квиддич что это такое
Квиддич
Эта статья является частью цикла статей о волшебном мире Гарри Поттера.
Оригинал | Росмэн | Народные переводы | Мария Спивак | Бялко—Левитова |
---|---|---|---|---|
Quidditch | Квиддич | Квиддитч | Квидиш |
Кви́ддич (англ. Quidditch ) — вымышленная спортивная игра, в которую играют персонажи романов Джоан К. Роулинг о Гарри Поттере. В квиддич играют, летая на мётлах. Игра получила название в честь болота Квирдитч, где и была придумана.
Содержание
Правила игры
На поле сражаются две команды, по 7 человек в каждой. Запасные игроки не предусмотрены. Команды летают на мётлах над овальным игровым полем, в концах которого друг напротив друга стоят ворота в виде трёх круглых колец. Каждый гол, забитый в одно из колец команды-соперницы, приносит 10 очков. Цель игры — набрать как можно больше очков до окончания игры. Игра заканчивается, когда одна из команд поймает мяч под названием снитч, поэтому может длиться неограниченное время. Поимка снитча приносит 150 очков.
Правилами квиддича предусмотрены штрафные удары, но не удаления нарушивших правила игроков.
Мячи для игры
В игре используются четыре мяча: один квоффл, два бладжера и один снитч.
Квоффл
Квоффл (англ. Quaffle ) — самый крупный мяч, тёмно-красного цвета, на нём имеются несколько выемок. Охотники должны отобрать Квоффл у противника и забросить в одно из трёх колец, которые защищает Вратарь соперников. Вратарь же не должен позволить Квоффлу пролететь сквозь свои кольца, он должен поймать мяч и отпасовать его охотникам. Охотники имеют право перепасовывать Квоффл друг другу. В случае нарушения правил, зафиксированного арбитром, один из охотников пострадавшей команды имеет право на штрафной бросок Квоффла в кольцо противника (пенальти).
Бладжер
Бла́джер (англ. Bludger ) — твёрдый, быстро летающий мяч, хаотично перемещающийся по стадиону и служащий для усложнения игры Охотникам и Ловцу. Попадание бладжера в игрока, летящего на метле на большой скорости, зачастую оканчивалось для того тяжёлыми травмами и увечьями. В каждой команде есть два игрока, называемых «Загонщиками» — они вооружены битами, которыми отбивают бладжеры, летящие в их товарищей по команде, а иногда и направляют их в игроков соперника.
В книге «Гарри Поттер и Тайная комната» во время матча Гриффиндор — Слизерин один из Бладжеров, заколдованный домовым эльфом Добби вдруг «забыл», что на поле есть и другие игроки, и стал гоняться только за Гарри Поттером. В конце концов, Бладжер сломал Гарри руку.
Снитч
Снитч (англ. Golden Snitch ), так же называемый Золотой снитч — в современном квиддиче маленький золотистый шарик с серебристыми крылышками, летающий самостоятельно и произвольно над полем. Ловец, поймавший его первым, приносит своей команде 150 очков и останавливает игру. Счёт, набранный командами к этому моменту, и является окончательным. Снитч владеет должной системой распознавания «хозяина» если возникает спорное решение, поэтому даже мастер-изготовитель снитча проводит всю работу в перчатках.
В книге «Квиддич с древности до наших дней» рассказывается об истории квиддича вообще и о появлении в игре Снитча в частности. В 1269 году квиддичный матч посетил глава Совета Колдунов (Совет Колдунов предшествовал Министерству Магии) Барбарис Боллтаун. Боллтаун купил в клетке крохотную и проворную птичку, золотого сниджета, и сообщил собравшимся, что игроку, поймавшему птицу в ходе матча, учреждена награда — сто пятьдесят галеонов (огромные по тем временам деньги). Естественно, команды бросили игру и бросились ловить сниджета. Тогда возмущённая этим некая госпожа Модеста Кролли спасла бедную птичку, используя Призывающее заклятие, но идея Барбариса Болттауна изменила квиддич навсегда. Вскоре, золотых сниджетов стали выпускать на всех играх (предварительно накладывая такие чары, которые не позволяли им покидать пределов поля), а в командах появился ещё один игрок — ловец, задачей которого было поймать птицу. К сожалению, поимка сниджета часто заканчивалась его смертью, поскольку птичка была маленькая и хрупкая, и ловцы в азарте игры частенько раздавливали ее в руках. С поимкой сниджета игра прекращалась, а команде ловца присуждались ещё 150 очков (в память о тех 150 галлеонах). Однако, в середине следующего века численность популяции золотых сниджетов настолько снизилась, что птиц признали охраняемым видом. Начались интенсивные поиски замены, которая позволила бы продолжать игры.
Впоследствии волшебники научились делать металлические снитчи, которые удовлетворяли всем необходимым требованиям. Маг и кузнец Боумен Райт, живший тогда в Годриковой Впадине выковал первый золотой снитч. Ныне производство снитчей ещё более усовершенствовалось. Так, при их изготовлении маги работают в специальных перчатках, исключающих контакт новенького снитча с кожей, потому что мячик обладает телесной памятью: он помнит первого, кто прикоснётся к нему голыми руками. Это сделано на случай, если возникнут какие-либо споры о том, кто его поймал.
Состав команд
Игра ведётся между 2 командами по 7 игроков в каждой: 3 охотника, 2 загонщика, ловец и вратарь.
Охотники
Охотники (англ. Chaser ) — это три игрока команды, которые ведут основную борьбу за квоффл. Они пасуют этот мяч друг другу и пытаются забить его в ворота команды-противницы. Воротами считается любое из шести колец, поднятых в противоположных концах поля на высоких шестах. Три кольца в одном конце поля принадлежат одной команде, три кольца в противоположном — другой.
Обычно к охотникам предъявляются следующие требования:
Загонщики
Загонщики (англ. Beater ) — защищают свою команду от бладжеров, отбивая их битой, предпочтительно в направлении игроков противника (это разрешено правилами).
Вратарь
Вратарь — (в некоторых переводах — хранитель) защищает кольца своей команды от квоффла.
Ловец
Ловец (англ. Seeker ) — в его обязанности входит заметить и поймать снитч раньше, чем это сделает ловец противников. Пойманный снитч приносит команде 150 очков и останавливает игру. Пока ловец высматривает «свой» мячик, остальные игроки заняты бладжерами и квоффлом. Но если ловец команды-противницы начинает проявлять какую-нибудь активность, помешать ему считает своим долгом любой игрок, но никто, кроме ловцов, касаться снитча не имеет права.
На роль ловцов обычно выбирают лёгких и юрких игроков. Хотя бывают и исключения. Например, Виктор Крам отличался крепкой комплекцией и немаленьким ростом, однако он был признан не только лучшим ловцом болгарской сборной, но и, пожалуй, всей Европы.
Команды Хогвартса
Состав команд Хогвартса меняются с течением времени. Тут также записаны и игроки, давно закончившие Хогвартс — люди когда-либо игравшие в квиддич в Хогвартсе.
Гриффиндор
Слизерин
Когтевран
Пуффендуй
Чемпионат мира по квиддичу
Чемпионаты мира по квиддичу проводятся каждые четыре года, и последний из них, финал которого — матч между Ирландией и Болгарией был описан в книге «Гарри Поттер и Кубок огня».
Судья — Хасан Мустафа (председатель Международной ассоциации квиддича, Египет).
В организации участвовало около 100 тысяч волшебников. Для гостей и болельщиков был составлен график прибытия на чемпионат. Те у кого дешевые билеты прибывали за две недели, часть приезжала магловским транспортом. Некоторые трансгрессировали и им для этого был выделен лес. Но многие перемещались с помощью порталов (их создали около 200).
Во время финального матча и перед ним продавались различные талисманы и сувениры: розетки которые выкрикивали имена игроков сборных, шляпы в ирландском трилистнике, болгарские шарфы, расшитые львами, фигурки игроков и омнинокли.
В начале матча проходит традиционный парад талисманов. Талисман Болгарии — вейлы, Ирландии — лепреконы.
Состав команд на момент матча: Ирландия: Куигли, Конолли (загонщики), Райан (вратарь), Трой, Маллет, Моран (охотники), Эйдан Линч (ловец).
Болгария: Димитров, Иванова, Левски (охотники), Зогров (вратарь), Волчанов, Волков (загонщики), Виктор Крам (ловец).
Чемпионат школы по квиддичу
Чемпионат Хогвартса проводился (по крайней мере, во время описанных в книгах событий) по круговой системе в один круг (команды всех факультетов играют друг с другом по одному разу в течение учебного года), то есть всего за сезон проводится 6 официальных матчей, а каждый факультет участвует в трёх играх.
Первый учебный год
Второй учебный год
Третий учебный год
Четвёртый учебный год
Ввиду Турнира Трёх Волшебников чемпионат школы отменён.
Пятый учебный год
Рональд Уизли — наш король, Рональд Уизли — наш герой, Перед кольцами дырой Так всегда и стой! Квоффла Рон поймать не может, Победить он нам поможет, На помойке Рон родился, Слизерину пригодился.
Песня нервирует Рона, и он пропускает мячи один за другим. Гарри ловит снитч. Гриффиндор побеждает. После матча Малфой признаётся, что это он сочинил песню и начинает оскорблять Рона, его родителей и родителей Гарри. Гарри и Джордж избивают Малфоя. В наказание Долорес Амбридж пожизненно запрещает играть в квиддич Гарри, Джорджу и Фреду (хотя последний в драке не участвовал).
Рональд Уизли — наш король, Рональд Уизли — наш герой, Перед кольцами стеной Так всегда и стой! Квоффла Рональд не пропустит И победы не упустит. Вратарём наш Рон родился, Гриффиндору пригодился.
Шестой учебный год
Седьмой учебный год
В этой книге игр в квиддич нет. Большую часть учебного года Гарри, Рон и Гермиона скрываются от Тёмного Лорда. Происходили ли в это время игры в квиддич и с каким результатом, неизвестно. Также ничего неизвестно об играх после победы над Волан-де-Мортом. Тем не менее квиддич косвенно играет роль в происходящем: Альбус Дамблдор завещает Гарри Поттеру снитч, пойманный им в самой первой игре. Министр магии Скримжер подозревает, что в подарке заключена какая-то магия. По требованию Скримжера Поттер берёт мяч в руку, но ничего не происходит. После ухода министра Поттер прикладывает снитч к губам, вспомнив, как он его поймал. На снитче появляется надпись «Я открываюсь под конец». Когда Гарри Поттер узнает, что чтобы Темный Лорд пал, ему нужно умереть, он вспоминает о снитче и говорит ему «Я скоро умру», снитч открывается, и в нём оказывается камень, воскрешающий мёртвых — один из трёх Даров Смерти.
Гарри Поттер был ловцом в 9 играх. В 7 играх из 9 он поймал снитч и принёс своей команде победу. В двух оставшихся (обе с Пуффендуем) он не смог поймать снитч, и Гриффиндор проиграл. В одной из этих игр на поле появились дементоры, из-за чего Гарри потерял сознание и упал на землю, в другой Кормак Маклагген нечаянно попал Гарри Поттеру отбитым бладжером по голове в результате чего Гарри получил очень тяжёлую черепно-мозговую травму.
Ещё в 4 играх с участием Гриффиндора Гарри Поттер не участвовал: в одной — из-за того, что лежал в больничном крыле после битвы с Квирреллом, в двух — был дисквалифицирован Долорес Амбридж за драку с Малфоем после игры, в одной — отбывал наказание у Снегга за применение против Драко Малфоя заклинания Сектумсемпра. Из этих 4 игр Гриффиндор выиграл 2 и проиграл 2.
Гриффиндор завоевал кубок 3 раза из 4. Один раз кубок завоевал Слизерин, потому что во время решающей игры (Гриффиндор с Когтевраном) Гарри Поттер лежал в больничном крыле после битвы с Квирреллом.
Джинни Уизли была ловцом в 3 играх. Во всех 3 играх она поймала снитч, но в одной из них Гриффиндор проиграл из-за плохой игры остальных членов команды.
Квиддич среди фанатов
Многие фанаты Гарри Поттера пытались адаптировать правила квиддича для маглов. Существуют различные варианты правил «квиддича-без-мётел», но в России локальную популярность среди фанатов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Брянска получили правила, представляющие собой вариацию на тему гандбола. Загонщики используют теннисные ракетки, а снитчем служит теннисный мячик.
Интересные факты
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Квиддич» в других словарях:
Квиддич сквозь века — Quidditch Through the Ages Автор: Дж. К. Роулинг Жанр: энциклопедия Язык оригин … Википедия
Квиддич с древности до наших дней — Quidditch Through the Ages Обложка русского издания книги Автор: Дж. К. Роулинг … Википедия
Квиддич (значения) — Квиддич вымышленная спортивная командная игра, в которую играют персонажи романов Джоан К. Роулинг о Гарри Поттере. Маггловский квиддич реально существующая спортивная игра на основе игры «Квиддич» из вымышленного мира Гарри Поттера … Википедия
Магловский квиддич — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Маггловский квиддич — Многие фанаты Гарри Поттера пытались адаптировать правила квиддича для маглов. Существуют различные варианты правил «квиддича без мётел», но в России локальную популярность среди ролевиков Москвы, Санкт Петербурга, Нижнего Новгорода и Брянска… … Википедия
Чемпионат мира по квиддичу — Оригинал Росмэн Народные переводы Мария Спивак Бялко Левитова Quidditch Квиддич Квиддитч Квидиш Квиддич (англ. Quidditch) вымышленная спортивная игра, в которую играют персонажи романов Джоан К. Роулинг о Гарри Поттере. В квиддич играют, летая на … Википедия
Квиддитч — Оригинал Росмэн Народные переводы Мария Спивак Бялко Левитова Quidditch Квиддич Квиддитч Квидиш Квиддич (англ. Quidditch) вымышленная спортивная игра, в которую играют персонажи романов Джоан К. Роулинг о Гарри Поттере. В квиддич играют, летая на … Википедия
Квидич — Оригинал Росмэн Народные переводы Мария Спивак Бялко Левитова Quidditch Квиддич Квиддитч Квидиш Квиддич (англ. Quidditch) вымышленная спортивная игра, в которую играют персонажи романов Джоан К. Роулинг о Гарри Поттере. В квиддич играют, летая на … Википедия
Квидиш — Оригинал Росмэн Народные переводы Мария Спивак Бялко Левитова Quidditch Квиддич Квиддитч Квидиш Квиддич (англ. Quidditch) вымышленная спортивная игра, в которую играют персонажи романов Джоан К. Роулинг о Гарри Поттере. В квиддич играют, летая на … Википедия
Нимбус 2000 — Оригинал Росмэн Народные переводы Мария Спивак Бялко Левитова Quidditch Квиддич Квиддитч Квидиш Квиддич (англ. Quidditch) вымышленная спортивная игра, в которую играют персонажи романов Джоан К. Роулинг о Гарри Поттере. В квиддич играют, летая на … Википедия
Правила квиддича
Введение.
Наш квиддич ведёт своё происхождение из книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере и магической Британии. Квиддич в этих книгах самый популярный вид спорта магов, колдунов и волшебников. Игроки в нём летают на мётлах, уворачиваются от бладжеров закидывают мяч в кольца и ловят снитч.
Но отсутствие в свободной продаже летающих мётел весьма сильно изменило квиддич в России. Гандбольная площадка, игроки, забрасывающие по гандбольным правилам мячи в чужие ворота, игроки с ракетками, вышибающие игроков противоположной команды из игры, маленький тесный мячик, поимка которого означает конец игры.
Амплуа
В квиддиче существует четыре класса игроков: вратарь, охотник, загонщик и ловец. Для каждого из классов есть свои возможности и ограничения игры на поле, чётко зафиксированные в правилах.
По правилам в составе каждой из команд на поле должны одновременно находиться 7 игроков:
Женщины в квиддиче
В отличие от футбола, баскетбола и всего остального, тут не может быть однополых команд. Вернее не совсем так: может быть полностью женская команда, но полностью мужской команды быть не может. В правилах написано, что среди охотников не должно быть более двух мужчин.
Три мяча.
В квиддиче в игре может одновременно находиться три разновидности мяча:
Квоффл.
Четыре игрока из команды — трое охотников и вратарь — фактически играют в гандбол. Есть, правда, несколько отличий. Например, нет ведения и ограничения на число шагов с мячом. Зато есть разрешенные толчки «корпус—корпус» и «плечо—плечо». Размеры поля — гандбольные (20х40 м), ворота — гандбольные (2х3 м), а квоффл — это баскетбольный мяч уменьшенного (третьего) размера. Перед каждыми воротами есть штрафная зона, куда вражеский охотник не может входить, может только прыгнуть перед ней и в прыжке забить гол. Каждый гол приносит 1 очко.
Бладжеры.
В книге Роулинг бладжеры — это шары, которые сами по себе летают и сбивают игроков с мётел, а загонщики — это игроки, которые их отбивают. В жизни дело обстоит несколько иначе. В нашем квиддиче загонщик — это игрок с ракеткой (теннисной или бадминтонной), а бладжер — это надутый легкий резиновый мячик. Загонщики играют бладжерами. С помощью ракеток загонщик может выбить ЛЮБОГО игрока в игре бладжером. Если бладжер коснулся (неважно, каким образом) игрока во время игры — игрок выбит. Выбитый игрок поднимает руки вверх и медленно считает вслух до десяти. Пока он считает, участия в игре он не принимает. На четырёх загонщиков с обеих сторон приходится три бладжера. Загонщики всегда соревнуются за то, кто будет владеть бладжером. Держать бладжер в руке загонщик имеет право не более трёх секунд. За временем владения бладжером и счёта следят специальные судьи.
Снитч.
Гарри Поттер был ловцом, т.е. тем, кто ловил снитч. Снитч летал, а Гарри на метле пытался его поймать наравне с другим ловцом. В книге снитч летал как угодно и сам по себе. У нас, как вы уже поняли, само по себе ничего не летает. Снитч — это теннисный мячик. А ловцом может быть не любой человек, а только тот, у кого рост не более 175 см и вес не более 65 кг, причём в сумме эти параметры не должны превышать 235.
Если у Роулинг снитч летал, начиная с начала игры, то у нас снитч начинает «летать» только после 25-й минуты с начала матча. «Летает» снитч с помощью специальных судей — операторов снитча. Это два человека с разных концов поля, которые не глядя на поле, кидают снитч в случайном направлении. Ловец должен поймать снитч, пока он не коснулся пола. Если коснулся, то другой оператор подбирает снитч и кидает его еще раз. И так, пока снитч не пойман. Как только снитч пойман — игра заканчивается. За поимку снитча прибавляется 5 очков той команде, ловец которой словил снитч.
Игра идёт без перерывов, не делясь на таймы, можно остановиться только во время тайм-аута, который взял капитан одной из двух команд. Выигрывает та команда, которая набрала больше всего очков. Если количество очков одинаковое, выигрывает та команда, которая поймала снитч.
Квиддич со всех сторон. Как Роулинг ввела его в «Гарри Поттер» после расставания. Почему это плохой спорт. Как сыграть в реальности
Роулинг не любила писать про квиддич и придумала слово случайным подбором
«Я размышляла о том, что удерживает общество вместе, заставляет его объединяться и показывать его особый характер, и знала, что мне нужен спорт. Это приводит мужчин в бешенство. Что вполне удовлетворительно, учитывая мое душевное состояние, когда я его придумала», – объясняла Роулинг.
Роулинг любит вводить для созданного мира собственные слова. Квиддич – тоже придуманное. Британская журналистка предположила его происхождение:
«Она сказала мне: «Очевидно, что вы образовали слово квиддич от quiddity, означающее сущность вещи, ее правильную природу».
Мне очень захотелось сказать: «Да, ты совершенно права». Потому что это звучало так интеллектуально, но я должна была сказать правду. Я заполнила пять страниц блокнота с разными словами на «Q», пока не выбрала квиддич. Я знала, что это было идеально, когда я наконец-то остановилась на этом слове».
Последний раз квиддич появился в шестой книге «Гарри Поттер и Принц-полукровка». В финальной части его уже не было − только эпизод с полетами на метлах, когда Гарри и Рон сражались с Малфоем и его друзьями за крестраж в Выручай-Комнате.
«Честно говоря, матчи по квиддичу были проклятием моей жизни в книгах о Гарри Поттере, – говорила Роулинг. – Они нужны, потому что люди ждут, что Гарри будет играть в квиддич, но есть предел количеству способов, которыми вы можете заставить их играть в квиддич вместе и чтобы случалось что-то новое».
Как квиддич раскрывал характеры героев и почему Гарри Поттер не был лучшим ловцом
В раскладе сил хогвартского квиддича очень простая драматургия: до прихода Гарри Поттера долго царил только Слизерин.
Поттер сразу перевернул игру. В первом же матче он обыграл Слизерин, поймав снитч ртом, а не руками. Но дальше Роулинг поступила оригинальнее. В тот сезон Гриффиндор не победил. Точный чемпион не называется, но, вероятно, кубок взял Когтевран, который разгромно выиграл последнюю игру. Гриффиндор при Гарри Поттере стал чемпионом только с третьей попытки.
Во второй части турнир отменился посреди сезона. В четвертой − не проводился совсем. В седьмой − вообще вышел за рамки сюжета. То есть читатели видели только четыре полных сезона. В трех из них победил Гриффиндор.
Роулинг строила архитектуру чемпионата по классической футбольной схеме, где каждый играет с каждым по одному разу. Получается, что четыре команды проводят по три матча. То есть весь сезон состоит из шести матчей. В футболе это как отдельная группа в Лиге чемпионов или на чемпионате мира/Европы. Такое маленькое число игр объясняются всего четырьмя факультетами и балансом сюжета: все-таки книга не про квиддич − тем более важность каждой показанной игры от этого только выше.
Ключевой нюанс. Чемпион определялся по сумме очков, а не по количеству побед. То есть факультет мог выиграть сезон, даже если проиграл один из матчей. Это правило позволило Роулинг выстраивать внутри квиддич-сезона отдельную мини-арку, где герой сначала проваливается, но к финалу проходит путь, учится новому и в итоге красиво поднимается.
Лучше всего это показано в третьей части: Гарри Поттер начинает сезон с поражения, испугавшись дементоров. Но потом овладевает страхом, становится выше него − и побеждает в той же ситуации с дементорами (которые, правда, были ненастоящими).
В пятой части (второй чемпионский сезон Гарри Поттера) Роулинг использовала тот же прием, но уже с Роном и отчасти Джинни Уизли.
Арка Рона, конечно, сводится к тени Гарри Поттера и давлению семьи: трое его старших братьев ранее мощно играли за Гриффиндор. Он начал ужасно из-за неуверенности в себе. Слизеринцы придумали про него оскорбительную кричалку «Рональд Уизли − наш король». И арка красиво замкнулась, когда в конце сезона он затащил решающий матч без Гарри Поттера на поле, а гриффиндорцы качали его на руках и переделали ту самую кричалку уже как хвалебную. Еще одна важная деталь здесь, что это произошло в тот же год, когда Рон стал старостой факультета − хотя сам считал, что им выберут Гарри.
Джинни Уизли через квиддич в этой части истории вошла в повествование как самодостаточная фигура и соратница Гарри Поттера, а не просто младшая сестра друга или девушка в беде, которую надо спасать из Тайной комнаты. На тот момент он еще был влюблен в другую девушку, но Джинни Уизли заявила о себе. Особый символизм здесь − она стала именно ловцом и заняла место Поттера после его дисквалификации.
Теперь − прикол. Джинни Уизли ловила снитч во всех своих матчах (где играет на этой позиции, а не на позиции охотника). То есть у нее 100% успеха. У самого Гарри Поттера статистика хуже. Он ловил снитч только в 7 из 9 игр. И при трех чемпионских сезонах только один провел полностью без пропусков.
Когда Гарри Поттер ловил снитч, Гриффиндор всегда побеждал. Потому что разброс очков в правилах слишком большой: твои охотники должны забросить 15 квоффлов, чтобы сравняться с ущербом снитча. И они не могут это сделать после − потому что с поимкой снитча матч сразу заканчивается.
Однажды пользователи твиттера раскритиковали Роулинг за нелогичность подсчета очков [если искатель ловит золотой снитч, то команда получает 150 очков и заканчивает игру], она сравнила квиддич с состоянием человека:
«У этого есть смысл. В погоне за неуловимой удачей есть очарование, но командная работа и настойчивость все еще могут победить. Все уязвимы перед ударами судьбы и препятствующими людьми, а успех означает подняться над этим. Квиддич – это человеческое состояние».
Красивое философское объяснение не отменяет сути − квиддич очень плохо собран по механике игры.
Почему квиддич не работает как игра. Это объясняет одна великая книга о Гарри Поттере, которую написала не Роулинг
Уникальный литературный прецедент. Как бы фанфик, но при этом абсолютно самодостаточное цельное произведение. Оно происходит в том же мире и вокруг того же сюжетного каркаса, но перестраивает его в полностью другой мир.
«Гарри Поттер и методы рационального мышления».
В завязке там меняется одна деталь: тетя Гарри Поттера выходит замуж не за Вернона Дурсля, а за профессора Оксфорда. И сам Гарри, попав в ее семью после смерти родителей, воспитывается среди любви, интеллигенции и научного познания.
Попав в мир магии, он смотрит на все вещи и фундаментальные понятия этой среды через разум, науку и то самое рациональное мышление. Например, он вообще не воспринимает всерьез скучного Рона, зато заводит дружбу с Драко Малфоем. Чтобы убедить его в архаичности чистокровной морали и экспериментально доказать, почему магические шовинисты не правы. Или, например, эта версия Гарри Поттера взламывает правила трансфигурации, просто воспринимая превращение вещей через квантовую физику.
Автор книги Элиезер Юдковский использует материал роулинговского «Гарри Поттера» как площадку для исследования проблем познания, этики, неоднозначности границы между добром и злом, восприятия смерти − и особенно как продвижение идей рационализма и исследовательского отношения.
Юдковский одновременно и опирается на оригинал, и полностью перепридумывает его, пропуская через призму своих идей. Какие-то магические явления в его восприятии разваливаются, какие-то объясняются, а какие-то просто высмеиваются.
Чуть ли не сильнее всего достается квиддичу. Юдковский выделяет в механике квиддича две смежные проблемы.
Первая − роль ловца. Вот отрывок:
«− Как много десятиочковых голов обычно забивает команда без учета снитча?
− Эм, пятнадцать или двадцать в играх профессионального уровня.
− Какая-то глупость. Это нарушает все возможные принципы создания игр. В остальном правила вроде ничего, спорт как спорт, но вот снитч, который, как говоришь, практически всегда приносит команде больше очков, чем все остальные члены команды, и таким образом определяет исход матча. Два ловца летают по полю, почти не взаимодействуя с другими игроками, и каждый из них надеется, что ему повезет.
− Дело не в везении! − запротестовал Рон. − Нужно, чтобы твои глаза двигались особенным образом.
− В этом нет взаимодействия с другими игроками. Неужели действительно так интересно смотреть, как кто-то мастерски двигает глазами? И когда одному из ловцов вдруг удается поймать снитч, то этим он обесценивает работу, проделанную другими игроками. Как будто они взяли нормальную игру и добавили в нее бессмысленную позицию, чтобы кто-то мог стать Самым Важным Игроком, не вникая в суть и не участвуя в общем процессе. Кто был первым ловцом? Принц-идиот, который хотел играть в квиддич, но не мог выучить правила?»
У Роулинг было два матча, где команда проигрывала с пойманным снитчем. Первый − Джинни Уизли за Гриффиндор, когда всех подвел Рон в воротах. Второй − ловец Болгарии Виктор Крам на кубке мира. Но два важных нюанса: 1) эти истории не касались главного героя и не оспаривали его особенный статус, 2) они подчеркивали характеристики персонажей (в первом случае силу провала Рона, во втором − персональную силу Виктора Крама, который при этом не побеждает в командах ни тогда, ни позднее в турнире школ).
Другая проблема квиддича, которую описывал Юдковский − время. Снова отрывок из книги:
«− Но. но если убрать снитч, то как узнать, когда заканчивать матч?
− Всяко лучше, чем сейчас, когда игра занимает то десять минут, то несколько часов. И болельщикам будет гораздо удобнее».
Что еще не так с квиддичем? Мы спросили у ведущего геймдизайнера студии создания игр Banzai Games Александра Щербакова:
«На самом деле это две независимые игры, проходящие одновременно. Два участника ловят снитч, а остальные заняты вообще другим делом. Они не должны пересекаться (только вот Гарри сбивали участники другой команды). Это плохо для игры, плохо для команды (хорошая команда с плохим ловцом = плохая команда), плохо для зрителей (нет понимания, куда смотреть).
Другая проблема − не очень четкие правила. Неизвестно, насколько жестоко можно действовать: иногда можно сбивать, иногда − нельзя. Если бы команды играли всерьез, скорее всего, игра была бы слишком жестокой. Например, легче сразу всей командой полететь за ловцом чужой команды, вывести его из строя (даже пожертвовав одним своим), а потом защищать своего ловца, пока тот не поймает снитч».
Почему Роулинг вообще сделала игру с такими дырами? Просто ей не нужна работающая механика. Весь квиддич создавался только для еще одного слоя атмосферы магического мира и для движения персонажей. Поэтому за несколько часов она соорудила гибрид из знакомых британских деталей: что-то из крикета, что-то из поло (только вместо лошадей − метла), что-то из регби, что-то из футбола.
Чтобы на самом деле сыграть в квиддич, правила нужно изменить. И у этого уже есть реальный опыт.
Как выглядит квиддич в нашем мире: команды даже в Уганде, сломанные носы и синяки, а вместо снитча – человек
В 2005 году квиддич развился на уровне колледжей в США, а через пять лет распространился по всему мира. «Квиддич – это смешанный гендерный контактный вид спорта с уникальным сочетанием элементов регби, вышибал и салок», – объяснение от международной ассоциации квиддича.
Сейчас в число официальных членов IQA входят больше 15 стран. Среди них – Австралия, Канада, Турция, Каталония, Мексика, Польша. Ассоциированные члены [те страны, у кого две или более команд, но индекс развитости квиддича ниже порога] – Уганда, Малайзия, Вьетнам, Перу, Финляндия. «Мы согласны с Джоан Роулинг, что спорт предоставляет невероятные возможности для объединения людей. Инклюзивность и сообщество – часть наших основных ценностей. И вымышленная игра Роулинг, и наша собственная версияподдерживают фундаментальные ценности легкой атлетики – командную работу, настойчивость, спортивное мастерство и конкуренцию», – объясняет исполнительный директор ассоциации квиддича США Сара Вулси.