кубок ликурга что это
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Существует мнение, что этот удивительный артефакт доказывает то, что наши предки опередили своё время. Техника изготовления кубка является настолько совершенной, что его мастера уже в то время были знакомы с тем, что мы сегодня называем нанотехнологиями. Древне-Римский Кубок Ликурга несёт в себе тайну далёкого для нас времени, силу мысли и фантазию древних учёных. Предположительно изготовлен он был в 4 н.э.
Это необычная и уникальная чаша, изготовленная из дихроичного стекла, способна менять свой цвет в зависимости от освещения – например, с зелëного на ярко-красный. Такой необычный эффект возникает из-за того, что дихроичное стекло содержит в себе небольшое количество коллоидного золота и серебра.
Высота этого сосуда составляет 165 мм, а диаметр – 132 мм. Кубок подходит под категорию сосудов, которые называются диатреты, это такие изделия из стекла выполненные обычно в форме колокола и состоящие из двух стеклянных стенок. Внутренняя часть сосуда – тулово, украшено сверху резной узорной «сеткой», также изготовленной из стекла.
Стекло при изготовлении кубка древние римляне использовали необычное – дихроичное, имеющее свойство изменять свой цвет. При обычном комнатном освещении такое стекло отдаёт красным цветом, но при изменении внешнего освещения оно меняет цвет на зелёный. Необычный сосуд и его таинственные свойства всегда привлекали внимание учёных из разных стран. Многие из них выносили свои гипотезы, доводы их были научно не обоснованы и все попытки разгадать секрет таинственного изменения цвета стекла оказывались тщетными. Лишь в 1990 году учёные выяснили, что такой необычный эффект создается потому что, дихроичное стекло в очень малом количестве содержит в себе серебро и коллоидное золото. Исследовавший чашу археолог из Лондона по имени Йен Фристоун считает, что создание этого кубка это «удивительный подвиг». При обзоре кубка с разных сторон, находящегося при этом в статичном положении, меняется его цвет.
Изучив осколки стекла при помощи микроскопа, стало понятно, что римляне в те времена смогли пропитать его крошечными частицами серебра и золота, измельчёнными до размера в 50 нанометров в диаметре. Для сравнения можно отметить, что кристаллик соли больше чем эти частицы примерно в тысячу раз. Таким образом, они пришли к мнению, что кубок был создан по технологии, которая в настоящее время широко известна во всём мире под названием «нано технология». Само понятие трактуется как контроль над манипуляцией материалов на атомном и молекулярном уровне. Выводы экспертов, основанные на фактах, подтвердили версию о том, что римляне были самыми первыми людьми на земле, применившими нано технологии на деле. Эксперт в области нано технологий инженер Лю Ган Логан утверждает, что римляне использовали наночастицы при изготовлении подобных произведений искусства вполне осмысленно.Естественно, учёные не могли подвергнуть тщательному изучению оригинальный Кубок Ликурга, хранящийся в Британском музее, история которого насчитывает около 1600 лет. Для этих целей они воссоздали его точную копию и проверили на ней версию изменения цвета стекла при заполнении сосуда различными жидкостями.
«Это удивительно развитая технология для того времени», – комментирует открытие археолог Университетского колледжа Лондона Ян Фристоун. Настолько тонкая работа позволяет утверждать, что древние римляне очень хорошо ее освоили.
Принцип действия технологии следующий: на свету электроны драгоценных металлов начинают вибрировать, меняя цвет кубка в зависимости от расположения источника освещения. Инженер, специалист в области нанотехнологий Университета штата Иллинойс Лю Ган Логан и его команда исследователей обратили внимание на огромный потенциал этого метода в сфере медицины – для диагностики заболеваний человека.
Руководитель группы отмечает: «Древние римляне знали, как использовать наночастицы в произведениях искусства. Мы хотим найти этой технологии практическое применение».
Исследователи предположили, что при наполнении кубка жидкостями его цвет, благодаря различной вибрации электронов, будет меняться (в современных домашних тестах на беременность также используются отдельные наночастицы, которые меняют цвет контрольной полоски).
Естественно, ученые не могли экспериментировать с ценным артефактом, поэтому они использовали пластиковую пластину размером примерно с почтовую марку, на которую через миллиарды крошечных пор нанесли наночастицы золота и серебра. Таким образом, у них получилась миниатюрная копия Кубка Ликурга. Исследователи наносили на пластину различные вещества: воду, нефть, растворы сахара и соли. Как выяснилось, при попадании данных веществ в поры пластины ее цвет менялся. Например, светло-зеленый цвет получался при попадании в ее поры воды, красный – при попадании нефти.
Прототип оказался в 100 раз более чувствительным к изменению уровня соли в растворе, чем распространенный сегодня коммерческий датчик, созданный для аналогичных тестов. Хочется верить, что в скором времени ученые создадут на базе заново открытых технологий портативные устройства, способные обнаружить патогены в образцах слюны или мочи человека, а также предотвратить возможную перевозку террористами опасных жидкостей на самолетах.
Артефакт IV века нашей эры Кубок Ликурга использовался, скорее всего, только в особых случаях. На его стенках изображен сам Ликург, попавший в ловушку из виноградных лоз. Согласно легенде, виноградные лозы удушили правителя Фракии за злодеяния против греческого бога вина Диониса. Если ученые сумеют создать на базе древней технологии современные тестирующие приборы, то можно будет сказать, что настала очередь Ликурга расставлять ловушки.
Как сообщают учёные, эти изучения могут послужить во благо всему человечеству. Знания, полученные в этих исследованиях, помогут развить медицину в сфере диагностики различных заболеваний и даже в какой-то мере предотвратить акты терроризма. Эксперименты, проведённые учёными, могут внести свой вклад в разработку устройств по обнаружению патогенных микроорганизмов в слюне или моче.
Американские физики предложили использовать технологии изготовления цветного стекла, которые применяли римляне в начале IV века нашей эры, для создания химических сенсоров и диагностики заболеваний. Исследование технологии опубликовано в журнале Advanced Optical Materials, кратко о ней пишут Smithsonian и Forbes.
Созданный авторами химический сенсор представляет собой пластиковую пластинку, в которой проделано около миллиарда наноразмерных отверстий. Стенки каждого отверстия несут наночастицы золота и серебра, поверхностные электроны которых играют центральную роль в процессе детекции.
При связывании того или иного вещества внутри отверстий, резонансная частота плазмонов (квазичастица, отражающая колебания свободных электронов в металле) на поверхности наночастиц изменяется, что приводит к изменению длины волны проходящего через пластинку света. Метод напоминает поверхностный плазмонный резонанс (SPR), но, в отличие от него, приводит к гораздо более значительному сдвигу длины волны света — около 200 нанометров. Обработка такого сигнала не требует сложного оборудования, поэтому связывание вещества можно детектировать даже невооруженным глазом.
Чувствительность сенсора к разным типам веществ (в том числе и тем, наличие которых имеет диагностическое значение в медицине) обеспечивается иммобилизацией на поверхности отверстий специфических антител.
Устройство химического детектора было, по словам ученых, подсказано им необычными свойствами хранящегося в Британском музее римского Кубка Ликурга. Сделанный из стекла с добавлением порошка наноразмерных частиц золота и серебра, кубок выглядит зеленым в отраженном свете и красным — в проходящем. Это объясняется тем, что наночастицы металла изменяют длину волны света в зависимости от угла его падения. Исходя из этого, авторы решили назвать устройство «матрицей наноразмерных ликурговых чаш» (nanoscale Lycurgus cup arrays — nanoLCA).
В чём секрет древнеримского артефакта, который не могут воссоздать сегодня: Кубок Ликурга
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Безусловно, архитектурные сооружения древних времён поражают своим масштабом и красотой. Но наше изумление чудесами древнего творчества и техники не ограничиваются только лишь зданиями. Есть более мелкие вещи, которые также, если не больше, удивительны. Одним из таких предметов является древнеримский артефакт, известный как кубок Ликурга.
Это стеклянная чаша, единственная целая диатрета с фигурным узором, которая сохранилась со времён античности. У римлян это было весьма дорогое изделие. Делали их колоколообразной формы из двойного стекла. С внешней стороны украшали ажурной резьбой. Предполагают, что диатреты использовали как чаши для питья. На пирах их из рук в руки передавали друг другу вакханты.
Кубок Ликурга считается уникальным не только по своей отделке, но и благодаря некому загадочному цветовому эффекту. Чаша меняет свой цвет в зависимости от освещения — она становится то нефритово-зелёной, то кроваво-красной. Как же это возможно? Диатрета была создана с использованием самого раннего известного примера прикладной нанотехнологии.
Кубок изготовлен из дихроичного, то есть двухцветного стекла. С помощью современных технологий анализа, учёным удалось выяснить, что стекло содержит крошечные частички серебра и золота. Чтобы вообразить насколько они малы, представьте себе, что они меньше, чем крупинка поваренной соли в тысячу раз! Именно наличие этих частичек ценных металлов в стекле и даёт этот удивительный цветовой эффект.
