кто такой перинатальный психолог и чем он занимается
Перинатальный психолог: профессия для будущих поколений
О том, кто такой перинатальный психолог и чем он занимается, рассказывает наш эксперт Полуэктова Ольга Геннадьевна, практикующий психолог с многолетним опытом работы с беременными и планирующими беременность женщинами, член Ассоциации специалистов службы охраны репродуктивного здоровья.
Перинатальная психология – молодая наука, подотрасль психологии развития. Её основной объект – общность родителей и ребёнка, детско-родительское взаимодействие с родившимся, ещё не рождённым или только планируемым ребёнком.
Кто такой перинатальный психолог?
Перинатальный психолог оказывает помощь в вопросах, связанных с рождением детей, на всех этапах:
В каких случаях полезна помощь перинатального психолога:
Подробнее о функциях перинатального психолога
Психологическое сопровождение планирования беременности
Ответственный подход к планированию пополнения в семье предполагает не только физическое здоровье и материальную готовность. Пара, и особенно женщина, должна быть готова психологически. Важно понимать истинные мотивы для зачатия, будущий ребёнок должен быть ценностью сам по себе, а не как средство укрепления семьи, получения материальных благ или моральных преимуществ. Специалист проводит психологическую диагностику семьи; определяет, на каком этапе развития семейных отношений находится пара; даёт рекомендации, способствующие появлению ребёнка в наиболее благоприятный и гармоничный период.
Работа с бесплодием
По оценкам, публикуемым Всемирной организацией здравоохранения, проблема бесплодия актуальна для 48 млн пар, до 186 млн человек в мире. Из 78 млн женщин России 6 млн бесплодны. Бесплодных мужчин – 4 млн из 68 млн (и за 13 лет их число увеличилось на 80 %) – такие данные приводит Интерфакс в материале о тематическом заседании комитета Совета Федерации.
Как помогает перинатальный психолог при бесплодии? Работает с психосоматикой, помогает преодолеть психогенное бесплодие и подсознательные блоки на зачатие. Следует отметить, что взаимодействие клиента с психологом не заменяет, а лишь дополняет и повышает эффективность работы профильных специалистов: гинекологов, репродуктологов.
Экстракорпоральное оплодотворение стало панацеей для многих пар, столкнувшихся с бесплодием. Благодаря ЭКО только в 2020 году родилось 30 тыс. детей. И это число постоянно растёт, к примеру, в 2012 году благополучными родами окончилось 13 тыс. процедур. До 2024 года в планах государства провести 450 тыс. бесплатных ЭКО-протоколов (данные ТАСС).
Цикл ЭКО всегда связан с повышенной психоэмоциональной нагрузкой. Люди приходят к этому решению уже в стрессе. В процессе пара (и особенно женщина) испытывает чувства тревоги, страха, вины. Отношения в семье могут ухудшиться. Результат протокола непредсказуем и не всегда положителен. Перинатальный психолог помогает успокоиться, настроиться на положительный результат, а в случае неудачи – построить новые жизненные стратегии.
Работа с невынашиванием
От 20 % до 30 % наступивших беременностей заканчиваются самопроизвольным абортом. От раза к разу вероятность не выносить ребёнка возрастает: после первой неудачи риск повышается на 18–20 %, после второй – на 30 %, после трёх прерванных беременностей риск невынашивания составляет уже 43 %.
Невынашивание беременности имеет достаточно выраженный психологический компонент, поэтому помощь перинатального психолога здесь может быть очень полезной. Специалист поможет определить адекватную мотивацию к рождению ребёнка, справиться с тревожностью, проработать собственные детские травмы будущей матери, сформировать психологическую доминанту беременности и настроиться на благоприятный исход.
Соотношение числа родов к числу абортов в РФ – 1 435 000 к 450 000 в 2020 году. Минздрав отмечает существенное снижение числа прерванных беременностей. В немалой степени этому способствует работа по доабортному консультированию. Перинатальный психолог не отговаривает женщину от аборта, но помогает найти истинные причины решения, повысить осознанность, определиться с приоритетами, увидеть разные пути развития ситуации.
Где учиться на перинатального психолога, какие требования к образованию?
Учиться на перинатального психолога можно, если у вас есть психологическое образование плюс специализация или образование клинического психолога плюс специализация. На усмотрение работодателя возможны варианты.
Если вы хотите получить диплом с квалификацией перинатального психолога, обратите внимание на программы АНО «НИИДПО»:
Кто такой перинатальный психолог и чем он занимается
Расскажите, пожалуйста, кто такие перинатальные психологи? С какими вопросами или проблемами они работают?
Слово «перинатальный» в переводе с латинского означает «около родовой», то есть охватывающий период до рождения ребенка, непосредственно роды и несколько недель после рождения. Перинатальные психологи оказывают психологическую помощь женщинам и членам их семей на этапе планирования зачатия, в период ожидания ребенка, в момент его рождения и на ранних этапах его развития.
Перинатальные психологи работают с широким кругом проблем. На этапе ожидания ребенка мы помогаем сформировать готовность к родительству и родам, особенно если уровень тревожности и страха перед родами очень высокий. Мы консультируем женщин с осложнениями в протекании беременности, с психосоматическими недомоганиями, оказываем поддержку в ситуациях перинатальных потерь или репродуктивного выбора – так называемое предабортное консультирование. После рождения ребенка некоторым первородящим женщинам требуется поддержка в случае «материнского блюза», иногда поддержка нужна после операции кесарево сечение (особенно если это была экстренная операция); в более позднем периоде за помощью могут обратиться женщины с симптомами послеродовой депрессии.
