кун мифы и легенды древней греции о чем
Легенды и мифы Древней Греции. Н. А. Кун
Содержание:
Часть первая Боги и герои
Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.
Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.
Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.
Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон[*], хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.
«Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день…»
Легенды и мифы Древней Греции
Часть первая. Боги и герои
Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.
Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.
Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.
Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон [1], хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.
Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера – «Илиаде» и «Одиссее», прославляющим родоплеменную аристократию и возглавляющих ее басилевсов как лучших людей, стоящих много выше остальной массы населения. Боги Олимпа отличаются от аристократов и басилевсов лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса.
Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию [3], Деметру [4], Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона.[5]
А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты [6] ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.
Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами
Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.
Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми – титан Океан и дочь его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы.
Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.
Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.
Кун мифы и легенды древней греции о чем
Содержанием книги покойного профессора Н. А. Куна1, одного из наиболее авторитетных советских историков древнегреческой культуры, является систематический пересказ греческих мифов (сказаний о фантастических существах: божествах, героях и чудовищах, будто бы обитавших в незапамятные времена в Греции и прилегающих к ней странах). Легендарные божества олицетворяли в сознании обитателей древней Греции различные силы природы. Греческие мифы рассказывают о приключениях и подвигах одаренных сверхъестественной мощью, смелостью и ловкостью людях-героях, чаще всего — детях различных богов и богинь. Эти легенды были впоследствии заимствованы у греков и римлянами. Они объединяются под общим названием «древнегреческая мифология».
Возникнув в различных частях европейской Греции (Аттике, Беотии, Арголиде, Этолии, Фессалии и т. д.), на островах Эгейского архипелага (Крит, Родос, Делос) и в греческих поселениях на западном побережье Малой Азии, отдельные местные циклы мифов постепенно слились в систему своеобразного религиозного мировоззрения, основанного на обожествлении непонятных явлений природы и преклонении перед памятью предков — племенных вождей-героев, повсеместно объявлявшихся «богоравными».
Подобно легендам и сказаниям других народов древнего мира, древнегреческие мифы и возникшие на их основе эпические поэмы («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» Гесиода, «Аргонавтика» Аполлония Родосского и др.) в какой-то степени отражали в себе естественные и исторические явления той природной и общественной среды, в которой они возникли. Характеризуя это обстоятельство, Ф. Энгельс писал: «. всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения. Этот первоначальный процесс прослежен при
1 Н. А. Кун скончался 28 декабря 1940 г.
омощи сравнительной мифологии. Но вскоре, наряду с силами природы, выступают также и общественные силы, — силы, которые противостоят человеку и так же чужды и первоначально так же необъяснимы для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейся естественной необходимостью. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил»1.
Мифические сказания о жизни и подвигах вождей-героев, о вмешательстве богов и богинь в дела как отдельных людей, так и целых племен возникали, как это было указано выше, в различных областях Греции, в среде племенных объединений на рубеже II и I тысячелетий до нового летосчисления. Их создавали бродячие певцы — аэды, переходившие из одного поселения в другое и останавливавшиеся в домах племенных вождей; на собраниях племенной знати они мерными голосами декламировали, аккомпанируя себе на кифаре2, сложенные ими самими (а иногда заимствованные у других аэдов) песни и гимны в честь богов, покровителей данного племени, или героев, считавшихся предками тех племенных вождей, в домах которых они выступали.
Наряду с песнями аэдов в среде отдельных племенных объединений возникали и другие виды гимнов и песен: рабочие сельские песни, певшиеся на полях во время земледельческих работ, боевые гимны дружин воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные песни — гименеи, наконец, погребальные причитания — орены.
Постепенно в отдельных областях древней Греции сложились целые циклы сказаний. Так, в крупнейшем из городов Беотии — Фивах пели песни и сказания о божестве вина и веселья Дионисе, о несчастной матери Ниобе, потерявшей всех своих детей вследствие гнева бога солнца Аполлона, о несчастном царе Эдипе, совершившем бессознательно ужасные преступления и искупившем их жестокими страданиями.
В Аргосе, расположенном на восточном побережье Пелопоннеса, рассказывали о герое Персее, о страшном конце вождя Агамемнона, победителя города Трои, предательски убитого собственной женой с сообщниками, и о мести его сына Ореста убийцам отца.
