кудыкина гора что это означает
Зачем ходили на Кудыкину гору?
Многим из вас с детских лет известно, что иногда на вопрос: «Куда путь держите?» можно получить шутливый ответ: «На Кудыкину гору!». После этого вам становится понятно, что вам ничего не понятно, так как человек не желает сказать о своих намерениях. Таким образом, человек невольно приходит к мысли, что с объектом «Кудыкина гора» связано что-то значительное и в то же время что-то постыдное для современного человека.
Общепринятая «народная» версия говорит о том, что этот фразеологизм использовался в основном когда нельзя было открытым текстом сказать «не скажу куда». Так, например, вопрос охотнику, куда он идёт на охоту, был запрещённым. По поверью, нельзя было раскрывать свои охотничьи места, иначе удачи не будет. С этим же связана поговорка «не кудыкай, счастья не будет». Само же поверье связывают также с созвучием слова «куда» со словами «куд» (злой дух), «кудесить» (колдовать).
Если же говорить о времени происхождения этого выражения, то оно уходит в глубь веков, что и даёт отгадку стеснительности: многие наши древние традиции порядки в период распространения христианства приобрели негативный оттенок.
В дохристианский период многие наши соотечественники имели достаточно высокую степень миропонимания, не говоря уже о грамотности. На основе мощнейших ведических знаний люди в большинстве своем свободно управляли своей судьбой, так как мощь духа и целостность мировосприятия и миропонимания давали им возможность быстро и легко решать свои проблемы самим. Им оставалось только славить Создателя и Предков за дарованные им способности. Начавшиеся религиозные расколы внесли сумятицу в умы людей и привели к тому, что появились люди с неустойчивой психикой, слабой волей, подпитываемой идеологией смирения.
Таким людям приходилось обращаться за помощью к старейшинам родов, волхвам или кудесникам, которые совершали свои обряды на капищах.
Как известно, капища и иные священные места наших Предков находились в лесу или на возвышенности (горе). Гора эта могла быть и искусственной (её могли нагорнуть – насыпать), но всё равно элемент возвышения (приближения) к Отцу Небесному всегда имел место. Наши деды в стародавние времена уже понимали, что все вокруг создано для помощи человеку, потому по принципу прямой и обратной связи сам человек должен был заботиться об окружающем мире. Уверенный в себе человек приходил на возвышение (отсюда – возвышенные чувства), чтобы отблагодарить, а неуверенный в себе шёл, чтобы просить помочь с определением пути (куда идти?). Взойдя на возвышенность, они громко изрекали своё желание, которое обязательно исполнялось.
Во многих возвышенных местах (оракулах) стали строить однокупольные здания с округлой крышей, в которых поселялись Куда вестники (Кудесники), которые могли помочь человеку обрести уверенность и своим мощным духом могли помочь своим ослабленным соплеменникам в решении их насущных вопросов.
Издавна считалось, что мужчина изначально призван обладать мощным духом, чтобы без вреда для своего здоровья мог передать своему потомству образы Духа и Крови, вселить в чад своих Дух Рода своего. По этой же причине мужчина не мог принародно расписываться в своем безсилии и открывать даже близким свою неуверенность. Такие люди пользовались услугами Кудыкиной горы тайком, чтобы не уронить своего авторитета. В настоящее время многие люди уже не помнят истинного значения этой горы, но безсознательно могут ответить на вопрос «Куда?» в соответствии с Родовой памятью.
В некоторых праздничных ритуалах, дошедших до наших времён с незапамятных пор, имеется элемент бросания предметов через плечо, чтобы определить, откуда появится суженый и т.д. Этот ритуал в старину назывался «Куды кину» и использовался во многих гаданиях (угадываниях). Не исключено, что аналогичные элементы гадания присутствовали и на Кудыкиной горе.
Можно рассматривать Кудыкину гору как мифическое место, где каждый пришедший мог получить ответы на свои вопросы. А можно обратиться к летописям и обнаружить, что в 1637 году существовала Кудыкинская волость, центром которой была деревня Кудыкино. Позже она вошла в состав Орехово-Зуевского уезда. И сейчас место под названием Кудыкина гора реально существует в Орехово-Зуевском районе Подмосковья и представляет собой сразу две деревни — Кудыкино и Гора, правда, расположенных совсем рядом друг с другом. И туда нынче любят заглядывать туристы: уж больно им интересно поглядеть на то место, в которое с давних пор ходит так много народу…
Вид на деревню Гора. Так же на этой панораме можно увидеть в левом верхнем углу деревню Кудыкино, речку Лютиху и купальню.
