леер что это на лодке
Леер что это на лодке
Леер (нидерл. leier (от leiden — вести́) ) — туго натянутый трос, оба конца которого закреплены на судовых конструкциях (стойках, мачтах, надстройках и т. п.). Леера, закрепленные концами к носу и корме судна, пропускаются средними частями через топы грот- и фок-мачт. Леера служат для подъёма косых парусов, ограждения палубных отверстий или открытых палуб в местах, не защищенных комингсом или фальшбортом, установки тентов, подвески шлангов при передаче жидкого топлива на ходу и других целей.
На большом волнении вдоль судна натягивают так называемые штормовые леера, за которые можно держаться при переходах по открытым участкам палубы.
Спасательным леером называется трос, закреплённый на бортах спасательной шлюпки.
Съёмное или стационарное ограждение верхней палубы, открытых палуб надстроек и рубок, мостиков, проёмов люков и шахт, состоящее из металлических леерных стоек и натянутых между ними лееров называется леерным устройством. Служит для предупреждения падения людей за борт или в трюм.
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Леер» в других словарях:
ЛЕЕР — (голл. lier). 1) веревка, туго натянутая, к которой привязывается парус. 2) веревка, по которой поднимаются кливера и стаксели. 3) веревка, протянутая во время качки, вдоль палубы, чтобы люди могли держаться на ходу. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
ЛЕЕР — (от нидерл. leier) ограждение (тросовое, из металлических труб и пр.) вдоль бортов, вокруг люков и т. д. на судне, а также трос для постановки некоторых парусов. Спасательный леер трос на бортах спасательной шлюпки … Большой Энциклопедический словарь
леер — трос, поручень, ограждение Словарь русских синонимов. леер сущ., кол во синонимов: 3 • ограждение (33) • … Словарь синонимов
Леер — натянутый трос, используемый для ограждения борта корабля, люка, в качестве поручня в штормовую погоду и т. д. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Леер металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый… … Морской словарь
ЛЕЕР — муж., мор. веревка, туго протянутая в косом или лежачем положении: по лееру ходят стакселя (треугольные паруса); к лееру, вдоль рея, привязывается парус; на леерах сушат белье на судне; за леера, протянутые над реями, держатся люди, когда… … Толковый словарь Даля
леер — леер, мн. леера, род. лееров … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
леер — а; мн. леера; м. [от голл. leer переносная лестница] Мор. Трос, верёвка на судне. Протянуть леер (туго натянуть). Закрепить леера (привязать концы к чему л.). ◁ Леерный, ая, ое. Л ое ограждение. * * * леер (от голл. leier), ограждение (тросовое,… … Энциклопедический словарь
леер — а; мн. леера/; м. (от голл. leer переносная лестница); мор. см. тж. леерный Трос, верёвка на судне. Протянуть леер (туго натянуть) Закрепить леера (привязать концы к чему л.) … Словарь многих выражений
Леер — I Леер Генрих Антонович [4(16).4.1829, Н. Новгород, ныне Горький, 16(29).4.1904, Петербург], русский военный теоретик и историк, генерал от инфантерии (1896), член корреспондент Петербургской АН. Окончил Главное инженерное училище (1850)… … Большая советская энциклопедия
Леер. Леер на судне: назначение. Судовой такелаж
Что такое леер?
Местом рождения слова является Голландия. Первоначально леером называли туго натянутый трос, вдоль которого можно двигаться во время плохих погодных условий. В настоящее время подобное ограждение не только обеспечивает безопасность, но и несет в себе еще несколько функций.
Первостепенная задача – это обеспечение безопасного спуска и подъема пассажиров на борт судна. Многих смущает небольшая высота ограждения, но если человек поскользнулся, то леер сможет предотвратить его падение.
Непогода или резкие движения зачастую приводят к увеличению риска того, что незакрепленная поклажа окажется за бортом. А наличие леерного ограждения не позволит этому случиться.
Леер – это еще и значительная экономия пространства, ведь крепления современных аксессуаров (спиннингодержатель, столик и т. д.) для лодок рассчитаны на наличие леерной трубы.
