курсы коучинга что это
Путеводная карта по видам коучинга
Сегодня мы решили описать классификацию и виды коучинга по области применения. Вы когда-нибудь отправлялись в путешествие на автомобиле? Чтобы приключение прошло без неприятных сюрпризов, недостаточно уверенно чувствовать себя за рулем, обладать смекалкой и любопытством. Требуется подготовка: купить карту, заранее залить бак бензином, разведать информацию о месте для ночлега, узнать о препятствиях на пути. Коучинг – тоже предварительная работа. Под руководством опытного наставника вы самостоятельно составляете маршрут и увереннее чувствуете себя в дороге. В зависимости от ситуации используются разные виды коучинга.
Что такое коучинг
Представим, что вы находитесь на берегу бурной реки. Нужно срочно перебраться на другую сторону, но моста нет. Сначала возникает чувство растерянности – непонятно, как справиться с проблемой. Потом появляются первые робкие идеи: отправиться на поиски моста, сделать его самостоятельно, переплыть на другой берег. Взвесив все «за» и «против» вы выбираете оптимальный вариант и начинаете действовать. В повседневности часто происходят подобные ситуации. Мы чувствуем себя «растерянными на берегу» и размышляем, как действовать дальше. В такие моменты грамотное решение – коучинг.
Этот тренинговый метод появился более 30 лет назад и все это время набирает популярность. Он заключается в работе с опытным наставником. Специалист не предлагает готовые схемы, решения или инновационные идеи. Задача коуча – направить мысли ученика в нужное русло для принятия самостоятельных и взвешенных решений. Вы начинаете чувствовать себя режиссером собственной жизни, корректируете сценарий и быстрее достигаете поставленных целей.
В основе коучинга убеждение – у каждого ученика кроме задачи есть все необходимое для ее решения. Найти ответ не получается по разным причинам – мешают ограничивающие установки, стереотипы, неуверенность в себе. В процессе партнерства с наставником раскрываются внутренние ресурсы, которые не использовались раньше. Вы активизируете все способности и действуете эффективнее. Показатель результата совместной работы – когда спустя время ученик понимает, что не нуждается в наставнике для достижения своих целей.
Джон Уитмор считает коучинг процессом разблокировки человеческого потенциала для улучшения производительности. Карен Вайс отмечает, что данный вид наставничества предоставляет клиентам возможность принимать взвешенные и осознанные решения, чтобы стать в собственной жизни лидерами. Майлс Дауни называет коучинг искусством упрощения работы.
Происхождение термина
Термин коучинг сегодня у всех на устах. О его происхождении ходят споры. Основных версии две. Англичане заимствовали «coach» из венгерского языка. «Kocsi» – название маленького городка в Венгрии, где делали вагоны и конные экипажи. Согласно этой теории, коучей ассоциировали с извозчиками, которые направляли экипажи в нужное место.
Есть еще одна версия. По другой гипотезе, зажиточные семьи брали с собой в путь проводников. Помощники хорошо знали дорогу и ориентировались на местности. Благодаря их знаниям путешествие проходило легче. Такое сравнение раскрывает методы коучинга. Опытный наставник извозчика не заменит, но будет сидеть рядом и направлять, пока экипаж не прибудет в место назначения.
Лучшее определение коучинга простыми словами принадлежит ICF (International Coach Federation). Этот метод характеризуют как продуманный творческий процесс. Ученик находится в партнерстве с наставником, вдохновляется на раскрытие профессионального и личного потенциала.
Виды коучинга
Виды коучинга выделяют в зависимости от количества участников, типа взаимодействия с наставником, области применения и других факторов. Сегодня известно множество классификаций, но популярны 5 из них.
По количеству клиентов
Работа с наставником может быть:
В первом виде взаимодействие проходит с глазу на глаз. Цель индивидуального коучинга – решить конкретные вопросы в проблемных сферах жизни клиента. Задачи бывают разного плана: улучшить отношения в семье, наладить дела в бизнесе, научиться грамотнее планировать время или распоряжаться финансами.
