л ридель что открыл
Л ридель что открыл
МИРОВАЯ ИСТОРИЯ • СОБЫТИЯ׃ ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ○ Крейсер «Аврора»
Холостой залп с «Авроры» был сигналом к штурму Зимнего дворца 26 октября (7 ноября) 1917 года. В истории событие этого дня известно как Великая Октябрьская революция.
Командирами крейсера до и после революции были капитаны 1 ранга Евгений Романович Егорьев, барон Василий Николаевич фон Ферзен и Юрий Иванович Фёдоров — из Эстонии.
Контр-адмирал Иван Николаевич Изыльметьев, командир легендарного фрегата «Аврора», в честь которого был назван крейсер, служил и похоронен в Ревеле.
МИРОВАЯ ИСТОРИЯ • СОБЫТИЯ׃ ОСВОЕНИЕ КОСМОСА
○ Человек на Луне
МИРОВАЯ ИСТОРИЯ • СОБЫТИЯ׃ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ
○ Гибель парома «Эстония»
МИРОВАЯ ИСТОРИЯ • СОБЫТИЯ׃ ВОЗДУШНЫЕ ХУЛИГАНЫ ○ Самолёт М. Руста на Красной площади
28 мая 1987 года юный пилот-любитель из Германии Матиас Руст, нарушив государственную границу СССР в районе города Кохтла-Ярве (Эстония), посадил свой самолет у стен Кремля на Красной площади.
О САЙТЕ
Основная тема: Мировая история в лицах.
Содержание сайта: написанные живым и выразительным языком портреты–биографии интересных и выдающихся личностей, чья судьба связана с Эстонией.
Подготовлено более 900 жизнеописаний, и это не предел, разделы сайта постоянно будут пополняться.
История c эстонским акцентом
На карте мира территория Эстонии мала, даже по европейским меркам, но, благодаря своему геополитическому положению, упоминается в хрониках исторических событий мирового масштаба, начиная с Х–го столетия. Оценивать исторические события — дело неблагодарное, зато сохранились бесценные документы о жизни знаменитых людей, их деяниях в тот или иной исторический период. Среди них есть имена — символы определённой эпохи. Причастность конкретных лиц к судьбоносным событиям прошлого делает историю ближе, «цепляет», остаётся в памяти и даёт материал для формирования собственной точки зрения на развитие истории человечества.
Эстонский акцент в «Мировой истории в лицах» обусловлен тем, что на земле эстонской родилась, получила воспитание, образование, практику и опыт целая плеяда учёных и полководцев, первопроходцев и художников, изобретателей и музыкантов, которые оставили потомкам открытия в области естествознания, создали величайшие творения искусства, были на ведущих ролях в делах государственного строительства, ковали победы на полях сражений, одним словом, их вклад в общее мировое наследие впечатляет.
Уровни реализации замысла
О великих и знаменитых людях найти полную информацию легко, поэтому на сайте материал о них будет ограничиваться только эпизодами, имеющими отношение к Эстонии (императрица Екатерина I, граф А.Х. Бенкендорф, полководец М.Б. Барклай–де–Толли, мореплаватель И.Ф. Крузенштерн, князь Андрей Курбский, княгиня О.В. Палей, писатель А.И. Солженицын и др.).
Очень многие имена полузабыты или вовсе неизвестны, хотя их славные дела и сегодня вызывают восхищение, уважение и благодарность. Следует сразу оговориться, что для истории интересны не только «герои», но и преступники, и авантюристы, которых в Эстонии хватало. Ну, что поделаешь, если суровые времена не раз приводили к драматическим перипетиям судеб людей, когда в одной семье, например, отец – негодяй, а имена детей покрыты воинской славой.
