квилт что это за технология
Шитье в технике квилтинг
Техника и схемы квилтинга на швейной машинке, пошаговый мастер-класс для начинающих с видео
О технике квилтинг можно рассказать очень много. Но на этой странице эта техника будет рассмотрена в сочетании с пэчворком. Квилтинг и лоскутное шитье — разные виды рукоделия, но они так тесно соприкасаются друг с другом, что эти понятия нередко объединяют, считая одно частью другого, или просто путают.
Где зародился квилтинг, сказать сложно. Еще в Древнем Египте были известны стеганые одеяла. В Японии крестьяне складывали и простегивали вместе несколько старых ветхих курток, чтобы получить более теплую вещь; рыцарям средневековой Европы стеганая одежда облегчала ношение лат; английские переселенцы в Америке утепляли и простегивали сшитые из лоскутков одеяла; в России от холодов спасали набитые ватой или ветошью простеганные куртки, известные и сейчас как телогрейки.
Со временем мастера все больше внимания уделяли эстетике и красоте создаваемой вещи и сугубо практичный квилтинг постепенно приобрел черты искусства.
Что такое квилтинг на швейной машине: основные строчки
Что такое квилтинг на швейной машине — это выстегивание объемного рисунка, геометрического (повторяющегося) или фантазийного. Квилт всегда состоит не менее чем из трех слоев: верхнего (декоративного), создающей объем прокладки (чаще всего сейчас используют синтепон) и подкладки (нижнего полотна). Это сочетание называют еще сэндвич-конструкцией. Верхнее полотно не обязательно должно состоять из лоскутков, оно может быть цельным однотонным и рисунок на нем будет полностью создан стежками. По сути, каждый раз надевая пуховик или укрываясь стеганым одеялом, мы имеем дело с квилтом.
Основные виды строчки, используемые в квилтинге на швейной машинке и в ручном режиме, это:
Прямолинейная стежка «шов в шов» — самый простой прием квилтинга, который чаще всего используется в пэчворке. Простежка делается по швам соединения лоскутков, подчеркивая разноцветный рисунок.
Схемы квилтинга и пошаговая инструкция
Далее представлен мастер класс по квилтингу для начинающих на примере шитья пэчворк блока «алмаз». Следуйте пошаговой инструкции:
Важно! Многие из вас знают, что различные цвета оказывают разное влияние на нашу нервную систему, настроение, здоровье и благополучие. Поэтому при выборе ткани для своих изделий старайтесь подобрать цвета, которые добавляют жизненной силы, дарят радость и оптимизм, активируют творческую энергию, отгоняют печальные мысли и сомнения.
Важно!
Полоски ткани всегда должны быть длиннее стороны ромба, к которому их пришивают, так как при стачивании наверху и внизу образуется угол, который должен быть закрыт полностью.
Соберите 3 слоя квилта: верхний лицевой — пэчворк блок «алмаз»; средний слой — синтепон; обратная сторона — подкладка.
Следуя схеме квилтинга — сколите булавками все слои по всему полотну.
Важно!
Чем толще синтепон или прокладка, тем сложнее простегать квилт. Чтобы слои квилта не смещались относительно друг друга, их необходимо соединить булавками по всей площади. Прокладку из синтепона и обратную сторону квилта надо выкраивать на несколько сантиметров больше, так как при стежке ткани дают усадку.
Важно!
Начинающим квилтинг при стежке трехслойного квилта необходимо зекрепить все слои не только булавками, но и иголкой с ниткой наметочным швом, начиная обязательно от середины полотна. Таким образом мы не только закрепляем слои между собой, но и выравниваем все полотно. Если при стежке некоторые булавки придется удалить, чтобы не мешали строчке, изделие все равно сохранит форму.
Важно!
Самая простая стежка в квилтинге на швейной машинке для начинающих — шов в канавку: строчка проходит по линии стачивания лоскутков.
Чтобы выделить участки блока, нитки для стежки надо брать контрастного цвета.
Следуя пошагово мастер-классу по квилтингу для начинающих – вы легко сможете сшить готовое изделие.
Если вы хотите сделать более объемный квилт, возьмите более плотный синтепон, у него есть градация — от 100 и больше. При использовании более толстой прокладки изделие будет выглядеть более объемным, а стежка будет практически незаметна.
