лагерлеф путешествие нильса с дикими гусями чему учит
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
суббота, 31 марта 2018 г.
Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Сельма Лагерлеф сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Жанр: авторская волшебная сказочная повесть
Главная мысль сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Жизнь прекрасна и удивительная, как и мир вокруг нас, но дана она на добрые дела.
Чему учит сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Сказка эта учит быть добрым и честным. Учит жертвовать своими интересами ради своих друзей, учит не боятся врагов и находить выход в трудных ситуациях. Эта сказка учит нас отзывчивости, смелости, бескорыстию. Учит любить природу, учит тому, что каждое живое существо в мире имеет право на счастье.
Отзыв на сказку «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Это очень красивая и интересная сказка, в которой на долю мальчика Нильса выпадает очень много опасных и увлекательных приключений. Из озорника и хулигана Нильс становится добрым и честным мальчиком, всегда готовым прийти на помощь другу. Он взрослеет и понимает, что мир прекрасен, а человек должен о нем заботиться и защищать. Мне очень понравилась эта сказка и я нисколько не пожалела о том, что прочитала ее.
Пословицы к сказке «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Жизнь дана на добрые дела.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Кто не встречал в жизни трудностей, не станет настоящим человеком.
«Путешествие Нильса» читательский дневник
«Путешествие Нильса» – это увлекательная история о том, как обычный мальчик, заколдованный гномом, путешествовал вместе со стаей диких гусей и совершал добрые поступки.
Краткое содержание «Путешествие Нильса» для читательского дневника
ФИО автора: Сельма Лагерлёф
Название: «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Число страниц: 176. Лагерлёф Сельма. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Издательство «Издательский дом Мещерякова». 2017 год
Жанр: Сказочная повесть
Год написания: 1907 год
Главные герои
Нильс – двенадцатилетний мальчик, озорной, ленивый, безответственный, который изменился после всех перенесённых испытаний.
Гусь Мартин – домашний белый гусь, улетевший в Лапландию вместе со стаей диких гусей, верный друг Мартина.
Гном – крошечный человечек, наложивший проклятие на Нильса.
Акка – предводительница гусиной стаи, очень умная, строгая, справедливая и добрая утка.
Лис Смирре – хитрый, коварный, жестокий и мстительный хищник, получивший в итоге по заслугам.
Сюжет
В небольшой шведской деревушке жил мальчик по имени Нильс, который не любил учиться и помогать родителям по хозяйству. Однажды он поймал крошечного гномика, и отказался отпускать его. Неожиданно для себя Нильс уменьшился в размерах и сам стал таким же маленьким, как гномик. Он выбежал во двор и едва успел схватиться за хвост домашнего гуся Мартина, который вместе с гусиной стаей решил отправиться в Лапландию.
Поначалу Мартину было очень тяжело лететь так же быстро и долго, как его дикие сородичи, и он очень уставал. Однажды ночью к стае подкрался хитрый лис Смирре и утащил одного гуся. Нильс бросился за ним вдогонку и освободил гуся, а сам, забравшись на дерево, принялся издеваться над лисом. Смирре поклялся отомстить мальчишке.
По дороге Нильс совершил немало добрых дел. Он помог белке Сирле вернуть выпавшего из гнезда бельчонка. Узнав от аиста Эрменриха, что Глимменгенский замок оказался в распоряжении крыс, мальчик бесстрашно вывел их к воде при помощи волшебной дудочки.
Нильс стал первым человеком, который побывал на празднике птиц и зверей. Он проходил раз в год на горе Кулаберг. На этом празднике Нильс узнал от сов, что существует способ, как ему вновь стать человеком.
Во время всего перелета Смирре настойчиво преследовал стаю гусей, но однажды Нильсу удалось надеть на лиса собачий ошейник, и все птицы и звери веселились, узнав об этом.
Во время ночёвки в городе Нильс стал свидетелем того, как ожила бронзовая статуя короля, которая в компании деревянного человека отдавала честь старому кораблю, стоявшему на верфи. Довелось побывать Нильсу и в подводном городе, все жители которого были заколдованы из-за своей жадности и жестокости. Мальчику не удалось снять заклятье, потому что у него не было монетки.
Пережив ещё немало приключений, Нильс со стаей прилетает в гусиную страну, где Мартин находит себе невесту Марту. На новом месте Марта и Мартин стали родителями, и Нильс помогал им ухаживать за маленькими гусятами.
Акка помогла Нильсу узнать, как снять заклятие: нужно найти того, кто захотел бы поменяться с ним местами и при этом произнести волшебное заклинание. Спустя время мальчик вернулся домой и увидел, как сильно горюют о нём родители. Встретив капризного гусёнка, который хотел всё время оставаться маленьким, Нильс произнёс заклинание и вновь стал обычным мальчиком. Родители были очень рады увидеть своего сына, который очень изменился: он стал послушным мальчиком, помогал родителям по дому и отлично учился в школе.
План пересказа
Главная мысль
Жизнь дана для добрых дел, и только тогда она будет прекрасной.
Чему учит
Сказка учит быть добрым, честным, отзывчивым и всегда помогать тем, кто оказался в беде. Также учит тому, что всегда нужно отвечать за свои поступки.
Отзыв
История о Нильсе очень увлекательная, она ещё раз доказывает, как важно совершать добрые, хорошие поступки и никому не причинять вреда.
Рисунок-иллюстрация к сказке Путешествие Нильса.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, как во время своего необычного путешествия изменился Нильс: он повзрослел, стал более ответственным, добрым и храбрым.
Лагерлёф Сельма сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Читательский дневник по сказке «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельма Лагерлёф
Автор: Сельма Лагерлёф
Название произведения: «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Жанр произведения: сказочная повесть.
Главные герои: мальчик Нильс, гусь Мартин, вожак Акка, лесной гном, лис Смирре.
Второстепенные герои: Фумле-Друмле, Марта.
Характеристика главных героев:
Нильс — был задиристым и часто хулиганил, за что его никто не любил.
Постепенно становится добрым, отзывчивым и заботливым.
Мартин — верный и преданный друг.
Был домашним, но решил улететь в Лапландию.
Акка — вожак гусиной стаи.
Суровая, но справедливая.
Добрая и заботливая.
Лис Смирре — хитрый, коварный и злой.
Жестокий и мстительный.
Был посажен на цепь.
Характеристика второстепенных героев:
Фумле-Друмле — вожак воронов. Сперва помогал лису Смирре, потом стал другом Нильса.
Марта — гусыня. Подруга Мартина.
Краткое содержание сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Проказник Нильс остался дома один и поймал гнома.
Гном сделал Нильса маленьким, и мальчик отправился верхом на Мартине вслед за дикими гусями.
Мартин не любил Нильса, но когда тот спас ему жизнь стал другом мальчика.
Нильсу удаётся спасти всю стаю гусей, и вожак Акка разрешает ему лететь с ними.
Лис Смурре хочет поймать Нильса, который испортил ему охоту и следует за гусями.
Во время путешествия Нильс попадает в разные ситуации и всегда остаётся победителем.
Он спасает бельчонка, прогоняет крыс из замка, оказывается в подводном городе.
Он отбивается от выдры, а когда вороны похищают его, откупается кладом.
Вороны становятся друзьями Нильса и помогают ему.
Гуси добираются до Лапландии, а Мартин встречает Марту, с которой образует пару.
Орёл рассказывает Нильсу, как ему превратиться обратно в человека и учит мальчика заклинанию.
Мальчик хочет поменяться местами со студентом, но жалеет юношу.
Вместе с Мартином он возвращается домой.
Маленький сын Мартина соглашается поменяться с Нильсом.
Герой читает заклинание и вновь становится мальчиком.
Родители радуются возвращению сына.
План сказки:
Основная мысль сказочной повести «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Главная мысль сказки заключается в том, что нужно быть добрым и отзывчивым, помогать другим.
Основная идея повести в том, что делая другим добро, человек помогает и себе.
Нельзя никого обижать, надо заводить друзей.
Чему учит произведение
Повесть учит любить животных.
Учит помогать друзьям и всем, кто попал в беду.
Учит не бояться и не отступать перед трудностями.
Учит бороться до конца и не терять надежды.
Учит относиться к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Краткий отзыв о сказке «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» для читательского дневника
Прочитав эту повесть, я подумала о том, что её герою сильно повезло.
Он сумел совершить необычайно интересное путешествие.
Пусть оно и было полно опасностей, но зато оказалось фантастическим.
А ведь Нильс был хулиганом, которого никто не любил.
И в путешествие он отправился, чтобы вновь стать мальчиком.
Мальчик неожиданно проявил себя хорошим товарищем и верным другом.
Он бросался на защиту стаи, он не отступил перед лисом.
И стал-таки человеком.
Это очень интересная повесть, которая читается на одном дыхании.
Автору удалось написать поучительное и интересное произведение, которым зачитываются миллионы читателей.
Главный герой повести меняется полностью, он превращается в хорошего мальчика, который любит животных и отвечает за свои поступки.
Мне нравится Нильс таким, каким он стал в конце повести.
Это уже не шалопай и грубиян, это примерный мальчик, который беспокоится о других.
Я всем советую прочитать эту повесть и подумать о том, правильно ли мы строим свои отношения с окружающими.
Не обижаем ли кого, не ведём ли себя отталкивающе.
Ведь гном, который превратил Нильса в крошку, может быть где-то рядом.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Сначала Мартин лежал неподвижно.
Но вот он открыл глаза, глотнул разок-другой и с трудом встал на лапы.
С минуту он постоял, шатаясь из стороны в сторону, потом по самую шею залез в озеро и медленно поплыл между льдинами.
То и дело он погружал клюв в воду, а потом, запрокинув голову, жадно глотал водоросли.
«Ему-то хорошо, — с завистью подумал Нильс, — а ведь я тоже с утра ничего не ел».
В это время Мартин подплыл к берегу. В клюве у него был зажат маленький красноглазый карасик.
Гусь положил рыбу перед Нильсом и сказал:
— Дома мы не были с тобой друзьями. Но ты помог мне в беде, и я хочу отблагодарить тебя.
Ещё читательские дневники по произведениям Сельмы Лагерлёф:
Библиотека произведений автора пополняется.
Детский час
для детей и родителей
Отзыв о сказке С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Главный герой сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» — мальчик по имени Нильс. Он любил пошалить и не любил учиться. Однажды он поймал гнома. Гном рассердился и сделал его таким же маленьким, каким был сам, после чего исчез. Нильс испугался, что навсегда останется маленьким, и стал везде искать гнома, чтобы попросить расколдовать его. Поиски привели его на двор. С удивлением мальчик понял, что понимает язык птиц и зверей. В это время мимо пролетала стая диких гусей. Они стали дразнить домашних гусей и звать их с собой в Лапландию.
Один из домашних гусей по кличке Мартин решил лететь с диким гусями. Нильс пытался его удержать, но забыл, что он гораздо меньше гуся и вскоре оказался в воздухе. Весь день они летели, пока Мартин совсем не выбился из сил. Один раз они даже отстали от стаи, но сумели ее нагнать. Дикие гуси, поначалу узнав, что Нильс – человек, хотели прогнать его, но так случилось, что мальчик во время ночевки спас одного из них от лиса и его не стали прогонять.
Много дней гуси летели к своей цели, временами делая остановки. Во время одной из остановок Нильс спас бельчонка Тирли, который выпал из гнезда. Мальчик вернул его матери. Наконец стая добралась до заброшенного замка, где давно жили только разные звери и птицы. От обитателей замка путешественники узнали, что замок осаждают крысы. Но положение спас Нильс. Предводительница гусиной стаи дала ему волшебную дудочку, и мальчик, играя на ней, заманил всех крыс в воду, где они и утонули. Позже Нильс узнал, что дудочку принес филин от того самого лесного гнома, которого он обидел. Гном все еще очень сердился на мальчика.
Полет гусей продолжался. Множество приключений выпало на долю Нильса. Он убегал от бронзовой статуи короля в одном портовом городе, побывал под водой и спас семью медведей от охотников. Уже все звери и птицы знали о мальчике, который путешествует вместе с гусями. А гусь Мартин в дороге обзавелся подружкой по имени Марта.
Наконец стая прилетела в Лапландию. Птицы стали строить себе гнезда и выводить птенцов, и Нильс тоже решил построить себе настоящий дом. Ему помогала вся гусиная стая, а прилетевшие ласточки покрыли дом глиной. Все лето прожила стая в Лапландии, а осенью собралась лететь обратно, на юг. Нильс очень скучал по дому и родителям, но он не хотел возвращаться к родным, будучи крошечным человечком. Предводительнице стаи удалось узнать, что Нильс может вернуть себе прежний облик, только если кто-то добровольно согласится стать таким же крохотным, как он.
И вот стая отправилась на юг. Вместе со взрослыми гусями летели и молодые гусята. На привалах все звери, которые уже знали о Нильсе-путешественнике, подкармливали его, кто чем мог.
Когда стая пролетала мимо дома родителей Нильса, мальчик решил узнать, как они живут. Но он все еще не хотел возвращаться к ним маленьким. Мальчик узнал, что родители помнят о нем и горюют, что его нет рядом. И тут неожиданно один из гусят заявил Нильсу, что хочет быть маленьким. Нильс обрадовался и произнес заклинание, после чего снова стал прежним мальчиком. Обрадованные родители узнали своего сына, который каким-то чудом вдруг очутился на пороге родного дома. Вскоре Нильс снова пошел в школу. Теперь он учился только на одни пятерки.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» состоит в том, что шалости и проказы не проходят даром, и за них можно получить наказание, порой очень суровое. Нильс был наказан гномом очень строго и перенес много лишений, прежде чем смог исправить ситуацию.
Сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» учит быть находчивым и смелым, уметь защищать своих друзей и товарищей в опасные минуты. Нильс за время своего путешествия сумел сделать много добрых дел для птиц и зверей, и они за это отплатили ему добром.
В сказке мне понравился лесной гном. Он строгий, но справедливый. Гном очень строго наказал Нильса, но мальчик, в результате, многое осознал, его характер изменился в лучшую сторону после пережитых испытаний и стал хорошо учиться в школе. Наказание пошло Нильсу на пользу, он стал хорошим человеком.
Какие пословицы подходят к сказке «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»?
Глядя на людей, хоть и не растешь, а тянешься.
Больше узнаешь — сильнее станешь.
Человек без друга, что земля без воды.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
«Чему учит нас сказочная повесть Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с ди- кими гусями»?»
«Чему учит нас сказочная повесть Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с ди- кими гусями»?»
Цели: учить вслушиваться в авторский го- лос; продолжить знакомство с литературными понятиями «композиция», «сюжет», которые помогут понять основную мысль сказочной по- вести.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 кл.», ч. II (автор Н.А. Чуракова); пла- кат для работы над сюжетом.
Учитель совершенно правомерно акцентирует внимание на нравственной проблематике повести и значении сюжета для ее понимания. Однако поста- новка цели «учить вслушиваться» и «понять основ- ную мысль» слишком прямолинейна и возвращает нас к не лучшим обычаям традиционной педагогики работать с текстом с точки зрения его «воспитатель- ного значения». «Литература, конечно, оказывает воспитательное воздействие, но не прямое, а преиму- щественно косвенное, опосредованное и, как прави- ло, отсроченное» (Л.С. Выготский). Лучше было бы говорить о нравственных вопросах, поставленных ав- тором, о нравственных проблемах, которые его вол- нуют и над которыми он заставляет поразмышлять читателя. Именно на такую интонацию (а не на прямо- линейно нравоучительную) настраивают и вопросы учебника. (Изменился ли Нильс за время путешест- вия? Чему он научился? Какие изменения ты счита- ешь самыми важными?)
Формулировка об «авторском голосе» является слишком общей, неконкретной, следовательно, ма- лообучающей. Работа с понятием «композиция» в III классе проводится на уровне представлений.
Излишняя назидательность урока и усложненная работа с литературоведческими понятиями вызывает возражения и в дальнейшем. Итоговый урок по повес- ти представляется более легким, прозрачным, трога- тельным по интонации, человечным.
I. Организационный момент.
Учител ь. Тема урока совпадает с учебной целью. Мы должны определить идею данного произведения. Предлагаю вспомнить некото- рые моменты из истории создания произведе- ния, его литературный род, жанр.
Сообщение данной темы и целей урока настраи- вает на однолинейное восприятие произведения, тогда как его художественная ткань многогранна, объемна, разнообразна и ее ценность не заключена в опреде- ленной идее. Обращаясь к специфике художественно- го образа на протяжении четырех лет обучения, мы из- бегаем сведения ее к понятиям «тема» и «идея» произ- ведения, хотя и обсуждаем с детьми, о чем говорится в произведении (тема) и каково отношение автора к то- му, о чем он говорит (идея).
Работа с понятием «литературный род» в III клас- се не проводится. То, что жанр произведения — ска- зочная повесть, не является предметом исследования в системе уроков по данному тексту, это исходный пункт, определяющий направления работы.
III. Актуализация знаний.
Учител ь. Что вы можете сказать об авторе данного произведения?
Ученик и. Сельма Лагерлёф родилась в семье военного и учительницы. Став взрослой, она тоже стала учить детей. Получив предложе- ние написать учебник по географии Швеции для младших школьников, она решила написать сказку, положив в основу реальное событие — с ее двора с дикими гусями улетел гусак и вер- нулся обратно с целым семейством. Нильс стал символом Швеции, его называют «маленьким гусенавтом».
Учител ь. Что за страна такая — Лапландия? Ученик и. Это северная часть Скандинав- ского полуострова: Норвегии, Швеции, Фин- ляндии и Мурманской области. Море в этом месте не замерзает, так как Северо-Атлантичес- кое течение доносит сюда свои теплые воды, по-
этому гуси здесь прекрасно зимуют.
Эти сведения очень важны и интересны. Их может сообщить и сам учитель. Но логичнее это сделать на од-
ном из первых уроков по повести. Обратите внимание, что задача автора повести не была изначально и един- ственно нравоучительной. Если уж говорить об идее произведения, то она скорее патриотическая: интересно и занимательно познакомить детей (и взрослых) с гео- графией своей Родины, разнообразным природным и животным миром, а также с ее легендами и преданиями. Образная природа художественного текста нацелена не на передачу информации, а на сопереживание, сочув- ствие. От первого до последнего урока по произведению С. Лагерлёф надо стремиться, чтобы дети попали под обаяние текста, увлечь, заинтриговать их, заинтересо- вать в чтении текста целиком (или обратиться к хресто- матии, где помещены дополнительные главы).
Учител ь. Когда была написана сказка? (Школьники работают по ленте времени.) Ученик и. Шестьдесят лет назад.
Учител ь. Сколько лет Сельме Лагерлёф? Ученик и. 20 ноября 2003 года было бы
Смысл последнего «открытия» не ясен. Пафос об- ращения к ленте времени здесь может быть один: об- ратить внимание учеников на то, что современный ав- тор (литературу примерно с середины XX в. принято считать «современной») обращается к мифологии, ис- тории, легендам и преданиям своей страны, что они живут в новом качестве. Сельма Лагерлёф не просто рассказывает «сказочные» сюжеты, она проводит нас вместе с Нильсом сказочной дорогой, использует, как многие авторы, схему народной сказки. События ос- новной сюжетной линии в повести развиваются по за- конам волшебной сказки. Но сказка наполняется но- вым содержанием, ставит современные нравственные вопросы.
IV. Проверка домашнего задания.
Учител ь. На прошлом уроке мы составля- ли подробную характеристику образа Нильса. Предлагаю прослушать домашнее задание — представить свои «портреты» других героев произведения. При ответе прошу использовать текст.
V. Зарядка для глаз.
Учител ь. Мы вновь пришли в городской парк на аттракционы, «кататься» будут ваши глазки.
Дети выполняют упражнения «Качели»,
«Колесо обозрения», «Орбита», «Автодром»,
VI. Работа над сюжетом и композицией.
Учител ь. Сегодня наша задача — вслу- шаться в авторский голос, понять, чему учит нас сказочная повесть, о чем хотел поведать автор. Первый шаг мы уже сделали — на предыдущих уроках подробно проанализировали характеры героев. Теперь нужно проследить, в чем же осо- бенность сюжета и композиции текста. Предла- гаю вспомнить, что такое сюжет и композиция.
(Ученики работают со словарем.)
VII. Работа над сюжетом.
Экспозиция — изображение положения действующих лиц до начала действия. (Как жил Нильс.)
Завязка — начало развития событий. (Встре- ча с гномом и то, что произошло впоследствии.) Развитие действия — изображение событий после завязки до кульминации. (До момента превращения маленького человечка в большого.)
Кульминация — наивысшее напряжение действия. (Момент превращения.)
Развязка — заключительный момент. (На доске вывешивается плакат.)
На доске схема развития сюжета:
Нет необходимости вести с учениками словарь ли- тературоведческих терминов, записывать определения литературоведческих понятий и заучивать их. Доста- точно, если дети будут понимать общий смысл этих терминов, понимать, какое практическое действие под- разумевается, что именно надо найти в тексте. При этом речь пока идет только о попытках найти узловые моменты текста, определяющие события. Этот навык особенно важно формировать на объемном тексте. По- этому при ответах на этот вопрос приемлемы вариан- ты. Так, завязкой может быть названа и встреча с гно- мом, и момент превращения Нильса в малыша. Куль- минацией — и момент, когда он узнает заклинание
(цель его путешествия) и присутствует на празднике на горе Кулаберг (наиболее полное слияние Нильса с ми- ром животных и птиц, наивысшее единение этого ми- ра). Развязкой — и обратное превращение Нильса, и его встреча с матерью, и его прощание с Аккой. Важен процесс высказывания версий учениками и обоснова- ние ими своей точки зрения.
VIII. Работа над композицией.
Учител ь. Вернемся к композиции. Как ав- тор помог нам разобраться в композиции?
Ученик и. Разделил текст на главы и оза- главил каждую.
Учител ь. Мы подошли к этой работе твор- чески, так как произведение в учебнике напеча- тано в сокращении. Мы выделили самые важ- ные линии композиции. Наша задача — пере- числить все главы, заглавия, которые мы приду- мали на прошлом уроке, и кратко передать содержание каждой главы.
Дети отвечают, учитель записывает на доске. 1-я глава. Домовой.
3- я глава. Ночной вор.
4- я глава. Страшная тайна.
5- я глава. Продолжение полета. 6-я глава. В Лапландии.
7-я глава. Ужасные новости. 8-я глава. Домой.
9-я глава. Конец путешествия.
Эта работа очень важна и полезна. Такой методи- ческий прием обобщает прочитанное, учит ориентиро- ваться в объемном тексте, организует «взгляд назад», приучает к рефлексии по поводу того, как «сделано» произведение. Этот вид работы мог быть задан на дом, наиболее удачные заглавия, придуманные детьми, от- мечены на уроке.
Х. Работа по тексту.
Учител ь. Попытаемся ответить на вопрос: почему в сказке так много отступлений от ос- новного сюжета — полета Нильса с дикими гу- сями в Лапландию?
Ученик и. Автор хочет показать, как трудно достичь цели, как много препятствий возникает на пути любого человека, каким последователь- ным и отважным, мудрым и умеющим находить
общий язык с другими героями нужно быть, что- бы добиться успеха. Для этого существуют шесть дополнительных сюжетных линий. (с. 78 — 4 сю- жетных линии, с. 81 — 2 сюжетные линии — в кратких описаниях пропущенных глав.)
Учител ь. Что автор хочет сказать нам, ка- кова основная мысль сказочной повести, ее идея?
Ученик и. Он считает, что главное — это пробуждение в человеке его души.
Учител ь. Подсказывают ли нам авторские характеристики главную мысль сказочной по- вести?
(Вместе с учителем школьники работают с текстом.)
Нильс — крошечный, маленький, несчастный (с. 66), бедный, противный (с. 68), одинокий (с. 77), шелковый (с. 79), дрожащий, голодный (с. 80), строгий (с. 85).
Мартин — милый (с. 68), верный товарищ (с. 72), уважающий себя домашний гусь (с. 71), хороший гусь (с. 71).
Акка — старая-престарая утка (с. 71), хо- рошая птица, строгая (с. 82), умная (с. 90), муд- рая, маленькая (с. 95).
Ученик и. Автор не скрывает своего отно- шения к героям. Он подчеркивает, что все они обыкновенные, живые существа с обычными слабостями и недостатками. Они боятся, пере- живают, испытывают добрые и не очень добрые чувства, приспосабливаются друг к другу. Ав- тор мечтает о том, чтобы все люди стали добрее, терпимее друг к другу.
XI. Выборочное чтение.
Учител ь. Мы перечитаем сейчас две главы текста, стараясь интонацией передать авторское отношение к происходящему, к героям.
(Школьники читают главы 1 и 8.)
Повторяя наши возражения по поводу излишней назидательности разговора, отметим как несомненное достоинство урока постоянное обращение к тексту, внимательное перечитывание по разным основаниям, требование учителя к детям — подтверждать свое мне- ние ссылками на текст. Совершенно верна установка учителя на поиск авторской точки зрения в эпитетах, использованных сказочницей. Говоря, где и в чем еще мы можем обнаружить авторскую позицию, необходи-
мо еще раз, по-новому взглянуть на роль сюжета. Сю- жет повести-сказки представляет собой набор ситуа- ций, которые испытывают героя, заставляют его про- явить те или иные качества, по которым читатель сос- тавляет свое мнение о характере героя и его эволюции, но, к сожалению, это нераскрыто в контексте урока.
Нам кажется удачным вывод, что герои «обыкно- венные, живые существа со слабостями и недостатка- ми. Они переживают, испытывают добрые и не очень добрые чувства, приспосабливаются друг к другу». Та- кой вывод показывает неоднозначность ситуации, ее сложность, заставляет маленького читателя поставить себя на место Нильса, почувствовать, как ему сложно, но тем ценнее все его победы над трудностями и над собой. Вопросы к тексту в учебнике нацеливали именно на такую вдумчивую работу: Тебе жалко Нильса? Есть ли в характере Нильса какие-нибудь черты, которые могут сослужить ему хорошую службу в трудных усло- виях? Чем Нильс заслужил позволение Акки остаться в стае? Какие чувства переживал Нильс? Что самое пе- чальное в положении Нильса? Отвечая на вопросы, школьники приходят к выводу, что превращение Ниль- са в человека началось гораздо раньше, чем он произ- нес заклинание. И зависит оно от его мужества, способ- ности прийти на помощь, способности заботиться о ближнем, т.е. быть человеком в трудных ситуациях.
Смысл итоговой работы — заострить существова-
ние нравственной проблемы рядом с проблемой ска- зочного жанра — найти способ обратного превращения Нильса из крошечного человечка в человека нормаль- ного размера. Нравственная проблема повести — прев- ращение гадкого мальчишки в достойного человека.
Учител ь. Теперь вернемся к эпиграфу данной главы:
Попробуй из живого сделать еще более жи- вое — вот это настоящая работа (Григорий Горин).
Как вы теперь, после прочтения произведе- ния, понимаете смысл сказанного Григорием Гориным?
Ответы детей. Основной вывод: в контексте сказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» самая сложная рабо- та — это работа по воспитанию внутреннего мира человека, мира его чувств.
XII. Подведение итогов.
Учител ь. Чему же учит нас сказочная по- весть?
XIII. Домашнее задание.
Учител ь. Перескажите понравившиеся главы от имени Нильса. Перечитайте их в лицах. Выполните рисунок к выбранной вами главе.