куфр в исламе что это

Куфр (неверие). Виды куфра

Для того чтобы лучше понять тему куфра, для начала вспомним основные тезисы относительно имана.

Существует два вида имана :

Но может ли человек, после того как он приобрел иман и стал мусульманином, аннулировать свою веру полностью и стать обитателем Огня навечно?

Ответ такой: да, может. В качестве примера приведем аят:

لَا تَعْتَذِرُوا قَدْ كَفَرْتُم بَعْدَ إِيمَانِكُمْ

«Не извиняйтесь. Вы стали неверующими (кафирами) после того, как приобрели иман» (9:66)

Из этих Слов Аллаха становится очевидно, что такая ситуация вполне возможна, а раз так, то каждому мусульманину надлежит отнестись к этому вопросу максимально серьезно, ведь Господь Миров сказал про кафиров:

وَمَن يَرْتَدِدْ مِنكُمْ عَن دِينِهِ فَيَمُتْ وَهُوَ كَافِرٌ فَأُولَئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَأُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«А если кто из вас отступит от своей религии и умрет кафиром, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно» (2:217)

С точки зрения арабского языка, слово — كفر — означает «сокрытие, отрицание, неблагодарность».

Ознакомиться со всеми видами куфра жизненно необходимо каждому мусульманину! Только тщательно изучив и поняв эту тему, мусульманин сможет обходить куфр стороной и тем самым обезопасить себя от утраты самого ценного, что у него есть — имана.

В последующих публикациях мы разберем более подробно каждый из видов куфра:

Большой и малый куфр

В Кур’ане и Сунне встречаются ситуации, когда Аллах или Его посланник ﷺ называют какой-либо поступок куфром, однако из других аятов или хадисов становится ясно, что он (этот поступок) не аннулирует иман человека полностью.

Такие поступки являются большими грехами, которые в терминологии ученых называются малым куфром.

К таким грехам относятся:

И некоторые другие тяжкие грехи.

Как же узнать, является ли поступок, названный в аяте или хадисе куфром, грехом (то есть малым куфром) или же это большой куфр, выводящий из Ислама?

Для этого нужно использовать следующую методологию: поступок, названный Аллахом или Его посланником ﷺ куфром, мы должны воспринимать как настоящий куфр, который полностью аннулирует иман человека, до тех пор, пока не найдем указаний в Кур’ане или Сунне на обратное (то есть на то, что этот поступок всё-таки не аннулирует иман полностью).

Приведем пример малого куфра. В известном хадисе посланника Аллаха ﷺ говорит:

لاَ تَرْجِعُوا بَعْدِى كُفَّارًا يَضْرِبُ بَعْضُكُمْ رِقَابَ بَعْضٍ

«Не становитесь после меня кафирами, которые рубят друг другу головы!» (Бухари 121, Муслим 65, Ибн Маджах 3942, Ибн Хиббан 5940).

Исходя из внешнего смысла, может показаться, что преднамеренное убийство мусульманина является куфром, который аннулирует иман. Однако Аллах говорит в Кур’ане:

وَإِن طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا

«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их» (49:9)

Мы видим, как в этом аяте Аллах называет обе воюющих группы верующими, а не кафирами. Соответственно, мы понимаем, что убийство мусульманина не аннулировало иман сражающихся мусульман.

Таким образом становится понятно, что упомянутый выше хадис пророка указывает на то, что преднамеренное убийство мусульманина является малым куфром — то есть одним из самых тяжких грехов, который однако не аннулирует иман совершившего такое убийство полностью.

Подобные дополнительные доказательства имеют и остальные большие грехи, которые Аллах или Его посланник назвали куфром, однако которые не аннулируют иман. Все они являются куфром малым.

Источник

Войдите в ОК

Список самых распространенных слов куфра, которые выводят из ислама:

1. Произнесение в шутку слов «я атеист» или «я буддист» или «я христианин» или «я не мусульманин»

2. Обращение к кому-то «ты мой Господь» или «мой царь и Бог» и наподобие

3. Так же говорить, что при каких-то условиях я сделаю куфр – выводит человека сразу из Ислама. Например, «если завтра не пойдет снег, я буду иудеем», «если Аллах1 не излечит моего сына, я перестану в Него верить» или более распространенное «если бы у христиан можно было бы жениться на 4 женах, то я бы был христианином» или «если бы я увидел сногсшибательную очень красивую христианку и мне пришлось бы стать христианином, то я бы стал бы им». И в таком духе (одним из условий Ислама является постоянство, поэтому ставить условия по сути означает, что когда-нибудь человек станет кафиром, а это противоречит в основе условию постоянности Ислама, поэтому человек моментально выходит из религии)

4. Если один скажет другому «да зачем ты эту бороду носишь?» или «да зачем ты столько зикр делаешь?», а второй ответит «чтобы попасть в Рай и не попасть в Ад», и на это первый скажет «да кто там был, кто оттуда возвращался?». Первый впадает в куфр моментально (Потому что это сомнение в том, что необходимо известно из религии. Вера в Судный день входит в один из столпов Имана)

6. Называть весь Шариат старьем или подобными словами
(в этом сразу несколько куфров – издевательство, утверждение, что Аллах1 не сделал для мусульман совершенного во все времена закона)

7. Называть казнь в Шариате – средневековьем, имея в виду «отсталость».
(Эти слова выделены в отдельный пункт, так как многие готовы признать, что Шариат лучший закон, однако, вместе с этим, они выступают против смертной казни в Исламе. Тут такой же куфр, как в примере выше)

8. Распространенное в России, а так же среди «рожденных в СССР» выражение «Богу богово, а кесеру кесерово».

