лайт панчакарма что это такое
Панчакарма: личный опыт
З дравствуйте, меня зовут Юлия, мне 30 лет. Хочу поделиться с вами своим опытом очищения организма.
Первый раз об очищении организма я узнала от своего друга. Переводила разговор в шуточный, когда речь заходила о клизмах и катетерах в нос. Говорила «Я не буду этого делать! Не буду и не надо меня уговаривать!»
Все травы были привезены из Индии от доктора Аюрведы Джетендрия, с которым я в последствии встретилась и научилась панчакарме.
Короткая программа очищения организма на 14 дней. Полная программа длится 21 день.
Часть первая: Подготовка
Советую проходить панчакарму в аюрведических центрах под наблюдением опытного специалиста. Панчакарма подходит как для профилактики (с целью предотвращения накопления амы (шлаки, токсины), так и для лечения нарушений здоровья. Но если у вас нет такой возможности, можете пройти ее в домашних условиях, но прежде найдите больше информации, изучите подробности, будьте ответственными!
Первый раз я делала панчакарму в домашних условиях, на растущую луну. Это важно, т. к. мы с природой единое целое, как луна влияет на приливы и отливы, так же она влияет на потоки в нашем организме. Программа очищения начинается с внутреннего и внешнего промасливания. 7 дней подряд принимайте с утра на голодный желудок ги. Как приготовить ги? Топите сливочное масло, желательно выбирать масло 82,5% массовая доля жира, убираете верхнюю пену и белый осадок. Принимала: 1 ст. ложку в первый день, 2 ст. ложки во второй день и так до 7-ми ложек. Когда количество ложек стало ощутимым, я использовала гречневую кашу. На седьмой день каша плавала в масле )). Если масло очень трудно принять за один раз, то можно принимать в промежутках между едой. (При повышенном содержании холестерина или сахара в крови, используйте вместо ги льняное масло. Оно содержит кислоты, снижающие уровень холестерина.)
Вечером мазала все тело кунжутным, оливковым маслом (масло должно давать согревающее воздействие, можно слегка подогреть). Наносите массирующими движениями. У меня перестали хрустеть суставы. Кожа стала приятной на ощупь.
Из рациона советую убирать все виды мяса и рыбу. Друзья, проявите решимость!
Часть вторая: Терапевтическое очищение пяти органов
Советую исключить из рациона все виды мяса, рыбу, яйца, все молочные продукты, все зерновые, все бобовые, всё маринованное, солёное, хлеб, алкоголь, шоколад, наши любимые печеньки с конфетками и т. д. Питаться только растительной пищей. Допускается гречка, картошка, специальный молодой рис. Пить, только не газированную воду. Я строго придерживаюсь данной диеты. Все процедуры провожу утром. Рано утром выпадает роса, так и в нашем организме вывод слизи из организма происходит утром.
7.00 — 7.15 Джала нети (Насья) — промывание носовых пазух. Излечивает насморк, улучшает зрение, обоняние. Смазывала ноздри маслом ШАТБИНДУ и пропускала через каждую ноздрю катетер.
«Катетер?? В нос??» — говорила я. «Ни за что!» Рисовались образы худых чернобородых йогов, сейчас понимаю, как прочно был закрыт мой мозг от различной, порой нужной информации. Масло жгучее, закапывала пипеткой. Дерёт нос, но выходит много слизи.
7.20 — 7.35 Рету — ингаляция. Использовала ОЛЕШАН масло. На 0.5 л кипятка 4 капли ОЛЕШАН-масла. Вдыхала в течение 15 минут. Не чего сложного, кроме того, что «Олешан –вырви глаз!»J.
7.35 — 7.40 Нета нети (Нетра басти) — очищение глаз. Снимает напряжение, восстанавливает внутриглазное давление, прочищает каналы. Обычно используются ванночки для глаз (на 100 мл кипятка 1 ч.л. Трифалы, настаивать ночь, перед применением процедить). Я использовала очки для плаванья, просто не стала искать ванночки. Ощущения глазами песка в воде. Потом, со мной делился опытом человек, который носит очки, зрение не восстановилось, но картинка стала чётче.
