лакосез матрадура что это
Лакосез матрадура что это
2-е издание, переработанное и дополненное
Охотничий рассказ в русской литературе
Чем объяснить интерес современного читателя к охоте, корнями уходящей в глубокую древность? Ностальгия по прошлому? Экологический голод?
Охота была жизненной необходимостью, неотъемлемой частью быта наших предков, а память о сильных, смелых, сообразительных, выносливых и ловких охотниках хранится в книгах, воспевающих их доблести. «Он был сильный зверолов перед Господом»[1], – говорится в книге Бытия о Нимроде, воине-охотнике, царе, которому приписывается строительство Вавилонской башни.
Охотник – это не только отважный воин, который, подобно Гераклу, сражается с немейским львом и эриманфским вепрем, но и веселый бурный Вакх, изображавшийся в тигровой шкуре, и Аполлон, которому приписывается изобретение лука и который забавлялся охотой и был увенчан лаврами за убиение страшного дракона Пифона. Охотницей была прекрасная Артемида, запечатленная с колчаном за плечами и луком или факелом в руках, даже изнеженная богиня любви и красоты Афродита, влюбленная в Адониса, сопровождала его на охоте.
С охотой связаны легенды и сказки. Меткая стрела Ивана-царевича настигла в болоте чудесную Царевну-лягушку. Охотник нашел у лешего пропавшую девушку и женился на ней. А преследуемый королем Карлом IV олень вывел удачливого охотника к горячим источникам, которые с тех пор, согласно легенде, названы именем короля – Карловы Вары.
К ратному подвигу приравнивал свои победы над дикими конями, турами и медведями отважный воин князь Владимир Мономах. После описания военных походов и битв, скитаний по разным уделам Мономах повествует в «Поучении» о ловах. А завершается «Поучение» призывом не страшиться смерти ни в бою, ни на охоте, доблестно исполняя «мужьское дело»[2].
В древности охоту называли ловом, что выражало изначальное назначение этого занятия, связанного с добыванием трофеев. С конца XV – начала XVI в. охота изменяет свое первоначальное назначение добычливого промысла. Изменения отразились и в языке: вместо слова «лов» стали употреблять слово «охота». Охота – это хотение, настроение, страстное желание «гнати по зверю». Охота – источник наслаждения, возможность проявить сметливость, смелость, ловкость: чем больше препятствий, тем радостней успех для охотника.
Помпезно обставлял соколиную охоту азартный любитель «красной потехи» царь Алексей Михайлович. В «Уряднике, или Новом уложении и устроении чина сокольничья пути» находим очень подробное описание подготовки к соколиной охоте как костюмированному театрализованному действу со строго предписанными ролями. Одежда сокольников восхищала и иностранцев. Во время дипломатических обедов царь-охотник любил похвастаться своими ловчими птицами, поражая иностранных послов торжественностью ритуала, который исполнялся сокольничьими так, как будто речь шла о деле государственной важности. Обладая незаурядным литературным даром, Алексей Михайлович в письмах к московскому ловчему стольнику Афанасию Матюшкину так выразительно и с такой любовью описывает славные добычи своих дорогих птиц, что эпизоды охотничьих мемуаров оживляются восторгом, страстью, гордостью автора за своих соколов и кречетов и дышат истинным вдохновением.
Как видим, охота была забавой для привилегированной части общества – царей, князей. И все они, включая женщин-цариц, предавались азарту гона, восхищались зрелищностью этого захватывающего пышного действа. Различные виды охот были любимы царями. Исключением был лишь Петр Великий, который не жаловал охоты. «Это не моя забава, – говорил он. – И без зверей у меня есть с кем сражаться: вне отечества с дерзким неприятелем, а внутри укрощать моих грубых и неугомонных подданных». При нем охота стала развиваться в европейских традициях уклада придворной жизни[3].
Окончательное закрепление при Петре I за дворянами поместий способствовало развитию и упрочению помещичьего усадебного уклада жизни в России XVIII в. Частью дворянского усадебного быта была и охота.
Хотя весьма популярный в свое время автор од, эклог, элегий, басен, драм Александр Петрович Сумароков специально произведений на охотничью тематику не создавал, все же его перу принадлежит «Охотничья песня», написанная, очевидно, из желания потрафить литературным и эстетическим потребностям дворянского общества.
Продолжая традиции французской литературы и следуя вкусам аристократического общества, Александр Петрович Сумароков сочинял модные в XVIII в. идиллии и эклоги, изображая сценки с пастухами и пастушками на лоне мирной природы. И не случайно одно из первых в русской литературе стихотворений Сумарокова о псовой охоте начинается такими строками:
«Малиновая вода» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева
Рассказ входит в сборник Записки охотника
Был жаркий август и как раз в один из таких дней герой оказывается на охоте. Он отправляется к ключу, который называется «Малиновая вода». Герой, попив водички, решил прилечь отдохнуть. Как вдруг заметил двух стариков, которые рыбачили. В одном из них он узнал Степушку.
Степушка жил в селе Шумихино у Митрофана, который работал садовником. Как странно бы это не звучало, но у Степушки не было прошлого. Они никогда ни с кем не разговаривал и откуда он родом не рассказывал. Митрофан не звал его к себе, но, тем не менее, не прогонял.
Степушка был трудолюбивым, поэтому занимался делами целый день. У Степы небольшое лицо, маленькие глазки желтого цвета, волосы, которые падают на брови, острый нос, уши, напоминающие как у летучих мышей, редкая борода.
В другом старике герой узнает Михайло Савельева, у которого было прозвище Туман. Когда – то он работал у графа, но получил от него вольную и проживал у мещанина, который держал почтовый двор. Это был большой дом, который некогда принадлежал как раз Петру Ильичу. Многие до сих пор помнят те балы, которые довались в этом доме. Но когда он разорился, то отправился в Петербуг, чтобы найти места, но скончался в гостиничном номере. Туман был у него дворецким. Это был приятный мужчина с доброй улыбкой.
Герой подходит к нему и начинает разговаривать. Туман начал вспоминать графа. Вспомнил охоты и пиры, которые давал граф, а также любовниц, которые у него были в большом количестве. Но самой привлекательной была Акулина.
Внезапно в овраге послышался шум. Вдруг оглянулись и заметили мужчину с котомкой. Туман назвал Власом. Он рассказал, что ездил Москву, чтобы просить барина снизить ему оброк или же дать ему барщину. У него умер сын, который помогал оплачивать оброк. Но барин только разозлился и прогнал его. Туман стал спрашивать у него, где же он теперь остановится, но Влас улыбаясь, сказал, что теперь он ничем не сможет заплатить.
Наш герой интересуется у Власа, сколько же ему назначили оброк. На что ему тот отвечает, что 90 рублей. Спустя 30 минут все герои разошлись.
Как и многие другие произведения Тургенева, в данном произведении показаны все сложности, с которыми сталкиваются крепостные крестьяне. И главным персонажем здесь выступает Петр Ильич. Он постоянно гулял, отвратительно обращался с крестьянами, ему безразлична их судьба и проблемы. Но все это как раз и способствовало его разорению.
Рассказ учит тому, что нельзя так жестоко относиться к людям, потому что придет время и все вернется, но с двойной силой.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Очень краткое содержание для читательского дневника
Жарким летним днём охотник пришёл напиться к ключу «Малиновая вода». Там он встретил двух рыбачивших стариков: бедняка Стёпушку и Михайла Савельева по прозвищу Туман, ранее служившего дворецким у графа.
К источнику пришёл напиться Влас, мужик лет 50-ти. Он ходил в Москву просить барина, чтобы он посадил его на барщину или сбавил оброк, так как сын, который работал в Москве извозчиком и платил за него оброк, умер. Барин прогнал его, сказав, чтобы не ходил к нему с таким делом, а донёс о нём приказчику.
Влас к приказчику не пойдёт, так как у него недоимки по оброку — сын не смог платить из-за болезни.
Главная мысль
Рассказ «Малиновая вода» Тургенев (анализ читайте выше) написал отяжелой жизни ибыте простого народа.
В легкой и непринужденной форме «Малиновая вода», краткий пересказ которой можно прочитать выше, описывает, чем живет крестьянский народ, какие у него чаяния и трудности.
Читатель невольно задумывается о глубинных идеях справедливости устройства общества того времени.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
В жаркий августовский день рассказчик был на охоте. Дошёл он до речки Истры и ключа, который впадал в неё. Ключ люди называли «Малиновой водой». Напившись, охотник прилёг в тень.
У залива сидели и удили рыбу два старика. Один, высокий и плотный, был хорошо одет, а другой, маленький и худенький, был в заплатанном сюртучке.
Второй из них был Стёпушка из села Шумихино. Он жил у садовника в избёнке, построенной на месте пожарища господской усадьбы. Господа перебрались после пожара в другую деревню, а пожарище превратилось в огород. Там-то и обитал Стёпушка, у которого не было родных и который не получал никакого пособия. В огороде он целый день хлопотал — всё для еды.
Старик, сидящий у залива рядом с ним, был Михайло Савельев по прозвищу Туман, «вольноотпущенный человек графа Петра Ильича ***».
Охотник разговорился со стариками, и Туман рассказал о том, как он служил у графа. По его словам, господин у него был добрый, так как если побьёт его, то быстро забывает об этом.
К источнику спустился мужик лет 50-ти. Туман назвал его Власом и спросил, откуда он идёт. Влас ответил, что ходил в Москву просить барина, чтобы оброк ему сбавил или посадил на барщину.
У Власа умер сын, работавший в Москве извозчиком и вносивший за отца оброк. Сейчас Власу платить оброк не под силу. Барин не стал слушать Власа, прогнал его, сказав, чтобы он не смел ходить прямо к нему, что сначала должен донести приказчику. Но к приказчику Влас не пойдёт, так как за ним недоимка по оброку. Его сын около года болел перед смертью, поэтому не внёс и за себя оброк.
Рассказчик спросил, кто его барин. Оказалось, что это сын графа Петра Ильича, Валериан Петрович. Он посадил мужиков на оброк, хотя земли тут очень мало, а Москва, где можно заработать, далеко.
Влас подсел к рыбакам и пригорюнился.
Главные герои
— именно от его лица ведется повествование в рассказе. Охотник и барин.
Малиновая вода (Примечания)
Примечания
Впервые опубликовано: Совр,
1848, № 2, отд. I, с. 148–157 (ценз. разр. 31 янв.), под № VIII. Подпись, общая для шести опубликованных здесь рассказов: Ив. Тургенев.
Сохранился автограф рассказа (ГПБ,
ф. 795, ед. хр. 7, 2 л.). В автографе первоначальное заглавие «Туман» с последующей припиской «и Степушка» зачеркнуто; сверху же написано: «Малиновая вода». Подпись: Ив. Тургенев.
В настоящем издании в текст ЗО 1880
, строка 27. Вместо «Степка» — «Степа» (по черновому автографу, Совр,
ценз, рукоп.,
ЗО 1852, ЗО 1859).
, строки 26–27. Вместо «высоко» — «высоко, высоко» (по Совр,
ценз, рукоп. и всем изданиям до
ЗО 1874).
Рассказ «Малиновая вода» возник из замысла двух очерков — «Туман» и «Степушка». Названия их впервые встречаются в Программе V,
датируемой концом августа — концом сентября ст. ст. 1847 г. Мысль о слиянии двух замыслов появилась у Тургенева в процессе работы над первым рассказом «Туман», что явствует из последовательности изменения названий в черновом автографе.
Тургенев писал рассказ в Париже (отчасти, возможно, в Куртавнеле) в середине сентября-октябре ст. ст. 1847 г. Из письма его к Белинскому от 5 (17) сентября 1847 г. устанавливается, что в начале сентября писатель был занят доработкой рассказов «Бурмистр» и «Контора». А в Программе VII,
относящейся к ноябрю 1847 г., очерк «Малиновая вода» обозначен уже как завершенный.
В журнальной публикации были сделаны значительные цензурные изъятия и замены: смягчен рассказ Тумана о самоуправстве любовницы графа над крепостными, опущен диалог охотника и Тумана о строгости графа, изменена реплика Власа о своей голодающей жене, наконец, выпущены все цифры и рассуждения Тумана о непосильном оброке, наложенном наследниками графа на крестьян (см.: Т, ПСС и П, Сочинения,
При подготовке издания ЗО 1852
Тургенев в цензурной рукописи восстановил все купюры и вынужденные замены цензурного характера. Таким образом, последующие прижизненные издания «Записок охотника» воспроизводили первоначальный исправный текст.
Рассказы из «Записок охотника», напечатанные в 1848 г. во второй книжке «Современника», вызвали разноречивые мнения в кругу редакции журнала. Белинский сдержанно отозвался о комментируемом рассказе. «„Малиновая вода“ мне не очень понравилась, — писал он Анненкову 15 (27) февраля 1848 г., — потому что я решительно не понял Степушки» (Белинский,
т. 12, с. 466). Не понравился Белинскому также «Уездный лекарь»; критические замечания высказал он и по поводу «Лебедяни» (см. комментарии к этим рассказам). Боткин же через два дня после письма Белинского, 17 (29) февраля 1848 г., писал Анненкову: «„Записки охотника“ Тургенева доставили мне истинное наслаждение, и в этом отношении я совершенно расхожусь с мнением Белинского. Каждый из рассказов прекрасен по-своему, и я в затруднении, которому из них отдать преимущество»
(Анненков и его друзья,
с. 554–555).
Анненков высказал свое мнение в обзорной статье 1849 г. «Заметки о русской литературе прошлого года»: «Новые рассказы Тургенева (Малиновая вода, Уездный лекарь, Бирюк, Лебедянь, Татьяна Борисовна, Смерть) сохраняют все качества предшествовавших им: разнообразие, верность картин и особенно какое-то уважение ко всем своим лицам. Гуманность эта, доказыающая, между прочим, уже окрепшую мысль в авторе, да сильное чувство красоты природы составляют, как и прежде, их настоящий колорит и вполне объясняют успех их» (Совр,
1849, № 1, отд. III, с. 19).
— Описанный Тургеневым ключ и теперь носит название Малиновая вода; он впадает в р. Исту в Арсеньевском районе Тульской обл.
(Богдановы,
с. 11).
— Сараи, в которых прямо в грунте выращиваются плодовые деревья и другие растения, боящиеся морозов.
— Доски от барки, сплавного грузового судна, построенного без гвоздей. Такие барки шли с грузом лишь один раз в весеннюю путину, а затем разбирались. Доски использовались как дешевый строительный материал.
— Ктитор — церковный староста; в применении к крепостному человеку слово употреблено, по-видимому, в значении: церковный сторож.
— Курляндский: некогда знаменитая порода охотничьих собак.
— Произвольное название, составленное из названий двух танцев; экосез — бальный танец («шотландский»); матрадура (или матрадур) — устаревшая пляска.
— От франц. la maitresse — любовница.
Внешность
Продолжаем описывать краткое содержание. «Малиновая вода» далее знакомит читателя с внешностью главного героя. Он отличался маленьким лицом, жёлтенькими глазками, волосами до бровей, остреньким носиком, реденькой бородёнкой и необычными ушами. В знакомом Стёпушки рассказчик узнает Михайло Савельева, который носил прозвище Туман. Был он вольноотпущенным человеком, служащим прежде графу Петру Ильичу. Сейчас он проживал у мещанина болховского, который являлся содержателем постоялого двора. Далее описывается деревянный дом – двухэтажный и огромный. В нем помещался в те времена постоялый двор. Ранее он принадлежал Петру Ильичу, который был богатым вельможей прошлого века. Многие старожилы помнят ещё пиры его, которые шумели на всю губернию. Он разорился. Поехал в Петербург, чтобы искать место, однако умер в гостиничном номере. Туман у него служил дворецким. Это был простой человек лет семидесяти с добродушной улыбкой и приятным лицом.
Популярные сегодня пересказы
Примечания
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Малиновая вода» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева
Главные герои
Рассказчик – барин, охотник, от его лица ведется повествование в рассказе.
Степушка – безродный человек, жил в Шумихино, его «нельзя было считать ни за человека вообще, ни за дворового в особенности».
Михайло Савельев – «вольноотпущенный человек графа Петра Ильича ***» по прозвищу Туман; «человек лет семидесяти».
Влас – «лет пятидесяти», человек графа *** Валериана Петровича, сына Петра Ильича.
Рыбаки
Начинается рассказ со слов автора. В один из августовских жарких дней случилось ему быть на охоте. Измученный зноем, он кое-как добрел до реки Исты, на берегу которой бил ключ, известный в округе как «Малиновая вода». В шагах двадцати от истока ключ с веселым шумом впадал в реку. У небольшого залива рыбачили два старика. В одном из них он узнал Степушку.
Продолжаем краткое содержание «Малиновой воды» описанием села Шумихино. Была в нем каменная церковь, напротив которой красовались господские хоромы со всеми своими пристройками, конюшнями, банями, флигелями для гостей и оранжереями. Все шло у хозяев этого великолепия своим порядком. Но однажды усадьба сгорела дотла. Помещики перебрались в другое гнездо. Пепелище превратили в огород, наспех сколотив там избенку и поселив в ней садовника с семейством.
Он поставлял зелень и овощи на господский стол, жена его следила за живностью. Автору повествования случалось пару раз даже заночевать у них. Там-то и увидел он впервые Степушку, которого нельзя считать ни то что за дворового, а за человека вообще. Не получал он никаких пособий, не имел он родственников, да и не знал никто о существовании Степушки. У него не было даже прошлого.
Краткое содержание
Начало августа, невыносимая жара. Выбравшийся на охоту рассказчик с собакой вышли к реке Исте, а затем спустились с ключу, известному под названием «Малиновой воды». Рассказчик напился и прилег в тень. У залива сидели спиной к нему два старика. Первый, «довольно плотный и высокого роста», удил рыбу. Во втором же, «худеньком и маленьком», рассказчик узнал «шумихинского Степушку».
В нескольких верстах от деревни рассказчика находится село Шумихино. Богатые помещики деревни жили в «обширных хоромах», однако после сильного пожара все господа уехали, а усадьба опустела. На ее месте построили простую избу «и поселили в ней садовника Митрофана с женой Аксиньей и семью детьми».
Рассказчику два раза приходилось ночевать у Митрофана, где он и познакомился со Степушкой. «Степушка не получал решительно никаких пособий, никто не знал о его существовании». Жил он, где придется, а после пожара Степушка «притулился» у Митрофана.
Рассказчик подошел к двум сидевшим старикам. В товарище Степушки он узнал Михайла Савельева, по прозвищу Туман. «Он проживал у болховского чахоточного мещанина».
Мужчины разговорились. Туман начал вспоминать о жизни покойного графа. Помещик держал собак и лошадей, заказывал одежду из Парижа, «угощать был мастер», устраивал пышные банкеты, «фейвирки», «катанья», «капельмейстера из немцев держал». По словам Тумана, у барина была добрая душа: «побьет, бывало, тебя, – смотришь, уж и позабыл». Однако «матресок» держал, которые «его и разорили». Одна была Акулина – девка «простая, ситовского десятского дочь, да такая злющая», племяннику Тумана «лоб забрила: на новое платье щеколат ей обронил».
К источнику спустился запыленный мужик Влас «с плетеной котомкой и армяком за плечами» – знакомый Тумана. Влас рассказал, что ходил в Москву к барину просить, «чтоб оброку сбавил аль на барщину посадил, переселил, что ли», так как у мужика умер сын, который вносил оброк за отца. Барин его прогнал, сказав, что сначала тот должен был пойти к приказчику. Влас рассказывал это хотя и с улыбкой, но со слезами на глазах, – дома его ждала голодная жена. «Да ты бы… того… — заговорил внезапно Степушка, смешался, замолчал и принялся копаться в горшке». Влас решил, что не пойдет к приказчику – у него ничего нет. Оброк нужно было платить «девяносто пять рублев с тягла», «а земли самая малость».
«Мужик подсел к нам. Мы опять приумолкли. На другом берегу кто-то затянул песню, да такую унылую… Пригорюнился мой бедный Влас… Через полчаса мы разошлись».
Малиновая вода
на нашем сайте вы можете прочитать и КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ рассказа И. С. Тургенева «Малиновая вода»
Записки охотника. Малиновая вода. Краткий пересказ. Аудиокнига
В начале августа жары часто стоят нестерпимые. В это время, от двенадцати до трех часов, самый решительный и сосредоточенный человек не в состоянии охотиться и самая преданная собака начинает «чистить охотнику шпоры», то есть идет за ним шагом, болезненно прищурив глаза и преувеличенно высунув язык, а в ответ на укоризны своего господина униженно виляет хвостом и выражает смущение на лице, но вперед не подвигается. Именно в такой день случилось мне быть на охоте. Долго противился я искушению прилечь где-нибудь в тени, хоть на мгновение; долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности. Удушливый зной принудил меня наконец подумать о сбережении последних наших сил и способностей. Кое-как дотащился я до речки Исты, уже знакомой моим снисходительным читателям, спустился с кручи и пошел по желтому и сырому песку в направлении ключа, известного во всем околотке под названием «Малиновой воды». Ключ этот бьет из расселины берега, превратившейся мало-помалу в небольшой, но глубокий овраг, и в двадцати шагах оттуда с веселым и болтливым шумом впадает в реку. Дубовые кусты разрослись по скатам оврага; около родника зеленеет короткая, бархатная травка; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги. Я добрался до ключа, на траве лежала черпалка из бересты, оставленная прохожим мужиком на пользу общую. Я напился, прилег в тень и взглянул кругом. У залива, образованного впадением источника в реку и оттого вечно покрытого мелкой рябью, сидели ко мне спиной два старика. Один, довольно плотный и высокого роста, в темно-зеленом опрятном кафтане и пуховом картузе, удил рыбу; другой, худенький и маленький, в мухояровом заплатанном сюртучке и без шапки, держал на коленях горшок с червями и изредка проводил рукой по седой своей головке, как бы желая предохранить ее от солнца. Я вгляделся в него попристальнее и узнал в нем шумихинского Степушку. Прошу позволения читателя представить ему этого человека.
В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменною церковью, воздвигнутой во имя преподобных Козьмы и Дамиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окруженные разными пристройками, службами, мастерскими, конюшнями, грунтовыми и каретными сараями, банями и временными кухнями, флигелями для гостей и для управляющих, цветочными оранжереями, качелями для народа и другими, более или менее полезными, зданиями. В этих хоромах жили богатые помещики, и все у них шло своим порядком, как вдруг, в одно прекрасное утро, вся эта благодать сгорела дотла. Господа перебрались в другое гнездо; усадьба запустела. Обширное пепелище превратилось в огород, кое-где загроможденный грудами кирпичей, остатками прежних фундаментов. Из уцелевших бревен на скорую руку сколотили избенку, покрыли ее барочным тесом, купленным лет за десять для построения павильона на готический манер, и поселили в ней садовника Митрофана с женой Аксиньей и семью детьми. Митрофану приказали поставлять на господский стол, за полтораста верст, зелень и овощи; Аксинье поручили надзор за тирольской коровой, купленной в Москве за большие деньги, но, к сожалению, лишенной всякой способности воспроизведения и потому со времени приобретения не дававшей молока; ей же на руки отдали хохлатого дымчатого селезня, единственную «господскую» птицу; детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей, что, впрочем, нисколько не помешало им совершенно облениться. У этого садовника мне случилось раза два переночевать; мимоходом забирал я у него огурцы, которые, Бог ведает почему, даже летом отличались величиной, дрянным водянистым вкусом и толстой желтой кожей. У него-то увидал я впервые Степушку. Кроме Митрофана с его семьей да старого глухого ктитора Герасима, проживавшего Христа ради в каморочке у кривой солдатки, ни одного дворового человека не осталось в Шумихине, потому что Степушку, с которым я намерен познакомить читателя, нельзя было считать ни за человека вообще, ни за дворового в особенности.
Я подошел к ним, поздоровался и присел с ними рядом. В товарище Степушки я узнал тоже знакомого: это был вольноотпущенный человек графа Петра Ильича ***, Михайло Савельев, по прозвищу Туман. Он проживал у болховского чахоточного мещанина, содержателя постоялого двора, где я довольно часто останавливался. Проезжающие по большой орловской дороге молодые чиновники и другие незанятые люди (купцам, погруженным в свои полосатые перины, не до того) до сих пор еще могут заметить в недальнем расстоянии от большого села Троицкого огромный деревянный дом в два этажа, совершенно заброшенный, с провалившейся крышей и наглухо забитыми окнами, выдвинутый на самую дорогу. В полдень, в ясную, солнечную погоду, ничего нельзя вообразить печальнее этой развалины. Здесь некогда жил граф Петр Ильич, известный хлебосол, богатый вельможа старого века. Бывало, вся губерния съезжалась у него, плясала и веселилась на славу, при оглушительном громе доморощенной музыки, трескотне бураков и римских свечей; и, вероятно, не одна старушка, проезжая теперь мимо запустелых боярских палат, вздохнет и вспомянет минувшие времена и минувшую молодость. Долго пировал граф, долго расхаживал, приветливо улыбаясь, в толпе подобострастных гостей; но именья его, к несчастью, не хватило на целую жизнь. Разорившись кругом, отправился он в Петербург искать себе места и умер в нумере гостиницы, не дождавшись никакого решения. Туман служил у него дворецким и еще при жизни графа получил отпускную. Это был человек лет семидесяти, с лицом правильным и приятным. Улыбался он почти постоянно, как улыбаются теперь одни люди екатерининского времени: добродушно и величаво; разговаривая, медленно выдвигал и сжимал губы, ласково щурил глаза и произносил слова несколько в нос. Сморкался и нюхал табак он тоже не торопясь, словно дело делал.
– Ну, что, Михайло Савельич, – начал я, – наловил рыбы?
– А вот извольте в плетушку заглянуть: двух окуньков залучил да голавликов штук пять… Покажь, Степа.
Степушка протянул ко мне плетушку.
– Как ты поживаешь, Степан? – спросил я его.