(смысл этих слов, что Шариат – только для вопросов, связанных с ибадатом, а в вопросах муаммалят, политики, власти человек имеет право сам устанавливать законы. Это куфр, как и в примерах выше: потому что несет в себе утверждение, что Аллах1 не сделал для нас лучший закон, что Аллах1 не знал, какая ситуация будет в будущем)

9. Всякого рода слова «они ему поклоняться должны» и подобное в этом духе.
(поклонения достоин только Аллах1, повеление ширка(многобожия) – это куфр)

10. Произнесение в шутку слов «о боги», подражая мушрикам(многобожникам).
(это понятно, произносить куфр языком есть куфр. Причина того, что это куфр, в том, что человек в сердце не считает религию – тем, что необходимо воспринимать с абсолютной серьезностью, поэтому он позволяет себе говорить подобные слова. А слова указывают на то, что в сердце.)

12. Так же слова типа «харе кришна» или «слава Зевсу» и все в этом роде.
(кришна и зевс – это тагуты, тот, кто направляют похвалу тагутам в шутку или всерьез впадает в куфр с двух сторон: 1 – он уподобил себя мушрикам, проявил довольство куфру, 2 – он не проявил неверие в тагутов, хотя Всевышний приказал это в суре Аль-Бакъара, 256 аят)

13. Так же подобно этому на ваъза-порицание греха, когда говорят человеку «это грех, Аллах1 все видит» отвечать «больше дел наверно нет у Аллах1а, кроме того, чтоб наблюдать за нами» и все в этом роде. (Аллах1 видит и слышит абсолютно все, поэтому отрицать видения чего-то, является куфром)

14. Говорить «Аллах1 знает, что это так», при этом зная, что это вранье.
(в таком случае человек лжет в отношении Аллах1а и Его Качеств).
Говорит шейхуль ислам алляма ан-Навави رحمه الله تعالى в книге « Аль-Азкар »

من أقبح الألفاظ المذمومة، ما يعتادهُ كثيرون من الناس إذا أرادَ أن يَحلِفَ على شيءٍ، فيتورعُ عن قوله: والله؛ كراهيةَ الحنث، أو إجلالاً لله تعالى، وتصوّناً عن الحلف، ثم يقولُُ: الله يعلم ما كان كذا، أو لقد كان كذا ونحوهُ، وهذه العبارةُ فيها خطرٌ، فإن كان صاحبُها متيقناً أن الأمر كما قال، فلا بأس بها، وإن كان تشكَّكَ في ذلك فهو من أقبح القبائح؛ لأنه تعرّضَ للكذب على الله تعالى، فإنه أخبرَ أن الله تعالى يعلمُ شيئاً لا يتقن لى بأنه يعلمُ الأمرَ على خلاف ما هُو، وذلك لو تحقَّقَ كان كفرًا، فينبغي للإنسان اجتنابُ هذه العبارة

Наиболее отвратительными, из числа достойных порицания слов, являются такие слова, которые произносят многие люди, когда хотят принести клятву, но страшатся говорить: «Клянусь Аллаhом», так как не желают становиться клятвопреступниками или испытывают крайнее благоговение перед Аллаhом.

Руководствуясь этими соображениями, они произносят слова: «Аллаh знает, что именно так и было», или говорят нечто подобное, однако такие фразы таят в себе опасность. В них нет ничего дурного, если человек уверен, что сказанное им соответствуют действительности, если же он сомневается в этом, то их следует считать наиболее отвратительными.

15. Всякого рода слова, указывающие, что природа обладает качествами Творца, например, «природа создала его таким».
(Творец, Создатель лишь Аллах1, утверждение о наличие еще творцов – куфр)

16. Подобно предыдущему анекдот типа «ты такая некрасивая, иди руби лес – мсти природе»

17. Распространенные слова на Кавказе «да кафиры лучше даже, чем ваххабисты». Потому что никакой кафир не может быть лучше самого грешного мусульманина.
(такое утверждение означает, что перед Всевышним кафир лучше, чем какой-то грешник, это есть отрицание Корана, в котором Аллах1 сообщает, что худшие несправедливые – это кафиры, худшее зло, зульм – это куфр. Однако, если человек имеет в виду, что лучше в каком-то мирском значении или что кафиры меньше вреда религии принесли, то это не куфр)

18. Называть христианство или иудаизм хорошей религией или если кто-то скажет: вот в этой религии можно пить вино, а рядом стоящий ответит «тогда это хорошая (или правильная) религия».

(потому что относить хорошее к куфру означает довольство куфром, а есть общеизвестное правило «довольство куфром – куфр»)

19. Если кто-то скажет «вот бы мне быть христианином, можно было бы пить и гулять каждый день» или что-то подобное.
(христианство – это куфр и ширк, выбор чего-либо означает довольство этим, а довольство куфром – куфр)

20. Так же куфром будет говорить «русские должны быть православными, а татары мусульманами», «не надо русским отказываться от своей веры».
(Это одно из самых мерзких заявлений из всех, которые я слышал. Произносящий это утверждает, что каким-то людям, кому-то не нужно принимать Ислам, не смотря на то, что Всевышний сказал, что религия перед Ним – Ислам. Такой человек мерзкий кафир из-за того, что проявил довольство куфром неверующих)

21. Слова «какая разница, какой религии, главное, что человек хороший» или «…главное, что людям не мешает».
(Всевышний в Коране говорит, что не равны перед Аллах1ом верующий и неверующий, неверие и вера. Поэтому эти слова куфра с двух сторон: 1-утверждение, что наихудшее зло – это не куфр, 2 – утверждение, что куфр и вера одинаковы)
22. Говорить «все религии правильные», «все религии – это разные пути к одному Богу», «мы все (муслимы, и
удеи, христиане) верующие», «в их религии тоже баракат есть», «я сперва прочитаю Библию, чтобы понять, кто прав» и все в этом духе.
(эти слова являются по сути уравниванием куфра и имана, человек, говорящий это, сам не понимает, что есть куфр, а что иман. Говорящий эти слова не считает столпами Имана 6 столпов, среди которых вера в единого Аллах1а, Его Писания, Его Посланников. Христиане, иудеи и другие изначальные кафиры в основном отрицают именно эти столпы имана, поэтому никак не могут быть верующими. Так же это заявление куфр по причине отрицания Слов Аллах1а, что единственная истинная, принимаемая Им религия – Ислам)

23. Говорить, что Зикр или какой-то обряд Ислама тебя не прокормит. Например, если будут спорить два человека, и скажет один из них: «Нет силы и могущества кроме как у Аллах1а», и скажет другой: слова «нет силы…» не помогут тебе от голода, он впадает в неверие.

