лалита мармика что это
Динамическая медитация. Лалита мармика.
ТЕХНИКА ДИНАМИЧЕСКОЙ МЕДИТАЦИИ
Динамическая медитация подготавливает наш разум к безмолвной медитации.
С помощью пения универсальной мантры и несложного танца
разум плавно направляется к духовной идее.
Давайте разберемся с каждым элементом этой практики:
Для создания медитативного настроения рекомендуется петь универсальную мантру перед каждой медитацией, хотя бы несколько минут
Дело в том, что красивая музыка и универсальная идея возвышают разум и уводят его от влияния материального мира. Так происходит при пении мантры Баба Нам Кевалам, в процессе чего создается особое чувство – бхава, это поток идеи, заключенной в значении мантры
Баба – значит «бесконечное Сознание» или «космическое Сознание».
Нам – «имя».
Кевалам – «только» или «всё, что существует».
Таким образом, Баба Нам Кевалам означает: «Только имя бесконечного Сознания» или «всё является выражением космического Сознания»
Поскольку идея высшего Сознания является трансцендентной и находится за пределами понимания, к ней сложно подступиться.
Однако можно постараться приблизиться к идее мантры через высокие чувства, находящиеся еще в пределах нашего разума, такие как любовь, свобода, радость, вдохновение, восторг, покой и другие
Найдите чувство, которое сейчас вас вдохновляет. Оно поможет достичь высоких состояний разума
Как практику медитации, так и практику пения мантры неэффективно делать механически, без чувства
Танец «Лалита Мармика»
Слово лалита означает красоту, грациозность, нежность, а марма – самый центр нашего сердца. Поэтому название танца переводится как танец внутренней красоты. С его помощью мы можем дотронуться до своего
Высшего Я, до самых глубин своей сути.
Танец выполняется стоя и состоит из двух элементов: ритма и мудры.
· РИТМ
На подушечке большого пальца ноги есть точка, связанная меридианом со сахасрара чакрой, находящейся на макушке головы. И её стимуляция создает благоприятное настроение для медитации.
Сгибание ног разогревает колени и подготавливает их к позе для медитации. Попеременный перенос веса тела с одной ноги на другую успокаивает разум. Похожее испытывает ребенок, которого укачивает мама. Существует символическое значение описанного выше движения ног, которое заключается в идее «я ступаю по земле нежно, никому не причиняя вреда».
· МУДРА
Мудра – это жест, который выражает во внешнем мире наше внутреннее настроение. В данном танце мы используем две мудры.
1. Ладони соединены на уровне груди. Когда человек впадает в глубокое духовное чувство, испытывая благодарность или любовь, его ладони соединяются на уровне груди. Этот жест символизирует направленность к высшей цели пяти органов чувств (одна ладонь) и пяти моторных органов (вторая ладонь).
2. Руки, поднятые над головой. В процессе динамической медитации из-за концентрации на идее мантры могут пробуждаться духовные чувства, например, восторг.
В этом случае руки сами поднимаются вверх. Этот жест символизирует выход единичного сознания из своей скорлупы. Человек открывается для Вселенной, сбрасывает с себя оковы разума и освобождается от своих страхов, тревог, ограниченного восприятия мира. Человек начинает чувствовать соприкосновение с бесконечным и вечным.
МЕДИТАЦИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ Бесплатный пошаговый видеокурс от учителя йоги Дады Садананды
(c) Урокимедитации. Все права защищены
Всё о мантре
Баба Нам Кевалам
Перевод и значение «Баба Нам Кевалам»
Что означает Баба Нам Кевалам? Наиболее популярные переводы мантры: «Абсолютная любовь это всё, что есть» или «Высшее сознание это всё, что есть».
Разберём перевод мантры с санскрита по словам:
Баба – самое дорогое, любимое / то, что ближе всего / Абсолют, Высшее начало. Этимологическая связь со словом «отец» в древнеиндийских языках;
Нам (На’ма) – имя / главная характеристика;
Кевалам – только / за исключением всего другого.
