лебедка ручная что это такое
Лебёдка ручная. Описание, особенности, виды и цены ручных лебёдок
Таскатель, нефтянка, тросовый домкрат, лягушка, туапсинка и душанбинка. Все это – названия ручной лебедки. В одних отражен род деятельности, в других особенность внешнего вида, а в третьих места производства.
В частности, в советские времена лебедки поставляли заводы Туапсе и Душанбе. Там же выпускали тали. И внешне, и по строению они похожи на лебедки. Статья посвящена последним. Но, в начале, разберемся в отличиях от талей.
Описание и характеристики ручной лебедки
Ручная лебедка – устройство для перемещения грузов по горизонтали. Тали же передвигают тяжести по вертикали, то есть, снизу вверх. Однако, есть комбинированные модели, в которых два механизма совмещены.
Строение лебедки основано на барабане с намотанным на нее тросом. За него тянут грузы. Минимальная нагрузка для лебедок – 150 килограммов, а максимальная – 10 тонн. Сколько выдерживает конкретная модель можно проверить лишь опытным путем.
Производители заявляют грузоподъемность лебедок. Но, тот же опыт подсказывает, что китайские установки, к примеру, склонны выдерживать меньше нормы. В соответствии с заявкой производителя работают, как правило, российские лебедки. Их, в основном, поставляет завод Армавира.
На пределе нагрузки у лебедок рвется трос. Подстраховываясь, избегают его металлических вариантов. Порвавшись и отпружинив, такие могут нанести серьезные увечья.
Предпочтительны канатные тросы. Их длина в лебедках разных моделей тоже разнится. Минимум – 1,5 метра, максимум – 10.
К барабану с тросом в лебедке прилагается передача в виде зубчатого привода, рычага с храповиком или винтового механизма. Они снижают нагрузку на трос.
Элементы передачи и барабан крепятся к раме. В ней есть пазы для цепи, протягиваемой к неподвижной опоре и закрепляемой на ней. Бывают, так же, рамы с болтовыми соединениями для крепления.
В отличие от электрической, ручная лебедка полностью автономна. Кроме заводских вариантов есть упрощенные самопальные. Любители езды по пересеченной местности, к примеру, возят с собой полуметровый отрезок трубы.
Его вбивают в грунт. К верхушке трубы крепят трос. В действие импровизированную лебедку приводят черенком лопаты или фомкой. Ухват осуществляют меж трубой и тросом.
Усилие прилагается большее, чем к заводским установкам. Однако, и на самой простой лебедке коэффициент полезного действия в разы больше, чем без механической подмоги.
Ручная лебедка, своими руками сделанная, работает только на тягу. Среди же заводских установок есть способные еще и плавно опускать груз. Если конструкция рассчитана не только на тягу по земле, но и подъем, их мощь разниться.
Передвигать в горизонтали легче, чем по вертикали. На упаковке указано 2/0,8 т.? Значит, лебедка способна тянуть по земле 2000 килограммов, а поднимать меньше 1000.
Виды ручных лебедок
По сути, деление моделей на самодельные и заводские, импортные и отечественные – это классификации лебедок. Разделить их можно и по типу крепления.
Есть аппараты, фиксирующиеся на стенах, на земле и комбинированные. Но, основная классификация связана со строением, типом механизма лебедок:
№1 Рычажный механизм может работать без фиксации. Соответственно, не нужно искать основание, способное, как и лебедка, выдержать солидную нагрузку.
Плюсом, свободное крепление позволяет применять аппарат и по горизонтали, и по вертикали. Главный в конструкции рычаг. Он, запускает храповый механизм, вращающий вал лишь в одну сторону.
Минус конструкции – малая намотка троса на барабан. Более 6-ти метров в моделях класса не встретить. Зато, лебедка ручная рычажная – рекордсмен грузоподъемности. Именно среди аппаратов с рычагами встречаются тягающие по 10 тонн.
Такие лебедки солидны в размерах, применяются в промышленности, на стройках. Большинство же рычажных образцов миниатюрны, закупаются для бытовых нужд.
Подвидом рычажной лебедки считается монтажно-тяговая. В ней отсутствует барабан. Это делает модели компактными и снимает ограничение по длине каната. Встречаются предложения с 20-25-метровыми тросами.
Зажимаются они кулачками на корпусе. Расположены зажимы друг напротив друга, обеспечивая равномерную нагрузку на трос. Тот, в итоге, дольше служит. К тому же, есть функция блокировки кулачков рычагом.
Последний защищен срезным штифтом. Устройство совершеннее прочих рычажных лебедок, набирает популярность.
№2 Барабанный механизм работает только от опоры. Рассчитан на горизонтальное передвижение грузов. Если переместить их нужно под углом в 45 градусов, лебедка ручная барабанная крепится на высоте 15 сантиметров от земли.
Это минимум. Если передвигать груз предстоит под большим углом, аппарат поднимают на 65 сантиметров. Кроме опоры, работают рукоять, редуктор и барабан.
На последнем, как правило, десятки метров троса. Поэтому модели серии еще называют тросовыми. Вместо рычага движение задает вращающаяся рукоять.
Через редуктор она передает импульс на барабан, а тот задает тяговую силу. Если она чрезмерна, срабатывает стопор. Это обезопасит в моменты внезапного падения грузов. Они могут весить от 250-ти кило до 5 тонн.
Подклассификации лебедка ручная тросовая обязана разным типам привода. Наименее надежным считается :
-Червячный. В нем есть винтовая шестерня и основная. Последняя закреплена на барабане, вращается винтом. Механизм имеет автостоп и позволяет двигать груз в любом направлении, проще говоря, работает на реверсное движение. Радует и сила привода, компактность механизма. Но, плюсы перекрывает быстрый износ за счет активного трения в червячной паре. Снижая нагрузку, приходится постоянно смазывать ее. Без смазки червячные приводы часто клинет.
-Односкоростной шестеренчатый привод представляет большую шестеренку на барабане и рядом с ней малую передающую. Конструкцию еще именую зубчатой. Передаточное отношение высчитывается от количества зубцов на шестеренках. Ведущая из них монолитно скреплена с валом, а к нему фиксируется рукоять.
Если ее плечо длинное, для тяги нужно приложить минимальное усилие. Короткие рукояти заставляют попотеть. Зато, механизм надежен и долговечен, в горизонтали тягает по 2-3 тонны, а в вертикали несколько центнеров.
-Многоскоростной шестеренчатый привод. В таком несколько пар шестеренок. Учитывая, что каждая увеличивает коэффициент усилия в десятки раз, привод самый мощный. Но, скорость вращения барабана, свойственная при 1-ой паре шестерней, теряется.
Приемлемый ритм набирается с тяжелыми грузами от тонны весом. Если же задумано поднять ведро с гравием, процесс будет затяжным. Выручает функция блокировки шестерней. Можно застопорить определенные пары. Учитывая сие, цепная лебедка ручная с многоскоростным приводом – верх совершенства в своем классе.
Как видно, от нюансов строения лебедки зависит сфера ее применения. Есть даже отдельная классификация по назначению установок. Ее рассмотрим в отдельной главе.
Применение ручной лебедки
Наиболее часто ручная лебедка нужна для автомобиля. Это считается бытовым применением. В авто принято класть рычажные модели. Удобны их компактность и возможность работать без крепления.
В противовес моделям с электрическим приводов встают легкость, экономия ресурсов двигателя, от которого лебедки берут энергию. К тому же, ручные установки в разы дешевле электрических.
Лебедки бытовой направленности именуют малогабаритными, поскольку для хозяйственных нужд достаточно компактных моделей.
Их используют не только в авто, но и на частных стройках, в гаражных работах, при натягивании проводов. Прочие виды установок узкоспециализированные. Так:
Изготавливаются ручные лебедки из крепких сплавов. Их сочетание с устройством аппаратов позволяет использовать механизмы в любых условиях, будь-то жара, холод, помещение или улица.
Для работ под открытым небом и беспроблемного хранения лебедок, их покрывают антикоррозийными составами, предотвращающими ржавчину.
Цены на ручные лебедки
Цена ручной лебедки обусловлена ее типом, длиной и диаметром троса, производством. Так, рычажную установку китайской сборки реально купить за 1200-2000 рублей.
Отечественные образцы обойдутся в 3 раза дороже. Зато, российским лебедкам нет «сноса». Этим хвастаются и европейские образцы. Однако, они еще дороже отечественных.
При таком раскладе многие предпочитают более мощные лебедки с электроприводом. Цена многим не отличается, а возможностей дается больше.
Для неразбирающихся в приводах лебедок могут показаться выгодными предложения барабанных моделей с червячным приводом. Подвох, как указывалось в статье, кроется в их ненадежности.
Впрочем, для бытовых нужд такие установки приемлемы и даже выигрышны. Промышленные же нагрузки червячный привод вряд ли потянет.
Здесь идеальны многоскоростные шестеренчатые модели и некоторые рычажные варианты. Впрочем, в заводских условиях чаще используют электрические лебедки. Им посвятим отдельную статью.
Лучшая ручная лебедка
Пришло время рассказать ещё об одном аксессуаре, который верой и правдой служит мне долгие годы… Речь вновь пойдет о ручной лебедке. Не о той, маленькой, запасной, о которой я писал ранее, предназначенной более для закрепления груза или строп, чем нежели для выдергивания авто (хотя и с этим она отлично справляется), а о нормальной ручной лебедке, которая должна быть в арсенале каждого джиппера, причем вне зависимости от того есть у него электролебедка, иди нет.
Изначально эту лебедку мне подарили, поэтому я долго не знал ни названия, ни характеристик, но знающие люди подсказали, что все таки это ЛР.
Почему в арсенале каждого джиппера?
Во-первых, электролебедка хоть и является несопоставимо более удобной в применении, но иногда и она имеет свойство ломаться (при чем, как правило, в таких местах, где без лебедки уже никак). Конечно, моно и реечный домкрат использовать в качестве лебедки (особенно, когда припрет), но это, в сравнении с ЛР откровенно не удобно и вот почему. У хай-джека больше чем на 1,2м/1,5м (в зависимости от длины его рейки) за один присест машину не вытащишь – нужно «перецеплять» всю конструкцию. В сравнении с ЛР – долго и неудобно. У ЛР троса хватает на 9-12 м. Да сам по себе хай-джек – штука тяжеленая, не приспособленная изначально для работы как лебедка. Естественно, что вопрос: «Есть ли у джиппера хай-джек?» — на повестку дня вообще не ставится.
Во-вторых, представьте себе ситуацию, когда Вам надо помочь другу-джипперу, который застрял в получасе ходьбы от дороги… …и, глядя на эти полчаса ходьбы, Вы понимаете, что будете полсуток пробираться к нему, чтобы своей электролебедкой его вытянуть, а потом вместе, оставшиеся полсуток пробираться обратно… А так, ЛРку на плечо – полчаса ходьбы до очень засадного места, вытянули друга, и за полчаса дошли назад сами. Не будем забывать, что если у друга автомобиль может быть несоизмеримо более проходим, чем Ваш, пусть даже и с лебедкой. И даже если это не так, порой просто нет настроения штурмовать препятствия на своем авто, а переносная лебедка – решение многих проблем помощи в этом смысле).
В этот же пункт: застрять может, ведь и квадроцикл, и вездеход, то есть та техника, к месту застревания которой на экспедиционнике можно в принципе не добраться…
Почему именно ЛР? – Вы не найдете более мощной ручной лебедки. Есть монтажно-тягловый механизм МТМ – штука хорошая, но много более громоздкая и никак не стыкуется с синтетическим тросом (во всяком случае те МТМ, что видел я). На ЛР синтетика более чем ставится. Чем синтетика лучше стали: если порвется синтетика, то есть все шансы, что сразу Вас не убьёт. Стальной же трос просто перережет пополам вместе с рядом стоящим молодым деревцем)))) (ну, это если без тросогасителя). Из более очевидных повседневных плюсов, синтетический трос легче и с ним можно работать без перчаток. Со стальным, в принципе, тоже можно «если аккуратно»… Что могу сказать, за все время пользования лебедкой ни разу не было, чтобы я воспользовался ей со стальным тросом без перчаток и не получил пореза. Последней каплей стали вот эти соревнования, когда на ориентировании утреннем порезался тросом лебедки, а на последовавшем за этим спринте кровью из пальцев залил весь руль и поставил пятна на любимые зимние, белые, с нарисованными веточками штаны. Правило должно быть железным: перед ЛЮБЫМ обращением с лебедкой – необходимо одевать перчатки. Хоть какие. Из личного опыта: это правило намного легче реализовать, если перчатки лежат рядом с лебедкой или просто – всегда под рукой, а не на самом дне заваленного по самую крышу багажника))
Есть строительные тали с цепями, которые изначально предназначены для подъема груза. Жутко неудобная и громоздкая вещь при вытаскивании авто. Уж лучше МТМ взять… Многочисленные ручные лебедки от 1,6 до 4 тонн вроде той, о которой писал ранее (см.выше) просто на класс ниже ЛР: более хлипкий корпус, в 4 раза меньший рычаг без адекватной возможности его удлинить.
Какие плюсы можно выделить у данного типа лебедок?
1. Усилие. С ЛР + полиспас можно вытянуть ЛЮБУЮ легковую машину. И ЛК80 на 38х тапках, и Хаммер Н1 на стандартной резине. Штатной трубой ручка лебедки увеличивается вдвое, при желании, можно любую трубу приколхозить – хоть в 5 раз рычаг увеличите.
2. Длина троса. 9-12 метров у Вас есть. Это очень немало, в сравнении с иными РУЧНЫМИ лебедками, у которых обычно в лучшем случае 2-3 метра (при усилии свыше 2 тонн, лебедки для поднятия лодки из воды не рассматриваем)
3. Безопасность. Что я имею ввиду? Если Вы понимаете, что натяжение уже не слабое, а застрявшая шишига даже на мм двигаться не собирается – удлините рычаг раз в 3-5 посредствам трубы. Разорванный трос металлический, разрываясь, летит по спирали, превращаясь в смертоносный хлыст-убийцу, а центр этой спирали – точки крепления к машине с одной стороны, к дереву/якорю – с другой стороны. Лебедка и Вы — как раз между. Расстояние в 2-3 метра с вероятностью 80% убережет Ваше тельце от поцелуя хлыста, а если будет тросогаситель – вероятность стремится к 100%. Разорванный синтетический трос летит в обе стороны собираясь вокруг центра, как бельевая резинка, при этом его удары более тычковые, а не скользящие, то есть он именно бьет, а не режет, как трос из металла (но бьет все равно очень нехило, последствия отрыва динамической стропы с мягким шаклом описаны здесь www.drive2.ru/l/534897564579790898/ с фотографией: последствия разрыва синтетического троса не столь печальны – все таки он не так пружинит, как динамка, но, если прилетит – мало не покажется).
4. Прочность конструкции и удобство использования. Последнее – в сравнении с остальными ручными аксессуарами самовытаскивания)
Минусы. Тут все просто: вес и габариты.
Несколько «лайф-хаков» применения этой лебедки.
1. Никогда, никогда и ещё раз никогда не трогайте лебедку с железным тросом без перчаток. «Я аккуратненько» — не прокатывает.
2. Замените сразу две незначительные проволочки-держатели ригелей на что-то более надежное. Хорошее кольцо от брелока – более чем подойдет.
3. Удобнее всего вытягивать в положении сидя. Представьте что Вы на лодке, а лебедка – весло. Вытаскивайте, как будто гребете. Быстро, удобно, эффективно.
4. Если рычаг ОООчень большой (самодельный, больше максимально вытянутого штатного) – придется и самому поперемещаться).
5. Лебедка – штука надежная, но все же не стоит класть её в грязь или песок. Когда она натянется – она сама поднимется над землей, пока она не натянулась – лучше подложить что-то под нее. Обычного коврика для ног более чем достаточно.
6. Если речь не идет об использовании якоря, закрепляйте лебедку так, чтобы при натяжении она поднималась над землей – меньше гадостей наматывать будет.
7. Не вижу принципиального смысла наваривать самодельный кожух для защиты от грязи. ЛР и так тяжеленная – не стоит её еще утяжелять. На каждый день работы лишние тяжести ни к чему (да и тогда уж лучше электролебедку поставить), легкий кожух – недолговечен, а если пользоваться ей раз в полгода – тоже тяжесть бонусов не добавит.
8. Если машина засела уже по мосты, или сразу по фары, работать будет намного легче, если тащить не сам автомобиль + 3 куб.м. болота перед ним, а подложить под колеса два трака и авто вытягивать над всей этой чачей на траки. Так и тащить намного меньше придется)
9. Если по каким-то причинам надо ослабить лебедку, а машина все её в засаде – не пытайтесь со всей силы дергать за кольцо ригеля, удерживающее основную шестеренку. Как правило это заканчивается деформацией, либо полным отрыванием хлипенького колечка ригеля) Включите голову, вспомните азы физики и поработайте лебедкой как бы «в обратном» направлении – ручкой лебедки снимая напряжение с того зубца, который хотите приподнять. В первый раз, почувствуете очень ощутимый толчок ручки, вплоть до того, что может сбить с ног (в зависимости от текущего напряжения лебедки). Дальше будет легче.
10. Если Вы «в позе гребца» вытаскиваете машинку, «грести» еще огого, а трос наматывается с одной стороны механизма и ещё чуть-чуть и его перекосит (зуб перестанет зацеплять шестеренку) – переверните ручку лебедки на другую сторону и пересядьте сами. Продолжите работу и трос будет наматываться с другой стороны.
11. Если Вы понимаете, что лебедка «не хочет» сматывать трос и вытаскивать машины (ручка как бы «заклинивает», а главная шестеренка не хочет крутиться) – поздравляю, скорее всего в механизме избыточно грязи/песка/пыли. Не унывайте) неподатливый ригель придется вручную приподнимать и отпускать. Если машинка действительно тяжело застряла, в одиночку такое не сделать – лучше сразу смажьте ригели WD-40, а после постарайтесь не ронять лебедку в песок. Что-что? – вы возите с собой лебедку, но у вас нет с собой WD-40? тогда просто примите мои поздравления)
12. Сматывать лебедку проще всего вручную, крутя барабан с поднятыми обоими ригелями. Остальная экзотика – на усмотрение мазохистов.
13. Лебедка сама по себе вещь тяжелая. Падая на ногу, она ощутимо и наглядно показывает, насколько тяжелой она может быть.
14. Лебедку саму по себе иногда, хотя бы раз в полгода, надо бы смазывать (и не класть после этого на песочек «чтоб масло стекло»).
15. Использование динамки как удлинителя лебедки бессмысленно и беспощадно).
16. Иногда как якорь можно использовать и другую машину)
Где её хранить? — естественно, она должна быть в машине. ВСЕГДА в машине. Это как аварийный чемоданчик. Большинство своих друзей регулярно поздравлял с тем, то они купили классную лебедку, которая дома/на складе/ в гараже/ у тещи, которая её использовала как подставку для виноградной лозы. Если у Вас нет лебедки в машине – у Вас её нет совсем.
Многие держат в багажнике, но по мне – проще за водительским сидением вдоль двери. Так она и пассажирам не сильно мешает (ну, в крайнем случае, — потерпят (а отдельные личности, если ещё раз про неудобство лебедки сзади вякнут — пойдут пешком, причем не из города в лес, а из леса в город))
Пару слов про ТБ. Небольшой свод советов, из личного и опосредованного опыта)
1. Всегда помните, что на конце троса у вас постоянно висит от одной до нескольких тонн, способных раздавить человека. Потому включите голову и уберите зевак на безопасное расстояние.
2. Всегда пользуйтесь перчатками. Конечно, лучше специализированные, но сойдут любые – хотя бы не поранитесь. При этом помните, что тактические перчатки со вставками кевлара защитят вашу руку, если Вы, вдруг взявшись за натянутый как струна трос, обнаружите, что он порвался как раз в месте, где тронули. Перчатки за 2000-4500 после такого Вы, конечно, выкинете, зато в тот же день купите новые и довольные пойдете дальше. Если трос порвется у Вас в руках, на которых перчатки садовые – ошметки перчаток вместе с ошметками рук тоже не преминут напомнить Вам об этом)))
3. Ах, да – НЕ НАДО трогать руками натянутый трос. Он не будет звенеть, как струна, он сначала будет трещать(металл), а потом просто лопнет.
4. Про тросогаситель я, кажется, где-то уже говорил. Лучше купить специальный. Нету отдельного – киньте куртку, плед, рюкзак на трос повесьте, да что угодно, что сильно запачкается, возможно, даже будет переехано авто, но спасет Вас от порванного троса. Тросогаситель прижимает оборванный трос вниз, чем съедает львиную долю энергии потенциального удара. Но по ногам все равно может прилететь).
Лебедки ручные и электрические: назначение, устройство и использование
Многообразие существующих подъёмных устройств требует точного понимания для решения каких задач каждое из них предназначено. Это прежде всего связано с соблюдением мер безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Часто перед проведением несложных операций пользователи ищут ответ на вопрос – что такое лебёдка? Какими характеристиками она обладает и способна ли справиться с поставленной задачей.
Описание и характеристики
Современная лебёдка является подъёмным устройством, которое позволяет перемещать грузы в горизонтальной и вертикальной плоскости. Их используют для решения следующих задач:
Можно однозначно утверждать, что такое устройство — это небольшой кран. Его основными характеристиками являются:
Чаще всего она используется как грузовой механизм в небольших помещениях. Её компактность, надёжность, долговечность позволяет решать широкий круг задач при строительстве, ремонте, погрузке различных агрегатов.
Устройство и принцип работы
Основными элементами конструкции являются:
В отдельных конструкциях устройство лебёдки дополняется различными элементами. В электрических системах установлен электрический двигатель, обеспечивающий вращение барабана. Для увеличения тягового усилия на трос устанавливают специальные тяговые ролики.
В мощных агрегатах устанавливают четыре барабана: основной (грузовой), возвратный два дополнительных (вспомогательных).
В основу таких подъёмных систем заложен следующий принцип работы. Посредством ручного или электрического привода производится протягивание каната через тяговый механизм. Этот механизм обеспечивает движение с постоянной скоростью, при равномерном наматывании каната на барабан. Привод лебёдки оснащён зажимами, тормозной системой, обеспечивающей предотвращение непроизвольного движения груза в обратном направлении.
Виды лебедок
На сегодняшний день производителями разработаны следующие виды лебёдок:
Каждый из них обладает своими конструктивными особенностями. Они подразделяются на двух и многобарабанные лебёдки.
Первый вид обладает рычажным механизмом, который вручную приводит в движение барабан с намотанным канатом. Этот механизм имеет штангу или барабан с закреплённым рычагом. Принцип работы таких систем основан на протягивании каната через механизм с наматыванием его на барабан. На конце каната закреплен грузозахватывающий механизм (например, крюк).
В электрических устройствах весь механизм осуществляет движение с помощью электрического двигателя. Это значительно расширяет технические возможности, позволяет перемещать более тяжёлые грузы.
Тяговые агрегаты крепятся к горизонтальной или вертикальной поверхности и используются для проведения различного вида строительных и монтажных работ. С их помощью формируются строительные подъёмные устройства.
Маневровая лебёдка применяется на железнодорожном транспорте для перемещения вагонов на небольшие расстояния. Они бывают электрические или пневматические с одним или двумя барабанами.
Буровые лебёдки используются на буровых площадках при установке или снятии обсадных труб. Скреперные системы устанавливаются на карьерах для перемещения массивов горной породы при добыче полезных ископаемых.
Главным преимуществом применения подобных устройств является возможность замены сложных и дорогостоящих подъёмных и транспортных механизмов.
Как выбрать ручную лебёдку
При выборе ручной лебёдки следует обратить внимание на следующие параметры:
По первому показателю простые модели с рычажным приводом способны обеспечивать перемещение груза не более 600 кг. Более совершенные имеют величину этого показателя до 3000 кг. При выборе необходимого устройства (в том числе и ручного) необходимо задавать определённый запас тягового усилия.
Для большинства ручных конструкций длина намотанного каната варьируется от 2 м до 5 м. Отдельные модели имеют барабан с канатом до 15 м. При выборе ручной лебёдки целесообразно остановить свой выбор на агрегате с фрикционным тормозом или двухсторонним храповиком. Вес ручных конструкций достигает 15 кг. Если необходим подъём или перемещение небольших грузов лучше подобрать изделие полегче, например, от 3 кг до 7 кг. Облегчённые варианты изготовлены из алюминиевого сплава. Отдельные модификации ручных конструкций имеют не два, а три крюка. Это позволяет при использовании дополнительного блока с роликом создать двойную ветвь каната увеличив тяговое усилие.
После определения всех необходимых параметров следует внимательно изучить степень надёжности и отзывы о компании производители. Следует доверять только хорошо зарекомендовавшим себя компаниям, работающим длительное время на рынке производства и реализации подъёмного оборудования.
Использование ручной лебёдки
В основном ручные лебёдки изготавливаются следующих видов:
Ручные агрегаты применяется на строительных площадках, складских помещениях, автомобильных и домашних мастерских, загородных домах. Первый тип используется для подъёма, опускания, перемещения груза небольших габаритов с ограниченной массой Источником движения служит вращение барабана вручную. Корпус изделия должен быть жёстко закреплён к выбранной поверхности.
Рычажные ручные конструкции применяются в тех случаях, когда необходимо переместить грузы, обладающие большими габаритами и массой. Они не требуют жёсткого закрепления с одной из сторон. Универсальность таких агрегатов заключается в том, что ни успешно могут применяться на горизонтальной и вертикальной плоскости.
Монтажно-тяговые агрегаты конструктивно отличаются от барабанных и рычажных устройств. В них могут использоваться канаты или стропы любой длины. Принципом работы является протягивание каната через механизм в заданном направлении. Одним из вариантов такого устройства является так называемая червячная лебёдка. В ней используется зубчатая передача с оборотным усилием. Основным недостатком таких систем является повышенный коэффициент трения, создаваемый между зубчатым колесом и червячным винтом. Это обстоятельство приводит к быстрому износу всего механизма.
Все конструкции с ручным приводом применяются как вспомогательное (дополнительное) грузоподъёмное оборудование. Особенно в тех случаях, когда имеется ограничение свободного пространства.