квадрига аполлона на большом театре что означает
Большой: детали
Каждая из этих деталей-символов — носитель исторической памяти. Как менялись важные элементы экстерьера и интерьера Большого театра и какими их видели в разное время?
Квадрига Аполлона
Фронтон Большого театра украшает известная скульптурная группа Петра Клодта — один из самых главных символов здания. Бог-покровитель искусства правит четверкой лошадей прямо над главным входом.
В книге «Люди театра» Владимир Гиляровский посвятил главному божеству Большого много рассуждений. Очевидно, что писателя и журналиста вдохновляла фигура Аполлона, который веками управлял квадригой.
«…с высоты птичьего полета, и притом с одной стороны, величавому олимпийцу, сменившему по воле судеб свой божественный Олимп на фронтон Большого театра, ему казались все равными: вельможи и архиереи, купцы и купчихи на рысаках — и пеший люд всякого звания, состояния, и сытый, и голодный».
Люстра в зрительном зале Исторической сцены
Трехъярусную люстру образуют 24 тысячи элементов. Больше половины из них воссоздали в процессе реконструкции, а основой послужили сохранившиеся оригинальные эскизы. Монументальный осветительный прибор с внушительными габаритами — 8,5 метра в высоту и 6,5 метра в диаметре — сначала был свечным. Затем люстра работала на масле, на газу, а в конце XIX века стала электрической.
Князь Владимир Михайлович Голицын посвятил Большому театру и его системе освещения эпизод в своих записках:
«Зрительная зала освещалась лампами, в коих горел так называемый олейн. Случалось, что во время действия в одной из тридцати или сорока ламп рампы лопалось стекло, и она начинала немилосердно коптеть; когда же наступал антракт, то из-за спущенного занавеса появлялся рабочий в фартуке и высоких сапогах и поправлял беду. Люстра состояла из трех рядов таких же ламп…»
Потолок главного фойе
Вторым названием роскошного и светлого фойе было «Белое». Декор XIX века удалось сохранить: это пространство украшают орнаменты и узоры растительной тематики, а также лиры — вся роспись выполнена в объемной технике гризайль.
Спустя века Главное фойе стало светлее: если раньше его освещала одна люстра и несколько настенных бра, то в современном здании на потолке появились три хрустальные люстры.
Парадная лестница
Когда-то царственной роскоши этим ступеням добавляли алебастровые вазы. Увы, до наших дней они не дошли, зато внешний вид лестницы и детали оформления повторяют классический интерьер, созданный архитектором Альбертом Кавосом.
Во все периоды существования театра широкая парадная лестница была «мостом», соединяющим входную группу с внутренней частью здания, а движение по ней неизменно усиливало впечатления всех, кто здесь оказывался. Особенно яркими эти эмоции оказывались на контрасте с вечерней заснеженной Москвой, когда-то совсем не шумной — как в воспоминаниях писательницы Татьяны Щепкиной-Куперник.
«После этой тишины и полумрака скупо освещенных улиц — вдруг роскошный зал Большого театра, блестящий золотом и огнями хрусталя, ярко освещенный газом; звуки настраиваемых инструментов, говор празднично одетой толпы — все давало особенный подъем».
Хоровой зал
Интерьеры этого помещения воссоздали по чертежам эпохи Кавоса. Бронзовые канделябры и люстра — предметы вековой давности, их вернули в Хоровой зал в ходе последней реставрации. О том, как реставраторы воссоздали исторический облик зала, рассказывал представитель компании-генподрядчика реконструкционных работ «СУИпроект» Михаил Сидоров:
«В зале прошла уникальная работа. Были воссозданы те интерьеры и даже те цвета, которые были изначально задуманы архитектором Кавосом в середине XIX века».
Фрагмент старой кладки стен
Здание Большого театра можно сравнить с историческим пергаментом, где под одним слоем проступает другой, более ранний. Так, во время реконструкции реставраторы обнаружили фрагменты стен старого Петровского театра 1870 года и Большого Петровского театра 1825 года. В пресс-релизе компании, проводившей подрядные работы, сообщалось:
«В целом, Главный вестибюль восстановленного после пожара 1853 года Большого театра сохранился в габаритах первоначальных кирпичных стен».
Центральная ложа
Раньше она называлась Царской и скрывала высокопоставленных зрителей за плотными портьерами из красного бархата с золотистой бахромой. Из этой ложи смотрели спектакли правители дореволюционной России и первые лица СССР, лидеры зарубежных стран и мировые знаменитости.
В своих воспоминаниях композитор Сергей Рахманинов признается, что увидеть зрителей в Царской ложе в его время можно было нечасто:
«В середине бельэтажа помещалась громадная царская ложа. По обеим сторонам ее шли обыкновенные ложи, по 15 с каждой стороны, очень широкие, поместительные и каждая с аванложей. В том же ярусе, справа и слева, рядом со сценою были две ложи, называвшиеся великокняжескими. Внизу, в бенуаре, две крайние ложи назывались директорскими и предназначались исключительно для высшего начальства дворцового ведомства. Должен тут же сказать, что за время моей службы в Большом театре ни в царской, ни в великокняжеской ложах посетителей ни разу не видел».
«Золотой» занавес
Сцену главного театра страны с 1955 года обрамлял великолепный занавес, изготовленный из золотых нитей. Это была монументальная работа авторства художника-графика Михаила Петровского. В 90-х годах прошлого столетия занавес заменили, а во время реставрации Большого решили воссоздать исходную версию.
О работе над «золотым» занавесом Большого в интервью РИА Новости вспоминал генеральный директор компании «ЭС-Дизайн», руководившей работами, Андрей Галкин:
«Сначала мы изучили ткань прошлого занавеса. Сделали спектральный анализ и проанализировали все переплетения. А потом занялись воссозданием. От реставрации это отличается тем, что за основу берется старое изделие и создается новое на базе современных технологий».
Зрительный зал
Зрителями в Большом театре за всю его историю были многие известные люди и жители разных стран. Атмосферу Большого в своих произведениях описывали многие поэты и писатели.
В 1826 году на комедии «Аристофан» оказался Александр Сергеевич Пушкин, а несколько лет спустя он изобразил главного героя романа «Евгений Онегин» заядлым театралом. В первой главе Онегин приходит на балет Шарля Луи Дидло с опозданием и ведет себя по меркам тогдашнего этикета довольно дерзко:
Зачем барон Клодт водил домой коней
5 июня исполняется 210 лет со дня рождения выдающегося российского скульптора барона Петра Клодта фон Юргенсбурга, автора знаменитой квадриги Аполлона, символа Большого театра. Если измерять величие скульптора количеством его работ, которые приобрели по настоящему символический смысл, то Клодту, пожалуй, в России нет равных. Его творения еще при жизни стали визитными карточками как минимум трех городов, причем самых больших в Российской империи.
Для москвича Клодт — это квадрига Аполлона на фронтоне Большого театра. Для питерца он — создатель скульптурной композиции на Аничковом мосту, такой же знаковой для Санкт-Петербурга, как Медный всадник или Александрийский столп. А для киевлянина Клодт — творец памятника князю Владимиру на высоком Днепровском берегу. Работы Клодта стали неотъемлемой частью образа трех великих городов.
Есть еще один момент, много говорящий о значении наследия Петра Карловича: его творения попали на денежные купюры двух стран — России и Украины. Квадрига Аполлона изображена на сторублевой российской купюре, а памятник Владимиру красовался на украинских карбованцах, ходивших в 90-е годы.
Петр Клодт фон Юргенсбург
Но выполнив долг перед семьей и получив офицерское звание, он так и не стал кадровым военным. С самого детства, едва улучив свободную минуту, он хватал карандаш, бумагу и начинал рисовать лошадей. Это была страсть, призвание, данное свыше. Он часами следил за лошадьми, изучал их, подмечал линии тела, движения и старался отразить на бумаге. Со временем начал лепить фигурки коней из глины или вырезать из дерева. В 1830 году, уже взрослым человеком и офицером, он оставил службу и поступил вольнослушателем в Академию художеств.
Репродукция почтовой открытки начала XX века с видом на памятник князю Владимиру в Киеве
из коллекции Михаила Блинова / РИА Новости
Будучи студентом, барон Клодт жил очень скромно. Снимал подвал, превращенный в мастерскую, там же ночевал. Умудрялся заводить в свое жилище настоящих коней — ему нужны были модели. Впрочем, бедность продолжалась недолго — вскоре Клодт стал неплохо зарабатывать, продавая небольшие статуэтки лошадей. Так закончилась офицерская династия баронов Клодтов фон Югренсбургов и началась династия художников, продолжающаяся, кстати, по сей день.
Сохранилась легенда о том, как познакомились скульптор и император Николай Первый. Кто-то из царской семьи преподнес императору деревянного всадника. Обожавший подобные штучки царь молвил: «Прелестно. Кто же сей даровитый резчик?» — «Барон Клодт, ваше величество. Отставной поручик». — «Пусть вырежет для меня отряд конногвардейцев». Когда император получил их, он приказал: «А теперь покажите мне этого барона!» С этого времени барон стал любимым скульптором царя. Николай подарил ему великолепных белых скакунов из императорской конюшни и как признание таланта, и как моделей для скульптур. Сначала они должны были стоять на Дворцовой площади, но потом решили, что на Аничковом мосту они будут уместнее. Но это было позже.
Укротитель коней. Cкульптура на Аничковом мосту
Игорь Долгов / Фотобанк Лори
Первый крупный правительственный заказ Клодт получил в 1832 году: нужно было сделать шестерку коней для колесницы Славы, украшающей Нарвские триумфальные ворота. Доверить такую важную работу молодому самоучке было рискованно, да и для самого скульптора это могло закончиться крахом, но он рискнул. Кони удались, а барону сразу пожаловали звание академика.
Говорят, тогда Николай и отпустил знаменитую — грубоватую, что было ему свойственно — шутку: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец». С этого момента Клодт без работы уже не оставался.
Он создал скульптурную группу Аничкова моста, памятник Крылову в Летнем саду, монумент Владимиру в Киеве, участвовал в работах над горельефами в храме Христа Спасителя, декорировании Исаакиевского собора и Мраморного дворца. Его кони стоят в Берлине и Неаполе — они попали сюда как подарки от Николая Романова коллегам-императорам Фридриху Вильгельму и Фердинанду Второму. И очень символично, что последней большой работой мастера стал памятник Николаю Первому на Исаакиевской площади. Финальный аккорд и итог необычных отношений, связывавших скульптора и его венценосного клиента.
“Кони привередливые” Большого Театра, альтернативный взгляд Председателя СНТ
Почему “кони привередливые”? Потому что Председатель СНТ, смотря на здание Большого Театра, видимо:-), задумчиво поет про себя –
“Что-то воздуху мне мало,
Ветер пью, туман глотаю,
Чую, с гибельным восторгом
Пропадаю, пропадаю…” (с)
Иначе зачем выливать столько желчи и черной лжи на Большой Театр? Непонятно:-(
Всё не так в Большом, и отопления там не было и освещения и туалетов! А вентиляция! И КОНИ там какие-то не те, которые на крыше. Уж больно ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ! Не стоят на месте, вертятся, никак их не сосчитать из тьмы веков, а тут еще ПОДВАЛ! То ли наличие, то ли отсутствие. Есть о чем задуматься. Ну и мы задумаемся над ними, конями, стало быть, привередливыми.
“Чуть по-медленнее кони, чуть по-медленнее…”
Сколько тут коней? Кто сколько видит?
Автор: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) – собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21106502
Четыре? Это КВАДРИГА! Я не ругаюсь:-)
А вот Окуджава, как и Председатель СНТ видит меньше, если верить этому источнику:
Когда с фронтона Большого театра
подковами бронзовыми звеня,
стремительно скатывается тройка
и мчится в сумерках на меня,…
ТРОЙКА! Оставим это на совести поэта-песенника, разберемся с альтернативным взглядом Председателя СНТ.
А что Председатель СНТ?
Кадры из его видео про “коней привередливых” Большого Театра, взгляд такой, альтернативный.
Видео Председателя СНТ про Коней привередливых
Эта информация взята отсюда, с официального сайта Большого Театра – https://www.bolshoi.ru/about/hist/history/
Сайт Большого Театра
Смотрим и да, действительно в ТЕКСТЕ САЙТА – 2 раза упоминается, что у Аполлона была ТРОЙКА коней, которые заменили после пожара 1853 года и кардинальной переделки на КВАДРИГУ! Я опять не ругаюсь и не чихаю!:-)
Это значит, по мнению ТЕКСТА на САЙТЕ, что “Коней привередливых” на фронтоне было ТРИ, а не ЧЕТЫРЕ, как и на других доказательствах, которые вроде бы так убедительно показывает тот же Председатель.
Это вроде бы мелочь, неточность администратора сайта и всё-такое, а получается вот оно как! Подвал тут еще, туалеты опять же, которых по определению не было в 19 веке, отопление, освещение, вентиляция не той системы, а значит – “ИСТОРИКИ ВРУТ”! И что это за здание такое вообще непонятно! С крышей там что-то еще, но это не точно…
Написал я на Большой Театр:-) с просьбой прояснить это несоответствие, пока ждем, пишу то, что нашел. Будет ответ, озвучу:-)
Квадрига “Коней привередливых”
Цитата, хронометраж, 17:35
… Конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы. Именно этих коней и Аполлона мы видим сейчас. Они вылиты в бронзе. В других источниках мы можем прочитать, что взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона, поставили бронзовую КВАДРИГУ работы Петра Клодта. …
Предлагает он посмотреть книгу “Большой Театр”, купленную видимо там же, в несуществующем подвале оного, в сувенирном отделе. Мы видим, что упоминания о ТРОЙКЕ “Коней привередливых” в других источниках, кроме как на сайте театра нет. Там упоминается “конная тройка Аполлона”, а в книге мы видим КВАДРИГУ! Как и сейчас, собственно! Вот работа архитектора Бове, основанная на переделанном им проекте архитектора Михайлова, по которому театр был закончен в 1825 году, после пожара 1812 года и перед пожаром 1853 года. Не запутались:-)?
Большой Театр Бове, до пожара
Но позвольте! Справедливо возмущается Председатель СНТ (возьму на себя смелость именно таким образом интерпретировать его слова) – КОНЕЙ-то 4! С трудом, но можно сосчитать! А по мнению ТЕКСТА ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА, должно быть 3! Считаем по передним ногам:-) И делим на два!:-)))
Да, действительно, вопрос! 8 /2 = 4!
Так сколько было “Коней привередливых”? 3 или 4?
До перестройки и после оной. Автор видео предлагает другие доказательства “заговора историков” в отдельно взятом здании.
Вот рисунок некого Вивьена 30-х годов 19 века. КВАДРИГА(!) как у Бове, а должна быть ТРОЙКА, как на САЙТЕ!:-)
Рисунок некого Вивьена 30-х годов 19 века
Газета из Лондону, 1853 год, пожар! Всё горит! Опять КВАДРИГА! А должна быть ТРОЙКА! Как на САЙТЕ! Чувствуете интригу? Вот она, молодежь ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОГО ВЕКА! Пусть и бородатая:-) Шутка:-)
Газета из Лондону, 1853 год
И тд. В общем везде КВАДРИГА, куда не глянь! А где ТРОЙКА? Как на САЙТЕ!
Все ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ доказательства – гравюры, рисунки, чертежи, говорят, что КВАДРИГА!
А что говорит ВИКИПЕДИЯ? Этот последний оплот уставшего исследователя. Такой зыбкий и не надежный!:-)
Оказывается, что Бове, который должен был сделать ТРОЙКУ, по официальной информации, на САЙТЕ, сделал еще кое-что, а именно (!) развернул “Коней привередливых” мордой к ВАМ, жаждущим правды, безучастным смотрителям ютуба!
к ВАМ, жаждущим правды, безучастным смотрителям ютуба!
Коих, верящих Председателю на слово, оказалось 18 000, против этих несчастных 846! Щас будет 847! 🙂
Здесь не указывается количество КОНЕЙ, просто развернул! Михайлов планировал поставить их боком к арке, стене, а Бове РАЗВЕРНУЛ! И есть вот такое мнение, но уже про КВАДРИГУ!
Источники указанные в Википедии.
Это еще одно мнение. Снова КВАДРИГА! Да что такое! Про ТРОЙКУ-то когда будет?
Бове иначе, чем Михайлов, расположил скульптурную группу Аполлона, украшающую арку. Вместо движения группы параллельно стене, так сказать «барельефного» решения, с постановкой группы в пределах пространства арки, Бове применил более эффектный и сильный прием, направив квадригу коней, мчащую Аполлона, из глубины арки вперед, навстречу зрителю. Бове еще сильнее подчеркнул движение и пространственность этой композиции тем, что расположил всю группу, за исключением Аполлона, на коньке фронтона, вне пространства арки. Такое расположение скульптуры способствовало также ее лучшему восприятию.
Мало того! А почему РИМСКО-ГРЕЧЕСКИЙ БОГ должен скакать на РУССКОЙ ТРОЙКЕ? Он что ямщик? Нее, наверное. Замерзнет…
Тем более при развороте его на зрителя напрочь теряется главная ДЕТАЛЬ сего произведения! Средняя, планируемая фигура в ТРОЙКЕ – это ЛОШАДЬ или КОНЬ? НО если это ТРОЙКА, то она (эта фигура) спрячет САМОЕ ГЛАВНОЕ в АПОЛЛОНЕ!:-)))
Произойдет некая ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ. Представьте, что в середине упряжки будет КОНЬ! Но ведь это беда, ТОВАРИЩИ!:-))) Что ВЫ тогда увидите. На ЧТО будет любоваться-то? На естество КОНЯ? ОНО ВАМ надо? ИЛИ НАДО всё-таки? Или НАДО то, что сейчас под листком фиговым. Вот как было и как стало! Кстати центральная жердь всё-таки прикрывает:-)))
Александрийский театр в Санкт-Петербурге! Здание, которое мы видим сейчас было построено примерно в тоже время – 1832-41 года. Что там с “Конями Привередливыми”?
“Кони привередливые” Александрийского театра
Что мы там видим? КВАДРИГУ!
Кто скульптор, почему РИМСКИЕ колесницы как правило были с ЧЁТНЫМ количеством коней, разберите сами!
Еще одно решение щепетильного вопроса! Здесь высота совсем другая. Поэтому колесницу сделали выше и одели, тем более это ОНА, а не ОН. Здесь надо “помягше”:-)))
“Кони привередливые” Генштаба
Вывод – про ТРОЙКУ говорит ТОЛЬКО ТЕКСТ Сайта и ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СНТ, с непонятной целью так живо интересующийся Аполлоном БОЛЬШОГО ТЕАТРА!:-)))
Книгу мою лучше почитайте, там про ДЕВУШЕК самое главное, лейтенант – это вторично!:-) https://ridero.ru/books/udachi_s_dorogoi_leitenant/
https://ridero.ru/books/udachi_s_dorogoi_leitenant/
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Квадриги коней Большого Театра и и святого Марка.
Аполлону на квадриге приделали фиговый листок и вернули лавровый венок/раньше Аполлон был в венке и с фиговым листом/
Читаю Лермонтова и глазам своим не верю. В небольшом прозаическом произведении «Панорама Москвы» он описывает вид на Москву с колокольни Петра Великого, которая была в то время самым высоким строением в Москве. Описывая Большой театр, недавно отстроенный после пожара 1812 года, он пишет:
«Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России. «
Вроде ж там четыре коня, а не три. Неужто Лермонтов обсчитался, или меня память подводить стала? Да и не алебастровые они, вроде, а… бронзовые?
Оказывается, после этого театр еще раз горел, в 1853 году. За три года отремонтировали, а алебастровую скульптуру Аполлона заменили на бронзовую квадригу.
Квадрига святого Марка
Квадрига святого Марка — квадрига из позолоченной бронзы. Хранится в базилике Сан-Марко (Венеция). Является единственным сохранившимся образцом многофигурной конной античной скульптуры. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э.
Квадрига украшала константинопольский ипподром и была вывезена в Венецию в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода дожем Энрико Дандоло.
Квадрига была установлена на лоджии базилики Сан-Марко в период правления дожа Реньеро Зено (1252—1268 годы). Первым документальным свидетельством о её появлении в Венеции является её изображение на мозаике круглой ниши портала Сант Алипио, датируемое 1265 годом. Квадрига поражала современников мастерством своего исполнения. В 1364 году Петрарка писал о ней:
« …красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание. »
Квадрига стала одним из символов города. Так, в 1370 году, когда венецианцы предложили заключить мир с Генуей, генуэзский адмирал Дориа Пьетро ответил, что генуэзцы «не даруют мира, пока не взнуздают коней святого Марка».
каотина евангелиста Марка с головой льва
После завоевания Венеции Наполеоном в 1797 году квадрига по указанию императора была вывезена в Париж и установлена на арке на площади Каррузель. Скульптура вернулась на своё место 13 декабря 1815 году при содействии Антонио Кановы
Во время второй мировой войны квадрига была спрятана в городе Доло. В ходе проводившейся в 1970-е годы реставрации собора было принято решение заменить квадригу на лоджии собора копией. В 1982 году оригинал квадриги был помещён в музей базилики, расположенный в верхних помещениях нартекса собора.
1812 тройка коней пожар—колесница Аполлона украшена вот этой бараньей головой- 1853 поставили квадригу-осколок от бомбы попал в голову Аполлона в 1941 году
квадрига святого Марка-завоевания Венеции Наполеоном в 1797 году-скульптура вернулась на своё место 13 декабря 1815 году-картина евангелиста Марка с головой льва возвратилась в Россию 2013