кусковая планка баяна что это
Кусковая планка баяна что это
В гармониках, баянах и аккордеонах резонатором называют систему воздушных камер определенных размеров, встроенных в одну деревянную конструкцию, являющуюся базой или опорой для голосовых планок.
Резонаторы в практике называют по-разному: резонаторами, городушками и т. д. Однако первое название следует считать более правильным, так как воздушные камеры в резонаторах действительно в некоторой степени способствуют звучанию и улучшают тембр звука. Поэтому качество звучания инструмента зависит не только от голосовых планок, но и от резонатора, от формы и размеров воздушных камер, рассчитанных для каждого тона в отдельности.
Резонаторы язычковых музыкальных инструментов подразделяются на резонаторы мелодии, резонаторы аккомпанемента и резонаторы басовые.
Резонаторы мелодии.
На резонаторы мелодии монтируют голосовые планки, предназначенные для образования звукоряда мелодии инструмента.
Резонатор мелодии (рис. 43) состоит из средника 1, верхнего бруска 2, розетки 3, перегородок 4, крепежного бруска 5.
Воздушная камера в резонаторе мелодии, так же как и в резонаторе аккомпанемента, образована между соседними перегородками, средником, верхним бруском и розеткой.Для каждой воздушной камеры предназначена одна голосовая кусковая планка или пара язычков одной тональности цельной планки, звучащих в противоположных направлениях воздуха; воздушные камеры должны быть хорошо изолированы друг от друга, c тем чтобы не было возбуждения язычков в соседних камерах.
Количество воздушных камер в резонаторе мелодии зависит от диапазона инструмента и конструкции клавиатурного механизма мелодии.
B зависимости от вида инструмента, конструкции его клавиатурного механизма и голосности инструмента, в правой крышке располагается от двух до шести резонаторов.»
И.Фадеев,И.Кузнецов «Ремонт гармоник,баянов и аккордеонов»
«Резонаторы аккомпанемента.
На резонаторы аккомпанемента монтируют голосовые планки, предназначенные для создания готовых аккордов аккомпанемента.
Резонатор аккомпанемента (рис. 44) состоит из средника 9,верхнего бруска 3, розетки 8, перегородок 5, крепежных брусков 1-и 7, клецев 2 и 6, воздушной камеры 4.»
И.Фадеев,И.Кузнецов «Ремонт гармоник,баянов и аккордеонов»
«Басовые резонаторы.
На басовых резонаторах смонтированы голосовые планки, предназначенные для создания басового звука при аккомпанементе.
B зависимости от типа басового механизма резонаторы по конструкции подразделяются на два основных вида:
1) резонаторы басовые для заемного басового механизма —заемные басовые резонаторы
2) резонаторы басовые для незамного басового механизма — незаемные басовые резонаторы.
B гармониках и аккордеонах обычно применяют заемные басовые резонаторы, в баянах —те и другие.
Наиболее распространенный тип резонатора для заемного басового механизма,(рис. 45) состоит из средника 1, верхних брусков 2,розетки 4, перегородок б и клецев 5 и 7.
На одной стороне заемного резонатора расположены наиболее низкие звуки для данного инструмет на другой — на октаву выше.
В практике принято называть одну сторону басового резонатора c наиболее низкими звуками I октавой, другую—II октавой.
Следует отметить, что эти названия не соответствуют действительной высоте расположенных на резонаторе планок, a являются условными названиями.Действительная высота звуков 1 и II октав в зависимости от инструмента находится в пределах от ми или фа контроктавы до ми или фа малой октавы.»
И.Фадеев,И.Кузнецов «Ремонт гармоник,баянов и аккордеонов»
И.Фадеев,И.Кузнецов «Ремонт гармоник,баянов и аккордеонов»
«Голосовые планки.
Во всех типах гармоник, баянов и аккордеонов звукообразователями являются язычки (голоса), жестко прикрепленные c одной стороны к металлическим рамкам, называемым голосовыми планками.Язычки представляют собой упругие металлические пластинки определенной формы и размеров (рис. 41), которые свободно колеблются в проеме планки и герметически его никогда не закрывают.Собственную частоту колебаний таких язычков, их размеры и жесткость рассчитывают по методу НИИМП (Сборник трудов HИИМП, выи. 1, 1938 г.).
Обычно для понижения основного тона язычков их размер увеличивают, a для повышения уменьшают. Но если язычки изготовить строго по расчетным данным, то язычки низких по звучанию нот, например большой октавы или контроктавы,получились бы очень большими, что в свою очередь повлекло бы к недопустимому увеличению габаритов всего инструмента.Поэтому язычки для низких нот изготовляют уменьшенных размеров, но для сохранения нужного тона (определенной частоты колебания) массу язычка увеличивают, напаивая или приклепывая на свободный конец его кусочки металла — латуни, свинца (рис. 41).»
И.Фадеев,И.Кузнецов «Ремонт гармоник,баянов и аккордеонов»
«Голосовые планки представляют собой металлические пластинки, предназначенные для жесткого крепления различных по высоте тона язычков и улучшения условий звукообразования.Язычки приклепывают к планкам заклепками.
Голосовые планки в гармониках, баянах и аккордеонах встречаются трех видов: цельные, групповые и кусковые. Цельные планки— это металлические пластины, изготовленные по размеру соответствующего резонатора и имеющие группу парных отверстий (проемов) для язычков. В большинстве случаев толщина таких планок одинаковая по всей длине.
Достоинством цельных планок является лучшая первоначальная возбудимость язычков, так как их колебательная энергия c одного участка передается через материал планки к язычкам другого участка, и при игре к моменту открытия воздушной камеры они оказываются предварительно приведенными в колебательное движение.
K недостаткам цельных планок относятся:
1. Одинаковая толщина планки по всей длине от высоких до низких тонов, создающая неблагоприятные условия для звучания язычков высокой частоты. Для высоких тонов звукоряда мелодии толщина планки не должна превышать 2 мм, a для более низких звуков, расположенных на другом конце этой же планки — 3-3,5 мм.
2. Сложность изготовления и последующей обработки. При штамповке и особенно наклепке язычков цельные планки деформируются, что вызывает необходимость дополнительной затраты труда для выправления дефектов штамповки и наклепки.
З. Неудобство при ремонте планок c резонаторами, так как для замены одного язычка или внутреннего лайкового клапана приходится снимать полностью всю планку.
Групповые или секционные планки (рис. 42) представляют собой металлические пластины определенной толщины, каждая из которых имеет несколько пар проемов для язычков разной тональности.Секционные планки имеют от четырех до семи пар проемов.Все недостатки, относящиеся к цельным планкам, имеются также и в секционных, хотя в несколько меньшей степени. B настоящее время секционные планки, так же как и цельные, в массовом производстве гармоник, баянов и аккордеонов не применяются.
Кусковые планки нашли наиболее широкое применение в массовом производстве язычковых музыкальных инструментов. Каждая отдельная планка представляет собой металлическую рамку c двумя сквознымм проемами для язычков одного определенного тона. Эти планки имеют ряд преимуществ по сравнению c планками первых двух видов, а именно:
1. Упрощается технология изготовления планок.
2. Появляется возможность механизации и автоматизации процессов обработки планок и наклепки, что способствуeт повышению производительности труда и улучшению качества
планок.
3. Каждая планка может быть изготовлена c оптимальными размерами по толщине, что обеспечивает наилучшие звуковые качества по всему звуковому диапазону.
4. Применение кусковых планок позволяет в широких масштабах проводить унификацию их, что создает возможность сосредоточить производство планок на специализированных предприятиях.
5. Значительно упрощается ремонт планок c резонаторами.»
И.Фадеев,И.Кузнецов «Ремонт гармоник,баянов и аккордеонов»
Пой,гармоника!
Всё о гармони и гармонистах
Типовые наборы голосовых планок и размеры входных камер
Голосовые планки и входные камеры резонаторов составляют акустическую основу язычковых музыкальных инструментов. От их качества в значительной мере зависит качество инструмента в целом. Для получения всей гаммы частотного диапазона звуков инструмента требуется большое количество голосовых планок и входных камер. Из технологических соображений размера их приходится унифицировать, группируя по определенным типоразмерам.
Кусковые голосовые планки
Они могут быть кусковыми (на одной пластине устанавливаются язычки одного тона, причем их количество не превышает двух), групповыми или секционными (на одной металлической пластине равной толщины, у которой от четырех до семи пар проемов, устанавливаются язычки на группу тонов), и цельными (на одной или двух металлических пластинах устанавливаются язычки всего резонатора).
Такие планки удобно делать разной толщины для различных тонов (различных амплитуд колебаний язычка).
На практике толщину рамки выбирают приблизительно равной максимальной амплитуде колебаний конца язычка. При слишком тонких или толстых планках уменьшается интенсивность звука.
Кусковые планки легко унифицируются для использования в различных видах музыкальных инструментов (табл. 7.7). У планок одного номера одинаковые рамки. Для планок с первого по шестой номер рамки изготовляются c напайками и используются в основном в аккомпанементе.
Выпускаемые в настоящее время голосовые планки подразделяют на два набора: № 1 и № 2. Планки набора № 1 используются при изготовлении рядовых инструментов массового производства, № 2— инструментов массового производства повышенного качества. Основное отличие планок этих наборов заключается в величинах зазоров между язычком и стенками проема рамки (табл. 7.8).
Недостаток кусковых планок—сложность изготовления с малыми зазорами между язычком и стенками проемов.
Количество кусковых голосовых планок в гармониках, баянах и аккордеонах массового производства зависит от размеров и конструктивных особенностей инструментов (табл. 7.9).
Секционные и цельные планки
Групповые планки (секционные планки) применяют редко, лишь в специальных (заказных) инструментах. Групповая планка представляет собой рамку равной толщины c проемами, в которых располагаются язычки (рис. 7.30). У групповых планок более низкие пороги возбуждения, так как зазоры между язычками и стенками проемов меньше, чем y кусковых. Недостаток этих планок—большая сложность изготовления и меньшая степень унификации.
Цельные планки(или-целиковые) применяют в основном для инструментов, изготовляемых по заказам, и в губных гармониках. Они, как правило, имеют небольшие зазоры между язычками и стенками проемов, а, следовательно, и низкие пороги возбуждения. K недостаткам цельных планок относят сложность изготовления их разной толщины, поэтому их обычно делают одной толщины.
Для изготовления планок применяются материалы, имеющие близкие значения коэффициентов темпeратурного расширения, удовлетворяющее требованиям антикоррозийиости, механической прочности и минимального удельного веса (табл. 7.10, 7.11).
Резонаторы (входные камеры)
Входные камеры, скомпонованные в единый блок и предусматривающие крепление к ним голосовых планок, называют резонаторами. Рeзонатор состоит из крепежных брусков 1 и 7 (рис. 7.31), клецов 2 и 6, верхнего бруска 3, входных камер 4, перегородок 5, входных отверстий (розеток) 8 и средника 9.
Резонаторы подразделяют на резонаторы мелодии, баса и аккомпанемента.
Резонаторы мелодии
Резонаторы аккомпанемента
Резонаторы аккомпанемента служат для крепления голосовых планок готовых аккордов аккомпанемента и образования звукоряда аккомпанемента. Они могут быть c одинаковыми по размерам противолежащими через средник входными камерами, предназначенными для планок одной высоты, и c различными по размерам противолежащими через средник входными камерами, предназначенными для планок, отличающихся по высоте на октаву.
Резонаторы баса
Басовые резонаторы служат для крепления голосовых планок, предназначенных для создания басового звука в аккомпанементе. Их подразделяют на резонаторы для заёмного басового механизма (заемные резонаторы) и для незаемного басового механизма (незаемные резонаторы). Заемные резонаторы имеют одну сторону для формирования более низких звуков, вторую — более высоких. Незаемные резонаторы имеют дополнительные системы входных камер, служащие для голосовых планок, настраиваемых выше или ниже основных.
Резонаторы для духовых и губных гармоней меньших размеров, другого конструктивного оформления изготовляются из других исходных материалов, чем резонаторы для баянов и аккордеонов (см. табл. 7.10, 7.11). Это связано со спецификой их эксплуатации и вызвано требованиями повышенной влагостойкости.
Расчёт размеров входных камер резонаторов
При определении размеров входных камер принимают по внимание, что при приклейке к резонатору голосовых планок камеры работают, как акустические резонаторы, собственные частоты которых приближённо рассчитывают по формуле Гельмгольца (7.26). Эти частоты должны не совпадать c частотами обертонов язычка, образующими диссонирующие интервалы (ем. рис. 2.17). Длины входных камер выбирают в соответствии c размерами голосовых планок и с учетом запаса на их крепление. Размеры же планок определяются размерами язычков.
Опытным путем установлено, что наилучшее возбуждение язычка достигается в случае минимальной глубины входной камеры, немного превышающей максимальную величину амплитуды колебаний конца язычка. Кроме того, порог возбуждения понижается, когда собственная частота входной камеры существенно превышает собственную частоту колебаний язычка (см. рис. 7.19).
Итальянский мастер-голосовик за работой:
Пой,гармоника!
Всё о гармони и гармонистах
Звуковая часть гармоник,баянов и аккордеонов (Часть 1)
Звуковой частью гармоник, баянов аккордеонов называют резонаторы, расположенные в правой и левой крышках инструментов c прикрепленными на них голосовыми планками.
Музыкально-акустические достоинства гармоник, баянов и аккордеонов зависят от конструкции, расчетных размеров и качества изготовления звуковой части этих инструментов.
Голосовые планки
Во всех типах гармоник, баянов и аккордеонов звукообразователями являются язычки (голоса), жестко прикрепленные с одной стороны к металлическим рамкам, называемым голосовыми планками. Язычки представляют собой упругие металлические пластинки определенной формы и размеров (рис. 41), которые свободно колеблются в проеме планки и герметически его никогда не закрывают.Собственную частоту колебаний таких язычков, их размеры и жесткость рассчитывают по методу НИИМП.
Обычно для понижения основного тона язычков их размер увеличивают, а для повышения уменьшают. Но если язычки изготовить строго по расчетным данным, то язычки низких по звучанию нот, например большой октавы или контроктавы,получились бы очень большими, что в свою очередь повлекло бы к недопустимому увеличению габаритов всего инструмента. Поэтому язычки для низких нот изготовляют уменьшенных размеров, но для сохранения нужного тона (определенной частоты колебания) массу язычка увеличивают, напаивая или приклепывая на свободный конец его кусочки металла — латуни, свинца (рис. 41).
Язычки изготовляют на специальных полуавтоматических шлифовальных станках и прессах. Однако в незначительных количествах они изготовляются вручную для концертных инструментов.
Голосовые планки представляют собой металлические пластинки, предназначенные для жесткого крепления различных по высоте тона язычков и улучшения условий звукообразования. Язычки приклепывают к планкам заклепками.
Цельные планки
Цельные планки— это металлические пластины, изготовленные по размеру соответствующего резонатора и имеющие группу парных отверстий (проемов) для язычков. В большинстве случаев толщина таких планок одинаковая по всей длине.
Достоинством цельных планок является лучшая первоначальная возбудимость язычков, так как их колебательная энергия c одного участка передается через материал планки к язычкам другого участка, и при игре к моменту открытия воздушной камеры они оказываются предварительно приведенными в колебательное движение.
K недостаткам цельных планок относятся:
Групповые или секционные планки
Групповые или секционные планки (рис. 42) представляют собой металлические пластины определенной толщины, каждая из которых имеет несколько пар проемов для язычков разной тональности.
Секционные планки имеют от четырех до семи пар проемов.Все недостатки, относящиеся к цельным планкам, имеются также и в секционных, хотя в несколько меньшей степени.B настоящее время секционные планки, так же как и цельные, в массовом производстве гармоник, баянов и аккордеонов не применяются.
Кусковые планки
Кусковые планки нашли наиболее широкое применение в массовом производстве язычковых музыкальных инструментов. Каждая отдельная планка представляет собой металлическую рамку c двумя сквознымм проемами для язычков одного определенного тона.
Эти планки имеют ряд преимуществ по сравнению c планками первых двух видов, а именно:
Голосовые проемные клапаны
Клапаны на планке действуют под влиянием давления или разрежения воздуха поочередно: один клапан открывает проем,
другой закрывает.
Клапаны на голосовых проемах увеличивают громкость звучания инструмента, так как все воздушное давление сосредоточивается на возбуждении рабочих голосов.
Голосовые планки всех тональностей имеют проемные клапаны, за исключением планок нот высоких тонов 4 и 5 октав, так как проемы у этих планок невелики, и потеря давления через проемы без клапанов в связи с этим незначительна.
По своим размерам клапан должен перекрывать голосовой проем на 1-1,5 мм по всему периметру.
Проемные клапаны должны обладать следующими основным свойствами:
Кроме того, материал клапанов должен быть достаточно мягким, чтобы не вызывать хлопков при закрывали голосового проема.
Отечественная музыкальная промышленность для проемных клапанов использует специальную гармонную лайку.
Проёмные клапаны из лайки приклеивают к планкам водостойкими клеями. Наиболее употребительный клей — спиртово-шеллачный. Может быть также использован обычный конторский клей.
Лайковые клапаны для планок высокого и среднего диапазона намазывают клеем на 1/4 длины, a для низких басовых планок — на 1/3.
Для придания лайковому клапану на басовых планках большей упругости к нему с внешней стороны приклеивают дополнительную пружинку, изготовляемую из целлулоида, киноленты, стальной или латунной проволоки и других упругих материалов.
Толщина лайковых клапанов — в пределах 0,5 мм для планок высоких тонов c постепенным возрастанием до 1,5-2 мм для басовых планок.
Устройство баяна. Голоса.
Баян относится к довольно небольшой группе инструментов, которые обладают широким звуковым диапазоном и не требуют сопровождения (аккомпанемента). К этой группе, как известно, принадлежат в первую очередь фортепиано, орган, арфа, а из народных гармоники, гитара и некоторые другие. Именно универсальность инструмента, его компактность в сочетании с прекрасными звуковыми качествами, среди которых ценнейшим является управляемость звуком, определили его демократичность и огромную популярность, как в нашей стране, так и за рубежом.
Баян по праву считается одним из наиболее совершенных и распространенных видов гармоники. Это язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с двенадцати ступенным равномерно-темперированным строем.
Корпус баяна состоит из двух частей (правой и левой), которые соединены меховой камерой (мехом), он производится из бука или ели. Внешняя поверхность тщательно отполирована или обклеена целлулоидом. Меховая камера, имеющая 14-15 складок (борин), выполняется из электрокартона, обклеивается шелком и гранитолем и закрепляется уголками из металла округленной формы. На правом полукорпусе находится гриф с расположенной на нем клавиатурой для игры правой рукой. Наиболее распространены баяны, имеющие по три ряда на правой клавиатуре и количеством клавиш от 52 до 61.
Ее диапазон от си-бемоля или соль большой октавы октавы до до-диеза или соль четвертой октавы. Низкие звуки извлекаются клавишами, расположенными в верхней части грифа, а самые высокие внизу грифа.
На наружной стороне левого полукорпуса расположена клавиатура для левой руки с пятью или шестью рядами клавиш-кнопок. Их количество обычно 100-120. Сбоку полукорпуса имеется ремень для левой руки, выполняющий помимо игровой функции и функцию меховедения. Два плечевых ремня удерживают инструмент при игре. Может применяться еще один ремень, соединяющий их на спине.
Основой звукообразования на баяне является колебание металлических язычков (голосов) под воздействием воздушной струи. Язычок, жестко прикрепленный одним концом к металлической рамке, свободно проскакивает в ней под давлением воздуха со стороны его наклепки. Под воздействием давления с другой стороны он не возбуждается благодаря перекрытию проема для звучащего голоса приклеенной полоской лайки (кожи).
Поэтому для извлечения одного и того же звука на разжим и сжим меха необходимы два одинаковых язычка, прикрепленных с разных сторон двух одинаковых проемов в рамке. Рамки вместе с язычками называются планками.
Планки крепятся на специальных станинах – резонаторах, разделенных на ячейки – воздушные или резонаторные камеры. Вход в каждую камеру называется резонаторной розеткой. Через отверстия розетки осуществляется доступ воздуха из меховой камеры к голосовым язычкам, укрепленным на простенках воздушных камер резонаторов. Для хорошей герметичности конструкции поверхность соприкосновения розетки с декой и голосовых планок с резонаторами обклеивается лайкой. Резонаторы к деке крепятся деревянными брусками и специальными болтами.
Тембр звука зависит от конструкции деки и резонатора, формы и объема резонаторных камер, а также от толщины и материала планки, от качества металла, из которого сделан голос, и от профиля голоса.