курганы вятичей что это
40. В. Агошков. Курганы вятичей 11-13 веков
40. В.Агошков.
Верхнее Поочье.
Курганы вятичей 11-13 веков.
Несколько раз на поселениях найдены обломки бронзовых и серебряных семилопастных височных колец (Спас-Перекша) и решётчатые перстни (Спасское, Лужки), хрустальные шарообразные бусы и т.д. Среди прочих предметов быта обычны находки железных ножей, замков, ключей, кресал, пробоев и т.п. Интересна находка железного псалия из раскопок Н.И.Булычова на городище Спас-Перекша.
На днищах глиняных горшков обнаружены клейма, среди которых особенно выделяется клеймо в виде княжеского знака трезубца на одном из сосудов городища Титово-Мотыка.
И вновь мы вспоминаем городище Титово-Матыка: теперь благодаря возможным связям местности с княжеским именем.
Мы уже сообщили о том, что недалеко от Титово-Матыки, на реке Неполодь, находилась столица Звенигородского княжества – Спашь-Спас, или, вернее, Звенигород.
Возможно, что оттуда и попал сосуд с клеймом в Титово-Матыку. Конечно, могли этот предмет изготовить и в других местах. Тем не менее: и каменная крепость, и сосуд с княжеским знаком, а самое главное – сакральные названия: Титово-Матыка (Богиня-Мать; Титово-Дидово: Дид-Лада, или Титово – от Титан-Титьки, всё той же Богини-Матери?!) говорят о том, что наше обращение к населённым пунктам Ванино, Титово-Матыка и Титово-Кривна было не случайным.
Безусловно, следовало бы побывать и в Ванино, и в Титово-Матыка, и в Титово-Кривна. Село Титово находится и в Шаблыкинском районе. Других Титово на территории Орловской области нет. Между прочим, деревню Дедово мы видим в Галичинском сельском поселении Верховского района.
Дедово-Дидово=Титово? Галичье – село, основанное князем?!
*
КУРГАНЫ ВЯТИЧЕЙ XI-XIII ВВ.
На берегах бассейнов рек Оки и Москвы населением деревень XI-XIII вв. оставлены сотни невысоких курганов. Если до XIв курганы и ранние селища известны главным образом в бассейне Верхней Оки, а севернее (течение р.Москвы) и восточнее (Средняя Ока) проникали только отдельные изолированные группы славян, то с XIв, во всяком случае, со второй половины его, говорит Т.Н. Никольская, началось массовое расселение данных племён в этих областях.
Курганы с трупополо-жениями и сельские поселения ХI-XIII вв. занимают всю территорию Земли вятичей, причём курганными кладбищами усеяны берега даже самых мелких рек.
Первые вятичские курганы с трупоположениями были раскопаны в 1838г А.Д. Чертковым. В 60-90-е годы XIX и в начале XX столетия раскопки вятичских курганов Подмосковья велись А.П. Богдановым, А.И. Кельсиевым, Н.Г. Керцелли, А.М. Анастасьевым и др.
В Рязанской земле в это же время интенсивно ведутся работы Рязанской учёной архивной комиссии (с 1884 по 1909г раскопано 300 курганов). В 1896-1898 гг. большие группы вятичских курганов раскопаны в бывшем Зарайском уезде, вблизи г.Пронска и у с.Осова.
Все эти работы позволили А.А. Спицыну уже в то время наметить границы территории расселения вятичей, которые шли по верховьям Жиздры, течению Угры, от д.Городище к верховьям рек Москвы, Клязьмы, Оки до устья Угры, а от устья Угры до Черни и г.Лихвина (совр. Чекалин) и затем снова к верховьям Жиздры.
В более поздней работе А.А. Спицын уточнил свои выводы, отметив, что курганы вятичей XI-XII вв. известны по Оке «начиная почти от г.Орла, до Рязани, а также на притоках её – Жиздре, Упе, Угре и Москве до верховьев Клязьмы».
В 20-30-е годы разведки и раскопки вятичских курганов ведутся экспедициями ГАИМК и местных музеев. В Подмосковье работают А.В. Арциховскпй, М.А. Арсакова, А.Ф. Дубынин, Б.А. Рыбаков, А.П. Смирнов, М.Е. Фосс, Л.А. Евтюхова,
в Рязанской обл. – В.А.Городцов, А.А.Мансуров, Н.П.Милонов,
в верхнем течении Оки – Н.П. Милонов, П.С. Ткачевский, К.Я. Виноградов, М.А. Дружинин.
Первое научное исследование материалов вятичских курганов предпринято А.В. Арциховским. Им была разработана типология вещевого материала, а на её основе сделаны хронологические, а затем и исторические выводы.
Пять основных категорий вещей: семилопастные височные кольца, решётчатые перстни, хрустальные и жёлтостеклянные шарообразные бусы, пластинчатые загнутоконечные браслеты – определены как племенные признаки вятичей. Все погребения были разделены А.В. Арциховским на три хронологические стадии – I-XII, II-XIII, III-XIV вв. Он проанализировал 229 женских могильных инвентарей из 61 географического пункта, причём вятичскими являлись 167 погребений, а 69 принадлежали пограничным кривичам.
В послевоенные десятилетия разведки и раскопки вятичских курганов велись, главным образом, в Подмосковье. Здесь работали экспедиции: Московского госуниверситета под руководством А.В. Арциховского; Института археологии АН СССР; Музея истории и реконструкции Москвы (А.Г. Векслер, Г.П. Латышева, В. Качанова);
Исторического музея (Н.Г. Недошивина, А.В. Успенская).
Ранние курганы вятичей
Седов В.В. Ранние курганы вятичей
Рис. 4. Карта распространения вятических курганов с трупосожжениями. а — группа курганов с трупосожжениями первого типа; б — могильники с курганами, содержащими деревянные камеры; в — граница вятического ареала (по курганам с трупоположениямн XI—XIV вв.); 1 — Лебедка (уроч. Игрнще); 2 — Лебедка; 3 — Плота; 4 — Спасское; 5 — Воротынцево; 6 — Мценск; 7 — Городище; 8 — Никитина; 9 — Шлыково; 10 — Воронец; 11 — Песковатое; 12 — Голубочки; 13 — Тризново; 14 — Городок; 15 — Западная; 16 — Доброе; 77 — Солоново; 18 — Кудиново; 79 — Вороново; 20 — Слевидово; 27 — устье Калужки; 22 — Ждамирово
Известные же к настоящему времени в ареале вятичей достоверно славянские курганы с трупосожжениями относятся к VIII—XI вв. (рис. 4). Они подразделяются на два типа — курганы без погребальных камер и курганы, имеющие внутренние деревянные камеры, в которые помещались остатки трупосожжений. Курганы первого типа в целом аналогичны погребальным насыпям IX—X вв. других восточнославянских территорий. В вятическом регионе они принадлежат к числу наиболее распространенных и встречены во всех пунктах, где имеются насыпи с трупосожжениями.
В курганах близ дер. Западной погребальные камеры были срубными. Вход в камеры также заваливался камнями. Подобный сруб размерами 1,4X1 м, высотой 0,25 м, с полом и крышей открыт при раскопках одного из курганов в с. Добром. Внутри него находились три скопления кальцинированных костей, обломки лепных сосудов и стеклянные бусы, позволившие датировать курган IX—X вв. В камере Воротынцевского кургана находились два целых и два раздавленных сосуда, близких к горшкам роменской культуры.
Рис. 5. Ранние, города вятического ареала 1 — город, упоминаемый летописью в конце XI в.; 2 — города, упоминаемые летописью в середине XII в. (от 1146 до 1155 г); 3 — города, названные впервые в летописи в 1177—1186 гг.; 4 — могильники, содержащие курганы с трупосожжениями
Таким образом, некоторые ранние курганы вятичей по ряду своих особенностей обнаруживают преемственность с древностями местных балтов. Зато керамический материал из вятических курганов VIII—IX вв. существенно отличается от мощинской посуды. Вятическая керамика и полуземляночные жилища, известные по синхронным поселениям, сопоставимы со славянскими древностями более южных областей Восточной Европы — роменскими Днепровского лесостепного левобережья, типа Луки-Райковецкой правобережной лесостепи и т. п.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Традиции вятичей – почитание солнца и “говорящие” курганы
О культуре и традициях вятичей писали различные древние авторы. Наибольшее число упоминаний об этом древнеславянском народе содержится в «Повести временных лет», хотя сам летописец Нестор относится к вятичам весьма предвзято. Кроме того, о вятичах писал знаменитый Гомер. Благодаря сохранившимся сведениям, ценным историческим источникам можно представить, как жили эти люди.
Что интересно, одни современники называли вятичей диким племенем, а другие отмечали, что их культура достигла значительного уровня развития. Какими же на самом деле были эти славяне? Что можно узнать о них в древних текстах и имеющихся сведениях? Что представляли собой их нравы и традиции?
Быт и нравы вятичей
В «Повести временных лет» отмечается, что вятичи получили своё именование от имени Вятко, что был их предводителем, когда племена пришли на русские земли. Наиболее распространённой теорией является версия о западном происхождении вятичей, их связи с чехами и поляками. Такое родство нельзя исключать, тем более, что традиции вятичей во многом сходны с культурой племён, проживавших на территории современных Чехии и Польши.
Вятичи обосновались в благодатных краях, среди лесов, полных зверем и птицей, на которых можно было охотиться. Достаточно быстро вятичи развили сельское хозяйство, научились обрабатывать землю и разводить скот. Как понимаете, в сравнительно небольшие сроки этот народ сумел развить свою культуру.
Однако в «Повести временных лет» можно узнать, что вятичи “жили в лесах, как звери, срамословье было у них”, “ели не все чистое”, “жен умыкали”. И здесь складывается образ неких дикарей, варваров, что противопоставляются цивилизованным народностям. Но так ли это?
Вятичи были весьма искусны в военном деле
Дмитрий Анатольевич Белюкин «Победа!», 2001 год / belukin.ru
Религиозные традиции вятичей
Чтобы понять, почему летописец Нестор даёт столь нелестную характеристику вятичам, стоит познакомиться с их религиозными обычаями. Очень долгое время представители племён вятичей оставались язычниками (даже тогда, когда большая часть Руси приняла христианство).
Главным божеством у них выступал Стрибог (его порой называли Старый Бог). Согласно преданиям, именно он ознакомил людей с кузнечным делом и научил создавать из металла ценные предметы и орудия труда.
Не менее почитаемым был и Ярило – бог весеннего солнца. Конечно, с его праздником связывали начало полевых работ, время оживления земли. Среди молодёжи главным покровителем считался Лель – воплощение юности, красоты и весны. Кроме того, этот бог помогал обрести счастье в любви.
Помимо богов, в мире вятичей существовали самые разные духи. Это – привычные для нас образы славянской мифологии. К примеру, в лесах, как верил народ, проживал седой косматый старик, который следил за порядком под сенью деревьев. Звали его Лешим. А вот водоёмы контролировал Водяной. Он же считался царём подводного мира, “отцом” русалок и прочей водной нечистой силы.
Даже во времена распространения христианства вятичи не спешили отказываться от веры предков. Летописец Нестор, считавший язычников дикими племенами, причислял к ним и вятичей. Он как христианин не мог смириться с верой вятичей в древних богов, совершением ими старинных обрядов поклонения своим небесным покровителям.
Герасимов Михаил Михайлович «Женщина вятичанка», реконструкция, 1945-1947 годы
Местонахождение: Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия
Тайны курганов
О культуре древних народов проще всего судить по археологическим находкам, а именно – погребениям, что были найдены учёными. Это относится и к вятичам. Если объективно взглянуть на различные курганы, принадлежащие представителям разных славянских племён, то можно сделать вывод о том, что культура вятичей находилась на высоком уровне развития. Почему? Об этом свидетельствуют предметы, найденные в захоронениях. По ним можно сказать, что вятичи с особым почтением относились к умершим. Кроме того, поражает обилие предметов, оставленных в курганах.
Вероятно, народ этот представлял, что в загробном мире умершему пригодятся самые разные вещи, которыми он пользовался при жизни. Особенно богаты (как в материальном, так и в художественном плане) захоронения женщин. И, кстати, это указывает на почитание женщин (быть может, даже некие матриархальные аспекты).
Некоторые усыпальницы вятичей представляют собой одиночные захоронения, однако встречаются и образцы коллективных могил. На мой взгляд, необходимость в последних возникала во время войн с другими племенами. Стоит отметить, что вятичи были весьма искусны в военном деле, благодаря чему долгое время властвовали на своих землях.
Украшения и другие предметы, принадлежавшие вятичам, в Орловском краеведческом музее / © Д.Кирилюк / excurs-orel.ru
Особое украшение
У женщин вятичей было распространено ношение определённого украшения, что являлось своего рода отличительной чертой представительниц этого народа. Это – височные кольца. Их продевали через кожаную или тканевую ленту, которую повязывали вокруг головы.
В некотором роде такое украшение напоминало серьги, однако отличалось особым способом крепления. У многих женщин вятичей в курганах найдены височные кольца со специфическими узорами и рисунками, что позволяют идентифицировать принадлежность к племени.
Щрилёв Михаил Николаевич «Вятичанка»
Конечно, сегодня мы не можем утверждать, что знаем все традиции вятичей. Более того, нам известна лишь незначительная часть сведений о культуре этого народа. О землях, населённых вятичами, упоминал древнегреческий поэт Гомер, что указывает на значительный уровень развития племён. Нестор-летописец описывал их как диких и беспощадных язычников. Где же правда? Несомненно, она находится посередине, вятичи были одним из типичных восточнославянских племён, имевших собственную культуру и обычаи и хранивших старинные традиции своего народа.
На обложке: Фрагмент картины Щрилёва Михаила Николаевича «Семья»
От курганов до дворцов. История археологических раскопок в Царицыне
Территория государственного музея-заповедника «Царицыно» уже полтора столетия воспринимается как эталонный археологический микрорегион. О том, как в здешних местах начались раскопки, что было доказано с их помощью и какие вопросы ученых остались без ответа, — в материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Магнит курганов вятичей
Научное изучение материальной культуры Царицына и его окрестностей началось во второй половине XIX века. Магнитом для тогдашних историков, археологов и антропологов служили многочисленные курганные погребения вятичей — союза восточнославянских племен, которые в VIII—XIII веках населяли бассейн Верхней и Средней Оки, включая районы нынешней Москвы и Московской области. Царицынские курганы привлекали внимание потомков и раньше — например, их максимально подробное изображение нанесено на план села Черная Грязь, составленный в 1775 году в связи с покупкой Екатериной II этого владения, вскоре переименованного в честь царицы.
Благодаря легкости обнаружения и близости к Москве курганы позднее стали своеобразным полигоном для отечественных археологов. К сожалению, их заметность имела и оборотную сторону — многие из этих древних захоронений в разное время понесли серьезный урон от дилетантов и грабителей.
Первые официальные раскопки были проведены в 1872 году членами этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, образованного при Московском университете. Девять лет спустя остатки древней культуры близ села Царицына изучали члены и слушатели Императорского Санкт-Петербургского археологического института — считается, что это их находки теперь составляют ядро вятичской коллекции Эрмитажа.
В 1890-х изыскания в царицынском парке проводили два ведущих московских археолога того времени — основатель Исторического музея Иван Забелин и ученый секретарь того же музея Владимир Сизов. И это далеко не полный перечень археологических работ, которые велись на территории нынешнего музея-заповедника в дореволюционные годы.
Благодаря раскопкам того периода сформировалась коллекция характерных украшений вятичей, среди которых лопастные височные кольца, привески-лунницы, решетчатые перстни, сердоликовые и кварцевые бусы, витые браслеты, шейные ожерелья-гривны, подвесы-бубенцы. Найденные предметы быта и керамическая посуда помогли реконструировать образ жизни этих предшественников москвичей.
Начиная с 1920-х годов раскопки и описание состояния царицынских курганов проводились практически каждое десятилетие. Исследования не прекращались даже во время войны — знаковыми для московской археологии стали раскопки 1944 года, проведенные пятью профессорами МГУ: Артемием Арциховским, Владимиром Блаватским, Борисом Граковым, Георгием Дебецем и Сергеем Киселевым. Тогда был впервые найден железный плотницкий инструмент скобель, что стало научной сенсацией. До той поры орудия труда, за исключением ножей и серпов, в этих курганах не попадались.
Изучение курганов вятичей продолжается и по сей день.
Древние жители будущего Царицына
По мере накопления антропологических сведений о вятичах фокус исследователей территории Царицына расширился. С 1970-х археологи стали уделять большее внимание артефактам, относящимся к железному веку и Средневековью.
Как и в случае с вятичами, вновь не обошлось без сенсаций — находки, датируемые концом бронзового — началом железного века, показали, что славяне были далеко не первыми обитателями этих мест. В Царицыне были обнаружены объекты фатьяновской (III тысячелетие до нашей эры) и дьяковской (VII век до нашей эры — V век нашей эры) археологических культур. Выявленный в одном из этих поселений защитный ров датируется временем не позднее VIII−VI веков до нашей эры. Таким образом, он стал одним из древнейших оборонительных сооружений на территории современных Москвы и Московской области.
Находки археологов позволили связать поселения в царицынском парке с находящимся от него всего в нескольких километрах по прямой Дьяковым городищем — одним из древнейших стационарных поселений на московской земле. Оно просуществовало более тысячи лет, и теперь его следы находят на территории музея-заповедника «Коломенское». Согласно предположению ученых, какие-то царицынские селища могли быть частью единой, сложно организованной поселенческой структуры с центром в Дьяковом городище.
Одно из самых богатых на археологические находки поселений на территории музея-заповедника находится на высоком мысу правого берега Верхнего Царицынского пруда. В ученой среде за ним закрепились названия «Царицыно-1» и «Церера» — в честь каменной беседки-ротонды «Храм Цереры», построенной здесь в 1805 году.
Исследование Царицына-1 началось в 2002 году. Многочисленные находки, в первую очередь фрагменты керамики, позволяют локализовать четыре временных промежутка, в которые это место населяли люди, — фатьяновская культура бронзового века, рубеж бронзового и железного веков, позднедьяковский период первых веков нашей эры и Средневековье. Датировать средневековые поселения помогает найденная керамика.
В радиусе 500 метров от Царицына-1 были обнаружены три селища XII века, а на самом мысу — деревня XIV века, которая, вероятно, просуществовала до царствования Ивана Грозного. Почему жители ее покинули, неизвестно.
С расширением территории изысканий в 2003 году в округе были выявлены еще шесть новых поселений XII−XIII веков — селища Царицыно-2, 3, 4, 5, Шипилово-1 и Борисово-1.
Археология на службе историков архитектуры
Первые дошедшие до нас документальные упоминания об этой территории под названием «пустошь Черная Грязь» (а также производные от него) относятся к концу XVI века. Тогда она входила в состав владений дворцового села Коломенского. Существует версия, что в то время эти земли перешли к роду Годуновых, но она до сих пор не подтверждена.
Большую часть XVII века хозяевами Черной Грязи и окрестностей были бояре Стрешневы, а в конце столетия — родственные им князья Голицыны. При Голицыных усадьба переживала хозяйственный подъем, однако этот княжеский род попал в опалу после падения царевны Софьи. В 1710-х утвердившийся на престоле Петр I пожаловал это владение валашскому (молдавскому) господарю Дмитрию Кантемиру, которого он наградил княжеским титулом. Наследникам Кантемира усадьба принадлежала до последней четверти XVIII века, когда ее выкупила под строительство подмосковной императорской резиденции очарованная красотой местных прудов Екатерина II.
Археологические находки «додворцового» времени сравнительно скромны — период Голицыных представлен коллекцией печных изразцов, фрагментов керамики, монетами и предметами быта. От периода Кантемиров остались аналогичные артефакты, кроме того, сохранилось здание храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник», возведенное в 1759–1765 годах в стиле елизаветинского барокко и частично перестроенное в XIX веке. Также в 2005–2006 годах удалось выявить фрагменты срубов погребов первой половины XVIII века и фундаменты ряда построек усадьбы Кантемиров.
Следующий период в истории Царицына связан с именами архитекторов Василия Баженова и Матвея Казакова, которые, сменяя друг друга, пытались угодить изменчивым вкусам императрицы. Баженов руководил строительством в 1775–1785 годах, однако возведенный им главный дворец Екатерине не понравился, и она распорядилась разобрать его до основания, а зодчего уволить. В 1785–1796-х возобновившуюся стройку возглавил Казаков, но в последние годы жизни государыня совершенно охладела к этому проекту, и он так и не был завершен до ее смерти.
Описанные выше обстоятельства ставят перед историками архитектуры вопрос: какой вклад внес в работу над царицынским ансамблем каждый из двух выдающихся архитекторов? Ответы кроются в исследовании существующих зданий Царицына, а также в поисках следов несохранившихся построек. Археологи определили фундаменты так называемых дворца внуков (корпус, предназначавшийся для внуков Екатерины II) и дома управителя, который был снесен в 1803 году. В ходе воссоздания Большого дворца в одном из залов были открыты фрагменты кладки и основания печей XVIII века. Изучаются фрагменты водостоков, соединявших различные постройки.
Достаточно и менее масштабных находок: это белокаменные детали баженовских сооружений, фрагменты напольной плитки, поливной черепицы и изразцов, кирпичи с клеймами, а также остатки металлического строительного крепежа и различные бытовые предметы времен строительства — курительные трубки, монеты, керамика. Есть среди находок археологов и хронологически более близкие современному человеку предметы — они относятся к дачному периоду Царицына (XIX — начало XX века) и советскому времени.
Все богатство исторического района Царицыно в находках археологов демонстрирует постоянная экспозиция, которая действует в музее-заповеднике с 2009 года.