Для каждой персоны составлено обстоятельное жизнеописание, вобравшее в себя факты биографии из всех возможных источников (весьма любопытна информация, найденная на сайтах краеведческой направленности). Особое место занимают изобразительные портреты забытых и неизвестных персон, в числе которых было немало прекрасных дам, ставших музами и спутницами великих художников и поэтов. Появляется возможность увидеть их лица (многих — впервые!) и портреты тех, кто был с ними рядом, кто в истории, ещё при жизни, познал сладкое бремя славы, а кто незаслуженно остался в тени. Наконец, предлагается стать свидетелями удивительного переплетения судеб, поскольку для осознания исторических процессов важными составляющими являются как служебные, так и родственные связи людей.
«Ключ» к пониманию социального замысла данного сайта — связь! Все и всё — люди, страны, эпохи, события, деяния, отношения, чувства, культура, фамильный род, историческая память и наследие — будет соединено «цепью», через которую сквозной линией проходит связь с Эстонией, какая бы то ни была. Таким образом, вырисовывается целостная виртуальная картина исторических эпох и событий мировой цивилизации, ведь на протяжении 11 столетий эти красивые, талантливые и самоотверженные люди оставили яркий след на всех шести континентах земного шара.
В данном контексте уместна информация о том, какие персоналии породнились со знатными фамилиями Европы и России, историческими, всемирно–известными или популярными личностями, в числе коих уже замечены: династия Романовых, семейный клан Наполеона Бонапарта, медиа–магнат Руперт Мердок, писатель Герберт Уэллс, etc.
Алгоритм сайта
Весь материал на сайте систематизирован:
Регионы — судьба человека связана с конкретным местом на карте Эстонии (в границах 1920 года, когда Печорский уезд стал частью первой Эстонской республики): здесь он родился или учился, работал или отдыхал, умер или похоронен; здесь жили его предки или потомки. Если же место не определено, то предусмотрена страница: «Эстония».
Для каждого региона — свой список персоналий. При выборе имени открывается «портрет–биография» — полное жизнеописание, в котором выделена основная линия в судьбе личности (романтическая, научная, героическая, трагическая, авантюристическая и т.д.), а также показаны социокультурные и родственные связи, приведены свидетельства памяти человечества, подтверждающие место данной личности в мировой истории, имеются ссылки для уточнения фактов.
Сферы деятельности — в каждом разделе имеется фотоколлаж и краткая информация об исторических личностях, с отсылкой на страницу определённого «региона».
Самый большой раздел «Государственные, политические и общественные деятели», в отличие от других, структурирован, поэтому для начала нужно выбрать исторический период (средневековье, новое и новейшее время) или вид деятельности (губернаторы, религиозные деятели и т.п.).
В разделе «Все флаги мира в гости к нам» отражены факты и фактики пребывания на эстонской земле гениальных и легендарных личностей, к примеру: авантюриста Джакомо Казановы, адмирала Нельсона или журналиста Джона Рида.
Помимо вышеперечисленного, на сайте подготовлены страницы–иллюстрации:
«Доска почёта», на которой представлены «земляки–орденоносцы», удостоенные звания Героя Советского Союза, награждённые Орденами государств мира, ставшие лауреатами престижных премий (Нобелевская, Пулитцеровская, Оскар, Золотая маска и др.), получившие Почётные звания.
«Салон–читальня» — эстоника в литературе, лирика знаменитых поэтов, их музы на эстонской земле, прототипы персонажей известных произведений классиков мировой литературы.
«Галерея» замечательных произведений изобразительного искусства; шедевры, созданные мастерами из Эстонии в XVII–XX в.в. Эстонские мотивы в картинах великих художников.
«Имена на карте» — имена знаменитых эстоноземельцев носят: на Земле — острова, заливы, горы и др. географические объекты, населённые пункты; во Вселенной — малые планеты, лунные кратеры.
Каждая из представленных на сайте личностей жила, по космическим меркам, краткий миг, но большинство оставили после себя чудесный след в истории. Спасибо им за это и низкий поклон!
