кубертат ый период что это
Пубертатный период — что это, как пережить пубертат подростку и его семье
Постоянные крики, истерики, агрессия по отношению к родителям – всем знакомы эти негативные стороны подросткового возраста.
Но не все осознают, что пубертат — это прежде всего одиночество, непонимание себя и сильная ранимость непосредственно для самого человека его переживающего.
Многие взрослые позабыли, что такое пубертатный период, как они его сами пережили. Но стоит разобраться в этом вопросе, чтобы помочь себе или своему ребёнку более комфортно и без стресса пройти этот важный этап.
Пубертат — это.
Человек – это единственный вид животных, у кого существует промежуточный период между младшим возрастом и взрослением. Другие звери становятся равноправными членами стаи сразу после детства. Для людей же важно не только приобретение возможности к размножению.
Поэтому отдельно рассматривают понятие полового созревания – активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, после чего половые органы подростка полностью сформированы и настроен гормональный режим, свойственный зрелой особи.
И отдельно выделяют «пубертатный период» – это целый комплекс развития, который включает в себя: стремительный рост тела, повышенную активность когнитивных функций и обучаемости, приобретения навыков интимных отношений и социального поведения.
Приблизительно после 10 лет жизни эндокринная система ребенка полностью перестаивается – гормоны вырабатываются (это что?) в значительно большем количестве, половые в частности. На этом фоне активно развиваются гениталии, часто появляется акне (прыщи).
Также перераспределяется подкожный жир, усиливается рост волос в определённых местах, увеличивается длина тела за счёт туловища (в детстве – за счёт ног).
Сердечно-сосудистая система не всегда успевает за развитием внешней оболочки, поэтому могут проявляться такие симптомы как: тахикардия (это как?), кислородное голодание, частая утомляемость.
Спортзал после занятия среднего или старшего классов нужно проветривать, поскольку у подростков сильное потоотделение с характерным запахом. К тому же, не все ещё научились постоянно поддерживать свою гигиену (это как?).
Особенности пубертатного периода
Пубертатный период у каждого начинается и протекает в зависимости от его индивидуальности и влиянии таких факторов как:
Подросткам в этот период свойственны общие черты, которые могут варьироваться в зависимости от возраста, пола и личности:
Подросткам в стадии пубертата свойственна полярность психики.
В один день (или час) проявляется одна ярка черта, а в другой – её диаметральная характеристика:
Пубертатный период у мальчиков и девочек
Пубертат у мальчиков в среднем длится с 9 до 18 лет.
Характеризуется следующими признаками:
Пубертатный период у девочек в среднем длится от 8 до 16 лет.
Представительницам этого пола свойственно:
Кризис переходного возраста
Психологи выделяют непрерывное протекание пубертатного возраста, когда ребёнок учится «быть взрослым», и нет видимых резких скачков от одного типа поведения к другому.
А есть кризисный пубертат – это существенная разница между двумя периодами жизни. Такой тип преобладает в более развитых странах. Поскольку, например, в племенах дети очень рано начинают нести ответственность (это как?) за семью.
Подростки начинают чувствовать на себе влияние внешнего мира: расы, пола, религии, личных предпочтений и мировоззрений.
Это вызывает страх и тревогу, поэтому они пытаются вступить в какую-то социальную группу. Ко всему прочему появляется много требований и ответственности.
Чтобы этот возрастной этап был менее кризисным, рекомендуется до пубертатного периода погружать детей в домашние обязанности, учить распоряжаться деньгами и самостоятельно принимать решения.
Постоянная усталость и голод – ещё два фактора, которые привносят дискомфорт. Подростку нужно спать около 9 часов, соблюдать режим и правильно питаться.
Более проблематична ситуация с недовольством своей внешностью – важно осознание своей индивидуальности и наличие постоянной поддержки.
Любовные переживания во время пубертата
Пубертатный этап жизни знаменателен своим интересом к противоположному полу. В этом виноваты как выброс гормонов, так и наблюдение за взрослыми. Подростки пытаются примерить на себя супружеские социальные роли (это как?).
С одной стороны, имеет место быть романтическая влюблённость, с другой – эротические желания. Взрослеющие дети хотят и духовной близости, и телесного контакта: нежности, ласки, прикосновений, поцелуев.
Первые свидания часто ведут за собой неразделённую любовь, расставание. Это первая потеря воспринимается подростками очень болезненно, поскольку каждый мечтает о прекрасном совместном будущем.
И никто из взрослых не рассказывал им, сколько у них самих было попыток, прежде чем удалось создать крепкие отношения.
Многие родители не считают первую трагичную влюблённость чем-то серьёзным и стоящим внимания – с течением времени подобные личные ситуации кажутся незначительными.
Но у подростков ещё нет такого опыта, поэтому безразличное отношение мамы и отца приводит их в еще более угнетенное состояние.
Также нужно помнить, что с началом менструации у девушек повышается чувствительность и податливость к сексуальным предложениям. А парни хотят снять своё сильное сексуальное возбуждение.
Поэтому стоит проводить «профилактику» и объяснять о возможных последствиях в рамках семьи и учебных учреждений.
Нарушения и расстройства
Трудности во время пубертата бывают не только с самооценкой и отношениями с внешним миром, но и на уровне самого организма.
Например, гипоталамический пубертатный синдром характеризуется постоянными головными болями, ожирением, нарушениями работы сердечно-сосудистой системы.
Дополнительные симптомы: повышенное давление (это как?), нарушение питания, появление на коже стрий (растяжки) – синевато-розовые полоски.
У девочек может быть нарушение менструации. Также воспалительные процессы наружных половых органов у девочек встречаются из-за ещё низкого уровня эстрогена. Поэтому он не может выполнить защитную функцию – появляются вульвиты и вульвовагиниты.
Иногда проявляется задержка полового развития, которая более ярко видна у девушек: до 13 лет не появляются признаки развития молочных желез, а до 16 лет нет менструации.
У парней не увеличиваются половые органы. У обоих полов не растут волосы в области лобка и подмышек.
Может быть и преждевременное развитие, когда вторичные половые признаки появляются раньше 8 лет.
Во всех вышеперечисленных случаях стоит обратиться к терапевту и эндокринологу.
Как вести себя родителям в пубертатный период
Подросток чувствует себя очень одиноким и нуждается в поддержке, даже если этого ярко не показывает.
Родителям стоит вспомнить себя тинейджерами, какие вопросы и теми интересовали, и следовать советам:
Помнить, что подростки во время пубертата принимают всё близко к сердцу. И любая драматичная ситуация может пробудить у них суицидальные мысли.
Автор статьи: Марина Домасенко
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Пубертатный период у девочек: когда начинается и заканчивается, психология, признаки
Внимание! Материал носит лишь ознакомительный характер. Не следует прибегать к описанным в нем методам лечения без предварительной консультации с врачом.
Пубертатный период у девочек: когда начинается и заканчивается, признаки
Начинается период полового созревания в десятилетнем возрасте, когда вырабатываются женские гормоны — эстрогены. В 11–13 лет идет первая менструация. Заканчивается половое созревание девочки в активной фазе в пятнадцать лет, а полностью завершается ближе к двадцати.
Пубертатный период — это период взросления, в ходе которого девочка начинает превращаться в женщину. Преимущественно изменения в женском организме связаны с его перестройкой, переходом на тот уровень, когда можно родить ребенка.
Пубертат на физиологическом уровне проявляется следующим образом:
Фото: pexels.com: UGC
Вначале девочка прибавляет в росте — до восьми сантиметров в год. Потом начинается набор массы, рост жировой ткани до двадцати процентов в критических точках. Врачи рекомендуют не изнурять располневшую девочку диетами и спортом: это признак взросления, а не лени.
Пубертат сопряжен с первой менструацией. У девочки начинает часто болеть живот, портится настроение, появляются прыщи. Количество прыщей можно снизить, но нельзя убрать их полностью. Обратитесь к профессиональному врачу-дерматологу. Он подскажет средство для кожи и способы, как убрать прыщи.
Первые месячные — это не показатель начала овуляторных процессов. Первый год или два цикл не стабилен, симптоматика постоянно меняется. Колебания цикла могут затянуться.
В случае если пубертатный период наступил раньше девяти лет или же его признаков нет до четырнадцати лет, необходимо показать девочку врачу.
Читайте также: Пубертатный период у мальчиков: возраст, психология, признаки
Фото: pexels.com: UGC
Пубертатный период у девочек: психология
Психологические проблемы в период полового созревания куда более серьезны, чем набор веса. Проявляются они следующим образом:
Ни под каким видом не следует пытаться мотивировать ее к здоровому питанию и спорту чрезмерно: подростков это легко доводит до анорексии. Такое психическое расстройство пищевого поведения может привести к ряду заболеваний внутренних органов.
Говорите не о недостатках внешности девочки, а о том, каким спортом ей стоило бы заняться и к какому возрасту эти проблемы непременно пройдут.
Психологи рекомендуют предлагать покрасить волосы не постоянной краской, а тоником и переходить на постоянную уже тогда, когда в своем мнении девочка-подросток укрепится. Пирсинг можете заменить каффом, татуировку предложите сделать временную.
Помните, что хорошие отношения с дочерью важнее, чем отрицательное отношение к изменениям в ее внешности.
Объясните ей о необходимости контрацепции, обо всех проблемах, которые могут последовать за подобным решением. Не бойтесь рассказать что-то лишнее — хуже будет, если ваша дочь будет добывать ответы на свои вопросы из куда менее надежных источников.
Дочь прекращает доверять матери, у нее появляются секреты. Постарайтесь объяснить девочке, что даже за самые постыдные секреты вы ее не осудите, а поддержите. Станьте дочке другом.
Фото: pexels.com: UGC
Половое созревание девочки — период, когда воспитание ребенка становится воспитанием подростка, и это естественно.
Поймите, что такое пубертатный период, и вы не только не навредите своей дочке, но и поможете ей в трудный период.
Автор: кандидат медицинских наук Анна Ивановна Тихомирова
Рецензент: кандидат медицинских наук, профессор Иван Георгиевич Максаков
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Пубертатный период
Смотреть что такое «Пубертатный период» в других словарях:
ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД — (период полового созревания), время достижения половой зрелости человека. В этот период развиваются первичные (половые органы) и ВТОРИЧНЫЕ ПОЛОВЫЕ ПРИЗНАКИ, такие как появление вторичного волосяного покрова (в области лобка). У девочек… … Научно-технический энциклопедический словарь
ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД — (латинское pubertas возмужалость, половая зрелость), возраст с 12 до 16 лет у девочек и с 13 до 17 18 лет у мальчиков; соответствует периоду полового созревания … Современная энциклопедия
ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД — (от лат. pubertas возмужалость половая зрелость), возраст с 12 до 16 лет у девочек и с 13 до 17 18 лет у мальчиков; соответствует периоду полового созревания … Большой Энциклопедический словарь
ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД — см. Подростковый возраст. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия
Пубертатный период — (латинское pubertas возмужалость, половая зрелость), возраст с 12 до 16 лет у девочек и с 13 до 17 18 лет у мальчиков; соответствует периоду полового созревания. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Пубертатный период — Мужской пубертат (увеличение волосяного покрова) Пубертат период полового созревания. Является индивидуальным и может варьироваться в некоторых пределах в зависимости от расовых, географических и иных условий. Условно принято считать возраст от… … Википедия
пубертатный период — (от лат. pubertas возмужалость, половая зрелость), возраст с 12 до 16 лет у девочек и с 13 до 17 18 лет у мальчиков; соответствует периоду полового созревания. * * * ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД (от лат. pubertas возмужалость, половая… … Энциклопедический словарь
пубертатный период — pubertetas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Paauglystės amžiaus tarpsnis, kuriuo vyksta lytinis brendimas. Mergaičių pubertetas trunka vidutiniškai nuo 12 iki 16 metų, berniukų – nuo 13 iki 17 metų. kilmė lot. pubertas, kilm.… … Sporto terminų žodynas
ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД — Период развития, который начинается с началом полового созревания и заканчивается достижением физиологической или; психологической зрелости. Следует отметить, что термин не так точен, как казалось бы, так как и начало полового созревания и… … Толковый словарь по психологии
пубертатный период — (лат. pubertas, pubertatis возмужалость, половая зрелость) см. Возраст пубертатный … Большой медицинский словарь
Пубертат. Ответы на вопросы
Думаю, любой родитель подростка узнал свои жалобы на ребенка. И правда: пубертатный период был выделен в отдельную категорию из-за того, что с детьми происходят достаточно типичные изменения, зачастую вызывающие у родителей страх и злость. Что это за изменения знает любой родитель подростка, да и материала об этом много. Но вот почему они происходят? Как понять, что в голове у ребенка?
Биологический фактор – не единственный, но один из мощнейших в изменениях в подростковом возрасте. В последнее время у науки появляются новые инструменты для исследования работы тела и головного мозга в частности, которые позволяют нам лучше понимать причины того или иного поведения.
С чего все начинается?
В раннем подростковом возрасте главным биологическим событием является период полового созревания. Уже в 6-9 лет у девочек и в 7-10 лет у мальчиков происходит активация гипоталамо-гипофизарной системы, которая приводит к возникновению вторичных половых признаков (волосы, работа потовых желез, изменение запаха), а несколько лет спустя – к развитию гонад (яичников и семенников), выработке половых клеток, развитию других вторичных половых признаков. Одновременно с этим выделяются гормоны, вызывающие рост и изменений пропорций тела.
Из-за этих изменений на эмоциональном и поведенческом уровне неизбежно возникает половое поведение: биологически обусловленная заинтересованность в противоположном поле, новые сенсорные ощущения (например, ощущение запаха противоположного пола), интерес к темам секса, отношений между мужчинами и женщинами и т.д. Отсюда и «только друзья на уме».
А голова-то где?!
Мозг человека становится «взрослым» примерно к 20 годам. Это означает, что он претерпевает значительные изменения в подростковом возрасте.
Важно знать, что разные области мозга созревают с разной скоростью: сначала развиваются те, которые отвечают за переработку сенсорной информации (т.е. те, которые отвечают за то, чтобы человек видел, слышал, чувствовал вкус, ощущал базовые эмоции и понимал, что он видит, слышит и чувствует) и за контроль над движениями (как мелкой, так и крупной моторикой, за произвольность этих движений). И лишь позднее развиваются те области, которые отвечают за планирование, контроль деятельности, прогнозирование, формирование выводов, абстрактное мышление. На деле это означает, что подросток получает примерно ту же информацию, что и взрослые, но по биологическим причинам не всегда способен ее обработать и воспользоваться ей также, как взрослый.
Также интересными являются данные об изменении состава головного мозга. Много лет считалось, что больше всего серого вещества (т.е. собственно тех клеток, которые и участвуют в мыслительном процессе) в головном мозге у младенцев, а с возрастом его становится все меньше. Сейчас же исследования показывают, что больше всего серого вещества у подростков, и его становится меньше к концу пубертатного периода. Как и почему? По всей видимости, снижается не количество клеток, а количество их связей с другими нервными клетками. Наш мозг создает эти соединения с запасом и те, которые не используются, отмирают. А те, которые остаются, претерпевают процесс миелинизации: клетки и их отростки покрываются электроизолирующим слоем, что ускоряет их проводимость, а значит позволяет быстрее и точнее думать.
Именно из-за этих двух фактов и возникают те особенности в мышлении и поведении подростков, которые мы наблюдаем: им легче обращаться к «заднему мозгу» (к физиологическим ощущениям, эмоциям, сенсорному опыту), нежели чем к «переднему мозгу» (который планирует, делает выводы, контролирует поведение). Когда они это делают, это получается медленно, требует больших энергетических затрат и происходит медленнее, чем у взрослых. А значит, они правда чаще руководствуются эмоциями, правда не видят своих ошибок, правда сложнее рефлексируют, и правда многое знают, но не могут вовремя воспользоваться этими знаниями.
А о риске ты подумал?!
Одним из самых частых поводов для родительского волнения является рискованное, необдуманное поведение подростков в период полового созревания. Но и ему есть биологическое объяснение: исследования показывают, что на вознаграждение среднего и большого размера подростки реагируют в разы сильнее, чем взрослые, и, в отличие от них, практически совсем не радуются вознаграждениям малого размера. Иными словами, чтобы почувствовать удовольствие, подростку необходима сильная стимуляция, в частности, риск. Мы привыкли рассматривать риск как проблему, но на самом деле, если бы люди не рисковали, то они никогда бы не развивались ни в личностном, ни в научном, ни в социальном плане. Без риска невозможно взросление!
Эти и другие данные о биологии подросткового возрасте не оправдывают подростковое поведение, но дают ему объяснение. Чаще всего, подросток действует не назло, не из-за лени, и не из-за собственной глупости.
Поведение подростка – неизбежный результат биологического процесса взросления.
Руководствуясь этим, родители могут снизить критику, найти в себе силы выслушивать его, начать выстраивать близкие и доверительные отношения, которые, в свою очередь, помогают развиваться мозгу.
Подростковый кризис
Содержание статьи
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Физиологические причины
Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.
Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.
Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.
В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:
Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.
Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:
Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.
Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.