курица символ чего у славян
Боги Славян
Добрый день!
Петух и курица: быт и магия.
ЗООЛОГИЯ. Птицы. Отряд КУРООБРАЗНЫЕ, семейство Фазановые, подсемейство Фазановых.
СВЯЩЕННАЯ ПТИЦА. Петух считался священной птицей у Перуна и у Святовида.
ПОКРОВИТЕЛЬСТВО — Божество Буднитай является покровителям Петухам и всему петушиному (куриному) племени.
ВЕЧНЫЙ ВОПРОС. Что появилось раньше — курица или яйцо?
Староурмарское СП Чувашия
В МАГИИ: В народе считалось, что если ночью по земле где-то бродят злые и опасные духи, то как только запоет петух, то они тут же все исчезают.
СПОСОБНОСТИ. Криком петуха можно даже василиска прогнать.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ: В Чувашии говорят «Постоянно поют петухи — к урожаю»
КАК ЧАСТЬ БИО-КОНСТРУКТА, Петух — часть Василиска (голова) и часть Зиланта (ноги).
В СЛАВЯНСКИХ МИФАХ. В Средневековье считалось, что из яйца, снесённого петухом и высиженного жабой на подстилке из навоза, рождается василиск. И боится этот Василиск крика петушиного больше всего на свете.
Говорят, что Молочные ведьмы при желании могут обратиться в курицу.
ОБЕРЕГ: У болгар существует такое поверье, что убитая сорока способна отпугивать болезнь, нападающую на кур. Поэтому ее и вешают около курятника или же в качестве оберега используются перья сорочьи и желудок. А в Белоруссии перья сороки, что была убита в первый день марта, кладут обычно под курицу, сидящую на яйцах, дабы уберечь ее от сглаза.
МАГИЯ КАМНЕЙ. Существует камень, который так и называется — куриный бог.
СИМВОЛИКА: Петух символ бдительности и храбрости, защиты и активности. С древнейших времён считается, что петух является еще и солнечным символом.
В ЛИТЕРАТУРЕ: Проспал опричник на диво долго — и петухов не услышал, и солнце не ощутил. Впрочем, и не мудрено: почитай, четыре дня в седле провел. А.Прозоров, Боярская сотня.
В КОПИЛКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
КУРИЦА — довольно обидное высказывание о женщине недалекого ума. И не только у нас в России. Не зря в Стокгольме стоит памятник курице, переходящей дорогу.
И поверьте, в данном случае речь идет не о птице.
КАК ЖАРЕНЫЙ ПЕТУХ КЛЮНЕТ — последний предел наступит. Говорят, что мужик не почешется, пока его жареный петух не клюнет
ЗОЛОТАЯ КУРИЦА и КУРИЦА, НЕСУЩАЯ ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА
ПУСТИТЬ КРАСНОГО ПЕТУХА — о начале пожара
У НЕГО ДЕНЕГ КУРЫ НЕ КЛЮЮТ
герб Домновского СП Калининградской области
ПИСАТЬ, КАК КУРИЦА ЛАПОЙ.
петух с трубой на гербе Мехерна
ЯЙЦА КУРИЦУ НЕ УЧАТ
ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ
ДАТЬ ПЕТУХА — сорвать голос и начать говорить в совсем другой тональности (пищать?)
КУРОЧКА ПО ЗЕРНЫШКУ КЛЮЕТ И СЫТА БЫВАЕТ
Герб города Ческа-Тршебова Чехия
Курочка в курятнике за себя не боится — пока хозяину супчика не захочется. А свободы без меча и страха не бывает. А.Прозоров, Золото мертвых (Князь-3).
ПЕТУШАРА — словечко жаргонное, неприятное. Из приблатненного сленга. Не к самым лучшим людям так обращаются. И не за что бы я это слово в эту статью не включила, если бы на глаза мне не попался герб чешского города Ческа-Тршебовова. Уж не знаю, почему этот городок из Богемии выбрал себе такой странный символ, но — что есть, то есть…
ИЗВЕЧНЫЙ ВОПРОС: Что появилось раньше: яйцо или курица?
