культурная революция способствовала чему

Культурная революция в СССР: цели, суть, итоги

Революция чаще всего приводит к ухудшению экономической и культурной ситуации в стране. Наибольших успехов в социальном плане добились те государства, в которых развитие происходило эволюционно, и национальные ценности накапливались постепенно, приумножаясь от поколения к поколению. Нашей стране довелось испытать тектонические потрясения. Народ, отрекаясь от идеалов предков, в своем большинстве поверил в светлое будущее коммунизма. Немалую роль в этом сыграла культурная революция. В СССР она проходила менее драматично, чем в КНР (1966-1976 гг.), но и у нас перегибов хватало.

культурная революция способствовала чему. Смотреть фото культурная революция способствовала чему. Смотреть картинку культурная революция способствовала чему. Картинка про культурная революция способствовала чему. Фото культурная революция способствовала чему

Предшествовавшие события

Об октябрьском перевороте 1917 года (именно так называлась в официальной советской историографии Великая Октябрьская социалистическая революция вплоть до конца 20-х годов) написано очень много, в том числе и правды. Событие это повлекло множество последствий, изменился привычный уклад жизни целой страны, прогремела на ее просторах братоубийственная Гражданская война, погибли от голода и болезней миллионы людей, число убитых и искалеченных также измерялось семизначными числами. Сотни тысяч «бывших», составлявших интеллектуальную и духовную элиту российского общества, оказались на чужбине.

культурная революция способствовала чему. Смотреть фото культурная революция способствовала чему. Смотреть картинку культурная революция способствовала чему. Картинка про культурная революция способствовала чему. Фото культурная революция способствовала чему

Цели культурной революции

После такого чудовищного потрясения реформы были просто необходимы, требовалось не только преодолеть последствия разрухи, но и провести массовую разъяснительную работу среди населения, обосновав закономерность произошедшей общенациональной трагедии. Задача осложнялась тем, что большинство населения не воспринимало агитационной информации по очень простой причине: высокий процент граждан новой Советской России (примерно 68%) не владел элементарной грамотностью. Подъему экономики мешал недостаток специалистов. Не хватало инженеров, квалифицированных рабочих, военных командиров, учителей, профессоров, врачей, в общем, представителей всех специальностей, освоение которых требует долгой учебы. Тех, что были, разметал ветер Гражданской, иные погибли, другие нашли применение своим талантам в Парижах и Нью-Йорках. Им там было плохо и тоскливо, но оставшимся на родине чаще всего приходилось еще хуже.

Вслед за масштабной социальной требовалась действительно великая культурная революция.

культурная революция способствовала чему. Смотреть фото культурная революция способствовала чему. Смотреть картинку культурная революция способствовала чему. Картинка про культурная революция способствовала чему. Фото культурная революция способствовала чему

Возникновение термина

В 1923 году лидер Советской республики В. И. Ленин написал статью «О кооперации». Как следует уже из названия, посвящена она была преимуществам коллективной организации труда, но попутно пролетарский вождь затронул еще один важный вопрос. Полемизируя со своими оппонентами (какими-то «педантами»), Ленин, возможно в пылу эпистолярной полемики, объявил произошедший «переворот» как бы первой фазой, за которой неизбежно последует другая, на этот раз культурная революция. В СССР ученые-историки в дальнейшем отсчитывали начало борьбы с безграмотностью именно от этой даты, т. е. от 1923 года. Именно тогда впервые был введен в оборот этот термин.

Наследие царского «прижима»

Долгие десятилетия советскими пропагандистами прилагались усилия для того, чтобы внушить согражданам мысль об образовательной отсталости старорежимного государства и главенствующей роли большевистской партии в благом деле преодоления массовой безграмотности населения. Действительно, по состоянию на 1897 год (тогда проводилась перепись) 79% жителей империи не умели читать и писать. Однако все познается в сравнении. Если учесть, что с осени 1917-го по конец 1921 года школы фактически бездействовали, и при этом, даже с учетом погибших и эмигрировавших (а бежали от красных не только великие князья и графы), этот процент к концу десятилетия опустился до 68%, то становится ясно, что царское правительство старалось ситуацию улучшить. И действовало достаточно эффективно. Реформа стартовала в 1908 году, согласно ее положениям, были учреждены свыше 10 тысяч школ, начальное образование стало не только бесплатным, но и обязательным. Самое позднее к 1925 году безграмотных людей в России не осталось бы, и для этого не требовалась никакая культурная революция. В СССР об этих планах последнего российского императора не вспоминали.

