легаси система что это

Что такое легаси в коде

Однажды, Симба, всё это будет твоим

Иногда программисты на вопрос, почему программа работает именно так, отвечают, что это «легаси» и исправить ничего нельзя. Разберёмся, что это значит, насколько это мешает разработке и что делают с легаси-кодом.

Что такое легаси

С английского legacy переводится как «наследие». Легаси-код — это код, который перешёл «по наследству» от предыдущих разработчиков. Чаще всего это происходит так:

👉 Проще говоря, легаси — это код, про который говорят: «Это ещё Михалыч писал 8 лет назад для синхронизации с сервером, он работает, мы его не трогаем, потому что иначе всё сломается». При этом Михалыча в компании давно нет, документации тоже нет, и проще этот код не трогать совсем.

Так как легаси — это старый код, то обычно на него завязаны многие важные вещи в программе. Получается замкнутый круг: отказаться от легаси нельзя, потому что без него всё сломается, но и поддерживать его в рабочем состоянии тоже сложно, потому что никто не хочет разбираться в старом коде.

Откуда берётся легаси

Причин появления легаси может быть несколько:

Легаси — это не какое-то преступление, а часть жизни любой живой ИТ-компании. Рано или поздно у любого продукта появится легаси. И чем крупнее проект, тем больше его будет. Например, в исходном коде Windows 10 до сих пор остаются фрагменты кода, написанные ещё 20 лет назад для Windows 3.1.

Легаси — это плохо?

Легаси — это просто старый код, который нужно поддерживать наравне с новым. Если он работает — отлично, пусть живёт. Другое дело, что команде, например, было бы удобнее, чтобы код был написан не на старом фреймворке, а на новом, который знают все.

Получается, главный минус легаси-кода не в том, что он работает плохо, а в том, что его неудобно поддерживать.

Что значит «поддерживать старый код»?

Например, в старом коде для запроса к серверу идёт сначала адрес, а потом номер запроса. Спустя 10 лет требования сервера изменились, поэтому сначала должен идти запрос, а потом уже адрес. Значит, нужно изменить порядок полей в коде.

Если старый код понятен и хорошо задокументирован, на эту задачу уйдёт две минуты. Если это старые пыльные легаси-кишки, то это может стать задачей на час.

Что делать с легаси-кодом

Если легаси-код работает и не требует вмешательства и поддержки — то можно пока ничего не делать, пусть работает. Будет время — перепишем на новый фреймворк, а если нет, то и так пока поработает.

А если нужно срочное вмешательство — пахнет бедой. Зовите менеджеров.

Источник

Код без тестов — легаси

Если вы работаете в IT, то о легаси вы слышите часто — обычно с множеством негативных коннотаций. Понятно, что это не «хороший код», но какой? Может старый, может не поддерживаемый или не обновляемый, а может просто чужой? Есть ли «полноценное» определение «легаси», на которое можно ссылаться? А когда разберемся — что нам делать с легаси? Попробуем разобраться. Спойлер: выводы неочевидны.

легаси система что это. Смотреть фото легаси система что это. Смотреть картинку легаси система что это. Картинка про легаси система что это. Фото легаси система что это

Автор — Николас Карло, веб-разработчик в Busbud (Монреаль, Канада). Специализируется на легаси. В свободное время организует митап Software Crafters и помогает с конференциями SoCraTes Canada и The Legacy of SoCraTes.

Данная статья была скомпилирована (и отредактирована) из двух статей Николаса: «What is Legacy Code? Is it code without tests?» и «The key points of Working Effectively with Legacy Code». Показалось логичным рассказать о том, что такое легаси, а потом — как с ним работать.

Что такое «легаси»?

Возможно, если вы задавались этим вопросом, то встречали определение от Майкла Физерса. Майкл выпустил книгу «Working Effectively with Legacy Code» в 2004 году, но она до сих пор актуальна. Комикс это отлично иллюстрирует.

легаси система что это. Смотреть фото легаси система что это. Смотреть картинку легаси система что это. Картинка про легаси система что это. Фото легаси система что это

В своей книге Майкл пишет своё определение:

«Для меня легаси — это просто код без тестов».

Почему Физерс так считает? Потому что по его многолетнему опыту без тестов обычно трудно узнать всё, что код умеет. Если тестов нет, то для понимания, что код делает, вам нужно внимательно его прочитать, воспроизвести программу в своей голове и представить все возможные сценарии. Потом вы поменяете код и нужно снова представить все сценарии. Или проверить их вручную, но всегда есть шанс что-то сломать.