Другой вопрос: как создателям чаши, жившим в IV веке удалось достичь эффекта на уровне нанотехнологий? Это до сих пор загадка для современной науки. Происхождение артефакта тоже окутано тайной. Историки предполагают, что его нашли в гробнице высокопоставленного римского чиновника. После он попал к Римско-католической церкви и хранился там.
Учёные предполагают, что сюжет для украшения чаши историей Ликурга выбран не случайно. Картина символизировала победу римского императора Константина над Лицинием. Есть версия о том, что расцветка чаши символизирует собой процесс созревания винограда. Некоторые историки полагают, что кубок использовался жрецами бога Диониса на их служениях. Другие считают, что предназначение чаши заключалось в том, чтобы при наполнении её напитком, можно было бы выявить наличие в нём яда.
Заключения историков разнятся не только в том для чего предназначен этот кубок. Споры вызывает и его возраст, и место изготовления. Возможно, что диатрета была изготовлена именно в IV веке, а возможно и ранее. Место, где изготовили чашу, тоже вызывает вопросы, так как происхождение её неведомо. Предположения исследователей базируются на том, что в древние времена античности Рим и Александрия славились, как города уникальных мастеров-стеклодувов.
Уникальная технология создания кубка Ликурга поражает воображение и сегодняшнего, искушённого зрителя. Как это работает? Как может чаша изменять свой цвет? Самый простой способ объяснить этот феномен, состоит в том, что когда свет падает на металлические частицы в стекле, их электроны вибрируют по-разному. Эти вибрации лишь частично отражают проходящий свет, создавая тот самый эффект двухцветности.
Учёные выяснили, что тип жидкости, которой наполняют чашу, тоже влияет на её цвет. Подробные выводы затруднены тем, что исследователи не могут использовать в своих экспериментах кубок Ликурга. Им приходилось воссоздавать тестовый образец, поэтому всё это лишь теории. Несмотря даже на то, что созданная учёными модель на 100% более чувствительна,чем современные электронные датчики. Эта технология может быть весьма полезной для выявления патогенных микроорганизмов, или для предотвращения пронесения опасных жидкостей на борт самолёта, террористами.
Очень обидно, что уникальные нанотехнологии, которые использовались человеком ещё в эпоху античности, безвозвратно утеряны. В середине 20 века НАСА начало работать с дихроичным стеклом. Их технология отличалась от древней тем, что всё происходило с помощью испарения различных металлов в вакуумной камере. Потом полученную смесь наносили на стекло в виде тонкой плёнки. Покрытие видно невооружённым глазом. Его используют для того, чтобы защитить астронавтов и космические корабли от опасного прямого солнечного излучения. Также дихроичное стекло используют в декоративно-прикладном искусстве, при создании оптических фильтров и ювелирных изделий.
Несмотря на всё это, потрясающие технологии древнеримских стеклодувов воскресить пока не удалось. Кубок Ликурга представляет собой пока ещё неразгаданную загадку.
О других таинственных и загадочных древних артефактах, прочтите в нашей статье линии наска, статуи моаи и другие загадочные археологические открытия.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Загадка древнеримского кубка Ликурга: Нанотехнологии в античном мире?
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Предположительно, этот удивительно красивый кубок изготовили в IV веке в Александрии или Риме. Но датировать изделия, выполненные из неорганических материалов, очень сложно, и он вполне может оказаться намного более древним, чем предполагают на данный момент. Место его изготовления также обозначено весьма предположительно, при этом исходили из того, что именно здесь в античные времена процветало стеклодувное ремесло.
Есть и другая версия относительно использования диатрет. Cвоеобразная кромка на некоторых сохранившихся экземплярах, а также бронзовое кольцо на одном из них, свидетельствуют в пользу того, что их могли использовать в качестве светильников.
Неизвестным является также, каким образом этот кубок оказался среди сокровищ римско-католической церкви, кто его нашел, где и когда. В 18 веке он попал в руки французских революционеров, которые впоследствии, очень нуждаясь в деньгах, его продали. Кто-то, видимо, для сохранности, приделал к нему основание и ободок из позолоченной бронзы.
В 1845 году артефакт выкупил для своей коллекции банкир Лионель де Ротшильд, а спустя 12 лет он попался на глаза искусствоведу из Германии Густаву Ваагену. Пораженный красотой и необычными свойствами кубка, Вааген стал уговаривать банкира показать это сокровище широкой публике. Наконец тот согласился, и в 1862 году кубок в качестве экспоната на некоторое время выставили в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
После этого кубок опять почти целое столетие находился в частной коллекции. Но исследователи про него не забывали. В 1950 году владелец кубка Виктор Ротшильд, один из потомков банкира, разрешил группе ученых на некоторое время взять его для исследования. Тогда-то и выяснилось, что кубок вовсе не металлический, как полагали до этого, а сделан из стекла, но не обычного, а содержащего слои примесей металлических окисей (дихроического стекла). В 1958 году, уступив многочисленным просьбам, Ротшильд все же сделал доброе дело и продал кубок Британскому музею.
Почему диатрету назвали Кубок Ликурга
Сюжет горельефа на поверхности чаши напоминает один из известных мифов античного мира о царе Ликурге.
Будучи ярым противником возлияний и вакхических и оргий, устраиваемых богом виноделия Дионисом в обществе спутниц-менад, Ликург однажды, не вытерпев, избил их и прогнал со своей территории.
Оскорбленный Дионис решил отомстить царю за это и подослал к нему одну из своих самых знойных красавиц, нимфу Амвросию, которая обворожила и напоила Ликурга. Опьяневший царь впал в безумство, кинулся вырубать виноградник и в исступлении зарубил свою мать и сына.
Тогда Дионис с сатирами опутали царя, превратившись в виноградные стебли. Пытаясь от них освободиться, Ликург вместо лозы отрубил случайно себе ногу и вскоре умер от потери крови.
Но, возможно, на кубке изображен совсем иной сюжет.
Современные исследования
После того, как кубок передали в музей, у ученых появилось больше возможностей для его изучения. Но, тем не менее, долгое время им не удавалось раскрыть секрет его необычных оптических свойств. Лишь в 1990 году, используя электронный микроскоп, они, наконец, догадались, что все дело в особом составе стекла, из которого он сделан. На миллион частиц этого стекла приходилось триста тридцать частиц серебра и сорок – золота. Причем содержащиеся в стекле серебро и золото имели размеры наночастиц. Только в этом случае стекло обладает способностью менять цвет, которая и наблюдается.
А может быть, кубок Ликурга сделали вовсе не они? И, будучи гораздо более древним, он представляет собой след какой-то неизвестной и канувшей в вечность высокоразвитой цивилизации, предшествовавшей нашей.
Физик Лю Ганн Логан из Университета штата Иллинойс, работающий в сфере нанотехнологий, предположил, что свет или жидкость, попадающие в кубок, вступают во взаимодействие с электронами наночастиц, содержащихся в стекле. Те, в свою очередь, начинают вибрировать с той или иной скоростью, а эта скорость уже и определяет, какой цвет будет у стекла.
Но, тем не менее, ученые предполагают в дальнейшем с использованием изученных свойств стекла с наночастицами, создавать различные датчики. Так что работа, начатая древними мастерами в этом направлении, продолжается.
Было обнаружено еще несколько подобных стеклянных «хамелеонов», но все они уступают по красоте знаменитому кубку.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Тайны древних технологий. Кубок Ликурга
Артефакт, меняющий цвет
Сюжет о вреде алкоголя
Давайте попробуем выяснить, почему диатрета названа кубком Ликурга. Поверхность чаши украшает красивый горельеф, изображающий страдания бородатого мужчины, опутанного виноградными лозами.
Изо всех известных мифов Древней Греции и Рима более всего под этот сюжет подходит миф о гибели фракийского царя Ликурга, возможно, жившего около 800 года до нашей эры.
Ликург, ярый противник оргий, напал на бога виноделия Диониса, перебил его спутниц-менад и изгнал их всех из своих владений. Дионис сначала ошалел, а потом, придя в себя от такой наглости, подослал к царю одну из нимф-гиад по имени Амвросия. Явившись к Ликургу знойной красавицей, гиада сумела его обворожить и уговорила выпить вина.
О том, как нельзя поднимать руку на виноградную лозу.
Не замахивайся на Лозу? Ибо вино дар богов.
Не иди поперек божьей воли?
Ибо тогда единобожия не знали, а боги были мстительными и не прощали людям наглости.
Или не напивайся, как зверь, станешь диким вепрем?
Точного ответа все равно нет, можно предполагать.
Между прочим, кубок хранит столько тайн, даже время его изготовления неизвестно. Не исключено, что эта диатрета пришла к нам из эпохи куда более древней, чем Античность.
Нет единого мнения и о предназначении этого кубка.