24. Всякого рода анекдоты на тему религии. Типа «путин попал в Рай, а там ему ангел у ворот говорит…» и т.п.
(Сам по себе анекдот уже указывает на пренебрежение, насмешку).

25. Фраза «в Раю хорошо, но в Аду друзей больше». (это куфр с двух сторон: 1 – человек издевается над установлением Аллах1а, 2 – Аллах1 пугает человека Адом, а он говорит, что выбирает его).

26. Сказать в шутку или всерьез «многоженство – это узаконенная проституция» и в таком духе.
(проституция является мерзким делом, поэтому называть какой-то элемент религии мерзкими именами является издевательством, и это выводит человека за рамки Ислама).

27. Если один человек будет часто делать зикр или читать Коран, а другой скажет «да ты запарил уже чтением этого» или назвать чтение их ерундой, бессмыслицей.
(издевательство над каким-то элементом религии есть куфр, как сказал Аллах1 в суре ат-Тавба)

28. Если тамада на свадьбе в шутку (для того, чтобы рассмешить) произнесет «бисмиЛлях1» и выпьет водку – впадает в куфр.
(Подобно этому, когда человек делает харам и говорит бисмиЛлях1, издеваясь)

29. Так же если один будет рассказывать о райских гуриях, а второй скажет «оставь ты эти сказки».
(тексты о гуриях взяты из Корана, поэтому отрицание этого будет означать, что человек считает ложью Къур’ан)

30. Говорить в шутку «мне можно прелюбодеяние» или «мне не обязателен намаз»
(считать дозволенным явный, известный харам или не считать обязательным намаз-пост является явным куфром)

31. Называть покрытие девушки своего тела, кроме кистей рук и лица, фанатизмом или терроризмом или подобными словами.
(суть слова фанатизм – это чрезмерность, в этих словах так же есть издевательство и отрицание известного фарда, а это куфр)

35. Произносить «если даже Аллах1 скажет мне сделать это, я не сделаю» и подобно этому.
(это такой же куфр, который совершил иблис. Одно дело, когда человеку Аллах1 говорит «делай намаз», он подчиняется, считает, что намаз обязателен для него, однако, из-за лени оставляет, но он не отрицает, другое дело, когда человек отказывается подчиниться вообще, как это сделал иблис, он не считал себя обязанным подчиниться Приказу Аллах1а, поэтому отказался, возгордившись)

36. Произнесение слов «оставь эту религию, займись учебой или работой». Из этого исключается, если человек говорит «чем приобретать дальше знания, пойди работай», то есть во втором случае человек не отвергает Религию или Изучение, но советует работать, так как ты уже изучил основы Религии.

(В этих словах утверждается, что религия не является первостепенной обязанностью, что религию можно отложить «на потом». Так же утверждается, что знания мирского выше, чем религиозные знания. В отличие от приведенного исключения)

37. «Бог любит троицу».
(троица есть куфр, поэтому говорить, что Аллах1 любит троицу по сути есть слова «Аллах1 любит куфр». Однако, многие не знают подлинный смысл слова троица в данном словосочетании, поэтому они не впадают в куфр. Но если после того, как им объяснят, что их смысл куфр, они снова произнесут их, они выходят из Ислама)

38. «Когда кажется – креститься нужно».
(под словом креститься понимается перекрещение христиан со словами «во имя отца, сына и святого духа», что есть в сути ширк, поэтому эти слова означают «когда кажется, ширк нужно сделать», а призывать к куфру/ширку – куфр. Однако, отсюда исключается человек, который оговорился либо не понимал, что говорил – сказал не обдуманно, просто по привычке, забыв про куфровский смысл.)

39. Так же фраза «у любви нет религии, у Бога нет нации».
(Эта фраза означает, что влюбленные не должны смотреть на их разные религии, они должны быть вместе в любом случае. По сути в этом утверждении есть множество куфров, как, например, отрицание первостепенности в жизни человека религии, дозволение харамов, например, мусульманка любит христианина, выходит за него замуж, считая это дозволенным. И чаще всего эти слова произносят, как дозволение встреч, отношений до брака. Однако, опять-таки, смысл этих слов знают лишь немногие, большинство же произносят эти слова из-за того, что «красиво звучат», поэтому они не впадают в куфр из-за этого, пока не узнают подлинный смысл этих слов)

40. Фраза «Моя жизнь – мои правила»
(у человека нет права в выборе решений, когда Аллах1 уже принял решение. В этих словах человек обозначает себя законодателем либо говорит, что ему дозволено выбрать те законы, которые он считает нужными. То есть человек утверждает, что подчинение Шариату ему необязательно. Однако, многие не понимают эти слова в их истинном значении, поэтому, когда им объясняешь, они отвергают, говорят, что не имели в виду это. Поэтому, произносящий такие слова не выходит из Ислама, пока ему не объяснят смысл этих слов)

Так же хочу выделить в отдельный пример куфра: поздравление куффаров с открытием церкви или синагоги, где будут делать куфр – есть куфр, так как является одной из форм довольства куфром.

Послесловие: Важно знать, что от того, что в примерах часто приводятся христиане и иудеи, не значит, что это ограничивается ими. Поистине, я выделил их по причине их распространенности и ни по какой другой. Поэтому сюда входят и остальные куфровские группы, как буддисты, индуисты и прочие ахлю куфр.

Источник

Куфр обвинения мусульманина в неверии (такфир мусульманина)

Сделать такфир — означает назвать кого-то кафиром.