Уважение к историко–культурному наследию страны, в которой живёшь, есть признак бережного отношения к традициям и ценностям мировой культуры и цивилизации, и хочется надеяться, что возвращение из забвения новых имён и судеб станет малой лептой в сохранение для потомков доброй памяти о них — славных и незаметных, великих и скромных.
Последующим поколениям в XXI–м веке есть на кого равняться и к чему стремиться.
Л ридель что открыл
Посетив Русскую Америку, Георг Генрих фон Лангсдорф, ставший к тому времени просто Григорием Ивановичем, через всю Россию отправился из Охотска в Петербург, где и завершил свою кругосветку в 1807 г. В столице его приняли благосклонно, заинтересовались рассказами о путешествии. Вскоре по возвращении он был избран адъюнктом Академии наук и причислен к министерству иностранных дел, что сулило ему новые путешествия, точнее, уже командировки. Дальнейшей место его службы определило свободное владение португальским, и Лангсдорф отправился в Бразилию консулом. И вот в 1812 г. молодой дипломат впервые увидел Рио-де-Жанейро, город, который всегда вызывал у русских какие-то смутные томления и мечты о райской жизни. (Впоследствии, уже в ХХ в., эта иррациональная мечта была прекрасно отражена Ильфом и Петровым в «Двенадцати стульях».) И вот дом русского консула стал центром культурной жизни в Рио на целых тринадцать лет.
В 1821 г. Лангсдорф перестал быть адъюнктом и стал действительным членом Академии наук. Сразу после этого он задумал совершить экспедицию в труднодоступные и отдаленные места бразильских провинций и выйти к Амазонке.
Но путешественников задержало приготовления к плаванию и ожидание сухого сезона. Восемь лодок с командой около тридцати человек отправились 22 июня 1826 г. вниз по реке Тиете. На каждой лодке по приказу Лангсдорфа был укреплен русский военно- морской флаг.
В начале сентября экспедиция все еще продолжала подниматься вверх по Риу-Парду. И без того нелегкий путь против течения реки крайне осложняла бесконечная вереница водопадов, не таких крупных, как Аваньяндава и Итапуре, но, тем не менее, доставлявших немало хлопот.
Нужен был отдых, и его решили сделать в фазенде Камапуан. Там же решили и пополнить запасы продовольствия. От начала экспедиции до фазенды путешественники проделали путь в две тысячи километров и пройдя тридцать два водопада. Отдых занял почти полтора месяца.
Отдохнув, экспедиция 22 ноября продолжила плавание по реке Кошин. Стремительное течение этой бурной реки заставляло всех проявлять повышенное внимание, однако одна из лодок через пять дней все-таки затонула. К статью, обошлось без человеческих жертв.
Через пару недель лодки вошли в более спокойную реку Такуари, по которой планировалось спуститься до реки Парагвай. Теперь почти до самой Куябы экспедиции предстояло передвигаться по обширному болотистому району под названием Пантанал. Настоящим бичом этих мест были мириады москитов и нестерпимая жара, которая даже ночью не приносила облегчения. Жара плюс свирепствующие насекомые совершенно лишили людей сна. Лангсдорф об этих местах писал так: «Вода медленно текущего Парагвая была покрыта блеклыми, гниющими листьями, деревьями, корнями, рыбами, крокодилами, красной глиной и желтой пеной. Она выглядела отвратительно и была почти непригодна для питья». От жары можно было бы спасаться в реке, однако этому мешали стаи кровожадных пираний. Лангсдорф все-таки рискнул окунуться, но тотчас выскочил на берег и был счастлив, что отделался одной раной.
Где-то с середины апреля участники экспедиции сделали своей базой городок Гимараэнс, расположенный в двадцати километрах от столицы, и совершили оттуда несколько векторных маршрутов, исследуя провинции Мату-Гросу, огромная и малонаселенная территория которой в то время была практически не изучена. В конце июня возвратившись в Куябу, они весь июль и август провели в разнообразных экскурсиях по провинции. В конце сентября в Рио в очередной раз были отправлены самые ценные рисунки и документы, естественнонаучные коллекции и множество этнографических экспонатов.
В Диамантину путешественники пробыли почти два месяца, в течение которых изучали местность в южном и юго-западном направлениях.
А количество заболевших увеличивалось с каждым днем. Сам Лангсдорф переносил болезнь тяжелее других, у него начались сильные приступы лихорадки, но, несмотря на это, ученый по-прежнему продолжал наблюдения и делал дневниковые записи. И хоть Лангсдорф лечил себя и своих спутников всеми доступными ему средствами, в апреле он мог передвигаться уже лишь с чужой помощью.
Об этом периоде путешествия оставил свои воспоминания Рубцов: «Начальник экспедиции, несмотря на болезнь свою, неусыпно пекся о здоровье каждого и по приходе к жилищу индейцев, видя, что старания его больным мало помогали, то таковое положение заставляло Григория Ивановича при всей жестокости болезни его много беспокоиться, а через то, как кажется, он делался слабее».
Болезнь совершенно изнурила ученого, и, к сожалению, последствия оказались необратимыми: через несколько дней его спутники с ужасом заметили у своего начальника признаки помешательства и потери памяти.
Когда стало понятно, в каком состоянии начальник экспедиции, нечего было и думать об осуществлении ранее намеченных планов. Единственной целью путешественников стало желание как можно быстрее добраться до Рио. По пути в вожделенный город на одном из водопадов одна из лодок вновь разбилась и все находящиеся в ней люди погибли.
Всеми материалами и коллекциями экспедиции занимался теперь Рубцов, который в том же году доставил в Петербург 32 ящика архива, а еще год спустя 84 ящика привез в столицу России и Ридель.
Вернувшись из Бразилии, безнадежно больной Лангсдорф был вынужден подать прошение об отставке, и родственники увезли его в Германию. В полном беспамятстве он прожил там еще двадцать лет и умер в 1852 г. Вот такая яркая, но так нелепо закончившаяся жизнь.
Практически все участники экспедиции Лангсдорфа остались за границей. Уникальные научные материалы хоть и были посланы в Петербург, но, увы, не были опубликованы, и научная деятельность Лангсдорфа современниками не была оценена по достоинству. А после его смерти уже и само местонахождение архива оказалось неизвестным, со временем он стал считался утерянным. Постепенно ушли из жизни и люди, имевшие отношение к этому путешествию.
В итоге почти сто лет сам факт уникальнейшей русской экспедиции, возглавляемой академиком Григорием Ивановичем Лангсдорфом и направленной на изучение обширных территорий Бразилии, был предан забвению. Правда, коллекции, собранные Лангсдорфом, попали в Кунсткамеру, где в дальнейшем стали основой южноамериканских собраний российских музеев.
Часть коллекций, собранных Лангсдорфом и его спутниками, можно увидеть в Зоологическом музее Санкт-Петербурга. Это более половины всех южно-американских птиц, многим из которых до сих пор нет равноценной замены. Часть минералогической коллекции бразильской экспедиции хранится сейчас в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана.
«Все дегустаторы кофе стали моими друзьями»
Вот удивительная история производственной компании, существующей три века, ставшей одним из мировых лидеров в своем бизнесе и все эти годы остающейся в руках одной семьи. Речь об австрийской компании Riedel Glass Works, выпускающей изделия из хрусталя под брендами Riedel, Spiegelau и Nachtmann.
Впрочем, никакой истории могло бы и не сложиться, потому что Иоганн Кристоф Ридель, начавший торговать богемским хрусталем в конце XVII в., был ограблен и убит по дороге на ярмарку в 1723 г. К счастью, у него остались запасы товара и надежные поставщики и три сына продолжили его дело. Внук Иоганна Кристофа, Иоганн Леопольд, профессиональный художник и позолотчик стекла, перешел от торговли хрусталем к его производству там же, в Богемии. Росту бизнеса поспособствовало окончание в 1763 г. семилетней войны между Австрией и Пруссией за обладание Богемией и Силезией – новым и восстанавливаемым домам требовалось много стекла и посуды. Ремесленники Ридели на удивление легко пережили промышленную революцию, начавшуюся в Европе в XVIII в., – более того, с успехом воспользовались ее плодами: к 1858 г. у Йозефа Риделя-старшего, представителя 6-го поколения семьи, было уже восемь стекольных фабрик, две текстильные плюс угольные шахты. В 1895 г. его сын, Йозеф Ридель-младший, зарегистрировал первый логотип Riedel. Этот талантливый химик и инженер разработал несколько сотен новых цветов для хрусталя и существенно расширил гамму выпускаемой продукции – например, по его разработкам фирма начала выпускать стекло для фонарей уличного освещения.
Но две мировые войны едва не похоронили семейный бизнес.
Сын Йозефа Риделя-младшего Вальтер оказался еще более одаренным инженером, чем его отец. Он разработал новые, более продуктивные процессы литья хрусталя, а параллельно двинулся в новые, только-только зарождающиеся отрасли: начал производить кинескопы для телевизоров и экраны радаров. К этому моменту Чехословакия уже стала независимым государством, Ридели продолжали работать в родной Богемии. Но в 1938 г. гитлеровская Германия оккупировала Чехословакию и экспроприировала фабрики Риделей, они стали выполнять военные заказы. В 1945 г., когда фашистов разбили, для Риделей все стало еще хуже: коммунистическое правительство ЧССР конфисковало собственность немцев, проживавших в Чехословакии, и выслало их из страны, а Вальтер Ридель был отправлен в Москву – теперь его разработки требовались СССР.
Покинуть СССР Вальтер Ридель смог только в 1955 г. – он отправился в Австрию, чтобы начинать хрустальный бизнес с нуля. Денег не было, но с этим помогли давние друзья – семья Сваровски, производители знаменитых кристаллов. Связываться с продукцией «двойного назначения» Вальтер Ридель зарекся, а решил выпускать высококачественные хрустальные бокалы для вина. В 1958 г. его сын Клаус Ридель впервые представил публике «дружелюбный» бокал для вина, доказавший, что впечатление, которое производит вино, зависит не только от качества напитка, но и от того, в бокале какой формы его подают.
Для неофита это выглядит как чудо, но в этом нет никакой мистики – чистая физиология. Разные зоны человеческого языка отвечают за разные вкусы: соленый, кислый, сладкий и горький; не запрокидывая голову, человек не может контролировать, в какую именно зону полости рта попадет напиток, – только размер глотка, а направленное движение жидкости формируется именно формой бокала.
Георг Ридель
За без малого 60 лет после этого изобретения ассортимент «дружелюбных» бокалов Riedel вырос до 100 наименований для разных сортов вин, крепких и безалкогольных напитков. А дегустации бокалов, которые проводит нынешний владелец Riedel Glass Works Георг Ридель, превратились в настоящий театр одного актера: Ридель последовательно наливает три разных вина в три разных бокала Riedel (один правильный, два неправильных) и предлагает участникам оценить, как меняются ощущения от вина. «А сейчас я докажу вам, что вино даже в пластиковом стаканчике может выглядеть лучше, чем в дорогом, но неправильном бокале», – говорит Ридель. «Да вы же сейчас разрушите свой бизнес!» – несется из зала. «Нет, я хочу показать вам, насколько важна форма бокала», – улыбается Ридель.
Но Георг Ридель – не шоумен, а серьезный и проницательный бизнесмен. Под его руководством компания Riedel Glass Works стала глобальной – с восемью дочерними компаниями по всему миру, с фабриками в Австрии и Германии. Мы беседуем с Георгом Риделем в московском отеле «Националь». По иронии судьбы именно сюда приходил его дед на переговоры с австрийскими дипломатами, чтобы выяснить, согласится ли Австрия принять его.
– Коллекции структурированы вертикально – по цене и горизонтально – по типам напитков и сортам вина. Соответственно, покупатель может выбирать между бокалами ручной или машинной работы, мы делаем бокалы на разный уровень доходов. В нашей индустрии в отличие от автомобильной невозможно делать фейслифтинг – бокалы продолжают выпускаться в том виде, в каком они появились в продаже. Но если какая-то коллекция перестает продаваться, она снимается с производства, а на ее место приходит новая; какая уходит – решает рынок, не мы.
– Нас пригласили. И мы увидели в этом шанс продвинуться в мир безалкогольных напитков. Не просто безалкогольных, а еще и горячих – эти бокалы стали первыми бокалами Riedel для горячих напитков. Но все исходные данные были те же самые, поскольку [как и в случае с вином] задействованы те же самые органы чувств – обоняние и вкус. Даже ароматы у кофе и вина могут быть похожими. Соответственно, [при создании бокалов для Nespresso] мы работали с похожими формами и размерами.
Сначала мы встретились с дегустаторами Nespresso в Лозанне. Они были настроены очень скептически: они дегустируют кофе каждый день, проверяя его качества, оценивая новые урожаи, разрабатывая новые рецептуры, – чем мы могли их удивить? Но оказалось, что профессиональные дегустаторы кофе тестируют напиток из маленьких серебряных ложечек, которые они постоянно носят с собой. То есть они всегда оценивали только вкус кофе, но не его аромат – поскольку площадь испарения у ложечки очень маленькая, никаких нюансов аромата уловить невозможно. При этом Nespresso с самого начала разрабатывала чашки для своего кофе, но все они были двух форм – конической или цилиндрической, даже круглые внешне чашки внутреннюю поверхность все равно имели коническую. А создав шарообразные бокалы для Nespresso, мы позволили ароматам кофе раскрыться. После чего все дегустаторы кофе стали моими друзьями (смеется): они и поверить не могли, что разница будет столь разительной, особенно в том, что касается разных гран крю. В продуктовой линейке Nespresso 23 разных гран крю кофе, от мягких до интенсивных, и мнение специалистов компании было единодушным: невозможно создать универсальный бокал, который будет одинаково подходить для различных сортов кофе. Поэтому мы сделали два типа бокалов – Intense и Mild – для сортов кофе разной насыщенности.
– Да, это всегда так. Мы показали им, как ведет себя их кофе в уже существующих наших бокалах – тех, которые, по нашему мнению, подходили для Nespresso.
– Мы только производим бокалы по заказу Nespresso, а продавать их будет сама Nespresso – через свои бутики. Пока это только два бокала, но мы уже работаем над расширением коллекции.
Такая модель сотрудничества сильно отличается от того, что мы делаем, например, с Coca-Cola: там мы платим Coca-Cola лицензионные платежи и дистрибутируем бокалы самостоятельно.
– Иногда бизнес возникает и в результате случайности, и в результате личных связей. Нельзя просто прийти в Coca-Cola и сказать: «Я буду делать для вас бокалы». Нет, необходимо, чтобы вас пригласили, чтобы вас проверили. Мы получили очень сильную поддержку от дегустаторов Coca-Cola – а у Coca-Cola очень искушенные дегустаторы.
[Для меня] очень странно, что люди не экспериментируют с одинаковыми напитками в разных бокалах – как меняется их вкус. То же самое произошло и с Coca-Cola.
– Хорошие, но не настолько хорошие, как мы рассчитывали. Потому что по-прежнему очень многие покупатели предпочитают пить Coca-Cola прямо из бутылки или из банки, не относясь к напитку с должным уважением. Сравнивая результаты продаж бокалов для Nespresso и для Coca-Cola, мы видим, что имеем дело с разными категориями покупателей – разного возраста, дохода, – и в результате уважение к кофе гораздо выше, чем к коле. Кола одного качества продается по всему миру, в то время как сварить хороший кофе – это настоящее искусство, не говоря уже про разнообразие сортов.
– Мы говорим [с Coca-Cola] о правильной подаче напитка. Когда вы приходите в ресторан, вино вам подают в красивом бокале, а Coca-Cola – в обычном стакане. Так что наша следующая задача – убедить ботлеров Coca-Cola в том, что правильная подача – это очень важно. Но, как вы знаете, у Coca-Cola разные ботлеры в разных регионах – это самостоятельные компании с разными владельцами. Так что нам приходится непросто – надо взаимодействовать с разными компаниями, но мы очень упорно работаем.
Владелец и капитан
– 200 млн евро. Мы работаем по всему миру, у нас восемь дочерних компаний. Наш главный рынок – Северная Америка; рынок, который сейчас находится под очень большим давлением и не оправдывает наших ожиданий, – Латинская Америка.
– Прошлый год у нас был очень хорошим, этот – сложнее. Мы очень сильно зависим от конечного потребителя. Чем меньше политических кризисов, тем больше людям хочется себя радовать. Чем больше политических кризисов, тем более прижимистыми становятся люди. Мы чувствуем это по всему миру. И мне отрадно сейчас говорить, что в России у нас очень стабильный бизнес, что даже радикальное изменение обменного курса не обвалило наши продажи – наш дистрибутор (компания «ДП-трейд». – «Ведомости») делает свою работу фантастически хорошо.
– Я говорил только про Riedel. У Nachtmann тоже все хорошо, Spiegelau в более стрессовой ситуации.
– Все, кто делает бокалы. У нас есть очень серьезные конкуренты и в Германии, и за границей. Они и по размеру не меньше нас, но менее заметны для конечных потребителей. Потому что мы специализируемся на розничных продажах, которые дают нам 75% оборота (производство бокалов для других, очень уважаемых брендов по их дизайну и под их марками дает нам 25% оборота). А если вы хотите работать в рознице, необходимо прилагать очень большие усилия по продвижению бренда. Чем мы и занимаемся и потому известны гораздо лучше конкурентов. Плюс мы изобретатели «дружелюбных» к вину бокалов, что дополнительно работает на нашу репутацию – особенно учитывая, что мы не почиваем на лаврах, а эволюционируем, развивая и улучшая нашу продукцию, чтобы остаться на первых ролях.
Бокалы для вина и кофе
Минимальный объем производства для разработки нового бокала Riedel машинного производства – 40 000 шт. «Это если вы не хотите платить наценку, – говорит Ридель. – А так цифра начинается с 5000 и далее 10 000, 15 000 и т. д.; больший объем, естественно, понижает цену [бокала]». На вопрос, сколько бокалов Riedel сделает для Nespresso, владелец компании отвечает: «За один раунд – 4–5 дней производства – мы способны выпустить до 200 000 бокалов».
– (Улыбается.) Я владелец компании. Вы знаете, у каждого судна есть капитан и есть владелец. Капитан прокладывает курс, но в какую именно сторону плыть, ему говорит владелец.
– Нет, потому что у нас нет в этом необходимости. У нас нет нужды в дополнительном капитале, мы прибыльная компания и способны инвестировать самостоятельно за счет собственной прибыли и банковских кредитов.
Новый бизнес на новом месте
– Никакого секрета нет. Более того, если вы хотите знать мое личное мнение, то мы просто очень везучие. Особенно это касается периода после Второй мировой войны, когда бизнес пришлось прекратить и семья была выслана [из Чехословакии]. Нам пришлось начинать все с нуля в Куфштайне в Австрии. Думаю, тогда мы смогли выжить только благодаря удаче.
– Совершенно верно. Чехословакия выселила всех немцев и национализировала их имущество. После того как Чехословакия выделилась из состава Австро-Венгерской империи в 1918 г., там жили три равные группы национальностей: 3 млн чехов, 3 млн словаков и 3 млн немцев. Немцы были самыми богатыми; ужас начался с приходом Гитлера и позже. Чехи получили все богатства 3 млн человек, а мы стали беженцами.
– В Австрии мы не могли использовать те технологии, что наработали веками в Богемии. Поскольку в Богемии мы работали в первую очередь с цветным стеклом, мы не делали бокалы ручной работы, но выпускали, например, кинескопы для телевизоров – т. е. работали вообще в другом сегменте.
Также мой дед [Вальтер Ридель] выпускал в Богемии экраны для радаров. Его разработки заинтересовали советских, и он как военнопленный был отправлен в Советский Союз, где провел в общей сложности 10 лет – с 1945 по 1955 г. Он приходил сюда в «Националь», где тогда располагалась австрийская дипломатическая миссия, на переговоры – примет ли его Австрия. За что был обвинен в шпионаже и получил пять лет ГУЛАГа.
В 1955 г., когда дед приехал в Австрию, у него появилась возможность начать бизнес заново. Вот только денег не было. К счастью, он нашел партнера (австрийскую семью производителей хрустальных кристаллов Сваровски. – «Ведомости»), который ссудил ему деньги.
– Да. В Австрии дед и отец решили выпускать бокалы ручной работы. И благодаря технологии, придуманной Клаусом Риделем, мы смогли выдвинуться в первые ряды и, я бы сказал, продолжаем питаться теми наработками: «дружелюбный» к вину бокал с тех пор превратился в целое семейство для самых разных вин и остается ориентиром для всей индустрии.
Тринадцатое поколение династии
– Нет. В Riedel есть люди, которые занимаются разработкой новых бокалов, но это не дизайнеры. А вот в Nachtmann, очень дизайнерской марке, собственная дизайн-команда есть. Более того, каждый год мы проводим мероприятие под названием Next Generation, в рамках которого мы общаемся с вузами, готовящими дизайнеров. Сейчас проходит уже восьмое или девятое по счету. И каждый год мы выпускаем изделия, дизайн которых разработан студентами, и мы очень успешны в этом.
Но что касается того, как выглядят бокалы Riedel для того или иного напитка, – это определяют панели заказчика: мы представляем им свои предложения, а они говорят, что нужно изменить. Моя работа в этом смысле очень похожа на работу архитектора: тот представляет заказчику проект, как может выглядеть его гостиная или спальня, клиент вносит изменения, а архитектор их учитывает, чтобы в конце клиент воскликнул: да, это именно то, что я мечтал получить!
Riedel Glass Works
Компания – производитель изделий из хрусталя
Акционер – Георг Ридель. Финансовые показатели не раскрываются. По данным сайта компании, ее Выручка – 230 млн евро в год. Компания производит изделия из хрусталя и стекла под брендами Riedel, Nachtmann и Spiegelau ручным и машинным способом, фабрики расположены в Австрии и Германии.
– Действительно, рынок минеральной воды по объему, возможно, больше, чем рынок вина. Но пока этот проект еще не реализовался. Все упирается в дистрибуцию, а я производитель бокалов, не продавец воды. Но мне по-прежнему интересно сделать бокалы для минеральной воды.
– Бокал уже готов, и теперь наш грузинский партнер ищет дистрибутора. Мы решили начать с 20 000 бокалов.
– Veritas – очень хорошо. Superleggero – очень дорогие, они даже дороже Sommelier.
– Некоторые наши дилеры высказывали такие опасения, но мы верим, что эти коллекции могут сосуществовать. Veritas – очень красивая эволюция Vinum, но те, кому нравится Vinum, продолжат покупать его.
– Сейчас мы фокусируемся на 2016 г., когда мы будем отмечать 260-летие нашего [производственного] бизнеса. Производство основал представитель 3-го поколения нашей семьи – два первых занимались продажами. И уже можно говорить, что в нашей семье 13 поколений: у Максимилиана родился сын Франц-Йозеф, который лет через 40 примет на себя ответственность за бизнес семьи Ридель.