На острове Крите были распространены сказания о могучем божестве Зевсе, под видом быка похитившем финикийскую царевну Европу, от которой будто бы пошел род правителей Крита.
В Аттике и ее центре Афинах были распространены сказания о сыне морского бога Посейдона — Тесее, будто бы объединившем разрозненные до того аттические племена ионян в одну
1 Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, Госполитиздат, 1953, стр. 299.
2 Кифара — струнный инструмент.
общину, построившем город Афины и совершившем ряд подвигов.
Наконец, повсеместно широко известны были легенды о Геракле — могучем сыне верховного божества Зевса, о его подвигах и трагической судьбе, о дальнем походе в малоизвестные сказочно страшные области группы героев, построивших корабль — «Арго» (плавание аргонавтов), об общегреческом походе племенных вождей и их дружин на малоазиатский город Трою и о бедствиях и приключениях многих из них, особенно вождя Одиссея, при возвращении на родину.
На основе этих древних песен и сказаний некоторые аэды создали большие эпические поэмы. Наиболее популярными среди них были поэмы слепого певца Гомера «Илиада» и «Одиссея». Первая из них содержала описание некоторых эпизодов десятого года войны греков с троянцами, вторая — приключения вождя Одиссея в сказочных, малоизвестных грекам той эпохи западных районах Средиземноморья, и счастливое его возвращение на родной остров Итаку.
Герои поэм Гомера — Ахилл, Одиссей, Гектор, Агамемнон, Менелай, Аякс, Андромаха, Пенелопа, Елена — были чрезвычайно популярны во всей Греции.
Стихи Гомера передавались из уст в уста в течение нескольких поколений. Наконец, в VI в. до н. э. они были записаны в Афинах и превратились в письменные литературные произведения. Они изучались во всех школах древней Греции, впоследствии в школах греко-восточных эллинистических государств, созданных греческими завоевателями в Азии, и, наконец, в большинстве учебных заведений, существовавших в Римской империи.
Исключительно большое значение эпических поэм Гомера отметил еще живший в IV в. до н. э. древнегреческий философ-идеалист Платон, писавший, что «Этот поэт (Гомер. — А. Б.) воспитал Элладу!» Однако, несмотря на широчайшую популярность Гомера, его биография и даже место рождения были неизвестны. В древней Греции семь городов спорили о праве называть себя родиной этого замечательного поэта. Отсутствие биографических сведений о поэте позволило некоторым исследователям древнегреческой истории и литературы усомниться в исторической реальности личности Гомера.
В конце XVIII в. немецкий историк и филолог Вольф предложил считать поэмы Гомера «Илиаду» и «Одиссею» результатом безличного народного творчества. Вольф, а за ним и другой ученый, немецкий филолог Лахман, основываясь на некоторых противоречиях в поэмах и, по их мнению, невозможности устного творчества в таких больших размерах, считали «Илиаду» и «Одиссею» соединением многих древних песен, совершенном различными аэдами.
Против подобного объяснения возникновения «Илиады» и «Одиссеи» выступил замечательный немецкий поэт Фридрих Шил-
лер, доказывавший художественное единство обеих поэм и отстаивавший личное авторство Гомера.
Так возник «гомеровский вопрос», являвшийся предметом неоднократных научных дискуссий в среде филологов и историков в течение XIX в.
В XVIII и первой половине XIX в. подавляющее большинство европейских историков рассматривало мифические повествования и содержание древнегреческих эпических поэм как чисто фантастические. Многие из историков и археологов даже считали возможным отрицать историческое существование самого города Трои.
Однако в конце XIX и начале XX в. интереснейшие археологические открытия, сделанные на месте древней Трои, в Микенской крепости, на острове Крите, пролили новый свет на историю возникновения различных древнегреческих сказаний.
Археологические открытия косвенно подтвердили ряд фактов, упоминавшихся в различных легендах. Действительно, повидимому, в древнейшую эпоху правители Крита держали в подчинении прибрежное население ряда островов и побережья Аттики, о чем упоминается в легендах о Тесее.
Действительно, город Троя был неоднократно разрушаем врагами. Это делает возможным считать факт похода греческих вождей с их дружинами против троянцев вполне реальным; в поэме Гомера этот поход лишь необычайно сильно приукрашен легендарными подробностями.
Наконец, действительно, в Микенах жили когда-то могущественные, воинственные, богатые вожди. Это доказывается остатками мощных крепостей, дворцов и находками массы ценных вещей в их больших, построенных из камня гробницах. Древние поселения на Крите современные археологи относят к середине II тысячелетия до нового летосчисления. Существование крупных для своего времени построек в Микенах и Трое относится к XIV—XIII вв. до нового летосчисления, а согласно древнегреческой исторической традиции поход греческих племенных вождей и осада их дружинами Трои происходила, в переводе на современное, принятое в исторической науке летосчисление, между 1193—1184 гг. до н. э., т. е. в самом начале XII в. до н. э.
Таким образом, хронологические расчеты археологов и данные древнегреческой традиции сближаются.
Вполне естественно, что воспоминания о большом походе-набеге на малоазиатское побережье в какой-то степени сохранились в памяти греческого населения. С течением времени рассказы о реальном ходе событий переплелись со сказаниями о подвигах вождей-героев — участников похода, о чудесных событиях и вмешательстве богов в военные действия между греками и троянцами.
Одаренный поэтическими способностями аэд, известный нам под именем Гомера, создал свои поэмы на основе легенд и сказаний. Неграмотность поэта не могла помешать его творчеству.
Гомер. Скульптура II в. до н. э.
В нашу, советскую эпоху традиция бесписьменного устного творчества продолжает существовать. Таково было творчество Джамбула и Сулеймана Стальского. Не случайно второго из них А. М. Горький назвал «Гомером XX века».
Впоследствии передававшийся устно первоначальный текст поэм Гомера получил ряд добавлений-вставок, что не могли не заметить исследовавшие текст «Илиады» филологи.
В дореволюционной России авторство Гомера отстаивал крупный специалист по истории древней Греции Ф. Ф. Соколов. У большинства советских историков древности вопрос об авторстве одного поэта, создавшего «Илиаду» и «Одиссею», в принципе не вызывает сомнений. Однако вопрос о том, действительно ли этот поэт имел имя Гомера или это было лишь прозвище певца, остается открытым. Неизвестны и какие-либо биографические данные жизни и творчества этого замечательного поэта.
Из других произведений древнегреческой литературы, в которых излагаются многие мифические сказания о божествах, следует указать поэму «Теогонию», созданную согласно древнегреческой традиции беотийским уроженцем Гесиодом в VIII в. до н. э. Кроме того, подавляющее большинство трагедий афинских драматургов V в. до н. э. — Эсхила, Софокла, Еврипида — представляют собой художественную обработку древних мифических сказаний о богах и героях.
Мифические же сказания излагали в своих произведениях и многие древнегреческие лирические поэты (Пиндар и др.).
Много древнегреческих сказаний сохранилось до настоящего времени и в произведениях греческих и римских писателей, живших в эпоху Римской империи. Таковы «Энеида» Вергилия, «Метаморфозы» (Превращения) и «Героини» Овидия (I в. до н. э.), «Описание Эллады» Павсания (II в. н. э.) и некоторые другие.
Однако если в перечисленных выше крупных произведениях античных писателей сохранились до настоящего времени целые мифические повествования, то упоминания об отдельных божествах и тех или иных мифических героях встречаются почти во всех произведениях античных авторов.
Образы мифических богов и героев воспроизведены и в многочисленных произведениях античного, особенно древнегреческого искусства.
В ряде случаев древнегреческие художники, а особенно скульпторы, стремились воспроизводить в своих произведениях целые мифические эпизоды. К такому именно типу античных скульптур относятся: знаменитая скульптурная группа «Лаокоон», созданная в I в. до н. э. родосскими ваятелями Агесандром, Полидором и Афинодором (см. стр. 348), огромная групповая скульптура, выполненная родосскими скульпторами Аполлонием и Тавриском, изображающая наказание злой царицы Дирки героями Зетом и Амфионом (см. стр. 127), и другая скульптура «Менелай, защищающий труп павшего Патрокла» — IV в. до н. э. (см. стр. 311). Отдельные сюжеты мифологических повествований изображались также на фресках, украшавших стены зданий в древних городах. Ряд таких изображений был найден при раскопках в древнем городе Помпеях (см. иллюстрации на стр. 76, 254, 256 и др.). Наконец, бесчисленные воспроизведения отдельных эпизодов мифологических сказаний изображались на древнегреческих вазах (см. рисунки на стр. 28, 29, 32, 39 и мн. др.).
В целом можно сказать, что древнегреческая мифология являлась одним из важнейших элементов античной греко-римской культуры. Именно этот момент и отметил К. Маркс, указавший, что «. греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву»1.
Античная греко-римская культура оказала сильнейшее влияние на культурное развитие всех современных европейских народов.
Ф. Энгельс, отмечая это явление указывал: «. без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы»2.
Начиная с эпохи Возрождения, после ряда столетий забвения, произведения античной культуры, а вместе с ними и образы
1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XII, ч. I, стр. 203.
2 Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, Госполитиздат, 1953, стр. 169.
древнегреческой мифологии вновь привлекли к себе внимание и интерес господствующих слоев европейского феодального общества и зарождавшейся городской буржуазии. Писатели, художники и музыканты различных европейских стран вновь стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. Изображению мифических-божеств и сюжетов посвящены некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Ботичелли («Рождение Венеры»1, «Весна»), Тициана («Венера перед зеркалом» и др.). Из образов древнегреческой мифологии взял и сюжет для своей замечательной статуи Персея известный итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.
На сюжет, заимствованный из греческой мифологии, написана одна из драм В. Шекспира «Троил и Крессида» и поэма «Венера и Адонис». Отдельные имена мифологических героев встречаются и во многих других произведениях В. Шекспира.
В XVII—XVIII вв. заимствование сюжетов из древнегреческой мифологии в европейском искусстве получило особенно широкое распространение. На сюжеты, взятые из древнегреческой мифологии, писали свои картины многие выдающиеся голландские, фламандские и французские художники: П. П. Рубенс («Персей и Андромеда»), Рембрандт («Даная», «Голова Паллады Афины»), Пуссен («Эхо и Нарцисс», «Нимфа и сатир», «Пейзаж с Полифемом», «Пейзаж с Гераклом» и др.), Буше («Аполлон и Дафна») и многие другие.
На заимствованные из греческой мифологии сюжеты писали свои произведения и выдающиеся французские писатели второй половины XVII в. Корнель и Расин. Образы древнегреческой мифологии отразили во многих своих произведениях Гёте и Шиллер. На мифологические сюжеты были написаны и многие из оперных произведений XVII и XVIII вв. Таковы первые в Европе оперы «Дафна» и «Эвридика» итальянских композиторов конца XVI и начала XVII в., «Орфей» — Монтеверди, «Кастор и Поллукс» — французского композитора Рамо, «Ифигения в Авлиде», «Орфей» — Глюка, «Идоменей» — знаменитого Моцарта и многие другие.
Русские писатели, драматурги, художники и музыканты XVIII и первой половины XIX в. зачастую также обращались в поисках сюжетов для своих произведений к образам и эпизодам древнегреческой мифологии.
Так, одной из ранних опер, поставленных в России (1755 г.), была «Цефал и Прокрис» (Кефал и Прокрида), написанная на один из мифических эпизодов. Текст ее написал Сумароков, музыку — придворный композитор Арайя. Позднее тот же Сумароков, взяв за фабулу другие мифические эпизоды, написал текст для оперы «Альцеста» (Алкеста) и комедию «Нарцисс».
1 Венера — древнеримская богиня, аналогичная греческой Афродите.
В конце XVIII в. талантливый русский композитор, Фомин создал мелодраму «Орфей», также заимствовав сюжет из древнегреческой мифологии.
Мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях И. А. Крылова, стихотворениях Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.
Русский скульптор начала XIX в. Ф. Толстой создал замечательный бюст греческого божества сна — Морфея, хранящийся в Государственной Третьяковской галерее. Выдающийся русский художник К. П. Брюллов написал некоторые из своих картин на сюжеты античной мифологии («Встреча Аполлона и Дианы»1, «Сатурн и Нептун2 на Олимпе»).
Образы, заимствованные из древнегреческой мифологии, нашли применение и при украшении скульптурными группами многих замечательных зданий, построенных в Москве и Ленинграде в первой половине XIX в.
Проходя по площади имени Я. М. Свердлова в Москве, мы видим над величественным портиком колонн Большого театра бронзовую скульптурную группу, изображающую древнегреческого бога искусства и света Аполлона, скачущего на запряженной четверкой коней колеснице. Подобная же скульптурная группа украшает и крышу портика театра имени А. С. Пушкина в Ленинграде.
Большое количество скульптурных групп и отдельных статуй, изображающих древнегреческих мифических божеств и героев, украшают здание Адмиралтейства и крышу Государственного Эрмитажа (бывший Зимний дворец), внутренние помещения дворцов-музеев Павловска и Пушкина под Ленинградом, великолепные парки Петродворца, сады и дворцовые помещения богатейших подмосковных дворянских усадеб — Архангельского, Кускова, Останкина, превращенных ныне в музеи.
У входа в Государственный Эрмитаж в Ленинграде посетитель видит прислоненные к колоннам изображения мощных великанов, как бы поддерживающих на своих сложенных над головою руках кровлю портика — это изображение великана Атласа, заимствованное из древнегреческой мифологии.
Имена и образы древнегреческих мифических божеств и героев неоднократно упоминали в качестве метафор основоположники и классики марксизма-ленинизма.
Так, еще в своей докторской диссертации, говоря о прогрессивных мыслителях, К. Маркс привел в качестве примера страданий за убеждения мифического героя-титана Прометея, восставшего против Зевса: «Прометей — самый благородный святой и мученик в философском календаре»3, а, сравнивая современное ему капиталистическое общество с рабовладельческим миром, он писал:
1 Диана — латинское имя Артемиды.
2 Нептун — латинское имя Посейдона.
3 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. т. I, стр. 26.
1 Латинский Вулкан, греческий Гефест — божество, покровитель кузнечного дела (прим. ред.).
2 Roberts & Со— крупные» машиностроительные заводы Англии в середине XIX в. (прим. ред.).
3 Юпитер — греческий Зевс (прим. ред.).
4 Credit Mobilier — крупный парижский банк середины XIX в. (прим. ред.).
5 К. Маркс, К критике политической экономии, ГИПЛ, 1953, стр. 225.
6 В. И. Ленин, Соч., т. 23, стр. 321.
7 В. И. Ленин, Соч., т. 32, стр. 338.
8 И. Сталин, О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников, ГИПЛ, 1938, стр. 35.
9 Планеты: Юпитер—Зевс, Марс—Арес, Венера—Афродита, Меркурий— Гермес, Уран, Нептун—Посейдон и т. д. Звезды Кастор и Поллукс (Полидевк) и т. д. Созвездия: Андромеды, Кассиопеи, Персея, Пегаса, Ориона и т. д.
английские линкоры того же времени: «Аякс», «Агамемнон» и т. д. Мы сами зачастую употребляем имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Мы часто говорим о «титанической борьбе», «гигантском размере», подчеркивая величину предмета или дела, о пигмеях — подразумевая под этим незначительных, мелких людей. Мы употребляем выражения: «рог изобилия», «яблоко раздора», «панический страх», «лебединая песня», «олимпийское спокойствие», «уязвимая пята», «муки Тантала», «Сизифов труд». Многие, употребляющие эти метафоры, не в состоянии точно объяснить их первоначальный смысл, так как незнакомы с образами древнегреческой мифологии.
Таким образом, знакомство с древнегреческой мифологией, хотя бы в переложении ее содержания современными историками, весьма сильно расширяет кругозор. Знание мифологии совершенно необходимо преподавателям истории, языка и литературы, искусствоведческих дисциплин (история и теория живописи, история музыки), а также студентам соответствующих специальностей и школьникам старших классов средней школы.
Знакомство с содержанием древнегреческих мифов не только расширяет кругозор специалистов-историков, филологов, искусствоведов и всех вообще работников культурного фронта, оно дает одновременно и художественное эстетическое удовольствие читателю. В свое время К. Маркс писал: «Мужчина не может снова превратиться в ребенка или он становится ребяческим. Но разве не» радует его наивность ребенка. И почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки. Обаяние, которым обладает для нас их искусство, не стоит в противоречии с той неразвитой общественной ступенью, на которой оно выросло»1.
При подготовке к переизданию книги Н. А. Куна редакция, сохраняя в целом общую структуру работы, сочла необходимым произвести сокращение ее объема за счет изъятия некоторых второстепенных сказаний, не имеющих существенного значения для понимания основных частей греческой мифологии. Кроме того, учитывая возможность чтения данного произведения школьниками, редакция внесла некоторые частные изменения в изложение отдельных мифических эпизодов.