Существует огромное множество леерных ограждений, которые можно разделить в зависимости:
1. От типа установки:
2. От места установки:
3. От функционального назначения:
4. От способа монтажа:
Стандартный исходный продукт для изготовления вертикального элемента леерного ограждения – наиболее прочная конструкция: труба, профиль, швеллер и т. д.
Самый простой судовой леер – это обыкновенный трос, соединенный с лодкой посредством держателя. Применение данного вида считается наиболее подходящим для тех случаев, когда все зависит от массы, например, если речь идет о спортивной яхте.
А вот моторную лодку, катер или яхту лучше оснастить металлическим ограждением. Самым распространенным материалом является алюминий или нержавеющая сталь.
Самодельный леер
Леер – это очень важная деталь на судне, поэтому не стоит приступать к работе без наличия эскиза. Самый распространенный размер (если протяженность судна не превышает 7-8 метров) – труба, значение диаметра которой составляет 25,4 мм, реже 22 мм. Кроме того, необходимо приобрести 2 вида фурнитуры: одна необходима для соединения труб между собой, а вторая – для крепления труб к корпусу судна.
Виды такелажа
«Судовой такелаж» – словосочетание, которое может использоваться в отношении любой снасти или вооружения отдельной мачты, управления парусом или какой-либо грузоподъемной работы.
Неподвижный такелаж на большом судне обеспечивается стальным и железным тросом с длительным сроком службы, а на мелком – синтетическим или смоленным пеньковым. Судовой такелаж также предполагает применение цепи с короткими звеньями, так как она обеспечивает гораздо большую гибкость.
Для подвижного варианта подойдет пеньковый, гибкий стальной или синтетический трос. Стропа или цепь может использоваться вместе с грузоподъемным механизмом (лифт, кран, подъемник или транспортер), необходимым для поднятия большого груза.
Спасательные средства
Индивидуальный спасательный нагрудник и жилет в соответствии с инструкцией должны быть рассчитаны на каждого члена команды и на каждого пассажира.
К групповому средству в первую очередь относится любая спасательная шлюпка. В течение весьма длительного периода она представляла собой открытую гребную лодку. В настоящее время для ее изготовления используют дерево, металл или пластмассу. Современная спасательная шлюпка имеет несколько герметичных воздушных оцинкованных ящиков, для изготовления которых необходима коррозионно-устойчивая листовая сталь.
На больших спасательных шлюпках обычно стоят двигатели, а последние модели даже оборудованы закрытыми помещениями для пострадавших.
Морской флот в последнее время все чаще пользуется пластмассовыми спасательными шлюпками вместимостью до 33 человек.
Закрытый тип данного устройства предполагается наличие люка с водонепроницаемой крышкой. В подобной шлюпке человеку не страшны ни огонь, ни дым, ни высокая температура, ни даже поверхность, покрытая горящим жидким топливом.
Спасательная шлюпка для танкера обязательно должна быть моторной, а значение ее скорости не может быть меньше 6 узлов. Подъем и спуск осуществляется посредством гравитационной шлюпбалки, оснащенной электролебедкой.
Конструкция леерного ограждения
Место, где будет располагаться леерный трос, следует определить еще во время проектирования судна. Характеристика и конструкция леерного ограждения подробно описаны в ГОСТ 5.2124-81.
Высота подобной конструкции должна составлять не менее 110 см. Для соединения стоек лучше всего применять продольные перемычки или специальную сетку.
Ограждение должно быть сплошным и опоясывающим всю палубу. Разрыв можно делать только в том случае, если необходимо установить специальное оборудование. Место выхода/входа пассажиров нужно оборудовать съемным цепным ограждением.
Крепление лееров следует осуществлять таким образом, чтобы между ними и краем борта было не более 45 см.
О высоте и безопасности
Надежное леерное ограждение должно выполнять множество функций, но самое главное, чтобы была соблюдена нормативная нагрузка и обеспечена безопасность человека. Так, поручень ограждения не должен бояться нагрузки в 400 Н/м.
Если речь идет о страховочной модификации, то значение допустимой нормативной нагрузки увеличивается до 700 Н/м.
Значение высоты защитного ограждения варьируется в зависимости от того, какова сфера применения и какие при этом были использованы материалы.
Штормовой леер
Без судового трапа невозможен удобный и безопасный вход людей на судно, и сход с него, а также доступ к помещению или рабочему месту, расположенному на какой-либо палубе.
Штормовые леера нужны для того, чтобы обеспечить безопасное передвижение личного состава во время шторма за бортом.
Если корабль может выбрать в качестве базы тропический район, то во время стоянки на нем устанавливают тентовое устройство. Натягивание брезентового тента производится поверх тентовых лееров.
Выбираем фурнитуру для надувной лодки ПВХ
Владельцу надувной лодки ПВХ не раз придется столкнуться с необходимостью покупки или замены лодочной фурнитуры. Сюда относится разная мелочевка, которая на практике эксплуатации лодки играет важную роль. Необходимость закрепить весла, установить тент, создать опору для пассажиров и крепления лодочных аксессуаров – все эти и многие другие задачи призвана решить лодочная фурнитура. Интернет магазин Лодки Поволжья поможет купить фурнитуру для лодки ПВХ, а также расскажет, как правильно выбрать аксессуары для надувной лодки.
Фурнитура для надувных ПВХ лодок выпускается из высокопрочного полиуретана и АВС пластика. Этот материал отлично сочетается с армированным поливинилхлоридом, из которого изготавливаются современные моторно-гребные лодки.
Надувная лодка ПВХ в зависимости от принадлежности к определенной серии и модельного ряда может быть богато оснащена фурнитурой, что делает ее на рынке водомоторики дороже и комфортабельнее. В этом случае производитель уже на заводе приклеивает к лодочным бортам необходимые элементы фурнитуры.
Любая надувная лодка из ПВХ имеет базовый набор фурнитуры. Сюда обычно относятся страховочные леера, носовая ручка для транспортировки, наличие леерных шайб, рым-кольца для веревки и прочее.
Минимальная комплектация надувной лодки ПВХ фурнитурой уменьшает стоимость такой модели, делает лодку доступнее по цене, бюджетнее. Но не только цена играет главную роль в том, что лодка ПВХ не оснащена широким ассортиментом фурнитуры. Зачастую производители стараются сократить вес плавсредства, чтобы комплект получился легким, практичным, удобным для ручной транспортировки и сборки в сумку для переноски. Такой нюанс вытекает из спроса самих покупателей на надувные ПВХ лодки облегченной серии.
В любом случае, владелец лодки ПВХ может докупить необходимую фурнитуру и установить ее непосредственно в сервисе при магазине или выполнить эту процедуру самостоятельно, заручившись несколькими полезными советами по установке фурнитуры на ПВХ лодку.
Предназначение фурнитуры в надувной ПВХ лодке:
1. Создавать безопасность экипажа (страховочные леера, ручки).
2. Обеспечивать условия для возможности передвижение по воде (накладки на транец под мотор, крепления для весел, весельные элементы).
3. Отвечать за установку рыболовных аксессуаров (крепление под удилища).
4. Обеспечивать условия для стоянки судна (якорный рым, якорное кольцо).
5. Отвечать за конструкционные особенности лодки (клапаны, комингсы, привальный брус).
6. Создавать условия для установки и эксплуатации лодочных аксессуаров (грибок для тента, рым леерный, наконечник для тента).
7. Ремонт и тюнинг лодки ПВХ.
Фурнитура в надувной лодке играет базовые и дополнительные роли.
К базовым функциям фурнитуры в надувной ПВХ лодке относится:
• Крепление пассажирских сидений;
• Фиксация и крепления весел;
• Безопасность и опора экипажа.
К дополнительным функциям фурнитуры в надувной ПВХ лодке относится:
• Установка креплений для рыболовного снаряжения;
• Крепление лодочного мотора;
Ассортимент фурнитуры для лодки ПВХ
Понимать необходимость фурнитуры для лодки ПВХ и потребность купить ее для последующей установки будет перекликаться с пониманием ассортимента фурнитуры.
Крючок для тента
Крючок для тента представляет собой пластиковый крючок, предназначенный для крепления и натяжения тента и другого оборудования на лодку ПВХ. Крючок крепится за привальный гребешковый брус по всему периметру лодки или частично. Надежная фиксация достигается за счет особой формы крючка, которая четко повторяет контур привального бруса.
Грибок для тента
Грибок для тента является элементом крепления носовых тентов и тентов-трансформеров. Применяется для фиксации фалов, петель-резинок. Крепление клеится на баллон надувных лодок ПВХ по всему периметру или частично. Грибок для тента используется как на надувных лодках, у которых нет гребешкового привального бруса (бокового привала), так и на лодках с защитной лентой вместо привала.
Леерный рым
Шарик барашек к уключине весла
Шарик или барашек к уключине выполняет функцию фиксатора весла. Крепится на стержень уключины с помощью резьбового соединения.
Держатель весла (защелка)
Держатель защелка для весла имеет круглое основание. Держатель предназначен для фиксации на борту надувной лодки лодочных весел в одном положении. Держатель защелка весла устанавливается на баллон надувной лодки с помощью клея.
Уключина для весла
Уключина для весла имеет овальную форму в основании, поворотный стержень из нержавеющей стали с двумя степенями свободы и шарик-фиксатор с резьбовым соединением, а так же сквозное отверстие для крепления тросового леера. Уключина поворотная предназначена для весел с отверстием под крепление для поворотных уключин. Клеится на баллон надувной лодки специальным клеем.
Уключина для весла обеспечивает фиксацию весел в рабочем положении, обеспечивает сохранность весла, защищает от потери.
Наконечник-крепление тента
Наконечник каркаса тента рассчитан для соединения каркасной трубы с палубной опорой (опора для тента) надувной лодки ПВХ или хомутом тента. Внешний диаметр наконечника должен совпадать с диаметром каркаса устанавливаемого тента.
Крепление банки передвижное
Передвижное крепление банки изготовливается из ударопрочной технической термопластической смолы (АБС), крепится к лодочному сиденью/лавке/банке несколькими саморезами.
Передвижной баночный профиль позволяет закрепить сиденья лодки по системе ликтрос-ликпаз в любом удобном месте, а так же передвигать лавки по всему борту лодки и устанавливать на них дополнительные лодочные аксессуары.
Рым полукольцо
Рым полукольцо имеет круглую форму основания из материала ПВХ со вставленным полукольцом из армированного полиамида. Устанавливается на баллон лодки с помощью специального клея в любом удобном месте. Рым полукольцо служит для фиксации любого дополнительного снаряжения (бензобака, аккумулятора, якоря, якорного каната, садка и прочей оснастки). Различные размеры подобных рымов-полуколец позволяют размещать их на разных баллонах лодки ПВХ, что позволяет закрепить любой груз в кокпите, а также сверху или сбоку на лодочном корпусе.
Клапан воздушный
Воздушный клапан является неотъемлемым атрибутом в надувной лодке. Он состоит из тарельчатого клапана и стакана, куда он вставляется. Если у воздушного клапана потерялась крышка, то ее можно приобрести отдельно и заменить. Как правило, они подходят к большинству клапанов с цанговым разъемом под шланг.
Ключ к воздушному клапану
Стакан клапана находится с внутренней стороны баллона и добраться к нему не так-то просто. Для этой работы необходим ключ к воздушному клапану. Ключ без ручки к воздушному клапану имеет шести зубчатый профиль рабочей поверхности и отверстие под «вороток». С помощью ключа можно заменить внутренний стакан клапана или его рабочий блок. Подходит для клапанов «Голубев», «Браво 2005», «Ceredi», а так же для других клапанов, где ответная часть («папа») имеет шесть перегородок.
Переходник для клапана
Переходник под воздушный клапан байонетного типа устанавливается на ножные, ручные и электрические насосы разных производителей. Представляет собой наконечник воздушной помпы (шланга насоса). Байонетное соединение не позволяет соскочить шлангу насоса с клапана и позволяет накачать ПВХ лодку в любых условиях.
Крепление тента хомут
Крепление тента-хомут используется для крепления дуг (стоек) в конструкции тентов на надувные лодки ПВХ. В хомут вставляется труба тентового каркаса.
Защита транца
Защита транца представляет собой профиль, который используется для надувных лодок ПВХ, как накладка для защиты верхнего торца транца, наиболее подверженного повреждениям при взаимодействии с элементами лодочного мотора. Клеится по всей поверхности верхнего торца транца специальным клеем. Изготовляется из ПВХ материала.
Привал днищевой
Привал на дно или днищевой привальный брус – это лента из пластифицированного ПВХ, которая используется для защиты и усиления килевой части днища, баллонов, транца, защиты по стрингерам. Предохраняет от абразивного износа, всевозможного вида порезов и проколов (любых механических повреждений), а также хорошо защищает при перетаскивании надувной лодки по берегу.
Кроме защитных функций привал на дно выполняет и эстетические. Привал сохраняет в неизменном виде внешний вид лодки.
Опора для тента
Опора тента крепится на надувной баллон лодки с помощью специального клея. Предназначена для соединения стоек тента с лодкой через наконечник для тента. Наконечник вставляется сверху в опору.
Киль-плавник (курсовой стабилизатор)
Киль-плавник или курсовой стабилизатор предназначен для бескилевых надувных лодок ПВХ для лучшей управляемости лодки. Способствует ровному ходу лодки по курсу и существенному снижению радиуса разворота.
Киль-плавник обладает хорошей обтекаемостью. Как правило, клеится ближе к транцу на нижнюю часть баллона лодки. Изготавливается из ПВХ.
Накладка транцевая
Накладка транцевая представляет собой пластиковую или металлическую защиту на транец надувной лодки ПВХ. Накладка изготовлена из высокопрочного твердого пластика, что позволяет защитить транцевую плиту лодки от ущерба, который наносится струбцинами навесного мотора. Накладка служит для увеличения толщины транцевой плиты, усиления места крепления мотора и для улучшения внешнего вида транца (скрывает повреждения, полученные ранее от струбцин двигателя). Имеет рифленую наружную поверхность. В зависимости от модели крепится к внутренней или внешней стороне транца шурупами. Подбирается в зависимости от мощности лодочного мотора.
Ручка лодочная
Ручка лодочная изготовлена из особо твердого пластика, что гарантирует ее прочность и надежность в эксплуатации, при этом гибкое и эластичное основание ручки позволяет при ее монтаже достичь максимально плотного прилегания к надувному баллону. Как правило, ручка крепится к баллону при помощи специального клея на носовой и кормовой части лодки, либо в удобном для владельца месте. Основными функциями ручки является удобство транспортировки лодки, а так же может использоваться как ручка шкипера при управлении лодкой или страховочная ручка для пассажира. Устанавливается в основном на гребные надувные лодки.
Ручка лодочная РИБ представляет собой улучшенную лодочную ручку. Изготавливается из особо твердого пластика, что гарантирует ее прочность и надежность в эксплуатации. Гибкое и эластичное основание ручки позволяет при ее монтаже достичь максимально плотного прилегания к надувному баллону.
Дополнительно имеет два отверстия, что дает возможность закрепить тросовый леер. Ручка крепится к баллону на моторные лодки или РИБы.
Клапан сливной
Рым-ручка
Рым-ручка имеет сдвоенные полукольца разного диаметра, с помощью которых возможна переноска, буксировка или швартовка лодки ПВХ, а так же крепление якорного троса. Устанавливается на баллон лодки с помощью специального клея на носовую часть лодки.
Рым якорный
Якорный рым или роульс якорный предназначен для фиксации якорного троса на надувных лодках ПВХ. Он удерживает веревку как при опущенном, так и при поднятом якоре. Главная его особенность заключается в том, что фиксация фала и его освобождение занимает всего пару секунд, и дело здесь даже не во времени. При наличии рыма руки рыбака сразу же освобождаются после погружения якоря.
Якорный рым более известный под названием «Утка», выполнен в форме щелевого зажима. Внешне щель напоминает клюв утки, отсюда и пошло название. Если быть точным, то такой рым совмещен с кнехтом, то есть, выполнен в форме грибка, вокруг ножки которого можно обвязать петлю фала. Щель посредине имеет специфические усики, которые препятствуют движению веревки в одну сторону и обеспечивают ее ее проскальзывание в другую.
Якорный рым с роликом существенно упрощает работу с фалом (якорной веревкой).
Страховочный трос для лодочного мотора
Утка швартовая
Пластиковая швартовая утка предназначена для крепления якорной веревки. Уточка имеет проушину для фала и два отверстия для крепления. Крепеж приобретается, как правило, отдельно. Преимуществом пластиковой уточки является ее высокая износоустойчивость, отсутствие коррозии, легкий вес, привлекательная цена.
Как правильно выбрать фурнитуру для лодки ПВХ
Рассматривая в интернет магазине фурнитуру для лодки ПВХ, многие владельцы лодок имеют ввиду тюнинг, то есть оптимизацию внешнего вида плавсредства. Если лодка приобретена с минимально установленной фурнитурой, то рано или поздно владелец такой лодки сталкивается с необходимостью установки требуемой лодочной фурнитуры. Сюда относятся дополнительные пассажирские ручки, держатели для тента, якорные роульсы и прочее.
Также выбор фурнитуры для ПВХ лодок зависит от условий эксплуатации. Чаще купить фурнитуру для лодки ПВХ предпочитают после поломки старой, когда требуется замена во время ремонта надувной лодки. В этом случае аккуратно удаляется старая фурнитура, ей на смену покупается аналогичный вариант или более современная модель.
Самыми распространенными вариантами фурнитуры, которые со временем требуют замены, являются накладки на транец, держатели транца, весельное оборудование, ручки, привал и днищевая защита.
Выбрать фурнитуру для лодки ПВХ рекомендуется с учетом особенностей эксплуатации лодки. Для заядлых рыболовов надувную лодку принято оснащать полезными креплениями под рыболовные аксессуары, которые удобно использовать в лодке. Сюда относится монтажная площадка для крепления различных элементов в лодку. Она имеет специальное полиуретановое покрытие, которое легко приклеить к ПВХ борту надувной лодки.
Специальные монтажные площадки обеспечат надежную установку рыболовных аксессуаров: подставок под удочку, эхолот, бортовой электроники и прочих приборов и предметов.
Для ценителей активного отдыха рекомендовано обратить внимание на элементы фурнитуры, которые помогут сделать лодку более универсальной для отдыха на природе. Например, установить носовой, ходой или стояночный тент помогут крепления и грибки для тента, а также привальный брус, с помощью которого крепятся многие виды тента.
Также не обойдется и без установки монтажных креплений, куда впоследствии можно установить столики для посуды, держатели трапа (лестницы), необходимой для купания и спуска в воду.
Важно помнить, что от состояния лодочной фурнитуры зависит безопасность выхода на воду и сохранность не только комплектующих лодки, но и оборудования. Любая лодочная фурнитура может со временем может выйти из строя. Поэтому важно проверять надежность лодочной фурнитуры еще на берегу, до выхода на воду. Своевременно производите замену вышедшей из строя или поврежденной лодочной фурнитуры. Это намного дешевле и проще, чем ремонтировать лодку или покупать новую.
Приобретаемая фурнитура должна подходить к лодке ПВХ, не нарушать ее технических и мореходных характеристик.
Как приклеить фурнитуру на лодку ПВХ
Справиться с заменой лодочной фурнитуры помогут в любом сервисном центре ответственного магазина по продаже надувных ПВХ лодок. В этом случае необходимо предварительно купить фурнитуру для лодки ПВХ и оплатить работу мастера сервиса.
Приклеить фурнитуру к надувной лодке можно и самостоятельно. Приводить лодку в порядок рекомендуется в осенне-зимний период. За этот срок можно успеть найти все необходимое для ремонта лодки.
Для ремонта и работы с фурнитурой потребуется: