кто виноват и что делать автор произведения
Н. Г. Чернышевский, «Что делать?»: краткое содержание романа
И только в 1905 г. в период правления императора Николая Второго запрет был снят. Уже в 1906 г. книгу «Что делать?» издали отдельным тиражом.
Кто они, новые герои?
Реакция на труд Чернышевского была неоднозначной. Читатели, исходя из своего мнения, разделились на два противоположных лагеря. Одни из них считали, что роман лишен художественности. Вторые же полностью поддерживали автора.
Однако стоит вспомнить о том, что до Чернышевского писателями создавались образы «лишних людей». Ярким образцом таких героев являются Печорин, Обломов и Онегин, которые, несмотря на имеющиеся отличия, сходны в своей «умной ненужности». Эти люди, «пигмеи дела и титаны слова», являлись натурами раздвоенными, страдающими от постоянного разлада между волей и сознанием, делом и мыслью. Кроме этого их характерной чертой служило нравственное изнурение.
Основная проблематика сочинения
Даже очень краткое содержание «Что делать?» дает представление о тех вопросах, которые автор поднимает в своей книге. А они следующие:
— Необходимость в социально-политическом обновлении общества, которое возможно путем проведения революции. Из-за цензуры Чернышевский не стал разворачивать эту тему более подробно. Он дал ее в виде полунамеков при описании жизни одного из главных героев – Рахметова, а также в 6-й главе.
— Психологические и нравственные проблемы. Чернышевский утверждает, что человек, используя силу своего ума, способен создать в самом себе новые, заданные им моральные качества. При этом автор развивает данный процесс, описывая его от малого, в виде борьбы с деспотизмом в семье, до самого масштабного, нашедшего выражение в революции.
— Проблемы норм семейной морали и женской эмансипации. Данную тему автор раскрывает в трех первых снах Веры, в истории ее семьи, а также в отношениях молодых людей и мнимого самоубийства Лопухова.
— Мечты о светлой и прекрасной жизни, которая наступит при создании в будущем социалистического общества. Данную тему Чернышевский освещает благодаря четвертому сну Веры Павловны. Читатель видит здесь и облегченный труд, который стал возможен благодаря развитию технических средств.
Основным пафосом романа является пропаганда идеи о преобразовании мира путем свершения революции, а также ее ожидание и подготовка к этому событию лучших умов. При этом высказывается мысль об активном участии в предстоящих событиях.
Какую главную цель ставил перед собой Чернышевский? Он мечтал о разработке и внедрении новейшей методики, позволяющей осуществлять революционное воспитание масс. Его труд должен был явиться своеобразным учебником, с помощью которого у каждого думающего человека стало бы формироваться новое мировоззрение.
Все содержание романа «Что делать?» Чернышевского разбито на шесть глав. При этом каждая из них, кроме последней, подразделяется еще на небольшие главки. Для того чтобы подчеркнуть особую важность заключительных событий, автор говорит о них отдельно. Для этого в содержание романа «Что делать?» Чернышевского включена одностраничная главка под названием «Перемена декораций».
Начало истории
Рассмотрим краткое содержание романа Чернышевского «Что делать?». Его сюжет начинается с найденной записки, которую в одном из номеров гостиницы Петербурга оставил странный постоялец. Случилось это в 1823 г., 11 июля. В записке сообщается, что вскоре о ее авторе услышат на одном из мостов Петербурга – Литейном. При этом мужчина просил виноватых не искать. Происшествие случилось этой же ночью. На Литейном мосту застрелился какой-то человек. Из воды выловили принадлежавшую ему продырявленную фуражку.
Далее краткое содержание романа «Что делать?» знакомит нас с молодой дамой. В то утро, когда случилось описанное выше событие, она находится на даче, расположенной на Каменном острове. Дама шьет, напевая при этом смелую и бойкую французскую песенку, в которой говорится о рабочем люде, для освобождения которого потребуется перемена сознания. Зовут эту женщину Вера Павловна. В этот момент служанка приносит даме письмо, после прочтения которого она начинает рыдать, закрыв руками лицо. Вошедший в комнату молодой человек делает попытки ее успокоить. Однако женщина безутешна. Она отталкивает молодого человека. При этом она произносит: «На тебе его кровь! Ты в крови! Я одна виновата…».
Что же говорилось в письме, которое получила Вера Павловна? Об этом мы можем узнать из представленного краткого содержания «Что делать?». В своем послании пишущий указал на то, что он покидает сцену.
Появление Лопухова
Что же далее мы узнаем из краткого содержания романа Чернышевского «Что делать?». После описанных событий следует рассказ, повествующий о Вере Павловне, о ее жизни, а также о причинах, приведших к столь печальному исходу.
Автор говорит о том, что его героиня родилась в Петербурге. Здесь же она и выросла. Отец дамы – Павел Константинович Возальский – являлся управляющим дома. Мать же занималась тем, что давала под залог деньги. Основная цель Марьи Алексеевны (матери Веры Павловны) состояла в выгодном замужестве дочери. И для решения этого вопроса она прилагала максимум усилий. К своей дочери злая и недалекая Марья Алексеевна приглашает учителя музыки. Покупает Вере красивую одежду, ходит с ней в театр. Вскоре на смуглую красивую девушку обращает внимание сын хозяина – офицер Сторешников. Молодой человек решает соблазнить Веру.
Марья Алексеевна надеется заставить Сторешникова взять в жены ее дочь. Для этого она требует от Веры благосклонности к молодому человеку. Однако девушка прекрасно понимает истинные намерения своего ухажера и всячески отказывается от знаков внимания. Кое-как ей даже удается вводить свою мать в заблуждение. Она делает вид, что благосклонна к ловеласу. Но обман рано или поздно раскроется. Это делает положение Веры Павловны в доме просто невыносимым. Однако все внезапно разрешилось, и при этом самым неожиданным образом.
В доме появился Дмитрий Сергеевич Лопухов. Этого студента-медика выпускного курса родители Верочки пригласили к ее брату Феде в качестве учителя. Вначале молодые люди относились друг к другу весьма настороженно. Однако потом их общение начало протекать в беседах о музыке и о книгах, а также о справедливом направлении мыслей.
Прошло время. Вера и Дмитрий почувствовали симпатию друг к другу. Лопухов узнает о бедственном положении девушки и делает попытки оказать ей помощь. Он подыскивает для Верочки место гувернантки. Такая работа позволила бы девушке жить отдельно от родителей.
Однако все усилия Лопухова оказались безуспешными. Он не смог найти таких хозяев, которые бы согласились взять к себе девушку, сбежавшую из дома. Тогда влюбленный юноша предпринимает другой шаг. Он оставляет свою учебу и начинает заниматься переводом учебника и частными уроками. Это позволяет ему начать получать достаточные средства. При этом Дмитрий делает Вере предложение.
Первый сон
Как же далее развивались события? Об этом мы можем узнать из краткого содержания романа Чернышевского «Что делать?».
Вере снится первый сон. В нем она видит себя вышедшей из темного и сырого подвала и встретившей удивительную красавицу, называющую себя любовью к людям. Верочка беседует с ней и обещает выпускать из подобных подвалов девушек, которые заперты в них, как была заперта она.
Семейное благополучие
Молодые люди живут в съемной квартире, и все у них складывается хорошо. Однако хозяйка жилья подмечает странности в их отношениях. Верочка и Дмитрий называют друг друга только «миленький» и «миленькая», спят в отдельных комнатах, входя в них только после стука, и т.д. Все это у постороннего человека вызывает удивление. Верочка пытается объяснить женщине, что это вполне нормальные отношения между супругами. Ведь только так можно не наскучить друг другу.
Молодая супруга ведет хозяйство, дает частные уроки, читает книжки. Вскоре она открывает собственную швейную мастерскую, в которой девушки работают не по найму, а получают часть дохода, как совладелицы.
Второй сон
О чем еще мы узнаем из краткого содержания романа Чернышевского «Что делать?». По ходу сюжета автор знакомит нас со вторым сном Веры Павловны. В нем она видит поле с растущими на нем колосьями. Здесь же находится и грязь. Причем одна из них фантастическая, а вторая реальная.
Под реальной грязью понимается забота о том, что более всего необходимо в жизни. Именно этим и была постоянно обременена Марья Алексеевна. На этом и можно вырастить колосья. Фантастическая же грязь представляет собой заботу о ненужном и лишнем. На такой почве колосья не вырастут никогда.
Появление нового героя
Далее содержание романа «Что делать?» Чернышевского знакомит нас с Александром Матвеевичем Кирсановым. Это лучший друг Лопухова, его бывший однокурсник и человек, близкий ему по духу.
Автор показывает Кирсанова волевой и мужественной личностью, способной не только на решительный поступок, но и на тонкие чувства. Александр проводит время с Верой, когда Дмитрий занят. Вместе с женой друга он бывает в опере. Однако вскоре, без объяснения каких-либо причин, Кирсанов перестает приходить к Лопуховым, чем очень обижает их. Что же явилось истинной причиной этому? Влюбленность Кирсанова в жену друга.
Молодой человек вновь появился в доме тогда, когда Дмитрий заболевает, чтобы вылечить его и помочь Вере в уходе. И здесь женщина понимает, что влюблена в Александра, отчего приходит в полное смятение.
Третий сон
Из краткого содержания произведения «Что делать?» мы узнаем, что Вере Павловне снится третий сон. В нем она читает странички своего дневника с помощью какой-то незнакомой женщины. Из него она узнает, что к мужу испытывает лишь благодарность. Однако при этом Вера нуждается в нежном и тихом чувстве, которого к Дмитрию у нее нет.
Решение проблемы
Та ситуация, в которой оказались трое порядочных и умных людей, на первый взгляд кажется неразрешимой. Но Лопухов находит выход. Он стреляется на Литейном мосту. В тот день, когда Вера Павловна получила это известие, к ней пришел Рахметов. Этот старый знакомый Лопухова и Кирсанова, которого называют «особенным человеком».
Знакомство с Рахметовым
В кратком содержании романа «Что делать» «особенный человек» Рахметов представляется автором «высшей натурой», пробудить которую в свое время помог Кирсанов приобщением к нужным книгам. Юноша – выходец из богатой семьи. Он продал свое имение, а вырученные за него деньги раздал стипендиатам. Теперь Рахметов придерживается сурового образа жизни. Отчасти на это его подвигло нежелание обладать тем, чего нет у простого человека. Кроме этого, Рахметов поставил своей целью воспитание собственного характера. Например, для испытания своих физических возможностей он решается спать на гвоздях. Помимо этого, он не употребляет вина и не заводит знакомств с женщинами. Для того чтобы приблизиться к народу, Рахметов даже ходил с бурлаками по Волге.
Что еще говорится об этом герое в романе Чернышевского «Что делать?». Краткое содержание дает ясно понять, что вся жизнь Рахметова состоит из таинств, которые имеют явно революционный толк. У молодого человека множество дел, но все они не личные. Он ездит по Европе, но при этом года через три собирается в Россию, где ему непременно необходимо будет быть.
Именно Рахметов пришел к Вере Павловне после получения записки от Лопухова. После его уговоров она успокоилась и стала даже веселой. Рахметов же объясняет, что Вера Павловна и Лопухов имели очень разные характеры. Именно поэтому женщина потянулась к Кирсанову. Вскоре Вера Павловна уехала в Новгород. Там она обвенчалась с Кирсановым.
О несходстве характеров Верочки и Лопухова сказано и в письме, вскоре пришедшем из Берлина. В этом послании какой-то студент-медик, который якобы хорошо знал Лопухова, передал слова Дмитрия о том, что тот стал чувствовать себя намного лучше после расставания супругов, так как всегда стремился к уединению. А именно этого не позволяла ему общительная Вера Павловна.
Жизнь Кирсановых
О чем же дальше рассказывает своему читателю роман «Что делать?» Николая Чернышевского? Краткое содержание произведения позволяет понять то, что любовные дела у молодой четы устроились к общему удовольствию хорошо. Образ жизни Кирсановых мало чем отличается от того, который был у семейства Лопуховых.
Александр много работает. Что касается Веры Павловны, то она принимает ванны, кушает сливки и занимается уже двумя швейными мастерскими. В доме, как и прежде, есть нейтральные и общие комнаты. Однако женщина замечает, что ее новый супруг не просто позволяет ей вести понравившийся образ жизни. Он интересуется ее делами и готов придти на помощь в трудную минуту. Кроме этого, супруг прекрасно понимает ее желание освоить какое-нибудь неотложное занятие и начинает помогать ей в изучении медицины.
Четвертый сон
Знакомясь кратко с романом Чернышевского «Что делать?», мы переходим к продолжению сюжета. Оно повествует нам о четвертом сне Веры Павловны, в котором она видит удивительную природу и картины из жизни женщин различных тысячелетий.
Вначале перед ней предстает образ рабыни. Эта женщина повинуется своему господину. После этого во сне Вера видит афинян. Они начинают преклоняться женщине, но при этом не признают ее равной себе. Далее возникает следующий образ. Это прекрасная дама, ради которой рыцарь готов сразиться на турнире. Однако его любовь тут же проходит после того, как дама становится его женой. Затем вместо лица богини Вера Павловна видит собственное. Оно не отличается совершенными чертами, но при этом озарено сиянием любви. И здесь появляется женщина, которая была в первом сне. Она объясняет Вере смысл равноправия и являет картины граждан будущей России. Все они живут в доме, возведенном из хрусталя, чугуна и алюминия. С утра эти люди работают, а вечером начинают веселиться. Женщина объясняет, что это будущее нужно любить и к нему следует стремиться.
Завершение истории
Чем заканчивается роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Автор рассказывает своему читателю о том, что в дом Кирсановых часто заходят гости. Среди них вскоре появляется семья Бьюмонт. При встрече с Чарльзом Бьюмонтом Кирсанов узнает в нем Лопухова. Две семьи настолько сближаются между собой, что решают жить дальше в одном доме.
Кто виноват и что делать
Мне кажется, в одной и той же сложной, напряжённой, нештатной ситуации люди склонны задавать либо один, либо другой вопрос. Я отношусь к людям типа «Что делать?», и иногда мне удаётся перевести в рамки своего вопроса людей типа «Кто виноват?»
И вот вы разработали систему поведения. Вы действуете в соответствии с продуманной стратегией, вы подключаете самые разные способности к тому, чтобы свист исчез. И свист исчез. Но появились неприятные рывки. Или скрежет. Или погас свет. И вот здесь уже уместно будет задать вопрос со следующего логического уровня: «Почему это происходит? Какова общая причина наблюдаемых мной неполадок? Какова возможная цель, с которой мою кабину содержат именно в таком состоянии?».
Допустим, вам удалось остановить вашу кабину, найти причину и даже устранить её. Вы что-то там подкрутили, подкрасили, подвязали верёвочкой и снова лезете в кабину, будучи уверены в её исправности. Но тут в ней появляются новые неисправности, на которые раньше и намёка не было. И вот здесь уже можно задать вопрос: «Кто виноват?». И при таком вопросе надо уже не причину устранять, а морду бить.
Существуют, вероятно, особо одарённые люди, которые набили морды десяти-пятнадцати техникам, обслуживающим их кабину. Кого насмерть забили, кого спугнули, кого уволили. И все новые приходящие техники неизбежно желают вам навредить. А может, и не желают, просто так систематически складывается, уже независимо от личности вашего техника. И при таких раскладах можно уже задуматься о вопросе с ещё более высокого уровня: каков смысл направленной на меня злонамеренности и продолжающихся случаться со мной бедствий? Каков этот смысл для меня лично? Во имя чего я это претерпеваю? Потому что если вы стопицот раз нанимали людей, каждый из которых вам только вредил, вам явно пора задуматься о смысле жизни.
Эстонская женщина (мать рассказчика) ехала в московском метро. Ей нужно было доехать до конечной станции. Но, как часто бывает в московском метрополитене, поезд до конечной не пошёл, а машинист предложил по громкой связи всем пассажирам выйти из вагонов. Эстонская женщина отреагировала на это оповещение специфически: она спросила: «За чтоо? Чтоо мы сделлали плохоогоо?!»
Мне кажется, история очень хорошо показывает, что глупо соваться с вопросами типа «Кто виноват?» в ситуации, где нужно всего лишь что-то сделать. Глупо лезть на самый верх пирамиды и поднимать все возможные управляющие связи, если вопрос решается в рабочем порядке.
Извечный вопрос. Часть 2
На Руси всегда особо остро ставились два вопроса:
Кто Виноват? и Что делать?
Несмотря на уровень знаний, образования, жизненного опыта, каждый русский рано или поздно становится философом и богословом в момент поиска ответов на эти вопросы если ищет их через Евангелие. Правильный ответ на первый вопрос даст ответ на второй, поэтому если неправильно ответить на него, то будет избран неверный путь решения.
Если не верно начать поиск ответа на второй вопрос, то это приведет к конфликтам и ссорам, перетекающим в революции, а затем и в гражданские войны. Этот опыт уже был.
Два этих извечных русских вопроса — как ветхий и новый заветы русского народа.
Если мы начинаем с поиска ответа на первый вопрос, то присваиваем себе право судить, право которое принадлежит только Богу, поэтому ответ нам следует искать в Новом Завете, т.е. в поиске ответа на второй вопрос.
И именно в Евангелии мы обретаем правильный ответ на второй вопрос.
Что делать — Покайтесь. Вот ответ.
Решение второго вопроса дает нам ответ на первый вопрос, т.е. говорит о том Кто виноват?. Т.е. выходит, что виноваты во всем мы сами. Тот же самый ответ оказывается давался и в Ветхом Завете:
Что делать, говорит Бог ниневитянам через пророка Иону и они, обратившись от злых дел, обретают спасение.
Итак, ответ на вопрос «Что делать?» говорит нам еще и о воле Того, Кем мы сотворены.
Мне не хочется никого обвинять или защищать, но прямо теперь, в эти дни, происходит подмена.
Власть уходит от ответственности. Государственная власть указывает что делать народу и власти духовной, но при этом уходит от ответственности через подмену: на указах и постановлениях нет законных подписей, дат, печатей. Но при этом есть силовое принуждение.
Власть уходит от ответственности защиты народа, его обеспечения, но продолжает поборы и обложение штрафами.
Духовная власть уходит от ответственности перед Богом и Святой Церковью и начинает служить «богу и маммоне».
Гражданская власть народа, видя как духовная власть принимает Кесарево туда где должно быть только Божие, в итоге указывает что делать властям духовным и это может привести к новым расколам общества.
Но каждый должен нести еще и свою ответсвенность, в том числе и персональную и коллективную.
Начинаем со второго вопроса. С Нового Завета.
Что делать? — Спасаться.
Кто виноват? — Грех.
Что делать? — Прощать.
Кто виноват? — Гордость.
Что делать? — Объединяться.
«Что делать?» Н. Г. Чернышевский Кратко
Николай Гаврилович Чернышевский
Роман «Что делать?» Краткое содержание
Роман Николая Чернышевского, главная мысль которого в том, что свобода личности не должна зависеть от половой принадлежности человека, общество XIX века восприняло неоднозначно. Особенности языкового оформления, сложность композиции, отведение главной роли женщине — всё это стало причинами двоякого к нему отношения. Одни называли роман «Что делать?» «мерзостью», другие, напротив, считали его «прелестью». Но недооценить это произведение, оказавшее серьёзное влияние на русское общество тех времён, не возможно.
Краткий пересказ романа Чернышевского «Что делать?»
Родители девушек в XIX веке самостоятельно определяли их судьбы. Но юной Вере Павловне не хотелось стать супругой молодого повесы, которому её обещали. Чтобы спасти девушку, на ней женится прогрессивный студент-медик Дмитрий Лопухов. Это чисто фиктивный брак, основанный на взаимном уважении и равноправии. Вера получает полную свободу действий и возможность жить самостоятельно без оглядки на мнение родителей или супруга.
Героиня открывает швейный цех, в коротом также царит равноправие и не существует стандартного типа отношений «начальни — подчиненные». Каждая из мастериц лично заинтересована в росте прибыли и в этом успех всего производства.
Со временем Вера находит любовь. Её избранником становится доктор Александр Кирсанов. Лопухов инсценирует самобийство и перебирается в Америку, а Вера получает свободу стать женой любимого человека.
Лопухов меняет имя и возвращается на родину через год как Чарльз Бьюмонт. Чаррльз-Дмитрий находит прекрасную невесту. А потом он и его жена близко дружат с Верой и Александром Кирсановыми.
Список и краткая характеристика героев романа Чернышевского «Что делать?»
Краткое содержание романа Чернышевского «Что делать?» подробно по главам
Дурак
11 июля 1856 года в большую петербургскую гостиницу около 9 вечера приехал постоялец. Он снял комнату и попросил его не беспокоить до 8 утра следующего дня. Он заказал котлету и чай. Затем отправился к себе. На утро слуга отправился будить постояльца, но тот не открывал. После нескольких попыток разбудить постояльца, было принято решение взломать двери. А так как взламывать двери можно только в присутствии полиции, вызвали полицейского чиновника.
В комнате кроме записки «Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь» больше ничего не нашли. После рассказ полицейского чиновника, будет долго пересказываться. Действительно, около 3 часов ночи на мосту прогремел выстрел. А когда караульные служители и прохожие пришли на место выстрела, то никого не нашли. Решили, что человек, который застрелился на мосту просто дурак, а его поступок умный. Ведь если даже не удастся застрелиться, то упав с моста можно захлебнуться.
Первое следствие дурацкого дела
12 июля молодая женщина, Вера, сидела и шила платье. Ей принесли записку в которой было написано: «Я смущал ваше спокойствие. Я схожу со сцены. Не жалейте; я так люблю вас обоих, что очень счастлив своею решимостью. Прощайте». Муж Веры решил покончить с собой, тем самым дать ей возможность жить с любимым человеком. Ведь на тот момент Вера не любила мужа. Она была влюблена в его друга Александра Кирсанова.
Предисловие
В предисловии автор говорит о том, что все люди разные. Есть добрые, честные, всё умеющие. И для них он писал и будет писать.
Глава 1. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе
Жизнь Веры с детства была простой. Жила она с семьей в доме на Гороховой, который принадлежал Сторешниковым. Отец Веры у них работал управляющим и даже успевал работать в департаменте. Вера училась в пансионе и игре на фортепьяно.
Затем за Верой приударил старший сын Сторешниковых. Её матери он пришелся по вкусу, так как был хорош собой и богат. Мария Алексеевна всем способствовала приближению свадьбы дочери со Столешниковым. Но Вере он был неприятен. Он посмел перед друзьями выставить Веру своей любовницей. Среди них была француженка Жюли. Она видела Веру и отметила про себя, что любовницей Михаила та не является. После этого между Верой и Михаилом состоялся неприятный разговор. Она выставила его из дома и просила больше не приходить. Затем Столешников вместе с Жюли пришел к Рязанцевым просить Веру стать учителем фортепьяно для племяницы Жюли. В это время Жюли пообщалась с Марией Алексеевной и рассказала про пари Михаила и его друзей. Пари было на Веру. Михаил не оставил надежды жениться на Вере, но она ему отказывала. Он стал за ней красиво ухаживать, а её мать продавала ему по дешевке вещи, которые оставляли под залог. От Веры с женидьбой на время отстали.
Глава 2. Первая любовь и законный брак
У Веры есть младший брат Федя. Для него отец нанял учителя. Им был студент медик Лопухов. «Студент был уже не юноша, человек среднего роста или несколько повыше среднего, с темными каштановыми волосами, с правильными, даже красивыми чертами лица, с гордым и смелым видом». Вера про себя отметила: «не дурен и, должно быть, добр, только слишком серьезен».
Вскоре мать Веры пригласила Лопухова на вечер. На вечере Вера и студент много танцевали и общались. В это вечер она почувствовала к нему притяжение, а он ей пообещал помочь избавиться от гнета матери. Мать Веры решила узнать имеет ли планы на её дочь Лопухов. Поэтому она всё время следила за парой и подслушивала разговоры.
Тем временем Вера попросила Дмитрия найти ей работу гувернантки. В поиске работы им помогал друг Дмитрия Кирсанов. Лопухов и Кирсанов снимали вместе квартиру. Они оба были медиками и казенным содержанием не пользовались. Лопухов давал частные уроки и тем самым обеспечивал себе жизнь. Кирсанов помог найти работу, но родители девушки были против.
Первый сон Веры
Вере приснился первый сон, которым она поделилась с другом: «А ведь я до двух часов не спала от радости, мой друг. А когда я уснула, какой сон видела! Будто я освобождаюсь из душного подвала, будто я была в параличе и выздоровела, и выбежала в поле, и со мной выбежало много подруг, тоже,
как я, вырвавшихся из подвалов, выздоровевших от паралича, и нам было так весело, так весело бегать по просторному полю! Не сбылся сон! А я думала, что уж не ворочусь домой». Сон Веры сбывается. Во время прогулки с матерью она сообщает, что обвенчалась с Лопуховым. Затем села к извозчику и уехала прочь.
Лопухов пришел в дом к матери Веры и подтвердил факт их свадьбы. Их обвенчал друг Лопухова священник Мерцалов. Жить они стали в съемной квартире.
Глава 3. Замужество и вторая любовь
Вера избавилась от «серого подвала». Семья Лопуховых жила хорошо. Дмитрий давал уроки, а Вера решила открыть дело ведь не хотела жить на деньги мужа. Только их отношения были не понятны соседям. Ведь спали они в разных комнатах и даже не целовали руки друг другу.
Вере удалось открыть швейную мастерскую. С заказами ей помогала Жюли. Девушка смогла всего за три года вывести свою мастерскую на хороший уровень. У неё в подчинении работали три девушки, с которыми она была на равных.
Второй сон Веры
Во втором сне Вера видит своего мужа и Александра Петровича Мерцалова. Лопухов рассуждает о существовании «чистой грязи», той из которой родится колос, и «гнилой грязи», которая ничему не может дать развития.
Затем все исчезают и Вера видит свою мать. Мать в гневном порыве обвиняет Веру в том, что она для неё берегла кусок хлеба, и была злой лишь для того чтоб Вера сама выросла доброй.
В браке Лопуховы прожили на тот момент уже целых три года. Жили они в разных комнатах. Вера любила нежиться в постели, а Дмитрий ей делал по утрам чай со сливками и печеньем. Веру полностью всё устраивало.
Однажды Лопуховы вместе с друзьями отправились на прогулку. А утром Вера заметила, что её муж заболел. Он был врачом и определил, что у
него воспаление в лёгких. На помощь он позвал друга Кирсанова. И тот стал проведывать и лечить больного. В это время в нём вспыхивают старые чувства к Вере, но он старается с ними справиться. Он даже ухаживал за другой девушкой.
Третий сон Веры
И тут Вере снится третий сон. Ей снится, что она одинока. До определенного момента ей жизнь такая очень нравилась. А теперь во сне она читает свой дневник, в котором пишет, что мужа она любит только за освобождение из подвала. А хочется ей другой тёплой и нежной любви.
Заметив чувства между Верой и Кирсановым Лопухов просит его в дом больше не приходить. А затем сама Вера понимает, что любит Кирсанова и в этом признается мужу. Для него она пишет записку и просит её простить. В это время Лопухов понимает, что любовь уже не вернет и уезжает сначала к родственникам, а затем и в Москву.
9 июля Лопухов уехал в большую петербургскую гостиницу, а 12-го Вера узнает, что её муж попрощался с жизнью. О планах Лопухова ей рассказал их друг Рахметов, человек, который решил посвятить себя людям. Он воспитывал в себе силу воли и даже спал на гвоздях.
Глава 4. Второе замужество
Вере приходит письмо от друга Дмитрия Сергеевича Лопухова, в котором он желает ей счастья и рядом такого человека, как Кирсанов. Вера и Кирсанов открыли друг другу чувства и поженились. Оба в браке счастливы. Им легко и свободно вдвоём.
Кирсанов добился больших успехов в карьере, а Вера расширила швейное производство. Теперь у неё не одна мастерская.
Четвёртый сон Веры
Во сне Вера видит поле с цветами и красивый замок. По полю в новой стране с ней вместе идет проводница, которая рассказывает о царстве трёх цариц. Одна царица Астра является рабой мужа. Вторая царица Афродита, которую считают только источником наслаждения. И третья царица является
непорочность. Вера побывала на турнире, где рыцарь доказывает любовь неприступной даме. А остальные рыцари дам своих любят до того момента пока те свободны, а если они стали их женами или подданными все чувства пропадают.
Затем проводница говорит Вере, что её царство наступает на смену царству трёх цариц. И Вера видит свою страну обновлённой, где люди живут и работают. Они в ней очень счастливы. Швейные мастерские стали расширятся. В одной из них управляющей стала Наталья Мерцалова, которая со временем Вере предложила открыть магазин. Катя Полозова в восторге от Веры Кирсановой. И об этом она напишет письмо.
Глава 5. Новые лица и развязка
Катя очень обязана Кирсанову. Ведь он помог ей справится с болезнью и наладить отношения с отцом. Её мать умерла рано. А отец, Василий Полозов, был отставным штаб ротмистром и имел хороший капитал. За богатой невестой выстраивались очереди из женихов. В 17 лет Катя сильно заболела и стала терять вес. Вся её болезнь была от того, что отец был против её союза с Соловцовым. Ведь выбранный ею поклонник был плохим человеком. Полозов категорично заявлял: «Она безумная; глупо вверять такому ребенку его судьбу; пусть лучше умрет».
Лечением Кати занимался Кирсанов. Он пробовал переговорить с Полозовым, но тот был непоколебим. Понимая безвыходность ситуации, молодой медик решает рискнуть и объявляет на консилиуме, что болезнь Кати нельзя вылечить и ей придется дать смертельную дозу морфия, чтобы избавить от мучений. Кирсанов надеется, что Полозов не захочет смерти дочери, если столкнётся с таким исходом лицом к лицу. Отец Кати и в правду не смог допустить такого исхода и дал дочери право самостоятельного выбора жениха. Катю помолвили с Соловцовым, но вскоре девушка разочаровалась в своём избраннике и расторгла помолвку.
В 60 лет Полозов раззоряется. Он продает завод Чарльзу Бьюмонту. С Чарльзом они начинают плотно общаться. Ведь молодой человек очень простой и интересный. Чарльз очень понравился Кате и между ними возникла связь. Полозов совсем не против такого жениха для дочери.
Катя решается познакомить Веру с женихом. Это знакомство для Кирсановых оборачивается большим сюрпризом. Ведь Чарльз Бьюмонт оказывается Дмитрием Лопуховым. Все очень рады, что так всё произошло. Дмитрий на самом деле лишь инсценировал самоубийство. Он просто ушёл из жизни жены.
Теперь семьи живут по соседству и дружат. У Катерины своя швейная мастерская. А Вера увлеклась медициной.
Глава 6. Перемена декораций
Здесь автор оставляет своих героев и говорит о даме, что вместо траура одета в яркие одежды. Она весела, так как ждала этого дня два года. «В Пассаж!» — кричит она. И читатель не узнает о чём была её история…
Кратко об истории создания романа Чернышевского «Что делать?»
Николай Гаврилович написал роман «Что делать?», находясь в неволе, в застенках Петропавловской крепости, зимой 1862-1863 годов. К печати роман допустили только потому, что цензор заметил в нём лишь любовную линию. А когда смысл произведения постигли умы чиновников, цензора уволили, а роман впал в немилость верхушки царской России за свою «революционность».
Но дело было сделано: редкое объединение молодых и перспективных людей не обсуждало идеи и содержание романа «Что делать?» на своих вечерах. В геометрической прогрессии стало расти количество благородных поступков, ведь по Чернышевскому свобода личности не отделима от высоких моральных убеждений.