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Путеводитель по Кудыкиной горе: там водятся огнедышащий змей и ангелы
В Липеской области возле Задонска обустроили космос
Если в ответ на вопрос: «Ты куда?», слышишь: «На Кудыкину гору!», значит, собеседник не собирается раскрывать место своего назначения. Однако Кудыкина гора – не просто фразеологический оборот. Такая географическая точка действительно существует, и находится она на берегу Дона в Липецкой области близ небольшого городка Задонск. Я отправилась туда и нашла разные чудеса: гору, напоминающую спящего дракона, хоровод ангелов, огнедышащего Змея Горыныча и крепость-космопорт.
Змей Горыныч Фото: Мария Москвичева
– Внимание, потерялся ребенок из созвездия рыб, – слышится объявление из крепости женским ровным голосом – как в аэропорту. Крепость, построенная у Кудыкиной горы, оказывается, не просто закос под старину. Когда-то здесь действительно существовал скифский поселок, где была и крепость, а сейчас ее воссоздали без единого гвоздя по чертежам IV – V века. Мастера из Ивановской области строили ее из сибирского леса несколько лет.
Но это не только реконструкция размером 100 х 100 метров. Крепость – нечто вроде космопорта, откуда – как будто бы – можно улететь на другую планету. Каждые 20-30 минут оттуда раздаются объявления: пройдите к такому-то терминалу, такую-то еду нельзя брать на борт. Странное дело – на Кудыкиной горе действительно есть нечто космическое…
Крепость – главная постройка природного парка чудес – внутри тоже оказывается непроста. Во дворе развернулась классическая ярмарка мастеров, которые могут научить своему ремеслу, а внутри башен – уже неклассическая история: длинный туннель со светящимися в стенах кнопочками, проходами в виде драконьей зубастой пасти, и разными музыкальными и светящимися отсеками. В общем, внеземные ощущения. Кто знает, может, когда-нибудь мы будем летать между галактик из таких вот летающих крепостей а-ля рус?
Фото: Мария Москвичева
На Кудыкиной горе легко пофантазировать о будущем и прошлом. Кстати, вход в сказочный мир свободный. На территории парка есть два источника (один из которых святой), обустроенные как небольшие музеи под открытым небом. Животные – кони, пони, верблюды, ламы, страусы – гуляют по гигантской огороженной территории. Их можно гладить и кормить.
Есть грядка, где вырос гигантский помидор выше человеческого роста. Пруд, где живут гуси-лебеди. Деревянный Троянский конь и гигантский позолоченный шлем Святогора, согласно славянской мифологии, самого сильного богатыря на Руси. Словом, тут смешиваются разные предания и мифы. Разные эпохи и стили. Арт-объекты раскиданы по большой территории, которую можно обойти за день.
Троянский конь Фото: Мария Москвичева
Главный житель Кудыкиной Горы – Змей Горыныч. Каменная скульптура возвышается над крепостью, около которой торчат огромные стрелы. Ты словно лилипут, попавший в сказочный мир великанов, и главный из гигант – этот трехголовый дракон, символ Кудыкиной горы. Впрочем, Горыныч не злой и не пугающий, несмотря на то, что извергает огненное пламя аккурат каждые выходные в восемь вечера. Как сказка на ночь – по расписанию.
Однако параллельно со сказочной историей здесь рисуется и вторая мифологическая линия – космическая. Гуляя по парку, то и дело сталкиваешься с людьми в синих комбинезонах. Издали макенены-инопланетяне смотрятся как живые. Вблизи оказывается, что это хранители странных зеркальных конструкций, напоминающих обереги. На объектах можно найти надписи-послания: «Не оставайся вечно на Земле: Планета – колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Или: «Если не можешь улететь в космос, сделай так, чтобы он прилетел к тебе». Космос, и правда, здесь становится немного ближе. Особенно когда поднимаешься на саму гору. По легенде она является, не чем иным, как курганом, который воздвигли воины Тамерлана…
Фото: Мария Москвичева
На вершине небольшой горы путешественника ждет встреча с ангелами – скульптурой «Братья» художницы-сварщицы Weld Queen (Королева сварки). Семь небожителей держатся за руки и водят хоровод, но в одном месте из круг разорван, так что каждый желающий может занять свободное место и стать частью небесного танца.
– Скульптура «Братья» пришла ко мне в 2015 году, за восемь месяцев до того, как мне предложили сделать арт-объект на Кудыкиной горе. Наверное, ничего случайного не бывает. Моя идея идеально вписалась в ландшафт. Только такое место – отделенный от остального мира холм, с которого открывается потрясающий вид на Дон – могло стать домом для братьев. Эта работа о единении с духом. Когда ты встаешь в круг с ангелами, чувствуешь, что его энергия вездесуща, – рассказывает автор паблик-артобъекта, художник Weld Queen.
Впрочем, современное искусство на Кудыкиной горе только дополняет сказочно-внеземная атмосферу места. Главный миф – не рукотворный, а природный. Если присмотреться к берегу Дона, на котором раскинулся парк, то можно увидеть геологический феномен. Специалисты называют его Донскими беседами. То там то тут из склона берега торчат странные каменные уступы. Некоторые из них напоминают лица. Другие – остатки древних крепостей. Одну из этих скал местные жители называют камнем любви, историки считают, что здесь проходили языческие обряды…
Так что Кудыкина гора оправдывает свое загадочное название.
Кудыкина гора
Происходят от русского слова кудыка (образование от наречия куды) — человека, спрашивающего охотника, куда тот направляется. По народному поверью делать это строго воспрещается, поэтому в ответ этому человеку охотники обычно говорят: на кудыкину гору, на кудыкино поле, на кудыкин остров. Существует примета, что если у человека спросить, куда он идёт, то в пути ему не будет удачи.
Согласно словарю Даля, словосочетание кудыкать кур означает «спрашивать, без надобности, встречных: куда идёшь?».
В словаре Ожегова кудыкать означает спрашивать (идущего) «куда?».
Само выражение представляет собой завуалированный и часто негативно-окрашенный ответ — «Не твоё дело», или нежелание отвечать вообще. Существуют и связанные с этим выражением поговорки: «Не кудыкай, счастья не будет» и «Не кудыкай, пути не будет».
В расширенном варианте ответ звучит «На кудыкины горы собирать (воровать) помидоры». Лыко драть — тебя стебать.
Связанные понятия
Чувашская антропонимия — совокупность антропонимов, то есть собственных имён для именования человека. Чувашский именник отличается большим разнообразием и включает как исконно чувашские имена, являющиеся продолжением булгарской и ранее пратюркской антропонимии, так и заимствованные имена греческого, еврейского и римского происхождения(«православные» или «русские») в следствии насильственной христианизации, а также арабского, персидского, монгольского и кипчакского, заимствованными в периоды принятия.
Кудыкина гора
Многим из вас с детских лет известно, что иногда на вопрос: «Куда путь держите?» можно получить шутливый ответ: «На кудыкину гору!».
После этого вам становится понятно, что вам ничего не понятно, так как человек не желает сказать о своих намерениях. Таким образом, человек невольно приходит к мысли, что с объектом «Кудыкина гора» связано что-то значительное и в то же время что-то постыдное для современного человека. Если же говорить о времени происхождения этого выражения, то оно уходит в глубь веков, что и дает отгадку стеснительности: многие наши древние традиции порядки в период распространения христианства приобрели негативный оттенок.
В дохристианский период многие наши соотечественники имели достаточно высокую степень миропонимания, не говоря уже о грамотности. На основе мощнейших ведических знаний люди в большинстве своем свободно управляли своей судьбой, так как мощь духа и целостность мировосприятия и миропонимания давали им возможность быстро и легко решать свои проблемы самим. Им оставалось только славить Создателя и предков за дарованные им способности. Начавшиеся религиозные расколы внесли сумятицу в умы людей и привели к тому, что появились люди с неустойчивой психикой, слабой волей, подпитываемой идеологией смирения.
Таким людям приходилось обращаться за помощью к старейшинам родов, волхвам или кудесникам, которые совершали свои обряды на капищах. Как известно, капища и иные священные места наших предков находились в лесу или на возвышенности (горе). Гора эта могла быть и искусственной (ее могли нагорнуть – насыпать), но все равно элемент возвышения (приближения) к Отцу Небесному всегда имел место. Наши пращуры в стародавние времена уже понимали, что все вокруг создано для помощи человеку, потому по закону прямой и обратной связи сам человек должен был заботиться об окружающем мире. Уверенный в себе человек приходил на возвышение (отсюда – возвышенные чувства), чтобы отблагодарить, а неуверенный в себе шел, чтобы просить помочь с определением пути (куда идти?). Взойдя на возвышенность они громко изрекали свое желание, которое обязательно исполнялось.
Во многих возвышенных местах (оракулах) стали строить однокупольные здания с округлой крышей, в которых поселялись Куда вестники (Кудесники), которые могли помочь человеку обрести уверенность и своим мощным духом могли помочь своим ослабленным соплеменникам в решении их насущных вопросов.
В некоторых праздничных ритуалах, дошедших до наших времен с незапамятных пор, имеется элемент бросания предметов через плечо, чтобы определить, откуда появится суженый и т.д. Этот ритуал в старину назывался «Куды кину» и использовался во многих гаданиях (угадываниях). Не исключено, что аналогичные элементы гадания присутствовали и на Кудыкиной горе.
О Кудыкиной горе и её окрестностях
Кудыкина гора ( д.Кудыкино и Гора ) это красивые места с богатой историей, которая уходит в века:
Деревня Кудыкино при речке Лютихе была центром Кудыкинской
волости Покровского уезда в 26 верстах от уездного города. Впервые д. Кудыкино упоминается в писцовых книгах 1637–47 годов, когда в ней было всего 6 дворов. Потихоньку деревня разрасталась. В 1705 г. имела 9 дворов и 39 жителей мужского пола, в 1895 г. — 80 дворов с общим населением 460 жителей, в 1905 году — 83 двора и 481 жителя, в 1913-м — 627 жителей. С 1876 года в Кудыкино действовало двухклассное училище Министерства просвещения. В 1925 году, незадолго до образования Орехово-Зуевского района, в деревне было 112 дворов и 589 жителей.
К началу ХХ века Кудыкинская волость с центром в д. Кудыкино стала относиться к Орехово-Зуевскому уезду. В то время в территорию волости входило 14 деревень, в том числе: Будьково, Дровосеки, Язвищи, Сальково, села Гора и Кабаново, а также фабричные поселки Ликино и Дулево. На территории волости насчитывалось почти 1700 хозяйств, из которых свыше 1340 имели коров, а свыше 1100 еще и лошадей.
По архивным данным на 1745 год в Снеженской волости названы две половины: Заболотская и Возмитская, а также деревни, относящиеся к ним. К Вознитской половине относились деревни: Будьково, Язвицкая, Кабаново, Емельяново, Старская, Ионово, Олексино, Кудыкино, Гора, Новая, Сальково, Высоково. После 1778 года эти деревни отошли к Покровскому уезду и остались в нём до 1917 года.
До 1764 года деревни, составляющие Горский приход, входили в состав патриаршей Снежской волости. После 1764 года патриаршие деревни перешли в ведение государства. До 1864 года все деревни Горского прихода были приписаны к Ореховскому храму.
В 1900 году в деревне Кудыкино ручным ткачеством на дому занимались 2289 человек обоего пола, около 1400 было занято на отхожих промыслах. Было где подзаработать местным жителям. В 1925 году на территории волости действовали Дулевский фарфоровый завод (бывшее товарищество М.С. Кузнецова), бумаготкацкие фабрики И.К. Ешкова и братьев Кокуновых в Губино, Ликинские бумагопрядильная, ткацкая и красочно-отделочная фабрики (бывшие А.В. Смирнова). Работали также Сальковский и Дергалевский кирпичные заводы, мельницы и пекарни. В Емельянове была своя кузница.
Но, откуда же произошла поговорка “Куда ты идёшь? – на Кудыкину гору, воровать помидоры”? Скорее всего, она появилась так: деревня Кудыкино была центром Кудыкинской волости в которую входили деревни: Кудыкино, Гора, Будьково, Язвицкая, Кабаново, Емельяново, Старская, Ионово, Олексино, Новая, Сальково, Высоково, а также фабричные поселки Ликино и Дулево. Многие деревни имели свои фабрики. Соответственно в волость и её центр Кудыкино шли люди, купцы за товаром, а так как Кудыкино и Гора это две деревни соседние деревни, на вопрос “Куда Вы идёти” они отвечали “на Кудыкину гору“. “Воровать помидоры” – это всего лишь рифма к поговорке и не более. Сейчас этот вопрос распространён далеко за пределами Кудыкинской волости и люди даже не подозревают, что такое место существует на самом деле.
Кудыкино – название деревни происходит от слова “Куды”. По одной из версий считается, что на землю деревни приходили беглые крестьяне. Когда они встречали здешних жителей, они спрашивали “Куда, куда вы идёте?”. Срубив на сухих, удобных землях избы назвали селение Кудыкино.
Современное Кудыкино в отличие от остальных деревень (Гора, Новая, Высоково, Сальково) развивается быстрее, сейчас всё меньше и меньше старых деревянных домов, и всё больше коттеджей. В Кудыкино не одна улица, есть свой магазин (недавно его перестроили), есть памятник погибшим землякам в Великой Отечественной Войне, который является единственной достопримечательностью, он находится муниципальной собственности и является охраняемым объектом культурного наследия.
Я ещё застал то время, когда на просторных лугах паслись коровы, сейчас же коровы есть лишь в двух-трёх дворах, чуть больше коз. А ведь еще совсем недавно ходило стадо в десятки голов, а причина того, что так мало осталось проста, никто не хотел быть пастухом…, да и держать скот сейчас невыгодно.
Деревня Гора (по старому административному делению село, так как там есть Церковь и школа), является центром Горского сельского округа. Название деревни говорит само за себя, правда там нет настоящей горы, деревня расположена на довольно высоких холмах. Деревня расположена на правом берегу речки Лютихи. Достопримечательностью деревни Гора является Храм Рождества Пресвятой Богородицы 1877-86гг., раньше в деревне был свой клуб и библиотека, сегодня в деревне действует начальная школа, которая находится рядом с храмом. В наши дни деревня практически не отличается от других: есть газ и телефон, дорога асфальтирована и даже стоят знаки. Знаки в деревне установлены из-за того, что в летний период через деревню проходит большое количество машин. В 1.3км от деревни находится озеро Карьер (Золотые пески), которое притягивает отдыхающих из Ликино-Дулёво и Орехово-Зуево.
Куда послать подальше: на чёртовы кулички, на Кудыкину гору или в Тьмутаракань?
В наши дни как пошлют подальше, так и уши повянут, как говорится в народе. Фразеологизмы, бывшие в обиходе русского языка в прошлом веке, утрачивают свою значимость, на смену им приходят новые. Тем не менее где-нигде, да и услышишь: у чёрта на куличках; куда Макар телят не гонял; на Кудыкину гору; куда ворон костей не заносил; Тьмутаракань; где раки зимуют — и другие выражения.
В русских народных сказках часто упоминаются тридевятые земли, тридевятые царства и тридесятые государства. Сказка «О золотом петушке» начинается словами:
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Со сказочными далями понятно — сказка, она и есть сказка, неправдоподобное далеко, а может, и в параллельном мире…
А вот туда, где раки зимуют, совсем недалеко идти, да только посылали туда провинившихся, и ничего хорошего из того не получалось. Где раки зимуют?
Фото: pixabay.com
Дело было так: помещики любили круглый год поедать раков. В зимнюю пору наловить их было трудно — прятались раки в норах по берегам рек, под корягами. Вот и посылали помещики провинившихся крестьян за раками. Пока в студёной воде наловит их мужик, промокнет и промёрзнет так, что болеет потом долго.
Отсюда и пошло выражение: показать, где раки зимуют.
Куда Макар телят не гонял — туда отправляли тех, кого хотели наказать, на кого были очень злы. Видно, не находил места бестолковый Макар, где телят пасти, вот и гонял он их по всем окрестностям, куда подальше. Куда Макар телят не гонял?
Фото: pixabay.com
В народе с именем Макар ассоциируется неудачник, бедный и несчастный человек: «На бедного Макара все шишки валятся». В XIX веке макарами называли плутов, макарыгами — попрошаек.
Отсюда пошло выражение «таким макаром», то есть что-то делать бестолково.
Интересен фразеологизм «На Кудыкину гору», его употребляют, когда хотят скрыть место, куда направляются, чтобы не сглазили предстоящие дела. Где находится Кудыкина гора?
Фото: pixabay.com
Началось всё с охотников — очень им не нравилось, когда их спрашивали, куда они идут. И стали они отвечать, что на Кудыкину гору. Слово «кудыкина» образовано от наречия «куды». Могли ответить также, что идут на Кудыкино поле или на Кудыкин остров.
В словарях Даля глагол «кудыкать» означает спрашивать без надобности: куда идёшь.
Появились в народе и соответствующие поговорки: не кудыкай, счастья не будет; не кудыкай, пути не будет. До сих пор суеверные люди недовольны, когда их спрашивают: куда идёшь. А если хотят, чтобы быстрее отвязался любопытный, отвечают: «На Кудыкины горы воровать помидоры».
В Московской области в Орехово-Зуевском районе есть две деревни: Кудыкино и Гора — почти в столице, далеко ходить не надо.
А вот в Липецкой области использовали название этой несуществующей местности для привлечения посетителей в парк развлечений. Его открыли в 2007 году владельцы крупного агрохолдинга «Аврора», он стал популярным среди жителей области и туристов. Вход в парк «Кудыкина Гора» бесплатный. Мостик в парке «Кудыкина гора», в Липецкой области
Фото: ru.wikipedia.org
Здесь посетители могут наблюдать за баранами, ослами, верблюдами, буйволами, оленями, яками и другими животными, находящимися в просторном загоне под открытым небом. В парке разбит плодовый сад, сооружена деревянная древнерусская крепость. Здесь проводятся сеансы иппотерапии, работает школа верховой езды.
На такие Кудыкины Горы можно с чистой совестью посылать своих близких и друзей.
А вот выражение «К чёрту на кулички» звучит довольно неприятно, иногда встречается и такое: через Кудыкины горы к чёрту на кулички. На самом деле ничего страшного в этих куличках нет.
Кулички ничего общего с пасхальными куличами и птицами куликами не имеют. Как утверждают лингвисты, правильнее говорить: «на кулижки», «на кулиги». Эти слова широко употреблялись в северных районах России. В стареющих хвойных лесах со временем появляются прогалины, поляны, которые быстро зарастают травами и ягодными кустарниками. Такие участки называли кулигами. Как пройти «к черту на кулички»?
Фото: pixabay.com
На кулигах селились крестьяне, выращивали на расчищенных от старого леса землях ячмень и рожь. Когда подрастали дети и внуки, становилось тесно, молодёжь уходила на новые кулиги. Порой новые места были так далеко от стариков, что говорили: у чёрта на кулигах.
По другой версии, «кулички» — производное от финского «кулижки», которое обозначало лесные поляны, болотца, лужки. Поселенцы вырубали лес, получались кулижки, которые использовались под пастбища и поля.
И были эти кулижки иногда так далеко, что приходилось крестьянину добираться до них через болота и буреломы, в которых, как верили тогда люди, водилась всякая нечисть и, конечно же, чёрт. Так и появилось выражение «У чёрта на куличках», то есть очень далеко, в труднодоступных местах. А если ещё через Кудыкину гору туда идти, совсем дела плохи…
Есть ещё и такой фразеологизм для обозначения далёкой, неизвестно где находящейся местности: куда ворон костей не заносил. Это понятно: кто его знает, куда ворон свою добычу утащит, но точно подальше от глаз людских и других животных и птиц.
И напоследок побываем в Тьмутаракани — так называют в народе места, которые находятся в глубинке и к которым говорящий показывает свое презрительное отношение. Раскопки Гермонасса
Фото: ru.wikipedia.org
Оказывается, с презрением к Тьмутаракани вовсе не следует относится. Даже можно побывать на месте, где она раньше находилась. Ехать недалеко: Краснодарский край, Темрюкский район, станица Тамань.
В VI веке до нашей эры на месте теперешней станицы греки основали город Гермонасс. В нем были двухэтажные каменные дома, что говорит о достатке его жителей. Потом город завоевали тюрки и переименовали его в Таматарх.
В конце первого тысячелетия город перешёл под власть Киевской Руси и стал столицей древнерусского Тмутараканского княжества. Город стали называть Тмутаракань или Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Торокань. Через него осуществлялись торговые и политические связи между русскими княжествами, Византией и народами Северного Кавказа.
Позже на месте Тьмутаракани турки выстроили крепость Таман, а в конце XVIII века на Таманском полуострове поселились запорожские казаки и основали первое поселение — станицу Тамань.