ламинация шагрень что это
Что такое ламинация?
Ламинацией (или ламинированием) в типографии называется метод нанесения на печатную продукцию специальной защитной пленки для увеличения ее практических и эстетических характеристик. Для этого используются разнообразные пленочные материалы разной толщины, цвета и оптических свойств.
Область применения ламинации
Ламинация имеет три основных назначения:
• повышение стойкости поверхности полиграфического изделия к износу, царапинам, потертостям и другим механическим повреждениям;
• придание поверхности определенных оптических свойств, таких как глянец и т. п.;
• защита печатных изделий от воздействия влаги и загрязнений.
Таким образом, использование ламинирования намного продлевает срок службы полиграфических изделий, увеличивая их прочность, сохраняя первоначальную яркость и сочность цветов, придавая бумажной поверхности жесткость и эластичность.
Процесс ламинации продукции
Для выполнения данного вида обработки печатной продукции используются специальные станки, называемые ламинаторами. Ламинаторы бывают как переносными офисными приспособлениями, так и стационарными высокомощными и многофункциональными рулонными машинами промышленного назначения. В последних пленка для ламинации содержится в виде рулонов. Основными устройствами в станках для ламинации являются специальные валы (от одной до трех пар, в зависимости от производственной мощности), выполняющие прижимные и подающие функции. Ламинаторы бывают рулонными (оснащенные специальными разматывающими устройствами) и конвертными, неспособными работать с рулонными ламинатами. Современные ламинаторы, как правило, многофункциональны и способны работать в режимах, как горячего, так и холодного ламинирования. Некоторые машины способны обрабатывать не только бумажные поверхности, но и пластиковые (акрил, ПВХ, полистирол), и даже изготовленные из тонкой жести.
Виды ламинации
Выполнение ламинирования имеет много различий, как по пленочному материалу, так и по способу его нанесения.
Холодное ламинирование используется в случаях, когда нагревание может испортить запечатанный материал. В этой технологии применяется прозрачная пленка с односторонним клеевым покрытием (типа скотча), которое активизируется при механическом давлении валов ламинатора.
Горячее ламинирование более распространено. Оно отличается качеством сохранения цветовых характеристик поверхности печатного изделия и широко применяется для обработки журнально-книжной продукции, календарей, плакатов, каталогов, документов, фотографий. Процесс горячего ламинирования заключается в сильном нагреве ламината под воздействием нагревательного элемента и нанесении пленки на изделие под давлением валов.
Широкоформатная ламинация
Для ламинации используется композитная пленка толщиной 24-250 мкм. Пленки могут быть:
• матовыми (неспособными отражать лучи света; применяются для покрытия дорогой рекламной полиграфии, визитных карточек);
• глянцевыми (отлично передающими насыщенность цветовой гаммы и яркость цвета, но не могущими поглощать блики, а потому создающие неудобства при чтении под углом);
• текстурированными (с фактурной поверхностью, такой как «лен», «ткань», «песок», «брызги шампанского», «дерево», «холст», «морская волна», «камень» и т. п.). Такие пленки получили название «антивандальные»;
• литыми;
• цветными.
Для производства ламинирующих пленок современная промышленность использует три полимерных материала поливинилхлорид (ПВХ/PVC), полиэстер (РЕТ), полипропилен (РР). Пленки ПВХ с успехом используются для ламинирования покраски автомобилей. Полиэстеровые пленки отличаются многослойностью с различными свойствами каждого слоя.
Плюсы и минусы ламинации
Преимуществом ламинирования является высокое качество поверхности изделий при достаточной простоте и невысокой себестоимости выполнения операции. Другим достоинством ламинации является универсальность применения: этот способ постпечатной обработки отличается широчайшим ассортиментом продукции для обработки.
Что такое облив, шагрень и переход. Словарь терминов в малярном деле
Если вам кажется, что мастера-маляры в сервисе говорят с вами на совершенно непонятном языке, то мы приготовили для вас этот краткий словарь терминов из области покраски автомобилей. Зная о чём идёт речь, гораздо проще понять, за решение каких проблем вам предлагают заплатить, а также задать корректные вопросы. А также оценить правильность техпроцессов в выбранном вами кузовном цехе. Конечно, список терминов и сленга у профессионалов малярного дела шире нижеприведённого, но простой обыватель обычно сталкивается именно с этими.
ГРУНТ – это особое плотное покрытие, которое наносится на деталь и является основой для других слоёв лкп – краски и лака. Грунтовка защищает кузов от коррозии, придаёт лакокрасочному покрытию прочности и обладает хорошей адгезией, то есть сцепляющими свойствами. Если деталь подвергалась ремонту, и на ней есть шпаклёвка, то грунт наносится поверх шпаклёвки как части поверхности деталей – схватывающие свойства правильно подобранной грунтовки позволяют ей прочно ложиться на разные материалы. При грунтовании кузова автомобиля важно подобрать цвет грунтовки, чтобы она не просвечивалась через краску. Базовым и универсальным является серый, но есть белые и чёрные грунты, а также промежуточные варианты, полученные смешиванием.
БАЗА – по сути, это и есть краска, то что видит наш глаз. Именно оттенок базы мы выбираем, когда определяемся с цветом при перекраске автомобиля. База наносится на грунт того цвета, который не будет через неё просвечиваться. А поверх базы наносится лак. Каждый из элементов лкп наносится в определённое количество слоёв, которое зависит от множества факторов.
ЛАК – верхний прозрачный слой лакокрасочного сэндвича, который придаёт краске нужный вид. От производителя, консистенции, оттенка, количества слоёв лака зависит то, как в конечном итоге «заиграет» на кузове сама краска. Помимо придания лкп нужного вида, лак защищает её от внешних воздействий, принимая на себя мелкие царапины и сколы. Поэтому при полировке кузова снимается какая-то часть лака, содержащая эти дефекты, и краска кузова вновь выглядит свежей.
АДГЕЗИЯ – буквально, склеивание. Это сцепляющие свойства, которыми обладают вышеперечисленные слои лакокрасочного покрытия, способность различных составов прилипать друг к другу при напылении с помощью краскопульта. Чем выше адгезия, тем лучше будет держаться краска на автомобиле.
ШАГРЕНЬ – это структурные неровности внутри лакового (верхнего) слоя лкп. Выглядят как волны или микробугорки. На сленге шагрень ещё называют апельсиновой коркой или автомобильным целлюлитом. Шагрень присутствует в результате практически любой покраски и даже на подавляющем большинстве новых автомобилей. Поэтому обычно под шагренью имеется в виду дефект покраски – чересчур крупная, заметная зернистость. Когда в чистый кузов невозможно посмотреться как в зеркало ввиду слишком сильных искажений.
Количество шагрени и её грубость зависит от плотности лака, его густоты, производителя и соблюдении технологии покраски. Шагрень – это непременный атрибут технологии, и вопрос лишь в том, насколько она заметная. Шагрень можно убрать с концами сверхтщательной полировкой по толстому слою лака – тогда при взгляде на кузов можно будет увидеть отражение практически без преломлений. Повторимся, сама по себе шагрень – это не плохо. Плохо, когда она слишком сильно выраженная.
ПЕРЕХОД, ПОКРАСКА ПЕРЕХОДОМ – означает неполный, частичный окрас детали, когда часть поверхности останется под старой краской, а отремонтированная часть красится новой. Это делается для экономии средств и времени, так как не надо тратиться на подготовку и окраску всей детали целиком. При правильном подборе краски и лака и грамотном их нанесении переход глазу практически не заметен. А ошибка в подборе базы (неверный выбор оттенка, металлика) приводит к появлению заметной границы. У верхнего лакового слоя – свой отдельный переход, так как пограничная часть старого покрытия матуется для создания перехода по базе, и после нанесения непосредственно краски переход и прилегающую область необходимо заново лачить.
Место, где старый лак стыкуется с новым, является переходом по лаку – обычно маляру там сложнее сделать ошибку, чем в переходе по базе. Заметная граница в лаке получится только если не совпадёт структура лаков. Покраска детали переходом является совершенно нормальной технологией кузовного ремонта, которая позволяет сэкономить на стоимости работ и материалов и при грамотном исполнении даёт результат, едва отличимый от покраски детали целиком только при пристальном разглядывании.
НЕ ПОПАСТЬ В ЦВЕТ, ПОПАДАНИЕ В ЦВЕТ – результат подбора краски и лака и их нанесения на деталь. Обычно при пристальном рассмотрении всегда можно найти хотя бы минимальные отличия в оттенке или структуре краски на свежеокрашенной детали в сравнении с соседними. Стопроцентного попадания в цвет, когда ни один специалист не отличит на глаз окрашенную деталь от оригинальной, практически не бывает. Многие официальные сервисы даже дают клиентам подписать документ о том, что попадание в цвет не гарантируется. Поэтому под непопаданием обычно понимается явная разница, видная невооружённым глазом или при минимально внимательном рассматривании.
Расскажем от чего зависит попадание в цвет. 90% успеха – это подбор краски по заводскому коду, указанному на кузове автомобиля. Далее идёт «тонкая настройка» красящего состава – делаются тестовые выкраски, которые сличаются с краской на реальном автомобиле. Тонкий подбор оттенка необходим вследствие того, что вследствие старения оттенок краски на кузове меняется, и подобранная по рецепту краска будет выглядеть иначе. Поэтому берётся референсная окрашенная деталь с автомобиля (обычно, для этого демонтируют лючок бензобака) и финальное сличение делается по ней. Иногда автомобиль уже имеет крашенные детали с неидеальным попаданием в цвет, поэтому в отдельных случаях ориентироваться следует по ближайшим к окрашиваемой деталям.
Наконец, попадание в цвет зависит от материалов, которые использует маляр – производителя, цвета и марки грунта, прозрачности (укрывистости) базы, цвета и консистенции лака. Для нормальной адгезии и получения максимально точного результата по оттенку краски крайне желательно использовать в работе по покраске материалы одной фирмы.
ПОДБОР КРАСКИ – это процесс смешивания лакокрасочных материалов для получения таких базового и лакового слоёв, которые позволят окрасить деталь так, чтобы новая краска визуально не отличалась от краски на остальных деталях кузова. Подбор краски осуществляет колорист, который использует в работе специальные каталоги, а также свои глаза, ориентируясь на уже окрашенные детали автомобиля. Подробнее – см. попадание в цвет выше.
ОБЛИВ – сленговое название бюджетной покраски кузова без разбора. Под обливом автомобиля может пониматься также целиковая покраска всего кузова, но чаще подразумевается минимальный наружный окрас без проёмов и подкапотного пространства. Такая работа стоит намного дешевле полной тщательной перекраски автомобиля из-за упрощённого техпроцесса. Технология включает в себя лёгкий разбор кузова (снимается только то, что демонтируется с минимальными усилиями), подготовка поверхностей по месту, матовка (зашкуривание) всего кузова по кругу, далее на заматованный лак кладётся база, а сверху – новый лак. Минусы облива кузова в том, что результат выглядит не очень аккуратно, как бы ни старался маляр. Видны переходы между новой и старой краской (например, в месте прилегания к кузову ручек дверей, которые не демонтируются), старая краска видна в подкапотном пространстве, в проёмах и других подобных местах.
ПОКРАСКА ПОДКАПОТКИ – под этим часто подразумевается работа под ключ. Но это стоит очень дорого, так как решение этой задачи состоит не столько из малярных работ, сколько из большого объёма слесарно-арматурных. Покраска подкапотного пространства невозможна без снятия-установки двигателя со всеми шлангами, проводкой, клипсами, и прочими элементами – подкапотное пространство должно остаться практически голым.
СУХОЙ И МОКРЫЙ СПОСОБЫ НАНЕСЕНИЯ КРАСКИ – техника работы маляра, от которой зависит то, как именно ляжет краска и как будет выглядеть результат. Мокрый способ это «жирный» напыл под большим напором, а сухой – более деликатное нанесение базы. Есть ещё промежуточный полусухой метод. В зависимости от способа нанесения краски хлопья металликов по-разному располагаются в «базе» – глубже или ближе к поверхности, ребром к глазу или плоскостью. Поэтому и выглядит результат по-разному. Информацию маляру как именно класть краску сообщает колорист. Поэтому взаимопонимание в связке колорист-маляр очень важна важна для результата.
МЕТАЛЛИК И КСЕРАЛИК – краски с мелкими (металлик) или средними (ксералик) хлопьями алюминия в составе базы. Эти блёстки в краске дают эффект мерцания и перелива на солнце, а также лёгкого изменения оттенка при смене освещения или угла зрения в случае с ксераликом.
ПЕРЛАМУТРОВАЯ КРАСКА – лакокрасочное покрытие с мягким эффектом перелива и глубины. Перламутровый окрас достигается за счёт добавления в определённые слои базы специального отражающего пигмента. Визуально от металлика и ксералика перламутр отличается тем, что он не блестит-сверкает, а именно однородно переливается с едва заметным радужным эффектом при изменении освещения и угла зрения.
КРАСКА ХАМЕЛЕОН – лакокрасочное покрытие, меняющее цвет в широких пределах в зависимости от освещения и угла зрения. Существует всего несколько базовых оттенков краски с переливом, а всё многообразие цветов получается за счёт того, что в каждый момент времени автомобиль выглядит уникальным образом, так как в обычной эксплуатации всё время меняется свет (интенсивность, цветовая температура) и угол зрения. От металликов и перламутра хамелеон отличается тем, что цвет краски меняется ощутимо – например от зелёного к синему или от красного к фиолетовому.
ПОКРАСОЧНАЯ КАМЕРА – специальное помещение для проведения малярных работ. Оно имеет светлые стены с липким покрытием для сбора пыли и частиц краски из воздуха, особое освещение для правильной оценки качества нанесения слоёв лкп, а также противопылевые фильтры подаваемого снаружи воздуха и хорошую вентиляцию. Покрасочная камера рассчитана на автомобили вплоть до крупногабаритных легковых.
ТОЛЩИНОМЕР И ТОЛЩИНА ЛКП – портативный прибор для измерения толщины лакокрасочного слоя. От толщины лкп (измеряется в микронах) зависит то, насколько прочным оно будет, а также то, как оценят состояние кузова будущие покупатели автомобиля. Толщина краски на большинстве автомобилей укладывается в диапазон 100-200 микрон. Перекрашенная деталь, которую при подготовке не обдирали до голого металла, даёт результат 200-500 микрон. Деталь, которую ремонтировали и выводили поверхность с помощью шпаклёвки, может давать результат до 1000 микрон, а при хорошей тонкой работе показания толщиномера уложатся в значение 600-700 единиц.
Виды тиснений ЛДСП и их обозначения
ЛДСП — древесно-стружечная плита, ламинированная бумагой, пропитанной специальным составом. ЛДСП – это материал, позволяющий воплотить самые смелые и необычные дизайнерские идеи, благодаря разнообразию расцветок, рисунков, тиснений и фактур.
Структура поверхности ЛДСП бывает не только гладкой, но и с тиснением. Тиснение представляет собой имитацию разных материалов (фактуры дерева, шпона, шагрени и тд.) на поверхности ламинированной ДСП и наносится во время ламинирования с помощью пресса и специально разработанных прокладок.
Созданная таким образом ламинированная ДСП с тиснением имеет такие обозначения, как: BS (офисная шагрень), PR (поры дерева), SM (матовое), K (классическое матовое), O (офис), P (мелкая шагрень), F (цветы), T (древесные поры), M (морейн), G (глянец), A (артекс), R (рустикальное), L (легкий шелк) и др.
Группа компаний “Империя Плит” работает с ведущей фабрикой по производству ЛДСП: BY SPAN. Поэтому рассмотрим более подробно виды тиснения именно этих производителей.
Виды тиснений BY SPAN
ML или WML
Cтруктура тиснения в виде ДРЕВЕСНЫХ МИКРО ЛИНИЙ.
Тиснение имитирует отшлифованный деревянный срез, поэтому смотрится очень естественно.
PR или SWO
Cтруктура тиснения, имитирующая ПОРЫ ДЕРЕВА.
Тиснение отлично воспроизводит структуру древесины, благодаря близко расположенным и упорядоченным древесным порам.
BS или PO
Структура тиснения – ШАГРЕНЬ, чаще всего используется для производства офисной мебели.
Тиснение имеет довольно универсальную структуру, что позволяет выгодно подчеркнуть особенности необычных древесных декоров.
PE
Структура тиснения – ПЕРЛАМУТР (или АПЕЛЬСИНОВАЯ КОРКА).
Тиснение отличается выраженной рельефностью, очень прочное и износостойкое.
SM или SU
Структура тиснения – МАТОВАЯ
Тиснение выполнено в виде матовой поверхности, чаще всего используется для внутренних перегородок.
SN или SWA
ГЛУБОКИЕ ПОРЫ (также СУПЕР НАТУРАЛЬНАЯ)
Тиснение в виде древесных пор, имитирующих структуру древесины ясеня, выглядит естественно, как настоящее дерево.
PW или SWN
ДРЕВЕСНЫЕ ВОЛОКНА (ЧИСТОЕ ДЕРЕВО)
Тиснение, имитирующее натуральную древесину, структура сочетает глянцевую и матовую поверхности, а неравномерное расположение пор придает естественность.
SM — ГЛАДКАЯ МАТОВАЯ или SG – ГЛАДКАЯ ГЛЯНЦЕВАЯ
Тиснение эстетического назначения, матовое или с высокой степенью блеска.
Тиснение выполнено в виде матовой поверхности, чаще всего используется для внутренних перегородок.
Что такое шагрень когда она необходима а когда нет?
В общем понимании эффект шагрень – это заметные глазу неровности и шероховатости окрашенной поверхности, возникающие вследствие использования некачественных материалов или поверхностей с дефектами. Шагрень при покраске напоминает своеобразную «апельсиновую корку», появляющуюся при покраске стен, дверей или автомобилей. В ряде случаев появления такого эффекта стараются избегать.
Вот так выглядит эффект шагрень
Классификация эффекта
Проявление эффекта шагрень может быть классифицировано по величине шероховатостей и неровностей.
В первом случае размер отдельных дефектов может достигать нескольких сантиметров. Шероховатости же, как уже было сказано, лишь слегка различимы. Их размер составляет десятые и сотые доли миллиметра.
Так почему же при покраске возникает эффект шагрень? Ответов на этот вопрос может быть несколько. Вот самые распространенные из них.
Если при покраске используются материалы с недостаточной степенью качественности, то при выходе из краскопульта вещество может мгновенно засыхать, образуя отдельный кластер. Сгусток летит дальше и попадает на нужный предмет. Сверху все это фиксируется неслипшимися микрочастицами красящего вещества. Большое количество таких кластеров и создает шероховатость на окрашиваемой поверхности.
При послойной покраске изделия, когда красящее вещество наносится на слои лака и грунтовочного материала, также может возникнуть эффект шагрень. Особенно ярко это может проявиться при использовании материалов от разных фирм и производителей. Проблема несовместимости веществ является одной из самых острых в современном производстве.
В любом случае шагрень после покраски образуется оттого, что красящие микрочастицы не сливаются и не образуют на поверхности покрытие с нужной степенью гладкости.
Советы для недопущения возникновения эффекта
Можно сказать, что эффект шагрени, или «апельсиновой корки», присущ абсолютно всем окрашенным поверхностям. Вопрос лишь в том, насколько заметна эта шероховатость, и уместна ли она в том или ином случае. Чаще всего бывает, что шагрень стараются не допустить или убрать с окрашиваемого предмета.
Для этого нужно обращать особое внимание на качество наносимого материала и фирму-производителя. Каждый слой, будь то грунтовка, лакирование или непосредственная покраска, необходимо выполнять чрезвычайно тщательно и аккуратно. Перед использованием нужно проверить и настроить все используемые в работе инструменты.
Необходимая шероховатость
Но бывают ситуации, когда желательно или даже необходимо добиться эффекта шагрень на окрашиваемой поверхности. Стены, декорированные под шагреневую кожу, смотрятся очень эстетично и привлекательно. Это направление стало довольно модным в последнее время.
Эффект шагрени, созданный намеренно
Кроме того, с помощью шагреневых красящих веществ можно скрыть некоторые дефекты стен и других поверхностей. Так, например, сварочные швы, изломы, небольшие углубления или локальная шероховатость с легкостью декорируются путем использования краски шагрень. В этом случае все дефекты становятся менее заметны, и кажутся интересным дизайнерским ходом. В то время как при покраске без шагрени неровности останутся на виду, и будут портить общую картину интерьера.
Самой популярной шагренью считается полимерная порошковая краска. Поверхность, для покраски которой используется порошковая шагрень, может быть любой. Это и отштукатуренная или загрунтованная плоскость стен, и различные трубы и коммуникации.
Шагрень имеет хорошее сцепление с металлическими поверхностями. Поэтому краска может применяться для декорирования дверей, сейфов, а также предметов и оборудования из металла. Кроме приятной глазу текстуры, шагреневая краска обладает защитными свойствами и призвана сохранять поверхности от неблагоприятных условий окружающей среды.
Поверхности или предметы, окрашенные шагренью, имеют очень эстетичный вид. Кроме того, они чрезвычайно приятны на ощупь. И как уже говорилось выше, краска такого типа помогает скрыть многие дефекты и неровности, превращая их в задуманный дизайнерский ход.
Виды порошковых красящих веществ
Состав шагреневой краски может различаться в зависимости от направленности применения. В первую очередь, шагрень различают по типу основного компонента. Краска может быть:
Полиэфирная шагреневая краска предназначена для покрытия предметов и поверхностей, подвергающихся непосредственному воздействию природных факторов: дождя, снега, ветра, морозов и прямых солнечных лучей. Если же окрашиваемому предмету будут угрожать кислоты или щелочи, то лучше выбрать эпоксидную краску. Для поверхностей, постоянно находящихся в закрытом помещении, подойдет полиэфирно-эпоксидная шагреневая краска.
На рынке лакокрасочных материалов часто встречается полиэфирно-эпоксидная шагреневая краска с эффектом градации цвета. Это означает, что верхняя часть получаемых «зерен» – шероховатостей – будет отличаться по цвету от основного оттенка. Так, например, можно получить серебристые вершины на белом фоне, или золотистые – на черном. Название краски в таком случае говорит за себя. Шагрень типа «антик», иллюстрирующая приведенные выше примеры:
Различают шагрень и по величине получаемых шероховатостей. В зависимости от этого краска может быть крупно и мелкозернистой. В этом случае выбор шагрени определяется лишь качеством и видом желаемого покрытия. Однако стоит помнить, что для получения крупнозернистого рисунка расход порошковой краски будет гораздо больше, чем для мелкозернистого узора.
Эстетика и защита
Но вне зависимости от целей и внешнего вида покрытия, порошковая шагреневая краска станет отличной защитой для окрашиваемой поверхности. Качество защитно-декоративного слоя определяется свойствами входящих в состав веществ. Поэтому лучше выбирать краску, производителями которой являются известные на рынке фирмы.
Использование порошковой краски, в частности, шагреневой, позволяет получить стойкое, надежное и прочное покрытие. Кроме того, гамма оттенков краски, представленная в магазинах, может удовлетворить любой, даже самый взыскательный, вкус. Защитные свойства краски таковы, что она может выдержать довольно высокие температуры, а также способна не поддаваться воздействию некоторых видов растворителей.
В связи с этим шагрень бывает сложно убрать с поверхности, если результат не удовлетворяет заявленным требованиям.
Заключение
Чаще всего появление эффекта шагрень нежелательно при покраске изделий и поверхностей. Но нередко вид «апельсиновой корки» делает стены и предметы гораздо более привлекательными, скрывая мелкие недостатки. В любом случае необходимо тщательно выбирать красящие вещества и обращать внимание на состав и фирму-производителя.