Памятник древней цивилизации
Никто не знает, откуда взялся артефакт. Есть предположение, что он был найден черными копателями в гробнице знатного римлянина. Потом несколько веков пролежал в сокровищницах Римско-католической церкви.
Остается предположить, что кубок Ликурга гораздо древнее, чем считалось до сих пор. И вот тут мы вступаем на территорию мифов и легенд: возможно, он создан мастерами высокоразвитой цивилизации, предшествовавшей нашей и погибшей в результате планетарного катаклизма (вспомните легенду об Атлантиде).
В общем, кубок – настоящая, многоуровневая тайна, которую еще предстоит раскрыть. Но удастся ли….
Древнеримский кубок-хамелеон
На фото — кубок Ликурга, стеклянная римская диатрета с фигурным рисунком, датируемая IV веком н. э. Размер сосуда небольшой: 16,5 см в высоту и 13,2 см в диаметре. Но хотя кубок очень красив и изготовлен с большим мастерством, известен он прежде всего благодаря своим любопытным оптическим свойствам. Стекло, из которого вырезан кубок, способно менять свой цвет: в проходящем свете оно приобретает глубокий винно-красный оттенок, а в отраженном свете становится непрозрачным горохово-зеленым. Такой эффект называется дихроизмом.
Ажурные украшения кубка изображают легенду о спартанском царе Ликурге, который напал на древнегреческого бога Диониса и его спутниц-менад. Придя в себя, Дионис приказывает нимфе-гиаде Амвросии обворожить Ликурга и уговорить выпить вина. Опьянев, царь убивает мать и других членов семьи, которые кажутся ему виноградными лозами. Дионис и его спутники, обратившись в виноградные стебли, опутывают и сковывают Ликурга, который от злости отрубает себе ногу и истекает кровью.
Горельеф на кубке Ликурга: разъяренный царь нападает на Диониса и его свиту. Фото с сайта britishmuseum.org
Точной информации о трактовке данного сюжета нет. Ряд исследователей считает, что тема горельефа может символизировать победу, которую в 324 году римский император Константин одержал над Лицинием. Также есть мнение, что переход зеленого цвета в красный символизирует созревание винограда, и изображение виноградной лозы и Диониса — римского бога вина — это подтверждает.
Ранняя история кубка неизвестна, первое упоминание о нем относится к 1845 году, и вскоре после этого ее приобрел барон Лионель Натан де Ротшильд (Lionel de Rothschild; см. Дом Ротшильдов). В то время казалось невероятным, что предмет с такими свойствами может состоять из стекла, однако только в 1950 году Ротшильды отдали кубок на исследование. Результаты этой работы были опубликованы уже после того, как в 1958 году у Виктора Ротшильда кубок выкупил Британский музей. Оказалось, что кубок действительно состоит из стекла, а не из опала и нефрита, как считалось ранее. А ножка с виноградными листьями и верхний обвод из позолоченного серебра оказались почти новыми — они изготовлены в XVIII–XIX вв. Однако сотрудники музея не стали их убирать из-за трещины на стекле, опасаясь за его целостность.
Химический анализ показал, что стекло кубка относится к содово-известковому типу, обычному для большинства римских изделий, да и для современных окон и бутылок. Что же придает ему такие интересные свойства? Ученые довольно долго бились над этим вопросом. Сперва определили, что в стекле кубка содержится 0,5% марганца и следовые количества серебра и золота. Однако простое присутствие этих элементов не дало бы дихроичного эффекта. Но его могли бы дать, например, коллоиды, то есть равномерно распределенные наночастицы металлов. Как раз такие коллоидные системы, помимо преломления и отражения, обладают свойствам рассеивания светового луча (см. эффект Тиндаля), за счет чего в проходящем свете и возникает другая окраска.
И действительно, в конце 1980-х при помощи трансмиссионной электронной микроскопии в стекле нашли частицы металла диаметром 50–100 нм. С помощью рентгеновского анализа было установлено, что эти наночастицы представляют собой сплав серебра, золота и меди в пропорции приблизительно 7:3:1. Всего в стекле кубка примерно 0,3% серебра и 0,04% золота, но значительная часть серебра осталась растворенной в силикатной основе стекла. Определенную роль в коллоидном восстановлении металлов из раствора могла сыграть сурьма, которую римляне добавляли при изготовлении стекла как окислитель и осветлитель.
Сохранились и другие находки римских стеклянных изделий — «хамелеонов», но они смотрятся не так эффектно, как знаменитый кубок.