культурная революция способствовала чему. Смотреть фото культурная революция способствовала чему. Смотреть картинку культурная революция способствовала чему. Картинка про культурная революция способствовала чему. Фото культурная революция способствовала чему

Основные направления

культурная революция способствовала чему. Смотреть фото культурная революция способствовала чему. Смотреть картинку культурная революция способствовала чему. Картинка про культурная революция способствовала чему. Фото культурная революция способствовала чему

Что делалось в 20-е годы

Наиболее трудным периодом было первое полное календарное десятилетие, в течение которого проходила культурная революция. 1920-1930-е годы ознаменовались сплошной коллективизацией села и началом индустриализации. Обе эти амбициозные программы стартовали почти одновременно с принятием первого пятилетнего (на 1928-1932 годы) плана и требовали привлечения значительных ресурсов. Только в 1930 году начальное детское образование стало обязательным, и борьба с безграмотностью пошла в полную силу. В 1928 году в Советском Союзе 169 тыс. студентов обучались в 148 высших учебных заведениях. К 1940 году число школ выросло до полутора сотен тысяч, потребности промышленности призваны были восполнить 4600 институтов. Несмотря на громкие декларации начала 20-х, настоящее начало культурной революции пришлось на конец десятилетия, время первой пятилетки, когда потребность в высококлассных специалистах стала критически-насущной.

культурная революция способствовала чему. Смотреть фото культурная революция способствовала чему. Смотреть картинку культурная революция способствовала чему. Картинка про культурная революция способствовала чему. Фото культурная революция способствовала чему

Соцреализм и искусство

Отношения большевистских лидеров с выдающимися деятелями искусства всегда были непростыми. Ленин, Троцкий, а затем и Сталин нуждались в поддержке капризной и непокорной культурной элиты общества, их международном авторитете и талантах. Для привлечения на свою сторону выдающихся писателей, художников, музыкантов и поэтов они применяли самые изощренные методы. Культурная революция в СССР после долгих метаний и поисков новых форм привела к появлению уникального творческого метода – социалистического реализма, позже иронично названного одним из литераторов «восхвалением руководства в доступной для него форме». Перед авторами произведений ставилась конкретная и обязательная для исполнения задача: изображать жизнь примерно такой, какой она должна быть в представлении коммуниста, верящего в светлое будущее. Чтобы эффективно контролировать творческий процесс, всех хоть сколь значимых деятелей муз объединили в соответствующие союзы (композиторов, писателей, журналистов и т. д.), стимулируя их морально и материально. Парадоксальными оказались конечные итоги культурной революции. В СССР, несмотря на чудовищный прессинг чиновников, были созданы не только образцы казенщины, но и многие истинные шедевры музыки, живописи, поэзии, кинематографа и других видов искусства.

культурная революция способствовала чему. Смотреть фото культурная революция способствовала чему. Смотреть картинку культурная революция способствовала чему. Картинка про культурная революция способствовала чему. Фото культурная революция способствовала чему

Есть у революции начало…

Процесс культурологических преобразований общества в Стране Советов нельзя ограничить строгими временными рамками. Он продолжался. И в конце 30-х (грамотных стало уже более 81%), и в суровые годы войны на территории, не попавшей в зону фашистской оккупации, действовала общепринятая система образования. В 1949 году стало обязательным семилетнее обучение (еще три класса стали платными, впрочем, расценки были доступными). В 1958-м срок школьного образования увеличили на год, а в начале 70-х еще на два, доведя до десятилетнего. В эпоху «зрелого» социализма советская школа находилась на самых передовых мировых позициях, о чем свидетельствовали успехи в самых разных областях науки и культуры. Такими стали итоги культурной революции, постепенно трансформировавшейся в эволюцию.

Источник

ЕГЭ. История. Кратко. Культурная революция в СССР

Культурная революция в СССР

культурная революция способствовала чему. Смотреть фото культурная революция способствовала чему. Смотреть картинку культурная революция способствовала чему. Картинка про культурная революция способствовала чему. Фото культурная революция способствовала чему

В первые годы советской власти – 1920-1930-е г.- в культурной жизни страны главным событием была культурная революция.

Культурная революция

Культурная революция – это мероприятия, которые проводились в СССР с целью коренной перестройки культурной и идеологической жизни в стране.

История термина

    Впервые термин появился в мае 1917 года в «Манифесте анархизма» братьев Гординых

    Далее этот термин использовал Ленин В.И. в статье « О кооперации» (1923): «Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».

    Создание новой культуры, отражающей особенности социалистического строя

    Формирование кадров интеллигенции среди рабочих и крестьян

    Приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения

    Идеологизация культуры в соответствии с принципами социализма, насаждение идеологического единообразия

    Отказ от культурного наследия прошлого

    23 января 1918- Декрет об отделении церкви от государства и школыот церкви. Из системы образования были удалены предметы, которые были связаны с религией. Развёртывание атеистической пропаганды, начались гонения на религию. В храмах создавались клубы, склады.

    Национализация учреждений культуры: издательства, музеи.

    Отменена свобода печати, установлена жёсткая цензура.

    Создание национальных алфавитов народностей окраины страны. Приобщение их к культуре (Дагестан, Крайний север, киргизы, башкиры, буряты и др).

    Создание условий для обучения рабочих в вузах – открывались рабфаки (рабочие факультеты), в которых готовили к поступлению.

    Начала формироваться научная элита, создавались новые учреждения: Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Институт Красной профессуры.

    Активно привлекались к работе учёные царской России.

    Проводились репрессии по отношению к идеологическим противникам. Из страны на «Философском пароходе» ( обобщённое названии операции по высылке интеллигенции в 1922-1923 г.) были высланы более 200 деятелей науки и культуры

    Создан Пролеткульт (работал с 1917-1932).

    К 1939 году грамотных в стране стало 87.4% населения.

    Создана большая сеть школ, других учебных учреждений.

    Сформирована официальная культура и идеология, в основе которой лежали принципы марксизма-ленинизма.

    Формировался слой советской интеллигенции из рабочих и крестьян.

    Введено бесплатное всеобщее начальное образование

    Налажен выпуск огромными тиражами книг, журналов, газет

    Унификация культурной и духовной жизни в стане

    Примечание.

    О культуре 1920-1930- годов готовится отдельная статья. Следите за публикациями.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    Источник

    Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования.

    Содержание:

    Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг.

    Последствия революции 1917 года и последовавшей после нее гражданской войны носили катастрофический характер для всех сфер жизни страны. Огромное количество образованных людей и интеллигенции выехало за границу, попутно увозя с собой ценные произведения искусства. Экономика пришла в упадок. Политика «военного коммунизма» и неурожай привели страну к голоду и эпидемиям 1921-1922 годов. Важным шагом для восстановления страны из руин, стало принятие в 1921 году новой экономической политики (НЭП) и образования в 1922 году СССР. После отказа от нэпа в конце 1920-х годов началась глобальная индустриализация, которая проходила за счет разорения деревень. Как итог – начались проблемы с продовольствием и новый голод 1932-1933 гг.

    Советское общество 1920-30-х годов переживало сложный период и строилось на идеологии марксизма-ленинизма. При таком подходе, в любых направлениях общественной жизни, главным является классовый подход. Сфера культуры и искусства того времени находилась под сильным идеологическим прессингом:

    Были созданы идеологические организации, такие как Агитпроп, Пролеткульт, Союз безбожников. Их члены занимались пропагандой советской идеологии и нравственности, отрицали культуру прошлого, навязывали атеистические взгляды.

    В искусстве и культуре 1920-1930-х гг. официальным методом творчества был социалистический реализм (соцреализм). Он предполагал под собой создание произведений, которые изображали действительность в соответствии с идеалами социализма. Все, что ставило под сомнения основы советской идеологии, было под строжайшим запретом. Инакомыслие порицалось и наказывалось.

    Культура теперь стала доступна всем слоям общества, а не только представителям высших сословий, как это было в дореволюционной России. Произошла ее демократизация. Открывались новые клубы, дома культуры и музеи. И люди с удовольствием туда потянулись.

    Развивалась эстрада и кинематограф. В 1931 году был снят первый советский фильм со звуком «Путевка в жизнь». Следом появилось на свет множество других произведений кинематографа, где главными героями выступают рабочие люди, а сам фильм проникнут уверенностью в завтрашнем дне. Многие из них за их оптимизм и жизнерадостность, пересматриваются до сих пор представителями разных поколений.

    «Культурная революция»

    Термин «культурная революция» принадлежит В.И. Ленину. Он впервые употребил его в своей работе «О кооперации». Необходимость такого явления была обусловлена тем, что в СССР 80% людей были неграмотными, наблюдалась большая культурная отсталость. Кроме того, нужно было воспитать «нового человека».

    Цели:

    В период политики «военного коммунизма» задачей было быстро преодолеть тотальную неграмотность народа. Обучение имело принудительный характер. Проходили изменения в культурном развитии общества в три этапа:

    Ликвидация неграмотности, создание системы образования

    Для борьбы с тотальной необразованностью населения, в 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Произведена перестройка системы образования. Все учебные заведения были национализированы, а также ликвидирована сословная система обучения. Теперь бесплатное образование могли получить все желающие. Классы были общими для мальчиков и девочек. Для взрослых были открыты вечерние школы и созданы «рабфаки» (рабочие факультеты) для подготовки молодежи к поступлению в ВУЗы. В 1925 году была создана Академия наук СССР.

    Политика ликвидации безграмотности быстро дала свои результаты. Уже в 1926 году уровень грамотности людей составил 51%, тогда как до революции – 20%.

    В 1930 году правительством было введено положение о всеобщем обязательном начальном образовании. В сельской местности обязательным было обучение в течение четырех лет. Для городов и промышленных районов срок обучения составлял семь лет.

    К середине 1930-х гг. утвердили общие учебники для учащихся. После окончания обучения, выдавались аттестаты, дипломы единого образца. Стремительно возросло количество ВУЗов.

    Источник

    Культурная революция в СССР: от сохи к научным прорывам

    Захватив власть и отстояв ее в гражданской войне и противодействии интервенции, большевики должны были решать экономические проблемы страны. Важнее всего было восстановить и модернизировать промышленность – этого требовала неблагоприятная внешнеполитическая обстановка. Но для такой работы нужны были грамотные специалисты, а значительная часть старых кадров эмигрировала и была настроена антисоветски.

    Нужно было также закреплять в сознании масс коммунистическую идеологию и новые системы ценностей, менять общественное сознание. Для этого требовалась хорошо работающая система образования и развитая культурная сфера, работающая под определенный заказ. С целью получения всего этого советским руководством и был реализован целый комплекс мер, известных под общим названием культурной революции. Этот термин обычно относят к периоду от победы Октября и до начала Великой Отечественной.

    Культурные проблемы России и задачи культурной революции

    Хотя имперский период российской истории дал миру множество настоящих художественных шедевров и ценнейших научных открытий, в целом уровень культуры среднего россиянина нельзя было назвать высоким. Существовало огромное неравенство, различие в культурном уровне между представителями правящих классов и низшими слоями. При этом и многие деятели культуры принадлежали к правящему классу, и в этом качестве восприняли революцию негативно. Соответственно, Советская власть должна была решать как проблему низкого культурного уровня масс, так и вопрос нехватки тех, кто способен культуру массам нести.

    Основные культурные проблемы после революции

    Российское население перед революцией в массе своей имело очень низкий образовательный уровень. Хотя престижные учебные заведения империи давали замечательную подготовку, учиться в них могли немногие. Перепись 1920 года показала, что в РСФСР почти 60% населения от 8 лет и старше являются неграмотными и малограмотными (то есть читают отдельные слова по слогам и не умеют писать). В национальных регионах ситуация была еще хуже.

    До революции в стране хватало технических, научных и педагогических кадров для имевшихся тогда запросов. Но после революции возник острый кадровый дефицит. Часть старой интеллигенции либо погибла, либо враждебно восприняла революцию и эмигрировала. Советская власть (не без некоторых оснований) не доверяла и многим из тех, кто остался в России. Однако для руководства предприятиями, инженерных работ, грамотного ведения пропаганды и повышения образовательного уровня масс требовались квалифицированные кадры.

    Новому хозяйству нужны были также специалисты в тех областях, которых в России до революции не было или почти не было. Для усиления обороноспособности приходилось осваивать новые отрасли (к примеру, в России до революции фактически не было химической промышленности) и новые технологии. Соответственно, надо было готовить своих специалистов, и готовить «с нуля».

    культурная революция способствовала чему. Смотреть фото культурная революция способствовала чему. Смотреть картинку культурная революция способствовала чему. Картинка про культурная революция способствовала чему. Фото культурная революция способствовала чему

    Наконец, в культурной сфере остались составляющие, непригодные для новых идеологических реалий (религия, идеалистическая философия, «элитное» и декадентское искусство). Им требовалась замена, а значит, возникала проблема людей, которые смогут создать нужный культурный продукт.

    Задачи культурной революции

    Сказанное позволяет понять, какие задачи стояли перед культурной революцией. Масштаб этих задач впечатляет.

    Советская власть сумела полностью или хотя бы частично выполнить все эти задачи. Это способствовало огромному культурному прогрессу СССР, стремительному росту культурного уровня его граждан. Однако советская культурная политика способствовала и идеологизации культуры, сужению ее возможностей.

    Создание советской системы образования

    Образование, подготовка кадров выступали первоочередной задачей культурной революции. И уже в этот период были сформированы основы советской образовательной системы, до сих пор считающейся одной из лучших в мире.

    Кампания по ликвидации неграмотности

    Низкий уровень грамотности взрослого населения был главной проблемой – кадры для углубленной подготовки просто не из кого было набирать. Неграмотные работники не годились для сколько-нибудь сложных производственных операций. Поэтому ликвидация неграмотности взрослых и обеспечение всеобщего обучения грамоте детей были самой важной культурной задачей.

    культурная революция способствовала чему. Смотреть фото культурная революция способствовала чему. Смотреть картинку культурная революция способствовала чему. Картинка про культурная революция способствовала чему. Фото культурная революция способствовала чему

    Обучение взрослых начало внедряться еще во время гражданской войны. Им занимались комиссары и комсомольские лидеры в частях Красной армии, грамотные сотрудники на предприятиях. В 1919 году был принят соответствующий декрет, а на следующий год создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Но массовым явление тогда не стало.

    Но после окончания войны вопросу стали уделять куда больше внимания. Для обучения взрослых задействовали кого только можно: коммунистов и комсомольцев, имевших хотя бы начальное образование, студентов, даже школьников. Нередкими были случаи, когда 12-летний пионер обучал группу взрослых рабочих или крестьян.

    Поскольку уровень большинства таких «учителей» был невысок, качество обучения тоже было низким. Однако правительством и не ставилось задачи дать взрослому населению заметный уровень образования. Цель была: научить бегло читать и самостоятельно писать (не переписывать) текст с удобоваримым количеством ошибок. Но зато учить намеревались всех, и бесплатно.

    Предприятия и организации предоставляли разные льготы учащимся курсов ликвидации безграмотности (ликбеза) – этого требовали нормативные акты. Им сокращали рабочий день, обеспечивали удобный для обучения режим работы. Желающие взрослые ученики могли учиться и дальше – для них существовали вечерние школы. Многих коммунистов и комсомольцев направляли для дальнейшего обучения «по партийному поручению».

    Переход ко всеобщему образованию

    Одновременно решался вопрос всеобщего обучения детей. Изначально речь шла только об обязательном начальном образовании для тех, кому от 7 до 14 лет. С ходом времени и налаживанием ситуации в стране подход менялся: сперва обязательный уровень подняли с 3 до 4 лет, а в 1937-м году обязательным для детей стало 7-летнее образование.

    культурная революция способствовала чему. Смотреть фото культурная революция способствовала чему. Смотреть картинку культурная революция способствовала чему. Картинка про культурная революция способствовала чему. Фото культурная революция способствовала чему

    Развивалось обучение на национальных языках. Для некоторых языков, ранее не имевших письменности, были созданы алфавиты. В национальных республиках проводилась (1920-е годы) политика коренизации, в рамках которой изучались родные язык, литература, история.

    Среднее образование до войны (и первые годы после) было платным. Среди школ (особенно сельских) преобладали начальные и 7-летки. Однако школьника могли освободить от оплаты: за отличную учебу, активную общественную позицию или какие-то заслуги родителей. Успевающих сельских учеников принимали в городские средние школы, и нередко государство помогало им с жильем.

    Большим достижением советской системы образования периода культурной революции стала стандартизация школьных программ. Во всех школах страны учили одно и то же в одно время по одинаковым учебникам. Это позволяло детям из разных регионов на равных переходить на более высокие ступени обучения. В школах установили строгую дисциплину и ежегодные экзамены для оценивания знаний. Неуспевающих оставляли на второй год, и это считалось позором.

    Поскольку в стране не хватало школ, первое время занятия проводились в неприспособленных помещениях (часто для этой цели занималась церковь), но далее государство начало массовое школьное строительство. Только за 1933-1937 гг. в СССР ввели в эксплуатацию 20 тыс. новых школ.

    В качестве дополнительного метода обучения гражданам предлагались разнообразные популярные лекции. Их посещали и взрослые, и дети более старшего возраста. Лекторы выступали в домах культуры, в школах, на предприятиях, в партийных, комсомольских и пионерских организациях. В больших количествах открывались библиотеки и так называемые избы-читальни, где, в числе прочего, проводились коллективные чтения.

    культурная революция способствовала чему. Смотреть фото культурная революция способствовала чему. Смотреть картинку культурная революция способствовала чему. Картинка про культурная революция способствовала чему. Фото культурная революция способствовала чему

    Высшее образование

    В этой сфере культурная революция состояла в обеспечении доступа к высшему образованию лицам пролетарского происхождения, обеспечения идейной составляющей и расширения круга специальностей, важных для экономики. Следовало не только восстановить убыль специалистов в результате революции и войны, но и увеличить их число.

    Для увеличения числа студентов открывались рабочие факультеты (рабфаки). Там за короткое время молодых людей рабоче-крестьянского происхождения подготавливали к обучению в вузе. Это не было полноценным средним образованием (ибо изучались не все предметы), но уровень абитуриентов заметно повышался. На рабфак можно было поступить с любым начальным уровнем подготовки. Обычно туда рекомендовала партийная или советская организация.

    Открывались новые учебные заведения, преимущественно технические и педагогические. Появились и сельскохозяйственные специальности. Если в 1928 году в стране было 170 тыс. студентов, то к 1940-му их стало более 800 тыс. Для занятия руководящего поста уже недостаточно было революционного прошлого и рабоче-крестьянского происхождения – требовалось профильное образование. Действующие руководители, не имевшие образования, почти принудительно (в рамках партийной дисциплины) направлялись на обучение.

    Для пополнения преподавательского состава был создан Институт Красной профессуры (да, его работа была довольно сильно идеологизирована, но все равно это заведение поспособствовало научной карьере многих специалистов области общественных наук). Власть старалась сохранять и старые кадры, улучшая условия жизни преподавателей вузов и ученых, предоставляя им различные льготы. Работа сразу же предоставлялась и тем, кто изъявлял желание вернуться из эмиграции.

    Особенности развития науки

    Культурная революция в науке характеризуется двумя особенностями: подчинением естественного и технического сектора нуждам экономики и обороны и идеологизацией общественных дисциплин. Хотя эти факторы действительно тормозили научный прогресс, само внимание к ним властей было вполне понятно в существовавших тогда условиях.

    Военная угроза существованию советского строя – не пропагандистская выдумка. СССР действительно воспринимался в мире негативно, и прочие государства планировали его силовое уничтожение. Восстановление и развитие промышленности было невозможно без исследований ресурсных возможностей и разработки новых технологий. Идеологически же большевики действовали аналогично прочим политическим силам – стремились максимально распространить собственную идеологию и дискредитировать оппозицию, используя админресурс.

    культурная революция способствовала чему. Смотреть фото культурная революция способствовала чему. Смотреть картинку культурная революция способствовала чему. Картинка про культурная революция способствовала чему. Фото культурная революция способствовала чему

    Создавались научные комиссии, в компетенцию которых входило утверждать коллективам и отдельным ученым темы для разработки. Если тема признавалась «неактуальной», ее не утверждали, и специалисты лишались возможности заниматься ею. Общественный сектор должен был опираться в своей работе на философию марксизма-ленинизма. Все религиозные дисциплины были исключены из сферы образования и философии, еще в 1918 году был принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Атеизм был объявлен государственной идеологией.

    От работы отстранялись, а иногда и изгонялись из страны представители интеллигенции, несогласные с таким подходом. Уже в начале 1920-х годов из РСФСР выслали примерно 200 представителей интеллигенции – в основном философов и юристов (справедливости ради, они все действительно были настроены к Советам враждебно, хотя не обязательно делали эту враждебность практикой).

    В 30-е годы распространение получили также закрытые исследовательские и конструкторские центры – так называемые «шарашки». Работали в них не только осужденные, но и свободные специалисты. Условия проживания и труда были хорошими, но работа очень интенсивной, и права работников существенно ограничивались – они оказывались фактически на казарменном положении. Свободный ученый или конструктор не мог отказаться от назначения в «шарашку» (хотя мог быть уверен, что его семья в этот период будет получать хорошее содержание).

    культурная революция способствовала чему. Смотреть фото культурная революция способствовала чему. Смотреть картинку культурная революция способствовала чему. Картинка про культурная революция способствовала чему. Фото культурная революция способствовала чему

    Культурная революция и искусство

    По мнению большевистских руководителей, искусство также должно было играть важную роль в пропаганде. Соответственно, ограничивалось количество допустимых для отображения тем, и раскрываться они должны были в строго определенном ключе.

    Доминирующим стилем был объявлен социалистический реализм, рассматривающий действительность через призму революционной борьбы и классовых интересов. Он был известен и до Октябрьской революции (создателем социалистического реализма считается участник Парижской Коммуны писатель Жюль Валлес, умерший в 1882 году), но только в СССР стал фактически обязательным. Тем не менее, в рамках социалистического реализма было создано множество истинно великих произведений искусства.

    Сообразно с высказыванием Ленина «искусство принадлежит народу» отбрасывались сложные формы произведений, использование малопонятных аллегорий и умозрительных сюжетов. Это не значит, что советским писателям или художникам запрещали раскрывать в произведениях сложные темы и затрагивать глобальные проблемы. Но делать это следовало в простых, понятных даже не слишком образованным людям, словах и формах. «Искания» Серебряного века и футуризм первых послереволюционных лет были прекращены.

    культурная революция способствовала чему. Смотреть фото культурная революция способствовала чему. Смотреть картинку культурная революция способствовала чему. Картинка про культурная революция способствовала чему. Фото культурная революция способствовала чему

    В 1920-х годах при обращении к историческим темам следовало изображать прошлую действительность исключительно в мрачных тонах (за исключением народного и революционного движения). В 1930-е годы подход поменялся – теперь следовало в основном положительно оценивать тех деятелей, кто стремился к реформам или отличился в защите России от внешнего врага. Так в числе популярных в советском искусстве личностей появились Петр Великий, Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов и даже Иван Грозный.

    Итоги и значение культурной революции

    Несмотря на идеологические перегибы, культурная революция в СССР обеспечила стране огромный прорыв в сферах науки и образования. Кампания по ликвидации безграмотности имела огромный успех; уже в 1940 году уровень грамотности превысил 87% в среднем по стране (то есть с учетом Дальнего Востока, Крайнего Севера, Средней Азии…). Не охваченных школьным образованием детей фактически не осталось.

    Советским гражданам был обеспечен хороший доступ к высшему образованию. Хотя вопрос происхождения или какие-то провинности родственников могли помешать абитуриенту, все же эти факторы срабатывали не так уж часто. А унификация школьных программ по всей стране открывала способным молодым людям из глубинки дорогу к быстрому социальному росту и получению через образование хороших должностей. Появились специалисты новых направлений: агрономы, инженеры-химики, авиаконструкторы.

    культурная революция способствовала чему. Смотреть фото культурная революция способствовала чему. Смотреть картинку культурная революция способствовала чему. Картинка про культурная революция способствовала чему. Фото культурная революция способствовала чему

    Наука жестко подчинялась идеологии и потребностям экономики и обороны. Однако это не помешало сделать немало полезных открытий и изобретений. Разработки советских конструкторов1930-х годов сыграли большую роль в разгроме гитлеризма, а результаты исследований Арктики и природных богатств Сибири используются и сейчас. Идеологическое давление действительно обеднило философию и общественные науки; хуже всего было то, что идейная оппозиционность могла стать причиной для уголовного преследования.

    Подчинение социалистическому реализму осложняло работу деятелям искусства. Однако и в этих рамках было создано немало произведений, признанных шедеврами на международном уровне. Требование делать произведение понятным, излагать сложные вещи простыми методами вынуждало советских деятелей искусства «подтягивать» потребителя культурного продукта до своего уровня, развивать его.

    В целом оценки культурной революции и сейчас являются в основном положительными. Хотя в способах ее проведения было много сомнительного, но эти недостатки компенсируются явным успехом в повышении общего культурного уровня и образованности.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *