кубинский мешок что это
5 неприятных фактов о Кубе, способных развеять романтический имидж Острова Свободы
Многие гости Острова Свободы, едва успев ступить на кубинскую землю, слышат от гидов — «Успейте увидеть Кубу, пока американцы здесь все не испортили!». Безусловно, это всего лишь шутка, но, как и в любой шутке, в ней есть доля горькой правды. На самом деле Куба постепенно теряет свой особый колорит и нужно успеть увидеть её до того, как она изменится до неузнаваемости.
Все, кто собираются посетить Кубу, представляют её примерно одинаково. Благородно ветхие постройки в колониальном стиле, прекрасно сохранившиеся автомобили середины прошлого века, темпераментные мулатки, не знающие нижнего белья, и много, очень много хороших и недорогих сигар и качественного рома.
К сожалению, большинство туристов оказываются разочарованы этой экзотической страной. Нет, мулаток и ретро-автомобилей тут хватает, а колониальные виллы по-прежнему колоритны и загадочны, но, кроме этого, гостям приходится сталкиваться и с другими особенностями, характерными для Острова Свободы.
Всеобъемлющая «халява»
Уровень жизни кубинцев очень низкий и большинство островитян живёт на грани нищеты.
Государство получает 60% национального дохода от туризма, но и простые граждане не промах и с радостью воспользуются вашей щедростью. Для Кубы не является странной просьба работника отеля отдать при выезде ему початый тюбик зубной пасты или шампунь.
Нужно смириться и с тем, что возле вас будут непрерывно околачиваться новые «друзья», которые страстно хотят стать вашими гидами, конечно же, бесплатными. Только показывать они вам будут особые достопримечательности — бары, в которых якобы напивался Хемингуэй, магазины с сувенирами и алкоголем и тому подобное.
Во всех этих местах гостя легко и непринуждённо склоняют выпить «по пивку», перекусить или что-то купить. Разумеется, во всех случаях платит не кто иной, как приезжий. Вам может показаться, что коктейль или бутылка пива — это пустяк, но для жителя Кубы это достойное вознаграждение за его заботу о вас.
Любовь-злодейка
Если гость острова ищет продажной любви, то он её обязательно находит. При этом не только за деньги, но и за обед или даже банку колы. На улицах кубинских городов всегда можно встретить преклонного возраста американок или немок, которых ведут под руку местные молодые мачо.
Можно встречаться неделю с девушкой и быть уверенным в её искренних чувствах, так как она не требует ни денег, ни подарков, а просто пьёт с вами пиво и обедает. Но это не более чем особая, безысходная разновидность продажной любви, свойственная кубинским дамам с низким доходом.
Вполне вероятно, что многим такие перспективы покажутся заманчивыми, но, на самом деле, для любого нормального человека сам факт возможности таких отношений покажется гнетущим. Гораздо проще и честнее покупать любовь открыто, а не брать её за тарелку жаркого и несколько круассанов.
Дорогой и некачественный интернет
Относительно недавно на Кубе с интернетом ситуация складывалась совсем плачевная — он просто был запрещён. Но все изменилось и теперь его, наконец, разрешили. Если кто-то не уловил иронии, то отдельно объясняем — все пользователи всемирной сети на Острове Свободы находятся под плотным «колпаком» местной службы госбезопасности, которые живо интересуются тем, какие сайты посещают пользователи и что они пишут на форумах.
Но даже не это является основной проблемой — интернет на острове очень медленный и скачивание относительно небольшого файла может занять несколько минут. О просмотре потокового видео и такой роскоши, как общение в соцсетях, стоит сразу же забыть — для Кубы это экзотика.
Тем более что стоимость интернета здесь просто заоблачная. За час работы в сети из какого-нибудь интернет-кафе придётся выложить не менее 12 долларов, а за скоростной интернет в гаванском отеле Meliá Cohiba просят уже 15 долларов в час.
Из положительных моментов стоит отметить неплохое качество мобильной связи, которое снова-таки омрачает ценовая политика местных операторов. Вам лучше сразу же отключить роуминг, так как звонок в Россию обойдётся не менее чем в 3 доллара за минуту.
Ветхие отели
На Кубе уже появились отели международной сети Kempinski, но в большинстве случаев туристы останавливаются в условиях далёких от мировых стандартов. Многие гостиничные комплексы переделаны из пионерских лагерей и даже зданий, совсем нежилого профиля.
Поездка уровня эконом — это почти стопроцентная гарантия, что жить придётся именно в таком отеле. Тем, кто застал ненавязчивый советский сервис покажется, что они вернулись в старые добрые времена. Почти все в подобных отельных комплексах по талонам и по записи. При въезде гость получает кучу бумажек на завтраки, обеды и ужины, право посещать пляж, получать свежее полотенце и тому подобное.
Неопытному туристу разобраться во всей этой бюрократии будет совсем непросто. Есть ещё один неприятный момент, связанный с посещением пляжей. При въезде в гостиницу, отдыхающий автоматически закрепляется за её прибрежной зоной. Если гость отправится на пляж соседнего отеля, его или выставят оттуда, или потребуют оплатить отдых.
Веяния демократии сделали курортный отдых менее приятным. Если раньше кубинцы и мечтать не могли о том, чтобы находиться в одном отеле с иностранцами, то теперь это само собой разумеется. Из-за этого большинство гостиниц переполнены местными жителями, которые отдыхают со своими шумными жёнами и беспардонными отпрысками.
Прогресс на грани фантастики
Если вы мечтаете окунуться в настоящий абсурдный «совок», то лучшего места, чем Остров Свободы вам точно не найти. В стране ходят два типа денег — обычный песо СUP и конвертируемый CUC. Курс обычного песо к CUC составляет 1 к 25. Рассчитанными на иностранцев «куками» можно рассчитываться в специальных магазинах, что очень напоминает систему советских «Берёзок».
Деньги перед отъездом на Кубу лучше обменивать не на доллары, а на евро, так как курс этой валюты гораздо более выгоден при обмене на местные деньги. Что касается пластиковых карт, то на них лучше не полагаться. Здесь очень мало мест, где ими можно расплатиться, а карты американских банков на Кубе и вовсе не обслуживаются.
Потребительская корзина среднестатистического кубинца снова возвращает нас в социалистическое прошлое. Основу питания местных жителей составляют чёрные бобы, рис и бананы особого сорта, напоминающие по вкусу картофель. Один раз в месяц семья может себе позволить купить по талонам курицу, чтобы устроить однократный «праздник живота» или, наоборот, растянуть удовольствие на длительное время.
На острове, расположенном в одном из наиболее рыбных регионов планеты, морепродукты почему-то не в почёте. Рыбу тут едят мало и неохотно, а знаменитых омаров и лобстеров могут себе позволить только иностранцы. Ловля этих членистоногих для кубинцев строго запрещена.
Иностранцем на Кубе быть крайне невыгодно. Если местный заплатит за проезд в автобусе пять песо, то вы должны умножить эту сумму на пять и рассчитаться по курсу пресловутыми «куками». Аренда мотороллера также сопряжена с затруднениями — заправить эту технику вы сможете исключительно на колонке для иностранцев, рассчитываясь по грабительскому курсу.
При этом даже полный бак бензина — это ещё не повод для радости. В стране жуткие полуразрушенные дороги, ездить по которым — настоящее мучение не только на мототранспорте, но и на автомобиле. Вы помните, что такое плановая экономика? На Кубе вам может выпасть шанс освежить воспоминания, когда при вас случится очередной дефицит. Недавно, например, на Острове Свободы внезапно закончилось пиво — где-то в расчётах была допущена ошибка и оказалось, что туристы пьют пенный напиток быстрее, чем промышленность его производит.
Однако, как бы мы не старались, рассказывая вам о минусах кубинского отдыха, стоит признать, что остров стоит того, чтобы там хотя бы раз побывать. Холодная вода в море для кубинцев — это +26 градусов, а летом обычная её температура около +35 градусов Цельсия.
Нельзя не отметить и то, что кубинцы невероятно позитивны, открыты и жизнерадостны. Люди здесь без проблем доживают до 80 лет и находятся при этом в хорошей физической форме. Немало этому способствует и медицина, которую эксперты признают одной из лучших в мире.
На чем ездят жители Кубы: советские грузовики и другая автоэкзотика Острова Свободы
Я познакомился с Кубой благодаря однокласснику, который родился там и долгое время жил с родителями. Рассказы о кубинском карнавале, каковы на вкус местный ром и сигары, я услышал задолго до телевизионной программы «Клуб кинопутешественников». Мог ли я думать, что спустя 40 лет попаду в эту страну?
Время роскошной кубинской автостарины подходит к концу. Особенно это заметно по коммерческому транспорту. Любимая нашими туристами старая американская и советская техника все чаще уступает место новой китайской. Хотите увидеть остатки былой роскоши — успевайте.
Шасси ЗиЛ-130 с кабиной от ЗиЛ-131. Надстройка — бензовоз, сработанный на Кубе.