Особое место в работе перинатального психолога занимает психологическая помощь в ситуации рождения ребенка с тяжелыми диагнозами: поражения ЦНС, генетические заболевания и т.д. Важнейшее значение должно иметь консультирование женщины в случае отказа от ребенка, но, к сожалению, сейчас в роддомах к этой проблеме редко привлекают психолога.
Как давно ли вы работаете в этой области? Как вы решили стать перинатальным психологом?
Все началось в начале 2000-х с моего участия в совместном российско-германском проекте, организованном Tacis – это была. 2-годичная программа по подготовке специалистов для работы с беременными: акушерок, психологов и врачей..
Несколько лет спустя, уже будучи преподавателем Восточно-Европейского Института Психоанализа и имея большой опыт семейного консультирования, я стала работать в одном из родильных домов Санкт-Петербурга. Это позволило глубже погрузиться в область перинатальной психологии и продолжать собственное обучение. Весь накопленный за эти годы профессиональный опыт я вместе с коллегами обобщила в программу повышения квалификации — «Практическая перинатальная психология» — в 2015 году этот проект стал финалистом престижного конкурса «Золотая Психея».
Перинатальная психология становится все популярнее в России, и это здорово. Еще одно тому подтверждение – появление в нашей стране такой профессии, как доула. Чем занимаются доулы? Чем доула отличается от перинатального психолога?
В реестре профессий в нашей стране нет ни профессии перинатального психолога, ни профессии доулы, хотя и те, и другие очень востребованы и уже активно работают. Доулы являются психологами или акушерками, которые получили дополнительное образование в рамках специализации. Во многих европейских странах доулы наряду с медицинским специалистом оказывают помощь в родах и в налаживании грудного вскармливания. В Москве и Санкт-Петербурге в последнее время роженицы все чаще берут с собой в роды доулу, с которой у них уже сформирован хороший контакт. И это крайне положительно влияет на протекание родов.
Поговорим об этапе планирования беременности. Что такое психологическая готовность к родительству? Как современные пары готовятся к родительству?
Психологическая готовность к родительству – это в большей степени субъективное ощущение, в основе которого — желание иметь ребенка, а также определенные знания: о физиологии беременности и родов, об особенностях психики новорожденного и о тех жизненных изменениях, которые сопутствуют появлению ребенка в семье и т.д.
Сегодня пары подходят к вопросу рождения ребенка более ответственно: решают проблемы с жильем, стоят карьеру и добиваются определенного материального достатка, а после этого планируют зачатие. Но и в парах, где беременность не была запланирована, ребенок также может стать желанным, а за девять месяцев все члены семьи, включая бабушек, дедушек, успевают психологически подготовиться и освоить новые роли.
Что делать, если один из партнеров уже готов стать родителем, а второй нет? Можно ли как-то подготовить своего партнера к роли родителя?
Конечно, можно. Но сначала важно понять, что лежит в основе этой неготовности. В одних случая это негативный опыт пережитых в детстве травмирующих событий, сформировавших негативный образ родительства, в других — личностная незрелость и инфантильность, то есть неготовность считаться с потребностями других людей. Часто это боязнь ответственности, например, в ситуации нестабильности, когда у супруга нет постоянной работы или проблемы с жильем. Чтобы осознать страхи, связанные с рождением ребенка, разрешить внутренние противоречия и найти пути решения, полезно обратиться к психологу.
В последнее время все чаще говорят о психологическом бесплодии. Что это такое и может ли это быть следствием неготовности к появлению ребенка?
Под психогенным бесплодием понимают безуспешные попытки пары забеременеть в течение года при отсутствии объективных медицинских причин, например, заболеваний репродуктивной системы: нарушений овуляции, непроходимости маточных труб, патологии сперматозоидов и т.д. Психогенное бесплодие чаще всего связывают с наличием психологических конфликтов, и в таких случаях говорят о нарушениях взаимосвязи между телом и психикой.
Неготовность к материнской (или отцовской, у мужчин) роли может быть одной из множества причин психогенного бесплодия. На репродуктивное здоровье женщины и мужчины влияет целый ряд факторов: социальное положение, экологические условия жизни, экономический и психологический статус и так далее. К тому же, сбой репродуктивной функции может произойти на разных этапах жизни человека.
Например, репродуктологи используют такое понятие, как пренатальный стресс, и считают, что воздействие стрессовых факторов может произойти еще на этапе закладки репродуктивных органов ребенка до его рождения. Психоаналитики ищут корни проблемы в детстве, в частности, в протекании Эдипова комплекса у девочки. Другие исследователи обращают внимание на такие личностные особенности женщин с психогенным бесплодием, как инфантилизм, внешний локус контроля (приписывание ответственности за собственные неудачи другим людям или обстоятельствам) и плохо сформированные адаптационные механизмы. Некоторые ученые фиксируют в биографии таких женщин деструктивные отношения с собственными матерями. Если говорить о мотивации зачатия и рождения ребенка, то специалисты часто сталкиваются с отсутствием ценности ребенка у женщин с психогенным бесплодием, а желание забеременеть является для них отражением невротических мотивов: «чтобы быть как все», «укрепление самооценки», «доказать что-то другим людям».