В зависимости от целей и потребностей ученика назначают разовую встречу или курс. Для решения простых вопросов требуется не более восьми сессий. Если предстоит глобальная и комплексная работа с разными сферами, нужен системный подход. В этом случае встречи назначают не реже одного раза в 7 дней, развиваться с наставником предстоит не менее 10 недель.
Организационный коучинг подразумевает интенсивную работу с главой компании, а также взаимодействие с руководителями отделов и их подопечными. Цель бизнес коуча – улучшить ситуацию в организации, раскрыв потенциал каждого участника и особенно первого лица.
Командный коучинг проходит в группе. Результат зависит от наличия общего запроса у всех клиентов. Похожие цели встречаются в семье, бизнесе, спортивных командах. Успех зависит от мотивации и вовлеченности каждого участника процесса.
По формату обучения
В последнее время становятся популярнее заочные встречи. Дистанционный коучинг стал возможен благодаря развитию технологий. Легко выбрать канал связи, подходящий для обеих сторон. Общение проходит в мессенджерах, по скайпу, телефону или электронной почте. Это экономит время. Возможность общаться с коучем не пропадает во время командировок и отпуска. Сеансы можно проходить со специалистом из другой страны.
В фильмах мы привыкли видеть очные консультации, когда наставник находится с клиентом в одном помещении. Такой вид взаимодействия называется личным.
По уровню значимости задач
У каждого клиента свои запросы. В зависимости от масштабности действий подбирается подходящий вид коучинга:
По области применения
Ещё одна классификация — по сфере. Выделяют следующие виды по области применения:
Лайф коучинг. Одно из самых популярных направлений. Потребность в нем остро возникает во время жизненных трудностей. Например, когда человек не до конца проявляет свои способности, страдает от низкой самооценки и не знает, куда двигаться дальше. В жизненном коучинге моделируются ситуации и вырабатываются нужные качества. Уверенность в себе, позитивный взгляд на вещи, целеустремленность — все это развивается в процессе. Бесполезно делать то же, что и обычно, и ждать других результатов. Чтобы стать успешнее, измените поведенческую стратегию, добавьте полезные привычки и последовательно двигайтесь к целям. Все эти навыки появляются в результате партнерства с лайф коучем.
Карьерный коучинг. Такой вид взаимодействия необходим людям, которые задумываются о смене сферы деятельности, места работы или должности. Подходит он также тем, кто «достиг потолка» на работе и хочет продвинуться по службе. Вместе с карьерным коучем клиент раскрывает потенциал, чтобы оперативно решить весь спектр рабочих вопросов.
Бизнес коучинг. Сессии проводятся для сотрудников любых уровней, чтобы улучшить личную результативность и работу в группе. Как и в лайф направлении, бизнес коучи постоянно «держат руку на пульсе» — контролируют процессы, помогают грамотно подготовить стратегии развития компании и заранее предусмотреть трудности на пути. Процветание организации зависит от множества факторов. Недостаток знаний, загруженность, многозадачность, проблемы в отношениях — во время работы с профессионалом выявляются все «болевые точки» бизнес процессов. Тормозящие факторы устраняются, повышается мотивация сотрудников и улучшаются отношения. После сессий у руководителей остаются подробные инструкции для эффективной работы команды в будущем.
Семейный коучинг. Специалист общается с отдельными родственниками и со всеми членами семьи, чтобы сделать отношения гармоничными и теплыми. Групповой коучинг помогает легче преодолеть кризис, научиться решать вопросы без скандалов, достигать поставленных целей и стать счастливее дома.
Финансовый коучинг. Этот вид коучинга подходит тем, кто не умеет распоряжаться деньгами.
Коучинг личной эффективности не всегда выделяют в отдельную группу — это направление пересекается с другими.