Нынешнему положению Кубы не позавидуешь. Поколение 50+ еще помнит помощь СССР, русский язык и наши автомобили, особенно грузовые. Гораздо меньший процент тех, кто в курсе, что современная Россия в десятых годах 21 века простила Кубе долг в 32 миллиарда долларов. Кубинцы считают, что мы бросили их в непростое время, но туристам из России рады.
На смену советско-кубинской дружбе пришел коммерческий китайско-кубинский проект «Один пояс — один путь». Китайцы ведут бизнес с Гаваной так, что кубинцы во всем постепенно становятся зависимыми от своего партнера: локомотивы, энергетика, химия, легкая промышленность, запчасти и автомобили — все это производства КНР. И никаких списаний долга. Максимум, его реструктуризация, чтобы еще сильнее сжать «дружеские» объятья. Автобусы от Yutong Bus, грузовики и тягачи от Sinotruk, тракторы YTO, такси Geely. Есть и другие китайские марки, но эти встречаются на дороге чаще.
ЗиЛ-130 на фоне изображения одного из лидеров кубинской революции Камило Сьенфуэгоса: «Все правильно делаешь, Фидель».
Новые легковые автомобили для местного населения дорогие, поэтому 30‑летние «Жигули» на местном рынке стоят в районе 20 тысяч долларов. Если запчасти для наших «Жигулей» и «Москвичей» попадают на Кубу при помощи кубинских челноков, я летел с ними из Москвы, то с грузовым ассортиментом все обстоит сложнее. Особенно с американскими моделями. Любой Chevrolet Viking 40, грузовик, попавший на остров до введения против Кубы американского эмбарго, только внешне Chevrolet. Под крышкой капота такая техническая мешанина, что разобрать, как стыкуется советский радиатор с китайским мотором и неизвестно какой коробкой передач, не всегда возможно. Частая картина на Кубе — под капотом дредноута типа Chevrolet Bel Air конца 50‑х вместо родной V-образной «восьмерки» объемом 4,6 л стоит двухлитровый мотор от корейской малолитражки. Внешне выглядит нарядно, на что и рассчитано. Владелец такого автосимбиоза, Эрнесто, покатал на своем конструкторе от отеля в Варадеро до Гаваны и обратно. Ехали, естественно, не быстро.
Ветеран кубинских автоперевозок, Chevrolet Viking 40. Машина застала времена диктатора Батисты, свергнутого Фиделем Кастро 1 января 1959 года.
Chevrolet Bel Air конца 50‑х. Вместо родной V-образной «восьмерки» объемом 4,6 л стоит двухлитровый мотор от корейской малолитражки.
«Уазик» аутентичный. Из тюнинга только окрас под местные джунгли.
Здешние советские грузовики напоминают наш автопарк начала 90‑х, когда любой автомобиль старался нести на себе тюнинг в виде трехлучевой звезды. Судя по увиденному, здесь в ходу шильды от Hino. Большое количество МАЗ-504, ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131 украшены логотипами японского Hino. Говорят, что на местный рынок в свое время была завезена партия японских грузовиков этой марки. Почему от них остались только таблички и куда делась техника — непонятно. Возможно, что наши простые карбюраторные моторы оказались долговечнее дизельного впрыска? Еще пример. Школьный автобус на шасси американского International 3800. Он принадлежит местной реформатской пресвитерианской церкви, если верить надписям на бортах. На кузове видны следы ремонта, облицовка радиатора тоже явно неродная. На ее передней кромке значок Freightliner, чуть ниже опять клеймо Hino, только от современной гаммы.
Бывший школьный автобус, построенный на шасси американского International 3800 Corbeil. Что у него под капотом — вопрос.
Кубинцы изо всех сил стараются поддерживать советский коммерческий транспорт в надлежащем виде. Надстройки уже местной сборки, однако аутентичных грузовиков с еще деревянными бортами тоже хватает. Сугубо затейливые рыдваны на глаза туристам попадаются уже не так часто. Если мотор отходил свое, его меняют на тот, что удалось подобрать, а подбор сейчас тоже в основном китайский. Издалека мне показалось, что это модификация ГАЗ-53, но только издалека. Вблизи оперение капота было явно больше и длиннее, чтобы там поместился неопознанный рядный дизельный двигатель. Шасси «газона» при этом очень напоминало ЗиЛовское. Тема глубокого тюнинга была продолжена в кабине: рулевое колесо от самосвала Sinotruk, чуть ниже КАМАЗовская «гитара». Надстройка для перевозки кукурузы своя, самодельная. Водитель Рамон пояснил, что счастлив от того, что работает на «советской» машине. Это наглядно видно по окрасу кабины. Обычно местные красят грузовики в яркие цвета, а здесь почти заводской колер.
«Советский» грузовик по-кубински: шасси ЗиЛовское, мотор китайский, кабина ГАЗ-53, рулевое колесо от самосвала Sinotruk, чуть ниже КАМАЗовская «гитара». Водитель Рамон счастлив.
Прогулочный грузовик Марио. Основа — ЗиЛ-131, дизельный двигатель — Yuchai.
Да, я не сказал о главном, том, зачем сюда летят наши туристы зимой! Карибское море по-прежнему теплое, в отеле кормят нормально. Пальмы как в кино, ром такой же бодрящий, как во времена коллег киношного Джека Воробья или всамделишного Хемингуэя. И автомобили пока еще радуют фанатов своим антикварным внешним видом. Хотя эта романтика с каждым годом все больше вымывается с острова Свободы.
«Бабушка» кубинской революции: как Фидель Кастро начал партизанскую войну
65 лет назад отряд Фиделя Кастро на яхте «Гранма» высадился на Кубе
2 декабря 1956 года с яхты «Гранма», совершившей рейс из Мексики на Кубу, у селения Белик в районе Лос-Колорадос провинции Орьенте высадился отряд из 82 повстанцев под руководством Фиделем Кастро. В отряд входили также Че Гевара, который познакомился с Фиделем в Мексике, брат Фиделя Рауль Кастро, Камило Сьенфуэгос, Рамиро Вальдес, Хуан Альмейда Боске и другие получившие в будущем большую известность деятели кубинской революции. Им удалось спрятаться в горах Сьерра-Маэстра, и оттуда открыть военные действия — партизанскую войну против режима Фульхенсио Батисты. Это был противоположный от столицы Кубы, Гаваны, конец острова. Спустя два с небольшим года армия повстанцев вошла в Гавану, а Батиста бежал из страны.
Яхта «Гранма» на Кубе считается чем-то вроде крейсера «Авроры» в СССР — одним из символов кубинской революции. Она стала частью экспозиции Музея революции, в ее честь названа официальная газета Коммунистической партии Кубы, одна из кубинских провинций, университет в этой провинции, в городе Баямо, и Национальный парк Десембарко-дель-Гранма, расположенный на месте высадки.
Само название яхты можно перевести с английского как «Бабушка», «Бабуля» или «Старушка» — это наименование она унаследовала от прежних владельцев. «Гранма» уже пережила одно крушение, находилась в довольно плохом состоянии, по пути из нее приходилось вычерпывать ведрами воду. Длина яхты составляла всего 13 м, рассчитана она была на 12 человек. 10 октября революционеры тайно приобрели ее у американской компании Schuylkill Products Company, Inc. на деньги бывшего президента Кубы Карлоса Прио Сокарраса, также настроенного против Батисты и помогавшего революционерам.
Отправившись из мексиканского порта Туспан 25 ноября 1956 года, яхта шла перегруженной, к тому же она попала в шторм, отчего произошла задержка с высадкой, и восстание, приуроченное к моменту высадки и организованное Франком Паисом 30 ноября в городах Сантьяго-де-Куба, Ольгин и Гуантанамо, было подавлено. Впрочем, не исключено, что целью этого неудавшегося восстания был лишь отвлекающий маневр — отвлечь на себя силы Батисты, которые могли участвовать в поисках приближающейся яхты.
1 декабря спецслужбы Батисты действительно получили от осведомителя информацию о возможном месте высадки и начали поиск судна, но не преуспели в этом. Сама яхта ночью пыталась идти на свет маяка, однако назначенный лоцманом Роберто Роке не смог его разглядеть — взобравшись на крышу капитанской рубки, он не удержался и упал в воду, его с трудом потом удалось выловить из воды в кромешной тьме. В конце концов, утром «Гранма» просто застряла на мели, в сотне метров от берега, попав в мангровое болото. Революционеры вынуждены были высаживаться, пробираясь местами едва ли не вплавь и сквозь густые заросли. «Это была не высадка, а кораблекрушение», — вспоминал позднее Рауль Кастро. Тяжелое вооружение пришлось бросить, а винтовки держать над головой. Покинутую «Гранму» нашли потом люди Батисты, но повстанцев на ней уже не было.
«Нам понадобилось несколько часов, чтобы выбраться из болота, в которое нас завели неопытность и безответственность одного из товарищей, назвавшегося знатоком здешних мест, — писал Че Гевара в своем дневнике. — И вот мы уже на твердой земле. представляющие собой армию призраков, движущихся по воле какого-то механизма. К семи дням постоянного голода и морской болезни добавились три ужасных дня на суше. На рассвете 5 декабря, после ночного марша, прерывавшегося обмороками от усталости. мы добрались до места, название которого звучало как насмешка — Алегрия-дель-Пио».
5 декабря высадившиеся на яхте приняли свой первый бой у местечка Алегрия-дель-Пио, что в переводе означает «Святая радость», где потеряли часть отряда. После этого сражения они засели в горах Сиерра-Маэстры на востоке страны, откуда и совершали партизанские вылазки.
По разным свидетельствам, в том неравном бою погибли либо 2-3 человека, либо почти половина бойцов, а около двадцати человек попало в плен. Есть «слишком библейская» легенда об отряде всего из 12 человек; называют также цифру в 17 или 22 человека. Не исключено, что силы Фиделя Кастро во время обстрела просто разделились, и часть бойцов пошла своим путем.
В книге Юрия Гаврикова «Че Гевара. Последний романтик революции» приводится характерный диалог, каким он запомнился самому Че Геваре. Найдя Рауля с частью бойцов, которых он потерял на какое-то время, Фидель восклицает: «Дни диктатуры сочтены!» На что измученный Рене Родригес ему возражает: «Вы все сошли с ума: это наши дни сочтены. » Фидель ничуть не смутился: «Послушай, парень, если тебе все это не по душе — оставайся. Я пойду дальше!» Че Гевара при этом, по его собственным словам, подумал: «Ну и упорный мужик. Этот добьется свершения революции».
Засев в горах, неистовый «команданте» Фидель Кастро не собирался отсиживаться. Испанское «команданте», кстати, соответствует званию майора, оно оставалось высшим званием среди повстанцев, намеренно не присваивавшим друг другу более высоких воинских званий. Необходимо было соответствующим образом настроить общественное мнение и приобрести новых сторонников. Для этого партизаны организовывали небольшие вылазки. Так, они отметились нападением на небольшую казарму. После боя Че Гевара оказал первую помощь раненым, причем как своим собственным бойцам, так и солдатам противника. Фидель Кастро объяснял это соответствующим образом: «Раненых врагов мы не убиваем, сдавшихся в плен отпускаем на свободу».
Подавляя революционные настроения, правительство Батисты расправлялось с тысячами кубинцев; Кастро и его сторонники оценивали число жертв в 20 тыс. человек, однако подробный список, опубликованный вскоре после революции, содержал только 898 имен. По современным оценкам, число погибших составляет от 1-4 тыс. человек. В ответ на требование покарать виновных Кастро организовал множество судебных процессов, в результате которых были казнены сотни человек. Несмотря на популярность этих процессов внутри страны, критики, в особенности американская пресса, утверждали, что многие расправы были несправедливыми. Фидель Кастро на это ответил, что «революционная справедливость основана не на юридических предписаниях, а на моральных убеждениях».
«Похмелья здесь не бывает» Ром рекой, интернет по талонам и воздух свободы: чем живет Куба
Фото: LOOK / Ingrid Firmhofer / Diomedia
Есть в мире райские уголки, где проваливаешься в блаженную сладкую дрему, ничего не делаешь и ни о чем не думаешь, а возвращение оттуда похоже на пробуждение от крепкого здорового сна. Совершенно несправедливо причислять к таким местам Кубу. На этом красивом курорте можно случайно получить экзистенциальный кризис и захотеть пересмотреть свою жизнь. Корреспондент «Ленты.ру» попала под действие коварной карибской магии и попыталась понять, как она работает.
«Готовьтесь к путешествию в прошлое. Все русские, которых я возил, говорят, что возвращаются назад лет на 30», – говорит наш гид Абель. Абель кубинец, но высшее образование получил в России, в Воронеже в 1980-х годах, так что не только отлично говорит по-русски, но и отлично шутит. Про путешествие в прошлое пока верится с трудом: мы едем из аэропорта в отель, в окне солнце, высокое синее небо, пальмы, и уже по пути попадаются знаменитые кубинские ретроавтомобили. Даже небольшие поселки по дороге — яркие, разноцветные, с двухэтажными аккуратными бетонными домиками.
Курортная резервация
Нашей первой остановкой стал курортный регион Варадеро. Все крупные отели сконцентрированы на узком длинном полуострове. На подъезде к туристической резервации встречаются небольшие поселки, гольф-клубы, все чинно. Городок Варадеро полностью ориентирован на туриста — аккуратные улочки, централизованная торговля сувенирами, помпезный Дом рома, отделанный темным деревом. Самый дорогой курорт с яхтенной мариной недавно построили на севере полуострова.
В Варадеро еще не чувствуется хваленая кубинская атмосфера свободы, разве что наши вечера приобрели нетипичную для жителя мегаполиса душевность благодаря проблемам с доступом в интернет. На Кубе он буквально раздается по талонам — примерно евро (один кук, конвертируемый песо для расчетов с туристами) за карточку с одноразовыми логином и паролем, которых хватает на час.
Фото: Владимир Сергачев
Мы знали, что с выходом в сеть на Острове свободы сложно, но почему-то не думали, что настолько. Как бы то ни было, спасибо Карибскому кризису, который привел к полному разрыву экономических связей Вашингтона и Гаваны и запрету для Кубы покупать электронику с американскими комплектующими, — мы открыли в себе небывалую коммуникабельность и организованность.
Поразила и погода. «У нас вчера прошел циклон, после него всегда поднимается сильный ветер и падает температура. Но через день-другой опять будет жара! Так бывает зимой», — пояснил Абель, выводя нас из теплого автобуса на ледяной сквозняк. Сам, между прочим, одет был так, будто и не приходил никакой циклон. Местные вообще постоянно утверждают, что им тоже холодно зимой, но при этом в толстовки кутались почему-то мы, а они щеголяли в легких кофточках.
Возможно, дело в роме. Он здесь льется рекой, и любой сорт исключительно хорош. У кубинцев ром — это и средство согреться, и лекарство для измученной души, и просто обязательный атрибут жизни, а временами даже средство дезинфекции. Мы не стали пренебрегать местными обычаями и отказываться от приветственных коктейлей, а потом с удивлением обнаружили, что похмелья от рома практически не бывает, а ледяная пина колада, выпитая на ледяном ветру в лобби-баре отеля, почему-то притупляет боль в горле, а не наоборот.
Познавать прелести пляжного отдыха, во-первых, было слишком прохладно, во-вторых, не являлось нашей целью. Искать настоящую Кубу мы отправились в Матансас.
Самое интересное — на улицах
Матансас (Matanzas) — центр одноименного региона — считается крупным по местным меркам городом. Он состоит из исторического центра с классической колониальной архитектурой, оперным театром, площадями и музеями и относительно нового пригорода.
Сначала мы пытались вести себя как приличные туристы и дисциплинированно обошли театр, кафедральный собор, историческую аптеку XIX века, превращенную в музей, и ремесленную мастерскую, но потом поняли, что в Матансасе интересно абсолютно все. Можно просто бродить по улицам и смотреть на яркие исторические здания, которые явно разваливаются, но делают это с гордостью и шиком, на романтично проржавевшие ретро-вывески, на скульптурную мастерскую современного искусства, или просто совать нос в каждую открытую подъездную дверь. Главное — не попасть под машину и не упасть в туристическом экстазе с узкого тротуара, где едва могут разойтись два человека.
Фото: Владимир Сергачев
Кубинцы и сами по себе интересные. Поскольку интернета у них практически нет, они очень социальные, не сидят дома и живут в реальном времени. Вот пионеры идут из школы, в форме, с галстучками, смеются. Вот сидят на лавочке на площади две чернокожие женщины: на одной леопардовые лосины, на другой кислотно-розовый топ, и плевать они хотели на свою не очень хрупкую комплекцию, а проходящие мимо молодые накачанные ребята им улыбаются. А вот из советских «Жигулей» выходит парочка, одетая как герои клипа заштатного рэпера 2000-х: у него золотая цепь, у нее колготки в сеточку под микро-юбкой, и не поймешь сразу, то ли они ругаются, то ли просто что-то оживленно обсуждают.
Забавный факт. Название «Матансас» переводится с испанского как «убийства», что несколько шокирует в сочетании с длинным пляжем и яркими домиками. В далеком прошлом здешние жители промышляли нападением на пришвартовавшиеся корабли, что, как следует из названия города, заканчивалось для чужеземцев печально.
На самом деле кровожадное название города обманчиво. «Мы, кубинцы, живем пусть и бедно, но цивилизованно», — говорит наш гид Абель, и это чистая правда. Уровень преступности на Кубе завидно низкий. Кубинцы могут выглядеть недовольными, могут шуметь и возмущаться, могут слишком активно уделять внимание девушкам-туристкам, но максимум, что вам грозит, — что с вас попытаются содрать лишние деньги. При этом «злоумышленники» совершенно не удивятся, если вы раскроете их хитрый план. Или же над вами могут безобидно пошутить и отправить не в ту сторону. Но туристов на Кубе не трогают, особенно русских.
К выходцам из России у жителей Острова свободы особое отношение, даже у молодежи. Это нам объяснили Владимир и Светлана, перебравшиеся на Кубу к своим супругам.
Мы встретились с ними в спальном районе Матансаса, во дворике между трехэтажными панельными домами. Уже темнело, но на улицах только прибавлялось народу: маленькие дети играли в футбол, молодые люди толпились вокруг магнитофона, из которого лилась латиноамериканская попса, кто-то вышел чинить автомобиль, женщины собирались на балконах, курили и сплетничали.
«Русские вещи, русскую технику, которую поставлял сюда Советский Союз, любят до сих пор. Это вещи, которые можно ремонтировать многократно. Мотор из советской стиральной машины «Аурика» можно достать, переставить на газонокосилку, и он будет работать», — говорит Светлана.
«Кубинцы вообще ни к кому плохо не относятся. Они очень необязательные, да. Но обиды на Россию за то, что мы перестали им помогать, нет. Есть сожаление, что Союз развалился», — продолжил Владимир.
Ничего необычного
Выбраться из Матансаса оказалось труднее, чем попасть туда: наш автобус до Варадеро давно уехал, а наш гид слишком лаконично объяснил, как добираться самостоятельно. Пришлось просить о помощи соотечественников.
Сначала нужно было вернуться в центр города, чтобы поймать такси. Туда мы добрались на аутентичном городском автобусе — стареньком «пазике», где вместо стекол стоял дребезжащий пластик, а железные сидения разного калибра и формы держались на честном слове. Водитель заглушал этот грохот музыкой из двух мощных колонок, прикрученных над лобовым стеклом. Судя по спокойствию пожилой кубинки, ехавшей с нами, тут совершенно не о чем было беспокоиться.
Фото: Владимир Сергачев
В центре города мы проигнорировали вежливо улыбающихся таксистов на новых Kia и Hyundai и направились к таксистам «для местных» — на американских автомобилях не моложе 1950-х годов, которые, соответственно, возьмут меньшую сумму. Катание на такой машине — одно из самых популярных развлечений для иностранцев, и за это, кстати, тоже надо сказать спасибо Карибскому кризису: страны, использующие в промышленности американское сырье, не имеют права продавать свой товар Кубе. Поэтому несколько десятилетий машины здесь в принципе не продавались, а переходили по наследству. Только в 2013 году ввоз новых авто в республику разрешили, но они не по карману подавляющему большинству населения.
До отеля мы доехали уже без наших проводников и, без преувеличения, чудом, потому что точный адрес не помнили и на смеси английского и языка жестов ориентировали водителя по гольф-полям. Видимо, он решил, что язык мы знаем недостаточно хорошо и вообще слишком подавлены новыми впечатлениями, поэтому перед дверями отеля с совершенно невозмутимым видом потребовал на пять песо больше, чем договорился наш спаситель.
Несколько минут лукавый кубинец убедительно играл недовольного обманом работягу, а мы отвечали ему на чистом возмущенном русском, что он не прав. В итоге он внезапно сдался и спокойно открыл дверь, когда мы уже готовились прорываться с боем. И, кажется, даже не думал беспокоиться по-настоящему.
Без снобизма
В Гавану мы приехали уже подготовленные. Мы перестали удивляться разряженным в пух и прах людям. Мы надменно игнорировали дам, требовавших деньги за бесплатный туалет в баре. Мы спокойно по нескольку раз повторяли заказ в ресторане. Мы не беспокоились, когда наш гид без предупреждения менял маршрут.
Хотя кого я обманываю — невозможно перестать удивляться в таком контрастном городе. Вот огромный Капитолий, широкий проспект, роскошные отели и сияющий на солнце Большой театр. Но прямо напротив Большого театра медленно разрушаются огромные здания, которые когда-то явно были дорогими отелями либо престижными апартаментами.
Фото: Владимир Сергачев
Всего квартал в сторону — и ты на узкой и не слишком чистой улочке между обшарпанными жилыми домами, где запряженные лошадьми повозки протискиваются через неторопливо текущую толпу вперемешку с автомобилями, ведь крошечные тротуары заняты какими-то вещами, лотками с овощами и разговаривающими людьми. Сначала может показаться, что эти люди в толпе и на тротуарах друг друга ненавидят — так громко они кричат. Но нет, они просто громкие. Покричали и спокойно разошлись.
Местные жители вообще не страдают столичным снобизмом: это те же разноцветные, шумные и общительные кубинцы, что и в Матансасе, просто здесь их гораздо больше. Как и туристов. На иностранцев обращают внимание не только продавцы сувенирных лавок, наводнивших Старую Гавану: обычный горожанин, вышедший на балкон и заметивший, что вы на него уставились, может начать вам улыбаться, махать и звать в гости.
В Гаване нам часто приходилось иметь дело с попрошайками, коих в бедной стране действительно много. Но кубинские попрошайки разительно отличаются от своих «коллег» в других странах мира: у вас не станут вымаливать деньги или с жалостливым лицом демонстрировать рваную грязную одежду. Нет. На Кубе попрошайки выглядят стократ увереннее обалдевших от разноцветной толпы туристов.
Они подходят с достоинством и деловито, без улыбок и расшаркиваний, честно тебе объясняют на смеси испано-английского: вот, мол, так и так, смотри, я бедный, дай денег или покурить. И очень строго смотрят прямо в глаза. Если отказываешься отдавать мелочь, посмотрят с укором и сразу же о тебе забудут.
Но есть и второй тип попрошаек — такие пытаются заработать подачку. Кто-то продает тебе старую газету явно с помойки за один туристический кук. В сувенирной лавке уговаривают купить игрушечные машинки или фотоаппараты, сделанные из банок из-под газировки — без шуток, это вполне нормальный кубинский сувенир, который продается в центре города вместе с флагами и футболками с Че.
А в один из вечеров, когда мы присели отдохнуть за столик с коктейлем, нам попался совершенно невероятный персонаж: грязный, явно бездомный мужчина подошел к нам, улыбнулся во все 32 зуба и затянул какой-то латиноамериканский романс чистейшим академическим оперным вокалом. За такое совершенно не жалко было денег.
Фото: Владимир Сергачев
Ретромашин в Гаване тоже ощутимо больше, чем в Матансасе, здесь они полноправная достопримечательность, как тот же Капитолий: стоят начищенные, подкрашенные и блестящие на центральных улицах, туристам предлагают если не прогулку, то хотя бы фотографию в салоне за деньги. В качестве такси ими лучше не пользоваться, в отдалении от центральных улиц можно найти автомобиль попроще. Но мы не смогли отказать себе в удовольствии покататься по городу с шиком.
Ночная жизнь в кубинской столице кипит и в выходные, и в будни. На улицах хватает народу, можно интересно погулять — например, выпить дайкири в отеле Ambos Mundos, где жил Хемингуэй до того, как окончательно перебрался в собственный особняк под Гаваной. Туда возят специальные экскурсии. Днем на крыше отеля открыт ресторан со смотровой площадкой, где подают белую рыбу по рецепту писателя — с ветчиной, сыром и креветками.
Туристам предлагают отправляться за дайкири в любимый бар Хемингуэя El Floridita, но там даже среди дня не протолкнуться. Опыт показал, что в любом баре на Кубе подадут достойный коктейль, а есть точно лучше в заведениях попроще. В дорогих ресторанах кубинцы слишком стараются, но, видимо, природная расслабленность мешает им создавать сложные кулинарные шедевры. Их конек — простая еда вроде жареной курицы, рыбы или свинины с пюре, рисом и овощами.
К сожалению, нескольких дней нам хватило только на Старую Гавану, и то не всю. Так что придется возвращаться, чтобы увидеть самую старую в Америке каменную крепость La Real Fuerza, погулять по новой части города и знаменитой Пятой авеню, где расположены посольства разных стран. Кстати, российское — самое большое.
Еще на Кубу хочется вернуться ради того, чтобы нагуляться по городу Тринидад на Карибском побережье, который выглядит как ожившая открытка. Затем отправиться в провинцию Вилья-Клара, известную благодаря мавзолею Че Гевары и музею Революции: там можно поселиться в туманных зеленых горах и целыми днями бродить по заповедникам и купаться в водопадах.
Наконец, хочется по полной программе вкусить радостей ленивого туризма на острове Кайо-Ларго, куда можно добраться только на современном «кукурузнике» местными авиалиниями, кататься там на яхте с бокалом «Куба Либре», кормить вольно живущих на пляже игуан и лежать на белом песке.
И самое главное — перестать слишком беспокоиться.
За помощь в подготовке материала благодарим Anex Tour и министерство туризма Кубы