На самом деле, стежку можно прокладывать так, как вам нравится, например, центральный ромб можно заполнить не прямыми линиями, а волнистыми. Я часто простегиваю свои изделия вручную швом «вперед иголку» фантазийным рисунком, получаются очень необычные работы.
В заключении, посмотрите видео о квилтинг, где подробно демонстрируется вся техника шитья:
Стиль пэчворк и квилтинг
Лоскутное шитье, пэчворк, квилтинг, текстильная мозаика – все это виды рукоделия, которые основаны на одном принципе – создание единой композиции из отдельных лоскутков. С помощью этих рукоделий можно создавать очень оригинальные предметы гардероба, модные аксессуары и текстиль для интерьера.
Старые бабушкины одеяла из лоскутков на долгое время были забыты. И только благодаря талантливым мастерицам из разных стран лоскутные работы вновь вернулись и заиграли новыми красками. Сегодня почти в каждом модном сезоне вы можете увидеть одежду, созданную на основе лоскутного шитья, или ткани, принт которых великолепно имитирует эту технику.
Немного из истории квилтинга
Лоскутным шитьем занимались многие народы с древних времен, поэтому до сих пор американским женщинам приходится доказывать, что именно они стали основательницами квилтинга. Известно, что стеганая многослойная одежда создавалась в далекие времена и в Японии и Китае.
Технология шитья из лоскутков существовала в XV в. в Италии. В каждой стране были подобные виды рукоделия, ведь невозможно назвать то место на Земле, где жили бы все сыто и счастливо, а поэтому многие женщины старались в своем хозяйстве экономить, бережно сохраняя лоскутки ткани, чтобы в случае необходимости что-то сшить для себя или членов своего семейства.
Даже в таком государстве, как Англия, когда на красочные индийские ткани возросли цены, женщины стали ценить каждый кусочек. Но не будем оспаривать первенство американских женщин в создании квилтинга и пэчворка. Пусть они утверждают, что это именно их народное творчество. Каждый народ привносил в рукоделие свою технику, свое видение красоты.
Стиль пэчворк и имитация
Отличие стилей пэчворка и квилтинга
Пэчворк и квилтинг – это лоскутное шитье. Однако между ними есть разница. Пэчворк заключается в соединении разноцветных лоскутков из текстиля или вязаных трикотажных в цельное полотно. Чаще всего пэчворк выполняется в один слой.
Квилтинг включает в себя не только лоскутную технику, но и вышивку, аппликацию, а главная особенность квилтинга – различного вида стежки. Квилтинг отличается также своей объемностью и многослойностью. Простеганная поверхность изделия декорируется применением разных видов шитья. Готовые работы, выполненные в этой технике, называют квилтами.
Квилтинг
Пэчворк рассматривается как отдельная техника шитья, а квилтинг – это сочетание сразу нескольких техник. Иначе говоря, пэчворк отличается от квилтинга более узкой направленностью. Суть пэчворка заключается в создании красивого полотна из множества различных фрагментов, которые могут отличаться формой, размерами и расцветкой.
Формы фрагментов могут создавать орнамент, а могут иметь хаотичное соединение. Для получения тех или иных результатов в пэчворке существуют специальные методики, которые раскрывают последовательность расположения лоскутков материала.
Пэчворк является лишь компонентом квилтинга. В квилтинге лоскутки также создают рисунок или орнамент, но кроме этого квилты могут содержать вышивку, аппликацию и обязательно стежки, которые могут быть сами по себе декоративными, создавать причудливые узоры. Именно стежки соединяют все слои изделия. Quilting — сшивание, простёгивание.
Есть еще одна разница между пэчворком и квилтингом, пэчворк бывает вязаным. Фрагменты в этом случае создаются и соединяются между собой с помощью крючка или спиц. И так сделаем вывод и посмотрим на красивые квилты, созданные руками мастериц.
Чем пэчворк отличается от квилтинга
Пэчворк
Отдельная техника
Создание полотна из фрагментов
Изделие не всегда объемное
Может быть вязаным
Квилтинг
Сочетание различных техник
Обязательно выполняется выстегивание
Изделие всегда объемное
Приветствую всех, друзья мои!
Каждая рукодельница, увлеченная пэчворком, начав изучать азы сего дивного рукоделия, рано или поздно, накопив определенный опыт в теоретических знаниях, прежде чем приступить непосредственно к шитью лоскутного изделия, задается вопросом, с чего же начать? Какие нужны инструменты для работы? Что нужно обязательно, а без чего можно и обойтись?