По мнению многих психологов и психотерапевтов, бесплодие психогенного характера выполняет защитную функцию по отношению к какому-либо негативному внешнему фактору. То есть бессознательно женщина может таким образом защищать себя, например, от «болезненных родов», о которых все время говорила мать, или психологической травмы, перенесенной в глубоком детстве. Мужчина может бояться потерять карьеру из-за появления ребёнка.
Кто больше подвержен психологическому бесплодию? Это больше женская проблема, чем мужская?
Как показывает статистика, примерно поровну. Эмоциональный стресс, депрессия не только подавляют иммунную систему человека, но и приводят к гормональным нарушениям, и, как следствие, к репродуктивным проблемам как у женщин, так и у мужчин.
Несколько лет назад я работала с женщиной, которая не могла забеременеть на протяжении 10 лет. Это былое второе ее замужество, от первого брака у нее уже был ребенок. Попытки забеременеть ни к чему не приводили, хотя врачи физиологических причин не выявили ни у неё, ни у супруга. Запросом на консультацию стала проблема в отношениях со свекровью, с которой семья совместно проживала. Их частые разногласия и конфликты всегда приводили к угнетённому эмоциональному состоянию моей пациентки, и подавлению ее внутренней агрессии. Работа с ней заключалась в формировании более конструктивных способов разрешения конфликтов и умению отстаивать психологические границы. Через некоторое время супружеская пара приняла для себя решение разъехаться со свекровью. А через три месяца отдельного проживания наступила беременность…
Был еще один замечательный случай. Ко мне обратилась женщина, у которой не получалось забеременеть. После 8 лет в браке у нее практически отсутствовало желание иметь детей, но муж стал настаивать на ребёнке. Когда супруги прекратили предохраняться, беременность не наступила… В процессе работы была обнаружена проблема крайне тяжелых отношений с собственной матерью. Отношения с детства были наполнены обидами, агрессией и раздражением, а в последние два года — сведены к минимуму (редкие звонки). На встречах мы прорабатывали детско-родительские отношения пациентки, ее семейную историю и детские обиды. И через некоторое ей удалось с бОльшим теплом заговорить о материнстве, лучше понять поведение собственной матери и позволить себе по-другому относится к ней и к себе. Еще некоторое время спустя наступила беременность, которая первые месяцы протекала сложно. Около года назад эта женщина родила здорового ребенка. Она продолжает получать психологическую поддержку и сегодня, в среднем один раз в 3 месяца.
А можно ли преодолеть психологическое бесплодие самостоятельно?
Моя практика показывает, что оптимальной помощью женщине или супружеской паре в таком вопросе может быть только комплексное медико-психологическое сопровождение.
Что бы вы рекомендовали парам, которые уже все перепробовали, и все равно у них не получается зачать ребенка?
Если действительно были предприняты все попытки решить проблему – пара обращалась и к врачам, и к психологам, то важно «сделать остановку». Возможно, понадобится некоторая «инвентаризация» и переоценка сложившейся ситуации. Чтобы начать новую страницу жизни, важно переосмыслить предыдущую. Новые цели и задачи могут быть связаны с профессиональным и с духовным ростом, а также и с родительством, если помнить, что дети могут «приходить к нам» не только путем естественного их рождения.
Перинатальный психолог: от зачатия до рождения
Определения репродуктивный психолог и перинатальный почти синонимы. И очень часто эти два термина путают в отношении специалистов. Мне бы очень хотелось познакомить Вас подробнее с той областью компетенций, которой обладает перинатальный психолог.
Психология, как и медицина, имеет большое поле для ориентации специалиста в каком-то конкретном направлении. Безусловно, каждый консультант должен владеть базовыми психологическими знаниями. Чтобы эффективнее удовлетворять конкретный запрос клиента мы получаем специализации. Согласитесь, если у Вас заболел зуб, Вы точно знаете, что идти следует к стоматологу, а не к терапевту. Точно также важно, если у вас «болит душа» относительно маленького ребёнка, беременности, родов, то идти нужно к перинатальному психологу.
Перинатальная психология
Перинатальная психология – относительно молодая отрасль психологической науки и практики. Динамично развивающаяся, наполняемая новыми знаниями и данными, которые иногда помогают пересмотреть положения пятидесятилетней давности. Поэтому специалист, работающий в данном направлении, должен постоянно повышать свою квалификацию. В новом столетии мыслить категориями ХХ века не корректно, а порой и опасно.
Перинатальная психология же охватывает более широкий участок: период жизни родителей, предшествующий зачатию, весь период внутриутробного развития ребёнка, состояние мамы и семьи в этот период, процесс родов, послеродовую адаптацию, налаживание взаимосвязи мамы и малыша, период развития ребёнка, когда он тесно связан с матерью от рождения до 3-х летнего возраста.
Перинатальный психолог
Важно понимать, что ключевой клиент для перинатального психолога – взрослый человек, которой столкнулся с трудностями со своим собственным ребёнком на этапе его планирования, вынашивания, рождения или воспитания, или с трудностями своего детства, аукающимися сейчас.
Пора ли рожать?
На определённом этапе своего жизненного пути каждый из нас начинает задумываться о появлении детей. Биологические часы тикают, действуют общественные установки относительно «полноценной семьи», начинают активно проявляться собственные ценности, сформированные в процессе жизни. И встаёт вопрос: «Пора рожать?»
Этот вопрос влечёт множество других:
Перинатальный психолог работает именно с родителями. Поскольку именно они — среда, в которой растёт и развивается ребёнок, это те люди, которые формируют непосредственно нового человека (и физически, и духовно, и психически. А значит все интересующие их полезные изменения должны начинаться именно с них.
Этапы реализации репродуктивной функции
Немного теории, которая поможет вам определиться, на каком этапе реализации репродуктивной функции находитесь Вы.
Определив, где Вы сейчас находитесь, Вы уже сами сможете проанализировать, есть ли какие-то вопросы, в которых Вам нужна помощь специалиста.
Репродуктивный психолог в отличии от перинатального работает по всем вопросам, связанным с реализацией задач репродукции человека.
Перинатальный психолог и инструктор по материнству: чем они могут помочь
Разбираемся, кто такие «перинатальный психолог» и «инструктор по материнству» и зачем они нужны молодой маме.
К аждая женщина проживает свой приход к материнству по-своему. Кто-то с многочисленными попытками, а кто-то – с первого раза, кто-то – по счастливой случайности, а кто-то – по воле случая. И каждая женщина, увидев две полоски на тесте, испытывает абсолютно разные эмоции. Однако примерно одинаковые мыли приходят на ум каждой маме.
Помощь психолога для беременных
Беременность нередко сопровождается частыми эмоциональными всплесками, переживаниями, тревогами. Оказать поддержку женщине и помочь наладить ей отношения с будущим ребёнком, принять его, осознать тот факт, что он уже существует, способна перинатальная психология.
Работа перинатального психолога часто начинается ещё с момента планирования беременности. Если организм мамы и папы здоров, а зачатие не случается, то есть смысл обратиться к перинатальному психологу, чтобы проработать психологически блоки, страхи, травмы, которые могут мешать мужчине и женщине стать родителями.
Второй этап работы перинатального психолога с женщиной – это момент принятия наступившей беременности. Всё, что происходит с беременной женщиной, влияет на её ребёнка. Поэтому, чтобы сохранить беременность и благополучно выносить малыша, необходимо сосредоточиться на стабилизации настроения и эмоционального состояния мамы. Для этого перинатальные психологи тщательно работают со всеми паттернами и триггерами, которые раскачивают эмоциональное состояние.
Третий аспект работы перинатального психолога – это взаимоотношения между будущими родителями. Чтобы жизнь с младенцем не была похожа на картинки из серии «ожидание/реальность», чтобы реальность не разочаровала, а мечты о милой семейной жизни с малышом не оказались предательски разрушены, перинатальный психолог прорабатывает момент восприятия родительства и помогает личности войти в родительство зрелой и осознанной, без перекладывания своих представлений о материнстве и отцовстве на только что появившегося на свет малыша. Более того, перинатальный психолог работает с парой «муж и жена», подготавливая её к новым статусам отца и матери. Также консультации психолога помогают избежать кризис прибавлении нового члена семьи.
Роды и психологическая готовность к ним – момент, который также сопровождается психологической поддержкой. Если муж и жена выбирают партнёрские роды, то перинатальный психолог готовит обоих родителей к встрече с малышом. Правильный настрой, адекватное отношение к происходящему, психологический комфорт, умение расслабится, а также в нужный момент собраться с силами – очень важны.
Послеродовой период не обходится без помощи перинатального психолога. Он длится 6-8 недель после рождения ребёнка. В первые недели в организме женщины происходят физиологические изменения, которые могут вызвать как прилив энергии и душевный подъём, так и упадок сил, чувство опустошённости. Как и во время беременности, так и уже после рождения, ребёнок очень зависим от психоэмоционального состояния мамы. Задача психолога – вновь подарить женщине поддержку и вернуть состояние душевной стабильности и комфорта. Что же касается построения быта с младенцем, то в этом плане на помощь маме приходит инструктор по материнству.
Инструктаж по материнству
После возвращения из роддома даже самые эмоционально готовые к материнству женщины теряются, сталкиваясь с ведением быта с младенцем. Однако к этому событию тоже можно подготовиться, обратившись к инструктору по материнству.
Это специалист, который консультирует маму по возникшим у неё вопросам. Он помогает наладить грудное вскармливание, даёт рекомендации по уходу за младенцем, помогает выстроить индивидуальный тайм-менеджмент молодой мамы, учит её оказывать первую помощь малышу, объясняет, как на ранних этапах определять те или иные потребности малыша и как не забывать о своих потребностях.
Если женщина после родов не обращается за услугой маняни, о которой мы писали в предыдущей статье, то, пройдя инструктаж по материнству, ей уже будет намного легче в вопросах быта с младенцем.
Материнство – это важный этап в жизни женщины. В последнее время ему уделяется большое внимание с научной и практической стороны. Доказано, что роль мамы в жизни ребёнка колоссальна. И чтобы как можно больше детей имели прекрасное детство и как можно больше мам шли осознанно в материнство, сейчас существуют так много новых профессий, созданных женщинами для женщин с целью помочь справиться им с материнством, сделать его комфортным и счастливым.
Добряков И.В. Перинатальная психология — новый раздел клинической (медицинской) психологии [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16). – URL: http://medpsy.ru
Добряков И.В.
В начале ХХ века В.М. Бехтеревым, сочетавшим талант выдающегося клинициста-психиатра, психотерапевта, невролога с глубокими знаниями в области морфологии, психологии, физиологии, было разработано и внедрено в практику новое научное направление: психоневрология. Оно отвечает современным требованиям всестороннего междисциплинарного изучения нервной системы и психики здорового и больного человека. В созданном В.М. Бехтеревым научно-исследовательском институте помимо отделений, занимающихся медицинскими исследованиями в области неврологии, психиатрии, психологии, в 1932 году был сформирован сектор социальной психоневрологии. Таким образом, концепция психоневрологии В.М. Бехтерева включала биопсихосоциальную триаду. В институте, носящем после гибели создателя его имя, были разработаны и продолжают совершенствоваться методы лечения, сочетающие как биологическое, так и социопсихологические воздействия с дифференцированной системой наблюдения. Они рассматриваются как сложная динамическая система взаимосвязанных компонентов (медицинских, психологических, социальных), направленных на восстановление личного и социального статуса больного [17]. Идеи В.М. Бехтерева, несмотря на меняющиеся, нередко очень сложные политические ситуации, успешно развивали его ученики и последователи (Е.С. Авербух, Л.И. Вассерман, Р.Я. Голант, М.М. Кабанов, Б.Д. Карвасарский, А.Ф. Лазурский, А.Е. Личко, С.С. Мнухин, В.Н. Мясищев, Ю.В. Попов, Т.Я. Хвиливицкий и др.).
Руководствуясь его представлениями, М.М. Кабанов сформулировал принципы реабилитации в психоневрологии:
• принцип единства биологических и психосоциальных воздействий;
• принцип разносторонности усилий и воздействий при реализации реабилитационной программы;
• принцип ступенчатости (переходности) прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий [12; 13].
Пионерские работы В.М. Бехтерева и его учеников позволили повысить эффективность работы с пациентами, страдающими нервными и психическими заболеваниями. Очевидной была необходимость внедрение подобного подхода во все области медицины. Большую роль в этом сыграл Дж. Энжел (G. Engel), разработавший подход, получивший название «биопсихосоциальный» [24; 26]. Он утверждал, что клиницисту необходимо учитывать не только биологические, но и психологические, и социальные аспекты болезни. Только тогда он сумеет правильно понять причину страданий больного, предложить адекватное лечение и завоевать доверие пациента [25]. Его холистическая модель стала альтернативой общепринятому биомедицинскому подходу, безраздельно господствовавшему в индустриальных обществах с середины XX столетия. Быстрота распространения идей Энжела в различных областях медицины была различной, что связано со спецификой осмысления взаимовлияний психологических, биологических и социальных факторов, выявления закономерностей, теоретического обоснования и проверки практикой.
Внедрение биопсихосоциального подхода в акушерство встречало и продолжает встречать сопротивление у ряда врачей. Между тем, пренебрежение психологическими и социальными факторами приводило и приводит к признанным ныне неконструктивными особенностям оказания помощи беременным и роженицам. К наиболее известным из них и широко ранее практикуемым относятся категорический запрет посещений родственниками женщин в родильных домах, разлучение матери и ребенка сразу же после родов и пр. Назревшая необходимость внедрения биопсихосоциального подхода в акушерскую практику явилась причиной появления нового раздела клинической (медицинской) психологии — перинатальной психологии, отличающегося от других ее разделов особенностями своего предмета, спецификой круга изучаемых явлений [11].
Медицинская психология — одна из основных прикладных отраслей психологической науки, целью которой является применение разнообразных психологических знаний в сфере медицинской деятельности (охране здоровья, профилактике заболеваний, диагностике, лечении, реабилитации), в медицинских исследованиях. Кроме того, в область интересов медицинской психологии включены отношения, возникающие между всеми участниками процесса оказания медицинской помощи [14]. В Российской Федерации в 2000 году Министерством образования приказом № 686 утверждена специальность «клиническая психология» (022700). Принято определение, согласно которому клиническая психология представляет собой специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Особенно тесные связи медицинская психология имеет с психотерапией и психиатрией.
Разделом медицинской (клинической) психологии является перинатальная психология, так как на всех этапах реализации репродуктивной функции (зачатие, беременность, роды, уход за младенцем) человек нуждается в медицинском обследовании, наблюдении, порою в лечении. Прежде всего, она тесно связана с акушерством, но не менее важны ее взаимосвязи с психиатрией и психотерапией. В процессе зачатия, во время беременности, в осуществлении вскармливания и ухода за ребенком человек испытывает сильнейшие как положительные, так и отрицательные эмоции. Беременность, независимо от того желанная она или нет, как и рождение ребенка, сопровождаются большими нагрузками на все системы организма женщины, что может повлиять на состояние ее здоровья, на развитие ребенка, привести к астенизации, к повышению тревожности, к появлению страхов, депрессивных переживаний. Беременность и роды непременно влекут за собой перемены в отношении женщины к себе, к окружающим, в отношении к отношению окружающих к ней, то есть изменения ее личности. Происходит изменение и социального статуса супругов, становящихся матерью и отцом. Таким образом, появление в семье нового члена неизбежно приводит к перестройке семейной системы и меняет супружеские отношения. Все перечисленное объясняет, почему во время беременности и рождения ребенка резко повышается степень риска появления или обострения семейных проблем, соматических и нервно-психических расстройств у обоих супругов, но особенно у женщины. При зачатии два организма матери и ребенка начинают жить общей жизнью, образуя диаду. Весь организм женщины кардинально перестраивается, чтобы оптимально обеспечить жизнедеятельность вдвоем. Для этого формируется дополнительный общий орган — плацента. Последовательно возникающие в связи с репродуктивной функцией и сменяющие друг друга доминантные состояния в организме женщины, детерминированные биологическими (прежде всего, гормональными) изменениями, психологическими и социальными факторами получили название материнской доминанты [1; 2; 18]. Материнская доминанта включает физиологический компонент и психологический компонент. Они соответственно определяются биологическими или психическими изменениями, происходящими с женщиной, направленными на вынашивание, а затем на рождение и выхаживание ребенка [1; 3; 4].
Гестационная доминанта (лат.: gestatio — беременность, dominans — господствующий) обеспечивает направленность всех реакций организма на создание оптимальных условий для развития пренейта. Психологический компонент гестационной доминанты представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся при возникновении беременности и формирующих у беременной женщины поведенческие стереотипы, направленные на сохранение гестации и на создание условий для развития пренейта. Особенности психологического компонента гестационной доминанты проявляются в связанных с беременностью изменениях системы отношений женщины. Нами было выделено пять вариантов его формирования: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный, депрессивный. Оптимальный вариант является благоприятным как для течения беременности и родов, так и для формирования бондинга после родов, для развития младенца. Женщины, обнаруживающие признаки эйфорического, гипогестогнозического, тревожного, эйфорического вариантов психологического компонента гестационной доминанты, нуждаются в наблюдении, так как у них могут отмечаться нервно-психические и соматические расстройства, либо повышен риск их возникновения. Варианты психологического компонента гестационной доминанты могут изменяться в течение беременности в зависимости от срока гестации, соматического состояния женщины, ситуации в семье, отношений, складывающихся с врачом и т.п. Это обусловливает возможность корректировать психологический компонент гестационной доминанты, ставит перед специалистами задачу проведения скринингового психологического обследования беременных для раннего выявления нуждающихся в медицинской и психологической помощи, ориентирует специалиста, в чем она должна выражаться [8].
Таким образом, беременность и роды являются для обоих родителей критической ситуацией, имеющей все ее характерные признаки. Ведь для родителей вынашивание и рождение ребенка — события, которые можно датировать и локализовать во времени, сопровождающиеся сильными стойкими эмоциональными реакциями, требующие больших затрат и продолжительного времени на адаптацию [23; 28]. В связи с этим с семьей, ожидающей рождения ребенка, должна проводиться профессиональная психопрофилактическая работа. Будущим родителям должна быть доступна психологическая, психотерапевтическая, а иногда и психиатрическая помощь. Целесообразно, чтобы такую работу проводили специалисты в учреждениях здравоохранения (в перинатальных центрах, женских консультациях, родительных домах, детских поликлиниках), а не акушерки и психологи или просто энтузиасты без специальной клинической подготовки на дому или «в кружках по интересам». Это позволит обеспечить профессионализм оказываемой помощи и взаимосвязь специалистов.
Перинатальную психологию можно определить как раздел клинической психологии, участвующий в решении психологических задач оказания акушерско-гинекологической, перинатальной помощи населению. Само название «перинатальная психология», отражающее его суть, входит в противоречие с общепринятой акушерской терминологией. Слово «перинатальный» имеет смешанное греческо-латинское происхождение: peri- — вокруг (греч.); natus — рождение (лат.). В 1973 году на YII Всемирном Конгрессе FIGO (Международной Федерации акушеров-гинекологов) было принято и включено в международную классификацию 10-го пересмотра (МКБ–10) определение «перинатального периода», согласно которому он начинается с 22 полных недель (154 дня) беременности и заканчиваются спустя 7 полных суток после рождения. В акушерстве также нередко перинатальным считается период продолжительностью с 28-й недели внутриутробной жизни человека по 7-е сутки его жизни после рождения [20; 22 и др.]. С точки зрения перинатальных психологов перинатальный период включает в себя весь пренатальный период, сами роды и первые месяцы после рождения. Это, в отличие от понимания термина акушерами, больше соответствует этимологическому значению понятия, позволяет рассматривать рождение ребенка не как отдельное событие, представленное точкой на оси времени, а как длительный процесс, начинающийся с зачатия и охватывающий весь пренатальный период, сами роды и первые месяцы после рождения [7; 15]. Признаками перинатального периода являются:
• наличие симбиотической связи матери и ребенка;
• отсутствие у ребенка самосознания, то есть, неспособность его выделять себя из окружающего мира, строить четкие телесные границы и границы психики;
• несамостоятельность психики ребенка, зависимость ее от особенностей материнских психических функций.
Деятельность перинатального психолога направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей женщины, мужчины в процессе реализации репродуктивной функции, на гармонизацию семейных отношений, создание оптимальных условий для развития пренейта и младенца, на охрану здоровья женщины и ребенка.
