квази гчп что это
ГЧП с приставкой «квази»
ГЧП, то есть государственно-частное партнерство, на устах у многих. Еще бы, по мнению отечественных экономистов, именно такие взаимоотношения бизнеса и власти должны решить существующие проблемы в инфраструктуре и поднять на новый уровень ее развитие.
Об особенностях развития ГЧП в регионах мы спросили у директора департамента развития региональной инфраструктуры Центра развития государственно-частного партнерства Юлии Орловой.
— Как вы оцениваете состояние ГЧП в регионах?
— Однозначно можно говорить, что государственно-частное партнерство на данный момент переходит из обсуждения в формат практической реализации, но с российской спецификой. Федеральные трансферты на региональные проекты сокращаются, а дефицит регионального бюджета, а также финансовый кризис заставляют искать внебюджетное финансирование. Понимание субъектами РФ сущности ГЧП, безусловно, отличается от мировой практики, где обязательными условиями являются разделения рисков между бизнесом и властью при реализации инфраструктурных проектов на основе бюджетных и внебюджетных инвестиций.
Оценить состояние государственно-частного партнерства можно по трем критериям: наличию проектов, уровню развитости законодательной базы для их реализации и функционированию специализированных структур. Что касается самих проектов, то речь пока идет о так называемых квазиГЧП проектах. В апреле 2010 г. Центр развития ГЧП завершил исследование, в котором оценивалось состояние ГЧП в регионах Центрального федерального округа. Была собрана информация от региональных администраций, проведен опрос 27 экспертов регионального и федерального уровня. Выявлен интересный факт. К механизмам государственно-частного партнерства относят все, что угодно: правовые конструкции, источники финансирования, совместные предприятия, выставки, ярмарки и прочее. Основным инструментом ГЧП представители региональных администраций считают Инвестиционный фонд РФ.
— Какие регионы больше всего продвинулись в правильном направлении?
— С точки зрения понимания, что же такое ГЧП, безусловно, из регионов ЦФО выделяются Ярославская, Тверская, Московская области. Их взгляд соответствует мировой практике, но в российских реалиях при реализации длительных инфраструктурных проектов с трудом можно действовать так, как это принято в развитых странах.
С точки зрения существующих подходов к реализации проектов можно выделить Москву и Калужскую область. В Москве успешно используется модель BOOT, на основе которой частный инвестор строит объект, эксплуатирует, причем в период эксплуатации объект находится в собственности инвестора. Объекты инфраструктуры являются стратегически значимыми для государства и по определению не могут быть переданы в собственность частного инвестора.
Также механизмы ГЧП использовались в Москве при строительстве станции «Мякининская» Митинско-Строгинской линии Московского метрополитена, введенной в эксплуатацию в декабре 2009 г. Существует множество и других примеров использования механизмов ГЧП в столице.
Калужская область выделяется из общего списка наличием эффективно работающей организации ОАО «Корпорация развития Калужской области», которая успешно реализует проекты в рамках крупного проекта «Развитие инфраструктуры индустриальных парков Калужской области: формирование кластера производства автомобилей и автокомпонентов».
— Какие проекты, на ваш взгляд, наиболее перспективны?
— На данный момент основная доля проектов, находящихся в стадии реализации, приходится на строительство жилых объектов. На втором месте стоит жилищно-коммунальное хозяйство, водо- и теплоснабжение, мусоропереработка и очистные сооружения.
В числе пяти стратегических векторов экономической модернизации России президент РФ выделяет повышение энергоэффективности и внедрение систем энергосбережения. Текущая ситуация в регионах говорит об острой необходимости решения данной задачи в самое ближайшее время, что возможно только на основе государственно-частного партнерства.
— Какие проблемы являются препятствием для привлечения внебюджетного финансирования для региональных/ муниципальных ГЧП проектов?
— Предпринимают ли регионы в ситуации ограниченности бюджетных средств, попытки создать условия для привлечения средств сторонних инвесторов и кредитных учреждений для развития своей инфраструктуры?
— Достаточно ли существующего инвестиционного законодательства для осуществления успешных ГЧП проектов в регионах?
— Представители федеральных органов власти считают, что регионального законодательства достаточно и принятие регионального закона «Об участии субъекта РФ в государственно-частном партнерстве» будет положительным фактом для региона. Регионы же считают, что необходима разработка и внедрение федерального закона о ГЧП. Проекты реализуются, значит, для некоторых из них собственного инвестиционного законодательства вполне достаточно. Конечно, это все-таки квазиГЧП проекты. 25 июня сего года среди регионов ЦФО Ивановская стала первым регионом среди субъектов РФ в ЦФО, принявшим региональный закон.
— Закон «О государственно-частном партнерстве в Ивановской области». Документ нацелен на то, чтобы создать все условия для развития ГЧП в регионе, привлечь частные инвестиции, обеспечить эффективное использование имущества, находящегося в собственности региона, создать новое имущество для реализации приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы. В целом по РФ сейчас принято около 15 таких законов.
Опыт Санкт-Петербурга, где такой закон работает с 2005 г., является наиболее показательным и успешным. Кстати, в рамках XIV Международного экономического форума в Санкт-Петербурге было подписано концессионное соглашение по Орловскому тоннелю.
— Что необходимо для развития ГЧП в России?
— Организовать взаимодействие заинтересованных сторон для обмена практическим опытом реализации проектов на основе концессионных соглашений и других механизмов ГЧП. Очень полезным может стать создание тематического интернет-портала и специализированного журнала для своевременного информационного обмена и предоставления инвесторам информации о возможностях инвестирования в те или иные проекты. Центр на данный момент работает над этим вопросом. Также необходимо в рамках экспертного сообщества сформулировать поправки в концессионное законодательство и представить их в ГД РФ, создать «проектные площадки», которые позволят объединиться экспертам и представителям администрации на региональном уровне для совместной разработки и реализации проектов.
— Как вы считаете, что могло бы способствовать построению эффективного взаимодействия между бизнесом и региональной властью?
Простыми словами о государственно-частном партнерстве (ГЧП): понятие, плюсы и минусы, история и примеры партнёрства
Что действительно из себя представляет ГЧП? Какими плюсами и минусами эта форма партнёрства обладает? Эксперты нашего издания в этом материале доступно рассказывают обо всех ключевых нюансах государственно-частного партнерства.
Что такое ГЧП?
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это форма сотрудничества государства и бизнеса, основанная на объединении ресурсов и распределении рисков в целях создания инфраструктуры или оказания услуг населению.
ГЧП — эффективный инструмент для создания и обновления инфраструктуры, отсутствие и неудовлетворительное состояние которой влияет на уровень жизни граждан и препятствует успешному экономическому развитию.
Многие сферы (транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ) в России активно развиваются благодаря ГЧП. Широкое внедрение ГЧП связано с необходимостью привлечения инвестиций в проекты, для реализации которых не всегда бывает достаточно бюджетных средств, а также с необходимостью привлекать к реализации инфраструктурных проектов частные компании, которые будут участвовать не только в стадии строительства, но и будут ответственными за весь жизненный цикл объекта инфраструктуры.
Когда появилось ГЧП в мире и как оно работает в других странах?
Впервые термин «ГЧП» упоминался в США в начале 20 века, однако его значение не совсем соответствует современному определению. Под ГЧП понималось прежде всего совместное государственное и частное финансирование образовательных программ. В середине 20 века сфера взаимодействия публичных и частных партнеров стала шире. Впоследствии институт ГЧП приобрел современный облик и позволил государствам реализовывать проекты по созданию и обновлению инфраструктуры.
Российский рынок концессий и ГЧП стал формироваться немного позднее, чем во многих других странах. Например, в Индии и Германии это происходило с начала 2000-х годов, а в Великобритании, Канаде и Австралии – еще в 1990-х.
Принято считать, что современное очертание ГЧП появилось в Великобритании в 1992 году – благодаря программе Private Finance Initiative (PFI, дословно – «инициатива по частному финансированию»). Основной задачей было снизить издержки бюджета. Позже на первом плане оказался другой принцип – эффективность. За несколько лет до появления программы PFI похожую концепцию опробовали австралийцы. Именно эти государства – Великобритания и Австралия – к настоящему времени используют ГЧП наиболее активно.
Франция также активно реализует проекты ГЧП для создания и обновления инфраструктуры. Например, всем известная Эйфелева башня тоже связана с ГЧП. В 2005 году компания SETE (la Société d’Exploitation de la Tour Eiffel) заключила контракт с мэрией Парижа для изменения внешнего вида Эйфелевой башни и ее обслуживания. Прибыль по этому проекту за первые четыре года реализации значительно увеличилась и составила €65,7 млн.
В целом наличие или отсутствие проектов ГЧП в той или иной стране зависит от двух основных факторов. Первый – заинтересованность государства в развитии этого инструмента, второй – экономическая ситуация. Если наблюдается профицит бюджета, строить и развивать инфраструктуру зачастую можно и за бюджетные деньги без участия инвесторов. Однако профицит бюджета – скорее исключение из общего правила.
В мире есть разные модели ГЧП и особенности их использования в тех или иных государствах. Например, в Австралии доминируют региональные проекты: у каждого штата собственная политика. Самая распространенная схема – это модель Design, Build, Finance and Operate (DBFO, дословно – «проектирование, строительство, финансирование и эксплуатация»). Российское законодательство о концессиях и ГЧП предусматривает реализацию проектов на основании модели BTO (Build — Transfer — Operate), либо BOT (Build — Operate — Transfer), либо BOO (Build — Own — Operate), когда на основании соглашения о ГЧП собственность остается у частного партнера. Модель BTO и BOT предполагает строительство и эксплуатацию объекта инвестором с передачей его в собственность государству (в случае концессий собственность передается сразу после создания объекта, в случае соглашений о ГЧП — обычно по окончании соглашения).
Становление ГЧП в России имеет свои отличительные черты в силу определенных исторических и социально-экономических предпосылок.
Открытие железной дороги между Петербургом и Царским Селом, июль 1837
Отголоски этого механизма появились в отечественном государственном управлении еще в конце 19 века. Один из первых крупных концессионных проектов по строительству железнодорожной ветки из Петербурга в Царское Село был запущен при Николае I: государство в целях реализации проекта обеспечило инвестора земельным участком и соответствующими гарантиями. Похожим образом функционируют проекты ГЧП и сегодня: по действующему законодательству публичный партнер принимает на себя обязательства по предоставлению земельного участка и определенных гарантий для частного партнера.
Существует позиция о том, что в качестве отправной точки развития ГЧП в современной России можно считать 2004 год, когда утвердили и сформировали Совет по конкурентоспособности при Председателе Правительства РФ. К числу задач данного органа относилось налаживание сотрудничества органов власти и бизнес-сообщества. Аналогичные консультативные органы стали формироваться в министерствах и ведомствах, в том числе в субъектах РФ. Уже впоследствии подготовили законодательную базу для основных моделей проектного сотрудничества государства и бизнеса (закон № 115-ФЗ о концессионных соглашениях и закон № 224-ФЗ о ГЧП). В настоящее время наиболее распространенной формой ГЧП, основанной на принципах взаимного распределения рисков, софинансирования капитальных и операционных затрат со стороны инвестора, а также повышения качества оказываемых услуг является именно концессия. По данным Минэкономразвития РФ, в период с 2005 по 2020 год в России заключено более 3 000 концессионных соглашений.
Плюсы и минусы
Основной плюс ГЧП состоит в том, что результаты сотрудничества государства и бизнеса может увидеть и ощутить на себе каждый. Мы ежедневно пользуемся услугами в сфере транспорта, здравоохранения, образования и других областях. Качество инфраструктуры так или иначе влияет на нашу жизнь, поэтому постоянное обновление старых и создание новых объектов – залог успешного развития страны. Специфика ГЧП позволяет государству получить готовый объект в собственность при минимальных затратах. При этом благодаря инструментам ГЧП возможно пользоваться компетенцией и опытом частной стороны. К тому же проект ГЧП предполагает эксплуатацию инвестором инфраструктурного объекта и оказание им соответствующих услуг населению с применением современных методов и технологий, что зачастую менее эффективно в случае выполнения этих задач самим государством.
При нехватке бюджетных средств государство получает готовый для использования объект в кратчайшие сроки. Более того, отсутствует необходимость в проведении отдельных тендерных процедур для каждого этапа проекта: проектирования, строительства, эксплуатации. Вместо этого отбор частного партнёра или концессионера производится один раз на весь срок проекта.
Минусов у ГЧП практически нет, можно отметить лишь один нюанс: инфраструктура – это территория преимущественно больших и длинных денег. В связи с этим подготовка и согласование проектов ГЧП может длиться не один год. Некоторые инфраструктурные проекты находятся на согласовании государственных органов годами и из-за этого в ходе подготовки могут изменить свою юридическую конструкцию (например, с проекта ГЧП на госзаказ).
Таким образом, вектор развития ГЧП зависит от нескольких составляющих: наличия качественных институциональных механизмов, сильных стратегических инвесторов-предпринимателей и потенциала государственного сектора. По мнению большинства участников рынка, тормозит развитие ГЧП в России не отсутствие потенциальных инвесторов и даже не отсутствие совершенного законодательства. Главная причина застоя отрасли – консерватизм некоторых чиновников.
Критика ГЧП
ГЧП периодически подвергается критике со стороны ФАС. Антимонопольные органы пытаются признать «скрытыми» госзакупками некоторые концессионные соглашения по необоснованным причинам. Об этом мы уже рассказывали ранее.
Также к инструментам ГЧП скептически относятся отдельные представители государственных органов в регионах. Они не видят существенной разницы между реализацией проекта по механизму ГЧП и посредством госзаказа. Некоторые чиновники для создания инфраструктурных объектов выбирают второй путь, поэтому в субъектах до сих пор присутствует нехватка современных больниц, школ, дорог, аэропортов и др.
Самые яркие примеры ГЧП в России
ГЧП в России является достаточно молодым институтом, но за время его существования инфраструктурный рынок стал свидетелем ряда крупных и значимых в масштабах всей страны проектов. Они оказали влияние на развитие отечественной инфраструктуры и потребовали применения новых подходов к структурированию и финансированию сделок. Самые капиталоемкие и во многом определяющие вектор развития ГЧП – транспортные проекты (преимущественно авто- и железнодорожные).
Крупнейшее на сегодня концессионное соглашение заключено в 2018 году по строительству железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино на 192,4 млрд руб. Второе место по стоимости проекта занимает строительство автодорожного обхода Тольятти с мостом через Волгу за 120,8 млрд руб. Замыкает тройку крупнейших другой железнодорожный проект – по созданию линии Обская – Салехард – Надым Северного широтного хода стоимостью 113 млрд руб.
Автодорожный обход Тольятти с мостом через Волгу
Указанные концессии и еще несколько из числа самых масштабных запущены в порядке частной инициативы по предложению инвестора, в то время как в других странах инициатива запуска таких проектов чаще исходит от публичной стороны.
Проекты в транспортной сфере доминируют не только в российской практике. Например, среди крупнейших сделок США также преобладают проекты по строительству и реконструкции дорог. Это происходит в силу капиталоемкости и особой значимости транспортных проектов для развития инфраструктуры страны в целом. Будучи не столь распространенными, как, например, проекты ГЧП в коммунальной сфере, они во многом формируют облик отечественного рынка.
Перспективные направления в сфере ГЧП
Одним из перспективных направлений в сфере ГЧП является область информационных технологий. Пока в России в сфере ИТ реализуется единственный проект на основании соглашения о ГЧП. Он связан с созданием системы цифровой маркировки товаров.
Запуск «цифровых» концессий и соглашений о ГЧП – одно из будущих направлений развития инфраструктурного рынка. Сейчас в этой сфере запланированы как минимум две крупные инициативы: по созданию федеральной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК, ориентировочная стоимость проекта – 63 млрд руб.) и системы мониторинга санкционных грузов.
Также особый интерес вызывают проекты, связанные с внедрением искусственного интеллекта в систему здравоохранения. Их реализация позволит вывести медицину в России на новый уровень.
К сожалению, текущее снижение экономической активности из‑за пандемии и падения цен на нефть приведет к сокращению количества и объема запускаемых инфраструктурных проектов в среднесрочной перспективе. Но это не повод способствовать стагнации отрасли. Наоборот, партнерство государства и бизнеса сейчас – та самая «вакцина», которая сможет помочь экономике восстановиться и выйти на качественно иной уровень. Бизнес будет активно способствовать выходу страны из кризиса, поэтому должны быть созданы условия для успешного развития сферы ГЧП. Она нуждается в постоянном обновлении и в совершенствовании нормативной базы. Открытость, гибкость и еще раз гибкость в отношениях сторон ГЧП – главный принцип законотворческой деятельности. Законодательство должно открывать для обеих сторон (государства и бизнеса) возможность достичь условий, которые были бы им максимально выгодны. Тогда можно говорить о ГЧП и его положительных результатах.
Партнёрство государства и бизнеса сейчас – это в первую очередь колоссальная экономия ресурсов (времени и бюджета) для публичной стороны. ГЧП для инвестора – гарантия того, что вложенные деньги окупятся, пусть и в долгосрочной перспективе.
Квази гчп что это
Ассоциация специалистов и организаций лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины», Москва, Российская Федерация
Ассоциация специалистов и организаций лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины», 127083 Москва, ул. 8 Марта, 1, стр.12
Центр кардиохирургии и центр урологии 3-го Центрального военного клинического госпиталя им. А.А. Вишневского МО РФ, Московская область, Красногорск
Государственно-частное партнерство в системе здравоохранения России: возможности реализации на современном этапе
Журнал: Лабораторная служба. 2015;4(2): 59-62
Шачнев Е. Н., Лянг О. В., Кочетов А. Г. Государственно-частное партнерство в системе здравоохранения России: возможности реализации на современном этапе. Лабораторная служба. 2015;4(2):59-62.
Shachnev E N, Lyang O V, Kochetov A G. Public-private partnership in the healthcare system of Russia: the possibility of implementation at the present stage. Laboratory Service. 2015;4(2):59-62.
https://doi.org/10.17116/labs20154259-62
Ассоциация специалистов и организаций лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины», Москва, Российская Федерация
В статье рассмотрены важнейшие предпосылки развития государственно-частного партнерства, представлены основные формы и организационно-правовые модели, а также нормативно-правовая база, регулирующая взаимодействие субъектов государственно-частного партнерства при реализации социально значимых проектов в области здравоохранения Российской Федерации.
Ассоциация специалистов и организаций лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины», Москва, Российская Федерация
Ассоциация специалистов и организаций лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины», 127083 Москва, ул. 8 Марта, 1, стр.12
Центр кардиохирургии и центр урологии 3-го Центрального военного клинического госпиталя им. А.А. Вишневского МО РФ, Московская область, Красногорск
О концепции государственно-частного партнерства (ГЧП) как о перспективном инструменте развития социально значимых направлений отечественной экономики в верхних эшелонах власти всерьез заговорили примерно с 2002 г.
В области здравоохранения реализация данной политики выражается в создании условий для развития ГЧП, постепенной демонополизации государственной системы оказания медицинских услуг населению в условиях реформирования системы контрольно-надзорных функций и стандартизации медицинских услуг.
Таким образом, в развитии социально значимых отраслей экономики РФ ставка делается в первую очередь на привлечение частных инвестиций. С этой целью ведется активная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, совершенствованию нормативно-правовой базы и формированию системы государственных гарантий, повышающих интерес частного бизнеса к реализации совместных с государством проектов в рамках ГЧП.
Предпосылки развития концепции ГЧП в России
Формирование и развитие экономического потенциала страны достигается путем государственного регулирования, осуществляемого в рамках избранной властью социально-экономической политики, включающей курс действий для осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Низкий уровень инфраструктурного обеспечения социального сектора препятствует стабильному экономическому развитию страны, повышению его конкурентоспособности на международных рынках, является причиной снижения качества жизни, высокого уровня заболеваемости и смертности населения [1]. Поэтому именно государство несет ответственность за общественную инфраструктуру, а также за выполнение своих социальных обязательств, объем и порядок которых закреплены Конституцией РФ и федеральными законами.
Очевидно, что объем существующих инфраструктурных проблем значительно превышает возможности государственного финансирования, к тому же существенно ограниченного бюджетным законодательством. В связи с этим, несмотря на то что государство обеспечивает значительную часть предоставляемых социальных услуг, спрос на инвестиции в общественную инфраструктуру до сих пор остается неудовлетворенным. ГЧП является одним из инструментов в арсенале государства, благодаря которому предполагается привлечь частные инвестиции в социальную инфраструктуру и повысить ее эффективность.
ГЧП представляет собой юридически оформленные взаимоотношения органов государственной власти с частными структурами, основанные на обязательном распределении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение [1].
Механизм ГЧП является действенной альтернативой приватизации социальной инфраструктуры, поскольку собственность и право контроля сохраняется за государством, а также неэффективному управлению объектами инфраструктуры органами государственной и муниципальной власти. Кроме того, за счет привлечения частного сектора возможно повышение гибкости и эффективности реализации проекта, в том числе обеспечение соответствия между целями проекта, запросами потребителей и выполняемыми работами, осуществление более качественного управления рисками, снижение сроков реализации, оптимизация затратной части бюджета проекта, привлечение передовых технологий, снижение коррупционной составляющей.
ГЧП призвано оптимальным образом распределять задачи, компетенции и ответственность между публичным и частным партнерами.
Формы и организационно-правовые модели ГЧП
В мировой практике различают две формы ГЧП: институциональную и контрактную [2].
Институциональная форма подразумевает совместное участие государства и частного бизнеса в капитале компании, создаваемой для реализации социально значимого проекта. Основными конструкциями данной формы ГЧП в РФ являются:
1) создание компании с государственно-частной формой собственности на основе акционерного соглашения. В рамках акционерного соглашения государство и частный инвестор учреждают совместное предприятие и определяют порядок осуществления деятельности, распределения ответственности и прибыли. Примером может служить объединение активов АФК «Система» и ГУП «Медицинский центр управления делами мэра и Москвы» на базе группы «Медси». Создание совместных предприятий наиболее эффективно в области крупных «стартапов» и «гринфилд» проектов. Так, в 2011 г. стартовал проект «ПЭТ-Технолоджи» при паритетном участии ОАО «РОСНАНО»,
ЗАО «РосМедТехнолоджи» и ООО «MEDILUX» (Венгрия) по созданию современных диагностических центров, позволяющих проводить диагностику комбинированным методом позитронно-эмиссионной томографии и компьютерной томографии (ПЭТ/КТ) на территории центрального федерального округа и республики Башкортостан;
2) создание «особых» территорий в целях активизации экономической (предпринимательской) деятельности в регионе. К таким территориям относятся в том числе «Особые экономические зоны», «Индустриальные парки (технопарки)», «Территории опережающего развития», «Сколково» и пр.
Контрактная форма стратегического партнерства государства и частного бизнеса предполагает заключение контракта на выполнение определенных функций относительно объекта общественной инфраструктуры без объединения в единую организационную структуру.
К контрактной форме ГЧП относят следующие применимые в РФ организационно-правовые модели:
1. Концессионные соглашения. В рамках концессионного соглашения концессионер (частный партнер) своими силами, частично или полностью за свой счет осуществляет строительство/реконструкцию объекта концессионного соглашения, сразу по окончании строительства передает его в собственность концедента (государства) и осуществляет эксплуатацию объекта оговоренный в соглашении срок [3, 5].
В мае 2013 г. в Москве было заключено первое концессионное соглашение в социальной сфере между Правительством Москвы и «Европейским медицинским центром» на базе больницы №63 в Москве. После реконструкции больницы и строительства четырех высокотехнологичных медицинских центров частный партнер получает возможность управлять имуществом больницы, обслуживать пациентов по полисам добровольного медицинского страхования и за наличный расчет, а также возможность выполнять часть городского заказа по обслуживанию пациентов в рамках обязательного медицинского страхования.
2. «Квази-ГЧП»: контракт на предоставление услуг, контракт жизненного цикла и долгосрочное инвестиционное соглашение, регулируемые Федеральными законами №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Соглашение о разделе продукции.
4. Договор аренды с инвестиционным обременением [9].
6. Иные модели ГЧП, реализуемые в рамках регионального законодательства.
Нормативно-правовое регулирование ГЧП
Одним из серьезных барьеров для реализации совместных проектов является несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов ГЧП. На сегодняшний день в состоянии доработки находится проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» (законопроект №238827-6) [10]. В отсутствие единого Закона, права и обязанности государственного и частного партнера в рамках ГЧП определяют следующие нормативные документы:
-гражданский, бюджетный, налоговый, земельный, градостроительный кодексы РФ;
-ряд федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, в том числе: №44-ФЗ, №223-ФЗ, №115-ФЗ, Постановление Правительства РФ №138 от 14.02.2009 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения»; №164-ФЗ от 29.10.1998 «О финансовой аренде (лизинге)», Федеральный закон №225-ФЗ от 30.12.1995 «О соглашениях о разделе продукции»;
-тарифное законодательство, в том числе: №326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», №210-ФЗ от 30.12.2004 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
-федеральные законы об «Особых» территориях РФ;
-региональное законодательство об участии Субъекта в ГЧП проектах;
-иные федеральные и региональные нормативные акты.
ГЧП в системе здравоохранения
Значение ГЧП для развития системы здравоохранения неуклонно растет. По данным вице-премьера Ольги Голодец на начало 2015 г., в «25 регионах России реализуется 62 проекта в области здравоохранения на основе частно-государственного партнерства», а «объем частных инвестиций в российскую медицину в ближайшее время может достичь более 200 млрд руб.». Существенно возросла доля частных организаций в системе госгарантий. «Если в 2010 г. доля частных организаций в системе обязательного медицинского страхования составляла 7,6%, то в прошлом году (2014 г.) таких организаций было больше 21%» [11].
Наиболее яркими представителями проектов ГЧП являются:
— заключенное 15 марта 2011 г. Минздравом Республики Татарстан концессионное соглашение с медицинской российско-финской компанией «Ава-Петер» сроком на 10 лет на реставрацию, модернизацию и переоснащение центра планирования семьи в Казани. Частным партнером был проведен капитальный ремонт помещений (построена система вентиляции, горячего водоснабжения, лаборатории ЭКО и операционные перестроены с соблюдением принципов «чистых помещений», проведена компьютеризация кабинетов и т.д.), а также проведено полное переоснащение медицинского оборудования. Общий объем инвестиционных вложений компании составил 49,4 млн руб.;
— создание совместного предприятия АФК «Система» и ГУП «Медицинский центр управления делами мэра и Москвы» на базе группы «Медси» в 2012 г. В рамках данного соглашения ГУП выкупает допэмиссию акций «Медси» объемом 6,043 млрд руб., а взамен получает около 25% акций объединенной компании. Доля АФК «Система» в новой компании составит 50%. Остальную четверть акций выкупят иностранные инвесторы, а также Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Что касается самой «Медси», то у нее в активе после сделки состоят 22 поликлиники в Москве, 11 в регионах, более 80 медпунктов в России, собственная служба скорой помощи и 3 санатория в Москве и Крыму;
— передача в концессию Городской клинической больницы №63 Москвы Европейскому медицинскому центру.
В целом как на региональных, так и на федеральном уровне отмечается тенденция к повышению роли ГЧП в развитии системы здравоохранения как наиболее важной в социально-политическом плане общественной инфраструктуры [6, 9], что подтверждается установлением принципов ГЧП в основе программы социально-экономического развития РФ, совершенствованием нормативно-правовой базы, повышением интереса к механизмам ГЧП со стороны бизнеса, развитием механизмов финансирования проектов ГЧП, повышением конкурентоспособности и накоплением положительного опыта реализации проектов ГЧП [6, 9, 11].
Конфликт интересов отсутствует.
Информация об источнике финансирования: источника финансирования нет.