7.40 — 7.45 Виречана — очищение кишечника. Используется Rejuvinative. 1 ч.л. запивала стаканом воды. Это легкое слабительное, для прочищения тонкой кишки.
7.40 — 8.00 Утклешана басти — очищение кишечника, очистка прямой кишки. Клизма. «Никогда. »- говорила я и часто слышу от других J. С вечера готовила отвар на 1 л. кипятка 5 ч. л. порошка Трифалы и 3 ч.л. порошка Ниим, настаивала до утра, и утром добавляла свежий сок 3-х лаймов (пол лимона). Делала в ванне на четвереньках, «кружку Эсмарха» лучше подвешивать повыше. Наконечник смазывала маслом. В первые дни кружка не вливалась за раз (Если кружка влилась сразу вся — это хороший показатель). Не сдавайтесь, друзья :-D!
8.10 — 10.10 или 18.00 — 20.00 Хатха-Йога — выполнение асан. Занятия йогой помогают отварам пройти глубже в органы, массируя и питая их. Прорабатываются суставы, позвоночник. Используйте медитации для успокоения ума.
После йоги или можно вечером — Массаж — абхьянга, марма, мамса и Нуга-Бест. Попросите близких сделать массаж, массажи необходимы. Вы почувствуете уплотнения в теле, если не делали долго массаж, их необходимо размять. Я почувствовала, разминать их неприятно.
После массажа или можно вечером принять Сауну — очищение от солей, токсинов и шлаков. Рекомендуется Хамам (Турецкая баня). С утра много выпиваешь воды (как-то делала панчакарму без бани, и на 5-й день чувствовался избыток воды в организме).
Веричанабасти — очищение желчного пузыря и почек на 5-й день. Это отдельная часть, основана на употреблении оливкового масла и сока лимона. Выношу в отдельную часть, т. к. есть противопоказания.
Рактамокшана — терапевтическое кровопускание на 7-й день, особенно после Веричанабасти много выбросов попадет в кровь, ее нужно очищать методом слива. Я ходила в частную клинику, где мне помогли это сделать, сначала кровь была темной и густой, забивалась иголка, обычно получается 2 шприца, точно ml не могу сказать, окончанием слива будет являться светлая кровь.
Востановление
Чаванпраш 1 ч. л. — смесь различных трав. Стресском — 0.5 ч. л. 2 раза в день (успокоительное).
Примененные отвары и травы начинают действовать не с первого дня, а постепенно, накапливаясь в организме день ото дня. После окончания панчакармы они будут на пике действия и продолжат свое действие на протяжении 1-2 недель, поэтому постарайтесь оставаться вегетарианцами и после панчакармы.
Данную методику практикую ежегодно, все методы стали для меня нормой и не вызывают различных эмоций, только забавные воспоминания. После первой чистки отпали желания кушать мясо, появилась легкость в теле и в уме. После первой, второй, третей чистки наблюдалась потеря веса 5-3 кг. Ярче стал ощущаться вкус пищи. Стала замечать, что люди называют мой возраст с разницей 5–8 лет в меньшую сторону. Ушли из моей жизни такие эмоции, как злость и жестокость. Важным по влиянию стал факт, что я перестала болеть. Хотя до панчакармы у меня часто была температура: осенью, весной, зимой 100% я болею. Мои руки и ноги часто мерзли, сейчас они теплые. Я забыла, что такое головная боль.
Стала больше интересоваться здоровьем, посещать йогу. Не даром говорят: «В здоровом теле — здоровый дух». Вижу необходимость всем заниматься йогой, вы сможете оздоровить свой организм, поработать над умом. После глубоких медитаций пришло понимание, что есть истинное счастье, мое сердце наполнилось состраданием ко всем живым существам.
Поэтому стараюсь донести до человека хотя бы элементарное: правильное питание и правильный образ жизни. Панчакарма помогла мне выйти из состояния тамаса. Находясь в раджасе, я вижу путь к саттве. Я ощущаю саттву.
Ещё один рассказ про эту методику вы можете прочитать по этой ссылке
Панчакарма — жемчужина аюрведы
Аюрведа уделяет большое внимание профилактике заболеваний, предлагая разные пути поддержания гармонии тела, духа и разума. Рекомендации по диете и образу жизни, целебные травы, практики йоги и медитации шаг за шагом помогают человеку обрести здоровье, успокоение ума и гармонию с окружающим миром. Среди многообразия методов лечения и восстановления особого внимания заслуживает панчакарма, которую справедливо называют «жемчужиной аюрведы».
Панчакарма представляет собой процесс детоксикации, возвращающий душе молодость, а телу – лёгкость. Это можно назвать особым видом лечения, который активно применяет силу масляного массажа и лечебных трав. Об этой процедуре упоминается в разных трактатах аюрведы, в том числе о ней упоминает фундаментальный труд «Чарака-cамхита», который называет панчакарму и широдхару ведущими методами лечения. И это не просто слова, если учитывать высокую степень трансформации организма на всех уровнях, который обеспечивают эти процедуры.
Из истории панчакармы
Некоторые элементы панчакармы активно применялись ещё в ведический период, хотя слово «панчакарма» встречается только в аюрведической литературе. В ведической литературе упоминаются такие термины, как «товиречана» и «ваманадравья» – препараты для рвоты или очищения. Примечательно, что Дханвантари, покровитель аюрведы, держит в руке джалоку (пиявку), символизирующую кровопускание – популярный ещё с незапамятных времён метод очищения. Также в ведической литературе можно встретить упоминания о насье (закапывание в нос). Однако несмотря на то, что некоторые из техник были описаны в ведический период, панчакарма как система терапии сформировалась в период «Чарака-самхиты».
Не только в аюрведе, но и в других медицинских культурах, можно встретить методы лечения и очищения, подобные панчакарме. До недавнего времени в западной медицине существовала практика лечебных клизм при таких состояниях, как артрит и астма. В литературе упоминается способ приёма лекарств назальным путём для больных несахарным диабетом.
Как работает панчакарма
Чтобы понять механизм действия панчакармы, важно знать основные принципы аюрведы. Аюрведа определяет здоровье как состояние, при котором все составляющие организма работают без сбоя и пребывают в гармонии с окружающим пространством. То есть, прежде всего, аюрведа нацелена на поддержание баланса. Когда в системе царит гармония, болезнь не может ей навредить.
Баланс, к которому так стремится аюрведа, опирается на работу четырех систем:
Если же баланс основных функциональных систем нарушается, начинаются болезни. Любой дисбаланс дош влияет на агни и производит токсины (аму). Ама также образуется при плохом переваривании пищи, неправильном сочетании и выборе продуктов, некачественной воде, загрязнении воздуха, пестицидах в пище, эмоциональном и физическом стрессе или травмах.
Аюрведа весьма серьёзно относится к пищеварительной системе. Саму систему пищеварения делят на три части: верхняя часть пищеварительного тракта до желудка находится под влиянием капха-доши; средняя часть – от нижней части желудка до тонкого кишечника – функционирует под действием питта-доши; нижняя часть – от толстой кишки до ануса – относится к вата-доше.
По мере накопления ама распространяется по всему телу и, в конце концов, оседает в более глубоких тканях, органах или каналах, вызывая дисфункцию и болезни. Когда речь идёт об аюрведической детоксикации, имеется в виду ослабление и устранение токсинов из организма. Хотя аюрведа признает важность омоложения тканей и систем и необходимость восстановления их баланса, именно удаление амы является первым шагом в процессе исцеления.
Индивидуальный подход к детоксикации и омоложению
Аюрведа применяет два основных способа лечения болезней.
Шодхана. Одно из значений этого слова – «уходить». Такой вид терапии помогает вывести из организма токсины и излишки дош, а также восстановить баланс всех систем. Панчакарма классифицируется как терапия – шодхана.
Шамана. В этом виде терапии используются паллиативные методы для улучшения состояния при заболеваниях. Это могут быть травы, специальная диета, упражнения, распорядок дня и т.д. Шамана применяется для пожилых или ослабленных людей, а также при тяжёлых, неизлечимых заболеваниях, то есть в тех случаях, где шодхана противопоказана.
Панчакарма переводится как «пять действий», которые включают пять методов лечения, обеспечивающих безопасное и эффективное удаление токсинов из тканей и органов без повреждения или ослабления всей системы организма. Целью панчакармы является не только выведение токсинов в их физическом проявлении, но и восстановление работы связки «разум-тело» до состояния равновесия на всех уровнях, включая эмоции.
Человеческое тело удивляет своей способностью к самовосстановлению и самоомоложению. Но всякий раз, когда вата, питта и капха пребывают в дисбалансе, а токсичные вещества оседают в тканях в больших количествах, естественная способность организма к обновлению блокируется. И благодаря панчакарме мы можем исправить эту ситуацию.
Сам метод уникален тем, что учитывает особенности каждого человека в соответствии с его конституцией и дисбалансом дош. Перед тем как приступать к самим процедурам, врач должен оценить масштаб дисбаланса, определить конституцию человека (пракрити) и текущее состояние дош (викрити), а также то, какие ткани, каналы и органы вовлечены в дисбаланс и требуют особого внимания.
Затем врач разрабатывает индивидуальный план панчакармы, который включает диету, питание, травяные составы и добавки, методы лечения организма и рекомендации по образу жизни. Индивидуальный подбор трав и масел обеспечивают выведение амы из глубоких тканей через естественные пути. Практика йоги, пранаямы и медитации укрепляют и выводят ментальные токсины.
Предварительный этап панчакармы – пурвакарма
Как уже упоминалось, пищеварительный тракт играет в работе организма решающую роль. На этапе подготовки избыток дош и токсины попадают в пищеварительную систему. Избыток капхи накапливается в верхней части, избыток питты – в средней части, а избыток ваты – в нижней части пищеварительного тракта. Для их «пробуждения» используется масляная терапия.
Первый шаг пурвакармы – снехана (олеация), который заключается в насыщении тела лечебными или травяными маслами. Масла принимаются внутрь или проводится внешнее промасливание с помощью интенсивного массажа всего тела (абхъянга). Выбор масел зависит от индивидуальных потребностей и дисбаланса дош пациента. Олеация (промасливание) помогает ослабить аму и переместить ее из более глубоких тканей в желудочно-кишечный тракт, где в силу вступают основные способы выведения.
По окончании массажа выполняется сведана (от слова «пот»). Основная цель этой терапии – подготовить каналы для удаления амы. Существует несколько методов выполнения сведаны, которые также можно использовать в качестве дополнительных методов лечения во время панчакармы. Но наиболее часто используются два метода.
Нади сведана – это местное применение пара с отварами трав и маслами. Обычно пар направляется на определенные участки тела (например, поражённые суставы или мышцы) для улучшения подвижности и уменьшения боли.
Башпа сведана распределяет пар равномерно по всему телу за исключением головы. Этот метод используется для дальнейшей детоксикации организма после абхьянги. Обычно за ней следуют травяные компрессы, которые помогают вывести токсины из пор кожи.
Наконец, пурвакарма включает широдхару. В аюрведе считается, что глубокое расслабление создает среду, в которой можно преодолеть глубоко укоренившийся дисбаланс и легче восстановить гармонию и функциональную целостность дош. Широдхара – это терапия очень тонкого уровня, во время которого медленным непрерывным потоком на лоб льется тёплое масло.
В результате чего приходит в умиротворение вата-доша, успокаивается и получает необходимую подпитку нервная система. Человек обретает не только состояние расслабления и умиротворения, но также ясность ума и способность к более тонкому восприятию мира.
Основной этап панчакармы – прадханакарма
После того как были выполнены снехана, сведана и широдхара, ама перемещается в желудочно-кишечный тракт и может быть устранена с помощью основных процедур панчакармы: вамана, насья, виречана, рактамокшана (рактамокша) и басти. Каждый из этих методов лечения способствует удалению амы через обычные каналы выделения, перемещая её вверх, вниз или через кожу. Аюрведический врач должен оценить масштаб дисбаланса и решить, на какие методы лечения следует обратить внимание, в зависимости от того, какие доши, ткани и органы задействованы, и где в организме застряла ама.
По какому принципу назначаются процедуры? Вамана (лечебная рвота) и насья (введение лечебных масел и травяных препаратов через нос) обычно относят к воздействию на капха-дошу. Виречана (очищение кишечника) относится к питта-доше, а басти (лечебная клизма с маслами и травами) относится к вата-доше. Так, например, у человека с дисбалансом капхи или избытком амы в месте локализации капхи вамана и насья будут интенсивнее, что поможет удалить избыток капхи.
1. Вамана (лечебная рвота)
Процедура помогает удалить из тела излишки капха-доши, которые локализуются в верхней части пищеварительного тракта. Показаниями для ваманы являются хронический кашель, астма, респираторные заболевания, диабет, потеря аппетита и другие расстройства капха-доши.
Противопоказания включают язвы желудка, сердечные заболевания и опухоли в брюшной полости. Вамана не должна вызывать тошноту или болезненные ощущения. Проведение ваманы с использованием натуральных ингредиентов и трав делает процесс естественным и безболезненным, что помогает восстановить баланс и помочь с серьезными заболеваниями капхи – проблемами с лёгкими и метаболическим дисбалансом.
2. Насья (введение препаратов через нос)
Удаляет аму из носовых ходов, ушей и глаз, очищает и открывает каналы головного мозга, улучшая его оксигенацию. Лечебные масла и травяные отвары помогают удалить излишки капха-доши, скопившиеся в области головы и шеи. Показания для насьи: гайморит, проблемы с дыханием, тяжесть в голове и т.д.
3. Виречана (очищение кишечника)
Это естественное очищение кишечника, в основном, тонкого, и органов, связанных с питта-дошей – печени и желчного пузыря. Виречана удаляет аму и избыток питты, балансируя все метаболические функции.
Показаниями для виречены являются кожные заболевания, хроническое воспаление, заболевания печени и селезёнки, желтуха, проблемы в полости рта и другие состояния, вызванные дисбалансом питты.
Противопоказания: трещины заднего прохода, кровотечение в нижнем отделе желудочно-кишечного тракта, язвы в толстой кишке и т.д.
4. Басти (лечебная клизма)
Эта процедура, вероятно, самая могущественная из всех пяти. В толстую кишку поочерёдно вводятся лечебные масла и отвары, которые там задерживаются и усваиваются. Цель басти – очищение и омоложение толстой кишки, поскольку она связана со всеми другими органами и тканями тела.
Толстая кишка – важный орган для усвоения питательных веществ и основной путь удаления отходов. Ещё это место локализации вата-доши, которая является двигателем других дош и вообще всей физиологической активности. Поэтому басти оказывает широкое влияние на тело, доши, каналы и ткани.
Показаниями к лечению басти являются запор, общие боли в разных частях тела, паралич, эпилепсия, заболевания суставов и другие состояния ваты. Противопоказания включают диарею, кровотечение в нижней части пищеварительного тракта, сильную слабость и т.д.
Чем басти отличается от обычной клизмы? Обычные клизмы, безусловно, полезны и могут очистить толстую кишку, но они не питают ткани. Кроме того, удаляется только то, что находится в толстой кишке. Обычные клизмы действуют локально и обладают временным эффектом. Более того, согласно аюрведе, частые клизмы могут ослабить слизистую оболочку и высушить толстую кишку, что еще больше выведет вата-дошу из баланса. Когда басти применяется в сочетании с подготовительной терапией пурвакармы, она не просто очищает толстую кишку, а питает ткани и выводит токсины из всего тела.
5. Рактамокшана (кровопускание)
Когда-то очень популярный способ очищения крови (ракта – кровь, мокша – очищение, освобождение) и сегодня не утратил своей актуальности. В старину для этого использовались пиявки, теперь кровь можно выводить с помощью шприца. Однако пиявки всё-таки предпочтительней, поскольку в их слюне содержатся биологически активные вещества, улучшающие качество крови. Смысл процедуры заключается в выведении излишней питта-доши вместе с «лишней» кровью.
Показания к рактамокшане: проблемы с кожей, экзема, абсцесс, геморрой и т.д. Противопоказания могут включать нарушения свертываемости крови, низкое кровяное давление и т.д. Во время панчакармы пациенту необходимо соблюдать специальную диету. Пища должна быть тёплой, сытной, лёгкой и хорошо усваиваться. Следует избегать острой, кислой, солёной пищи. В качестве основного блюда рекомендуется кичари (сочетание риса, маша и мягких специй). Рекомендуется избегать интенсивных физических нагрузок, позднего засыпания, алкоголя, курения и разного рода излишеств, перегружающих организм.
Общие противопоказания для панчакармы: очень слабые пациенты, пожилые люди, дети, беременные, пациенты с заболеваниями сердца. В таких случаях следует применять шаману.
Заключительный этап панчакармы – пашаткарма
Панчакарму иногда сравнивают с хирургической процедурой, во время которой необходимо соблюдать определенные правила и предписания. Возвращаться к обычному образу жизни нужно постепенно. Это важный этап, поскольку после серьёзной встряски организму нужно восстановить работу всех систем, включая обмен веществ и иммунитет.
Комплекс процедур, следующих за основными видами терапии панчакармы, называется пашаткарма. Если пренебречь этими завершающими процедурами, пищеварение может не вернуться в нормальный режим работы, и производство амы продолжится. После детоксикации разум и тело находятся в обострённом и несколько уязвимом состоянии. Поэтому рекомендуется медленное и постепенное возвращение к обычным занятиям с соблюдением индивидуальной диеты, включающей отвары трав и следование диначарье.
Во время пашаткармы самое время принимать препараты, омолаживающие тело и разум. Обычные травы, которые назначают на этом этапе: ашвагандха, пиппали, брахми, амалаки. Хотя, безусловно, нужно помнить об индивидуальной конституции, которая определяет, какие препараты и в каком количестве употреблять.
Несколько важных вопросов о панчакарме
Кому показана панчакарма?
Существует мнение, что панчакарма необходима в случае появления заболеваний, а для здоровых людей эта процедура будет лишней. Но если вы стремитесь сохранить здоровье, то именно панчакарма будет служить той самой превентивной мерой, которая не позволит организму дать сбой в работе.
Когда проводить панчакарму?
Лучше всего – на стыке двух сезонов, например, между летом и осенью.
Как часто проводить панчакарму?
Не реже одного раза в два года.
Сколько времени продолжается панчакарма?
Традиционно процедура рассчитана на 21 день. Именно за это время обновляется организм на клеточном уровне. Если же нет возможности погрузиться в процесс очищения на три недели, можно программу сократить до одной или двух недель.
Где лучше проводить панчакарму?
Сейчас можно встретить разные предложения: от специализированных индийских клиник до домашних программ. Все варианты имеют свои плюсы и минусы. Если вы выбираете самостоятельный путь, нужно хорошо изучить весь процесс и знать о возможных противопоказаниях. Кроме того, в домашних условиях не все процедуры можно выполнить. Например, широдхару. Если панчакарма в полном объёме сейчас недоступна, не отказывайте своему организму в очищении!
Даже в упрощённом виде эта процедура окажет на вас колоссальный эффект и приведёт к заметным улучшениям. Каждому из нас доступно изучить теоретические аспекты аюрведической детоксикации, составить индивидуальный план и уделить себе 3-4 дня.
Панчакарма. ч.7. Общее
В этой заметке я кратко опишу классические процедуры панчакармы. Вы должны иметь представление, что происходит и каких результатов можно добиться, пройдя панчакарму в клинике, или проведя ее в облегченной версии самостоятельно.
Процедуры панчакармы ослабляют пациента и настоятельно рекомендуется проводить их под наблюдением аюрведического врача. До ослабления доводить себя не будем, а посмотрим, что можно сделать самостоятельно. Все процедуры очисток, рекламируемые нашими известным популяризаторами, взяты из Йоги, такие как уринотерапия, все очистки печени, желудка, кишечника, даже упражнения по восстановлению зрения – все это вы можете найти в древних книгах по Аюрведе.
Пищеварение зависит от конституции человека, его дисбаланса дош, степени пищеварение – слабого, сильного или непостоянного. И конечно – от количества принятой пищи. У каждого человека есть своя норма пищи, которую его организм может полностью переработать. С капха дошей большей частью связано слабое пищеварение. Капха часто ест много и это слишком тяжело для ее пищеварения. Капхе достаточно 2-х разового питания – обед и ужин. Завтрак лучше пропустить.
Сильное пищеварение связано с питта дошей. Питта может поглощать огромное количество пищи, практически любой, даже очень тяжелой. Организм перерабатывает все быстро и полностью без образования амы (токсинов).
У вата доши пищеварение нестабильное. Тут нужно большое внимание к своему организму и к процессам, в нем происходящих.
Все доша-типы должны ориентироваться на климат и время года. Летом, в жару, самой холодной капхе можно пропустить горячее блюда и сьесть что-то похолодней. Ну а зимой, самой разгоряченной питте не стоит ходить в майке, а следует одеться. Ну и т.д.
Формировнию амы способствует беспорядочный стиль жизни, который нарушает заведенный порядок переработки пищи. Ментальные, эмоциональные и физические стрессы также ведут к неправильному пищеварению и накоплению амы (токсинов). Задача панчакармы – эти токсины удалять. Делать это надо разумно, в соответствии с вашей дошей. Обязательное условие при панчакарме – следовать режиму и диете для вашей конституции. То, что хорошо вате, будет просто убийственно для питты и капхи.
Перед самой панчакармой проводится снехана (промасливание) и разогревание. Это уже рассматривалось это в заметках про Шаману. Только при панчакарме это делается в гораздо больших размерах. Эти процедуры приводят аму, крепко въевшуюся в ткани, в подвижное состояние. Шлаки «как по маслу» начинают двигаться из своих залежей в жировой и соединительной ткани и подходят к местам естественного выведения, в первую очередь, к кишечнику, почкам и к коже.
Сдвинуть аму можно 2-мя вещами: растворение амы растительными маслами и теплом. Наилучшее объяснение промасливания постоянно приводится в разных источниках. Я его повторю:
«Если вы возьмете сухую палку и попытаетесь ее согнуть, то она треснет. Сначала ее нужно промаслить, разогреть и только потом сгибать. То же самое справедливо и в отношении нашего организма. Если вы будете пытаться очищать холодный и сухой организм, то он может «треснуть». Поэтому сначала его нужно как следует промаслить, потом разогреть, и после этого с ним можно будет делать все что угодно. Этой предварительной ступенью не стоит пренебрегать, ибо любые процедуры детоксикации в сухом организме могут вызвать отрицательный эффект».
В панчакарме применяется 2 вида промасливания:
Больше всего лечение маслами подходит людям с высокой вата дошей, особенно при всех заболеваниях, связанных с ватой. Для питты и капхи промасливание нужно в основном, как подготовительная процедура (пурвакарма) перед процедурами панчакармы, например, перед искусственно вызванной рвотой (вамана) для капхи или искусственно вызванным послаблением (виречана) для Питты. За три – четыре дня перед промасливанием необходимо перейти на легкую, жидкую, маслянистую и очень свежую пищу.
Есть разные способы наружного применения масел, в том числе полоскание, ванночки для глаз, наполнение ушей маслянистыми составами, специальные техники массажа. Часть этих методов очень проста и эффективна и может принести большую пользу, но самостоятельно наверное заниматься этим рискованно.
Следующий метод, помогающий удалить аму – это тепло. По своей природе ама холодная. Как ее «разогреть»? Вате нужно влажное тепло (в виде влажной парной), капхе нужно сухое тепло (сауна с ее сухим воздухом или яркое солнце). Питте это нужно меньше всего.
Собственно панчакарма включает в себя лечебную рвоту (вамана) – при капха нарушениях, прием слабительного и очищение кищечника (виречана) при питта нарушениях, клизменная терапия (васти) – с применением лекарств, а чаще всего масел ( анувасана) – при вата нарушениях. Также применяются промывание носа (джала нети) и кровопускание. Промывание носа употребляется, если ама накопилась в голове и мозгу, а кровопускание в случае, если заражена кровь.
Самым «простым» по выполнению в домашних условиях из всех очистительных методов являются аюрведические клизмы, больше подходящие для ваты, и тогда они должны быть масляными.. Очистки «по Малахову» делали очень многие, описывать не стоит, литературы – горы. Все очень согласуется с Аюрведическими очистками. Правда в первых книгах это рекомендовалось всем подряд, а в последних (до которых у меня не доходят руки из – за катастрофической нехватки времени) вроде упоминаются доши. Но с уверенностью сказать не могу.
Чистка печени больше всего нужно для питты с ее повышенным образованием желчи и неполном выведении, чистка кишечника – для ваты, и чистка дыхательных путей – для капхи. Также при панчакарме (и как часть ежедневных домашних очисток для многих, практикующих йогу) широко применяется промывание носовых пазух (джала нети), оно отлично удаляет слизь из верхней части тела. Только выполнять надо по правилам – специальным чайником для носа, с правильными движениями и особенно правильной просушкой пазух. Не высушив как следует носовые пазухи, можно заработать себе гайморит, если его еще не было. Очень многие современные пособия по йоге описывают эту процедуру так «зачерпните в ладошку воду и втяните ноздрей». Мне всегда хочется спросить таких «авторов»- ну сами-то вы пробовали втянуть ноздрей из ладошки? Ну и как это было? А какой результат? Да и вода должна быть определенной температуры и подсоленной до солености крови – тогда она моет стенки, а не всасывается слизистой. И т.д.
Еще одна процедура панчакармы – кровопускание (ракта-мокша). – Кров оно полезно при зашлакованной крови, которая бывает только при дисбалансе Питты. Иногда предлагают вместо кровопускания периодически сдавать кровь.
Сейчас у меня нет задачи подробно описывать рвотные процедуры и клизмы, и т.д. Те, кто этим уже пользовался, знают, как это делать, самые нетерпеливые найдут в интернете. А я буду рассказывать об этом позже, сейчас у нас другие задачи. Я просто хочу показать – что же такое панчакарма. Если вы все-таки решитесь сами на какие- то процедуры – используйте здравый смысл, не делайте резких движений и не принимайте все в больих дозах, следуйте определенным методам предосторожности.
Масло при промасливании принимается следующим образом:
– при нарушении ваты масло пьется до еды
– при нарушении питты принимается во время еды
– при нарушении капхи масло принимается во время и после еды.
Также во время и после еды масло принимается, если разбалансированы все доши и болезни распостранились по всему по всему телу так, что диагноз трудно поставить. Дозу масла надо постепенно увеличивать так, чтобы к окончанию курса она возросла в 6 раз.
Вся процедура проводится 7 – 9 дней. Через три дня после окончания процедуры нужно принять мягкое слабительное, а через два дня после слабительного делается очистительная клизма.
Если вас почему то не устраивает аюрведическое блюдо кичари, то подбирайте продукты, исходя из своего типа конституции.
Доза принимаемого масла очень индивидуальна, ее надо увеличивать постепенно. Принятое мало не должно вызывать каких-либо неприятных ощущений. Наоборот, правильно подобранная доза дает легкость в теле, улучшение пищеварения и цвета лица.
Отлично промасливает организм топленное масло гхи. Его можно применять и очень длительно в малых дозах для все дош. Дозу подбираете самостоятельно по ощущениям. Обычно это 2 – 4 чайных ложки в день. Помните, ваты должны использовать максимальные дозы масла и проводить длительные промасливания, капхам же либо вообще не проводится промасливание, либо проводится незначительное промасливание и низкие дозы масла. питты стоят посредине между этими двумя типами.
Один из известных методов очистки – голодание. Ни в коем случае не не сочетайте его с панчакармой. И рвоты, и слабительные очень ослабляют организм, и при сопутствующем голодании будет один вред. Точно так же с точки зрения аюрведы при голодании отрицательно действуют клизмы (так широко рекомендуемые многими авторами как раз таки при голодании). Голодание с клизмами очень возбуждает вату. А от дисбаланса Ваты происходят большинство болезней.
Все о Панчакарме:
Запись на консультацию по здоровому образу жизни в соответствии с аюрведой производится на странице «Консультации».