Вопрос на самом деле очень важный, потому что учитывая изобилие разных товаров на прилавках рукодельных магазинов, и принимая во внимание (в известной степени) дороговизну необходимых материалов, рано или поздно перед нами встает выбор, что действительно нам необходимо для работы, а без чего можно и обойтись.
В этой статье, с помощью найденных мною в интернете картинок, я помогу вам разобраться в этих вопросах, расскажу подробно о том, как создается квилт, что называется, «от и до» и о том, какие нам для этого будут нужны инструменты.
Для начала мы запасемся необходимыми инструментами. Можно конечно обойтись и без них, если вы один раз в жизни захотели сшить лоскутную прихватку, и на этом остановиться. Но если все же вы решили остановить свой выбор в творчестве на пэчворке, и решили, что эта любовь навсегда, то советую не экономить на инструментах, потому как они будут вам верными помощниками и существенно сэкономят вам время и силы.
Мат для резки. Можно взять небольшой, или средний, допустим, формата А-4 или А-3. Но главное, чтобы он был с двухсторонней разметкой. Как правило, такие маты бывают с одной стороны с сантиметровой, а с другой стороны с дюймовой разметкой. Хорошо бы, чтобы на мате были бы размечены линии под углом в 30, 45 и 60 градусов.
Есть маты поворотные, очень удобные в работе. Но на первых порах можно обойтись и простым ковриком.
Квилтерская линейка. Можно любую, но желательно все же купить ту, на которой тоже есть разметки линий под разными углами, сантиметровые и дюймовые деления.
Ну и конечно же, швейная машина, нитки, без которых в швейном деле не обойтись, в том числе булавки простые и квилтерские, вспарыватель.
Если у вас есть швейная машина, умеющая делать прямую строчку, и строчку зиг-заг, то можете считать, что вы уже готовы к работе!
Ошибочно мнение, что шить пэчворк можно только на специальных и дорогих швейных машинах, и что допустим, для стежки нужно приобрести дополнительно специальную машину, чтобы не перенастраивать ту, на которой сшивался лоскутный верх.
Утюг может быть любым и недорогим, но если у вас есть утюг с отпаривателем, то работать с ним все же удобнее.
Ткани для пэчворка.
Наиболее важным при создании лоскутных изделий является выбор тканей. С тысячами тканей, доступных на рынке, эта задача может показаться немного сложной. Для верха лоскутного изделия лучше всего подойдут ткани для пэчворка, прошедшие специальную обработку, благодаря которой ткани почти не садятся и не теряют яркость красок даже после многочисленных стирок.
Для низа (подложки, бэка) изделия можно взять ткань попроще и подешевле. Подойдет простая бязь, поплин.
При выборе тканей для лоскутного верха, важно учесть расцветки тканей с учетом масштаба вашего проекта. Сколько различных цветов вы хотите включить? Какими должны быть расцветки? Постарайтесь так подобрать ткани, чтобы получить хорошее сочетание крупных и мелких узоров, а также научитесь правильно сочетать цвета.
Проявите творческий подход, выбирая ткани. Не стоит полагаться на тот выбор, что есть в данный момент в рукодельном магазине. Прежде чем идти в магазин, постарайтесь определиться, что именно вы хотите. Чтобы облегчить себе выбор подходящих тканей и рисунков, возьмите с собой в магазин распечатанные в цвете картинки вашего проекта. Предварительно посмотрите, полистайте журналы, изучите рынок и разные предложения тканей в интернет-магазинах.
Ткань нужно брать обязательно с небольшим запасом, и покупать сразу все необходимое количество. Если вы уже все посчитали, определились со схемой-шаблоном вашего покрывала и вам понравилась какая-то ткань для вашего проекта, то берите ее сразу, не откладывая в долгий ящик, потому что как правило ткани для пэчворка от известных производителей выпускаются коллекциями, которые постоянно меняются, и если не купить сразу, то потом ткань с понравившейся расцветкой можно и не найти.
Чтобы материалов хватило на ваш проект, важно заранее просчитать их необходимое количество, и все брать с небольшим запасом.
Обработка ткани перед шитьем.
Как бы ни хвалили ткани для пэчворка, и какими бы они распрекрасными не были, перед шитьем их все же лучше продекатировать. Эта процедура относится вообще в принципе к любым тканям, перед шитьем декатируют любую ткань, и в зависимости от состава ткани, делают это разными способами.
Сегодня мы ведем речь о натуральном хлопке, о тканях для пэчворка. Даже ткани для пэчворка американского производства лучше перед шитьем постирать, или просто подержать в горячей воде, высушить, выгладить. Как показал мой скромный опыт, и эти ткани дают хоть незначительную, но все же усадку.
Поэтому, ткань замачиваем в горячей воде, сушим и гладим.
Ткань для подложки (низа изделия) тоже нужно предварительно обработать, чтобы они не дали усадку после стирки. Для этого ткань нужно замочить в очень горячей воде, а если бязь цветная, то потом желательно ее выдержать в растворе уксуса, чтобы ткань сохранила яркость красок (насколько это возможно для бязи) и не поблекла, затем высушить и погладить.
У всех тканей, что мы будем использовать в шитье обрезаем кромки.
Выбираем схему лоскутного изделия, делаем эскиз.
Чтобы сшить лоскутное одеяло или покрывало, иногда бывает полезно иметь базовый шаблон для работы. Бесплатные шаблоны для лоскутных одеял доступны в Интернете, их можно запросто скачать, или просто взять за образец картинку-схему лоскутного покрывала. Можно воспользоваться книгами и журналами по пэчворку, и взять оттуда шаблон.
Вполне доступно сделать свой собственный шаблон-схему на основе своих измерений, применив графику в компьютерных программах, или даже просто начертив схему на бумаге.
Прежде, чем вы начнете шить лоскутное одеяло или покрывало, обязательно сделайте набросок-схему вашего проекта.
Затем, в соответствии с выбранным проектом, следуя схеме лоскутного изделия, выкраиваем лоскуты ткани.
Составляем лоскутную композицию.
Работаем утюжком, заглаживая или разглаживая каждый шов лоскутных блоков, и обязательно проглаживаем все сшитое лоскутное полотно.
Сборка изделия.
Обрезаем сшитое лоскутное полотно до нужных нам размеров, используя квилтерскую линейку, пришиваем бордюр, и снова выравниваем сшитый лоскутный верх.
Начинаем собирать так называемый сэндвич, состоящий из лоскутного верха, прокладки-наполнителя (ватин, синтепон и пр.), и ткани на подложку (низ) изделия, или бэк.
Для того чтобы получить лоскутное покрывало нужного нам размера, каждый слой, следующий за лоскутным, должен быть на 5-7 см больше предыдущего, так как во время стежки слои могут слегка сместиться относительно друг друга.
Далее одеяло нужно сметать. Наметка нам нужна для того, чтобы скрепить слои между собою, чтобы во время стежки они не смещались.
Раскладываем на полу, или любой подходящей по размеру поверхности слои будущего покрывала в такой последовательности:
1. Бэк, или подложка (изнанка изделия). Эту ткань хорошо бы прикрепить к полу малярным скотчем, разгладив ткань ровно по поверхности.
2. Наполнитель для квилтов (любой, какой вы выбрали).
3. Лоскутный верх изделия.
Если вы решили скреплять слои квилтерскими булавками, то начинать надо от центра, постепенно переходя к краям изделия. В процессе тщательно разглаживайте ткань, чтобы не было морщин и складок.
Никогда не используйте простые швейные булавки для скрепления слоев квилта, так как эти булавки имеют обыкновение ускользать вглубь квилта, и их легко можно потерять.
Стежка изделия.
Квилт можно простегать вручную или использовать машинную стежку, что конечно же легче и менее трудозатратно, чем ручная стежка.
Если вы решили стегать квилт на машине, то для начала нужно настроить машину на стежку, для чего убрать нижний транспортер, установить специальную лапку для стежки, установить длину стежка на ноль и отрегулировать натяжение нитей. Прежде, чем вы начнете стегать изделие, сделайте пробную стежку на «черновике», чтобы видеть, как отрегулирована машина для стежки.
Начинаем стегать собранный сэндвич. Стежку начинаем от центра, и потихоньку переходим к краям изделия.
Как начинать и заканчивать стежку, как сделать так, чтобы изнанка квилта была аккуратной, можно посмотреть в этом видеоролике.
Ролик на английском языке, но там все понятно и без слов. Особенно обратите внимание на то, как заправляется нить в квилт в начале и в конце стежки, чтобы и с лица и изнанки квилт был аккуратным.
Затем обрезаем простеганное одеяло, срезая все лишнее. Выравниваем углы и приступаем к окантовке.
Это в теории, а на практике, как показал мой опыт, окантовку надо все же кроить по косой, под углом в 45 градусов, даже если мы окантовываем прямоугольный квилт, и слегка припосаживать полотно, чуть натягивая окантовку, без лишнего усердия, чуть-чуть. Окантовка, выкроенная по косой, отлично принимает любую форму квилта и смотрится аккуратнее в готовом изделии.
Для удобства можно использовать вот такие клипсы, но можно обойтись и без них, перед шитьем скрепив окантовку с квилтом обыкновенными булавками.
Тщательно обрабатываем углы.
Вот и все. Закончив окантовку, мы получим готовое лоскутное изделие. Если хотите придать одеялу эффект «состаривания», то одеяло можно постирать, или сразу использовать его по назначению.
Ну а теперь, когда работа закончена, можно с чувством выполненного долга отдохнуть и любоваться красотой, которую создали ваши руки!
Всем желаю успехов, и пусть ваше творчество всегда приносит вам радость и умиротворение!
Квилтинг: мастер-класс для начинающих, советы и схемы
Среди различных видов рукоделияособое место занимает квилтинг, не имеющий ничего общего с квиллингом – скручиванием бумаги. Техника родственна пэчворку, поскольку здесь также присутствует момент соединения швами кусочков материала, из которых при определенном алгоритме выстегивания складываются не только причудливые узоры, но и целые картины. Квилтингу легко обучиться даже без обращения к профессионалу, хотя тренировок потребуется немало.
Квилтинг: что это такое?
Первоначально следует разобраться в самом понятии квилтинга и его отличии от уже упомянутого пэчворка. Последний предполагает простое соединение кусочков ткани, которые различаются между собой не только узором или цветом, но и фактурой. Квилтинг же можно называть усложненным пэчворком: здесь также сшиваются тканевые элементы, но они обязательно укладываются в 3 или более слоев. Таким образом, если пэчворк применяется для создания мелких изделий вроде прихваток, салфеток и т.д., то квилтинг рекомендован для пошива стеганых одеял, пледов и пр. плотных вещей. Подобное трехслойное сложение мастерицы называют «сэндвичем», который состоит из лицевой ткани, уплотняющей прокладки и изнаночной подкладки.
Работа со швейной машинкой при квилтинге также имеет свои особенности: ткань передвигается не автоматически, а вручную, поскольку узор создается лично Вами, а не техникой. Профессионалы рекомендуют и отказаться от предварительного нанесения схемы узора на лицевую сторону, но если Вы еще не поднаторели в квилтинге, можно облегчить себе задачу, осторожно мылом или карандашиком набросав эскиз. В некотором роде эту технику можно даже назвать машинной вышивкой гладью, но в упрощенном виде, поскольку рисунки на ткани получаются однотонные и схематичные, а объемные формы получаются за счет обводки стежками нужного контура.
Квилтинг для начинающих: базовые знания
Тренироваться мастерицы рекомендуют на однотонных тканях, где будет сразу видно, как пошел стежок, куда направилась линия, и в какой узор она в итоге превратилась. На набивных материалах или украшенных аппликациями новичку пробовать свои силы намного сложнее, хоть и результат обычно получается интереснее. Здесь следует мельком затронуть вопрос тканей для каждого слоя. В качестве лицевого полотна обычно используют максимально необычные по фактуре материалы: батик, лоскутную сборку, набивную с рисунком или аппликацией. Самая мягкая и не доставляющая проблем в работе прокладка – синтепон: игла его простегивает легко, даже не самая толстая, материал не убегает в процессе, его не нужно контролировать беспрестанно, особенно если «приклеить» к изнаночному слою горячим утюгом. А для подкладки применяется классическая тонкая и ровная ткань без узоров. Размеры полотна обязательно выбираются с запасом, поскольку, чем больше будет сделано стежков на поверхности, тем сильнее стянется ткань, вследствие чего в длине и ширине может потеряться от 1 до 10 см, в зависимости от изначальных параметров.
Какими бы удобными ни были выбранные Вами ткани, при наложении друг на друга они все равно будут скользить, поэтому рекомендовано по краям их либо прихватить 1-2 стежками, либо простыми английскими булавками. Если работа ведется с крупным полотном (30 на 30 см и более), стоит зацепить булавками слои и по площади изделия, придерживаясь расстояния между этими точками в 8-10 см. Когда будет отработана определенная область, булавки с нее снимаются, и внимание уделяется др. зоне. Для полотен от 1 м в ширину и длину мастерицы советуют проводить легкую сметку – по всему периметру и несколькими стежками от центра к периферии. Нитки с этой целью берутся контрастные. А пока Вы тренируетесь в квилтинге, контрастные нитки должны быть основным материалом Вашей работы, чтобы сразу можно было увидеть и удачные моменты, и недочеты.
Что касается настроек швейной машины перед квилтингом, то здесь сложно дать общие рекомендации: кто-то работает со старой техникой, кто-то обновляет ее ежегодно. Поэтому если какой-то из следующих пунктов Вам не удастся осуществить, не расстраивайтесь. Итак, основной момент – лапка. Для квилтинга используется лапка «для штопки и вышивки», особенность которой – в пружинке, поднимающей и опускающей ее при соответствующих действиях иголки. Таким образом, предоставляется возможность без проблем передвигать ткань, когда игла не введена в нее. Если такую лапку найти не получилось, придется работать без нее, надев ткань на пяльцы. При этом обязательно у машинки опускаются зубцы транспортера нижнего, стежок выставляется прямой и нулевой, давление лапки (если она используется) убирается, после размещения «сэндвича» под лапкой, ее опускают на ткань.
Квилтинг: мастер-класс для начинающих
В качестве тренировки новичкам рекомендовано пробовать свои силы с одеяла, складываемого из одинаковых прямоугольников, которые впоследствии «расписываются» стежками в выбранном заранее узоре. Предполагается, что к моменту серьезной тренировки рука в выведении базовых линий и волн уже набита, поэтому Вы сможете повторить простой рисунок, намеченный на полотне. Ткань перед работой с ней должна быть простирана и отглажена – это исключит внезапную ее линьку после того, как изделие уже будет изготовлено, и предупредит возможную усадку. Для одеяла размерами 100 на 100 см понадобится квадрат в 110 на 110 см, поскольку, как ранее упоминалось, обилие стежков стянет материал к центру. При этом если Вы делаете одеяло из лоскутов, у каждого из них еще прибавляется по 5-6 мм на швы, вследствие чего исходного материала может понадобиться значительно больше.
Сшивать подготовленные квадраты мастерицы советуют сначала в длинные линии, а затем уже эти линии соединять между собой: это намного проще, чем постоянно менять направление шва, прикладывая квадрат за квадратом и выводя странные фигуры. Когда Вы завершите работу с лицевым слоем, обязательно пройдитесь по нему утюгом, расправляя с изнанки участки, оставленные в качестве припусков на швы. Они не должны выдавать себя внезапно появившимся рельефом. Затем это полотно можно отложить в сторону и заняться нарезкой нижних: прокладки и подклада. Их раскраивают с шириной и длиной на 4-5 см большей, нежели у полученного лицевого полотна.
Детали обязательно сметываются – одинарной нитью или английскими булавками, параллельно с этим разравниваясь, подкладка и прокладка совмещаются горячим утюгом, и после этого осуществляется переход к самой творческой части: расписыванию узором. Его стоит выбрать заранее и наметить на лицевом полотне карандашом. Нитки в процессе создания стежков можно менять, если Вы хотите поиграть с цветом, хотя на швейной машине это делать сложно: приходится отрабатывать участки по частям – заполнять линии сначала 1-м цветом, затем 2-ым. Двигаться относительно скрепленных лоскутов Вы можете абсолютно произвольно: проще всего повторить их контур, но визуально намного привлекательнее смотрится абстракция.
Квилтинг: схемы и советы
Читайте также:
Квилтинг – технология непростая, но очень привлекательная: если забыть о строгом алгоритме работы, присущем любой деятельности, в ней присутствует огромная доля творчества, позволяющего мастерице выразить себя. Не бойтесь неудач и продолжайте совершенствовать свои навыки квилтинга: возможно, неумелые тренировочные стежки в итоге сложатся в гармоничную картину.
Читайте другие интересные рубрики