Если вы не планируете заниматься с наставником, но заинтересованы в вопросе, почитайте работы Джона Уитмора, Мэрилин Аткинсон, Марии Илиф-Вуд, Джули Старр и Майлза Дауни.
По стилю проведения
Направления коучинга разделяют по типу проведения сессий. Фристайл иначе называют еще «вольным стилем». Предусмотрены как разовые встречи, так и системные. Например, в конце каждого месяца для подведения результатов и постановки новых целей.
Второй тип коучинга называют процессным. Наставник во время первой встречи узнает о проблеме, уточняет пожелания клиента и составляет подробную программу развития. Сессии длятся в зависимости от поставленной задачи в течение года и даже дольше.
Модели и техники
Перед началом работы хочется составить хотя бы примерное впечатление о том, что предстоит. Моделью коучинга называют набор специальных техник. С их помощью легко увидеть целостно сложившуюся ситуацию. Бывает такое – серьезные проблемы в одной сфере, но для их решения требуется погрузиться в другую область, о которой клиент не задумывается. Специалист использует знания и опыт, чтобы посмотреть на ситуацию со стороны, адекватно оценить происходящее и увидеть нужное направление работы.
Основные принципы всех моделей – в том, чтобы установить доверительные, партнерские отношения. Информация, полученная во время работы, остается полностью конфиденциальной. В основе всего интересы и ожидания клиента, а не коуча. Именно поэтому первый шаг – детальное обсуждение сложившейся ситуации. Одна из самых распространенных моделей называется GROW. На первой сессии определяются и формируются цели, рассматривается нынешнее положение вещей. Затем клиент вместе с наставником анализирует все возможности, которые приблизят его к осуществлению желаемого. После этого составляется подробная стратегия действий.
Техниками называют инструменты для достижения нужных результатов. Некоторые появляются во время встреч спонтанно, другие – универсальные – наставник готовит заранее.
Философия коучинга не предполагает навязанные решения извне, задача наставника – направить ход мыслей клиента. Поэтому одна из главных техник – открытые вопросы. Они заставляют человека задуматься, порассуждать, по-новому взглянуть на сложившиеся обстоятельства.
Часто применяется шкалирование – оценка положения дел или эмоционального состояния. Этот шаг нужен одновременно для глубокого понимания настоящего и грамотного формулирования целей. Большой путь разбивается на маленькие участки. После преодоления каждого из них виден результат, поэтому мотивация не падает.
Одна из самых длительных техник – колесо коучинга. В круге, разделенном на сектора, обозначаются разные сферы жизни. Клиент наглядно видит, каким областям требуется повышенное внимание.
Все техники комбинируются между собой. Даже простой, но грамотно подобранный вопрос, помогает взглянуть на ситуацию извне и подкорректировать действия. После нескольких сессий клиенты начинают по-новому расставлять приоритеты, эффективнее решать важные задачи, становятся энергичнее и увереннее в себе. Работая с наставником, легче найти выход из кризисной ситуации, развить лидерские качества, стать гармоничнее в семье и успешнее на работе.
Коучинг: что это такое и как этому обучиться
Зарубежное понятие «коуч» в России пока не особо известно. С ним связано множество мифов: кто-то думает, что коуч это что-то сродни шарлатанству, и от такого специалиста нужно держаться подальше, кто-то полагает, что это волшебник, который решит все проблемы. Есть еще третья категория населения: она смело называет коучем себя, желая навариться на доверчивости людей.
Все это происходит, потому что мало кто понимает, что же все-таки значат слова «коуч» и «коучинг». Если сказать просто — коуч, это человек, помогающий найти путь к цели, добиться результатов и способный показать светлое будущее. Он не берет за руку и не ведет через тернии: он делает так, чтобы человек сам смог преодолеть препятствия, поменял мышление и начал добиваться поставленных целей. Его задача натолкнуть на правильные мысли, научить не паниковать при трудностях и выстраивать правильную линию поведения в зависимости от внешних обстоятельств.
Приведем пример.
Репетитор по языкам проверит ваши знания, разработает программу обучения, регулярно будет ее корректировать. Он научит произношению звуков, чтению и разговорной речи. Это человек, который знает как учить и что для этого следует сделать. Коуч же не будет учить и показывать, как нужно действовать. Он показал вам, ЧТО нужно сделать. чтобы научиться, и КАК преодолеть трудности. Для этого он выявил бы вашу мотивацию, помог сформулировать цель, помог бы САМОСТОЯТЕЛЬНО наметить курс обучения. Коуч наставляет на поиск решения, а не предоставляет готовые варианты действий.
Как стать профессиональным коучем и помогать людям
Чтобы стать коучем не нужно быть экспертом в какой-то области. Коуч не дает рекомендаций, поэтому от его действий вреда быть не может. С помощью наводящих вопросов он мотивирует на исследовательскую деятельность, помогает раскрыть внутренние препятствия на пути к цели и найти способы их преодоления.
Однако если коуч разбирается в выбранной им сфере, это дает ему значительное преимущество. Хотя бы потому, что клиенты всегда обращают внимания на такие детали. Странно, если коуч, работающий в области отношений в паре, будет одинок.
Для того, чтобы стать коучем, не нужно быть психологом и психотерапевтом. Специалист не работает с психологическими проблемами, он лишь раскрывает скрытый потенциал каждого человека.
Коуч обладает богатым жизненным опытом. Главный инструмент коуча — не стандартные вопросы, а опыт и сила личности. Важно вдохновлять клиента, помогать ему поверить в свои силы и доказать, что путь к мечте можно преодолеть, если правильно это делать.
Чем коучинг отличается от обычного обучения
Коучинг, наставничество, репетиторство — эти три понятия часто путают. Безусловно, общие моменты в них есть, но идентичными их назвать нельзя. Разница в следующем:
Виды профессионального коучинга
С чего начать обучение коучингу: полное пошаговое руководство
Таким образом, для того чтобы стать коучем, не нужно делать что-то невероятное. Главное честно отвечать на вопрос: для чего я это делаю и что хочу получить? Как и в любом деле, здесь важна стратегия и поэтапность действий. Если придерживаться простых правил и не торопиться, можно легко стать экспертом и быстро собрать клиентскую базу. Позже, когда вы уже успешно отработаете с несколькими десятками клиентов, они начнут работать на вас: коучинг — крайне востребованная сейчас услуга, поэтому хороший специалист без работы не останется.
Заключение
Коуч — новая профессия, включающая творчество, базовые знания психологии, навыков коммуникации и убеждения. Для того, чтобы стать хорошо оплачиваемым специалистом, важно любить общаться с людьми, уметь с ними взаимодействовать и не бояться признавать свои ошибки.
Обычно коучи работают на себя, и это приносит им высокий доход. С трудоустройством в компанию могут возникнуть сложности, потому что пока что заслуги такого специалиста в штате способны оценить не многие. На наш взгляд, все это вопрос времени. Уже совсем скоро руководители компаний убедятся в необходимости коучинга и его способности повышать коллективную мотивацию. А пока можно нарабатывать собственную клиентскую базу и помогать клиентам в индивидуальном или групповом формате.
Коучинг — что это такое, базовые инструменты и типовая модель коуч-сессии
Коллеги, всем привет!
В наши дни, наверное, каждый хоть раз слышал слова «коучинг» или «коуч» (а те, кто работает в ИТ, может быть, слышали эти слова чаще, чем хотели бы:)). Но как ни странно, далеко не каждый знает, что на самом должно стоять за этими словами. Поэтому в сегодняшней статье хотелось бы раскрыть две темы:
Дать представление о том, что такое коучинг в классическом понимании этого термина.
Рассмотреть несколько простых коучинговых инструментов, которые любой может использовать в жизни и в работе без какой-либо специальной подготовки.
Начнем с определения коучинга. Зачастую этот термин ассоциируется с чем-то, что идеально описывает следующий мем:
Такое представление о коучинге возникло, мягко скажем, не на пустом месте, но тем не менее оно далеко от классического определения.
Международная федерация коучинга, ICF, определяет коучинг как процесс партнерства, стимулирующий работу мысли и креативность клиента, в котором клиент с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал.
Честно скажу, когда первый раз увидел это определение, то мысли были примерно такие:
Но на самом деле, все не так плохо, и если раскрыть эти общие слова чуть подробнее, то в них появляется смысл:
Коуч отвечает за то, чтоб помочь клиенту найти наиболее подходящий способ решения его запроса. При этом коуч помогает клиенту осознать свои зоны роста и найти самому способы продвижения в этих зонах.
Клиент отвечает за то, чтоб активно и самостоятельно (пусть и с помощью коуча) находить решения своих задач и реализовывать их на практике.
Здесь ключевой момент в том, что коуч ничего не предлагает, не советует и ничему не учит, он помогает клиенту объективно увидеть ситуацию и самому выбрать наиболее правильное для него решение.
Тут может возникнуть вопрос «А если коуч не дает советы, то зачем он вообще нужен»?
Если в двух словах, то логика в том, что есть ситуации, где опыт других не особо применим, т.к. то, что помогает одному, может быть бесполезно для другого. И здесь уже важнее найти индивидуальное решение, которое поможет конкретному человеку в конкретной ситуации.
Примечание. В ICF для выдачи советов есть менторинг и наставничество (тут снова хочется вспомнить про картинку выше:)).
У такой модели взаимоотношения между клинетом и коучем есть свои ограничения и область применения, рассмотрим их подробнее:
1. Со стороны клиента:
У клиента должен быть запрос, который он готов прорабатывать в коучинговом формате. Если у клиента нет запроса, и он ничего не хочет решать – коучинг становится бессмысленным.
Клиент готов брать ответственность за себя, свое будущее и свои решения. Как ни странно, но не все на это готовы.
Клиент компетентен в той сфере, где лежит запрос. Например, если клиент – СЕО, и хочет определить для себя будущее своей компании, то он компетентен, т.к. знает и компанию, и бизнес, и рынок. Тогда подобный запрос можно разбирать в коучинговом формате. Если клиент – мастер маникюра с запросом из серии «хочу поднять +500K на Forex-е», скорее всего, это запрос не для коучинга. Ну или для специфического коуча:)
2. Со стороны коуча:
Коуч не дает советов.
Коуч честен с клиентом, но при этом не оценивает действия клиента. Коуч должен быть «зеркалом» для клиента. Если клиенту не нравится то, что он видит – это не вина зеркала.
Коуч искренне хочет помочь клиенту найти лучшее решение для клиента.
Коуч осознает границы своих возможностей и компетенций.
3. Нет смысла применять коучинг для шаблонных операций, где существуют готовые решения и лучшие практики.
Грубо говоря, если надо обучить кассиров тому, как быстрее пробивать товары на кассе, или автомехаников тому, как менять масло на ТО, то для этого не нужен классический коучинг. Коучинг применим там, где нет типового и стандартного решения, которое можно взять и использовать в готовом виде.
Теперь, когда коротко определили основные принципы и ограничения коучинга, рассмотрим базовые инструменты.
Инструмент 1 (открытые вопросы).
Т.к. коуч не дает советов, и клиент должен самостоятельно найти решение своего запроса, то задача коуча в первую очередь состоит в том, чтоб помочь клиенту посмотреть на его запрос под разными углами и объективно увидеть ситуацию в целом. Сделать это можно только с помощью правильных вопросов.
Вопросы бывают двух типов: открытые и закрытые.
Закрытый вопрос – вопрос, формулировка которого подразумевает только ограниченное множество ответов, например:
Ты будешь кофе с молоком или без?
Тебе удобно запланировать встречу в 14 или в 15ч?
Мы будем тестировать этот функционал или сразу выведем на прод?
Такие вопросы хороши для манипуляции, т.к. создают иллюзию выбора, но они не стимулируют появление новых идей.
Открытый вопрос не ограничивает ответ клиента и дает ему свободно высказаться. Обычно, это вопросы, которые начинаются с вопросительного слова «Что», «Как», «Когда», «Почему», «Насколько» и т.п. Вот как можно было бы переформулировать закрытые вопросы из примера выше в открытые:
Что бы ты хотел выпить?
Какое время встречи для тебя наиболее удобно?
Насколько было бы полезно проверить этот функционал перед выводом в прод?
Еще примеры открытых вопросов:
Насколько ты удовлетворен качеством своей работы?
Что бы ты посоветовал поменять в процессе тестирования?
Как ты относишься к тому, что мы не можем выпустить релиз с первой попытки?
Отвечая на открытый вопрос, клиент высказывает свое мнение и лучше осознает ситуацию, свои потребности, цели и т.п. Поэтому основной инструмент в работе коуча – открытые вопросы.
Инструмент 2 («А что еще?»)
Очень часто, когда мы сталкиваемся с каким-то вопросом или задачей, первый вариант решения приходит очень быстро, почти не думая. Например, «Что мы можем сделать, чтоб выполнить задачу вовремя? – Сократить объем задачи/увеличить ресурсы/сэкономить на качестве» и т.д. и т.п.
Такие решения находятся быстро потому, что мы используем наш опыт и уже готовые «шаблоны» решений.
Эти «шаблонны» могут оказаться вполне эффективными и полезными, и тогда все ок, никаких проблем.
Но есть вопросы, где типовые решения не работают, и как раз такие вопросы чаще всего и попадают к коучу.
В этой ситуации надо помочь клиенту выйти за рамки привычных ограничений, и самый простой способ – задать собеседнику вопрос «А что еще можно сделать»? и желательно не один раз, а как минимум три. Звучит банально, но работает.
Наверняка, многие замечали, что подобные вопросы часто задают ведущие различных тренингов. Цель – именно в том, чтоб вытянуть из аудитории нешаблонные ответы.
Если не верите – попробуйте провести эксперимент. Когда будете искать решение какой-то задачи, не останавливайтесь на первом же ответе, а задайте себе или собеседнику несколько раз вопрос «А что еще можно сделать?». Скорее всего, начиная с третьего вопроса ответы будут гораздо креативнее:)
Инструмент 3 («сдвигающие» вопросы).
«Представь себе, что ты уже успешно провел переговоры о повышении ЗП, какие аргументы ты привел на этих переговорах?».
«Представь, что мы уже оптимизировали процесс вывода релиза, что мы сделали в первую очередь, чтоб подготовить план оптимизации?».
«Представь, что ты уже сдал сертификационный экзамен, где ты смог найти информацию, которая помогла в подготовке?/кто смог помочь тебе в подготовке?».
Можно немного модифицировать этот метод и предлагать собеседнику представить не то, что он сам уже решил проблему, а представить другого человека, который столкнулся с такой же проблемой, но уже решил ее. Например:
«Представь себе человека, которому нужно было бы расставить приоритеты между этими задачами, на основании каких критериев он бы мог это сделать?».
«Представь себе успешного трейдера, который удачно сформировал портфель акций. Что могло помочь ему в выборе?».
«Если бы ты смотрел на вопрос глазами успешного маркетолога, с чего бы ты в первую очередь начал компанию?»
Инструмент может показаться странным – «Если я знаю ответ, то я найду его и без сдвигающих вопросов, а если не знаю, то могу хоть 100 раз представить себя кем-то, и ничего не поможет».
Отчасти логично, но практика показывает, что почему-то, когда мы смотрим на вопрос со стороны, нам легче сломать «шаблон». Если все равно не верится – попробуйте несколько раз, результат скорее всего вас удивит:)
Инструмент 4 (шкала).
Этот инструмент помогает объективно оценить текущую ситуацию относительно тех изменений, которые мы хотели бы получить, и определить шаги, которые нужно сделать для реализации изменений. Суть инструмента простая:
1. У нас есть шкала от 1 до 10, где 1 – это наименее приемлемый вариант, 10 – состояние, которое максимально реализует запрос клиента.
2. Предлагаем клиенту описать состояние, соответствующее 1 и 10 на этой шкале. Например:
Если запрос из серии «хочу улучшить качество своей жизни», то предлагаем ответить на вопрос, какое качество жизни соответствует 1 (самое плохое) и какое качество жизни соответствует 10 (тот идеал, который хочет получить клиент).
Если запрос из серии «хочу создать команду мечты», то просим описать, что какое команда на 1 по шкале, и что такое команда на 10.
И т.д. Иногда можно попросить дополнительно описать клиента состояние, которое соответствует середине шкалы – 5ке (так будет проще сделать следующий шаг).
3. Просим клиента определить его текущее состояние на этой шкале, например, «как бы ты оценил свой текущий уровень жизни?», «как бы ты оценил свою текущую команду».
4. Далее просим клиента описать состояния, которое отличается на 1 и на 2 деления от его текущего состояния по шкале. Например, если клиент свое текущее состояние оценил на 6, то просим описать его, что появляется в состоянии, которое он оценил бы на 7 и на 8, и явно проговорить, чем состояние на 7 и на 8 отличаются от состояния на 6.
5. После этого задаем вопрос, что нужно поменять, чтоб изменить его состояние на 1 и на 2 пункта по шкале – «что нужно изменить, чтоб ты оценил свою команду на 7, а не на 6».
6. После этого определяем план действий, который необходим для реализации изменений.
Шаблон коуч-сессии.
Для того, чтоб коуч сессия была эффективна и полезна для клиента, она должна быть структурирована (т.е. коуч не просто так задает вопросы в произвольном порядке, а делает это в рамках структуры). Правильно выстроенная структура сессии помогает клиенту быстрее осознать и проанализировать свой запрос.
Один из самых простых, но эффективных вариантов структуры коуч-сессии – модель GROW (Goals-Reality-Opportunity-Will).
Goals – определяем с собеседником (клиентом) цель запроса – что он хочет для себя решить, как это повлияет на его жизнь, почему это важно для него. Критерии «хорошей» цели:
Экологична – положительно влияет на клиента и его окружение (в противном случае достижение цели может привести клиента к разочарованию).
Соответствует критериям SMART – мы должны понимать, что и когда мы хотим сделать, и как поймем, что мы ее достигли. Например, цели вида «Хочу стать успешным» сформулирована не по SMART, и для нее нужно определить критерии успешности, в какие сроки мы хотим этого достичь, как поймем, что мы получили желаемое и т.д. и т.п.
Reality – совместно с собеседником проясняем текущую ситуацию, узнаем ее описание As-Is. Уточняем, как текущая ситуация влияет на собеседника в конкретный момент и на его жизнь в целом, почему это его не устраивает, к каким последствиям приводит и т.д. и т.п.
Will – помогаем собеседнику детально описать ближайшие шаги, которые нужно сделать, чтоб реализовать выбранные ранее варианты. Желательно для каждого шага определить сроки и критерии выполнения.
Вот собственно и все, о чем сегодня хотелось бы рассказать. В завершение еще раз отмечу, что все, что описал в этой статье, это про классический коучинг, и в реальной жизни его используют далеко не все, кто называют себя коучами:)
Более того, многие коучи и советы дают, и рекомендации, и рассказывают про лучшие практики, и даже навязывают свое мнение там, где, на их взгляд, это может быть полезно клиенту:). Но даже при таком подходе они зачастую опираются на те базовые знания и инструменты, о которых я рассказал выше. Надеюсь, эти инструменты будут полезны и вам.