Это хорошее определение: чаще всего тесты отсутствуют, так что это хорошее начало. Но это ещё не всё — есть нюансы.

Код с тестами также может быть легаси. Если вы читаете тесты, но не можете понять, что должен делать код — они отстой. Плохие тесты только мешают: тестируемый код так же трудно отрефакторить, как если бы у него не было тестов, а может даже и сложнее!

Тестов может и не быть, но код всё ещё легко можно отрефакторить. Возможно, вы поддерживаете небольшую кодовую базу без тестов, которую легко понять и рефакторить. Хотя, по моему опыту, это аномалия. Эту кодовую базу можно было бы проверить, но отсутствие автоматизированных тестов всё же не позволяет квалифицировать его как легаси.

Перейдём к моему определению легаси.

Легаси — это ценный код, который вы боитесь менять.

Например, мы ищем первопричину ошибки или выясняете, куда вставить свою функцию. Мы хотим поменять код, но это трудно, потому что непонятно как не нарушить существующее поведение. Готово — у нас легаси!

Мы переоцениваем сложность незнакомого кода. Поэтому мы думаем, что код, который писали не мы — устаревший. Это работает и с нашими прошлыми проектами, когда мы не можем понять, что закладывали и имели в виду, когда писали эту мешанину на экране.

Хорошие тесты помогают легко менять незнакомый код. А плохие тесты не помогают. Отсюда и определение Физерса.

С легаси помогает время. Парадоксально: обычно время превращает любой код в легаси, но чтобы его понять нам также помогает время. Если вы начали работать над легаси и это трудно — подождите. Да, большая часть кода ужасна, но вы привыкнете и лучше поймете его причуды и особенности.

Легаси не виновато в том, что оно такое. Большая часть кода ужасна, потому что это результат работы многих людей в течение долгого времени с противоречивыми требованиями и под давлением дедлайнов. Это Рецепт Устаревшего Кода™. Когда мало времени и недостаточно знаний — рождаются костыли (ну вы знаете). В конце концов, мы достигнем состояния, когда каждое движение приводит к ошибке, а реализация любой функции занимает целую вечность.

А теперь один из важнейших нюансов.

Легаси — это код, который мы изо всех сил пытаемся понять, чтобы поменять.

Легаси — это личная точка зрения. Устаревший код может стать проблемой для каждого разработчика команды. Какой-то код может показаться сложным, потому что мы его ещё не поняли, а какой-то понимаем, но всё равно чувствуем себя некомфортно, когда рефакторим. Но субъективное ощущение «легаси» зависит от нашего понимания кода, и наших чувств по поводу его изменения. Часто люди этого не понимают.

В итоге мы получаем, что легаси это:

который мы пытаемся понять, чтобы отрефакторить;

Как же эффективно работать с легаси?

Легаси — код, который мы пытаемся понять, чтобы отрефакторить. Задача рефакторинга в том, чтобы сохранить существующее поведение кода. Как без тестов мы будем уверены, что ничего не сломали? Нам нужна обратная связь. Автоматизированная обратная связь — ещё лучше.

Добавить тесты, а затем внести изменения

Логично, что если добавить тесты, они помогут его «прощупать» и он перестанет быть устаревшим. Поэтому первое, что нужно сделать — написать тесты. Только тогда мы будем в безопасности, чтобы рефакторить код.

Но чтобы запустить тесты, мы должны поменять код. Возникает парадокс легаси. Мы обречены? Нет. Поменяем как можно меньше кода для тестов:

Определим точки изменения — «швы».

Первые два пункта самые сложные, а как только доберёмся до тестов, мы знаем, что делать.

Найти «швы» для разрыва зависимостей

Обычно когда мы добавляем тесты к легаси возникает «проблема зависимостей»: код, который мы хотим протестировать, не может работать, потому что ему нужно что-то сложное для тестирования. Иногда это соединение с базой данных, иногда вызов на сторонний сервер, а иногда — параметр, который сложно создать. А чаще всё и сразу.

Чтобы протестировать код, нужно разбить эти зависимости в тестах. Для этого необходимо выявить «швы».

«Шов» — место, где можно изменить поведение программы, не меняя код.

«Швы» бывают разные. Если это объектно-ориентированный ЯП, то обычно это объект, например, в JavaScript.

Допустим, метод connect() вызывает проблемы, когда мы пытаемся поместить код в тесты. Получается, что весь класс — это «шов», который можно поменять. Можно расширить этот класс в тестах, чтобы предотвратить его подключение к реальной БД.

Есть и другие виды швов. Если язык позволяет изменять поведение кода без изменения исходного кода, у нас есть точка входа в написание тестов. Кстати о тестах…

Напишем unit-тесты

Дискуссии о лучших практиках тестирования обычно перерастают в холивары. Применять принцип пирамиды тестов, и писать максимум unit-тестов? Или использовать «Кубок тестирования» и писать в основном интеграционные?

Почему советы такие противоречивые? Потому что у них нет единого определения того, что такое «unit». Одни люди говорят об «интеграционных тестах» и тестируют всю библиотеку, а другие тестируют каждый класс по отдельности.

Чтобы избежать путаницы, Майкл даёт четкое определение того, что такое НЕ unit-тест:

он не работает быстро (

Похожие и интересные статьи:

О том, над чем в целом мы тут работаем: монолит, монолит, опять монолит.

Кратко об истории Open Source — просто развлечься (да и статья хорошая).

Больше новостей про разработку в Додо Пицце я пишу в канале Dodo Pizza Mobile. Также подписывайтесь на чат Dodo Engineering, если хотите обсудить эту и другие наши статьи и подходы, а также на канал Dodo Engineering, где мы постим всё, что с нами интересного происходит.

А если хочешь присоединиться к нам в Dodo Engineering, то будем рады — сейчас у нас открыты вакансии iOS-разработчиков (а ещё для Android, frontend, SRE и других).

Источник

Legacy-код — это рак

Legacy-код – это большое НЕТ

легаси система что это. Смотреть фото легаси система что это. Смотреть картинку легаси система что это. Картинка про легаси система что это. Фото легаси система что это

Хотя, кто я такой, чтобы нести подобную чушь? Я никогда не поддерживал большой проект с кучей заинтересованных сторон и саппортом, который развивается супермедленно и делает всех счастливыми. Насколько долго он делается и как работает не важно, ведь потенциально он может работать в 100 раз безопасней и в 1000 раз быстрее, верно? Не совсем. Моим самым большим ребенком был сайт крупного издателя со сложным бекендом на ZF1.

Я пытаюсь сказать, что большие изменения и рефакторинг может произойти лишь в том случае, когда за ними стоят способные люди. Если все что вы делаете — это сплошные agile-митинги и мозговые штурмы, то никакое количество LTS контрактов не может помешать вам глупо выглядеть в течение пяти лет.

Даже если вы делаете бесплатную и/или open source работу, конечно же вы не должны ломать совместимость для X-1 пользователей. Делая им одолжение, развивая старые версии, при глобальном обновлении вы можете столкнуться с потенциальной потерей обратной совместимости. Просто усвойте одну вещь — они должны либо приспособиться, либо умереть.

Так все же почему мы должны изгнать legacy-код из современных систем?

Бесконечное LTS проклятие

Подписываясь под подходом «поддерживаем все так долго, как только можем», вы хоронитесь в бездонную яму, и, глядя на себя через несколько лет, когда вы окажитесь вынуждены поддерживать четыре различные версии вашего продукта, вы будете биться головой об стену из-за того, что не отказались от пользователей V1 и V2, если могли. В попытке сохранить аудиторию разработчики часто выходят за рамки своих возможностей и несправляются под гнетом тонн legacy-кода. По той же причине WordPress и оказался в своем нынешнем состоянии. Не позволяйте приковывать себя к старой версии.

легаси система что это. Смотреть фото легаси система что это. Смотреть картинку легаси система что это. Картинка про легаси система что это. Фото легаси система что это

Эти пользователи — мертвый груз, они должны быть уничтожены вне зависимости от того сколько денег они вам приносят. Дайте им возможность перехода и двигайтесь дальше, если они способны, то догонят вас. Если же нет, то они того не стоят.

Поддерживая старые версии слишком долго, вы насылаете на себя WP-проклятье. Старые версии уязвимы, их поддержка требует все больше сил и усилий по исправлению багов. Потратьте лучше эти часы на создание новых версий и наймите разработчиков, которые будут помогать пользователям с переходом.

Вы отчуждаетесь и негативно влияете на продвинутых пользователей

Оставляя legacy-код в новой версии, вы в конечном итоге получаете монстра Франкенштейна, который вроде как по-прежнему работает, но плохо, и новый код, имеющий потенциал, не может его развить из-за беспорядка в унаследованной кодовой базе. Такой подход хоть и делает работу компаний-разработчиков, которые все еще застряли где-то в 90-х, проще, но в тоже время продвинутым пользователям становится сложнее работать с продуктом. Решениями, принятыми для толпы, которая уже давно и безнадежно отстала от технологий, вы отчуждаете и негативно влияете на продвинутых пользователей, способных принести гораздо большие деньги.

легаси система что это. Смотреть фото легаси система что это. Смотреть картинку легаси система что это. Картинка про легаси система что это. Фото легаси система что это

Неудачи иногда предвещают успех

Конечно, иногда это просто невозможно, и подобные исключения являются очень редким и ценным обучающим материалом. Один из любопытных случаев версионирования — 2й и 3й Python. Python — это удивительный язык, с ним вы можете сделать практически все что угодно. Но он не будет работать также как мог бы язык, построенный специально для вашей цели, это общий недостаток «мастер-на-все-руки» языков — они могут сделать что-то очень хорошо, но нет ни одного варианта сделать работу с помощью них безупречно. Когда пришел Python 3, в него были введены некоторые фичи, ломающие совместимость и пользователи 2й версии уже не могли так просто перейти на него.

Большинство отговорок вроде «пока еще не хватает Py3 пакетов» и «у нас слишком много кода в Py2, чтобы переписать все это» получают от меня ответы — «портируйте то, что вам нужно» и «Бедные программисты, их заставляют писать код», соответственно. Согласен, тут было несколько аргументов, но и те, как правило, берут в пример проекты, которые были изначально неправильно спроектированы, что и вылилось в их абсурдно большой размер.

На самом деле сейчас противостояние Py2 против Py3 уже превратилось в разлом, по обеим сторонам которого стоят программисты. Но многие не задумываются о том, что к тому времени как будет Python 4, люди, которые так яростно отказывались от перехода на версию 3+ будут по прежнему оставаться на Py2 и несовместимость станет еще больше. К тому моменту они могли бы уже освоить другой язык, а не противиться изменениям в текущем. С другой стороны, те, кто «отважился» переступить через разлом и переписал свой код на 3+ без долгих колебаний, получат все новейшие возможности будущих версий с нулевыми трудозатратами.

легаси система что это. Смотреть фото легаси система что это. Смотреть картинку легаси система что это. Картинка про легаси система что это. Фото легаси система что это

Слом обратной совместимости достаточно эффективно отсек ленивых и подготовил Python для нового поколения разработчиков. На мой взгляд, это огромный успех. Программирование, как и многие другие сферы жизни, все еще основано на выживании наиболее приспособленных — и если вы не можете использовать новые технологии адекватно — уйдите с дороги, не мешайте тем, кто может.

Приложения vs Библиотеки/Пакеты

Также есть вопросы по поводу противостояния приложений и библиотек. Другими словами, если правило «не устаревать» применимо для приложений, например при получении нового релиза фреймворка, то должно ли оно распространяться и на библиотеки?

легаси система что это. Смотреть фото легаси система что это. Смотреть картинку легаси система что это. Картинка про легаси система что это. Фото легаси система что это

Приложения, которые используют такие библиотеки, находятся в более сложной ситуации из-за их зависимости от API, которые, возможно, могут измениться. Разумный подходом будет ждать отзывов из комьюнити о стабильности, прежде чем начать переход. В течении переходного периода, как старая, так и новая версии библиотеки/фреймворка могут оставаться в использовании, и после того, как все необходимые части будут модернизированы, старая версия должна быть удалена. Ведь это не займет много времени, правда?

Не бывает достаточно большого приложения

«Но Бруно, некоторые приложения огромны и их переписывание займет несколько месяцев», скажете вы. «Переход с ZF1 на ZF2 — это год работы!», на что я отвечаю: чушь. Нет достаточно большого веб-приложения, апгрейд которого займет подобные сроки. Я пойду еще дальше и скажу, что на самом деле нет веб-приложений достаточно больших, которые могли бы сравниться по размерам с Symfony или Zend.

Конечно же, все что я говорил, не относится к какому-либо из этих фреймворков, они гиперкомплексные бегемоты из очень профессионального кода, но если вы следуете концепции разделения задач, инкапсулируете свои сервисы и APIфицируете ваше приложение, то вы можете писать фронт отдельно от бекенда, что, в свою очередь, освобождает вас от многих преград на пути к актуальному коду независимо от размера и/или популярности приложения — при условии, что у вас в команде есть программисты, а не теоретики. Неважно сколько структур и алгоритмов вы знаете — главное знать как их использовать, чтобы быть достаточно эффективным во время миграций.

Схема обновления

Как правильнее всего обновляться? Есть только один приемлимый вариант обновления программного обеспечения, которого должны придерживаться разработчики независимо от популярности их приложения/библиотеки:

Один из проектов, следущий этому пути — Guzzle. У него есть 3+ версия и 4+, для тех, кто хочет жить в ногу со временем и всегда быть на пике прогресса.

Вывод

Как веб-разработчик, я твердо уверен, legacy-код должен быть выброшен, когда речь заходит о новых фичах или мажорном обновлении версии. Если у вас есть большой проект, которое использует код версий, вышедших два или более месяцев назад, то вы должны прекратить все действия с ним и переписать под свежую версию, особенно, если продукты, которыми вы пользуетесь, критически важны для бизнеса. Нет в мире достаточно больших приложений, которым нужно более двух месяцев для полного перехода, а если и есть, то они должны быть переписаны с нуля — веб намного проще, чем вы всегда предполагали.

А что думаете вы? Следует ли legacy-код хранить неограниченное время? Определенное число версий? Возможно не все? Как вы относитесь к legacy-коду в сторонних проектах? Должен ли разработчик волноваться о проблемах с legacy в библиотеках, которыми он пользуется? Ошибся ли я в этой статье? Данным постом я хотел начать дискуссию об этом — в конце концов, мои взгляды на проблемы и переживания — лишь моя точка зрения. Дайте знать в комментариях ниже.

Источник

Как работать с legacy-системами

легаси система что это. Смотреть фото легаси система что это. Смотреть картинку легаси система что это. Картинка про легаси система что это. Фото легаси система что это

На самом деле, по-хорошему статью следовало бы назвать так: «Как работать с legacy-системами и сохранять психическое здоровье». Любой, кто имеет с ними дело, меня поймет, — пишет Dmitriy Kouperman в своей статье на DOU.UA.

Эта статья — попытка обобщения многолетнего опыта знакомства с legacy-системами в виде набора подходов и практических советов. Примеры буду приводить из собственного опыта — в частности, работы с унаследованной Java-системой.

Кстати, материалов о работе с legacy в структурированном виде почти нет — оба источника, посвященных именно ей, приведены в конце материала. И это при том, что на legacy приходится чуть ли не половина всего аутсорсинга.

Особенности legacy

Legacy — в переводе с английского «наследство», и наследственность эта тяжелая. Почти всем доводилось, придя в проект, получить код десятилетней давности, написанный кем-то другим. Это и есть унаследованный код — то есть код исто(е)рический, который часто бывает ужасен настолько, что оказывается вообще непонятно, как с ним работать. И если нам достается legacy-система, то мы, кроме старого кода, также имеем:

Со всем этим нам нужно разбираться и как-то жить дальше. И тут без хорошего чувства юмора, пожалуй, не обойтись — те, кто воспринимают жизнь слишком серьезно, обычно сбегают сразу же, как только увидят настоящее legacy.

На самом деле, legacy-система — это не так уж страшно, и вот почему: если система жила все эти десять лет и до сих пор работает, значит, какой-то толк от нее есть. Может быть, она приносит хорошие деньги (в отличие от вашего последнего стартапа на новейших технологиях). Кроме того, код такой системы относительно надежен, если он смог так долго выживать в продакшне. Поэтому вносить в него изменения нужно с осторожностью.

Прежде всего, нужно понять две вещи:

Какие задачи нам придется решать, работая с такой системой? Во-первых, мы, очевидно, будем разрабатывать новую функциональность, раз система жива, а значит развивается. Во-вторых, мы будем исправлять ошибки, и это тоже очевидно. И наконец, хотя многие предпочитают про это забыть, мы будем заниматься оптимизацией и стабилизацией системы, даже если напрямую такой задачи перед нами в начале проекта никто не ставил.

Обратный инжиниринг

Для успешной работы с унаследованными системами нам придется много пользоваться приемами reverse engineering.

Прежде всего, нужно внимательно читать код, чтобы точно понимать, как именно он работает. Это обязательно — ведь достаточной документации у нас, скорее всего, не будет. Если мы не поймем хода мыслей автора, то будем делать изменения, последствия которых окажутся не вполне предсказуемыми. Чтобы обезопасить себя от этого, нужно вникать еще и в смежный код. И при этом двигаться не только вширь, но и вглубь, докапываясь до самого нутра. Откуда вызывается метод с ошибкой? Откуда вызывается вызывающий его код? В legacy-проекте «call hierarchy» и «type hierarchy» используется чаще, чем что бы то ни было другое.

Конечно, придется проводить много времени с отладчиком — во-первых, чтобы находить ошибки, и во-вторых, чтобы понять, как все работает — потому что логика обязательно будет такой, что по-человечески прочитать ее мы не сможем. Собственно говоря, дебажить нужно будет вообще все, в том числе и open source-библиотеки. Даже если проблема где-то в Spring, значит, придется отлаживать и, возможно, пересобирать Spring, если возможности его обновить не окажется. Именно так нам неоднократно приходилось делать, причем не только со Spring.

Что касается документации, не лишним будет прибегнуть к тому, что я бы назвал промышленной археологией. Очень полезно бывает откопать где-нибудь старую документацию и поговорить с теми, кто помнит, как писался доставшийся вам код. Возможно, где-то есть старый Confluence, возможно, хотя бы дамп его базы, где вы что-то, может быть, и найдете. Иногда это бывает проще, чем сидеть с дебаггером. Но нередко там окажутся только документы, не имеющие прямого отношения к коду, например, руководства по настройке серверов, которые все в принципе боятся трогать.

Используя эти приемы, рано или поздно вы начнете более или менее понимать код. Но чтобы ваши усилия не пошли прахом, вы должны обязательно сразу же документировать результаты своих изысканий — для этого я советую рисовать блок-схемы или диаграммы последовательности (sequence diagrams). Конечно, вам будет лень, но делать это точно нужно — через полгода без документации вы сами в этом коде будете копаться как в первый раз. А если через полгода с кодом будете работать уже не вы, ваши последователи будут очень благодарны вам за имеющуюся документацию.

Кстати, зачастую для себя и для бизнеса документацию нужно готовить разную: в вашей, рассчитанной на инженеров, представители бизнеса ничего не поймут. Им потребуется что-то понятное, описывающее функционирование системы на верхнем уровне. И наконец, нужно не забывать самим пользоваться этой документацией и читать ее. Однажды, решив проблему после двух дней героической борьбы, мы обнаружили собственный документ, подробно описывающий точно такой же случай.

легаси система что это. Смотреть фото легаси система что это. Смотреть картинку легаси система что это. Картинка про легаси система что это. Фото легаси система что это

Процесс разработки

Итак, что нужно и что не нужно делать:

Не переписывать

Самое важное здесь — вовремя бить себя по рукам и не пытаться переписать весь код заново. Прикиньте, сколько человеко-лет для этого потребуется — вряд ли заказчик захочет потратить столько денег на переделывание того, что уже и так работает. Это касается не только системы в целом, но и любой ее части. Вам, конечно, могут дать неделю на то, чтобы во всем разобраться, и еще неделю на то, чтобы что-то исправить. Но вряд ли дадут два месяца на написание части системы заново.

Вместо этого реализуйте новый функционал в том же стиле, в каком написан остальной код. Другими словами, если код старый, не стоит поддаваться соблазну использовать новые красивые технологии — такой код потом будет очень тяжело читать. Например, вы можете столкнуться с ситуацией, которая была у нас — часть системы написана на Spring MVC, а часть — на голых сервлетах. И если в части, написанной на сервлетах, нужно дописать еще что-то, то дописываем мы это так же — на сервлетах.

Соблюдать бизнес-интересы

Нужно всегда помнить, что любые задачи обусловлены прежде всего ценностью для бизнеса. Если вы не докажете заказчику необходимость тех или иных изменений с точки зрения бизнеса, этих изменений не будет. А для того, чтобы убедить заказчика, вы должны попробовать встать на его место и понять его интересы. В частности, если вам хочется провести рефакторинг только потому, что код плохо читается, вам не дадут этого сделать, и с этим нужно смириться. Если совсем уж невмоготу, реорганизовывать код можно по-тихому и понемногу, размазывая работу по бизнес-тикетам. Либо убедить заказчика в том, что это, например, сократит время, необходимое для поиска ошибок, а значит, в конечном итоге сократит расходы.

Тестировать

Понятно, что тестирование необходимо в любом проекте. Но при работе с legacy-системами тестированию нужно уделять особое внимание еще и потому, что влияние вносимых изменений не всегда предсказуемо. Тестировщиков потребуется не меньше, чем разработчиков, в противном случае у вас должно быть все просто невероятно хорошо с автоматизацией.

В нашем проекте тестирование состояло из следующих фаз:

И только после прохождения всех этих трех фаз мы можем делать релиз. Кто-то наверняка считает, что сертификация — лишняя фаза, так как на стадии стабилизации все уже выяснено, но наш опыт говорит о том, что это не так — иногда во время регрессионного теста, который прогоняется по второму кругу на другой машине, что-нибудь да вылезет.

Формализовать DevOps и релиз

При работе с legacy-системой важно наладить все, что касается DevOps и прочих практик, напрямую не связанных с разработкой. В частности, очень хорошо совместно с девопсами на стороне заказчика прописать определенную процедуру релиза, каждый шаг которой будет строго документирован. Только тогда процесс становится предсказуемым и ясным для каждого из участников.

Релизная процедура может быть, например, следующей. Когда заканчивается разработка и пройдены две или три фазы тестирования, мы пишем письмо DevOps-команде за 36 часов до предполагаемого времени релиза. После этого созваниваемся с девопсами и обсуждаем все изменения окружений (мы сообщаем им обо всех изменениях в БД и конфигурации). На каждое изменение у нас есть документ (тикет в Jira). Затем во время релиза все причастные к этому собираются вместе, и каждый говорит, что он сейчас делает: «Мы залили базу», «Мы перезапустили такие-то серверы», «Мы пошли прогонять регрессионные тесты в рабочем окружении». Если же что-то идет не так, запускается процедура отката релиза, точно описанная в изначальном документе на релиз — без такого документа мы обязательно что-нибудь забудем или напутаем (вспомните, в какое время суток обычно происходят релизы).

Выстроить branching strategy

Основные модели бренчинга давно описаны на сайте того же Atlassian, их можно адаптировать под ваши нужды. Главное — ни в коем случае не коммитить изменения сразу в транк: должны быть stable trunk и feature branches. Я советую делать релизы из релизных веток, а не из транка. То есть у вас есть транк, от которого отходят ветки на конкретные фичи, соответствующие тикетам в Jira. Когда вы закончили разработку в спринте, вы собираете отдельную релизную ветку из готовых фич и ее сертифицируете. Если же что-то пойдет не так, из такой ветки можно будет легко устранить то, что по какой-то причине из релиза в итоге выпадает. Когда же релиз произошел, релизная ветка вливается в stable trunk.

Контролировать качество кода

И наконец, code review — это, казалось бы, достаточно очевидная практика, к которой прибегают почему-то далеко не во всех проектах. Очень хорошо, если каждая часть кода проверяется более чем одним человеком. Даже в очень сильной команде в процессе code review обязательно обнаруживаются какие-то косяки, а если смотрят несколько человек, количество выявленных косяков возрастает. Иногда самое страшное находит третий или четвертый reviewer. Но во избежание как саботажа, так и излишнего фанатизма, необходимо договориться, сколько review достаточно для того, чтобы считать фичу готовой.

Для проверки можно использовать пул-реквесты (конечно, если у вас Git), далее есть Crucible и FishEye — оба прикручиваются к Jira. И наконец существует очень удобный инструмент Review Board, который работает и с SVN, и с Git. Он позволяет послать запрос на проверку кода, который соберет в себе все изменения в данном feauture branch.

легаси система что это. Смотреть фото легаси система что это. Смотреть картинку легаси система что это. Картинка про легаси система что это. Фото легаси система что это

Управление проектом

Подбор команды

Самое первое, что должен помнить Team Lead или PM при наборе людей в проект — далеко не всем разработчикам подходит работа с legacy-системами. Даже если человек пишет замечательный код, не факт, что он сможет целыми днями сидеть с дебаггером или документировать чужой код. Для работы с legacy, кроме технических навыков, требуются еще определенные личностные качества — хорошее чувство юмора, самоирония и, конечно же, терпение. На эти качества нужно обращать внимание при подборе людей в команду, а если кто-то не сошелся с legacy характерами, то не воевать с ним, а заменять. Замена человека в проекте в подобном случае не волчий билет, а облегчение и для него, и для команды.

Глупые вопросы

Тимлид не должен стесняться задавать команде «глупые» вопросы и напоминать обо всех вышеперечисленных приемах работы. «Я накатил свежий код, и теперь ничего не работает!» — «А какую ветку ты взял? А базу обновил? А что в логах? А дебажил?» Несмотря на всю свою простоту, такие диалоги — неотъемлемый элемент нашей работы, и в особенности с legacy-проектами. Нужно удерживать все в голове и не уставать снова и снова напоминать о каких-то очевидных и не очень очевидных вещах. Без этого, поверьте, не обойтись!

Процесс, или «здесь так принято»

В силу американской текучки кадров новые менеджеры со стороны заказчика приходят в проект чаще, чем нам хотелось бы. И многие из них, еще не разобравшись в специфике legacy, пытаются внедрять практики и решения из своего предыдущего опыта. Им нужно терпеливо объяснять, почему здесь принято именно так, а не по книжке. Сначала такие вещи донести бывает трудно, но в конечном итоге либо заказчик согласится с вами, либо вы вместе придете к компромиссному решению.

В работе с legacy-системами действительно важен правильно выстроенный, понятный и прозрачный процесс: Jira (или аналог) обязательно должна отражать реальное положение дел в данный момент. Все требования должны быть ясно сформулированы, а процессы четко прописаны. Вся эта Jira-бюрократия точно окупится, сильно снизив степень энтропии в проекте. Так, когда к вам придет заказчик и потребует срочно сделать новую фичу, вы сможете просто показать заполненное расписание. Тогда он легче сможет понять, что чем-то придется пожертвовать.

Что касается эстимэйта (вы же используете Planning Poker, правда?), то оценивать всегда нужно с запасом, чтобы быть готовым к сюрпризам — как мы уже говорили, влияния в незнакомом нам коде зачастую неясны, и порой может вылезать что-то совершенно неожиданное и в неожиданных местах. Так, у нас в проекте был случай, когда изменения в простом CSS сломали часть бизнес-логики: кто-то поставил в JS проверку на цвет элемента интерфейса.

Бизнес, tech debt и SWAT

При работе с legacy-системами нужно стараться противостоять потоку бизнес-требований, которые заказчик будет вам непрерывно поставлять. Заказчик не всегда осознает риски, связанные со стабильностью системы, поэтому вам придется постоянно о них напоминать. Бороться с этими рисками можно двумя способами: балансированием бизнес и стабилизационных задач в каждом спринте или отдельными стабилизационными проектами. Оптимальным кажется баланс 70 на 30, когда 30% времени каждого спринта вы занимаетесь стабилизацией. Впрочем, заказчик скорее всего не даст вам сделать все, что вы хотите — поэтому записывайте технический долг по мере обнаружения. Из этого tech debt вы будете брать задачи на вышеупомянутые 30%. А может, заказчик согласится на стабилизационный проект, особенно если вы покажете ему tech debt в ответ на вопрос, почему все в очередной раз упало.

легаси система что это. Смотреть фото легаси система что это. Смотреть картинку легаси система что это. Картинка про легаси система что это. Фото легаси система что это

Примеры оптимизации

А теперь вкратце расскажу о способах оптимизации, которыми мы пользовались в разное время.

Во-первых, нужно уйти от традиции ежедневных перезапусков, если так было принято в проекте. Однако делать это нужно, конечно, с осторожностью — продолжать проверять логи и следить за всем, что может привести к падению системы, и бороться с этим. У нас была система, которые перезапускалась каждую ночь, так как не могла прожить и двух суток из-за memory и других leaks — теперь же она совершенно стабильно работает от релиза до релиза две-три недели (за редкими исключениями, о которых мы обычно узнаем в 4 утра).

А вот хороший пример того, как делать не нужно. У нас была система, несколько компонентов которой периодически отваливались. Тогда со стороны заказчика пришел девопс и написал скрипты, которые по логам анализируют активность этих компонентов, и если в логе три минуты нет записей, то эти службы перезапускаются. Это, конечно, сработало, но такие вещи должны однажды плохо кончиться.

Очень важный момент — проход по всем логам и составление отдельного эпика. Бывают, конечно, заказчики, которые долго не дают доступа к продакшн-логу. У нас, например, так продолжалось полгода, после чего случился переломный момент, когда нас самих попросили посмотреть логи продакшна. Просмотр затянулся на всю ночь. В системе, работавшей, как считалось, штатно и стабильно, нормальные логи попадались лишь иногда — в основном же записи были со сдвигом вправо и начинались с «at». Это были сплошные стектрейсы, и их набиралось на десятки мегабайт в сутки. Конечно, мы завели эпик в Jira и создали тикеты на отдельные exceptions. Затем нам пришлось несколько месяцев выбивать время на стабилизационный проект. В итоге мы исправили множество ошибок, о которых никто не догадывался, и сделали логи информативными. Теперь любой стектрейс в них — действительно признак нештатной ситуации.

Еще советую обращать внимание на третьесторонние зависимости как на front-end (Google Tag Manager, Adobe Tag Manager и т. п.), так и на back-end. Например, если у нас на странице есть JavaScript со сторонних ресурсов, нужно посмотреть, завернуты ли эти скрипты в try..catch блоки. У нас были случаи, когда сайт падал из-за того, что ломался какой-то скрипт на стороне. Также важно предусматривать возможность недоступности любых внешних ресурсов.

Ну и последнее: следите за всем, за чем только можно, и грамотно агрегируйте логи. Ведь у вас может быть 12 продакшн-серверов, и вас могут попросить их логи посмотреть, что точно нужно делать не через tail. Мы использовали ELK — связку Elastic search — Logstash — Kibana. Очень полезен мониторинг: мы навесили Java Melody на все серверы и получили огромное количество новой информации, на основании которой многое исправили, осчастливив заказчика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *