лапслок что это такое
Что такое NFT и почему они приносят миллионы
Все говорят о сделках с NFT на сотни тысяч и миллионы долларов. Что там продают?
С помощью NFT можно продать почти любой виртуальный объект — изображения, музыку, тексты, 3D-модели. Но чаще всего речь идет об объектах цифрового (или оцифрованного) искусства.
Аукционный дом Christie’s продал работу художника именно в виде NFT. За 255-летнюю историю площадки это первый такой случай и одновременно — самая крупная сделка в истории на рынке NFT.
Участие Christie’s и итоговая сумма сделки подогрели хайп вокруг нового инструмента. На следующий день после аукциона Christie’s российский художник Покрас Лампас сделал свой NFT. Оригинал работы был написан на холсте, затем оцифрован и спроецирован на бетонные сооружения Чиркейской ГЭС — крупнейшей гидроэлектростанции Северного Кавказа. После этого художник перевел фото проекции в токен и выставил на продажу.
Работа высмеивает коллекционеров, тратящих большие деньги на предметы искусства. На трафарете изображен аукцион: его участники борются за картину с надписью I canʼt believe you morons actually buy this shit («Не верится, что вы, кретины, реально скупаете это дерьмо»).
Илон Маск тоже не мог остаться в стороне от шумихи. Он спродюсировал трек про NFT и объявил в своем Twitter, что собирается его продать как токен.
Как цифровые объекты превращаются в NFT?
Это происходит на специальных платформах, работающих с NFT. Есть несколько популярных площадок — например, Rarible, Mintable, OpenSea. Последняя — самая крупная. Все они являются одновременно NFT-маркетплейсами и NFT-мастерскими.
Для создания токена понадобится кошелек в системе Ethereum (криптовалюта и блокчейн-платформа, созданные выходцем из России Виталиком Бутериным. — РБК Тренды), а также файл с цифровым контентом. Обычно алгоритм действий похож на работу с виртуальным фотоальбомом. Просто создаете коллекцию и добавляете в нее медиафайл (или файлы) в любом из доступных форматов — от PNG до MP4. Каждому файлу нужно придумать название и, желательно, описание.
Теперь остается только нажать кнопку Create. Площадка сама создает токен и отправляет его на верификацию. Некоторые платформы делают это с отсрочкой: токен создается уже после того, как на медиаконтент нашелся покупатель.
Схема монетизации у платформ разная: одни берут комиссию с покупателей NFT, другие — с автора (продавца). Размер комиссии тоже отличается — от десятых долей процента до 10% и более процентов от суммы сделки.
Так что такое NFT?
NFT — это non-fungible token, невзаимозаменяемый, или уникальный токен. Работают NFT на блокчейне, впервые они появились еще в 2017 году в системе Ethereum.
Сам по себе блокчейн фактически является реестром записей. Например, биткоин или эфир — записи в блокчейне. NFT — тоже. Такие токены, как и любую криптовалюту, можно хранить в своем криптокошельке и совершать с ними транзакции, покупать и продавать.
Но есть важное отличие. Биткоины, эфиры, прочие цифровые валюты и даже реальные деньги легко заменяют друг друга и делятся на части. Скажем, 0,1 биткоина или 0,1 эфира, как и 0,1 руб. — неуникальны. Их можно поменять на любые другие 0,1 биткоина, 0,1 эфира или 0,1 руб.
NFT нельзя разделить на части или заменить на аналогичный токен. С этой точки зрения NFT обладает всеми свойствами уникального предмета в физическом мире.
Понятнее не стало. У NFT есть четкое определение?
Единого и четкого определения для уникальных невзаимозаменяемых токенов нет и, вероятно, не появится. Попробуем привести более приземленный пример.
Когда вы покупаете квартиру в России, запись об этом появляется в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Эта запись регистрирует и доказывает ваши права на объект. Там указаны ваши личные данные и параметры квартиры. Так реальный объект недвижимости связывается с записью, подтверждающей права на него.
NFT — тоже реестровая запись, но в блокчейне. Она содержит в себе сам цифровой объект, например, картину Everydays: The First 5000 Days, информацию о создателе произведения (так NFT помогают защищать авторские права) и данные о владельце, а именно — номер его кошелька в системе Ethereum.
Кроме того, в NFT вшит определенный набор прав владельца. Обычно это разрешение на свободную демонстрацию изображений или проигрывание музыки и видео. Но иногда продавцы включают в токен весь набор авторских прав.
Таким образом, NFT — цифровое имущество (картины в формате JPG, аудиодорожки, видео, фотографии и много другое) плюс набор определенных прав на него. И с технической точки зрения неважно, идет ли речь о настоящем искусстве или о случайно созданном файле.
Откуда такой хайп вокруг NFT и такие суммы сделок? Люди сошли с ума?
Ажиотаж вокруг NFT только на первый взгляд кажется безумным. Давайте сделаем несколько шагов назад.
Ни о каких уникальных токенах или авторских правах речь здесь не идет: пользователи платят реальные деньги за кусок кода и картинку на экране. Причем принадлежит все это разработчикам — Valve в случае с Dota 2 и Team Fortress 2 или Blizzard в случае с Diablo 3.
Изображение T206 Honus Wagner легко найти в интернете. Посмотреть на него может каждый. Но оригиналом бейсбольной карты владеет тот, кто за нее заплатил. Так и с NFT, которым стала, к примеру, фотография проекции работы Покраса Лампаса на ГЭС. Фотография доступна всем, у кого есть доступ в Сеть. На нее можно посмотреть в Instagram художника. Но NFT с этим фото — уникальный цифровой объект, и он хранится в криптокошельке единственного владельца.
Если принять во внимание все эти факты, то NFT-бум уже не кажется чем-то странным. Почва для него давно была подготовлена геймерами и коллекционерами.
А причем тут котики?
«Криптокотики» (CryptoKitties) — популярная игра на блокчейне Ethereum, запущенная в конце 2017 года. Здесь пользователи создают, покупают, продают и разводят виртуальных котят.
Получается, NFT — это дорогая игрушка для геймеров и коллекционеров?
NFT, как и блокчейн с криптовалютами, — это всего лишь инструмент. Использовать его можно по-разному. Теоретически, в NFT можно упаковать что угодно, любой цифровой объект.
Сейчас NFT как инструмент активнее всего используют для распространения цифровых коллекционных предметов. Криптокотики, карточки с покемонами, работы Покраса Лампаса, Бэнкси и Beeple прекрасно оцифровываются и, с одной стороны, удовлетворяют тягу людей к коллекционированию, с другой — поддерживают создателей искусства.
Но использование уникальных токенов не ограничивается одним только коллекционированием.
Так, в 2019 году Nike запатентовала систему проверки подлинности кроссовок CryptoKicks. При покупке пары обуви генерируется NFT. Как и в случае с криптокотиками, такой токен содержит всю «родословную» кроссовок: данные о производителе, внешний вид и особые параметры, информацию о перепродажах.
Дальше виртуальная обувь начинает жить своей жизнью. Владельцы уникальных токенов с цифровыми кроссовками смогут скрещивать пары (да, опять как в CryptoKitties), и получать потомство, но уже в виде реальной обуви. Впрочем, новостей о CryptoKicks с 2019 года не было: похоже, пока эти планы остаются на бумаге.
Еще один пример связки реального и виртуального мира через NFT — проект Crypto Stamp австрийской почтовой службы. Это почтовые марки, привязанные к токенам. Их используют для отметки реальных почтовых отправлений. При этом каждая марка сохраняется на блокчейне и может быть частью цифровой филателистической коллекции.
А я могу дорого продать свои файлы с помощью NFT?
Скорее всего, здесь вы немного опоздали. В продажу и создание NFT уже включились коллекционеры и известные художники. Поэтому придумать что-то хайповое и привлечь внимание к своим цифровым произведениям обычным пользователям довольно сложно.
Судя по последним новостям и участию таких игроков как Christie’s, в 2021 году рынок NFT может еще раз рвануть вверх. Но как долго продлится этот рост и что будет с ценами на уже реализованные цифровые объекты, предсказать невозможно.
Чекап: что это такое и зачем его делать каждому человеку
«Чекапы, как форма обследования, становятся всё более популярными, — рассказывает Анастасия Файзуленова, основательница сервиса Checkme. — Так, каждый год в клиники Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга обращается на 20 процентов больше людей. Популярность идеи в том, что гораздо проще проверить организм за один день, чем ходить по врачам в течение года. Кроме этого, чекапы позволяют предотвратить ряд тяжелых заболеваний. Любому человеку необходимо проходить полное обследование организма раз в один-два года».
Почему важно делать чекап
«Потому что большое количество болезней, в том числе серьезных, развивается бессимптомно, незаметно для человека, — продолжает Анастасия Файзуленова. — Например, 9,6 миллиона человек умерли от рака в 2018 году. По данным ВОЗ, одна из причин в том, что люди приходят к врачам уже на поздних стадиях заболевания. Болезни репродуктивной системы, печени, почек или даже рак простаты — всё это легко выявить на ранних стадиях с помощью регулярных обследований, а лечение будет эффективнее и дешевле. В то же время заболевания на последних стадиях иногда и вовсе не поддаются лечению».
Концепция 4П-медицины, которая сегодня реализуется в российском здравоохранении, подразумевает четыре понятия. В переводе с английского: prediction — предупреждение, prevention — предотвращение, personalization — персонализированный подход и participation — участие и полное понимание процессов. Как раз prediction — предупреждение — говорит о том, что современная медицина взяла курс на профилактику, а не лечение уже сформировавшиеся болезни.
Кардинальная смена подхода к терапии происходит не только со стороны врача, но и пациента, который должен по-другому относиться к своему здоровью, быть ответственным за него. Чекап – именно про это.
Чем чекап отличается от диспансеризации
Диспансеризация — это медицинский осмотр, направленный на выявление хронических неинфекционных заболеваний, а также риска их развития. Пациент проходит осмотр у врачей, сдает анализы и делает обследования. Диспансеризация проводится в поликлинике по месту прикрепления один раз в три года.
«Диспансеризация отличается от чекапа, — объясняет Ольга Пятова, кардиолог, заведующая отделением экспресс-диагностики КДЦ «Медси на Белорусской». — Чекап – это углубленное подробное исследование организма, включающее в себя больше лабораторных показателей, инструментального обследования. Например, в диспансеризации смотрят общий холестерин, не разбивая его на фракции, что очень важно — так можно узнать о развитии раннего атеросклероза. Кроме этого, в чекапе пациенты не делятся по возрастным категориям, как в диспансеризации, где некоторые важные анализы сдают только после 40-45 лет (например, кал на скрытую кровь. — Прим. ред.)».
Это происходит из-за того, что диспансеризация ограничена экономической целесообразностью, добавляет Ольга Пятова. Поэтому в ней практически нет дорогостоящих, но значимых исследований, и проводится она только раз в три года.
Что входит в чекап
Если у пациента ничего не болит, он хорошо себя чувствует, нет наследственных заболеваний, то вероятнее всего, врачи предложат базовые обследования. Обычно туда входят общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи, УЗИ нескольких органов, ЭКГ, флюорография, консультации специалистов. Этот набор исследований может немного изменяться в каждой клинике.
Также часто пациенты выбирают комплексные чекапы, которые содержат в себе больше анализов и инструментальных исследований. К вышеописанному перечню могут добавиться основные онкомаркеры (например, рак предстательной железы, ЖКТ, шейки матки), ЭХО, проверка состоянии аутоиммунитета, предрасположенность к аллергическим реакциям, гастро- и колоноскопия, КТ органов грудной клетки, МРТ позвоночника, головного мозга, дуплексное сканирование сосудов и т.д. Список также видоизменяется в зависимости от клиники.
Таким образом, комплексные чекапы выявляют заболевания сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной, дыхательной систем и т.д. Кроме этого, возможные скрытые инфекции или онкологию.
Специализированные программы
Если во время базового/комплексного чекапа были выявлены патологии или подозрения на них, то пациенту назначат дополнительные обследования. Так, если у пациента оказались проблемы с сердечно-сосудистой системой, то ему лучше в будущем проходить специализированный чекап по сердцу и сосудам.
Обратить внимание на специализированные чекапы нужно тем, кто имеет наследственные заболевания. Например, это диабет, артериальная гипертензия или в роду есть онкология, так, рак груди часто передается по женской линии.
Популярны специализированные чекапы по онкоскринингу, женскому здоровью, сердечно-сосудистым заболеваниям. На рынке также есть интересные предложения — это посткарантинные чекапы, для спортсменов, чекапы для пар, которые собираются стать родителями и т.д.
«Сейчас чекап движется в сторону персонализации и упрощения для пользователя, — добавляет Анастасия Файзуленова. — Пациент говорит о том, что беспокоит, и ему моментально подбирают программу обследования в клинике. Лабораторные исследования совершенствуются: повышается точность диагностики, уменьшается количество времени на выдачу результатов. Наш опыт показывает, что люди нуждаются в понятных и комплексных программах обследования, а базовая гигиена здоровья сегодня постепенно становится нормой».
Артроз височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС)
Артроз височно-нижнечелюстного сустава – коварное заболевание: человек длительное время не подозревает, что его сустав разрушается. Воспаления нет, боль – так это простуда, коренной зуб ноет, отит… А если и есть некая тревога, то, к сожалению, начинается безрезультативный поход по терапевтам, хирургам, невропатологам. Боль тем временем иррадирует в ухо, висок, затылок. Появляется головокружение и шум в ушах, однако поставить точный диагноз и начать лечение сложно: ранние органические изменения не проявляются как клинически, так и рентгенологически.
Поэтому, даже если сейчас ничего не болит, внимательно прочитайте статью. А если диагноз «Артроз ВНЧС» подтвержден – не паникуйте. Болезнь лечится, главное – делать все правильно.
Что такое артроз ВНЧС
Артроз ВНЧС – болезнь, разрушающая компоненты, образующие сустав (греч. arthron сустав, суффикс оз – разрушение). Сначала разрушается суставной хрящ, затем в суставных элементах возникает:
Затем сустав увеличивается, сдавливает нервные окончания, расположенные рядом. Боль отдает в ухо, затылок, зубы. При движении челюсти появляется специфическое щелканье (окклюзионно-артикуляционный синдром).
Коды МКБ М.19. 0 (1, 2, 8 – меняется последняя цифра)
Причины артроза височно-нижнечелюстного сустава
Этиологические факторы артроза (без чего болезнь не развивается):
Диагноз «артроз ВНЧС» ставят даже детям. У новорожденных болезнь развивается в результате родовой травмы. Дисфункция в суставе из-за различных нарушений прикуса отмечается у 40% детей от 4 до 14 лет, но только у 1% рентген выявляет клювовидный (миогенный) артроз.
В климактерический период вероятность развития артроза из-за эндокринных нарушений повышается. С возрастом возможно развитие старческого, т.е. инвалютивного артроза, когда хрящевая ткань не может восстановиться, усыхает и разрушается.
В зоне риска находятся люди, чья профессиональная деятельность связана с неадекватной нагрузкой на сустав (скрипачи), или страдающие спазмом жевательных мышц (бруксизм).
Симптомы артроза ВНЧС
Первые признаки
Человек может предположить, что у него артроз челюсти, когда после прогулки по врачам и выполнения их рекомендаций боль в затылке, ухе, при жевании, снижение слуха на одной стороне, щелчки и др. – не проходят.
Из-за особенностей строения сустава организм успевает включить компенсаторный механизм, поэтому длительной ноющей боли нет, за счет принимаемых лекарств она успешно исчезает на некоторое время.
Явные симптомы
Явных симптомов (но при этом на 100% также нельзя сказать, что это артроз) всего 2:
Нужно немедленно обратиться к врачу.
Чем опасно заболевание
Артроз ВНЧС – тихий и незаметный, люди живут с болезнью годами, даже не подозревая о проблеме. А зря.
Степени артроза ВНЧС
В РФ принята классификация артрозов по Косинской, в которой учитывается как симптоматика, так и данные на рентгенографии. Однако НВЧС – исключение из правил: сустав «висит», удерживаясь мышцами и связками, и не испытывает сравнимых с другими суставами весовых нагрузок.
Когда на 1 стадии по Косинской происходит суживание суставной щели, одновременно увеличивается давление на челюсти, что приводит к проблемам с зубами, однако сохраняет расстояние. Процесс это постепенный, поэтому на МРТ этот момент можно зафиксировать, но поскольку нет симптомов, свойственных заболеванию в начальной стадии, нельзя однозначно сказать, что это артроз 1 стадии. Только на 2 стадии, когда проявляются симптоматика (боль, асимметрия лица и др.), и больной, наконец, обращается к врачу, ставят диагноз.
3 стадия по Косинской: отсутствие суставной щели, склерозирование, некроз, невозможность открыть рот, жевать и говорить.
Возможные осложнения
Артроз – проблема не только сустава. Компенсаторно, стремясь сохранить жевательную функцию, организм перераспределяет нагрузку, что приводит к выпадению зубов, быстрому их истиранию.
Перенесенные заболевания отразятся синовитом ВНЧС, а дальше воспалительный процесс затронет ухо и нос (со снижением слуха, заложенностью носа с одной стороны), появится головная боль, которая может отдавать в шею, затылок и не прекращаться.
Лицо потеряет симметрию, станет пастозным (кожа на вид рыхлая, мелко-отечная, сероватого оттенка). Питание возможно только через трубочку, уже на второй стадии теряется возможность полностью открыть рот
Обострения
Артроз не артрит, у хронического заболевания нет периодов обострения. Но это не означает, что боль будет одинаково ноющей. Воспалительный процесс (простуда, инфекция, вирус) переходит на сустав с развитием синовита. Появляются отечность, боль, которая может проявиться в любой радиальной точке (от зубов до затылка). Очаг воспаления расширяется, под угрозой ротовая полость, уши, дыхание носом.
Нужно понимать, что рядом расположен мозг. И не стоит ждать, когда некрозированная ткань даст онкологию.
Виды артроза височно-нижнечелюстного сустава
Чтобы лечение принесло результат, важно понимать, что существует несколько видов артроза нижней челюсти.
Деформирующий артроз
Артроз ВНЧС обычно развивается после травмы. Клиническое течение зависит от характера роста и места разрастания остеофитов (в сторону мягких тканей или суставной впадины). Если костное разрастание направлено к мягким тканям, болезнь длительное время протекает бессимптомно. Если остеофит растет в полость суставной впадины, появляется локальная острая боль, возникающая при ограниченном движении челюстью. Щелканье, хруст глухие, иногда появляются хлопающие звуки.
Сустав деформируется с разрастанием мыщелка, возникают изменения в синовиальной оболочке и сопровождаются геморрагическим синовитом. Причина этого – раздражение ВНЧС, вызванное множественным наличием отмерших и отторгнутых хрящевых клеток (внутрисуставный детрит). Синовиальные ворсинки на внутренней оболочке сустава увеличиваются, в них откладывается жир. Изредка они перерождаются, образуя островки костной и хрящевой ткани (метаплазия), которые отделяются от суставной поверхности и образуют внутрисуставные свободные тела.
Вирусные и инфекционные заболевания в этот период воспаляют суставную оболочку, ускоряя разрушение хряща и кости.
Асимметрия лица проявляется не у всех больных с диагнозом деформирующий артроз. Это зависит от компенсаторных возможностей нейромышечного комплекса и от функционального пришлифовывания суставных поверхностей.
Склерозирующий артроз
Склерозированными могут быть не только сосуды. При артрозе склерозируются (костная ткань заменяется плотной соединительной) 2 верхних слоя кости. При этом происходит некоторое уплотнение головки с последующим расширением. Поскольку замена – процесс небыстрый, организм успевает компенсировать изменения. Поэтому болезнь на начальных стадиях проходит незаметно.
Неоартроз (постинфекционный артроз ВНЧС)
Болезнь – следствие острого воспалительного процесса в ВНЧС, при повторных ОРВИ и при присутствующем дисфункциональном синдроме челюсти (вывих, нейромускулярный, окклюзионно-артикуляционный). Протекает бессимптомно. При обострении хронического воспаления отмечают:
На рентгене видны узуры (исчезновение костно-хрящевой ткани), изъяны сочленяющихся поверхностей костей, иногда полное отсутствие мыщелков.
Миогенный артроз ВНЧС
В ортопедии выделяют отдельный вид деформирующего артроза ВНЧС, миогенный. Его отличие: клювовидное костное разрастание на передней поверхности мыщелка.
Миогенный артроз возникает по причине длительного спастического напряжения литеральной (боковой) крыловидной мышцы. Ее средние пучки прикреплены к передне-внутренней поверхности мыщелка и его отростка. Длительный мышечный спазм приводит к нарушению координации мышечных сокращений, костные балки меняют направление, вытягиваются, располагаясь по ходу тяги сухожилия. Если спастическое сокращение мышцы продолжится, кости, образующие сустав, начнут разрушаться.
Отличия от других форм:
Начальные стадии заболевания протекают бессимптомно. Остеофит растет на передней поверхности мыщелка постепенно, не трется о твердые ткани, в мягких образует ложе. В области сустава нарушается питание, на лице может быть небольшой отек, сосудистые сеточки – но очень часто это объясняют усталостью, перегрузками, не обращая внимания на ВНЧС. Болевые симптомы возникают в момент вывиха, подвывиха нижней челюсти. Поскольку движение челюстью в таких случаях атипично, остеофит травмирует мягкие ткани, раздражая нервные окончания – появляется сильная боль (больно жевать твердую пищу), выраженная отечность, щелканье, слабая припухлость и побледнение лоскута кожи (пастозность). В момент открывания рта челюсть начинает смещаться в сторону.
Обменный артроз
Это редкий вид заболевания, возникающий при нарушении солевого обмена в организме. Причина в игольчатых кристаллах мочевой кислоты, оседающих в ВНЧС. У больных сначала поражаются крупные суставы, они долгое время страдают от обменного полиартрита, визуальное проявление которого «подагрические шишки» на суставах.
На рентгенограммах при обменном артрозе мыщелок покрыт белесоватыми игольчатыми, не проницаемыми для рентгена завитками различной формы.
Как вести бизнес через облачные сервисы
Облачные сервисы — это онлайн-программы и другие инструменты, которые помогают удаленно управлять бизнес-процессами. За счет «облаков» компании могут автоматизировать работу, сэкономить и лучше защитить свои данные
Дарья Кугакова
Руководитель отдела маркетинга RocketSales
Что такое облачные сервисы
Облачные сервисы, или «облака», — это сеть мощных компьютеров — серверов, которые позволяют клиентам пользоваться своими ресурсами через интернет: хранить файлы и обмениваться ими, работать в онлайн-офисах, производить вычисления.
В узком смысле облачные сервисы — это онлайн-программы, которые помогают организовать удаленную работу и решать бизнес-задачи. Сотрудники получают доступ к общей базе данных из любой точки мира и могут управлять проектами. Каждый работник видит результат в реальном времени, может вносить комментарии, правки и выполнять персональные или совместные задачи. Пример облачного сервиса — Google Документы.
Облачные сервисы приходят на смену классическим «коробочным» офлайн-программам, которые устанавливают на отдельные компьютеры. Пример «коробки» — Microsoft Office.
Облачная сеть состоит из узлов хранения информации, которые называются дата-центрами. Это целые здания, заполненные огромными шкафами с серверным оборудованием. Они расположены по всему миру и связаны через интернет. Строят и обслуживают оборудование облачные провайдеры. Они же распределяют ресурсы «железных» серверов на отдельные виртуальные машины и сдают их в аренду.
Пользователи подключаются к облачным серверам через интернет и через них отправляют и получают информацию, используют программы и другие онлайн-инструменты для работы.
Кому полезны облачные сервисы
Облачные сервисы подходят для любого бизнеса — от ИП без сотрудников и стартапов до госструктур и международных корпораций.
Во время пандемии многим компаниям пришлось перейти на удаленный формат работы и использовать для этого облака.
Огромное и сложное производство работало на классических офлайн-программах. Когда началась пандемия, компьютеры остались в офисах. Сотрудники не имели к ним доступа, и работу парализовало на несколько дней. Спасти ситуацию помогло быстрое внедрение облачных программ с удаленным доступом.
Обратный пример — компании, которые уже несколько лет пользуются «облаками». Во время локдауна их сотрудники перешли на удаленку за один день, и рабочий процесс не пострадал.
За счет «облаков» компании могут автоматизировать работу и получать больше прибыли. Вот примеры того, в чем могут помочь облачные сервисы.
Настройка бизнес-процессов. Через CRM-систему менеджер получает заявку, запрашивает информацию на складе, заказывает в бухгалтерии счет и отправляет его клиенту.
Внутренняя и внешняя отчетность. Руководитель ведет учет времени и показателей работы, юристы хранят и согласовывают документы, бухгалтеры выставляют счета и отправляют налоговые декларации.
Учет товаров. Кладовщики контролируют продукцию на складе и отправляют данные менеджерам.
Коммуникация в команде. Сотрудники общаются через платформу управления проектами, корпоративную почту, мессенджеры и видеосвязь, совместно работают над документами, назначают встречи через корпоративный календарь.
«Облака» дают компаниям возможность сконцентрироваться на бизнес-процессах, а решение технических задач по настройке и поддержке офисных программ передать внешним специалистам и оплачивать по подписке.
Какие бывают облачные сервисы
Есть три типа облачных сервисов:
Частное облако принадлежит одной компании и работает на ее оборудовании. Им пользуются только сотрудники. Вся информация остается внутри, ее проще контролировать и защищать. Но частное облако могут позволить себе только крупные компании, потому что оно дорогое в использовании: нужно покупать или арендовать оборудование, самим обслуживать и администрировать его.
Публичное облако содержит и обслуживает провайдер, который сдает разным клиентам вычислительные мощности в аренду. Бизнес может закупить ровно столько ресурсов, сколько нужно для работы и хранения файлов. Это удобно и выгодно. Когда мы говорим об использовании облачных сервисов, мы чаще всего имеем в виду именно публичные облака.
Гибридное облако — когда часть работы находится в публичном облаке, а другая — в частном облаке или вообще на физических носителях. Такое бывает, например, в процессе постепенного перехода компании от традиционной инфраструктуры к облачной.
Какие задачи могут решать облачные сервисы
Глобально есть три самых популярных вида услуг, которые предоставляют облачные сервисы:
IaaS — инфраструктура как услуга, когда бизнес арендует виртуальные вычислительные ресурсы и хранилища. Например, клиент может пользоваться виртуальным компьютером на MacOS со своего Windows-устройства, чтобы использовать программы, которые есть только для Мака. При этом поддержкой и обслуживанием «железа» занимается провайдер.
PaaS — платформа как услуга. Прежде всего, это продукты для разработчиков, например программы для создания и тестирования приложений, виртуальные базы данных, системы машинного обучения и обработки больших данных.
SaaS — программное обеспечение как услуга — это готовые к использованию приложения и сервисы, не требующие установки, обслуживания и обновления со стороны пользователя. Примеры: amoCRM, Asana, Google Drive.
Для большинства бизнесов пригодятся именно SaaS — решения, потому что основная аудитория IaaS и PaaS — это системные администраторы и разработчики, а не конечные пользователи вроде менеджеров.
Облачные программы для бизнеса, которые упростят работу
CRM-система amoCRM — помогает выстраивать и контролировать поэтапную работу компании, ставить задачи менеджерам, отслеживать взаимодействия с клиентами, проводить аналитику продаж.
Платформа для управления проектами Asana — помогает распределять задачи и контролировать их выполнение, комментировать и обсуждать действия по проекту.
IP-телефония Sipuni — помогает назначить колл-центру единый многоканальный номер, записывать и анализировать разговоры, вести статистику, связать звонки с общей CRM-системой.
Пакет офисных программ Google Workspace — позволяет совместно использовать документы и другие файлы, объединить почту, календарь и другие сервисы Google в единую систему.
Тайм-трекер Time Doctor — помогает следить за рабочим временем сотрудников на удаленке, если у них оплата по часам.Интеллектуальные карты Miro и MindNode — помогают создавать прототипы, проводить креативные мозговые штурмы, рисовать схемы и шаблоны.
Графические редакторы Figma, Sketch — для дизайна, создания и обработки изображений.
Мессенджеры Skype, Zoom, Slack, Telegram, WhatsApp — для общения и переписки.
Конструкторы Tilda, WebFlow и Readymag — для создания сайтов.
Все эти программы доступны по подписке и не требуют сложного внедрения или разработки.
Зачем переходить на облачные системы
У облачных сервисов по сравнению с «коробочными» тяжело найти недостатки. У них много преимуществ:
Сборка и настройка под задачи клиента. Универсальных облачных решений нет, каждый бизнес может попробовать и сравнить разные сервисы и выбрать те, что ему больше подходят. Подключить нужные услуги и отключить ненужные можно за несколько кликов. Когда компания выберет свой набор инструментов, их можно связать в единую систему и настроить под свои нужды. Раньше интеграция могла стоить несколько миллионов рублей, но сейчас есть сервисы типа Zapier, которые помогают интегрировать что угодно быстро и недорого.
Есть виджет, который интегрирует CRM-систему с Google Диском. Менеджер может за пару кликов создать по шаблону папку клиента, заполнить ее нужными документами и отправить ссылку на нее через мессенджер — все это внутри одного окна CRM.
Постоянные улучшения. Один из главных плюсов облаков в том, что профессиональные и довольно дорогие команды аналитиков, программистов, тестировщиков и менеджеров каждый день работают над улучшением функций и удобства использования своих сервисов. Разработчики платформ думают наперед и собирают обратную связь. Даже если сейчас в наборе функций не хватает, с большой вероятностью это скоро появится.
Компании не хватало некоторых возможностей таск-менеджера Asana, и она попросила своих программистов дописать эти функции. А через пару месяцев разработчики Asana сами добавили их в очередном обновлении.
«Коробочные» сервисы, наоборот, неповоротливые, реже обновляются и хуже интегрируются между собой.
Удаленный доступ. Работать с облачными сервисами можно из любого места, где есть стабильный скоростной интернет. Несколько сотрудников могут одновременно вести задачу и видеть изменения в онлайн-режиме.
«Коробочные» программы доступны только с конкретного устройства — если сотрудник не может приехать в офис, он не сможет выполнить работу.
Экономичность. Может показаться, что пользоваться облачными сервисами дорого — нужно постоянно платить за подписку, когда коробочное решение купил — и пользуешься. Но если сравнить стоимость покупки и обслуживания «коробочных» программ с общей суммой расходов на подписку на облака — разница чаще не в пользу офлайн-решений.
«Коробочные» программы сами по себе стоят дорого, ведь вроде бы они покупаются раз и навсегда. Но в реальности их обычно нужно дорабатывать, и для этого приходится привлекать разработчиков и оплачивать их работу. Часто базовые программы не приспособлены для внедрения виджетов и сторонних обновлений — интеграции требуют много времени, а значит, много расходов на оплату часов работы программистов.
Ну и главное, на чем экономит бизнес. Провайдер покупает дорогостоящее оборудование и обслуживает его, а клиент платит только за фактическое использование виртуальных машин. Бизнесу не нужно покупать лицензии на программы, дополнительно нанимать системных администраторов и разработчиков — он платит только за ресурсы, которыми пользуется. А когда перестает пользоваться — перестает платить.
Безопасность облачных сервисов: а вдруг все удалится?
О безопасности мы решили написать отдельно: с одной стороны, это главное опасение пользователей, а с другой — еще одно преимущество облаков.
Есть мнение, что коробочные сервисы надежнее: в интернете могут украсть базу, а «коробка» установлена в компьютере, и никто туда не доберется. В реальности это не совсем так. Рассмотрим две угрозы безопасности — внешнюю и внутреннюю.
Защита облаков от внешних угроз. Провайдеры вкладывают огромные деньги в безопасность, потому что они не могут рисковать своей репутацией. Когда бизнес подключается к облачному сервису, ему гарантируют защиту и конфиденциальность информации.
Дата-центры и серверы облаков защищены от несанкционированного проникновения, перегрева, пожара и других угроз. Администраторы регулярно тестируют и обновляют оборудование, чтобы оно работало исправно и данные пользователей не пострадали.
Специалисты в области информационной безопасности постоянно проверяют систему на уязвимости и обновляют защиту с использованием эффективных и дорогостоящих технологий шифрования данных.
Небольшие компании не могут тратить столько денег на безопасность, поэтому облачная инфраструктура защищена лучше, чем данные на компьютерах в офисе.
Защита внутри компании. Облачные программы можно настроить так, что сотрудники будут видеть только те сделки и тех клиентов, с которыми они работают. Для этого есть специальные виджеты. Это повысит безопасность клиентской базы и снизит вероятность утечки информации через недобросовестного менеджера.
С помощью CRM-системы можно равномерно распределять самых платежеспособных клиентов между менеджерами, чтобы все випы не попадали к одному сотруднику, который может их увести за собой в случае увольнения.
В наборе программ Google Workspace можно за несколько кликов дать сотруднику все нужные права и доступы, например к гугл-диску и документам, и так же легко разом их закрыть, если сотрудник уволился или вызывает подозрения.
Когда бизнес ведет учет в Excel, Word, Блокноте и других подобных программах, настраивать и ограничивать доступ сотрудников сложно, а заметить кражу данных практически невозможно.
Как перейти на облачные сервисы
Переход к облачным сервисам можно разделить на несколько этапов:
Анализ и аудит. Начинать нужно с аудита и аналитики бизнес-процессов. Можно провести их самостоятельно, но лучше обратиться к профессионалам, которые знают, что нужно делать. Бизнес-аналитики и технические специалисты помогут определить, для чего стоит использовать облака, каких целей можно будет достичь, с чего стоит начинать.
Специалисты изучат бизнес-процессы, пообщаются с сотрудниками, которые будут пользоваться программами, выявят недостатки, которые мешают развитию, и на основании этого выстроят архитектуру. Начинать нужно с того, что больше всего болит, от чего компания теряет клиентов и прибыль.
Если компания пока маленькая, можно провести такой аудит самостоятельно: разложить бизнес-процессы на этапы. Для этого разберитесь:
Таких вопросов может быть гораздо больше в зависимости от сложности и специфики вашего бизнеса. Когда вы построите последовательную схему процесса, вы поймете, какие облачные сервисы могут быть вам полезны для автоматизации работы.
Выбор провайдера и специалистов по внедрению. Крупному бизнесу, использующему облачные серверы, нужен провайдер. При выборе провайдера наиболее важны три фактора: хорошая репутация, большой набор услуг и географическая близость дата-центров к целевым рынкам заказчика — это влияет на скорость работы сервисов. Например, если вы ведете бизнес в России, тяжелая база данных будет быстрее перегоняться через российские серверы, чем через американские или индийские.
Чтобы выбрать специалистов по внедрению облачных сервисов, нужно изучить их кейсы, отзывы, цены, провести переговоры и узнать о специализации исполнителя: например, лучше разрабатывает программы и виджеты, а — непосредственно внедряет решения.
Если у вас небольшой бизнес и нужно подключить всего пару облачных программ, это можно сделать своими силами или через службу поддержки самих сервисов. Например, у разработчиков ПО для магазинов цветов «Посифлора» есть отдел внедрения, который помогает клиентам разобраться в программе и правильно ее настроить.
Внедрение и обучение сотрудников. Обычно набор облачных сервисов базируется на CRM-системе, которая помогает вести продажи на всех этапах и строить долгосрочные отношения с клиентами. Она делает работу структурированной и регламентированной, позволяет учитывать все потребности и нюансы.
Клиент оставил заявку — менеджер сразу видит уведомление и берет в работу, связывается с заказчиком и последовательно двигает задачу по этапам воронки продаж. Система сама подсказывает, что делать дальше: например, «Позвоните клиенту и выявите потребность».
Важно показать сотрудникам, как облачные сервисы делают их работу проще и комфортнее. Для этого нужно разобраться в программах и научить всех правильно ими пользоваться. В таком случае сотрудники будут не просто отмечаться ради регламента, а реально пользоваться системой.
Настройка, оптимизация, интеграция. После внедрения программ нужно настроить систему работы облачных сервисов, которая будет учитывать особенности компании. Например, можно интегрировать виджет для учета рабочего времени сотрудников с платформой по управлению проектами. Настроить автоматическую отправку записей разговоров с клиентами в облачное хранилище, подключить рассылку для клиентов о степени готовности заказа через мессенджеры.
Доработка программы под задачи бизнеса. Облачную инфраструктуру нужно постоянно корректировать под текущие задачи. Например, если у компании меняется бизнес-процесс продаж, его нужно перестроить и в CRM-системе. То есть мало один раз внедрить сервис, нужно его сопровождать. Сопровождением систем занимаются те же компании, что и их внедрением.