Обычно под такфиром подразумевают две вещи :

В качестве примера можно привести аяты:

وَلَئِن سَأَلْتَهُمْ لَيَقُولُنَّ إِنَّمَا كُنَّا نَخُوضُ وَنَلْعَبُ ​ۚ قُلْ أَبِٱللَّهِ وَءَايَٰتِهِۦ وَرَسُولِهِۦ كُنتُمْ تَسْتَهْزِءُونَ

لَا تَعْتَذِرُواْ قَدْ كَفَرْتُم بَعْدَ إِيمَٰنِكُمْ

«Если ты спросишь их, они непременно скажут: «Мы лишь несли чепуху и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь! Вы стали неверующими (кафирами) после того, как уверовали»» (9:65-66)

Если мы скажем: «Оскорбление Аллаха является куфром, а тот, кто оскорбит Аллаха — потеряет иман и станет кафиром», — то это будет обобщенным такфиром.

Если же мы узнаем, что какой-то конкретный человек оскорбил Аллаха и назовем лично его по этой причине кафиром, то это будет такфир личностный.

На самом деле, обобщенный такфир является лишь разъяснением хукма Аллаха и не является настоящим такфиром (обвинением в неверии).

В свою очередь, личностный такфир делится на два вида в зависимости от того, кто описывается хукмом кафира:

В первом случае, личностный такфир любого, кто не относит себя к Исламу и не называет себя мусульманином, является обязательным (фард). Это так, потому что Господь Миров сказал в Кур’ане:

وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ ٱلْإِسْلَٰمِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِى ٱلۡأٓخِرَةِ مِنَ ٱلْخَٰسِرِينَ

«От того, кто ищет другую религию, помимо Ислама, ничто не будет принято, и в последней жизни он будет одним из потерпевших убыток» (3:85)

Поэтому мы с уверенностью можем (и должны!) утверждать, что каждый человек, который сам не относит себя к Исламу — является кафиром, не может обладать иманом и после смерти его ожидает вечный Ад. Говоря это, мы лишь подтверждаем упомянутый выше аят.

Что касается второго случая, то личностный такфир человека, называющего себя мусульманином и относящего себя к Исламу, в основе является недозволенным!

Аллах сказал в Кур’ане:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ إِذَا ضَرَبْتُمْ فِى سَبِيلِ ٱللَّهِ فَتَبَيَّنُواْ وَلَا تَقُولُواْ لِمَنْ أَلْقَىٰٓ إِلَيْكُمُ ٱلسَّلَٰمَ لَسْتَ مُؤْمِنًا تَبْتَغُونَ عَرَضَ ٱلْحَيَوٰةِ ٱلدُّنْيَا فَعِندَ ٱللَّهِ مَغَانِمُ كَثِيرَةٌ ​ۚ كَذَٰلِكَ كُنتُم مِّن قَبْلُ فَمَنَّ ٱللَّهُ عَلَيْكُمْ فَتَبَيَّنُوٓاْ ​ۚ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا

«О вы, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты — неверующий!», — стремясь обрести тленные блага ближней жизни, ведь у Аллаха богатая добыча. Такими вы были раньше, но Аллах оказал вам милость, так удостоверяйтесь же. Поистине, Аллах ведает то, что вы совершаете» (4:94)

Ибн ‘Аббас в отношении этого аята сказал:

حَرَّمَ اللَّهُ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ أَنْ يَقُولُوا لِمَنْ يَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلا اللَّهُ لَسْتَ مُؤْمِناً، كَمَا حَرَّمَ عَلَيْهِمُ الْمَيْتَةَ

« Всевышний Аллах запретил верующим говорить тому, кто свидетельствует «ля иля илля-Ллах»: «Ты — неверующий!», — так же, как запретил им мертвечину! » (Ибн Аби Хатим 5829).

Также уместно привести известный хадис, который передал Усама бин Зайд:

После того как мы вернулись обратно, об этом стало известно пророку ﷺ и он спросил :

يَا أُسَامَةُ ، أَقَتَلْتَهُ بَعْدَ مَا قَالَ : لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ

Я воскликнул: «(Но ведь он сказал это, только) желая спастись!», — однако (пророк) не переставал задавать (этот вопрос) до тех пор, пока я не пожалел о том, что принял Ислам раньше, чем (дожил до) этого дня! » (Бухари 4269).

Так, например, оставление намаза является куфром, а поэтому мы можем сказать в общем, что тот кто оставил намаз — кафир. Мы говорим это, подтверждая известный хадис посланника Аллаха ﷺ. Вместе с этим, огульное обвинение в неверии всякого, кто оставит молитву — является запретным деянием.

Важно понять: читая религиозную литературу, мы часто встречаем высказывания ученых: «Кто сделал то-то — тот кафир», однако эти слова являются обобщенным такфиром, то есть лишь объяснением положения в религии, и ни в коем случае не побуждают каждого мусульманина выносить личностный такфир каждому человеку, который совершит одно из деяний куфра.

Относительно такфира, как и во многих других вопросах Ислама, существуют две крайности:

Существуют 3 положения для личностного такфира:

Например, Аллах говорит о таких в Кур’ане:

إِنَّ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ مِنْ أَهْلِ ٱلْكِتَٰبِ وَٱلْمُشْرِكِينَ فِى نَارِ جَهَنَّمَ خَٰلِدِينَ فِيهَآ ​ۚ أُوْلَٰٓئِكَ هُمْ شَرُّ ٱلْبَرِيَّةِ

«Поистине, неверующие из людей писания (христиане и иудеи) и мушриков попадут в Огонь Геенны и пребудут там вечно. Они суть худшие из созданий» (98:6)

Также личностный такфир дозволен (но не обязателен!) в отношении человека, который относит себя к Исламу, но при этом совершил явный куфр, не имея каких-либо оправдательных элементов (препятствий для такфира).

