклатуру медицинских должностей. Получить образование по этой специальности в нашей стране пока невозможно: этому попросту нигде не учат. У Анны Лучниковой образование психолога, в трудовой книжке написано «руководитель службы домашнего визитирования». Эрготерапии она училась на курсах, организованных на базе частного Медико-социального института в Санкт-Петербурге. Курсы оплачивал Русфонд, а преподавали там специалисты, прошедшие обучение в Скандинавии. Еще один курс был проведен в рамках программы Spina Bifida благотворительного фонда «Сделай шаг».
Таким образом, по словам Анны, сейчас на всю страну всего 40 обученных эрготерапевтов. Не хватает специалистов, нет ресурсов на разработку программ. Во втором квартале этого года Минздрав собирается принять профессиональные стандарты по физической терапии и эрготерапии. Возможно, после этого появится и программа подготовки специалистов с высшим немедицинским образованием для работы в реабилитационной медицине. И Машина семья, и сотни других семей с тяжелобольными детьми этого очень ждут.
Эрготерапия
Пациентам, перенесшим инсульт, инфаркт, травму опорно-двигательного аппарата и других органов и систем, а также психоневрологические заболевания, требуется интенсивное поэтапное восстановление. Начинается оно, как правило, с социально-бытовой адаптации – эрготерапии. Эрготерапия (в буквальном переводе «трудотерапия») – это излечение через деятельность, обучение человека обычным повседневным действиям (одевание, умывание, прием пищи, подъем по лестнице, пользование лифтом и т. п.), выполнение которых после перенесенной болезни вызывает трудности.
Индивидуальный комплекс лечебной гимнастики, занятия на тренажерах и игровые задания помогают восстановить двигательные функции, достичь максимальной самостоятельности и независимости в быту, развить утерянные навыки или заместить их за счет сохранившихся. На первых этапах эрготерапия направлена на то, чтобы поднять больного с постели и научить самостоятельно себя обслуживать. В перспективе – вернуть его к обычной жизни, к работе, увлечениям, участию в общественных делах. Врач-эрготерапевт не только помогает человеку разработать мышцы и суставы, но и приспособиться к сложившейся ситуации.
Немаловажной частью восстановления является работа с близким окружением больного – его семьей и друзьями, поскольку лишь всесторонний комплексный подход дает ожидаемые результаты. Эрготерапия в Юсуповской больнице осуществляется квалифицированными специалистами, чей многолетний опыт работы позволяет находить подход к любому пациенту.
Особенности и цели
Главной целью эрготерапии является дать возможность человеку с ограниченными возможностями жить обычной жизнью, не чувствуя себя ущемленным в обществе. Эрготерапия в неврологической практике помогает в следующих вопросах:
Суть метода эрготерапии заключается в комплексном подходе, затрагивающем все аспекты жизни пациента, поскольку психологическое состояние наравне с физическим оказывает сильное влияние как на процесс реабилитации, так и на дальнейшие отношения с социумом. Команда квалифицированных врачей Юсуповской больницы помогут пациенту с любым диагнозом реабилитироваться в короткие сроки. Методика эрготерапии разрабатывается в индивидуальном порядке, сообразно возможностям и критериям самого пациента.
Методика
Большое внимание в процессе лечения уделяется тестам, позволяющим оценить характер и степень заболевания. Эрготерапевт для лучшего понимания возможных трудностей на пути к восстановлению может попросить пациента выполнить пару элементарных заданий – расставить вещи на полки, завязать шнурки, написать свое имя. Каждый отдельный случай требует детального рассмотрения, поскольку неправильно подобранный комплекс упражнений может не только не оказать желаемого эффекта, но и навредить. На основе анамнеза пациента и полученных тестовых данных формируется план направления тренировок и обсуждаются желательные сроки выполнения поставленных задач.
Комплекс эрготерапии включает в себя:
В каких случаях необходима эрготерапия
Эрготерапия – эффективный метод реабилитации и лечения пациентов, страдающих следующими заболеваниями:
Эрготерапия является методом для людей всех возрастов, поскольку благодаря индивидуальному подбору методов формируется программа реабилитации, подходящая каждому конкретному пациенту. Клиника реабилитации в Юсуповской больнице уже много лет успешно занимается восстановлением здоровья пациентов после перенесенных травм или заболеваний, повлиявших на нормальное функционирование мозга. Команда специалистов внимательно и ответственно подходит к лечению каждого человека, используя современные методики реабилитации. Раннее вмешательство и своевременно оказанная помощь обеспечат пациенту быстрое восстановление и адаптацию в обществе в короткие сроки.
Каков комплекс занятий?
Помимо спортивных нагрузок, направленных на разработку мышц (в особенности, если вследствие длительного нахождения в одной позе началась атрофия мышц), специалисты проводят следующие занятия:
Пациентам предлагают список литературы по эрготерапии. Он включает в себя пособия по психологии, помогающие человеку самостоятельно адаптироваться к новому положению в обществе, не чувствуя себя при этом неполноценным.
Преимущества методики
Каждому пациенту составляется индивидуальная программа восстановления. Учитывается тяжесть состояния, вид нарушений двигательной активности, социальный статус, образ жизни до болезни, когнитивные возможности. Специалисты Юсуповской больницы адаптируют каждого больного к жизни в новых условиях, обучают бытовым навыкам с учетом его возможностей, настраивают на активное стремление к выздоровлению.
Методы эрготерапии
В Юсуповской больнице широко применяются следующие методики восстановительной терапии:
На пути к выздоровлению пациентов сопровождает профессиональная команда специалистов разного профиля – неврологи, кардиологи, терапевты, логопеды, психологи, инструкторы ЛФК, массажисты, физиотерапевты.
Оснащенность больницы соответствует мировым стандартам. К услугам наших пациентов – роботизированные методы восстановления для обездвиженных пациентов на самых ранних стадиях болезни, современные тренажеры. Используется оборудование премиальных европейских брендов и отечественных производителей, доказавшее свою эффективность в ходе практической работы наших врачей.
Клиника реабилитации Юсуповской больницы имеет следующие аппараты:
Для записи на прием к врачу звоните по телефону Юсуповской больницы. Специалисты контакт-центра ответят на все ваши вопросы.
Кто такой эрготерапевт
Как отдельная специальность эрготерапия сформировалась в США после Второй мировой войны. Международная организация эрготерапевтов — World Federation of Occupational Therapists была основана в 1951 году, Россия вошла в нее в 2004.
Текст: Елена Григорова, старший эрготерапевт клиники «Три сестры».
Когда нужно начинать эрготерапию?
Эрготерапия должна начинаться уже в реанимации. Например, пациенту после операции важно следить за временем, так у него появляется чувство контроля над происходящим. Эрготерапевт находит электронные часы с большими цифрами и удобное место для них. Теперь пациент может, не поворачивая головы, узнать, скоро ли придет жена. В реабилитационном центре эрготерапевт встречает пациента в день его заезда.
С чего начинается работа?
Первым делом эрготерапевт проводит интервью с пациентом и его семьей. Что за человек перед ним? Какие у него требования к жизни? Что делает его счастливым? Как он жил до болезни? Ответы на эти вопросы дают эрготерапевту ключи для последующей работы. Реабилитация начинается с обучения навыкам самообслуживания: личная гигиена, одевание, самостоятельный прием пищи, поддержание баланса. Эрготерапевту важно найти для пациента такое занятие, которое бы воодушевило его и придало сил, и в то же время было полезно для рутинной деятельности, заниматься которой впрямую не так интересно.
Например, пациентка Ольга, 43 года, 3 месяца назад перенесла инсульт. Теперь ее правая рука неподвижна. Общий настрой и мотивация Ольги снижены. Муж пациентки считает, что первым делом жена должна научиться самостоятельно есть и одеваться. Учиться держать ложку левой рукой ей сложно, получается неопрятно, Ольга расстраивается. Тогда эрготерапевт предлагает ей вышивать: до болезни пациентка увлеклась вышиванием, была активным участником интернет-сообществ, посвященных вышивке. Эрготерапевт устанавливает станок для вышивки с креплением на стол, предлагает Ольге адаптированные пяльцы и магнитное приспособление для фиксации иголки, чтобы вдевать нитку. Вместе с эрготерапевтом Ольга учиться вышивать левой рукой по принципу «вперед – назад». Спустя две недели она не только заканчивает фрагмент сельского пейзажа, но и может есть левой рукой.
Задача эрготерапевта — не только предложить вдохновляющее занятие, но и научить пациента, как это делать, несмотря на ограничения.
Чем еще занимается эрготерапевт?
∙ Организует и структурирует пространство вокруг пациента так, что тому легко запомнить расположение предметов, они в доступности и их удобно доставать.
Например, у Вениамина, подростка с ДЦП, потеря зрения. Есть движения в руках, но его кормит мама. Эрготерапевт адаптирует стол с ограничителями пространства — бортами. Разделяет поверхности различными по структуре, форме и размеру ковриками: для шейкера, тарелки и ложки. Пациент запоминает, на каком коврике что стоит, и может есть самостоятельно.
∙ Составляет и учит использовать системы напоминаний для пациентов с нарушениями памяти: расписание, списки, тактильные метки, дневники.
Например, пациент Николай, 63 года, после инсульта, с нарушениями памяти. Эрготерапевт разрабатывает систему напоминаний: устанавливает звуковые напоминания в телефоне, когда нужно принять лекарство, когда обед, во сколько начинаются занятия.
∙ Учит использовать приспособления для готовки, для надевания пиджака и рубашки, носков и чулок, для застегивания пуговиц и молний, для надевания обуви.
Например, у пациента Никиты, 15 лет, после травмы шеи есть ограничения подвижности в пальцах рук. За пациентом ухаживает мама. Никите очень важно научиться самому застегивать одежду, чтобы не просить об этом маму. На занятии с эрготерапевтом Никита надевает рубашку и учиться застегивать пуговицы: вставляет приспособление в петлю, захватывает пуговицу и проталкивает ее обратно.
∙ Подбирает и адаптирует предметы быта: клавиатуру компьютера, дверные ключи, зубные щетки.
∙ Адаптирует одежду: вместо молний, шнурков и пуговиц пришивает липучки, застежки на магнитах, эластичные поясные ленты.
∙ Дает советы по адаптации квартиры пациента.