Объектом исследования и психологического воздействия в перинатальной психологии являются динамично развивающиеся диадные системы: супружеский холон, «беременная–пренейт», «мать–дитя». То есть, перинатальный психолог работает с диадами. Суть диадного подхода заключается в том, что муж и жена рассматриваются как диада — супружеский холон, а беременная женщина и пренейт, мать и младенец, как составляющие одной системы «мать–дитя» [8; 19; 21; 30 и др.]. В рамках этих систем их элементы взаимодействуют, развиваются и приобретают новый социальный статус матери, отца, или ребенка. Диада «мать–дитя» является подсистемой семьи, и на нее влияет все, что в семье происходит [5; 6; 8; 16; 29 и др.].
Перинатальная диада — саморазвивающаяся открытая структура со сложной динамикой, регулируемой предположительно простыми, но пока еще неизвестными алгоритмами взаимодействий как внутри самой диады, так и диады в целом с окружающей средой. Результат этих процессов трудно предсказуем: во время перинатального периода пренейт, а затем младенец живет с матерью практически одной жизнью и динамическая структура «окружающий мир–мать–пренейт» является особенно чувствительной по отношению к любым колебаниям [27]. То, что женщина в перинатальный период становится частью двух диад одновременно (в одной — женой, в другой — матерью), может приводить к конфликтным ситуациям. Своевременно обнаружить возможность этого и предупредить конфликт, помочь его конструктивному разрешению — задачи перинатального психолога [10].
Предметом профессиональной деятельности перинатального психолога могут быть:
• развитие психических процессов на ранних этапах онтогенеза;
• социально-психологические феномены, появляющиеся у женщин и мужчин в связи с их репродуктивной функцией;
• психологические особенности отношений в семье, ожидающей рождения ребенка, имеющей маленького ребенка;
• психосоматические расстройства, связанные с репродуктивными процессами.
Перинатальный психолог выполняет разнообразные виды деятельности: профилактическую, дидактическую, консультативную, диагностическую, коррекционную, экспертную, реабилитационную, научно-исследовательскую и другие.
Помимо диадического характера объекта исследования к особенностям перинатальной психологии относятся семейный характер проблем, которые она изучает; последовательная смена задач, связанных со стадиями жизнедеятельности семьи, этапами реализации репродуктивной функции; психопрофилактическая направленность.
Можно выделить следующие разделы перинатальной психологии:
• психология зачатия ребенка;
• психология периода беременности (диады мать–пренейт);
• психология раннего постнатального периода (диада мать–ребенок);
• психология влияния течения перинатального периода на психическое развитие в целом и на развитие личности в частности;
• кризисная перинатальная психологи (при угрозе здоровья, жизни матери и/или ребенка, смерть).
Основные задачи перинатальной психологии можно сформулировать следующим образом.
1. Определение роли психологических (в том числе, семейных) факторов в процессах зачатия, беременности и родов; формировании диады «мать–дитя»; развитии ребенка младенческого и раннего возраста.
2. Исследование влияния различных болезней женщины на ее отношение к зачатию, беременности, родам; формирование диады «мать–дитя»; психическое развитие пренейта /ребенка.
3. Разработка методов психологического исследования, адекватных для решения задач перинатальной психологии.
4. Создание методов раннего психологического вмешательства, направленного на оптимизацию течения перинатального периода и семейного функционирования на этапах зачатия, ожидания ребенка и в послеродовом периоде.
5. Разработка методов психологической и психотерапевтической помощи в ситуациях перинатальной утраты и рождения больного ребенка.
6. Решение психологических проблем, возникающих в связи с применением современных технологий борьбы с бесплодием (экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство и пр.).
Перинатальная психология развивается, поэтому имеет как постоянные специфические признаки, так и признаки преходящие являющиеся приметой настоящего времени:
• диадический характер объекта (системы «беременная–плод» или «мать–дитя»);
• семейный характер проблем, которые она предназначена решать;
• низкий уровень осведомленности пациентов, нуждающихся в перинатальной психологической и психотерапевтической помощи, о возможности ее получения;
• необходимость активного выявления нуждающихся в перинатальной психологической и психотерапевтической помощи, формирования у них мотивации на ее получение;
• ятрогенный, психологогенный и дидактогенный характер ряда нарушений, являющихся показанием к применению перинатальной психокоррекции и психотерапии;
• недостаточная разработанность правовых основ по оказанию психологической и психотерапевтической помощи в случае перинатальных потерь;
• последовательная смена задач перинатальной психокоррекции и психотерапии, связанных со стадиями жизнедеятельности семьи, этапами реализации репродуктивной функции;
• необходимость тесного сотрудничества перинатального психолога, психотерапевта с другими специалистами (акушерами-гинекологами, неонатологами, неврологами и др.);
• предпочтение краткосрочных психокоррекционных и психотерапевтических методик;
• дефицит специфического психологического инструментария и методических разработок в области перинатальной психологии и психотерапии;
• недостаточное количество грамотных перинатальных психологов и психотерапевтов;
• профилактическая направленность ПП и психотерапии.
Специалист в области перинатальной психологии нуждается в получении особых знаний, в овладении специальными методиками. Это диктует необходимость подготовки таких специалистов на факультетах психологии ВУЗзов, в системе последипломного психологического и медицинского образования. Государственным учреждением, в котором впервые в нашей стране были разработаны учебные программы и планы циклов тематического усовершенствования в области перинатальной психологии, психопатологии и психотерапии психологов, психиатров, психотерапевтов, неонатологов была Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования (ныне — Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова). Работа осуществлялась и продолжается на кафедре детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии (зав. кафедрой — д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер).
Развитие и внедрение перинатального психологического консультирования и психотерапии, направленных на улучшение психического состояния беременных женщин и рожениц, гармонизацию отношений в семьях, ожидающих рождения ребенка и воспитывающих младенца, является одной из актуальных, приоритетных государственных задач. Их решение позволит снизить количество осложнений во время беременности и родов, количество новорожденных с нервно-психическими расстройствами (в том числе, за счет уменьшения применения медикаментозных средств).
Литература
1. Аршавский И.А. Роль гестационной доминанты в качестве фактора, определяющего нормальное или уклоняющееся от нормы развитие зародыша // сб. Актуальные вопросы акушерства и гинекологии. – М.: 1957. – С. 320–333.
2. Батуев А.С., Соколова Л.В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать–дитя» // Вестник Ленинградского университета, с. 3, 1994б. в. 2 (№ 10). – С. 85–102.
3. Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // «Детский стресс – мозг и поведение»: тезисы докладов научно-практ. конф. – СПб.: Междунар. Фонд «Культурная инициатива», СПбГУ, РАО, 1996. – С. 3–4.
4. Батуев А.С., Соколова Л.В. Биологическое и социальное в природе человека // «Биосоциальная природа материнства и раннего детства» под ред. А.С. Батуева. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – С. 8–40.
5. Винникотт Д.В. (Winnicott D.W.) Маленькие дети и их матери / пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 80 с.
6. Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия // «Ребенок в современном мире. Детство и творчество»: тезисы докл. 7-й Международной конференции. – СПб: ЮНЕСКО, МО РФ, изд. СПбГТУ, 2000. – С. 4–8.
7. Добряков И.В. Биопсихосоциальный подход в перинатальной психологии // Вестник Кыргызско-Российского университета: научный журнал. – КРСУ, том 7, № 5, 2007. – С. 36–38.
8. Добряков И.В. Перинатальная психология. – СПб.: Питер, 2010. – 272 с.
9. Добряков И.В., Молчанова Е.С. Перинатальная психология и фрактальная геометрия: поиск аналогий. – Вестник КРСУ. – 2008. – Т. 8. – № 4. – С. 143–147.
10. Добряков И.В., Малашонкова Е.А. Стадии формирования супружеского холона и комплекс Лайя // Материалы симпозиума «Мужское здоровье как проблема психоаналитического, психотерапевтического, социологического исследования» (17.02.2011). – М., 2011. – С. 33–34.
11. Добряков И.В., Никольская И.М. Клиническая психология семьи и перинатальная психология как разделы медицинской (клинической) психологии // Социальная и клиническая психиатрия, 2011. – Т. 21, № 2. – С. 104–108.
12. Кабанов М.М. Концепция реабилитации – ведущее направление деятельности психоневрологического института им. В.М. Бехтерева // Восстановительная терапия и реабилитация больных с нервными и психическими заболеваниями: Материалы конференции 23–24 ноября 1982 г. – Л., 1982. – С. 5–15.
13. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. – СПб., 1998. – 256 с.
14. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2002. – 960 с.
15. Крайг Г. (Craig G.) Психология развития: 7-е международное издание. – СПб.: Изд. «Питер», 2000. – 992 с.
16. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Изд. СПбГУ, 1999. – 288 с.
17. Незнанов М.А., Акименко А.А., Коцюбинский А.П. Школа В.М. Бехтерева: от психоневрологии к биопсихосоциальной парадигме. – СПб.: ВВМ, 2007. – 248 с.
18. Ухтомский А.А. Доминанта. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.
19. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. – М.: Жизнь и мысль,. 1999. – 192 с.
20. Шабалов Н.П. Неонатология, Т. 1. – СПб: Специальная литература, 1995. – 495 с.
21. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003. – 337 c.
22. Энциклопедический словарь медицинских терминов: в 3-х томах / гл. ред. Б.В. Петровский / Т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 448 с.
23. Baumann U., Laireiter A.-R. Individualdiagnostik interpersonaler Beziehungen. // In K. Pavlik & M. Amelang (Hrsg.) Ensyklopadie der Psychologie: Grundlagen und Methoden der Differentiellen Psychologie. – Göttingen: Hogrefe, 1995. – Band. 1. – S. 609–643.
24. Dowrick C., May C., Bundred P. The Biopsychosocial Model of General Practice: Rhetoric or Reality // British Journal of General Practice. 1996. Vol. 46. – P. 105–107.
25. Engel G. The need for a new medical model: A challenge for biomedicine // Science. 1977. № 196. – P. 129–136.
26. Engel G.L. The clinical application of the biopsychosocial model // The American Journal of Psychiatry. May 1980. Vol. 137. P. – 535–544.
28. Filipp S.H. (Hrsg.) Kritische Lebensereignisse. – Weinheim: Belts Psychologie Verlags Union, 1990, (2. Aufl.). – S. 92–103.
29. Lebovici S. La theorie de l’attachment et la psychanalyse contemporaine // Psychiatrie de l’enfant, XXXIY, 2, 1991. – pp. 387–412.