кто такой пиарщик и чем он занимается
Специалист по связям с общественностью (пиарщик): кто это такой и чем занимается?
В медийную эпоху репутация компании или публичной личности играет великую роль, а правильно сформированный образ – это основа успешного бизнес-проекта. Такие вещи продумываются ещё на этапе создания идеи.
Вопросы относительно имиджа, общественной и деловой позиции, поддержание позитивной репутации бренда берет на себя специалист по связям с общественностью, или пиарщик.
Как правильно: пиарщик, PR-менеджер или специалист по связям с общественностью?
Официально и в нормативных документах данная профессия именуется как «Специалист по связям с общественностью». Звучит несколько туманно и к тому же слишком длинно, поэтому в обиходе используются более короткие варианты.
Поскольку профессия специалиста родом из западных стран, то оттуда перекочевало и её название – PR-менеджер (сокращение от public relations – общественные отношения). В ходу сейчас именно этот англицизм, или его более простой русифицированный аналог – пиарщик (от слова – пиар). Так что по сути все три названия будут правильными, хотя последний вариант является скорее жаргонизмом.
Чем занимается пиарщик?
Специалист по пиару может работать как в бизнес-сегменте, так и на политическом поприще. Хотя во втором случае их обычно называют политтехнологами. При этом достаточно часто ему необязательно быть сотрудником той или иной компании, он может работать сам на себя, а услуги предлагать на проектной основе.
Обывателю далеко не всегда понятно, чем конкретно занимается пиарщик. Чаще всего их ассоциируют с людьми, которые уполномочены давать официальные комментарии от лица какого-либо ведомства. Однако контакты с прессой и телевидением – это лишь небольшая часть работы пиарщиков. Свободный рынок СМИ приводит к тому, что публичным людям приходится отстаивать свою позицию и защищать её от инсинуаций. Делают это они именно с помощью специалистов по пиару.
В глобальном смысле именно от них зависит, какая информация о работе компании будет появляться в СМИ, в каком ключе и под каким углом будет преподноситься, как на неё будет реагировать публика. Некоторые факты стоит тщательно скрывать от лица общественности (например, коммерческие тайны), а другие наоборот – максимально раскручивать. Очень важна роль специалистов по пиару, если нужно продвинуть какой-то новый продукт, смягчить конфликтную ситуацию или замять скандал.
Обязанности профессии пиарщика (PR-менеджера)
Источник фото lookstudio/freepik
В должностной функционал PR-специалиста необходимо включить следующее:
формирование общественного мнения;
использование различных методик продвижения и информирования;
наработка базы данных СМИ, активное взаимодействие с представителями СМИ;
проведение PR-компаний и создание разнообразных контент-планов;
ведение интернет-платформ компании (сайт, социальные сети);
Для того, чтобы работать по данному профилю необходимо знать следующее:
журналистские жанры и технологии;
принципы продвижения сайтов и товаров в социальных сетях;
умение работать с отчетной документацией, а также финансовыми активами;
способы создания печатной и визуальной продукции;
методики работы графических редакторов и программ по обеспечению;
принципы ораторского искусства и риторики;
Качества хорошего пиарщика (PR-специалиста)
Успешно трудиться в данном направлении могут энергичные люди с прокачанными навыками убеждения. Хорошему пиарщику требуется, что называется, иметь подвешенный язык и поставленную речь. Пригодятся также опыт работы в СМИ и понимание основ маркетинга. При этом многие работодатели отдают предпочтение специалистам, которые уже наработали собственную базу журналистов, имеют выходы на федеральные средства массовой информации.
Кроме того, обязательным условием является владение хотя бы базовыми навыками иностранного языка, а также умение использовать самые распространенные графические редакторы для того, чтобы монтировать и редактировать фотографии и видеоматериалы. Весьма часто PR-менеджеру приходится совмещать обязанности графического дизайнера, фотографа, оператора.
Кроме того, профессия требует от специалиста высокой степени выносливости, хорошего зрения, слуха, мобильность.
Место работы и условия труда
Современные пиарщики могут работать в самых разных отраслях, их услуги необходимы в:
средствах массовой информации;
маркетинговых отделах компаний;
пресс-службах государственных органов.
Благодаря подобному разнообразию специалист может работать по самому разнообразному графику. Например, он может предоставлять свои услуги как фрилансер на определенный проект компании и после завершения работы либо продолжить сотрудничество, либо искать новый проект.
Нередко пиарщиков нанимают на раскрутку какого-либо массового мероприятия, конференции и т.д.
Где выучиться на специалиста по связям с общественностью?
Выучиться данной специальности возможно в высших учебных заведениях, которые имеют направления: «Журналистика», «Связи с общественностью». Кроме того, часто в эту область приходят и люди с гуманитарным и социальным образованием:
Абитуриентам по направлению «Связи с общественностью» также приходится проходить творческий конкурс (эссе на заданную тему, собеседование и т.д.).
Альтернативный вариант освоения профессии – мастер-классы, вебинары, курсов переподготовки. Наиболее полезны тематические, связанные, например, со стратегиями продвижения в интернете. Свидетельства о прохождении таких курсов могут стать дополнительным плюсом на собеседовании.
Карьерные перспективы для пиарщиков
Источник фото pch.vector/freepik
Пиарщик – профессия, которая фактически не имеет ограничений по профессиональному развитию. Специалист может изучать различные техники и приемы, привлекая к своей работе интернет-технологии. Можно изучать по продвижение в соцсетях (SMM), SEO-копирайтинг, технологии организации мероприятий и т.д.
Альтернативный вариант – это продвижение по карьерной лестнице в крупной компании.
Также по мере наработки опыта PR-менеджер может работать сам на себя, предлагая свои услуги различным организациям и медийным персонам. Однако для этого нужно иметь наработанную базу контактов и связи в различных кругах.
Зарплата пиарщиков и средний заработок
У PR-специалиста, который работает в государственных организациях, средний уровень заработной платы составляет около 30 000 рублей. PR-менеджер, который знает разговорный английский, владеет графическими редакторами, а также имеет опыт работы от двух лет, может рассчитывать на заработную плату в районе 70 000 рублей.
Если же речь идет о специалисте по связям с общественностью, который имеет большой опыт работы, занимает в своем сегменте лидирующую и управленческую позицию, а также в совершенстве владеет иностранным языком, может получать оклад около 100 000 рублей.
Плюсы и минусы профессии специалист по связям общественностью
Положительными моментами данной профессии можно считать следующее:
возможность работать в различных условиях и организациях;
возможность профессионального роста и развития;
креативная работа, наполненная разнообразными профессиональными вызовами.
Минусами профессиями можно считать:
высокий уровень стресса;
требуются организаторские способности для успешной работы.
Кто такой PR-менеджер, зачем он нужен компании и как им стать
Здравствуйте, уважаемые посетители блога!
В нашем государстве пиар – технологии и методы по созданию определенного образа и репутации для общества, компании или отдельного человека – применяли с давних времен. К примеру, вспомним Петра I. Благодаря дипломатической миссии императора, мнение о России в Европе изменилось, а престиж вырос. Чем не PR-задача?
А вот официально пиарщики появились только в 2003 году. Правительство РФ 28 июля зарегистрировало профессию “Специалист по связям с общественностью”. Этот день считается официальным праздником всех PR-специалистов.
И хоть до праздника еще далеко, но все же давайте поговорим кто такой PR-менеджер, что он делает, для чего нужен в организации, что должен знать и уметь и как им стать.
Описание и особенности профессии
Специалист по связям с общественностью – это официальное название профессии. PR-менеджер – более короткая и лаконичная версия, поэтому этот англицизм чаще используют. Также в обиходе нередко можно услышать “пиарщик”. Такое название тоже имеет право на существование, но это скорее жаргонизм.
Нанимают пиарщиков политики, бизнесмены, звезды шоу-бизнеса, общественные движения, коммерческие организации. Специалисты должны работать над благоприятным портретом для другой стороны: зрителей, избирателей, партнеров по бизнесу, покупателей, поклонников, спонсоров.
Кроме того, этот человек является посредником между своим клиентом и целевой аудиторией. Он распространяет информацию, поддерживает созданный имидж, отвечает за размещение новостей, публикацию отзывов и т. д. Часто пиарщики выступают на различных мероприятиях от лица своего клиента.
Также PR-менеджер собирает информацию о мнениях общественности о заказчике или компании. После чего анализирует данные и разрабатывает стратегию для изменения или поддержания образа.
При необходимости специалист может организовывать мероприятия, деловые встречи, интервью и презентации, контролировать разработку и наполнение сайта или страницы в социальной сети, обеспечивать информацией различные рекламные каналы.
Важнейшая часть работы пиарщика – это взаимодействие и поддержание дружелюбных отношений со СМИ. На плечи PR-менеджера ложится ответственность за каждую сказанную фразу, поэтому для него крайне необходимо грамотно подбирать слова и предоставляемые сведения.
В своей работе менеджер по связям с общественностью часто пересекается с другими специалистами, которые помогают ему в осуществлении целей. Это могут быть копирайтеры, иллюстраторы, бренд-менеджеры, графические дизайнеры и т. д.
В отличие от своих коллег, для которых работа в основном состоит из творческого процесса, пиарщики больше оценивают, мониторят, анализируют, прогнозируют и делают выводы. Креатив и творчество тоже присутствуют в большом объеме, но все же в меньшем, чем логика, анализ и оперативное реагирование.
PR-менеджер не является журналистом, маркетологом или продажником. Их сферы деятельности могут в чем-то совпадать, но все же это разные профессии. Пиарщик преподносит информацию только в выгодном для заказчика свете и не отвечает за продажи, а лишь влияет на мнение потребителей.
Обязанности специалиста
У большинства людей, далеких от PR-сферы, сложилось мнение, что все пиарщики – это заядлые тусовщики и прожигатели жизни. На самом деле у этих специалистов сложная, напряженная работа и множество обязанностей:
Главная цель – создание благоприятного имиджа. Она может осуществляться годами, т. к. это долгая и кропотливая работа. Новичкам стоит об этом помнить.
Виды PR-кампаний
Как разнообразны функции и задачи пиарщиков, так и выбор PR-кампаний достаточно широк. Одна из классификаций пиара – разделение по цветам. Так что же представляет собой PR-палитра?
Белый PR – это классика, т. е. СМИ выдается правдивая информация, на основе которой формируется образ компании или человека. В результате популяризируются достоверные факты и сведения, складываются прочные взаимоотношения между объектом и субъектом пиара.
Черный PR – это осознанное распространение ложной информации и компромата. Применяется в комплексе средств для устранения конкурентов и создания негативного имиджа.
Серый PR предполагает правдивые сведения без указания источника. Его можно считать непрямым черным пиаром, т. к. непосредственно на людей он не воздействует, но подрывает доверие на подсознательном уровне.
Желтый PR – это скандалы, сенсации, шокирующие новости и провокации, освещенные в СМИ. Главный инструмент такого пиара – эпатаж.
Розовый PR представляет собой легенды и выдуманные истории. За счет трогательного, вдохновляющего, необычного рассказа бренд или личность выставляет себя в выгодном свете и привлекает к себе больше почитателей.
Коричневый PR – пиар с акцентом на военной тематике. Такая техника придает продукту, компании или человеку брутальный, решительный и серьезный образ. Часто используются такие слова, как битва, огонь, в бой и т. д.
Зеленый PR занимает самую миролюбивую позицию. Такой пиар направлен на поддержание экологии и природной чистоты. Например, компания создает нетоксичные и безопасные для экологии товары.
Золотой PR – это вид пиара, при котором внимание потребителей фокусируется на цене товара и финансовой выгоде. В рекламе всячески подчеркивается экономия для покупателей.
Вирусный PR – это естественная реклама. Принцип работы как у сарафанного радио, т. е. люди неосознанно могут продвигать бренд или популяризировать человека, просто говоря о нем. Запускают такую рекламу чаще всего в социальных сетях. Например, двигателем рекламы для товаров нередко являются амбассадоры бренда.
Судебный PR направлен на защиту личности или компании от негативной информации во время судебных разбирательств.
Знания, навыки и личные качества PR-менеджера
Должность PR-менеджера очень ответственная. Один неправильный шаг может погубить всю проделанную ранее работу.
К специалисту предъявляются следующие требования:
Из личностных характеристик, присущих высококлассному пиарщику, можно выделить:
Кроме этого, важно иметь презентабельный внешний вид и уметь произвести хорошее впечатление.
Плюсы и минусы должности
К достоинствам этой профессии можно причислить:
К отрицательным моментам относятся:
Сферы деятельности, карьера и заработная плата
В наши дни PR-специалисты чрезвычайно востребованы во всех крупных компаниях и в большинстве менее известных организациях. Эта должность затрагивает такие сферы, как:
Кроме того, нередко пиарщиков нанимают для популяризирования какого-то массового мероприятия.
Трудиться PR-менеджер может в одиночку, а может и вместе с целым отделом компании или же командой из PR-агентства.
Заработная плата пиарщика-новичка начинается от 35 000 руб. в Москве и от 15 000 руб. в регионах. Да, эти специалисты часто в начале своего пути получают невысокую заработную плату. Первое время работник трудится не для денежной выгоды, а ради опыта.
Средние же зарплаты по России держатся на уровне 60–90 тыс. руб. Но для опытного пиар-менеджера вполне реально получать и 100–150 тыс. руб.
Кроме профессионального развития, когда пиарщик дополнительно изучает различные методики, технологии и нарабатывает опыт, для специалиста возможно карьерное движение в другую сферу. Например, бывшие PR-менеджеры могут полностью посвятить себя рекламе или продажам.
Есть и третий вариант для опытных сотрудников с наработанной клиентской базой и связями в СМИ – это работа на себя.
Каждый выбирает что-то свое: либо продвижение по карьерной лестнице в известной и солидной организации, либо переход в смежную область, либо открытие собственного дела.
Где обучиться
В большинстве случаев работодатели хотят видеть среди своих работников дипломированных специалистов. К счастью, в вузах готовят пиарщиков. Направление называется “Реклама и связи с общественностью”. Формулировка может несколько меняться, но суть остается та же.
Образование в таких смежных областях, как менеджмент, маркетинг, журналистика, социология или экономика, тоже подойдет.
Помимо университетского образования, существуют и более краткосрочные варианты обучения – онлайн-курсы. Площадки Нетология, Skillbox, GeekBrains, Hedu и Laba предоставляют программы по обучению PR-специалистов:
Краткосрочные курсы длительностью от месяца до года, в отличие от вузовского образования, привлекательны более низкой ценой, мобильным и удобным форматом обучения и возможностью выпуститься с уже готовым портфолио.
Дополнить и усовершенствовать знания можно с помощью книг. Вот самые полезные и интересные:
Заключение
Пиарщики создают такой образ компании или человека, который понравится конкретной целевой аудитории. Они контактируют со СМИ, формируют нужное представление о клиенте и организуют различные PR-мероприятия.
В 70 % случаев пиар-менеджеры – это девушки. Возраст же большинства специалистов не более 30 лет. Обычно это энергичные и активные люди с высшим образованием, умеющие анализировать и творчески мыслить, у которых есть навыки оратора, продажника и психолога.
В условиях высокой конкуренции выигрывают те специалисты, у которых уже имеются связи со СМИ, которые знают по опыту, что такое пиар, и умеют произвести впечатление на окружающих.
Профессия пиар-менеджер: обязанности PR-специалиста по рекламе и связи с общественностью, кем можно работать
Пиар – совокупность технологий и методов, создающих положительный образ, репутацию, имидж для продвижения общества, организации либо отдельной личности. PR устремлен на взаимную адаптацию организации, фирмы и потребителей. Задачи PR-менеджера согласно положениям PRSA – анализ поведения аудитории, выстраивание планирования, построение диалога, оценка.
Работающие в сфере пиара стали представителями реально существующей профессии в 2003 году. В правительстве РФ 28 июля была зарегистрирована деятельность, при которой пиарщик значится «Специалистом по связям с общественностью».
Кто такой PR-менеджер – описание профессии
В XXI веке PR-менеджер это трендовая и интересная профессия, вызывающая интерес у активной молодежи. Взрослеющее поколение, решая кем работать, выбирают именно эту специальность, поскольку она представляется им очень перспективной.
На слуху же, вместо пиар-менеджера, чаще слышится иное изречение. Данное обозначение специалиста звучит более коротко, лаконично. Сегодня многим понятно, что такое выражение «пиарщик».
В широком смысле – это специалист, который с помощью популяризации, продвижения, создает положительную картину деятельности, образу, личности отдельного человека, организации, продукту.
Пиар-менеджер, как профессионал, знает тонкости маркетинга, рекламы, разбирается в психологии. Понимает, как использовать в работе журналистику, дизайн, которые часто становятся помощниками специалиста в выполнении главной задачи.
Именно пиарщики становятся связующим звеном, привлекая к клиенту целевую аудиторию. От пиар-менеджера идет информация, им поддерживается созданный имидж, он размещает новости, публикации, проводит другие действия. Логично, что клиенты часто зовут таких людей провести различные мероприятия от своего лица.
Важно понимать, что делает пиар-менеджер, работающий по связям с общественностью. Его работа имеет пересечение с другими профессиями, полезными для достижения целей. Он сотрудничает с копирайтерами, обращается к иллюстраторам, работает с бренд-менеджерами, а также тесно сотрудничает с графическими дизайнерами и другими специалистами.
Для пиарщика важны: оценка, мониторинг, анализ, составление прогноза и построение выводов. Креатив с творчеством специалисты задействуют в широком объеме, но меньше по сравнению с логикой, анализом, оперативным реагированием.
Как разобраться, кто же такой PR-менеджер? Это ни журналист, ни маркетолог, ни продажник. Есть лишь небольшие совпадения в профессиях. Работа специалиста по пиару заключена в предоставлении только выгодной информации, касающейся его заказчика, чтобы иметь положительное влияние на аудиторию, потребителей.
Чем отличается PR-деятельность от маркетинга:
Должностные обязанности специалиста
Перечень обязанностей PR-менеджера:
Требования
Пиар-менеджер – ответственная должность. Один просчет может наложить крест на всей проделанной ранее работе.
Профессиональный менеджер в области пиара должен соответствовать следующим требованиям:
Навыки
Чтобы стать специалистом по общественным связям, потребуется овладеть навыками нескольких профессий, нужно быть еще журналистом, социологом, психологом, маркетологом.
В наборе положений, связанных с инструкцией по должностному штату (например, при заключении соглашения с какой-либо компанией), идет перечень основных навыков, которые должны быть присущи пиар-менеджеру:
Большой плюс для специалиста по PR в его карьере, если он имеет международную сертификацию. Навыки профессии предоставляют краткосрочные курсы, где обучают на специалиста по связи с общественностью.
Отличительной чертой настоящего пиарщика считается его настрой расширять свой круг навыков. Тогда он может рассчитывать на профессиональный рост.
Качества
У менеджера по связям с общественностью, кроме обязанностей, должна быть разносторонняя личность. Успешный профессиональный пиарщик имеет такие личные качества характера, без которых он не способен делать хорошо свою работу. Ему необходимо владеть:
Виды PR-кампаний
Насколько разнообразным является то, чем занимается PR-менеджер, так и PR-кампании разнообразны по видам. Существует разделительная пиар-палитра. Исходя из неё, PR бывает:
Сфера деятельности и карьера
Обязанности пиар-менеджера предполагают, что специалист должен работать в таких сферах, как: политика, бизнес, шоу-бизнес и др.
Функции PR-специалиста имеют широкую востребованность среди общественных движений, часто используются коммерческими организациями. Пиарщики затрагивают многие сферы, включая политику, сми, финансы, рекламные компании и сферу маркетинга.
Пиарщики нанимаются, чтобы популяризировать массовое мероприятие.
Работу пиар-менеджер может получить в отделе какой-либо компании, в команде пиар-агентства. Может работать один, если имеет необходимый опыт, связи, клиентскую базу. Развернувшись, он может стать директором собственного рекламного пиар-агентства.
Состоявшиеся специалисты нередко начинают заниматься карьерным продвижением в иную сферу. Используя свои навыки, знания, работавшие ранее по профилю пиар-менеджеры, удачно занимаются рекламным бизнесом, выгодно работают с продажами.
Как стать пиар-агентом
Если специалист по связям с общественностью, хочет работать в крупной фирме, он должен иметь диплом о высшем образовании. В каждом отдельном случае вопрос как стать public relations manager решается либо поступлением в вуз, либо через окончание курсов.
Обучение в институте на пиар-менеджера займет много времени. Помимо необходимых дисциплин будущему специалисту придется заниматься изучением лишних предметов, не нужных для профессии. Но это шанс стать в будущем пиар-агентом престижной компании, проводить крупные презентации, работать с серьезными СМИ, масштабными проектами.
Недостаток вузовского обучения в отсутствии практики, которая крайне важна для специалиста по пиару. Её приходится приобретать самостоятельным путем.
Где обучиться
Нужно понимать, что руководитель крупной фирмы, выбирая пиар-менеджера, отдаст предпочтение дипломированному специалисту по пиару. Так поступят все значимые работодатели. Вузы, по счастью занимаются подготовкой пиарщиков, обучая их по направлению «Реклама и связи с общественностью». Формулировка иногда звучит иначе, но суть при этом неизменна.
Университетское образование пиар-менеджера можно заменить краткосрочным обучением – онлайн-курсами. Они представлены на интернет-площадках Нетологии, Skillbox, GeekBrains, Hedu и Laba. Здесь содержатся программы обучающие PR-специалистов.
Длительность обучения на пиар-менеджера на краткосрочных курсах различна, от месяца до года. Стоимость обучение здесь ниже оплаты вузовского образования. Форма занятий более мобилен и удобен. Есть возможность окончить курсы, собрав готовое портфолио.
Место работы
Каждая солидная фирма имеет в штате сотрудников в должности менеджера по PR. Это практикуется в крупномасштабных банках, влиятельных корпорациях, затрагивает другие компании.
Есть много специализированных пиар-агентств, круг заказчиков которых весьма обширен. Среди них торговые компании, ритейлеры, популярные знаменитости. Работа PR-менеджера подразделяется на две группы профессионалов.
Пиар-менеджеров принято использовать в политике. Они знают приемы, помогающие политическим деятелям завоевывать доверие населения.
Где искать работу
Базовое образование для специальности пиар-менеджера по связям с общественностью представляет журналистика. Успехи в профессии могут достичь окончившие психологические, социологические факультеты. Став пиар-менеджерами дипломированные специалисты с многопрофильным уровнем знаний могут искать занятость в трех направлениях:
Широкий спрос на квалифицированных пиар-менеджеров есть в рекламном бизнесе. Требуются они в издательствах, для проведения выставок или ярмарок, а также в государственных органах власти, занимающихся продвижением важных государственных проектов.
Работу для PR-менеджера можно получить в департаменте общественных и внешних связей или в государственных органах управления по связям с общественностью.
Сколько зарабатывают
Заработок пиарщика на начальном этапе — от 35 000 руб. по Москве. В регионах новички получают от 15 000 руб. Стоит принять как должное, что сначала manager работает больше не ради денег, а, чтобы набраться опыта. Уровень средних зарплат пиар-менеджеров по России достигает планки от 60 до 90 тыс. руб. Опытный специалист может дойти до уровня от 100 до150 тыс. руб.
Плюсы и минусы профессии
Положительные стороны профессии пиарщика содержат следующие факторы:
Отрицательные моменты профессии пиар-менеджера содержат:
Опрос специалистов по профессии о перспективах в будущем:
Окончила СГЭУ в 2015 году. Подрабатываю на фрилансе копирайтером около 5 лет. Эксперт по заработку в Интернете, т.к. перепробовала многие способы в онлайн пространстве. Постоянно изучаю новые программы и стараюсь делиться своим опытом с новичками.