кто такой товстоногов и что названо его именем

Самый главный режиссер: судьба Георгия Товстоногова на сцене и в жизни

кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть фото кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть картинку кто такой товстоногов и что названо его именем. Картинка про кто такой товстоногов и что названо его именем. Фото кто такой товстоногов и что названо его именем

Его уже при жизни считали гением, театральным революционером, провидцем. И — безжалостным диктатором, самодержцем кулис. Впрочем, наверно, именно таким и должен быть истинно великий режиссер. Память о нем бережно сохраняется и на сцене, и вне ее. 28 сентября исполняется 105 лет со дня рождения Георгия Александровича Товстоногова, и «Известия» вспоминают одного из главных гениев отечественного театра ХХ века.

Чудесный грузин

кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть фото кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть картинку кто такой товстоногов и что названо его именем. Картинка про кто такой товстоногов и что названо его именем. Фото кто такой товстоногов и что названо его именем

Принято считать, что Товстоногову много раз в жизни везло — по мелочи и по-крупному, в творчестве и в жизни. Цепочка счастливых случайностей, которая сделала сына «врага народа» единоличным властителем собственной театральной империи, главным режиссером СССР. (Спорить о том, кто из крупнейших реформаторов послевоенного советского театра — Товстоногов, Ефремов или Любимов — внес в историю этого театра больший вклад, есть дело искусствоведов, но по внешнему, нетеатральному влиянию равных Товстоногову, конечно, не было.) Разумеется, ему, в сущности, везло не больше и не меньше, чем любому другому человеку, но судьба и впрямь несколько раз делала ему подарки, без которых не было бы такого явления, как режиссер Георгий Товстоногов.

«Я наполовину грузин», — писал он о себе, и это была чистая правда. Товстоногов не просто вырос в Тифлисе в смешанной русско-грузинской семье, он в прямом смысле слова был воспитан на грузинской культуре, переживавшей — особенно театр — в 20–30-х годах настоящий ренессанс. Он знал грузинский язык, любил грузинский театр, но толчок к выбору будущей профессии дал ему театр русский — только что созданный в городе Театр юного зрителя. Здесь вчерашний школьник начал работать ассистентом режиссера, отсюда уехал в Москву, в ГИТИС, сюда каждый год возвращался на каникулах — ставить спектакли уже самостоятельно. Мог и не вернуться однажды — в 1937-м отца-дворянина арестовали и пятикурсника Товстоногова тут же исключили из института. Повезло: буквально через несколько дней Сталин сказал свое сакраментальное «сын за отца не отвечает» и Георгия восстановили.

кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть фото кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть картинку кто такой товстоногов и что названо его именем. Картинка про кто такой товстоногов и что названо его именем. Фото кто такой товстоногов и что названо его именем

кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть фото кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть картинку кто такой товстоногов и что названо его именем. Картинка про кто такой товстоногов и что названо его именем. Фото кто такой товстоногов и что названо его именем

Учителем Товстоногова был Алексей Попов, мхатовец — и верность идеям Станиславского Товстоногов сохранил навсегда. Впрочем, в провинциальном театре (в Тбилиси он проработал почти 10 лет) на какие-то эксперименты решиться было трудновато. Он рвался в Москву, но удалось это только в 1946-м — опять обстоятельства, на сей раз драматические. Развод с первой женой и ссора с ректором местного театрального института (Товстоногов с юности преподавал) сделали пребывание режиссера в Тбилиси невозможным.

Несколько лет он ставит где придется — во второстепенных московских театрах, в Казахстане. В 1949-м его зовут в Ленинград, в Театр Ленинского комсомола. Директор театра, бывший чекист, был увлечен борьбой за снятие тогдашнего главного режиссера. Но предложить никого конкретного взамен не мог — пока не познакомился с Товстоноговым. В 1950 году 35-летний режиссер впервые стал главным.

Диктатор и девять заповедей

Товстоногов не просто любил театр и хотел ставить спектакли. Ему нужен был свой театр, дом, в котором он был бы единственным хозяином. Тезисы, с которыми он пришел в питерский «Ленком», Товстоногов, разумеется, никому не озвучивал. Но это были девять заповедей худрука, человека, который хочет контролировать в коллективе всё.

2. Не болтайся в театре без дела.

3. Веди репетицию в полтона, но всегда в градусе (повышай не сразу).

4. Пресекай нарушения в корне.

5. Не занимай в театре денег.

6. Не появляйся в театре со случайными женщинами.

7. Вдумчиво слушай и глубоко продумывай ответ.

8. Не меняй внешнего облика.

9. Начинай репетицию сразу с дела. Не позволяй актеру отдалить момент работы.

кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть фото кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть картинку кто такой товстоногов и что названо его именем. Картинка про кто такой товстоногов и что названо его именем. Фото кто такой товстоногов и что названо его именем

«Ленком» был пробой пера Товстоногова-главрежа. Еще не всё было понятно с его творческим почерком, но по крайней мере один элемент фирменного товстоноговского стиля проявился сразу: он ставил много. Четыре спектакля в год минимум — любого жанра. «Грозу», «Гибель эскадры», «Тихий Дон», «Поднятую целину» — и легкие комедии с прочно забытыми ныне названиями. Товстоногов трудолюбив, он не отказывается ни от какого материала — даже откровенно пропагандистского.

Это приносит успех — поставленная к 70-летию Сталина пьеса «Из искры» получает Сталинскую премию I степени. За каких-то 5–6 лет Товстоногов превратился из провинциального режиссера без постоянного места в одного из самых успешных театральных деятелей Ленинграда. И когда местное культурное начальство в очередной раз решило спасти безнадежно загибавшийся главный театр города — БДТ имени Горького, лучшей кандидатуры просто не нашлось.

кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть фото кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть картинку кто такой товстоногов и что названо его именем. Картинка про кто такой товстоногов и что названо его именем. Фото кто такой товстоногов и что названо его именем

БДТ считался «первым советским театром», статус его был вполне сопоставим с МХАТом в Москве. В 1956 году это была гигантская труппа, ставившая что попало и игравшая это что попало при пустом зале. Этому театру нужен был именно такой человек, как Товстоногов, — диктатор высокой культуры и высокой идеи. «Я несъедобен», — заявил он на первом собрании — и не обманул.

Труппу чистил безжалостно, новые спектакли ставил со скоростью и качеством, казавшимися несовместимыми. За несколько осенних месяцев 1956 года — три хитовые премьеры подряд (как и в «Ленкоме», названия их уже ничего не скажут никому, кроме историков театра). Зритель повалил в БДТ валом. Две первые задачи — административную и кассовую — Товстоногов решил очень быстро. Пора было делать БДТ театром-явлением.

кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть фото кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть картинку кто такой товстоногов и что названо его именем. Картинка про кто такой товстоногов и что названо его именем. Фото кто такой товстоногов и что названо его именем

Союз гениев

Товстоногов всегда ставил много — не только в своем театре, но и на других сценах страны и за ее пределами. В БДТ он предпочитал работать самостоятельно — так что список его театральных постановок действительно весьма велик. Среди них, разумеется, были и проходные, но удач было гораздо, кратно больше. А подлинно великих, определяющих место режиссера и театра в истории отечественной (да и мировой) культуры спектаклей Георгий Товстоногов поставил в БДТ, пожалуй, пять.

«Мещане» (1966) и «История лошади» (1975) стали триумфом Евгения Лебедева, самого близкого, наверно, Товстоногову человека, соратника и родственника (Лебедев был женат на любимой сестре режиссера Нателе). «Пять вечеров» (1959) Александра Володина с Зинаидой Шарко и Ефимом Копеляном впечатляли тончайшим психологизмом в показе отношений двух неюных людей, ищущих друг в друге свою единственную любовь. «Горе от ума» (1962) поражали нетрадиционным прочтением канонического текста, в котором Молчалин Кирилла Лаврова уже не выглядел заурядным приспособленцем, а Чацкий Сергея Юрского — несбывшейся надеждой всех честных людей России.

Но всё же даже из этого ряда чистых шедевров один спектакль выбивается, стоит особняком. «Идиот» 1957 года называют главным шедевром советского театра за всю его историю — и это тот случай, когда стереотипы не ошибаются.

кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть фото кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть картинку кто такой товстоногов и что названо его именем. Картинка про кто такой товстоногов и что названо его именем. Фото кто такой товстоногов и что названо его именем

Об «Идиоте», разумеется, нужно говорить особо, писать отдельный текст. Гений Смоктуновского тут не просто ключевая составляющая успеха и величия — возможно, Товстоногов нарочно отпустил артиста «на волю», понимая: никакая режиссура не справится с этой нечеловеческой мощью. Успех был фантастический, небывалый: 32 минуты аплодисментов после премьеры, «Красная стрела», битком набитая москвичами, едущими в Ленинград на один вечер, билеты как самая ходовая в стране валюта. По легенде, в театр долго искали уборщицу. Наконец нашли — и даже вполне интеллигентную. Женщина проработала один день и уволилась — она устроилась на эту работу, не имея иной возможности посмотреть «Идиота».

кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть фото кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть картинку кто такой товстоногов и что названо его именем. Картинка про кто такой товстоногов и что названо его именем. Фото кто такой товстоногов и что названо его именем

Союз двух гигантов не мог быть прочным. Смоктуновский ушел из «Идиота» через два сезона (потом вернулся — и снова ушел, уже окончательно), не выдержав неслыханного психологического и психического напряжения и окончательно выбрав кино как более размеренный и спокойный вид искусства. Товстоногов же, в очередной раз не уступив ни миллиметра собственной территории (по одной из версий, причиной второго разрыва со Смоктуновским стало желание последнего сыграть Протасова в «Живом трупе», причем в постановке не Товстоногова, а другого режиссера), продолжал работать. На износ — в этом нет ни грана преувеличения.

Он ставит спектакли в БДТ и не только, много преподает, много пишет — его теоретические работы до сих переиздаются. Работал в Верховном совете, во Всероссийском театральном обществе, в редколлегии журнала «Театр». Многим он казался глубоким старцем, который был всегда, — между тем, когда сердце Георгия Товстоногова остановилось за рулем его автомобиля, ему было всего 73 года. Присвоить его имя БДТ сразу же после смерти не решились, несмотря на перестроечный 1989 год, — имя Горького всё же было для той власти сакральным. Едва власть эта исчезла, всё стало на свои места — с 1992 года Большой драматический театр в Санкт-Петербурге носит имя человека, фактически его создавшего.

Источник

Биография Георгия Товстоногова

кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть фото кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть картинку кто такой товстоногов и что названо его именем. Картинка про кто такой товстоногов и что названо его именем. Фото кто такой товстоногов и что названо его именем

Георгий Александрович Товстоногов родился 28 (15 по старому стилю) сентября 1915 года в Тбилиси (Грузия).

В 1931 году начал сценическую деятельность в качестве артиста и ассистента режиссера в Русском ТЮЗе города Тбилиси. Поставил спектакли «Предложение» Антона Чехова (1933), «Женитьба» Николая Гоголя (1934), «Музыкантская команда» Леонида Любашевского (1935), «Голубое и розовое» Александры Бруштейн (1936), «Троянский конь» Фридриха Вольфа (1937) и другие.

В 1938 году Георгий Товстоногов окончил ГИТИС, где учился у Андрея Лобанова и Алексея Попова.

В 1938-1946 годах — режиссер Русского драматического театра имени А.С. Грибоедова в Тбилиси. Первой его постановкой стала «Дети Ванюшина» Сергея Найденова (1938). За годы работы в этом коллективе поставил ряд спектаклей, наибольший резонанс из которых получили «Кремлевские куранты» Николая Погодина (1940), «Парень из нашего города» Константина Симонова (1941), «Школа злословия» Ричарда Шеридана (1942), «Ленушка» Леонида Леонова (1943), «Лисички» Лилиан Хеллман (1945).

В 1946-1949 годах Товстоногов работал в Центральном детском театре в Москве, где поставил «Тайну вечной ночи» Игоря Луковского (1949, совместно с Анной Некрасовой) и «Где-то в Сибири» Ирины Ирошниковой (1949). Параллельно ставил спектакли в других театрах столицы — Гастрольном реалистическом, Студии Театра оперетты, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате.

С 1949 года творческая деятельность режиссера связана с Ленинградом (Санкт-Петербургом). В 1950-1956 годах он был главным режиссером Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (ныне — Театр-фестиваль «Балтийский дом»).

Одна из сторон режиссёрского дарования Товстоногова — стремление к монументальным, обобщенным формам. Это проявилось в спектаклях «Дорогой бессмертия» (1951, по книге Юлиуса Фучика «Слово перед казнью»), «Гибель эскадры» Александра Корнейчука (1952). Событием для советской сцены стала «Оптимистическая трагедия» (1955) Всеволода Вишневского в Академическом театре имени А.С. Пушкина (ныне Александринский театр драмы).

С 1956 года Товстоногов был главным режиссером Ленинградского академического Большого драматического театра (БДТ) имени М. Горького (с 1992 года — имени Г. А. Товстоногова).

Товстоногов — один из режиссеров, определивший пути развития театра во второй половине XX века. Позже 30-летний период руководства БДТ Товстоноговым назвали «золотой эпохой», а сам театр «эстетическим оазисом для ленинградской интеллигенции».

Открыв новый сезон в 1956 году режиссер выпустил три премьеры: 21 сентября — «Шестой этаж» Альфред Жери, 6 ноября — «Безымянную звезду» Михаила Себастьяна, 31 декабря — «Когда цветет акация» Николая Винникова, ставший визитной карточкой нового БДТ. 31 декабря 1957 года на сцене театра был поставлен спектакль «Идиот» Федора Достоевского, где князя Мышкина сыграл начинающий актер Иннокентий Смоктуновский. Постановка стала одним из крупнейших событий отечественного театрального искусства.

К началу 1960-х годов Товстоногов выстроил самобытный репертуар своего театра. В этот период были поставлены «Пять вечеров» (1958) и «Моя старшая сестра» (1961) Александра Володина, «Не склонившие головы» Натана Дугласа и Харольда Смита (1961), «Иркутская история» Алексея Арбузова (1960).

Среди самых популярных его постановок 1960-х годов были «Варвары» (1959) и «Мещане» (1966) Максима Горького, «Океан» Александра Штейна (1961), «Перед ужином» (1962) и «Традиционный сбор» (1967) Виктора Розова, «Горе от ума» Александра Грибоедова (1962), «Еще раз про любовь» Эдуарда Радзинского (1964), «Поднятая целина» Михаила Шолохова (1964), «Три сестры» Антона Чехова (1965), «Король Генрих IV» Уильяма Шекспира (1969).

В 1970-е годы режиссер поставил спектакли «Ханума» Авксентия Цагарели (1972), «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова (1974), «Энергичные люди» Василия Шукшина (1974), «Протокол одного заседания» Александра Гельмана (1975), «Дачники» Максима Горького (1976), «Тихий Дон» Михаила Шолохова (1977), «Пиквикский клуб» Чарльза Диккенса (1978) и др.

К самым известным постановкам этого периода относится «История лошади» (1975), поставленная совместно с Марком Розовским, по «Холстомеру» Льва Толстого, где главную роль сыграл Евгений Лебедев. Также огромную популярность у зрителей получил поставленный Товстоноговым в московском «Современнике» спектакль «Балалайкин и К» (1973) по роману Михаила Салтыкова-Щедрина.

В 1980-е годы режиссер поставил спектакли «Волки и овцы» Александра Островского (1980), «Дядя Ваня» Антона Чехова (1982), «Амадеус» Петера Шеффера (1982), «Смерть Тарелкина» Александра Сухово-Кобылина (1983), «Киноповесть с одним антрактом» Володина (1984) и др. В 1985 году им была поставлена комедия Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

12 октября 1987 года Товстоногов представил спектакль «На дне» Максима Горького, которому было суждено стать его последней премьерой. Пьеса, о постановке которой он мечтал многие годы, представляла собой трагедию о расплате за человеческое безверие.

Георгий Товстоногов вел преподавательскую деятельность. В 1939-1946 годах он был педагогом Тбилисского театрального института имени Ш. Руставели. С 1957 года преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства), где с 1960 года был профессором, с 1962 года — заведующим кафедрой режиссуры. Среди учеников Товстоногова — режиссеры Лев Додин, Игорь Владимиров, Генриетта Яновская, Кама Гинкас, Вячеслав Гвоздков.

Он автор книг по теории и практике режиссерского творчества — «Современность в современном театре. Беседы о режиссуре», «О профессии режиссера» (1965) и «Круг мыслей» (1972), а также «Зеркало сцены» (1980).

Доктор искусствоведения (1968).

Творчество режиссера было отмечено различными наградами. В 1957 году ему было присвоено звание Народный артист СССР. Он был лауреатом Ленинской премии (1958), Государственных премий СССР (1950, 1952, 1968, 1978). В 1983 году Товстоногову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

23 мая 1989 года, возвращаясь из театра, Георгий Товстоногов скоропостижно скончался в своем автомобиле. Похоронен в Некрополе искусств Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.

Именем режиссера назван астероид, открытый в 1975 году астрономами Крымской астрофизической обсерватории.

В 1992 году его имя было присвоено Большому драматическому театру.

В августе 2010 года именем Товстоногова назван сквер в Петроградском районе Санкт-Петербурга, расположенный у дома, где жил режиссер.

В октябре 2010 года в этом сквере был открыт памятник Георгию Товстоногову.

Первой женой режиссера была Саломея Канчели — актриса Тбилисского театра драмы. В семье родились два сына — Александр и Николай.

Второй супругой Товстоногова была актриса Театра имени Ленсовета Инна Кондратьева, брак также закончился разводом.

Сын режиссера Александр Товстоногов (1944-2002) был главным режиссером Тбилисского русского драматического театра имени А.С. Грибоедова, Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, а также режиссером театра «Русская антреприза имени Андрея Миронова».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Георгий Александрович Товстоногов

кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть фото кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть картинку кто такой товстоногов и что названо его именем. Картинка про кто такой товстоногов и что названо его именем. Фото кто такой товстоногов и что названо его именем

Георгий Товстоногов родился 15 (28 по новому стилю) сентября 1915 года в Тифлисе (ныне Тбилиси).

По некоторым данным, настоящим местом его рождения является Петербург (хотя в паспортных данных был указан Тифлис).

В Петербурге семья жила на Фурштатской улице. По словам Нателы Товстоноговой, с 1919 года семья жила в Тифлисе.

С ранних лет Георгий Товстоногов много времени проводил в театре, актёром которого был его дядя.

В ГИТИСе учителями Товстоногова были известные театральные режиссёры и педагоги Андрей Лобанов и Алексей Попов, при этом Товстоногов продолжал работу в Тбилисском ТЮЗе, где каждый год ставил как минимум один новый спектакль.

В 1938 году окончил ГИТИС.

В 1938-1946 годах работал в качестве режиссёра в Тбилисском русском драматическом театре имени А.С. Грибоедова. В 1939 году руководитель Тбилисского театрального института Акакий Хорава, высоко ценивший 24-летнего режиссёра, предоставил ему руководство актёрским курсом, где Георгий Товстоногов проявил себя незаурядным педагогом.

Георгий Товстоногов в молодости

кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть фото кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть картинку кто такой товстоногов и что названо его именем. Картинка про кто такой товстоногов и что названо его именем. Фото кто такой товстоногов и что названо его именем

В 1946 году по личным мотивам Товстоногов покинул Тбилиси и переехал в Москву и стал художественным руководителем Гастрольного реалистического театра, где проработал до 1948 года. Параллельно в 1946-1949 годах был режиссёром Центрального детского театра. Также в это время ставил спектакли в других театрах Москвы, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате.

В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено стать главным режиссёром Большого драматического театра (БДТ). В тот момент театр, который носил имя Максима Горького, переживал тяжёлый период, был в числе аутсайдеров ленинградской театральной жизни. С 1949 по 1956 год в нём сменилось четыре главных режиссёра, в сезоне 1953-1954 года в БДТ вообще работал без главного режиссёра, управлялся режиссёрской коллегией. В условиях, когда едва ли не каждый год у руля БДТ вставал новый человек, ни о каком плане развития театра, продуманной репертуарной политике не могло быть и речи. Всё это привело к тому, что в середине 1950-х театр не имел «своего» зрителя. Из-за крайне низкой посещаемости образовалась значительная финансовая задолженность, грозившая театру закрытием. Режиссёрская чехарда негативно сказалась и на управляемости театра, актёрская труппа просто «съедала» неугодных режиссёров. При том, что в БДТ в тот момент было немало талантливых актёров, штат был непомерно раздут.

Товстоногов, который за шесть лет на посту главного режиссёра Ленинградского театра им. Ленинского Комсомола заставил говорить взыскательную ленинградскую театральную общественность о себе как о талантливом и успешном режиссёре, не сразу принял предложение возглавить БДТ. Однако по настоянию курирующих театры партийных органов Ленинграда для спасения «первого пролетарского театра», Товстоногов всё же 13 февраля 1956 года принял пост главного режиссёра БДТ имени Максима Горького.

Для возвращения БДТ былой славы требовались быстрые, решительные и жёсткие меры. Товстоногову были предоставлены широкие полномочия. Для проведения административной реорганизации БДТ, директором театра был назначен Г М. Коркин. Из Ленинградского Ленкома Товстоногов пригласил в БДТ на пост заведующей литературной частью театра Д. М. Шварц. На своей первой встрече с труппой, коснувшись темы «съедания» труппой художественных руководителей театра, Товстоногов заявил: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!».

В течение тридцати трёх лет Товстоногов возглавлял БДТ, сделав его первой сценой страны. В истории театра эту эпоху называли «золотой».

кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть фото кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть картинку кто такой товстоногов и что названо его именем. Картинка про кто такой товстоногов и что названо его именем. Фото кто такой товстоногов и что названо его именем

В 1966 году подписал открытое письмо деятелей науки, литературы и искусства в адрес Л.И. Брежнева о недопустимости частичной или косвенной реабилитации И.В. Сталина и о необходимости предания гласности фактов «совершённых им преступлений».

Депутат Верховного Совета СССР 7-8-го созывов.

Член-корреспондент Академии искусств ГДР.

кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть фото кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть картинку кто такой товстоногов и что названо его именем. Картинка про кто такой товстоногов и что названо его именем. Фото кто такой товстоногов и что названо его именем

Смерть Георгия Товстоногова

Георгий Александрович Товстоногов похоронен в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры). Его могила с памятником в виде распятия (1992 год, скульптор Л.К. Лазарев) на Черкасовской дорожке стала последним по времени захоронением в Некрополе.

В 1992 году Большому драматическому театру, которым Георгий Товстоногов руководил последние 33 года своей жизни, было присвоено его имя. В сентябре 2015 года, в честь столетия режиссёра, в фойе театра был установлен его памятный бюст.

Его именем назван сквер у дома, где жил режиссёр. В 2011 году в сквере открыт памятник Г. А. Товстоногову (скульптор И. Б. Корнеев). На доме, где он жил (Петровская наб., д. № 4) открыта мемориальная доска.

В Тбилиси есть улица его имени, на доме № 9, где он жил, установлена мемориальная доска.

Георгий Товстоногов

Личная жизнь Георгия Товстоногова:

С Саломе Канчели Георгий Товстоногов развелся в 1945 году из-за ее измены. Сыновья остались с ним.

Сын Николай Георгиевич Товстоногов (1945 г.р.) живёт в Израиле.

кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть фото кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть картинку кто такой товстоногов и что названо его именем. Картинка про кто такой товстоногов и что названо его именем. Фото кто такой товстоногов и что названо его именем

От связи с Милковой в 1950 году родился сын Вадим Милков-Товстоногов, советский и российский оперный режиссёр, работал в БДТ вместе с отцом над спектаклем «Смерть Тарелкина». У него родилась дочь Мария Вадимовна Милкова. Мария Милкова имеет сына Георгия Николаевича Генша, он проживает в Германии.

кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть фото кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть картинку кто такой товстоногов и что названо его именем. Картинка про кто такой товстоногов и что названо его именем. Фото кто такой товстоногов и что названо его именем

В 1962 году брак распался.

кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть фото кто такой товстоногов и что названо его именем. Смотреть картинку кто такой товстоногов и что названо его именем. Картинка про кто такой товстоногов и что названо его именем. Фото кто такой товстоногов и что названо его именем

Фильмография Георгия Товстоногова:

Режиссерские работы Георгия Товстоногова:

Сценарии Георгия Товстоногова:

Театральные постановки Георгия Товстоногова:

Тбилисский русский театр юного зрителя:

Тбилисский театральный институт им. Ш. Руставели:

Тбилисский русский драматический театр имени А. С. Грибоедова:

Ленинградский театр им. Ленинского комсомола:

Ленинградский Академический Большой драматический театр им. М. Горького:

Постановки в других театрах СССР:

Постановки в зарубежных театрах:

Учебные спектакли в Институте театра, музыки и кинематографии:

Библиография Георгия Товстоногова:

Награды и звания Георгия Товстоногова:

Источник

Товстоногов Георгий Александрович

Родился Георгий Александрович в 1915 году в Тифлисе. Тогда еще бродили по улицам кинто (торговцы-разносчики), а над духанами (трактирами) висели вывески, написанные Пиросмани. Товстоногов всю жизнь оставался коренным тифлисцем, влюбленным в родной город. Отец — русский, потомственный дворянин, инженер-железнодорожник, высокопоставленный работник Министерства путей сообщения, мать — грузинка Тамара Папиташвили, певица, обучавшаяся в консерватории Санкт-Петербурга.

Тбилисский период. 1915—1946

Раньше своих сверстников пойдя в школу, в 15 лет её заканчивает. Ещё школьником много времени проводил в театре, где работал артистом его дядя. По окончании школы сперва поступил в Тбилисский железнодорожный институт, где его отец был заведующим кафедрой. Однако, Товстоногов не захотел продолжать дело отца, считая своим призванием театр. Сценическую деятельность начал в 1931 году как артист и ассистент режиссёра в Тбилисском русском ТЮЗе, художественным руководителем которого был основатель детского театра в Грузии Н. Я. Маршак. В этом театре в 1933 году Георгий Товстоногов поставил свой первый спектакль — «Предложение» А. П. Чехова. В этом же году, поступает на режиссёрский факультет ГИТИСа; для того, чтобы соответствовать принятому возрастному цензу абитуриентов, Георгий Товстоногов «прибавил» себе два года. Его учителями в ГИТИСе были известные театральные режиссёры и педагоги А. М. Лобанов и А. Д. Попов, при этом Товстоногов продолжал работу в Тбилисском ТЮЗе, каждый год ставя минимум один новый спектакль.

В 1937 году Георгий Товстоногов был отчислен с четвёртого курса, как «сын врага народа» (его отец был репрессирован как японский шпион). Спустя несколько месяцев был восстановлен (считается, что после того, как Сталин произнёс фразу «Сын за отца не отвечает»). В 1938 году он поставил дипломный спектакль «Дети Ванюшина». После окончания ГИТИСа, в период с 1938 по 1946 года работал режиссёром в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова. В 1939 году руководителем Тбилисского театрального института народным артистом СССР Акакием Хоравой, высоко ценившим 24-летнего режиссёра, был дан в руководство актёрский курс, где Георгий Товстоногов проявил себя незаурядным педагогом.

Две столицы. 1946—1956

В 1946 году по личным мотивам покидает Тбилиси и переезжает в Москву. Работает художественным руководителем Гастрольного реалистического театра (1946—1948), режиссёром Центрального детского театра (1946—1949). Параллельно ставил спектакли в других театрах Москвы (Гастрольный реалистический театр), а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате.

В 1949 году Товстоногов переезжает в Ленинград и становится режиссёром, а в 1950 году — главным режиссёром Ленинградского театра имени Ленинского Комсомола (ныне — Театр-фестиваль «Балтийский дом»). Именно в этом театре он обрёл имя и признание. Выпускал примерно четыре спектакля за сезон, работая почти одновременно над несколькими пьесами. Его спектакли становятся ярким событием театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны. Стремление к монументальным, обобщенным формам. Это проявилось в спектаклях «Дорогой бессмертия» (1951, по книге Ю. Фучика «Слово перед казнью»), «Гибель эскадры» Корнейчука (1952). В 1950 и 1952 году он становится лауреатом Сталинской премии, а за спектакль «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1955) в 1958 году был удостоен Ленинской премии.

Большой Драматический театр

БДТ имени Товстоногова

В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено стать главным режиссёром Большого Драматического театра (БДТ). В тот момент театр, который носил имя Максима Горького, переживал тяжёлый период. В период с 1949 по 1956 год в театре сменилось четыре главных режиссёра. В сезоне 1953—1954 года в БДТ вообще не было главного режиссёра, театр управлялся режиссёрской коллегией. В условиях, когда едва ли не каждый год у руля БДТ вставал новый человек, ни о каком плане развития театра, сложившейся репертуарной линии речь не шла. Режиссёрская чехарда негативно сказалась на управляемости театра, актёрская труппа просто «съедала» неугодных режиссёров. При том, что в БДТ в тот момент было немало талантливых актёров, штат был непомерно раздут.

…Семь лет этот театр практически был без настоящего руководителя. То они коллегию делали. То пригласили замечательного человека, режиссёра Константина Павловича Хохлова, который был уже стар и болен. Они его «съели». Тут была очень злая труппа, очень их было много. За семь лет все, кому было не лень, приходили в этот театр…

Всё это привело к тому, что БДТ в середине 1950-х был в числе аутсайдеров ленинградской театральной жизни. У театра не было «своего» зрителя, спектакли шли при полупустых залах, новые постановки негативно воспринимались театральной критикой и финансовое положение было весьма плачевно.

Товстоногов, который за шесть лет на посту главного режиссёра Ленинградского театра им. Ленинского Комсомола заставил говорить взыскательную ленинградскую театральную общественность о себе, как о чрезвычайно талантливом и успешном режиссёре, не сразу принял предложение возглавить БДТ. Однако для спасения «первого пролетарского театра», по настоянию курирующих театры властных и партийных органов Ленинграда, 13 февраля 1956 года Товстоногов всё же становится главным режиссёром БДТ им. Максима Горького.

Было очевидно, что для возвращения БДТ былой славы требуются быстрые, решительные и жёсткие меры. Товстоногову были предоставлены широкие полномочия. Для проведения административной реорганизации БДТ, директором театра был назначен Георгий Михайлович Коркин. «Он был жесток, он был беспощаден. Он мог всё реорганизовать, уволить всех, кого надо. И он бегал к Георгию Александровичу каждый день». Из Ленинградского Ленкома Товстоногов пригласил в БДТ заведующую литературной частью театра Дину Шварц. На своей первой встрече с труппой, коснувшись темы «съедания» труппой художественных руководителей театра, Товстоногов заявил: «Должен сразу предупредить: я несъедобен».

Объявив свою программу, новый художественный руководитель сразу уволил почти две трети труппы, установив свой режим «театра монархии».

Рисунок артиста БДТ А. Е. Гаричева «Георгий Товстоногов». Из коллекции М. Н. Колотило

В течение 33 лет Товстоногов возглавлял БДТ, сделав его одним из ведущих творческих коллективов страны. Эту эпоху назвали «золотой» и сам театр называли «эстетическим оазисом для ленинградской интеллигенции».

С шестидесятых годов Товстоногов заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, написал две важнейшие для российской театральной культуры книги по теории и практике режиссёрского творчества — «О профессии режиссёра» и «Круг мыслей».

Могила Георгия Товстоногова

Профессор Товстоногов воспитал несколько поколений мастеров режиссуры. Он на практике показал, какое мощное творческое начало таит в себе система Константина Станиславского, которую во второй половине XX века он развил и обогатил своими исканиями.

23 мая 1989 года в Большом Драматическом шёл просмотр нового спектакля «Тарелкин». Назначив день премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актёрами, сел за руль своего автомобиля и отправился домой. Машина остановилась на площади Суворова и больше не тронулась с места. Отпевали его в старом Петербургском соборе, что было неслыханным для лидера советского театра.

История лошади
Экранизации классической литературы, драматические фильмы, фильмы-спектакли
Режиссер: Марк Розовский, Георгий Товстоногов
В ролях: Евгений Лебедев, Олег Басилашвили, Валентина Ковель, Михаил Волков, Юзеф Мироненко, Михаил Данилов, Георгий Штиль, Всеволод Кузнецов
СССР, 1989, 122 мин.

Последний пылкий влюбленный
Мелодрамы, фильмы-спектакли
Режиссер: Георгий Товстоногов
В ролях: Алиса Фрейндлих, Владислав Стржельчик
СССР, 1989, 130 мин.

Энергичные люди
Комедии, фильмы-спектакли
Режиссер: Георгий Товстоногов
В ролях: Евгений Лебедев, Валентина Ковель, Михаил Данилов, Анатолий Пустохин
СССР, 1989, 112 мин.

Дядя Ваня
Экранизации классической литературы, фильмы-спектакли
Режиссер: Георгий Товстоногов
В ролях: Олег Басилашвили, Кирилл Лавров, Евгений Лебедев, Зинаида Шарко, Николай Трофимов
СССР, 1986, 160 мин.

Пиквикский клуб
Экранизации классической литературы, фильмы-спектакли
Режиссер: Георгий Товстоногов, Евгений Макаров
В ролях: Николай Трофимов, Олег Басилашвили, Юрий Демич, Георгий Штиль, Валентина Ковель, Андрей Толубеев, Юрий Стоянов, Михаил Морозов
СССР, 1986, 150 мин.

Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки
Драматические фильмы, фильмы-спектакли
Режиссер: Георгий Товстоногов
В ролях: Валентина Ковель, Татьяна Бедова, Ольга Волкова, Елена Царева
СССР, 1979, 151 мин.

Балалайкин и К
Комедии, фильмы-спектакли
Режиссер: Георгий Товстоногов
В ролях: Игорь Кваша, Валентин Гафт, Петр Щербаков, Олег Табаков, Александр Вокач, Андрей Мягков, Рогволд Суховерко, Авангард Леонтьев, Нина Дорошина, Валентин Никулин
СССР, 1973, 128 мин.

Сценки
Экранизации классической литературы, фильмы-спектакли
Режиссер: Георгий Товстоногов
В ролях: Олег Басилашвили, Евгений Лебедев, Леонид Неведомский
СССР, 1973, 115 мин.

Мещане
Экранизации классической литературы, фильмы-спектакли
Режиссер: Георгий Товстоногов
В ролях: Евгений Лебедев, Николай Трофимов, Кирилл Лавров, Людмила Макарова
СССР, 1971, 149 мин.

Товстоногов выстроил свою дальнобойную стратегию компромиссов, которые позволили ему и его театру оставаться на плаву. Он сделал профессионализм своим якорем, спасительной опорой, символом веры.

В детстве Георгий часто ходил в театр (его дядя был артистом), а в школе организовал драматический кружок. Свою сценическую деятельность он начал в 1931 году как актер и ассистент режиссера в русском Театре юного зрителя в Тбилиси.

Затем Г.А. Товстоногов едет в Москву и поступает на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС). Его педагогами были А.Лобанов и А.Попов. В 1937 году отец Георгия был объявлен японским шпионом и репрессирован. Товстоногова, студента 4 курса, исключили из ГИТИСа как сына врага народа. Спустя несколько месяцев, когда Сталин сказал, что дети за отцов не отвечают, его восстановили. Позже Товстоногов выпустит спектакль к семидесятилетию вождя и даже получит за него Сталинскую премию.

В 1938 году учеба в ГИТИСе была окончена, после чего в 1938-1946 годах Товстоногов был режиссёром Тбилисского Русского театра драмы им. А.С. Грибоедова. Одновременно, в 1939-1946 годах преподавал в Грузинском театральном институте им. Ш. Руставели.

Товстоногову понадобилось лишь несколько сезонов, чтобы превратить БДТ в центр театральной жизни страны. О спектаклях БДТ заговорил весь город, в театр хлынул зритель. Созданные им сценические шедевры: «Дорогой бессмертия» (1951), «Гибель эскадры» (1952), «Оптимистическая трагедия» (1955, 1981), «Идиот» (1957, 1966), «Варвары» (1959), «Горе от ума» (1962), «Поднятая целина» (1964), «Три сестры» (1965), «Мещане» (1966), «Беспокойная старость» (1970), «Ревизор» (1972), «Ханума» (1973), «Энергичные люди» (1974), «Три мешка сорной пшеницы» (1974), «История лошади» (1975, совместно с М.Г. Розовским), «Дачники» (1976), «Тихий Дон» (1977), «Пиквикский клуб» (1978), «Дядя Ваня» (1982), «На всякого мудреца довольно простоты» (1985) и другие стали эпохальными событиями отечественной театральной культуры, вошли в золотой фонд русского театрального искусства.

В 1987 году, к 70-летию Советской власти (!) Товстоногов поставил в БДТ «На дне» Горького. Ленинградские партийные руководители были в панике. Но на премьеру приехал М.Горбачев, спектакль ему понравился, он пришел за кулисы и поздравил артистов. Умение чутко слушать время, безупречная точность в выборе репертуара, глубина, а подчас и неожиданность трактовки и мастерское воплощение замысла обеспечивали неизменно высокий творческий результат режиссера.

Отдельные спектакли Товстоногов поставил в ленинградских драматических театрах им. А.С. Пушкина, им. В.Ф. Комиссаржевской, в Театре комедии, в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова, в Учебном театре Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, на ленинградских студиях телевидения и радио. Он ставил спектакли в Алма-Ате, Ереване, Киеве, Праге, Будапеште, Варшаве, Софии, Хельсинки, Дрездене, Гамбурге, Белграде, Берлине. Всего Товстоногов поставил около 200 спектаклей более чем в 30 театрах.

Г.А. Товстоногов скоропостижно скончался в Ленинграде 23 мая 1989 года. В Большом Драматическом театре шла генеральная репетиция нового спектакля. Проведя художественный совет и назначив день премьеры, Георгий Александрович сел в автомобиль, помахал на прощанье рукой и отправился домой. На площади Суворова машина остановилась на красный сигнал светофора. Но когда загорелся зеленый свет, она так и не тронулась с места. Товстоногов умер, умер на пути из театра.

Г.А. Товстоногов был похоронен в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры). Его могила с памятником в виде распятия (1992, ск. Л.К. Лазарев) на Черкасовской дорожке стала последним по времени захоронением в Некрополе.

В 1992 году имя Г.А. Товстоногова было присвоено Большому Драматическому Театру. Сегодня БДТ носит его имя, храня уникальные традиции русского психологического театра, привитые великим режиссером.

Нам было с ним легко и хорошо. И казалось, что так будет вечно. Мы не обращали на это внимания, считали нормой. Когда его не стало, мы вдруг поняли, что потеряли. И это оказалось самым страшным открытием, пришедшим к нам после его смерти.

Одна из сторон режиссёрского дарования Товстоногова — стремление к монументальным, обобщённым формам. Это проявилось в спектаклях «Дорогой бессмертия» (1951, по книге Ю. Фучика «Слово перед казнью»), «Гибель эскадры» Корнейчука (1952) и в наиболее значительной работе — «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1955), удостоенной Ленинской премии (1958).

Среди лучших спектаклей Товстоногова в Большом драматическом театре: «Идиот» по Достоевскому (1957, 1966), «Варвары» (1959) и «Мещане» (1966) Горького, «Поднятая целина» Шолохова (1964), «Три сестры» Чехова (1965), «Беспокойная старость» Рахманова (1970), «Ханума» Цагарели (1973).

Товстоногов воспитал коллектив актёров-единомышленников, способствовал успешным дебютам ряда драматургов (А. М. Володина, В. С. Розова и др.).

Автор книг по теории и практике режиссёрского творчества — «О профессии режиссера» (1965) и «Круг мыслей» (1972).

В 1939—46 преподавал в Грузинском театральном институте им. Ш. Руставели, с 1962 заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (профессор с 1960).

Депутат Верховного Совета СССР 7— 8-го созывов. Государственная премия СССР (1950, 1952, 1968). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями.

23 мая 1989 года в Большом Драматическом шел просмотр нового спектакля. Назначив день премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актерами, сел за руль своего автомобиля и отправился домой. Машина остановилась на площади Суворова и больше не тронулась с места. В этот день БДТ видел своего главного режиссера в последний раз.

Георгий Александрович Товстоногов однажды сказал: «Старайтесь чаще, как бы то ни было трудно, делать то, что очень хочется сделать. Как бы ни тяжело было пробиться к этому».

Эпоху Товстоногова в Большом Драматическом театре современники окрестили «золотой», а сам театр того периода стали называть «эстетический оазис для ленинградской интеллигенции». Многие говорили, что Товстоногов не руководил театром, он им жил. Он утверждал, что театр – это искусство правды, а его основная цель – достучаться до совести зрителя.

Генриетта Яновская рассказывает: «Я помню БДТ до него: я пришла на спектакль «Девушка с кувшином», на сцене блистали Ольхина и Стржельчик, а зрительный зал был закрыт белыми полотнищами прямо во время спектакля. Сняли только первые 5-6 рядов, и там сидели мы с подружкой. Товстоногов, придя в БДТ, оглушительно быстро сделал блистательный театр. Во всех его спектаклях господствовал очень свободный взгляд на мир. Абсолютно все артисты замечательно играли, каждый был заметен даже в самой крошечной роли, каждый человек на сцене имел свою ценность. А жизнь, в которой мы тогда жили, казалась лишенной этой ценности. Вспоминая его спектакли, погружаешься в какое-то невероятное соединение зала и сцены, ощущаешь саму температуру этих постановок».

В честь Г. А. Товстоногова
Театр, где работал знаменитый режиссёр был назван его именем в 1992 году.
Назван астероид 4480 Товстоногов[11], открытый в 1975 году астрономами Крымской астрофизической обсерватории.
Его именем назван сквер у дома, где жил режиссёр.
[править] Награды и звания
Герой Социалистического Труда (1983)
ордена Ленина (1967,1973,1983)
ордена Трудового Красного Знамени (1957)
Сталинская премия первой степени (1950); за постановку спектакля «Из искры. » Ш.Н. Дадиани
Сталинская премия третьей степени (1952) ; за постановку спектакля «Дорогой бессмертия» Г.А. Товстоногова и В.Г. Брагина
Народный артист СССР (1957)
Ленинская премия(1958); за постановку спектакля «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского
Государственная премия СССР (1968); за постановку спектакля «Мещане» М. Горького
Государственная премия СССР (1978); за постановку спектакля «Тихий Дон» М.А. Шолохова
Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского (1987)
Депутат Верховного Совета СССР 7—8-го созывов.
Заведующий кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии; профессор с 1960 года.
[править] Важнейшие постановки
См. полный список — постановки Г. А. Товстоногова.

[править] Ленинградский театр им. Ленинского комсомола
1949 — «Из искры…» Ш.Н. Дадиани. Театр им. Ленинского комсомола, Ленинград. (Сталинская премия первой степени (1950)
1951 — «Дорогой бессмертия» В.Г. Брагина и Г.А. Товстоногова по книге Ю. Фучика «Репортаж с петлей на шее». Спектакль поставлен совместно с А. Г. Рахленко. (Сталинская премия третьей степени (1952)
[править] Ленинградский Академический Большой драматический театр им. М. Горького
1957 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому. Композиция Д. М. Шварц и Товстоногова.
1959 — «Варвары» М. Горького.
1959 — «Пять вечеров» А. М. Володина.
1962 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
1964 — «Поднятая целина» по М. А. Шолохову. Инсценировка П. Демина.
1965 — «Три сестры» А. П. Чехова.
1965 — «Римская комедия» Л. Г. Зорина. Художник С. С. Мандель.
1966 — «Мещане» М. Горького. (Государственная премия СССР за 1968 год).
1969 — «Король Генрих IV» У. Шекспира. Литературная композиция В. Э. Рецептера.
1972 — «Ревизор» Н. В. Гоголя.
1972 — «Ханума» А. А. Цагарели.
1974 — «Энергичные люди» В. М. Шукшина.
1975 — «История лошади» по повести Л. Н. Толстого «Холстомер». Инсценировка М. Г. Розовского.
1983 — «Смерть Тарелкина». Опера-фарс А. Н. Колкера по мотивам комедии А. В. Сухово-Кобылина.
1985 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского.
1987 — «На дне» М. Горького.
[править] Другие театры
1955 — «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского. Академический театр драмы им. А. С. Пушкина, Ленинград. (Ленинская премия за 1958 год).
1973 — «Балалайкин и Ко» С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Театр «Современник», Москва.
[править] Библиография
Книги Г. А. Товстоногова

Современность в современном театре. Беседы о режиссуре. Л. — М., 1962
О профессии режиссера. М., 1965
Круг мыслей. Статьи. Режиссерские комментарии. Записи репетиций. Л., 1972
Зеркало сцены. тт. 1-2. Л., 1980
Книги о Г. А. Товстоногове

Литература:
Товстоногов Г. О профессии режиссёра, М,ВТО,1965,268с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *