кто утверждал что запоет школа запоет весь народ
Хоровое пение в начальной школе
Разделы: Музыка
Музыкальное воспитание имеет решающее значение для полноценного формирования личности ребенка.
Человеческий голос, как считает З. Кодай – это прекрасный и доступный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры. Дети в младшем возрасте все любят петь. Поэтому необходимо стремиться, чтоб пение детей постепенно приближалось “к достижению уровня, подлинного искусства. Каждый класс – хор! – вот идеал” писал Д.Б. Кабалевский. К.Д. Ушинский утверждал, что “запоет школа – запоет весь народ”.
Чтоб этого добиться, я поставила цель: способствовать творческой самореализации младших школьников посредством хорового исполнительства.
Первоначальный этап по вокально-хоровому пению на уроке начинаю с определения уровня музыкальных способностей ребенка. Провожу диагностику, полученные результаты фиксирую в таблице.
Класс делю на три интонационные группы.
1 группа. Дети с диапазоном не менее сексты (ре-си) интонируют мелодию без поддержки инструмента, поющие звонким, естественным звуком.
2 группа. Дети с несколько суженным диапазоном, нестабильной интонации.
3 группа. “Гудошники”.
В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. С первого урока необходимо детей знакомить с дирижерским жестом – ауфтактом (внимание). Необходимо формировать певческую установку. Человек хорошо сидит, значит, хорошо поет.
Комплекс обязательных требований: стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи и держа голову прямо. Эти требования способствуют правильному звукообразованию, формированию певческой установки – очень важный и во многом определяющий момент хорового исполнительства.
Певческая установка непосредственно связано с навыком певческого дыхания. Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Наиболее целесообразно для пения грудобрюшное дыхание, предусматривающее при вдохе расширения грудной клетки в средней и нижней ее части с одновременным расширением передней стенки живота. “Ключечное” дыхание, при котором дети поднимают плечи при вдохе, недопустимы. С певческим дыханием связано понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звучания, а также является необходимым условием чистоты интонации. Но не надо забывать, что результаты могут быть обратными: дети напрягаются, сопят, поднимают плечи. Дыхание при пении можно брать по фразам, если фразы превышают физические возможности певческого голоса, необходимо применять цепное дыхание:
Механизм дыхания отрабатывается рядом упражнений. Не менее важным в хоровом пении является навык звукообразования.
Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки животных, птиц, слух совершенствуется, если обучение поставить правильно. По лечению Бутейко (книжечка-библиотечка “ЗОЖ” 2001г. №1 “Записки сельского фельдшера”, Николай Штаб). Утром, встав с постели, ладонями хорошо потереть уши круговыми движениями по ходу часовой стрелки, плотно прижимая к голове. После этого ладонями рук прижмите уши к голове и резко отдерните руки. Также надавливание производите по 10-20 раз за сеанс. После этого вставьте палец в ухо, как можно плотнее закрывая наружный слуховой проход, и резко отдерните палец. При этом происходит вибрация барабанной перепонки, улучшается её кровоснабжение. Так делать 10-20 раз ежедневно. Это способствует улучшению слуха.
1 упражнение-игра “Кто дольше слышит звук”.
Учитель играет на фортепиано один звук и просит детей слушать. Когда дети перестают слышать звук, поднимают руку. В это время в классе стоит напряженная тишина, которая необходима для восприятия музыки.
Второй раз играет, все слушают (ребенок мысленно представляет звук), потом потихоньку, вместе с учителем, пробует пропевать звук: “А”, “О”, “У”, “Э”, “И” (поочередно). Как бы продолжая звучание инструмента.
Обязательно после пения сравнивать их исполнение “красиво – некрасиво”.
Звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо, поэтому необходимо учитывать три атаки:
Работа над звукообразованием связана с певческим дыханием. Постепенно способствует умению слышать. Развивает устойчивость слуха, внимание, воспроизведение звука интонационно точно. Подражание должно быть осмысленным: слышать – сравнивать – оценивать. Добиваться высокого, легкого, звонкого, мягкого напевного, подвижного звука.
Напевность звучания помогает правильное формирование гласных: “А”, “О”, “У”, “Э”, “И”.
(Легато) ____________________________________________________________________
Равномерно, без толчков и остановок, вести по линии пальцем и одновременно пропевать гласные. Все время на одной высоте – одинаково, монотонно, не прерывая пение до конца линии, протяжно, слитно.
Пунктирная линия (прерывистая)
(Нон легато) ______ ______ _______ _______ ______ ______ _______
Равномерно вести по линии пальцем и пропевать гласные буквы, делая перерыв в звучании (отдельно, не связно). Во время паузы палец не отрывают от линии бумаги, а равномерно двигают до конца линии.
Быстро дотрагиваться пальцем до каждой из них, пропевать отрывисто и активно. Можно петь на гласные звуки и слоги (“ле-ле”), с полузакрытым ртом. Очень важно точно выговаривать гласные, особенно в конце слов. Желательно пропевать на слоги “динь-динь”.
Петь звуки на легато, нон легато, стаккато. При разучивании распевок, песен это делает песню еще выразительней.
Формирование навыка артикуляции предлагает становления тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных.
Необходимо добиваться свободы певческого аппарата, положение разжатых зубов при положении “А” и “О”. Собранность губ “И” и “Ю”. Округлость звучания гласной “Я”, близкой по вертикальности к формированию “Ё”.
Перед проговариванием букв необходимо провести гимнастику.
Чтоб сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных необходимо учитывать очередность формирования гласных.
Рот надо открывать вертикально, а не в ширину, во избежание крикливого, “белого” звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, упруги (не вялы). Мягкое небо с маленьким язычком, которое очень подвижно помогает подниматься, что способствует произношению гласных “О”, “У”. Согласных “К”, “Г”, “Х”. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта. Сочетание гласных “О”, “А” с согласными губными “Б”, “П”, “В”, “Ф” или “Д”, “Т”, “Л”, “З” приближает звук к зубам
Для пения удобны три звука: “А”, “О”, “У”. Гласная “А” обеспечивает ротоглоточному каналу рукообразную форму, помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу связок, индивидуальный тембр голоса.
Гласный “О” способствует поднятию мягкого неба, наводит на ощущение зевка, помогает снять горловой призвук при пении или ликвидировать зажатость.
Стаккато в начале упражнений дает смыкание голосовых связок, активизирует движение диафрагмы (ощущение движение передней стенки живота- “животик прыгает”).
Упражнение на недостаток – зажатость нижней челюсти.
К подбородку поставить кисть руки и следить, как опускается подбородок при пении особенно гласных “А”, “У”, “О”. Необходимо следить внимательно затем, чтобы ребята не задирали и не опускали низко подбородок, так то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушении физиологии певческого процесса. Необходимо, чтобы дети не наклоняли голову в разные стороны, так как важно сохранить вертикальное положение гортани.
Произношение гласных и согласных.
б, г, д, ж, з в конце слова п, к, ф, т, ш, с
о безударная а
д, з, с, т перед мягкими согласными дь, зь, сь, ть
я безударное я, е
н, нн мягко
ж и ш перед мягкими согласными твердо
ж удвоенное (жж) мягко – жьжь
ся и сь – возвратные частицы са и с
чн, чт шн, шт
ч и н, разделенные согласными ч и н
стн, здн сн, зн; т и д выпадают
сш и зн ш твердое, долгое
сч и зч щ долгое
кк, тт (удвоенные согласные) кь, ть (вторая согласная выпадает)
Произношение в пение строится на общих правилах орфоэпии.
Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Одной из специфических особенностей певческой дикции является “перенесение” последнего согласного звука в слоги к началу следующего за ним слогом, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. При этом роль согласных несколько не должна преуменьшаться, чтоб произношение не затруднило восприятие слушателя. Навык четкой дикции можно использовать работу артикуляционного аппарата.
Приемы, способствующие правильному произношению слов:
Формируя навык высокой певческой позиции необходимо научиться:
Проговаривать фразы голосом героев из мультфильмов и сказок
“Сказочное заклинание”: разные интонации – разные лады.
а) громким – страшным голосом злодея,
Игра звуков в разных октавах. Сначала один и тот же звук играют во второй октаве – потом этот же звук в малой октаве; во второй октаве – первой октаве; все звуки в первой октаве. Дать понятие: “высокие”, “средние”, “низкие”.
Знакомство с песней.
Показ игрушки или картинки. Исполнять песню, как написал автор. На следующем уроке в разных регистрах.
Например: где лает большая собака – а где щенок; мяукает кошка – котенок.
“Угадай, сколько звуков играю” (1-2-3). Понятия “высокий – низкий”. Для получения высокого звучания петь попевки на небольшие интервалы (3-4)
Пение звуков восходящих и нисходящих (“Хоровое сольфеджио” Г.А. Струве) осмысленное пение ступеней и осознание их место в ладу.
а) пение по ручным знакам вверх и вниз три ступени мо-ле-ви;
б) эти ступени на слоги ми-мо-ма (показывая движение мелодии вверх и вниз);
в) эти же ступени показывая ручными знаками пропевать на слова русских народных попевок, песен;
г) пение ручными знаками по лесенке;
д) использовать элементы двухголосия: первая группа поет три ступени, вторая на первом звуке задерживается (можно менять по-разному).
Пение по ручным знакам тесно связано с развитием метроритмического чувства детей, поскольку восприятия музыкального ритма тесно связано с двигательными реакциями, первые ритмические мотивы состоят из четвертей и восьмых. Шаг и бег (таблица длительностей).
(составляются ритмы с карточками).
При пении необходим ансамбль.
Ансамбль – это единство, согласованность всех компонентов исполнения: динамических, ритмических, тембровых. Пение в хоре тесно связано с хоровым строем – точное интонирование одноголосного пения (горизонтальный строй) и многоголосного (вертикальный строй). Чистый унисон – это основа, на которой возможно строить обучение на два голоса.
В работе над строем придерживаться правил интонирования (таблица мажорного и минорного лада).
Для детей с плохим интонированием необходимо систематические занятия (рекомендация по работе с неверно поющими детьми).
Рекомендации по работе с неверно поющими детьми.
Строй (правильность и чистота мелодической интонации) – одно из самых важных хоровых певческих умений.
Все приемы должны подчеркивать взаимосвязь нефальшивого пения, активной деятельности слуха, развивать у детей слуховое внимание, слуховой контроль.
Перед началом песни учитель тихо напевает, как бы настраивая детей:
Затем с этой ноты начинает петь с детьми разучиваемую песню, предлагая детям протяжно петь один звук, при этом учитель говорит: “Поем все как один, будто одна дудочка играет ду-ду!”.
В песнях, где есть “трудные места”: две одинаковые фразы, в которых окончания разное, окончание целесообразно отрабатывать несколько раз отдельно.
Есть два варианта исполнения: дети более с низким голосом поют мелодию первой и второй фразы, а дети с более высокими голосами поют только заключительные слова.
Для развития динамического ансамбля можно использовать упражнение “Воображаемая гармошка”.
Для выработки вокально-хоровых навыков используется материал в качестве упражнений: специальных и упражнений на разучиваемом репертуаре.
Цель такой работы – развивать детский голос, формировать навыки.
Считаю, что это обязательно для учителя музыки. Ведь если сам не поешь и не любишь петь, как можно этому учить детей.
А в целом, вокально-хоровое пение помогает ведущей цели системы музыкального воспитания в школе – формирования музыкальной культуры детей, как в части всей музыкальной культуре. “Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека” (В.А.Сухомлинский).
«Запоет школа — запоет весь народ» — о престиже национального искусства рассказал Михаил Дриневский
Как поднять престиж национального искусства, белорусской песни и немного о личном в эксклюзивном интервью корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал Михаил Дриневский.
О профессоре Михаиле Дриневском часто говорят: ему удалось создать не только уникальный творческий коллектив, но и свой идеальный микросоциум, в котором идея намного выше тугого кошелька. Здесь люди верят в предназначение и всячески стараются сохранить и передать новым поколениям национальную песенную культуру, сеют разумное, доброе и вечное. С этим трудно поспорить.
С международного фестиваля «Гайновские дни музыки церковной» (Польша) коллектив привез очередной Гран-при
О хоре
В рабочем кабинете М. Дриневского, художественного руководителя и главного дирижера Национального академического народного хора Республики Беларусь имени Г. И. Цитовича, как в музее: дипломы, благодарности, медали. И каждая из наград — это яркое мгновение из жизни коллектива, с которым Дриневский связан 51 год.
…А рядом с кабинетом, как в модном салоне, вешалки с шикарными костюмами.
— Как-то на наш концерт пришел один высокий правительственный чиновник, — вспоминает Михаил Павлович. — «Так в вашем хоре еще и балет есть!» — удивился он. Есть, говорю, и хор, и балет, и даже свой оркестр. Всего 130 человек. Несложно представить, сколько нужно места для концертной одежды такого огромного коллектива, в репертуаре которого более тысячи музыкальных композиций.
— Но концертный костюм наверняка стоит недешево…
— В прошлом году государство выделило хору на обновление 13 тыс. рублей. За эти деньги поменяли женский гардероб для композиции «Метелица». Она очень хороша, поэтому не хотелось терять ее только из-за устаревших костюмов. Потом, надеемся, обновим и мужской. В любом случае, глядя на наш красивый ансамбль на сцене, не скажешь, что у нас есть проблемы с деньгами.
— Но они ведь есть?
— Они у всех есть. Зарплата у артистов, увы, более чем скромная. Но больше всего меня волнует другое. Если государство не сохранит коллектив, многие народные песни и композиции из нашего репертуара восстановить будет попросту невозможно. Мы можем потерять целый пласт нашей традиционной культуры.
О Цитовиче и Ширме
Григорий Ширма, музыковед-этнограф Зинаида Можейко и Геннадий Цитович (в центре) с участниками Всемирного конгресса фольклора от Беларуси. Михаил Дриневский — крайний справа в третьем ряду. 1968 год
Своими отцами в творчестве Михаил Павлович всегда называет Геннадия Цитовича и Григория Ширму.
— Я часто слышал от них ласковое «сынок», — с нежностью вспоминает маэстро. — Правда, Ширма звал просто сынком, а Цитович — сыном творческим. Почему? Потому что Геннадий Иванович «выдал за меня замуж» свое самое любимое детище — Государственный народный хор БССР, который он создал в 1952 году. Хотя, признаюсь, предложение стать хормейстером лучшего в республике народного хора я принял без особого восторга.
И дело вовсе не в амбициях. Еще будучи студентом консерватории, я руководил народной хоровой капеллой Дворца культуры Минского тракторного завода. В то время она была спутницей Государственной академической хоровой капеллы, которую возглавлял Григорий Романович Ширма. Поэтому академическую музыку тогда знал и обожал больше, чем народную. Но отказать Цитовичу не смог. Пригласил бы раньше Ширма, моя судьба, может быть, сложилась бы по-другому.
Ширма и Цитович — это люди, которых Бог наградил огромным талантом и любовью к музыке и которые невероятно много сделали для белорусской музыкальной культуры. Хотя Григорий Ширма, например, даже не имел высшего музыкального образования. Но именно он нашел и, считай, подарил всем нам, белорусам, целых два увесистых тома народных песен. И Геннадий Цитович собрал более 3 тыс. песен.
При этом они были очень разные. Григорий Романович рассудительный, неторопливый, а Геннадий Иванович, наоборот, весь на эмоциях, размашистый.
С Цитовичем я проработал почти 6 лет. Он очень многое дал мне и как музыканту, и как руководителю хора в понимании природы народной песни, ее музыкальной интонации и слова. Даже уйдя на пенсию, Геннадий Иванович не переставал интересоваться жизнью хора, чтобы поддержать нас, часто нахваливал: мол, сейчас лучше, чем было при нем.
О манере пения
— В народной песне, в отличие от песен-однодневок, заполонивших эфир, запечатлены наша история, быт и высокая культура народа, — поясняет маэстро. — Думаю, именно поэтому наше творчество с интересом воспринимается слушателями, где бы мы ни выступали — в Беларуси, России, в ближнем или дальнем зарубежье. Были и во многих странах Европы, и в Китае, и даже в Северной Корее.
Для зарубежного зрителя мы в какой-то степени экзотический коллектив. Ведь у каждого народа свои особенности в хоровом пении. Но нигде не поют так душевно и раздольно, как в Беларуси, России и Украине. Поэтому наши народные песни доходят до сердца человека без перевода. После выступлений постоянно спрашивают: а где научиться такому пению? Иногда даже в рот нашим девочкам заглядывали: может, там механизм какой-то установлен специальный?
А сейчас что? Чем больше кривляний, тем лучше. Все кругом композиторы и поэты. Но все равно не устаю верить, что эта болезнь рано или поздно пройдет.
О репертуаре
В репертуарной сокровищнице хора более полутора тысяч произведений. Кроме народных композиций много и авторских песен. И у каждой — особая история.
— Как-то услышал песню Александры Пахмутовой «Сидят в обнимку ветераны», — рассказывает профессор Дриневский. — Сольная песня в фортепианном сопровождении. Она так легла мне на душу, что тут же решил сделать обработку для смешанного хора (мужского и женского) а капелла… И уже после первого исполнения этой песни на гастролях в Волгограде, а случилось это аккурат на 23 февраля, плакал не только весь зал, заполненный седыми ветеранами, плакали и сами артисты.
Одно из самых любимых мною произведений из репертуара нашего хора — белорусская народная песня-баллада «Як пайду я дарогаю», где сольную партию исполняет народная артистка Валентина Крылович. Сколько бы ни слушал, всегда слезы наворачиваются на глаза.
В наших программах немало композиций на стихи белорусских и российских авторов, есть и церковная музыка. Хор удостоился Гран-при трех международных фестивалей церковного песнопения, то есть каждое наше участие в таких песенных форумах отмечалось высшей наградой.
Об отношении к народной песне
— Когда-то Ширма сказал: «Запоет школа — запоет весь народ», — вспоминает Михаил Павлович. — И действительно, ведь пела вся республика! Уроки пения были едва ли не до 10-го класса, а сегодня только до 4-го, и уже не пения, а музыки. Белоруссии в Советском Союзе завидовали все республики: школ с хоровым уклоном у нас было больше, чем у всех. Как и прекрасных хоровых коллективов. И детских, и взрослых… Это было здорово, потому как участие в хоре не только приобщает к искусству, но и сближает людей, формирует коллективизм.
И куда это делось. Все от мала до велика рвутся только на эстраду, потому что платят этим так называемым звездам в разы больше, чем всему заслуженному коллективу в 130 человек. И за рубежом белорусское музыкальное и певческое искусство представляют не коллективы с богатыми народными традициями, опытом и заслугами, а опять же звезды на час. Не поверите, за два последних десятилетия наш хор ни разу не приглашали выступить на Днях Беларуси в зарубежных странах. Понимаю: пригласить такой большой коллектив за границу обойдется дорого. Но, думаю, престиж национального искусства тоже стоит немало.
Поэтому талантливому музыканту или певцу мы, к сожалению, ничего, кроме качественной музыки, предложить не можем…
О себе
— В гомельское музыкальное училище поступил вопреки родительской воле. Отец был категорически против. Кем угодно, говорит, работай, но только не музыкантом, мол, не профессия это. Я переживал, что ему за меня стыдно будет перед односельчанами… Трое братьев стали врачами (двое, к слову, доктора медицинских наук и профессора), один — инженером. Но и мне никогда не было стыдно ни перед отцом, ни перед односельчанами. И сам я ни разу не пожалел о выборе. Музыка — это и есть моя жизнь.
Справочно
Михаил Павлович Дриневский — художественный руководитель и главный дирижер Национального академического народного хора Республики Беларусь имени Г. И. Цитовича. Народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь и премии «За духовное возрождение», обладатель множества других высоких титулов и званий, профессор.
Под руководством маэстро Дриневского в хоре выросли и получили почетные звания народных, заслуженных артистов Республики Беларусь, заслуженных деятелей искусства Республики Беларусь около 20 человек. С 1987 года Михаил Дриневский — бессменный председатель правления общественного объединения «Белорусский союз музыкальных деятелей».
Кто утверждал что запоет школа запоет весь народ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ
Этот сайт посвящен возрожденным классическим традициям образования.
С глубокой благодарностью к великим педагогам прошлого, оставившим нам это бесценное наследие.
АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Руководитель проекта
Как перед многими мамами, передо мной когда-то встала проблема школьного обучения своих подросших детишек. Отдавать их в школу было безумно жалко. Я точно знала, что им там будет плохо, хотя и не могла тогда ясно сформулировать, почему…
ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Разработчик филологического блока
Бывают ли в жизни чудеса.
В самом начале 2008 года мне позвонили из Екатеринбурга. За полторы тысячи километров от Москвы состоятельная многодетная мама, озадаченная образованием своих детишек, нашла мои публикации, посвящённые К. Д. Ушинскому, его учебным книгам, и обратилась ко мне за советами. Это был подарок свыше!
КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ
Разработчик математического блока, канд. физико-математич. наук, доцент
Более 140 опубликованных работ — научно-математических, научно-методических, историко-педагогических, в том числе учебник по теории вероятностей (изд. 2004 г. и 2012 г.) и монография «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» (2013 г.).
НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА
Разработчик математического блока,
тренер-методист
Я работаю в Русской классической школе учителем математики и методистом уже более восьми лет. В эту школу я попала чудом, иначе не скажешь. Вспоминаю своё собеседование с учредителем школы — Татьяной Анатольевной.
БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ
Разработчик программ по истории
По образованию я юрист. Окончил Свердловский юридический институт по специальности «правоведение». После получения диплома работал в Институте философии и права УрО РАН. Потом судьба привела меня в школу, и я стал учителем истории.
МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
Преподаватель начальной школы,
тренер-методист
Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.
Начинала преподавать по программе традиционного обучения (математика М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова; русский язык Т. Г. Рамзаевой, чтение М. И. Горецкого). Немного поработала и по программе «Школа 2100».
ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
Преподаватель филологии,
тренер-методист
Выбрать профессию учителя — это взять на себя огромную ответственность за юные души твоих учеников, а учитель-словесник вдвойне в ответе за то, какими людьми станут его ученики, с каким отношением к жизни, к людям, к Родине они выйдут из школы.
КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА
Педагог дошкольного и начального образования,
тренер-методист
Я начала работать по этой программе десять лет назад. За спиной у меня к этому времени был многолетний опыт работы в общеобразовательной школе. И я думаю, что именно он помешал мне сразу принять и оценить новую программу.
КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Преподаватель
церковнославянского языка
По образованию я тренер-преподаватель. До работы в Русской классической школе был детским тренером по карате. Многого достиг как сам, будучи спортсменом, так и на тренерском поприще, и считал, что спорт — это призвание на всю мою жизнь…
ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
Преподаватель филологии
По специальности я учитель английского и немецкого языков. В Русской классической школе работаю с 2011 года. Моё знакомство с РКШ началось с расписания уроков, которое я случайно увидела, будучи в гостях.
ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА
Секретарь
Русской классической школы
Русская Классическая Школа стала частью моей жизни очень стремительно, буквально в течение одного дня.
Август 2012 года. Я уже полгода работаю секретарём в школе — приказы, документы, справки. А школа не обычная, средняя, а Русская классическая.