По причине того, что такфир был вынесен без соблюдения необходимых условий, это деяние со стороны обвиняющего будет являться нововведением, а значит — грехом.

О подобном случае говорится в хадисе:

وَلَعْنُ المُؤْمِنِ كَقَتْلِهِ، وَمَنْ رَمَى مُؤْمِنًا بِكُفْرٍ فَهُوَ كَقَتْلِهِ

« Проклинание верующего подобно (по тяжести греха) его убийству, и кто обвинил верующего в куфре, то он как-будто его убил » (Бухари 6652).

В этом хадисе такфир муслиму посланник Аллаха ﷺ сравнил с его убийством, а ведь известно, что убийство мусульманина является тяжким грехом, но не доходит при этом до степени куфра.

3) Такфир может являться куфром сам по себе в случае, когда его выносят в отношении мусульманина, который в действительности кафиром не является и куфра не совершал.

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ يَرْمِي رَجُلٌ رَجُلاً بِالْفُسُوقِ، وَلاَ يَرْمِيهِ بِالْكُفْرِ، إِلاَّ ارْتَدَّتْ عَلَيْهِ، إِنْ لَمْ يَكُنْ صَاحِبُهُ كَذَلِكَ

« Когда один человек обвиняет другого в нечестии или неверии, обвинение обязательно возвращается к нему самому (в случае), если тот, кого он обвиняет, на самом деле таковым не является » (Бухари 6045).

Уместно привести и другое высказывание пророка:

إِنَّ مَا أَتَخَوَّفُ عَلَيْكُمْ رَجُلٌ قَرَأَ الْقُرْآنَ حَتَّى إِذَا رُئِيَتْ بَهْجَتُهُ عَلَيْهِ، وَكَانَ رِدْئًا لِلْإِسْلَامِ، غَيَّرَهُ إِلَى مَا شَاءَ اللَّهُ، فَانْسَلَخَ مِنْهُ وَنَبَذَهُ وَرَاءَ ظَهْرِهِ، وَسَعَى عَلَى جَارِهِ بِالسَّيْفِ، وَرَمَاهُ بِالشِّرْكِ

« Поистине, боюсь я для вас человека, который читает Кур’ан, и красота его отражается на нем, и он становится защитником Ислама. Затем он оставляет Кур’ан, опрокинув его за спину, бросается на своего соседа с мечом и обвиняет его в ширке [делает такфир] ».

Хузайфа спросил: «О пророк Аллаха, кто из них ближе к ширку, тот, кто обвиняет или тот, кого обвиняют?!»

« Тот, кто обвиняет! » (Ибн Хиббан 81, ат-Табарани 169, аль-Баззар 2793).

Условия и препятствия для такфира

Выносить такфир человеку, который относит себя к Исламу можно (но не обязательно!) только при соблюдении всех необходимых условий и отсутствии препятствий к этому.

Условия для вынесения личностного такфира :

Такое возможно только в том случае, если на этот куфр указывает ясный однозначный довод из Кур’ана или пророческой Сунны и при этом нет каких-либо других контекстов из Откровения, по причине которых человек может сделать неверное толкование (тауиль) и ошибиться в понимании.

Доказательством на это условие является хадис, который рассказал Убада Ибн Самит, да будет доволен им Аллах:

دَعَانَا النَّبِيُّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — فَبَايَعْنَاهُ فَقَالَ فِيمَا أَخَذَ عَلَيْنَا أَنْ بَايَعَنَا عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ فِي مَنْشَطِنَا وَمَكْرَهِنَا وَعُسْرِنَا وَيُسْرِنَا وَأَثَرَةً عَلَيْنَا وَأَنْ لَا نُنَازِعَ الْأَمْرَ أَهْلَهُ إِلَّا أَنْ تَرَوْا كُفْرًا بَوَاحًا عِنْدَكُمْ مِنْ اللَّهِ فِيهِ بُرْهَانٌ

« Позвал нас посланник Аллаха ﷺ, и мы присягнули ему, и среди того, на что мы присягнули ему, было: послушание и подчинение правителям

(Муслим 1709, Бухари 7055 и 7056).

В качестве примеров явного куфра можно привести:

В качестве примеров большого куфра, который при этом не является куфром явным, можно привести:

С одной стороны, все три эти деяния являются большим куфром, на что имеются доказательства из Кур’ана и Сунны. В соответствии с этим, мы должны опасаться, что Аллах накажет людей, совершающих эти деяния, вечным Огнем, а потому нам следует разъяснять их недозволенность и объяснять, что они являются куфром.

С другой стороны, понимание этих вопросов по тем или иным причинам вызвало сложность не только у простых мусульман, но и у некоторых обладателей знания.

Непонимание может возникнуть по причине того, что человек может посчитать слабый хадис достоверным или ошибиться в своих выводах, объединяя все ему известные доказательства по этому вопросу воедино.

Как после этого куфр в таких делах мы можем считать очевидным и явным, если в этих вопросах ошиблись даже некоторые ученые? Нельзя торопиться с личностным такфиром тех, кто совершает подобного рода куфр!

Обратите внимание: мы считаем все эти три куфра — большим куфром, который аннулирует иман человека, однако при этом не выносим личностный такфир тем, кто эти дела совершает по причине своей ошибки в их понимании.

Здесь уместно привести некоторые высказывания шейха Мухаммада Ибн Абдуль-Уаххаба ат-Тамими, на которого опираются многие современные мусульмане, чрезмерствующие в вопросах такфира.

Так, Мухаммад Ибн Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах, сказал:

فيجب على من نصح نفسه، ألا يتكلم في هذه المسألة إلا بعلم وبرهان من الله؛ وليحذر من إخراج رجل من الإسلام بمجرد فهمه واستحسان عقله

« Обязательным для того, кто искренен с самим собой, является не говорить об этом вопросе (такфир), кроме как на основании знаний и доказательств от Аллаха. И пусть каждый остерегается выводить кого-либо из Ислама на основании собственного понимания и предпочтения своего разума » (ад-Дурару-с-Санийя 8/217).

لا نكفر إلا ما أجمع عليه العلماء كلهم

« Мы не выносим такфир, кроме как за то, в чем единогласны все ученые (иджма) » (ад-Дурару-с-Санийя 102).

В качестве доказательства к этому условию можно привести аяты:

وَمَن يُشَاقِقِ ٱلرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ ٱلْهُدَىٰ وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ ٱلْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِۦ مَا تَوَلَّىٰ وَنُصْلِهِۦ جَهَنَّمَ ​ۖ وَسَآءَتْ مَصِيرًا

«А того, кто противится посланнику после того, как ему стал ясен верный путь, и не следует путём верующих, Мы оставим с тем, к чему он обратился, и сожжём в Геенне. Какой это дурной исход!» (4:115)

وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّىٰ نَبْعَثَ رَسُولًا

«Мы никого не наказывали, пока не отправляли [к ним] посланника» (17:15)

رُّسُلًا مُّبَشِّرِينَ وَمُنذِرِينَ لِئَلَّا يَكُونَ لِلنَّاسِ عَلَى ٱللَّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ ٱلرُّسُلِ ​ۚ وَكَانَ ٱللَّهُ عَزِيزًا حَكِيمًا

«[Мы отправили] посланников благовествовать и предостерегать, чтобы после [прихода] посланников у людей не было довода против Аллаха. Аллах — Могущественный, Мудрый» (4:165)

Мухаммад Ибн Абдуль-Уаххаб по этому поводу сказал:

نكفره بعد التعريف إذا عرف وأنكر

« Мы обвиняем в неверии (только) после того, когда ему дали узнать [привели довод из Кур’ана и достоверной Сунны], а он узнал и отказался » (ад-Дурару-с-Санийя 102).

Препятствиями для вынесения личностного такфира являются:

Доказательством к этому утверждению являются как аяты с общим смыслом, которые указывают на то, что Аллах не наказывает ошибающегося:

لَا يُكَلِّفُ ٱللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا ​ۚ لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا ٱكْتَسَبَتْ ​ۗ رَبَّنَا لَا تُؤَاخِذْنَآ إِن نَّسِينَآ أَوْ أَخْطَأْنَا

«Аллах не возлагает на человека больше, чем он может осилить. Ему достанется то [благое], что он приобрёл, и против него будет то [дурное], что он приобрёл. Господи наш, не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись!» (2:286)

Так и частные случаи, которые происходили как при жизни посланника Аллаха ﷺ, так и до него, в предыдущих общинах.

Рассказал Абу Уакид ал-Лейсий, да будет доволен им Аллах:

خَرَجْنَا مَعَ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَى حُنَيْنٍ وَنَحْنُ حُدَثَاءُ عَهْدٍ بِكُفْرٍ، ولِلْمُشْرِكِينَ سِدْرَةٌ يَعْكُفُونَ عِنْدَهَا، ويَنُوطُونَ بِهَا أَسْلِحَتَهُمْ يُقَالُ لَهَا ذَاتُ أَنْوَاطٍ. قَالَ: فَمَرَرْنَا بِالسِّدْرَةِ، فَقُلْنَا: يَا رَسُولَ اللهِ اجْعَلْ لَنَا ذَاتَ أَنْوَاطٍ كَمَا لَهُمْ ذَاتُ أَنْوَاطٍ. فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: » اللهُ أَكْبَرُ، إِنَّهَا السُّنَنُ، قُلْتُمْ وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ كَمَا قَالَتْ بَنُو إِسْرَائِيلَ: <اجْعَلْ لَنَا إِلَهًا كَمَا لَهُمْ آلِهَةٌ قَالَ إِنَّكُمْ قَوْمٌ تَجْهَلُونَ>[الأعراف: 138] ، لَتَرْكَبُنَّ سَنَنَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ

Посланник Аллаха ﷺ ответил: « Аллах велик! Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа, вы сказали тоже, что (сказали ранее) бану Исраиль :

قَالُواْ يَٰمُوسَى ٱجْعَل لَّنَآ إِلَٰهًا كَمَا لَهُمْ ءَالِهَةٌ ​ۚ قَالَ إِنَّكُمْ قَوْمٌ تَجْهَلُونَ

«Они сказали: «О Муса! Сделай и нам божество, подобное их божествам». Он [Муса] сказал: «Поистине, вы — люди невежественные»» (7:138)

Вы непременно будете исполнять обычаи тех, кто (был) до вас! » (аль-Му’джам аль-Кабир» ат-Табарани 3291, Тирмизи 2180, Ахмад Ибн Ханбаль 21389, Насаи в «Сунан аль-Кубра» 11121, хадис сахих).

Из этого хадиса становится очевидно, что группа недавно принявших Ислам сподвижников, представители которой ещё не успели до конца понять тонкости религии, допустили в своих словах ошибку, которая по существу является куфром, однако посланник Аллаха ﷺ лишь разъяснил её им, не сделав им такфир.

Сообщается от Абу Хурайры, что пророк ﷺ сказал:

قَالَ رَجُلٌ لَمْ يَعْمَلْ حَسَنَةً قَطُّ، لِأَهْلِهِ: إِذَا مَاتَ فَحَرِّقُوهُ، ثُمَّ اذْرُوا نِصْفَهُ فِي الْبَرِّ وَنِصْفَهُ فِي الْبَحْرِ، فَوَاللهِ لَئِنْ قَدَرَ اللهُ عَلَيْهِ لَيُعَذِّبَنَّهُ عَذَابًا لَا يُعَذِّبُهُ أَحَدًا مِنَ الْعَالَمِينَ، فَلَمَّا مَاتَ الرَّجُلُ فَعَلُوا مَا أَمَرَهُمْ، فَأَمَرَ اللهُ الْبَرَّ فَجَمَعَ مَا فِيهِ، وَأَمَرَ الْبَحْرَ فَجَمَعَ مَا فِيهِ، ثُمَّ قَالَ: لِمَ فَعَلْتَ هَذَا؟ قَالَ: مِنْ خَشْيَتِكَ، يَا رَبِّ وَأَنْتَ أَعْلَمُ، فَغَفَرَ اللهُ لَهُ

Пророк ﷺ сказал: «Его дети так и сделали с ним».

В Судный день Всевышний Аллах скажет земле: «Выведи, что взяла». И тут он предстанет. И тогда Господь скажет: «Что заставило тебя поступить таким образом?» На что он ответит: «Страх перед Тобой, о мой Господь». И ему будет прощено за это» (Муслим 2756, Бухари 3478).

Из этого хадиса становится понятно, что этот человек, по причине своего невежества в этом вопросе, ошибочно полагал, что Аллах, возможно, не сможет его воскресить, если его пепел будет развеян над морем. Такое сомнение является куфром, однако Аллах простил его в силу оправдательного обстоятельства (невежество, которое человек не имел возможности устранить).

Сюда можно отнести поступки несовершеннолетних детей, людей с психическими и умственными расстройствами, высказывания, которые делаются в состоянии сильного гнева или радости, а также в состоянии опьянения.

Доказательством на это являются следующие аяты и хадисы:

وَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ فِيمَآ أَخْطَأْتُم بِهِۦ وَلَٰكِن مَّا تَعَمَّدَتْ قُلُوبُكُمْ ​ۚ وَكَانَ ٱللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا

«Не будет на вас греха, если при этом вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились [сделать это] в сердце. Аллах — Прощающий, Милующий» (33:5)

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَرْبَعَةٌ يَوْمَ الْقِيَامَةِ : رَجُلٌ أَصَمُّ لَا يَسْمَعُ شَيْئًا، وَرَجُلٌ أَحْمَقُ ، وَرَجُلٌ هَرَمٌ ، وَرَجُلٌ مَاتَ فِي فَتْرَةٍ ، فَأَمَّا الْأَصَمُّ فَيَقُولُ: رَبِّ، لَقَدْ جَاءَ الْإِسْلَامُ وَمَا أَسْمَعُ شَيْئًا، وَأَمَّا الْأَحْمَقُ فَيَقُولُ: رَبِّ ، لَقَدْ جَاءَ الْإِسْلَامُ وَالصِّبْيَانُ يَحْذِفُونِي بِالْبَعْرِ، وَأَمَّا الْهَرَمُ فَيَقُولُ: رَبِّ، لَقَدْ جَاءَ الْإِسْلَامُ وَمَا أَعْقِلُ شَيْئًا، وَأَمَّا الَّذِي مَاتَ فِي الْفَتْرَةِ فَيَقُولُ: رَبِّ، مَا أَتَانِي لَكَ رَسُولٌ ، فَيَأْخُذُ مَوَاثِيقَهُمْ لَيُطِيعُنَّهُ ، فَيُرْسِلُ إِلَيْهِمْ أَنْ ادْخُلُوا النَّارَ، قَالَ: فَوَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ، لَوْ دَخَلُوهَا لَكَانَتْ عَلَيْهِمْ بَرْدًا وَسَلَامًا

« В Судный День четверо будут оправдываться: глухой, который не слышал ничего; умалишенный; дряхлый старик; и тот, кто умер из числа тех, до кого не дошел призыв.

Глухой скажет: «О Господь, пришел Ислам, но я ничего не слышал!»

Умалишенный скажет: «О Господь, когда пришел Ислам, дети бросали в меня навозом!»

Дряхлый старик будет говорить: «Пришел Ислам, но я ничего не понял!»

А тот, до кого не дошел призыв скажет: «О Господь, до меня твой посланник не доходил!»

После этого с этих людей будет взят договор и будет послан к ним посланник, который велит им войти в Ад. И клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа, если они войдут в Ад, то он станет для них прохладой и спасением, а тот, кто не войдет, будет ввергнут в него! »

После того, как Абу Хурайра передал эти слова пророка ﷺ, он сказал : «Читайте, если хотите:

وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّى نَبْعَثَ رَسُولًا

«Мы не наказываем никого, пока не посылаем посланников!» (17:15)

(Ахмад 16301, Ибн Хиббан 1827, ат-Табарани 1/841, аль-Баззар 3/217 и др).

Посланник Аллаха ﷺ также сказал:

لَلَّهُ أَشَدُّ فَرَحًا بِتَوْبَةِ عَبْدِهِ حِينَ يَتُوبُ إِلَيْهِ، مِنْ أَحَدِكُمْ كَانَ عَلَى رَاحِلَتِهِ بِأَرْضِ فَلَاةٍ، فَانْفَلَتَتْ مِنْهُ وَعَلَيْهَا طَعَامُهُ وَشَرَابُهُ، فَأَيِسَ مِنْهَا، فَأَتَى شَجَرَةً، فَاضْطَجَعَ فِي ظِلِّهَا، قَدْ أَيِسَ مِنْ رَاحِلَتِهِ، فَبَيْنَا هُوَ كَذَلِكَ إِذَا هُوَ بِهَا، قَائِمَةً عِنْدَهُ، فَأَخَذَ بِخِطَامِهَا، ثُمَّ قَالَ مِنْ شِدَّةِ الْفَرَحِ: اللهُمَّ أَنْتَ عَبْدِي وَأَنَا رَبُّكَ، أَخْطَأَ مِنْ شِدَّةِ الْفَرَحِ

« Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба, который обращается к Нему с покаянием, больше, чем тот из вас, кто ехал по пустыне на своей верблюдице, которая вырвалась и убежала от него с его припасами и водой.

Он отчаялся найти ее, пришел к какому-то дереву и улегся в его тени, уже не надеясь ее найти. И когда он находился в подобном положении, вдруг оказалось, что она стоит рядом с ним, и тогда он взял ее за повод и сказал: «О Аллах, Ты — раб мой, а я — Твой Господь!”, — допустив ошибку из-за охватившего его сильного ликования » (Муслим 2747).

Обратите внимание: слова мужчины из хадиса по своей форме безусловно являются куфром, однако в его конкретном случае они куфром не являются, поскольку он высказал их под воздействием большой радости, не обдумав. Человек в такой ситуации не заслуживает такфира.

مَن كَفَرَ بِٱللَّهِ مِن بَعْدِ إِيمَٰنِهِۦٓ إِلَّا مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُۥ مُطْمَئِنٌّ بِٱلْإِيمَٰنِ وَلَٰكِن مَّن شَرَحَ بِٱلْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِّنَ ٱللَّهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

«Гнев Аллаха падёт на тех, кто отрёкся от Аллаха после того, как уверовал, — не на тех, кто был принуждён к этому, тогда как его сердце оставалось твёрдым в вере, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (16:106)

Этот аят был ниспослан относительно ситуации, которая произошла с Аммаром ибн Ясиром, да будет доволен им Аллах:

Когда мушрики схватили ‘Аммара, они не отпустили его до тех пор, пока он не начал ругать посланника Аллаха ﷺ и упоминать их идолов хорошими словами. Только после этого они его отпустили.

Когда же он пришел к пророку, пророк ﷺ спросил его:

شَرٌّ يَا رَسُولَ اللَّهِ ، مَا تُرِكْتُ حَتَّى نِلْتُ مِنْكَ ، وَذَكَرْتُ آلِهَتَهُمْ بِخَيْرٍ

«Зло, о посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, они не отпустили меня, пока я не отказался от тебя и не отозвался об их божествах благим словом!»

كَيْفَ تَجِدُ قَلْبَكَ

«А каким было твое сердце?»

«Оно было спокойным в вере».

Тогда пророк ﷺ сказал:

إِنْ عَادُوا فَعُدْ

«Если они это повторят [снова начнут тебя принуждать сказать куфр], то и ты повтори [произнести то что они требуют]!» (аль-Хаким 3288, аль-Бейхакы 15537).

На это указывает и общий хадис, в котором посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ اللَّهَ وَضَعَ عَنْ أُمَّتِي الْخَطَأَ وَالنِّسْيَانَ وَمَا اسْتُكْرِهُوا عَلَيْهِ ‏

« Поистине, Аллах простил ради меня моей общине совершенное по ошибке, по забывчивости и то, к чему они были принуждены! » (Ибн Маджах 2045).

Правило «Кто не выносит такфир кафиру, тот сам — кафир»

Что касается правила, известного как « третий пункт, выводящий из Ислама » (навакид аль-Ислам), то оно звучит так:

مَنْ لَم يُكفِّر الكافر فهو كافرٌ

« Кто не считает кафира кафиром, тот сам — кафир ».

Это правило упоминали многие ученые, в том числе и Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб в своей известной книге «10 пунктов, выводящих из Ислама».

Кафиры бывают 2-х видов:

1) Кафиры в основе — те, которые сами не приписывают себя к Исламу. Это христиане, иудеи, буддисты и другие. Одним словом те, которые сами заявляют: «Я — не мусульманин».

وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ ٱلْإِسْلَٰمِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِى ٱلۡأٓخِرَةِ مِنَ ٱلْخَٰسِرِينَ

«От того, кто ищет другую религию, помимо Ислама, ничто не будет принято, и в последней жизни он будет одним из потерпевших убыток» (3:85)

Почему выносить личностный такфир такому человеку не является обязательным (уаджиб)? Потому что в Кур’ане и Сунне отсутствует какое-либо указание на обязательность этого.

Например, человек является лицемером и, соответственно, приписывает себя к Исламу. На самом деле он является кафиром, но такфир ему не делается, поскольку он не выявляет куфр бауах (всем известный, очевидный куфр, по поводу которого нет разногласий).

Или же человек — такфирист, который делает мусульманам общий такфир. Такой человек является перед Аллахом кафиром в соответствии с хадисом пророка:

إذا قال الرجل لأخيه يا كافر فقد باء به أحدهما

« Если человек скажет своему брату (в Исламе): «О неверный!», — то это вернётся к одному из них » (Бухари 6103 и 6104).

وقد سئل علي رضي الله عنه: أكفار هم؟ قال: من الكفر فروا، فقيل: منافقون؟ قال: المنافقون لا يذكرون الله إلا قليلاً، قيل: فما هم؟ قال: بغوا علينا فقاتلناهم، وفي رواية: قوم بغوا علينا

Однако такому такфиристу такфир не выносится, на что указывает понимание Али ибн Абу Талиба, у которого спросили относительно хариджитов из числа жителей Нахрауана:

«(Значит они) лицемеры?»

المنافقون لا يذكرون الله إلا قليلاً

«Народ, который выступил против нас» (Ибн Аби Шейба 15/332, Абдур-Раззакъ 10/150).

Как мы видим, Али, да будет доволен им Аллах, не обвинил их в неверии, хотя эти люди выносили такфир сподвижникам, которым посланник Аллаха ﷺ гарантировал Рай.

Ещё одним примером является оставление намаза. Перед Аллахом такой человек — кафир. Однако ему нельзя выносить индивидуальный такфир, поскольку сподвижники подобного никогда не делали.

Более удачной формулировкой, которая исключает возможность ошибиться, будут слова: « Не считать кафиром того, кто сам не приписывает себя к Исламу — является куфром ».

При этом важно отметить, что куфром в данной ситуации является не отсутствие такфира, а прямое противоречие аяту :

وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ ٱلْإِسْلَٰمِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِى ٱلۡأٓخِرَةِ مِنَ ٱلْخَٰسِرِينَ

«От того, кто ищет другую религию, помимо Ислама, ничто не будет принято, и в последней жизни он будет одним из потерпевших убыток» (3:85)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *