леди берд о чем
«Леди Бёрд»: лирическая комедия Греты Гервиг о ее юности
Станислав Зельвенский — о маленьком, но уже нашумевшем полноправном режиссерском дебюте Греты Гервиг, который добрался до российского проката уже после оскаровской гонки.
В самом начале нулевых в калифорнийском Сакраменто 17-летняя Кристина (Сирша Ронан), предпочитающая называть себя Леди Бёрд, заканчивает католическую школу и готовится поступать в колледж. Ее семья — очень скромного достатка: строгая мама (Лори Меткаф) вкалывает медсестрой в две смены, добродушный инертный папа (Трейси Леттс) вообще теряет работу, приемный брат, несмотря на диплом Беркли, стоит на кассе в супермаркете. Кристина мечтает о знаменитых университетах Восточного побережья — главное, чтоб подальше от дома, — но они стоят денег; пока же она ссорится с мамой, дружит с девочками (Бини Фельдштейн, Одейя Раш) и влюбляется в мальчиков (Лукас Хеджес, Тимоте Шаламе).
За минувшие месяцы — пока шел сезон наград и прочих итогов года («Леди Бёрд» из больших призов получила «Золотой глобус») — про режиссерский дебют Греты Гервиг было сказано огромное количество добрых слов, по большей части справедливых. Может быть, даже чрезмерное, в связи с обстоятельствами, не имеющими прямого отношения к киноискусству. Сейчас, когда «Леди Бёрд» наконец вышла в российский прокат, страсти уже улеглись, что этой картине только на руку: конечно, это никакой не «фильм года», а присутствие Гервиг в оскаровской режиссерской номинации рядом с Полом Томасом Андерсоном и Ноланом было довольно смехотворно. И тем не менее это не просто очаровательная безделушка, как тянет постановить, а умная, хорошо сделанная, зрелая работа.
Собственно, едва ли не главное достижение Гервиг — как раз эта легкость, скромность, ощущение пустячности, незначительности происходящего, готовность уложиться в полтора часа. Когда речь идет об автобиографии, пусть и условной (Гервиг — дочь медсестры из Сакраменто, на рубеже тысячелетий закончившая католическую школу), наверняка велик соблазн поговорить основательнее, а в дебюте (тоже условном: Гервиг прежде работала по ту сторону камеры с Джо Сванбергом и своим нынешним бойфрендом Ноем Баумбахом) хочется выступить погромче. Однако режиссер безжалостно режет по собственному живому, то и дело обрывает саму себя на полуслове, и фильм смонтирован безукоризненно: каждая из немногочисленных пауз драматургически оправдана, каждая идея — их тоже, допустим, не очень много — выражена просто и ясно, каждая эмоция слегка недоиграна.
Отзыв на фильм ‘Lady Bird’
«Леди Бёрд» (она же «Леди Птица» чуть ранее в русском переводе) рассказывает о жизни Кристины Макферсон. Она живёт в Сакраменто и думает, что ненавидит это место. Мама её совершенно не понимает, а Кристина лишь хочет вырваться и дышать полной грудью загазованным воздухом Нью-Йорка.
Актёры
Убедительно. Просто шикарно. Мама Кристины жёсткая и строгая со своей дочерью, но добрая и любящая. Изо всех сил пытается справиться с дочерью, «сделать её лучшей версией самой себя», умерить её жажду жизни и уберечь от ошибок. Актрису можно узнать по роли мамы Шелдона в популярной «Теории большого взрыва».
Второстепенные персонажи тоже отлично дополнили фильм.
«Леди Бёрд» не откроет Америку, это не прорыв и не гениальный творческий эксперимент. При просмотре не покидает лёгкое чувство вторичности. Навскидку можно сразу назвать несколько похожих фильмов: «Призрачный мир», «ЛОЛ», «Ангус, стринги и поцелуи взасос», «Дневник девочки-подростка» и пр.
«Леди Бёрд»: Скажите, как ее зовут
Начнешь пересказывать сюжет и поймешь — похожих картин очень много. Ну, не миллион, конечно, но список можно составить весьма внушительный. И действительно, нужно время чтобы понять, что же в «Леди Бёрд» цепляет. Все типичные слагаемые драмы взросления на месте: подросток (Сирша Ронан), предпочитающий выдуманное ей самой имя — Леди Бёрд — настоящему, захолустный город (хоть и в Калифорнии!), опостылевшая школа (католическая!), первая любовь, программная потеря девственности, первое расставание, вечеринки, выпускной, размышления о колледже — и проходящее через весь фильм ощущение собственной инаковости, оторванности. Эту историю мы слышали за последние лет шестьдесят не один и не два раза: у жанра coming-of-age долгая история — от «Бунтаря без причины» до «Хорошо быть тихоней».
Другое дело, что несмотря на кажущиеся шаблонными декорации и конфликты, в этом фильме пульсирует живая эмоция; есть жизнь — вовсе не выдуманная, а настоящая. Пожалуй, именно такого режиссерского дебюта от Греты Гервиг и стоило ждать: что она точно умеет показывать (и всегда показывала как актриса и, может быть, как сценарист) — это хаотическое сосуществование множества вроде бы незначимых мелочей и деталей, казалось бы, не очень связанных между собой, но все же создающих какое-то особое настроение — как в «Милой Фрэнсис» или «Гринберге».
У каждого творца свои фетиши, свои любимые темы. Idée fixe Гервиг — то странное время в жизни, которое, наверное, невозможно выразить русским словом «взросление», а проще объяснить английским термином coming-of-age — словно тебе действительно нужно в возраст войти, примерить его на себя и разносить. Когда ты уже и не подросток, и не взрослый — вроде как отчаянно хочешь брать на себя всю полноту ответственности, но при этом страшно в себе не уверен. Когда ты застреваешь между двумя мирами — взрослым и подростковым, и начинаешь подозревать, что разница между ними не столь велика.
«Леди Бёрд» — очень личная история для самой Гервиг, нельзя не увидеть здесь отсылок к ее собственной биографии. Это она росла в Сакраменто в начале нулевых, боролась с подростковыми прыщами, а потом переехала в Нью-Йорк — в поисках себя самой и своего пути к взрослой жизни. О которой, она, кстати, отчасти говорила в «Милой Фрэнсис». (Невозможно не увидеть в «Леди Берд», хотя бы отчасти, приквел «Милой Фрэнсис», истории о девочке, которая металась между вечным мечтательным Неверлендом и взрослой жизнью в Нью-Йорке.)
Фильм Гервиг — это рефлексивный взгляд на саму себя; словно вы вернулись в родительский дом после долгого отсутствия и стали разбираться в своих детских вещах. Для сеанса самоанализа Гервиг пришлось отправиться в путь на машине времени. И создать прекрасное ретро из прошлого недавнего, но уже неактуального. Вырезанные из цветного картона соболезнования жертвам теракта 11 сентября, хит Тимберлейка Cry me a river, мобильный телефон как объект мечтаний любого подростка — все эти детали, еще недавно бывшие частью повседневной жизни, но уже подернутые пеленой забвения, делают «Леди Бёрд» высказыванием, которому хочется доверять — словно слушаешь старого друга, которого ты лично знаешь — и все, о чем он рассказывает, тебе тоже хорошо знакомо.
Взгляд у Гервиг женский. Не в каком-то пошло-снисходительном смысле, нет. Женский, потому что качественно иной. Темы, которые ее занимают, раскрыты не совсем так, как можно было бы ожидать от обычного фильма подобного жанра. Гервиг размышляет о соперничестве с матерью, о том, как глупо выглядят попытки идеализировать своих первых возлюбленных, о том, как должны строиться отношения с подругами. Но свои выводы она нам не навязывает. Чужой опыт не истина в последней инстанции — она, в общем-то, даже не говорит о них прямо.
Леди Бёрд запуталась, но если вы думаете, что, распутав этот клубок конфликтов, вы к чему-то придете, то ошибаетесь. Здесь, как в жизни — беготня по кругу с неопределенным финалом. Вроде как центральный конфликт — родителей и детей — не разрешается практически ничем. Да, конечно, фильм, начавшийся с противостояния матери и дочери, заканчивается примирительным звонком Леди Бёрд домой, но с той стороны — тишина, только бездушный автоответчик. Примерно так же разрешаются и прочие конфликты: с лучшей подругой, школой, церковью, первым любовником… Все это скорее вехи на пути, чем полноценные главы жизни.
Вместо того, чтобы рассказывать простую историю о преодолении себя, о внутреннем росте и о том, как стать настоящим человеком, Гервиг показала эпизод из жизни обычного подростка — без менторского занудства и без назидательно поднятого пальца. Эта рефлексия того рода, которая рождается у взрослого человека, размышляющего о том, «из какого сора» растет его сегодняшняя жизнь, скажем, на приеме у психотерапевта. Вроде бы повзрослел — но оказалось, что взрослые — те же дети. А дальше — все как писал поэт:
Звенят-поют, забвению мешая,
В моей душе слова: «пятнадцать лет».
О, для чего я выросла большая?
Спасенья нет!
Рецензия на фильм «Леди Берд»
Симпатичная, но далеко не выдающаяся трагикомедия о последнем школьном годе, прожитом мечтательной и независимой девушкой, ищущей любовь и свободу
Семнадцатилетняя Кристин заканчивает последний класс в средней школе города Сакраменто в Калифорнии. Как и многие в ее возрасте, девушка целиком состоит из противоречий: он не желает подчиняться властной матери, не хочет откликаться на собственное имя и выдумывает себе никнейм «Леди Берд», ищет возможности поступить в колледж на другом конце страны и, разумеется, впервые сталкивается с любовью. Чтобы вырваться из набившего оскомину круга проблем и выдуманных неприятностей, Леди Берд идет против правил, принятых в ее окружении, но это убеждает девушку только в одном: родители во многом оказались правы и ближе людей у нее нет и не будет.
Кадр из фильма «Леди Берд»
Главная мировая кинонаграда «Оскар» после череды скандалов и неуклюжих нововведений действительно начала меняться – если раньше картины, номинированные в категории «лучший фильм», сложно было смотреть, не заснув или не свернув от зевоты челюсть, то сейчас что ни лента, так сплошные сюрпризы и неожиданные авторские решения. Однако даже на фоне эксцентричных конкурентов «Леди Берд» постановщицы Греты Гервиг выделяется – это кино настолько «неакадемическое», что его логичнее было бы видеть в числе лауреатов «Сандэнса» или «Трайбеки», но вот такой теперь у нас «Оскар» – в нем есть место подростковым трагикомедиям о взрослении и обретении себя.
Кадр из фильма «Леди Берд»
Справедливости ради, если бы не пять номинаций на приз Американской киноакадемии, лента вряд ли заслужила бы столь пристального внимания – на поверку это весьма прямолинейная подростковая история, коих за год на экраны выходит добрый десяток. Конечно, определенного высокого уровня картина достигает за счет уверенных актерских работ, легкой грусти и меланхолии, пронизывающей каждый кадр, и уверенной режиссуры, не позволяющей зрителю заскучать, но сбивающей с ног «Леди Берд» не назовешь, скорее стоит говорить о том, что лента рискует моментально стереться из памяти, если призы обойдут ее стороной, а это, мягко говоря, очень вероятно.
Кадр из фильма «Леди Берд»
Что же так обаяло отборщиков кинопремий и критиков, расхваливавших ленту после премьерного показа в рамках фестиваля в Теллуриде? Скорее всего, нескрываемая влюбленность автора, а Гервиг сняла картину по собственному сценарию, в своих героев. Столь светлый даже в самые грустные и отчаянные моменты фильм трудно припомнить – в «Леди Берд» нет отрицательных персонажей, все конфликты и споры оборачиваются шутками и юмором в худшем случае, а в лучшем – превращаются в моменты светлой грусти, как сцена прочтения писем или расставания Кристин с Дэнни. Кино это похоже на пуховую перину или теплый кашемировый плед, который обволакивает и согревает, несмотря на бушующие где-то грозы. Вот только этот обволакивающий эффект напрочь лишает зрителя ощущения тревоги за героев – отчего-то сразу понятно, что все у них будет хорошо и они если не обнимутся в конце большой компанией, то рассыплются в благодарностях друг другу. Так и происходит.
Кадр из фильма «Леди Берд»
Это, впрочем, не означает, что следить за похождениями Кристин скучно, просто это далеко не столь вызывающее кино, каким «Леди Берд» хочет казаться. Да, главная героиня дурно обходится с лучшей подругой, она обманывает знакомых и конфликтует с матерью, она бросает своего «респектабельного» парня ради «ночного хулигана», она далеко не так умна и талантлива, как ей и нам хотелось бы – всего лишь заурядная девчонка из тех, которых одноклассники забывают в первую очередь. Но время от времени бывает полезно посмотреть и на такую «среднестатистическую» девчонку, не на оторву и не на первую умницу школы, чтобы убедиться – жизнь бьет ключом везде.
Конечно, «Леди Берд» умело пользуется своим главным козырем – талантом и обаянием Сирши Ронан, конечно, картина впечатляет работой Лори Меткалф, сыгравшей мать Кристин, и россыпью юных звездочек, от Лукаса Хеджеса до Тимоти Шаламе. Конечно, лента пропитана глубокой личной симпатией автора к калифорнийской глубинке, о которой порой не знают даже сами американцы. Это теплый и солнечный фильм, но далеко не та картина, которая перекраивает представление о подростках и молодежи, о проблемах отцов и детей, о любви и взрослении. Компетентная симпатичная лента, но не более, сколько бы ни пытались мы сравнивать себя с Кристин и вспоминать собственную юность.
Леди Бёрд — смысл, обсуждение и объяснение концовки
Если собрать все фильмы о взаимоотношениях мужчин с их отцами, их общая продолжительность превысит возраст Вселенной. «Леди Берд» — режиссерский дебют Греты Гервиг доказывает, что пришло время для внимательного рассмотрения отношений матери и дочери. Фильм рассказывает о 17-летней Кристин «Леди Птица» Макферсон, которая пытается проложить свой путь сквозь бурные воды подросткового самопознания. Многие сложности связаны с матерью девушки Мэрион, которая очень беспокоится о прошлом, настоящем и будущем Леди Берд.
Когда дело доходит до того, что Леди Берд тайно поступает в Нью-Йорксий университет, поведение дочери начинает входить в прямое противоречие с желаниями Мэрион. После долгих споров Леди Берд делает вид, что слушает Мэрион, однако при первой возможности мчится в Аэропорт и улетает. Последний телефонный звонок Леди Берд Мэрион — это жест любви, которым заканчивается фильм. Не найдя мать дома, она оставляет эмоциональное сообщение, и мы знаем, что она поступает правильно.
Издание Refinery29 поговорило с Сиршей Ронан о том, что она думает о концовке фильма.
Начнем с финала. Куда, по вашему мнению, Леди Берд отправляется после разговора?
О, черт. Вероятно, она собирается принять душ, потому что она в беспорядке. Я бы сказала, что она вернулась в Нью-Йоркскую берлогу. Она собирается начать учебу, и ей просто нужно было позвонить, чтобы она могла продолжить эту новую жизнь. И я думаю, что она — открытый человек, и я не вижу, почему у нее могут быть проблемы с друзьями.
Есть очень много фильмом о взрослении мужчин. Почему женщины так долго «проникают» в кино?
Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…
Потому, что у них не было поддержки. Это началось с телевидения. Такие женщины, как Лена Дэнхем и Дженни Коннер, Тина Фей и Эми Полер помогали друг другу. Все пытаются понять, можно ли заработать на том или ином шоу. Теперь становится понятно, что фильмы можно снимать про женщин. Я имею в виду, что даже «Подружки невесты» — это не обязательно о романтике. Точно так же, если фильм о девушке и парне, это не значит, что фильм должен быть романтичным. Нужно показывать другие грани отношений.
Каково было работать с Лори Меткалф? Трудно было передать динамику отношений матери и дочери?
У нас было много репетиций. Мы работали по 4-5 часов в день. У каждой из нас было свое понимание, когда мы начали работать. Было здорово, что у нас была возможность поработать вместе.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Форма воды — за что она получила Оскара?
Что делает показанные отношения матери и дочери настолько универсальными?
Я думаю, что нам удалось показать сложность отношений матери и ее ребенком, в основе которых любовь. Но иногда эти отношения являются достаточно сложными, особенно, когда ребенок взрослеет и пытается обрести независимость. Это была очень личная история о том, каково это для родителя и ребенка — пройти через сложный период их жизни. Это время перемен. В один прекрасный день подросток выбирает свой путь, собирается одеваться определенным образом и т.д. А родителям к этому сложно привыкнуть».
Вы говорили о фильме со своей собственной матерью?
Да, я разговаривала с ней каждый день, и я не знаю, что бы я без нее делала. Она дает мне уверенность в себе.
Вы добавили в роль какие-либо личные переживания?
Нужно быть естественной, когда играешь ту или иную сцену. Я начинала играть, когда была молодой, и у меня совсем не было личного опыта. И теперь мне 23 года. Главная моя задача при игре — искренность эмоций.