Если делать перевод мантры дословно, то получится «Только имя самого любимого», «Только имя того, кто ближе всего» или «Только имя отца».
Для духовного искателя самым дорогим, любимым и близким (тем, что даже ближе чем чувство «Я есть») является высшее сознание или высшее Я. Вникая в значение мантры, ученик погружается вглубь себя. То, что человек находит внутри, иногда нельзя выразить словами. Самыми близкими словами, выражающими это чувство глубинного сосредоточения, являются любовь, блаженство, радость, покой. Поэтому проще всего для понимания переводить мантру Баба Нам Кевалам как «Абсолютная любовь это всё, что есть».
Когда мы проходили тренинг по натуропатии в Ананда Марга Йога Вэлнесс Центре у Дады Дхармаведананды на Филиппинах, там был такой перевод мантры Baba Nam Kevalam – «Infinite love feeling only», что означает «Только чувство бесконечной любви».
Где используется мантра Баба Нам Кевалам? Медитация, киртан, йога-танцы
В анандамарга-йоге, некоторых других направлениях йоги и духовных традициях существуют личные мантры, которые даются ученикам при индивидуальном обучении у учителей. Эти мантры держатся в секрете и не предназначены для всех.
Мантра Баба Нам Кевалам – универсальная мантра, то есть она может быть использована всеми открыто. Мантру используют в технике медитации, которой могут обучиться любые желающие. В процессе медитации ученик проходит последовательно этапы подготовки, отвлечения ума, и затем переходит к концентрации на мантре Баба Нам Кевалам и её значении.
Подробное видео с техникой медитации находится ниже. На нашем Youtube-канале HYLS есть новый бесплатный курс по медитации для начинающих из 10 видео
Мантра БНК используется для киртана – пения мантры. Киртан часто выполняется вместе с танцем Лалита Мармика, который помогает успокоить и подготовить ум к статичной медитации.
Описание и техника киртана Баба Нам Кевалам и танца Лалита Мармика в видео:
Лалита мармика что это
Динамическая медитация подготавливает наш разум к безмолвной медитации.
С помощью пения универсальной мантры и несложного танца
разум плавно направляется к духовной идее.
Давайте разберемся с каждым элементом этой практики:
Для создания медитативного настроения рекомендуется петь универсальную мантру перед каждой медитацией, хотя бы несколько минут
Дело в том, что красивая музыка и универсальная идея возвышают разум и уводят его от влияния материального мира. Так происходит при пении мантры Баба Нам Кевалам, в процессе чего создается особое чувство – бхава, это поток идеи, заключенной в значении мантры
Баба – значит «бесконечное Сознание» или «космическое Сознание».
Нам – «имя».
Кевалам – «только» или «всё, что существует».
Таким образом, Баба Нам Кевалам означает: «Только имя бесконечного Сознания» или «всё является выражением космического Сознания»
Поскольку идея высшего Сознания является трансцендентной и находится за пределами понимания, к ней сложно подступиться.
Однако можно постараться приблизиться к идее мантры через высокие чувства, находящиеся еще в пределах нашего разума, такие как любовь, свобода, радость, вдохновение, восторг, покой и другие
Найдите чувство, которое сейчас вас вдохновляет. Оно поможет достичь высоких состояний разума
Как практику медитации, так и практику пения мантры неэффективно делать механически, без чувства
Слово лалита означает красоту, грациозность, нежность, а марма – самый центр нашего сердца. Поэтому название танца переводится как танец внутренней красоты. С его помощью мы можем дотронуться до своего
Высшего Я, до самых глубин своей сути.
Танец выполняется стоя и состоит из двух элементов: ритма и мудры.
· РИТМ
На подушечке большого пальца ноги есть точка, связанная меридианом со сахасрара чакрой, находящейся на макушке головы. И её стимуляция создает благоприятное настроение для медитации.
Сгибание ног разогревает колени и подготавливает их к позе для медитации. Попеременный перенос веса тела с одной ноги на другую успокаивает разум. Похожее испытывает ребенок, которого укачивает мама. Существует символическое значение описанного выше движения ног, которое заключается в идее «я ступаю по земле нежно, никому не причиняя вреда».
· МУДРА
Мудра – это жест, который выражает во внешнем мире наше внутреннее настроение. В данном танце мы используем две мудры.
1. Ладони соединены на уровне груди. Когда человек впадает в глубокое духовное чувство, испытывая благодарность или любовь, его ладони соединяются на уровне груди. Этот жест символизирует направленность к высшей цели пяти органов чувств (одна ладонь) и пяти моторных органов (вторая ладонь).
2. Руки, поднятые над головой. В процессе динамической медитации из-за концентрации на идее мантры могут пробуждаться духовные чувства, например, восторг.
В этом случае руки сами поднимаются вверх. Этот жест символизирует выход единичного сознания из своей скорлупы. Человек открывается для Вселенной, сбрасывает с себя оковы разума и освобождается от своих страхов, тревог, ограниченного восприятия мира. Человек начинает чувствовать соприкосновение с бесконечным и вечным.
В процессе динамической медитации мудры могут чередоваться. В идеале руки не должны опускаться, однако это зависит от концентрации на идее мантры. Чем выше концентрация, тем легче держать руки над головой благодаря пробуждению энергии в анахата чакре.
Важно помнить, что кроме концентрации на идее универсальной мантры, нужно удерживать внимание на сахасрара чакре (макушка головы). Это поможет пробудить осознанность, поскольку этот центр отвечает за связь с высшим Сознанием. По мере выполнения динамической медитации к вам будет приходить ощущение, что ничего не осталось, кроме бесконечности!
Глаза лучше закрыть, но иногда надо их открывать, чтобы не удариться обо что-нибудь или проверить, что вы не ушли на кухню 🙂
Время выполнения практики может быть разным. Поначалу вполне допустимо петь мантру и танцевать лалиту мармику 3-5 минут, однако продолжительность этой практики может достигать и 20-30 минут (и больше).
Ананда Марга йога
Ананда Марга йога включает практики классической восьмеричной (аштанга) йоги, тантры, систему уроков медитации, духовную и социальную философию.
Основатель Ананда Марга йоги – духовный учитель Шри Шри Анандамурти (Прабхат Ранджан Саркар), живший в Индии с 1921 по 1990 год. За это время движение распространилось и сегодня присутствует более, чем в 200 странах.
Практики Ананда Марга йоги
Многие практики Ананда Марга йоги общедоступны, их можно найти в интернете, заниматься дома или посещать йога-студии, практикуя вместе с преподавателями.
Список общих практик:
Базовая медитация. В медитации ученик старается расслабить тело, абстрагироваться от пространства и звуков, и сконцентрироваться на идее «абсолютная любовь это всё, что есть» или «высшее сознание это всё, что есть». В медитации используется мантра.
Асаны – упражнения йоги. В Ананда Марга йоге выполняются асаны с задержкой или контролем дыхания без сильных физических нагрузок. Асаны предназначены для укрепления тела, балансировки выработки гормонов в железах, повышения контроля над эмоциями. После асан выполняется самомассаж и шавасана.
Йога-танец каушики. Выполняется и мужчинами, и женщинами, рекомендуемое время выполнения от 3 до 21 минуты. Каушики обладает 22 полезными эффектами на тело (эндокринная, костно-суставная, пищеварительная, мочеполовая системы) и разум.
Йога-танец тандава. Выполняется мужчинами в течение нескольких минут. Развивает выносливость, силу воли, мужество, уверенность в себе. Авторство приписывается Садашиве, йогину и гуру, жившему около 5000 лет до н.э.
Танец Лалита Мармика и киртан (пение мантры). Выполняется перед медитацией, подготавливает и успокаивает ум. В процессе выполнения ученик концентрируется на идее «абсолютная любовь это всё, что есть».
Яма Нияма – 10 моральных принципов йоги. Ананда Марга йога делает акцент на нравственности, как основе духовности.
Индивидуальное обучение в Ананда Марга йоге
Часть практик Ананда Марга йоги доступны только при личном обучении у ачарьев – учителей медитации и йоги – Дады и Диди. Обучение бесплатно. От ученика требуется настойчивость и желание заниматься йогой, а также стремление следовать нравственным принципам.
При личном обучении ученик последовательно получает уроки медитации, всего их шесть. Это практики медитации, требующие соблюдения правил и техники безопасности. Квалифицированный учитель медитации каждому ученику индивидуально подбирает личную мантру и точку для концентрации в первом уроке медитации. Получение первого урока медитации называется инициацией или посвящением. В других уроках медитации тоже могут быть индивидуальные инструкции.
Дополнительные практики Ананда Марга йоги, выполняемые преимущественно учениками, которые обучается лично:
Дхармачакра – коллективная медитация раз в неделю.
Панчаджанья – утренняя практика коллективной или индивидуальной медитации, выполняемая в 05:00.
Гуру Сакаш – короткая медитация, выполняемая сразу после пробуждения.
Аварта киртан – пение мантры, выполняемое в шести направлениях и с разными идеациями, умственными настроями.
Духовные песни Прабхат Самгит. Основатель Ананда Марга йоги – Шри Шри Анандамурти – написал 5018 духовных песен на нескольких языках. Песни помогают ученику пробудить в сознании духовное настроение, идеацию.
Мантра Баба Нам Кевалам
Помимо индивидуальных мантр, которые передаются от учителя ученику в процессе личных уроков медитации, используется универсальная мантра Баба Нам Кевалам.
Приблизительное значение мантры Баба Нам Кевалам – «высшее сознание это всё, что есть» или «абсолютная любовь это всё, что есть». Слово «Баба» содержит в себе значение «самое дорогое, то, что ближе всего», и относится к Духу, высшей Душе. «Нам» означает имя. Называя имя, человек выделяет что-либо из ряда вещей и концентрирует внимание на этом. «Кевалам» означает «только, за исключением всего остального». Поэтому «Баба Нам Кевалам» обозначает состояние полной концентрации на высшей Душе. Также «Баба» переводят как Отец, или Высший Отец, в этом случае настроение содержит больше эмоциональной теплоты.
Мантра используется для создания идеи во время киртана, йога-танцев каушики и тандава, в общей базовой технике медитации.
Йога означает единение индивидуальной и высшей Души и выражается в трёх подходах: гьяна, карма и бхакти. Ананда Марга йога включает все три процесса:
Гьяна – йога знания. Изучение себя и высшей Души посредством медитации. Чтение духовной литературы.
Карма – йога действия. Бескорыстная деятельность, направленная на благо общества, а также повседневная работа, выполняемая как служение высшей Душе. Служение означает отказ от чувства «я делаю» и от желания результатов деятельности.
Бхакти – йога любви или преданности. Культивация внутри чувства любви к духовной цели – высшей Душе.
Ананда Марга. Общественная работа
Как часть карма йоги во многих странах практикующие Ананда Марга йогу помимо индивидуального развития участвуют в общественной работе и благотворительных проектах. На локальном уровне оказывают поддержку детским домам, приютам, малоимущим семьям и бездомным, посещают дома престарелых.
Основателем Ананда Марга йоги в 1965 году была создана международная добровольческая организация АМУРТ. Основной целью создания было оказание помощи пострадавшему населению на территории Индии, но затем команды АМУРТ стали создаваться и в других странах. В настоящее время команды АМУРТ действуют в 34 странах и могут включиться в работу по устранению последствий катастроф практически в любой точки мира. АМУРТ официально признан ООН как неправительственная благотворительная организация.
Международный портал Ананда Марги
Автор поста, вы сами теперь видите,что огромная часть нашего населения просто быдло, деграданты. предоставьте им право вариться в своих фекалиях, негоже метать жемчуг свиньям.
Одна из немногих видов йоги, где внимание уделяется на все сферы жизни человека. Человек развивает себя и общество, в котором он находится.
Шри, шри анандрамурти! Йоба танец кокушики! Мантра баба нам клевала! Гуру какаш!
Йога для начинающих
С точки зрения науки: медитация
Поклонники медитации считают, что она улучшает память и концентрацию, помогает избавиться от стресса и тревожности, а еще лечит болезни – от депрессии до рака. Разберемся, какие из этих утверждений справедливы и как нейронауки изучают эффект медитации.
Медитация и религия
Понятие медитации объединяет различные методы, помогающие достичь состояния глубокой сосредоточенности, физического расслабления, отсутствия любых эмоциональных проявлений. Самые известные методы погружения в это состояние – определенный ритм дыхания, повторение словесных формул, а также концентрация на материальном объекте (например, пламени свечи) или собственных физических ощущениях.
Изначально медитация была важной частью религиозных практик. Она упоминается в ведах – священных текстах, составленных на санскрите в II и I тысячелетиях до н. э. Дхьяна, состояние сосредоточенности сознания на созерцаемом объекте, и сегодня присутствует в индуизме, буддизме и джайнизме. Целью медитации было «успокоение сознания». Считалось, что опытные практикующие могли на некоторое время полностью остановить любую мыслительную деятельность.
Элементы медитации присутствовали и в других религиях. Большое внимание ей уделяли течения иудейского мистицизма: каббала и хасидизм. В суфизме, эзотерическом течении ислама, широко используется практика зикр – многократное повторение молитвенных формул. Произнося зикр, верующий может не только принимать особую молитвенную позу, но и совершать ритмизованные движения. Некоторые формы зикра включают танец с постоянным вращением, пение, игру на бубнах или флейтах.
Жан-Батист ван Мур, «Танцующие дервиши» (танец при выполнении практики зикр)
С медитацией связана и восточнохристианская практика исихазма, «умного делания». Это также многократное повторение молитвы, во время которого молящийся контролирует свои мысли и ощущения. Из Византии техника исихазма пришла и на Русь. Считается, что идеи учения, связанного с исихазмом, могут лежать в основе некоторых новаторских приемов икон Андрея Рублева.
Мода на осознанность
Волна интереса западного мира к восточным духовным практикам возникла еще на рубеже XVIII и XIX веков, когда начали исследовать санскритские тексты. В конце XIX и в XX веке многие индийские философы и общественные деятели посещали западные страны, выступали с лекциями в крупных университетах Европы и США, основывали центры изучения философии индуизма. Интерес к индуизму и буддизму отразился в работах Фрейда и Юнга – так медитацию стали изучать психологи.
В 1950-х и 1960-х гг. религии Востока приобрели популярность среди европейской и американской молодежи. Выходили переводы священных текстов, многие молодые люди отправлялись в Индию и Непал в поисках гармонии и нового опыта. Тогда же появились новые школы медитации, которые адаптировали практику для массового использования. Одной из самых популярных стала техника трансцендентальной медитации – ее основатель Махариши Махеш Йоги активно «продвигал» свою методику по всему миру.
Исследование медитации туммо
Новый всплеск увлечения медитацией на Западе начался уже в XXI веке вместе с ростом популярности йоги. По данным национального опроса Use and Cost of Complementary Health Approaches in the U.S., проведенного в 2012 году, тот или иной тип медитации практиковали 8% опрошенных взрослых американцев и 1,6% детей. Медитация вошла в пятерку самых популярных «дополнительных» методов укрепления здоровья наряду с йогой и дыхательной гимнастикой.
В 2010-е годы начался еще один виток популярности медитации. Его вызвали приложения для смартфонов, основанные на принципе направленной медитации (guided meditation). Это аудио- или видеозаписи с голосовыми командами, направляющими процесс расслабления и концентрации. В основе таких приложений чаще всего лежит не популярная в середине ХХ века трансцендентальная медитация, в процессе которой человек повторяет про себя формулу-мантру, а другая техника – медитация осознанности (mindfulness meditation). Она подразумевает сосредоточенность на текущем моменте. Чтобы добиться этого, медитирующий концентрируется на собственном дыхании и ощущениях тела.
Самые популярные медитативные практики современности, как правило, никак не связаны с религией. Авторы приложений подчеркивают, что их разработки основаны на научных исследованиях. Целью медитации становится не постижение сверхъестественного, а улучшение состояния психики человека. Создатели новых методик медитации обещают, что их подход поможет пользователям обрести спокойствие, не поддаваться стрессу, улучшить память и способность концентрироваться на работе. Сами любители медитации иногда приписывают практике и более впечатляющие возможности: например, способность излечивать болезни и избавлять от зависимостей.
Наука концентрации: первые шаги
Исследовать медитацию относительно современными методами ученые начали вслед за всплеском интереса к практике в 1960-х и 1970-х годах. Поскольку интерес широких масс к ней только зарождался, объектом исследований обычно становились «профессионалы» медитации – в частности буддийские монахи. Многие из них практиковались десятилетиями, посвящая концентрации по нескольку часов ежедневно. Позиция первых исследователей была такова: если сосредоточенность действительно способна оказывать эффект на работу мозга и тела в целом, у мастеров медитации изменения будут особенно заметны. Однако у такого подхода был и минус: найти достаточное количество участников исследования оказалось непросто.
Например, в начале 1980-х годов гарвардский ученый Герберт Бенсон заинтересовался восточным принципом «медитации внутреннего огня» – туммо. Медитирующий концентрируется на ощущении тепла внутри тела – считается, что таким образом человек может долгое время не чувствовать холода. Тибетские монахи, практикующие туммо, ходят в легкой хлопковой одежде даже зимой. Бенсон и его коллеги отправились в город Дармсала на севере Индии. Там им удалось найти всего трех монахов, которые годами практиковали туммо и согласились участвовать в исследовании. Разрешение на работу с монахами ученым пришлось получать у Далай-ламы лично.
Бенсон получил положительный результат: монахи действительно смогли поднять температуру собственного тела, находясь в неотапливаемом помещении. Одному из них удалось повысить температуру пальца ноги на 8,3 °C, а пальца руки – на 3,15 °C. Статью об эксперименте опубликовал Nature, один из самых авторитетных научных журналов мира. Однако участников исследования было всего трое, и условия их жизни значительно отличались от повседневности жителей западных стран, практикующих медитацию. Также ранние исследования крайне редко включали контрольную группу, поэтому даже зарегистрированные положительные эффекты могли быть результатом других особенностей образа жизни медитирующих или простым совпадением.
Как исследуют медитацию сегодня?
Ежегодно появляются десятки свежих исследований медитации. Например, в обзоре, вышедшем в журнале Nature Reviews Neuroscience в 2015 году, описаны 180 научных работ только о технике «медитации осознанности» (mindfulness meditation). Большая часть опубликована в 2010-е годы.
Поскольку медитация становится все более популярной, в XXI веке у ученых появилась возможность исследовать не только «профессионалов». Многие новые эксперименты проходят с участием людей, которые никогда не занимались ни одной техникой медитации. Одна группа получает инструкции и выполняет упражнения, другая остается контрольной и ведет прежний образ жизни. Также применяется метод долгосрочного исследования, когда состояние участников контролируют несколько раз в течение определенного срока. Такие работы помогают установить, какие изменения действительно могут быть вызваны именно медитацией.
Многие современные исследования включают тесты на конкретный тип задач. Например, участникам одного эксперимента предложили задание, основанное на эффекте Струпа. Это задержка реакции при прочтении названий цветов, которая возникает, если цвет букв не совпадает с написанным названием (скажем, слово «красный» написано зелеными буквами). Тест на длину этой задержки применяется, в частности, для диагностики возрастных изменений мозга. Участники исследования должны были указывать, какого цвета буквы в предложенных списках слов. Те, кто практиковал медитацию любого типа, справлялись с задачей быстрее. Ученые отметили: успех в большей степени зависел от того, сколько времени в день человек посвящал концентрации. Общее количество времени, проведенного за медитацией, оказалось не таким важным фактором.
Важнейший вопрос заключается в том, как медитация влияет на структуру мозга. Сегодня у ученых появляется все больше высокоточных инструментов, которые позволяют наблюдать за процессами, протекающими в мозге человека. Активно применяют технологии нейровизуализации – группы методов, позволяющих получать детальные изображения структуры головного и спинного мозга. Благодаря методам компьютерной и магнитно-резонансной томографии ученые могут увидеть, как меняются различные зоны мозга под воздействием медитации.
Авторы исследования, опубликованного в 2011 году в журнале Psychiatry Research: Neuroimaging, заявили, что им удалось зафиксировать изменения в структуре мозга людей, прошедших двухмесячный курс медитации осознанности. У участников эксперимента увеличилась плотность серого вещества в гиппокампе и задней поясной коре головного мозга. У контрольной группы таких изменений не обнаружили.
Одна из функций гиппокампа – регуляция эмоций. Ученые предположили, что постоянная практика медитации может помочь людям лучше контролировать проявления своих чувств. Также известно, что плотность вещества в гиппокампе падает у больных депрессией и посттравматическим стрессовым расстройством. Задняя поясная кора участвует в формировании автобиографических воспоминаний (например, о семье и друзьях). Также эта область связана с сетью пассивного режима работы мозга (Default Mode Network, DMN).
Эта нейронная сеть активна в те моменты, когда человек не занят решением конкретной задачи, а бездействует – отдыхает или мечтает. Ее функции до конца не ясны, но исследователи считают, что DMN может участвовать в разработке планов на будущее или процессах самоосознания. Не так давно кембриджские ученые предположили, что эта сеть может служить «автопилотом» мозга – помогать нам выполнять задачи, доведенные до автоматизма.
Что на самом деле может медитация?
Многие исследования, включая описанную выше работу с тестом Струпа, показывают: медитация действительно способна улучшать память и способность концентрироваться. Возможно, она может помочь контролировать определенные эмоции. Насколько заметными будут эти улучшения для конкретного человека, предугадать пока невозможно. Эффект упражнений зависит от множества факторов, включая состояние здоровья человека и уровень стресса в его жизни.
Медитация может оказаться полезной и для тех, кто страдает расстройствами психики. Недавнее исследование, проведенное под руководством психиатра Элизабет Ходж (Elizabeth A. Hoge), показало: после двух месяцев регулярной медитации у больных генерализованным тревожным расстройством значительно снизился уровень адренокортикотропного гормона (АКТГ). Это вещество влияет на синтез кортизола – гормона, участвующего в развитии реакции на стресс.
Согласно метаанализу работ о влиянии медитации на депрессию, вышедшему в 2016 году, медитация осознанности значительно снижает вероятность повторения депрессивного эпизода у больных рекуррентной («возвращающейся») депрессией в течение 60 недель наблюдения. При этом специалисты подчеркивают, что медитация – не панацея. Если пациенту необходим курс антидепрессантов, упражнения на сосредоточенность не смогут заменить собой препараты. Сам автор метаанализа напоминает, что существует множество форм и степеней интенсивности психических расстройств. Ученый предлагает рассматривать медитацию как одну из возможных форм психотерапии и применять ее с учетом индивидуальных особенностей.
Заявления о том, что медитация сама по себе способна излечивать онкологические заболевания, многократно подвергались критике ученых. Исследователи указывают, что любые попытки лечения рака методами «альтернативной медицины» опасны: пытаясь избавиться от заболевания без помощи проверенных медицинской практикой препаратов или хирургического лечения, пациенты упускают время, когда болезнь еще можно победить. Единственная сфера, в которой медитация может помочь онкологическим больным и тем, кто пережил рак, – это улучшение качества их жизни. Согласно исследованию 2013 года, опубликованному в журнале Journal of Clinical Oncology, медитация помогла женщинам, пережившим рак молочной железы, улучшить сон и уменьшить степень ощущения боли.