ПАМЯТНИКИ ПЕТУХАМ И КУРИЦАМ.
Это и курица, перебегающая дорогу, в Стокгольме, и Синий петух, что какое-то время красовался в Лондоне на Трафальгарской площади.
ЗАЩИТНЫЙ РУБЕЖ — пение петухов, и обычно не первое, не второе, а именно третье.
Как пример — сказка «Окаменевшее царство»
Так случилось, что Солдату надо было выстоять три ночи против тварей ночных: темных да гнусных. И сказали ему, что выстоит он, если будет волшебную книгу читать всю ночь, до самых третьих петухов.
Интересно, что это за книга такая охранная была? Вот что за книга — не знаю, а то что он три ночи продержался, про то в сказке говорится.
В игре «Новые Земли» собирается коллекция курицы-наседки и петуха.
В игре «Домовята» собирается коллекция конфет. И среди прочих — леденец Петушок.
В игре Тридевятое царство мы видим и курятник, и Курочку Рябу и даше игрушку-свистульку- Петушка.
По версии игры «Три-девятое царство», для изготовления зелья ветра необходимы колдовской настой, куриные перья, перо жар-птицы и пчелы.
Петух занимает в нем десятое место.
Достаточно поздно, после Обезьяны, десятым, на праздник пришел Петух, чем очень удивил Будду. Ведь Петух встает очень рано, почему же пришел — поздно? Оказывается, он ценные указания своему большому семейству раздавал.
Петух на гербах Моревского, Перворечинского и Ахтарского СП Краснодарского края,
Петух на гербах Ахтарского, Моревского и Первореченского СП Краснодарского края.
Петухи на гербах поселка Рефтинский Свердловской области, деревни Бостынь в Белоруссии и СП Красносамарское Самарской области дают понятие о представлении «жареный петух клюнул».
Петухи на гербах Петушинского района и города Петушки Владимирской области и СП Березняковское Московской области.
Петушиная голова на гербах Рассказовского района Тамбовской области, СП Есинка Тверской области, поселка Томилино Московской области.
Петух в геральдике — Символика петуха, даже при всей его явной заносчивости и драчливости, в целом — весьма положительна. Это — символ довольно раннего пробуждения, это символ домовитости и охраны своего собственного семейства, это также символ храбрости и умения постоять за себя.
Петух с курицей и просто курицы на гербах города Гурьевска Калининградской области, Окского СП Рязанской области и Сосновского СП Иркутской области.
Курица на гербах Новомайнское ГП Ульяновская область, деревня Осеево, Подмосковье и на гербе муниципалитета Фурно (Франция).
Информация подобрана специально для сайта
Петух олицетворяет воинскую храбрость, пыл, а также религиозное воодушевление.
По Лакиеру, является символом борьбы, наступления.
Петух является распространённым символом во Франции. Наибольшее распространение в геральдике получил во Франции.
В Галлии являлся священной птицей.
Считается поющим, если клюв открыт. Петух в геральдике считается готовым к сражению, если одна лапка поднята.
Символизм
Олицетворяет мудрость, бдительность, надёжность, духовное возрождение, высокомерие, воинственный нрав, храбрость.
вы все еще, как цыпленок, прячетесь под юбки вашей наседки-бабушки… (Гончаров),
петух: гордый, возбужденный, горластый: Зато старик в своей обнове был горд, как петух (Достоевский), Мусье, мадамы, возбужденней петухов, / прут в парфюмерии, в драгоценном звоне (Маяковский),
(592) Статья написана специально для сайта
Петух в славянской мифологии
Древние славяне относились к образу петуха очень почтительно и связывали его с самим Солнцем. Можно смело сказать, что у славян древней Руси, а также других народов и племён, петух был птицей священной.
Петух почитался как символ огня и символ Солнца. Как символ огня петух почитался, так как был связан с жарким Солнцем. В первую очередь, его всё же связывали с дневным светилом и, естественно, богом, который был олицетворением или покровителем Солнца — Даждьбогом или Хорсом. Почему именно петуху дали такую честь?
В первую очередь, и в этом не никаких сомнений, по той причине, что петухи оглашают окрестности с первыми лучами света. Те люди, которые живут в деревне или неоднократно бывали в деревнях и посёлках, где в хозяйстве держат кур и петухов, наверняка знают об этой необычной особенности птиц. Как только истекает ночь и время подходит ближе к утру, на самой заре петухи начинают издавать очень громкие крики «кукареку». При этом петухи всегда стараются забраться как можно выше, чтобы их было не только слышно, но и видно как можно дальше. Если объяснить это с точки зрения зоологии, то криками и вызывающим поведением петухи заявляют о своей территории, показывают другим петухам, что они всегда стоят на страже своих владений, своих кур и потомства. Такая особенность, как защита своих владений, присутствует у многих животных, например, медведи оставляют глубокие зарубки на деревьях при помощи когтей, кошки помечают территории специальным ароматным секретом, а при помощи вокала заявляют о своей территории не только петухи и многие другие виды птиц, но и некоторые животные, например, гиббоны.
Такая особенность петухов, как кричать на самом рассвете, предупреждая всю округу о том, что близится светлое время суток, сделало их популярными в мифологии и верованиях славян. Многие народные сказки, истоки которых наблюдаются в древнейших мифах славян, повествуют о том, что нечисть или злые силы исчезают с криком петуха. Как только злые силы, которые, судя по сказкам, выползают по ночам, чтобы делать разные пакости, заслышат петушиный крик, они тут же бросаются прочь, так как именно этот крик, словно природный будильник, предвещает восход Солнца. По этой причине славяне сравнивали петухов с помощниками самого Солнца и солнечных богов. Так как петухи предвещают восход, в древности их называли вещими птицами. Нельзя отрицать такую возможность, что именно петухи стали прообразами появившейся позднее мифической птицы вещей Гамаюн.
Помимо всего вышесказанного, также стоит упомянуть и гребешок на голове у петуха. Гребень на петушиной голове представляет собой ярко-красный волнистый выступ, который очень похож на пламя огня. Вероятно, такая форма гребня на птице, которая возвещает о восходе Солнца, также в немалой степени поспособствовала тому, что петуху отдали особую роль в мифологии ещё и как покровителю огня. Стоит вспомнить хотя бы известную поговорку «пустить красного петуха» (пожар, поджечь).
Петух был не только неким символом Солнца, но даже оберегом. Изображения петуха помещались на крышах домов и флюгерах. Такие изображения, по поверьям славян, должны были защитить дом от огня, так как петух является его покровителем, от нечисти, так как петух является символом самого главного врага нечисти — Солнца, а также могли охранять дом на протяжении всей ночи, так как злые силы, которые боятся петушиного крика, ни за что не подойдут к дому, на крыше которого, словно стражник, всегда находится петух. Стоит здесь отметить, что по той же самой причине на крышах устанавливали не только петухов, но и изображения коней — коньки (также подковы), так как кони у древних славян имели такую же солнечную символику (Солнце, по поверьям, передвигалось по небу в конской упряжке). При постройке дома славяне приносили в жертву и закладывали под строящийся дом чёрного петуха. При переезде в новый дом первыми запускали петуха и кошку. Все эти ритуалы были направлены на то, чтобы защитить дом от пожара и отпугнуть злые силы.
Помимо этого, петух почитался ещё и как символ плодородия. Из-за того, что в ведении петуха всегда находится целый курятник, который постоянно приносит яйца хозяевам или новых птенцов, петух считается настоящим осеменителем, равных которому просто нет. Символ плодородия, жизни, огня и Солнца — петух участвовал во многих ритуалах язычников древней Руси. Нередко петухи становились ритуальным блюдом на праздники в честь урожая. Петух также приносился в жертву и подавался на стол в виде разнообразных блюд в праздники поминовения предков. До сих пор сохранилась традиция готовить на поминки в обязательном порядке куриный суп. Сохранились также сведения о таком ритуале у славян, когда покойника выносили в курятник на три дня, чтобы на протяжении трёх суток петух опевал умершего, выгнал из него всё нехорошее, не подпускал к его телу и его душе злых духов и, в конце концов, проводил в иной мир.
Видео. В деревне: Петух кукарекает и… мычит
Символика Петуха (Курицы)
В основе мифологического образа Петуха во многих традициях – его связь с солнцем. Как и солнце, Петух «отсчитывает» время («первые петухи», «третьи петухи», «до петухов»). Петух, глашатай дневного светила, громко и радостно поющий ему хвалу при первых проблесках зари, естественным образом является эмблемой солнца, света и духовного возрождения после замогильного мрака ночи.
В Европе петух символизирует такие похвальные качества, как бдительность, храбрость (арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью Петуха), мужество и надежность, сексуальную потенцию (и в наши дни половой член часто называют «петухом»), а в Китае к ним добавляют еще благородство и великодушие. Ограничившись только этими значениями, мы получили бы портрет идеального мужчины, если бы не высокомерие, надменность, задиристость и похотливость, также присущие нашему голосистому герою. Все эти грешки, впрочем, лишь придают его портрету больше жизни. Достаточно взглянуть на них под другим углом зрения, чтобы недостатки легко превратились в достоинства: высокомерие и надменность – в гордость, задиристость – в воинственность, а похотливость – в неотразимую мужскую сексуальность и притягательность.
Бдительный и храбрый воин, наделенный к тому же редким даром предвидения, будучи вознесен на крышу, и посажен на спицу или шпиль, превращается в идеального часового. Золотой петушок-флюгер из пушкинской сказки исправно показывал царю Додону то опасное направление, откуда следовало ожидать «. иль набега силы бранной, иль другой беды нежданной». Петух с золотым гребнем из скандинавских мифов надежно охранял Биврест, мост-радугу, соединявший землю с чертогами богов.
Изображение петуха-стража часто помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях (орнаментах). В Китае красный Петух изображается на стенах дома как талисман против огня.
Арес, греческий бог войны, приходя на тайное свидание с прелестницей Афродитой, ставил на страже своего слугу Алектриона, чтобы тот будил влюбленных до наступления утра. Однажды Алектрион проспал, и разгневанный Арес превратил его в петуха, справедливо полагая, что в этом обличье нерадивый слуга будет гораздо лучше исполнять свои обязанности. Кроме Ареса, солярная птица верой и правдой служила Аполлону, Афине, Апису, Гермесу, Асклепию и другим античным богам.
В китайской мифологии трехлапый петух с золотыми перьями, сидящий на высоком мировом дереве Фусан в долине Taнгy, считается символом Ян – мужского начала во Вселенной. Чудо-петух трижды кричит на всю Поднебесную: первый раз, когда солнце совершает утреннее омовение в водах океана; второй раз, когда светило достигает зенита; и третий раз – на закате. На его крик первым откликается золотой петух на персиковом дереве с горы Таодушань, а затем уже их зычную песню подхватывают все прочие петухи земли. В индийских мифах аналогом золотого петуха-первопредка выступает «петушиный царь», управляющий хором земных петухов с верхушки волшебного дерева Джамбу, растущего на срединном материке Джамбудвипа.
Не все мифические петухи так уж хороши. Совершенно безупречны лишь священная белая и золотая солнечная птица, а вот пестрая обладает сомнительной репутацией. Красный петух, как символ огня, довольно-таки опасен. «Пустить кpacнoгo петуха» – значит устроить поджог, а подобные деяния вряд ли совершаются с добрыми намерениями. О черном петухе и говорить нечего – уже сама мрачная расцветка изобличает в нем прислужника Сатаны. Считается, что черных петухов держат в хозяйстве только ведьмы да колдуны, а грузинские злые духи кудиани разъезжают на них верхом и творят черные дела.
Опасны также птицы, достигшие 7 и 9 лет. В этом преклонном возрасте петухи якобы могут начать нести яйца. Яйца не простые, и вовсе не золотые, а попросту дрянные, таящие в себе эмбрион демонического существа. Согласно белорусским поверьям, яйцо, снесенное старым петухом, колдуны носят под мышкой с левой стороны.
Если чародей при этом умудрится не раздавить его в течение полугода, то из яйца вылупится змееныш-домовой. Литовцы полагали, что подобным образом можно вывести и приручить огненного змея Айтвараса, способного принести хозяину кучу денег (при желании можно взять и продуктами). Хуже всего, если в роли наседки выступит пучеглазая болотная жаба – тогда из петушиного яйца выведется чудовищный василиск с головой петуха, туловищем жабы и змеиным хвостом, убивающий все живое ядом своего страшного взгляда.
В религии язычников петухи часто использовались в качестве жертвы. При жертвоприношении было необходимо строго соблюдать цветовой режим. Добрым богам жертвовали белых птиц. Древние греки, желая исцелиться от болезни, посвящали белого петуха Асклепию, а литовцы резали его собрата во славу Вайжгaнтaca. Чтобы обеспечить богатый урожай льна, Галагону, осетинскому богу ветра, следовало даровать только красного петуха, а хтоническим (подземным) богам – черного. Побаловаться петушатиной были не прочь и злые духи, поэтому славяне, пытаясь их умаслить, душили черных петухов для водяного, банника и прочей нечисти. Французские ведьмы выходили по ночам на перекресток с черным петухом под мышкой, чтобы предложить свой дар самому Люциферу.
Обряд жертвоприношения петуха ради получения богатого урожая широко практиковался и в древности, и в Средние века, и даже в Новое время. В Кастилии и Галисии, например, в дни масленичного карнавала «петушиного короля» подвешивали на веревке и торжественно зарубали саблей, сопровождая экзекуцию декламацией шуточных стихов. В Германии, Словакии и Болгарии петуха, считавшегося воплощением духа хлеба, обезглавливали серпом во время праздника жатвы. Потоки жертвенной крови несчастных птиц проливали как язычники, так и христиане, даже невзирая на то, что в этой религии петух символизирует солнце, свет и возрождение.
На Востоке отношение к петухам более последовательное и гуманное. В митраизме и маздеизме наш герой, олицетворявший солнце, был главным атрибутом Сраоши, сына и посланника светлого Ахурамазды. О высоком статусе солнечной птицы в иранской религии красноречиво свидетельствует уже тот факт, что скипетры шахов и жезлы жрецов-aтpaванов нередко увенчивала драгоценная фигурка петуха.
Священным признается петух и в синтоизме. Храмовая птица пользуется здесь абсолютной свободой, добровольно выполняя при этом почетную обязанность: подобно мусульманскому муэдзину, она зычным пением созывает верующих на молитву. Глубочайшее уважение снискал у японцев уже древний предок петухов, сумевший выманить из тесного грота скрывавшую свой светлый лик богиню солнца Аматэрасу – главу синтоистского пантеона и прародительницу японских императоров.
Чтят петуха и даосы, но вот в буддизме ему досталась не самая лучшая роль. Эмблема петуха, изображенная внутри дурного колеса сансары, олицетворяет собой земные плотские желания, кои и не дают человеку вырваться из замкнутой цепи перерождений, влекущей его по пути бесконечных страданий.
Древняя иконография представляет, целую галерею образов, так или иначе связанных с петухом. Абраксас, змееногий гностический повелитель небес и времени, изображен с петушиной головой на человеческом теле, а даосский «великий единственный» бог Тайи, наоборот, с человеческой головой на петушином туловище. Фригийский бог молодой луны Мен в облике ребенка скачет верхом на петухе. Воинственность индуистского бога войны Сканда подчеркивает эмблема петуха на его знамени. Наиболее оригинально выглядит литовский бог ветра Вейопатис – он двулик, подобно римскому Янусу, и крылат, как греческая Ника; руки его разведены в стороны, рты широко открыты, а на голове восседает петух.
В христианской иконографии петух стал эмблемой отречения и раскаяния апостола Петра. О причине такой символики единогласно поведали все четыре евангелиста. Как следует из их записей, Христос открыл своему верному ученику, что в ночь после Тайной Вечери Петр успеет трижды отречься от него, «прежде, нежели пропоет петух». Так все и случилось. Когда Христос был схвачен и доставлен к первосвященнику Каиафе, апостол не только троекратно отрекся от учителя, но и побожился, что не знает его. На рассвете, когда запел петух, Петр вспомнил о пророчестве Иисуса и залился слезами раскаяния. С тех пор петух стал его неизменным атрибутом и постоянным укором.
В эмблематике Франции петух является воинственной эмблемой. Еще древние римляне прозвали далеких предков французов «галлами» («петухами») за их вспыльчивый и задиристый характер. Меткое прозвище прижилось и, по-видимому, даже понравилось его обладателям, а впоследствии французский король Карл VIII (1483-1498) утвердил изображение петуха-галлуса в качестве официальной государственной эмблемы. Несколько веков галлус был символом Франции, а в эпоху Великой французской буржуазной революции даже воцарился в гербе государства. Правда, ненадолго. Haполеон Бонапарт, реставрировав монархию, променял его на птицу более высокого полета – на императорского орла.
С тех пор рейтинг этой национальной эмблемы заметно упал. В ХХ веке галлуса частенько изображали в виде карикатуры, высмеивая авантюризм, заносчивость, задиристость и непомерное самомнение французских политиканов. Но в наше время ему нашлось более достойное применение – петух-галлус неожиданно обрел себя в спорте, превратившись в эмблему Национального Олимпийского Комитета Франции.
В российских городских гербах петухи являются не воинственной, а мирной «говорящей» эмблемой (например, в гербе г. Петушки).
Что касаемо Курицы, в Европе она олицетворяет воспроизводство, материнскую заботу, а также провидение. Черная курица – слуга дьявола или одно из его проявлений. Кудахчущая курица символизирует властную или смелую женщину. Иногда «курица» – является оскорбительным названием женщины, например «глупая как курица». В христианстве наседка с цыплятами олицетворяет Христа со своей паствой.
В Южном Китае курица (дзи) выступает в роли творца: черная и белая куры откладывают по девять яиц каждая, из которых вылупляются, соответственно, плохие и хорошие люди. Кровь черной курицы. По их поверью, способна отгонять злых духов. В Древнем Риме ее использовали для гадания: жрецы истолковывали поведение священных цыплят во время их кормления.
«Прилежная наседка» в аллегорическом изображении «семи свободных искусств» выражает грамматику, требующую немалого усидчивого умственного корпения.
По античным знахарским поверьям, куриная кровь сдерживает обуревающие половые инстинкты, а куриный жир – помогает при сухости языка и вылечивает глазную болезнь.
Иногда курица выступает символом богатства («нести золотые яйца»). В сказаниях курица, сидящая на яйцах, зачастую воплощает хранимые сверхъестественными силами сокровища (в том числе подземные богатства).
Ниже приведено описание гороскопа Петуха (Курицы), с уточнением по знакам Зодиака: