лабиринт внутри больше чем снаружи
Обзор фильма ужасов «Дейв сделал лабиринт» (2017): позитивный артхаус
Удивительно, но артхаус вовсе не обязан воспевать свинцовые мерзости жизни или заставлять размышлять об остросоциальных вопросах. Иногда артхаус может быть добрым, позитивным и даже вдохновляющим – как, к примеру, американский авторский фильм «Дейв сделал лабиринт».
«Дейв сделал лабиринт»: сюжет
Уехав по делам на выходные, Энни оставила своего парня Дейва присмотреть за квартирой, а заодно починить дверной замок, потому что по профессии он плотник. Но, хотя у Дейва серьезная профессия, и ему уже за 30, в душе он сущий ребенок. Забив на все, Дейв идет играть в «Танчики» строить лабиринт из картонных коробок. Вернувшаяся Энни обнаруживает, что Дейв затерялся в им же построенном лабиринте, поскольку лабиринт опровергает все законы пространственно-временного континуума и внутри гораздо больше, чем снаружи. Энни звонит друзьям Дейва, и они выдвигаются на спасательную операцию…
«Дейв сделал лабиринт»: плюсы
Толковый, годный и очень симпатичный фильм с необычной идеей:
Наконец, поскольку вместе с героями по лабиринту ходит еще и съемочная группа, временами фильм напоминает пародию на «Ведьму из Блэр» и прочие ненавистные мокьюментари (в самом «Дейве» съемка-то как раз весьма качественная без всяких припадочных операторов и прочего).
И не ждите дубовой морали в духе «Дейв, тебе уже за … цать, надо взрослеть». Безусловно, она имеется, но подается далеко не в лоб, и это приятно. Потому что даже тем, кому за … цать, иногда надо отдыхать, веселиться и чувствовать себя детьми.
«Дейв сделал лабиринт»: минусы
Хотя фильм позиционирует себя как ужастик, на деле это детская сказка для взрослых. Потому ожидать от него галлонов кровищи, скримеров и прочей жести не стоит. И это даже не минус, а, скорее, просто предупреждение. Нужна жесть – это сюда. Нужно немного добра, радости и картонных монстров? Это к Дейву!
Вердикт: 8 из 10. Семерка за сам фильм плюс единичка за незамысловатую, но занятную идею и красивые визуальные решения. Ненапряжное, доброе авторское кино – удивительная редкость в наши дни.
Наши руки не для скуки. Рецензия на фильм «Дэйв сделал лабиринт»
Уверен, что в самом начале комедийного и очень фэнтезийного хоррора «Дэйв сделал лабиринт» (Dave Made a Maze) никто и не предполагал, как далеко всё зайдёт. Представьте, простая девушка Энни возвращается из деловой поездки и обнаруживает в собственной квартире нагромождение коробок с говорящей надписью Enter над входом. Мигом выясняется, что её парень-неудачник угробил целые выходные на строительство запутанного лабиринта, затем отправился в самовольную экспедицию и заблудился. А сам лабиринт, как это обычно и бывает, внутри гораздо больше, чем снаружи, и выход найти не просто. Да и множество опасностей подстерегают в нём легкомысленных путников.
Не подумайте. что это мой горячечный бред. Вовсе нет, это сюжетная завязка полнометражного дебюта режиссёра, сценариста и малоизвестного актёра Билла Уоттерсона.
При близком знакомстве с картиной можно (и нужно) провести параллели с культовым «Лабиринтом» (Labyrinth) Джима Хенсона. В роли бесследно исчезнувшего младшего брата, которого нужно срочно спасать, здесь выступает великовозрастный раздолбай Дэйв. Отчаянную сестру лихо косплеит возлюбленная, готовая по первому требованию собрать группу спасения и кинуться навстречу приключениям. Ну а харизматичного Короля гоблинов не завезли, потому на вакансию главного злодея взяли Минотавра-людоеда.
Но, чтобы докопаться до сути, вам для начала придётся свыкнуться с откровенной малобюджетностью ужастика и простенькими задниками. Фильм снимали очень долго и тяжело, практически на голом энтузиазме, но при активной поддержке киноманов. Одни массивные декорации из картона чего стоят: несмотря на кажущуюся простоту изготовления, на их создание наверняка ушли прорва времени и сил. А тысячи, тысячи фигурок-оригами!
Впрочем, не думаю, что типичная инди-внешность станет непреодолимым препятствием. Острую нехватку бюджета создатели вполне успешно компенсировали общей сюрреалистичностью картинки и буйством фантазии. А ради совершенно потрясающего и душераздирающего эпилога вы просто обязаны досидеть до финальных титров! Понятно, что ничью жизнь «Дэйв сделал лабиринт» не перевернёт и гениев не воспитает, но зато это тот самый случай, когда каждый кадр излучает юношеский задор авторов, заряжающий зрителей оптимизмом.
P.S.: Я бы назвал ленту «Дэйв построил лабиринт», но фильм в России и СНГ не вышел, поэтому претензии предъявлять некому. Кроме «Кинопоиска», разве что.
Лабиринт внутри больше чем снаружи
ают: 1
Энни – главная героиня фильма возвращается из деловой поездки на выходных и обнаруживает, что её парень и сожитель – Дейв засел внутри коробочного лабиринта, который соорудил прямо посреди гостиной. Дейв отказывается выходить, объясняя это тем, что заблудился, ведь внутри лабиринт больше чем снаружи, и не позволяет Энни заходит внутрь, так как в лабиринте может быть опасно. Энни звонит другу Дейва – Гордону, Гордон звонит Гарри – кинодокументалисту-любителю. Тот, судя по всему, звонит всем. В конце цепочки телефонных разговоров в квартире Дейва собираются все друзья и соседи, чтобы власть посмеяться, над ситуацией – классический кинонеудачник – Дейв умудрился заблудиться в лабиринте, который сам же и построил. Единственный, кто не находит ситуацию забавной это Энни, ведь Дейв, по его словам, сидит внутри лабиринта все выходные, начиная с пятницы, скорее всего, ничего не ел, не спал и никому не позволяет к себе войти. Так что, собрав припасы и вооружившись ножом для резки бумаги, Энни отправляется за Дейвом. Следом за ней уходит Гордон, за Гордоном – Гарри, а за Гарри – все остальные. Оказавшись в лабиринте и убедившись, что внутри он действительно больше чем снаружи, герои разделяются. Вскоре выясняется, что в лабиринте полно смертельных ловушек, ведь никакой порядочный, уважающий себя лабиринт не может обойтись без смертельных ловушек. А где-то в недрах лабиринта уже успел самозародиться минотавр (ведь какой порядочный, уважающий себя лабиринт может обойтись без обитающего в нем чудовища?) уже изголодавшийся по свежей плоти.
Говорить о смысловой нагрузке фильма даже как-то неудобно. Так как фактически любой обзор начинается именно с этого. По факту это даже проговаривается в самом фильме, причем неоднократно, Дейв – человек который пытается найти себя, пробует различные способы самовыражения, но постоянно бросает любое дело, не доводя до конца. Творец – потерявший контроль над творением и запертый в нем, отчаянно пытающийся довести до финала хотя бы одно начинание. Все просто, но эмоционально, трогательно, понятно и знакомо любому человеку. Также в фильме имеется трогательная логическая ловушка. Чтобы выбраться из лабиринта, нужно уничтожить сердце лабиринта. Но Дейв не создал сердце лабиринта. Потому что, как только он создаст сердце лабиринта, нужно будет его уничтожить, чтобы выбраться из лабиринта, а лабиринт еще не закончен.
Вместо крови, персонажи истекают резанной оберточной бумагой и мотками красной пряжи. Хотя истекают неправильное слово – фонтанируют, в лучших традициях восточных боевиков и дешевых фильмов ужасов. Единственный раз, когда нечто, похожее на кровь, появлялось в кадре – это когда героям пришлось резать стену лабиринта. Картон кровоточит, а люди, окруженные картоном, нет.
Самое главное, что показалось мне невероятно несправедливым – зашкаливающее количество негативных отзывов об этом фильме. Ругали буквально все – операторскую работу, игру актеров, сюжет, сценарий, диалоги.
Конечно, покопавшись чуть дольше, я нашел и хвалебные рецензии (из было значительно больше), а так же узнал, что фильм – дебютная работа режиссера – очень тепло принят критиками, и получил множество наград. Так что, возможно, я единственный человек, который вообще ничего не слышал об этом фильме, и он, возможно, уже обрел культовый статус (вышел он в 2017 времени было достаточно), но меня задело именно то, что первые найденные отзывы были чрезмерно негативными. Более того, еще не посмотрев фильм, и ничего о нем не зная, исходя только из негативных рецензий, я и захотел его посмотреть.
Как бы плохо бы сказанное мной не прозвучало, но, перед просмотром необходимо не просто понизить планку ваших ожиданий, лучше вообще, на время, отложить её в сторону. Фильм, как я понимаю, малобюджетный, но его это совершенно не портит. В отношении декораций была проделана колоссальная работа. Пространство лабиринта сделано очень креативно и с явной любовью и вниманием к деталям. Причем, один из рецензентов писал, что денег у съемочной группы было всего на два павильона, поэтому пока в одном шли съемки, в другом собирали декорации, и поэтому, в фильме нет коридоров (за исключением одного, являющегося отсылкой к «Космической Одиссеи»), персонажи просто переходят из комнаты в комнату. Также большая часть материала для создания декораций собиралась по свалкам, что очень в духе малобюджетных картин (вспомнить того же «Шестиструнного самурая»). Не знаю, какие именно чувства создатели испытывают к картону теперь, но фильм, это практически одно большое, неприкрытое любовное послание.
Возможно, часть претензий к актерской игре, исходит от того, что для персонажей живущих в реальности фильма, ничего необычного в том, что их друг Дейв сделал саморазрастающийся, поглощающий пространство, картонный лабиринт, с ловушками и картонным минотавром, нет. Часть юмора строится именно на неадекватной, заниженной, реакции персонажей на происходящее. И, да, переигрывающая блондинка из трейлера, в самом фильме смотрится гораздо органичнее.
Странно, что многими рецензентами фильм воспринимается то как малобюджетный фильм ужасов, то как. малобюджетная пародия на фильм ужасов, хотя если пытаться вместить произведение в жанровые рамки, то получается скорее комедия абсурда (местами черная), в стиле ранних работ Терри Гиллиама и комик-труппы Монти Пайтона. Временами, в фильме можно углядеть некоторое сходство (весьма и весьма отдаленное) с фильмом «Лабиринт» Джима Хенсона.
Возможно, отдаленно напоминает фильм Дона Коскарелли «В финале Джон умрет». Возможно, абсурдным юмором и низким бюджетом, конечно, «В финале Джон умрет» – чистокровный фильм ужасов с элементами комедии, временами очень пошлой. Возможно, все дело в некой общей атмосфере.
Как я уже упоминал – ранние фильмы Терри Гилиама. Фильм «Лабиринт» Джима Хенсона.
Ничего не ожидая от фильма я получил невероятное удовольствие от самой истории, и от ситуативного юмора, и от игры актеров. Восхитился проделанной работой над декорациями. И мог сопереживать всем, даже малоприятным героям.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Египетский лабиринт. Рис. Тони Пекораро
Египетский Лабиринт Реконструкция Афанасия Кирхера
Описанный древним историком Геродотом египетский лабиринт был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений. Лабиринт занимал пространство общей площадью 70 тысяч квадратных метров. Весь этот колосс использовался в качестве гробницы для фараонов и крокодилов, которые в Египте считались такими же священными, как правители. Хотя есть сведения, что лабиринт был центром, из которого цари управляли страной, но, главным образом, он служил религиозным целям. Это был храмовый комплекс, в котором приносились жертвы всем богам Египта.
Реконструкция на основе раскопок сэра Флиндерса Петри
Хотя и считается, что лабиринт был центром, из которого цари управляли страной, главным образом, он служил религиозным целям. Это был храмовый комплекс, в котором приносились жертвы всем богам Египта. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, в которых находились гробницы царей, а также гробницы священных крокодилов.
Связь лабиринта с мифами лучше всего понимаешь, когда знакомишься с религиозными ритуалами, посвященными египетскому богу Осирису, который, по представлениям древних египтян, когда-то был царем Египта.
Развалины Лабиринта
Египетский «лабиринт» не является лабиринтом-путаницей, а представляет собой погребальный храм, который выстроил величайший из фараонов XII династии Аменемхет III к югу от своей пирамиды поблизости от Хавары, недалеко от Эль-Фаюма. Это необычайно большое сооружение — размеры его основания составляют в длину 305 метров и 244 метра в ширину. Греки восхищались этим лабиринтом больше, чем любыми другими египетскими постройками, за исключением пирамид. Во времена античности его называли «лабиринт», и он послужил моделью для лабиринта на Крите.
За исключением нескольких колонн, в настоящее время он полностью разрушен. Все, что нам о нем известно, основывается на древних свидетельствах, а также на результатах раскопок, выполненных сэром Флиндерсом Петри, который предпринял попытку реконструкции данной постройки.
Самое раннее упоминание принадлежит греческому историку Геродоту Галикарнасскому (около 484— 430 до н. э.), он упоминает в своей «Истории», что Египет разделен на двенадцать административных округов, которыми правят двенадцать правителей.
Манефон, верховный жрец Египта из Гелиополя, который писал на греческом, отмечает в своем сохранившемся в отрывках труде, датируемом III веком до н. э. и посвященном истории и религии древних египтян (дошедшем до нас в виде цитат, приводимых другими авторами), что создателем лабиринта был четвертый фараон XII династии, Аменемхет III, которого он называет Лахарес, Лампарес или Лабарис и о котором он пишет так: «Он правил восемь лет. В Арсинойском номе он выстроил себе гробницу — лабиринт со множеством комнат».
Авторы древности не предлагают никакого единого, последовательного определения этого выдающегося сооружения. Однако поскольку в Египте времен фараонов из камня строились только святилища и сооружения, посвященные культу умерших (гробницы и погребальные храмы), — тогда их все прочие здания, включая и дворцы, строились из дерева и глиняных кирпичей, — значит, лабиринт никак не мог быть дворцом, административным центром или памятником (при условии что Геродот, говоря о «памятнике, монументе», не имеет в виду «гробницу, что вполне возможно).
Вот что пишет о нем в «Исторической библиотеке» греческий историк Диодор Сицилийский, который в период между 60 и 57 годами до н. э. посетил Египет:
«Этот Лабиринт примечателен не столько своими размерами, сколько хитростью и искусностью внутреннего устройства, воспроизвести которое невозможно».
Манефон, верховный жрец Египта из Гелиополя, отмечает в своей, сохранившейся в отрывках, «Египтиаке», что создателем лабиринта, был четвертый фараон XII династии, Аменемхет III, которого он называет Лампарес или Лабарис, и о котором он пишет так: «… (Он) правил восемь лет. В Арсинойском номе он выстроил себе гробницу — лабиринт, со множеством комнат».
С другой стороны, поскольку фараоны XII династии сооружали в качестве гробниц пирамиды, единственно возможным предназначением «лабиринта» остается храм.
Неубедительным остается и ответ на вопрос о том, как этот «лабиринт» получил свое название. Предпринимались попытки вывести данный термин из египетских слов «al lopa-rohun, laperohunt» или «ro-per-ro-henet», обозначающих «вход в храм у озера». Но между этими словами и словом «лабиринт» нет фонетического соответствия, также и в египетских текстах не обнаружено ничего похожего. Высказывалось также предположение, что тронное имя Аменемхета III, Ламарес, эллинизированный вариант которого звучит как «Лабарис», происходит от названия храма Лабариса.
Немецкий иезуит и ученый Атанасий Кирхер попытался реконструировать египетский «лабиринт», очевидно основываясь на античных описаниях. В центре рисунка помещен лабиринт, который Кирхер, возможно, смоделировал по образцам с римских мозаик. Вокруг расположены изображения, символизирующие двенадцать номов — административных единиц Древнего Египта, описанных Геродотом (II. 148).
Из других источников: Египетский лабиринт представлял собой гигантское четырехугольное сооружение, размеры основания которого составляют 305 х 244 метра. Греки восхищались лабиринтом больше, чем всеми остальными египетскими постройками, за исключением пирамид.
Плиний Старший (23/24—79 н. э.) в своей «Естественной истории» также приводит описание лабиринта: «До сих пор еще существует в Египте в Гераклеопольском номе тот, который был создан первым, как передают, 3600 лет тому назад царем Петесухом или Титоесом, хотя Геродот говорит, что все это сооружение создано 12 царями, последним в числе которых был Псамметих. Назначение его истолковывают по-разному: по Демотелу, это был царский дворец Мотерида, по Ликею — гробница Мерида, по истолкованию многих, оно было построено как святилище Солнца, что наиболее вероятно». И далее он сообщает о необычайной прочности Лабиринта и о том, что он был поделен между двенадцатью номами: В египетском (лабиринте), что меня лично удивляет, вход и колонны — из камня с Пароса, остальное в нем сложено из глыб сиенита [розового и красного гранита], которые едва ли могут разрушить даже века, хотя бы и при содействии гераклеопольцев, которые относились к этому сооружению с необычайной ненавистью…
Подробно описать расположение этого сооружения и каждую часть в отдельности невозможно, так как оно разделено на регионы, а также на префектуры, которые называют номам, … кроме того, в нем есть храмы всех богов Египта, и, сверх того, Немесис в 40 эдикулах (закрытых молелен заупокойных храмов) заключил много пирамид по сорока обхватов, занимающих по шести арур (0,024 га) в основании…
И далее: Передают также, что при сооружении сводов из тесаного камня подпорки были сделаны из стволов спины (египетской акации), проваренных в масле».
Историки свидетельствуют, что египетский Лабиринт, достойно соперничал со знаменитыми чудесами света.
Лабиринт Аменемхета, послужил прообразом для Лабиринта в Кноссе
Великие загадки лабиринтов
Архитектурные сооружения, специально сконструированные как лабиринты, преследуют цель максимально затруднить выход из них либо сделать его невозможным без посторонней помощи. Но, как мы уже говорили, существуют и природные, естественные лабиринты, послужившие прототипами рукотворных. В качестве примера можно привести системы подземных пещер. И даже любой лес с неизвестно куда ведущими тропинками — тоже лабиринт. И лабиринтом часто представляются улицы большого незнакомого города.
Да и любой выбор, встающий перед человеком, в сущности, является символическим входом в лабиринт. Прекрасной иллюстрацией этого положения является картина В. Васнецова «Витязь на распутье».
При решении любой задачи головной мозг должен найти единственный верный путь среди десятков ложных.
Версии происхождения слова «лабиринт»
Слово «лабиринт», пришедшее в наш язык из Эллады, имеет догреческое происхождение и является одним из самых древних в мире. Имеется несколько версий, пытающихся объяснить его значение. Согласно первой, оно произошло от названия двулезвийного топора — лабриса (λάβρυς), который широко использовался в религиозных церемониях на острове Крит и символизировал два рога священного быка. В русский язык пришло через немецкий язык — Labyrinth.
В этом случае лабиринт – «дом двойного топора» либо «святилище божества с двойной секирой».
По другой версии, этот термин является производным от доиндоевропейского слова, означавшего «камень». В Византии «лабрами» называли монастыри, окруженные каменными стенами, в Греции – монастыри в пещерах. Отсюда ведет свое происхождение знакомое всем русское слово «лавра». В качестве примера можно привести Лавру святого Афанасия в Греции (Афон), Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру.
Зачем строить лабиринты?
Каково же назначение лабиринтов, зачем на протяжении тысячелетий создавались они в разных странах и на разных континентах?
Основываясь на знаменитом древнегреческом мифе о Тезее и Минотавре, многие средневековые исследователи на протяжении ряда столетий считали лабиринты, подобные Кносскому, тюрьмами и местами заключения. Часто они ссылались на мнение древнегреческого историка Филохора (345-260 гг. до н.э.), считавшего критский лабиринт тюрьмой для афинских мальчиков, судьбой которых было стать рабами победителей спортивных состязаний.
Такой упрощенный и чисто утилитарный подход не выдержал испытания временем. Уже в XIX веке обитель страшного чудовища, в которую против своей воли вынуждены вступить герои повествования, стала рассматриваться как символ царства мертвых, обитель мрака и теней, воплощение древнего хтонического ужаса.
Но и этот подход не удовлетворил многих исследователей, которые предложили свое видение проблемы: лабиринт – символ пути, ведущего к возрождению и новой жизни. В этом случае прохождение через лабиринт символизирует новое рождение человека, его преображение. Имеется много подтверждений того, что лабиринты использовались в обрядах инициации подростков либо посвящения избранных. Возможно, Тесей со свитой приехал на Крит для того, чтобы пройти обряд посвящения в таинства местного культа. В этом случае Минотавр (его настоящее имя — Астерий, «Звездный») – не пленник, а хозяин лабиринта, подземное божество, владыка царства теней.
Современные ученые предполагают, что греки разделили единого бога критян на две ипостаси: судью мира мертвых Миноса и его пасынка Минотавра. Позже забылось, что Минотавр не пожирал, а испытывал вошедших в лабиринт. Подтверждением служит то обстоятельство, что история рождения Миноса – это, в общем-то, смягченный вариант сюжета о рождении Минотавра. Если родителями Миноса являются принявший облик быка Зевс и похищенная им Европа (именно отсюда ведет свое происхождение известная древнеримская поговорка: что позволено Юпитеру, не позволено быку), то родителями Минотавра оказались священный бык Посейдона и жена Миноса Пасифая. Некоторые исследователи считают, что рисунки лабиринтного типа (самый древний из которых, нанесенный около 4 тысяч лет назад на стену усыпальницы, найден на острове Сардиния) и первые рукотворные лабиринты могли появиться как попытка изображения движение Солнца и планет.
Имеется и более «веселая» версия назначения лабиринтов, согласно которой все выложенные из камня лабиринты Южной Европы использовались для культовых танцев, воспроизводивших движение планет, звезд и Солнца по небесному своду. Эти танцы от других отличались особой сложностью фигур и движений, и линии лабиринта помогали двигаться в нужной последовательности. Считается также, что в Древней Греции слово «лабиринт» в ряде случаев применялось для обозначения и площадки для ритуальных танцев, и самих танцев.
В Древнем Риме лабиринты часто назывались также и словом «Троя». Вергилий упоминает об обрядовых «троянских» играх, обязательным элементом которых были запутанные танцевальные движения. «Троянские» танцы символизировали трудную дорогу и испытания при движении к поставленной цели. Известны также свидетельства об играх римских детей, которые сооружали импровизированные лабиринты из камней на улицах городов либо на окрестных полях. Дошедшей до нашего времени разновидностью одной из таких игр являются всем известные «классики».
Лабиринты разных стран и континентов
В настоящее время остатки грандиозных лабиринтов обнаружены не только в Европе, но и в Северной Африке, в Индии и в Китае. В пустыне Наска (Южная Америка) найдены гигантские лабиринты, имеющие формы различных животных и насекомых.
В кельтской мифологии лабиринты являются входами в подземный мир, на их спиралях в лунные ночи часто видели танцующих фей и эльфов.
А в Индии лабиринты — символы медитации, сосредоточения, избавления от сансары и законов кармы.
Индийские лабиринты часто представляют собой продолжение концов древнего солярного символа свастики в виде спиралевидных линий.
Аборигены Америки считали прохождение лабиринта средством излечения от телесных и душевных недугов.
О самых известных из лабиринтов в народе слагались легенды, о них рассказывали некоторые знаменитые историки античности, которые выделяли пять великих лабиринтов: Египетский, который, по утверждению Плиния, находился под озером Моэрис, два Великих лабиринта в Кноссе и Гортане, греческий на острове Лемнос и этрусский в Клюзиуме.
Давайте вспомним самые известные лабиринты от древних времен и до наших дней.
Фаюмский лабиринт
Самым большим лабиринтом мира в настоящее время признается египетский, который был построен рядом с озером Мойрис (ныне озеро Биркет-Карун) к западу от Нила и в 80 километрах к югу от Каира недалеко от Эль-Фаюма. Поэтому данный лабиринт часто называют Фаюмским. Он является пристройкой к пирамиде четвертого фараона XII династии Аменемхета III, которого живший в III в.до н.э. верховный жрец Египта Манефон называет также Лабарисом (вот и еще одна версия происхождения слова «лабиринт»). Это сооружение некоторые греческие авторы даже включали в число семи чудес света. Самое раннее упоминание о нем принадлежит греческому историку Геродоту Галикарнасскому (около 484—430 до н.э.), который так отзывается об этом грандиозном сооружении:
Еще одно описание этого лабиринта принадлежит греческому географу и историку Страбону Амасейскому (около 64 г.до н.э. – 24 г. н.э.), который в 25 г. до н. э. совершил путешествие в Египет в составе свиты префекта Египта Гая Корнелия Галла:
Египетский лабиринт в своих трудах упоминают также Диодор Сицилийский, Помпоний Мела и Плиний. Причем живший в I в. до н.э. Диодор утверждает, что если знаменитый критский лабиринт не сохранился, то «египетский лабиринт простоял в полной неприкосновенности до наших времен». Некоторые фрагменты этого грандиозного сооружения дошли до нашего времени. В 1843 г. они были исследованы немецкой экспедицией Эрбкама, но, поскольку никаких сенсационных находок обнаружено не было, большого отклика сообщения об этих раскопках не получили. Большинство современных исследователей считает египетский лабиринт храмовым комплексом, в котором приносились жертвы всем богам Египта. Предполагается связь лабиринта с культом бога Осириса, который считался богом подземного мира.
Кносский лабиринт Крита
Что касается знаменитого Кносского лабиринта на острове Крит, то римские источники утверждают, что он представлял собой всего лишь уменьшенную копию египетского. Живший в I в. н.э. Плиний, например, считал, что Кносский лабиринт достигал всего одной сотой величины египетского. Кносский лабиринт не найден до сих пор. Некоторые историки полагают, что в виде лабиринта был построен сам дворец критских царей в Кноссе: открытый в 1900 г. английским археологом А. Эвансом, он действительно представлял собой огромный комплекс зданий, сгруппированных вокруг большого прямоугольного двора, связанных между собой причудливо изогнутыми коридорами, лестницами и световыми колодцами. Часть из этих исследователей считают центром Критского лабиринта тронный зал Кносского дворца, другие – центральный двор, вымощенный гипсовыми плитами, который использовался как арена для минойского боя с быками – тавромахии (этот непривычный для греков обряд мог стать одним из источников мифа о поединке Тезея и Минотавра).
Лабиринты Самоса и Рима
Плиний также сообщает о грандиозных лабиринтах на средиземноморском острове Самос и подземном лабиринте некоей этрусской гробницы (ее описание известно также по сочинениям Варрона). Достоверно известно, что в разных провинциях Римской империи было построено около 60 лабиринтов, а изображение лабиринтов использовалось как элемент оформления стен и полов. Очень часто такие изображения располагались недалеко от входа или прямо на пороге и, вероятно, рассматривались как защитный символ. Два таких декоративных лабиринта обнаружены при раскопках в Помпеях.
Чаще всего лабиринты представляются как череда мрачных, обычно подземных помещений. Именно так выглядел самый известный из них, ставший жилищем Минотавра.
Однако большинство лабиринтов устроено гораздо проще.
Церковные лабиринты Западной Европы
В европейской христианской традиции лабиринты чаще всего символизировали путь от жизни к смерти и от смерти к рождению, крестный путь Христа либо движение паломников и крестоносцев в Иерусалим. В соборах, которые паломники посещали по пути к основной святыне, лабиринты символизировали дорогу, ведущую к раскаянию. Эти лабиринты имеют 11 концентрических кругов или дорожек (число, символизировавшее «грех» в средневековой христианской традиции), по которым нужно было проползти на коленях. Так, общая длина концентрических кругов лабиринта Шартского собора составляет около 260 метров: на коленях этот путь паломники преодолевали немногим меньше, чем за час.
В христианских странах Западной и Южной Европы символические лабиринты обычно рисовали или выкладывали, подбирая разноцветные камни, на полу церквей и соборов. С этой же целью использовалась мозаика и наборный паркет. Такие лабиринты, как правило, круглой формы, в их центре обычно находится круг, называемый «небом». В качестве примера можно привести лабиринт Шартрского собора (Notre-Dame de Chartres), созданный в начале XIII века (наиболее вероятная дата — 1205 г.) из белого и синего камня. Размер лабиринта почти совпадает с размером розы витража западного фасада, но точно не повторяет его. Зато расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте окна. По замыслу строителей, в день Страшного суда собор (как и все здания на земле) рухнет. Роза витража с изображением этого Суда на западном фасаде нефа упадет на «небо» в центре лабиринта — и земное сольется с небесным.
В некоторых соборах вместо круга в центре лабиринта стали изображать крест, что привело к появлению лабиринтов квадратной формы.
Церковные лабиринты сооружаются и в наши дни. В 2010-е гг. в процессе реставрации такой лабиринт получил Федоровский собор в Санкт-Петербурга.
Лабиринты Северной Европы
В Северной Европе лабиринты выкладывались на земле из камней или дерна. Такие лабиринты обычно имеют подковообразную форму. На побережьях Балтийского, Баренцева и Белого морей сохранилось более 600 лабиринтов: в Швеции находится около 300, Финляндии — примерно 140, в России — около 50, в Норвегии – 20, в Эстонии – 10 и так далее. Основная их часть, судя по всему, связана с древней промысловой магией: местные рыбаки верили, что, пройдя через лабиринт, они обеспечат себе хороший улов и счастливое возвращение.
На фотографии внизу мы видим лабиринт необитаемого шведского острова Бло-Юнгфрун («Синяя дева»), открытый в 1741 году Карлом Линнеем.
Лабиринты России
На территории России лабиринты можно увидеть в Дагестане, на побережье Белого моря, на Соловецких островах, в Мурманской области и в Карелии. На русском Севере лабиринты часто называют «Вавилонами». Один из лабиринтов Большого Заяцкого острова представлен на фотографии:
А здесь мы видим лабиринты, которые, как полагают, связаны с упоминавшейся выше промысловой магией. Первый из них — знаменитый мурманский Вавилон:
А это кандалакшский лабиринт, расположенный у бывшей рыболовецкой тони Малый Питкуль:
Живые лабиринты
Порой роль лабиринта выполняет парк или сад, а роль стен — живые кустарники. Это, конечно, самые молодые по времени появления лабиринты. На приведенной ниже фотографии вы видите Хэмптон-Кортский лабиринт, старейший в Великобритании, который был спроектирован Д. Лондоном и Г. Вайзом в 1690 году (возможно, на месте другого, более старого лабиринта).
Его «стенами» служат подстриженные тисовые кустарники. Именно этот лабиринт описан в романе Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки».
Живые лабиринты популярны до сих пор. Потеряв сакральное значение, они остались хорошей приманкой для туристов. Так, в Австралии из более чем 1200 розовых кустов двухсот сортов создан лабиринт Ashcombe Maze: розы имеют разный аромат, и потому посетители могут идти по лабиринту, ориентируясь на запах.
Самым длинным живым лабиринтом в настоящее время считается «Ананасовый сад» на бывшей плантации Dole на гавайском острове Оаху. Длина его дорожек превышает 5 км.
А звание самого большого по площади (4 гектара) лабиринта принадлежит французскому Reignac-sur-Indre, который образуют кукуруза и подсолнечник. Любопытно, что в конце сезона урожай этого лабиринта убирается и используется по назначению.
Благодаря использованию однолетних культур этот лабиринт каждый год меняет свои очертания.