легкосмываемые загрязнения что это
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2016 г. N 15-2/В-2039 О порядке выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2016 г. N 15-2/В-2039
1. Статья 212 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя выдавать работникам, занятым на работах, связанных с загрязнениями, смывающие и обезвреживающие средства. Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н. Данный нормативный акт, в частности, предусматривает выдачу мыла работникам, занятым на работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями. При этом определения термина «легкосмываемые загрязнения» данный нормативный акт не содержит. Существует подход, в соответствии с которым к работам, связанным с легкосмываемыми загрязнениями, относятся все работы, которые не отнесены данным нормативным актом к работам, связанным с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями. Действительно ли любые работники, в том числе так называемые офисные, имеют право на выдачу смывающих средств, как минимум, по нормам, предусмотренным для работ, связанных с легкосмываемыми загрязнениями?
2. По результатам проведенной специальной оценки условия труда на рабочем месте были признаны допустимыми. В карте специальной оценки условий труда нет каких-либо указаний на то, что работа на данном месте связана с легкосмываемыми загрязнениями. Не зафиксирована также необходимость выдавать работникам смывающие и обезвреживающие средства. Есть ли в такой ситуации у работодателя обязанность выдавать такие средства по норме, установленной п. 7 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н?
3. В соответствии с п. 20 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н, на работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, работодатель имеет право не выдавать непосредственно работнику смывающие средства, а обеспечивает постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом. Существует ли в такой ситуации необходимость указывать в трудовых договорах нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, а также фиксировать под роспись их выдачу в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств?
Ответ: Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции письмо по вопросу выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и сообщает следующее.
Пунктом 7 Типовых норм предусмотрена выдача очищающих средств на работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями.
По мнению Департамента, к легкосмываемым загрязнениям относятся загрязнения, при которых применения мыла или жидких моющих средств достаточно для очищения от загрязнения в процессе трудовой деятельности (за исключением работ связанных с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями, а также работ на угольных шахтах) кожи и волос работника.
Исключение могут составлять работы, связанные с эксплуатацией персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) аппаратов копировально-множительной техники настольного типа («офисные» работники).
2. Согласно пункту 13 Стандарта перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.
В этой связи поясняем, что в случае если работник выполняет работы, включенные в Типовые нормы, то ему должны быть выданы соответствующие смывающие и (или) обезвреживающие средства вне зависимости от результатов проведения специальной оценки условий труда.
3. Статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены условия, обязательные для включения в трудовой договор.
Абзацем 11 части 2 указанной статьи установлено, что обязательными условиями трудового договора могут быть другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно пункту 9 Стандарта нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника.
Таким образом, в трудовом договоре необходимо указывать конкретные нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, в том числе выдаваемых посредством применения дозирующих систем, согласно Типовым нормам из расчета на 1 месяц.
Заместитель директора
Департамента условий
и охраны труда
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросу выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами».
К легкосмываемым загрязнениям относятся те, при которых применения мыла или жидких моющих средств достаточно для очищения от загрязнения в процессе трудовой деятельности кожи и волос работника (кроме работ, связанных с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями, а также работ на угольных шахтах).
Исключение могут составлять работы, связанные с эксплуатацией персональных ЭВМ и (или) аппаратов копировально-множительной техники настольного типа.
Если лицо выполняет работы, включенные в Типовые нормы, то ему должны быть выданы соответствующие средства. При этом результаты специальной оценки условий труда значения не имеют.
В трудовом договоре необходимо указывать конкретные нормы выдачи средств, в т. ч. предоставляемых посредством применения дозирующих систем, согласно Типовым нормам из расчета на 1 месяц.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2016 г. N 15-2/В-2039
Главное про смывающие и обезвреживающие средства: обеспечение и нормы
В процессе трудовой деятельности, особенно, если это производство, на часть сотрудников в большей или меньшей степени воздействуют различные неблагоприятные факторы, которые при постоянном контакте могут привести к развитию профессионального заболевания.
Именно поэтому и выдаются смывающие и обезвреживающие средства. Они направлены защитить кожу рук от воздействия негативных производственных факторов. Кроме защиты, необходимо еще кожу рук очищать, восстанавливать, тем самым уменьшая последствия воздействия.
По статистике заболевания кожи занимают в среднем 10%, но в различных отраслях могут варьироваться в большую или меньшую сторону. Для снижения вредного воздействия, контакт работника с производственными раздражителями должен быть минимальным.
Для реализации этих целей предусмотрена выдача перчаток, но даже в этой ситуации при постоянном использовании у сотрудников снижается чувствительность кожи рук, может повышаться потоотделение и даже возникает дерматит, развиваются аллергические заболевания.
К тому же в некоторых отраслях использование перчаток просто не совместимо с особенностями технологического процесса и только мешают, а не защищают. И тут особую роль играют смывающие и обезвреживающие средства, которые направлены на защиту здоровья работника.
Тема, на первый взгляд, очень простая, но тем не менее вызывает массу вопросов, поэтому предлагаю ее детально разобрать и если вам будет что добавить, обязательно присоединяйтесь в комментариях.
Смывающие и обезвреживающие средства
Для того чтобы оградить работников от воздействия негативных производственных факторов, работодателю вменена дополнительная обязанность – выдавать смывающие и обезвреживающие средства (ст. 221 ТК РФ).
Объем выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств определен приказом Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н.
Причем немаловажный факт, на который стоит обратить внимание и иметь в виду в момент приобретения СиОС, они все должны иметь сертификат безопасности (п. 8 Приказ № 1122н).
И если при проведении проверки трудовой инспекцией сертификат вы не сможете предоставить, то инспектор вправе включить данное нарушение в предписание и протокол.
Вы можете настаивать на малозначительности нарушения и требовать административную ответственность в виде предупреждения, но тем не менее вероятность штрафа остается и она такая же, как и в случае, если отсутствует обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами.
Ответственность работодателя
Штрафы за несоблюдение требований законодательства в части охраны труда существенные для бюджета даже большой компании, а что уж говорить про небольшие ООО и ИП.
Причем за нарушение выдаче смывающих и обезвреживающих средств, штраф будет даже больше, чем если вы не проведете медосмотр.
И в этом случае работодателю грозит административная ответственность в размере: (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
А по личным наблюдениям и основываясь на свою практику и коллег, могу сказать, что у многих, даже крупных компаний не ведется в полном объеме выдача и документарное оформление этой, казалась бы, на первый взгляд, простой обязанности.
И для этого стоит разобраться, что к чему и предпринять необходимые шаги, чтобы избежать неприятностей в будущем.
Весь спектр услуг по охране труда
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!
Кому положена выдача смывающих и обезвреживающих средств
Выдача смывающих и обезвреживающих средств должна быть обеспечена абсолютно всеми работодателями, но только тех сотрудников, которым эти средства действительно полагаются.
В п. 15–22 Приложения № 2 Приказа № 1122н перечисляются работы и факторы, при которых должно быть обеспечение смывающими и обезвреживающими средствами. Подбираются и выдаются СиОС по результатам специальной оценки условий труда.
Определить кому положена выдача можно, используя Типовые нормы смывающих и обезвреживающих средств (Приложение № 1 Приказ № 1122н).
Работникам, занятым в неблагоприятных условиях труда приказом № 1122н, обязателен комплексный подход к защите кожи рук – защита, очищение и регенерация.
Еще одно наблюдение – это путаница, в том что выдавать? Все три вида средств или только одно, или нужно два? Если два, то какие?
Чтобы упростить вашу задачу, предлагаю вам пользоваться сводной таблицей по выдаче смывающих и обезвреживающих средств.
Сводная таблица по выдаче смывающих и обезвреживающих средств
Перечень смывающих и обезвреживающих средств по профессиям составляется строго на основании Типовых норм приказа № 1122н специалистом по охране труда, согласовывается с профсоюзом и утверждается руководителем организации.
Если работодатель желает, он может улучшить условия труда работников и установить свои нормы, отталкиваясь от Типовых, опять же согласовав предварительно с профсоюзом.
Фактически же выдача смывающих и обезвреживающих средств обычно производится на складе и должна фиксироваться соответствующим образом.
Порядок выдачи смывающих и обезвреживающих средств
Разбирать порядок выдачи смывающих и обезвреживающих средств стоит, начиная с трудового договора. Ранее требовалось обязательное внесение в ТД информации о норме выдачи СиОС работнику.
С 12 июля 2018 года это требование не обязательное, но при условии, что у вас разработаны нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств и работник с ними ознакомлен до приема на работу под подпись (приказ Минтруд № 805н от 23.11.2017).
Нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств
Для того чтобы сотрудник, которым производится обеспечение смывающими и обезвреживающими средствами знал, кому что выдавать, необходимо разработать нормы по профессиям.
В которых обозначаются должности, наименование средства и количество выдачи на месяц и пересчете на год.
Образец норм выдачи смывающих и обезвреживающих средств
Скачать образец, в котором представлены нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств вы можете, перейдя по ссылке.
Данный перечень следует ввести в действие приказом по организации и в нем же обозначить ответственных за выдачу, приобретение и контроль.
Чтобы не плодить документы, этим же приказом по организации можно ввести в действие положение о выдаче СиОС, в котором уже подробно, детально обозначается порядок приобретения и обеспечения работников, выдача и пользование смывающими и обезвреживающими средствами.
Образец приказа о выдаче смывающих и обезвреживающих средств
Приказ и положение выдачи смывающих и обезвреживающих средств вы можете, перейдя по ссылке.
Выдача средств для легкосмываемых загрязнений
Следует немного остановиться на данном вопросе отдельно, потому как до выхода в свет Приказа № 805н, средства защиты для работ, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, выдавались с регистрацией в личной карточке. Теперь такой необходимости нет.
Но обеспечение сотрудников, занятых на таких работах, смывающими средствами должно быть в обязательном порядке. И в этом случае, допускается обеспечивать постоянное наличие в туалетах и душевых мыла, твердого или жидкого, на ваше усмотрение (п. 20 Приказ № 1122н).
Дозирующие системы смывающих и обеззараживающих средств
Жидкое мыло объемом более 250 мл обычно выдается в дозирующих системах, которые могут крепиться в санитарно-бытовых комнатах и пополняться по мере расходования. Контролировать постоянное наличие обязан работник, на которого возложена эта обязанность приказом по организации.
Достаточно удобно и экономно для крупных предприятий использовать дозирующие системы не только для мыла, но и для защитного и регенерирующего крема, очищающей пасты.
Личная карточка смывающих и обезвреживающих средств
Выдаваться СиОС должны ежемесячно лично каждому работнику с обязательной фиксацией в личные карточки выдачи смывающих и обезвреживающих средств. А также в карточке обязательно указывается сертификат на каждое средство.
Образец заполнения личной карточки выдачи смывающих и обезвреживающих средств (лицевая сторона)
Образец заполнения личной карточки выдачи смывающих и обезвреживающих средств (оборотная сторона)
Проверяйте наличие каждой подписи работника, потому как если не будет одной из них инспектор ГИТ сочтет, что вы не обеспечили работника полагающимися ему средствами защиты.
И стоит затронуть несколько вопросов по выдаче, которые могут возникнуть при организации данного процесса:
Тема не сложная, но мелких нюансов возникает много, по этой причине и поясняющих писем Минтруд подготовил достаточно много.
Основные выводы
Чтобы используемые смывающие и обезвреживающие средства были максимально эффективными, для этого работникам во время проведения инструктажа нужно объяснять, как применяются. Причем донести до них, что не стоит крем отдавать жене, а пользоваться самому, потому как выдается он для создания безопасных условий труда и защиты его здоровья в будущем.
А работодатель, в свою очередь, обязан организовать надлежащий учет смывающих и обезвреживающих средств и контролировать их регулярную выдачу с оформлением всех необходимых документов.
Комплекс всех этих мер позволит не только защититься от штрафов, но и предупредить возникновение профессиональных заболеваний, а значит исключить массу проблем в будущем.
Главное, не забывайте контролировать срок годности средств защиты 🙂
Желаю вам безопасной и эффективной работы!
Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, пишите в комментариях, обязательно отвечу всем. Понадобится помощь в оформлении документов, обращайтесь.
разработаю документы за вас
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!
Скачать приказ и положение о выдачи смывающих и обезвреживающих средств
Легкосмываемые загрязнения (мыло в трудовых договорах)
Коллеги, доброго времени суток.
Может кто сталкивался с такой проблемой: офисным сотрудникам или тем, кто работает на ПК и с документами нужно прописывать нормы смывающих ср-тв согласно Стандарту безопасности труда (приложение №2 к приказу Минздравсоцразвития)?
Но теперь наш внешний консультант настаивает включить всем работникам эту норму в ТД, а если включим то её необходимо учитывать и чуть ли не брать бухгалтера для этого.
Также в типовых нормах к данному Стандарту не дана характеристика или определение что такое легкосмываемые загрязнения, по всем остальным дано, по этим нет. Тем более только по этим загрязнениям выдаются смыв ср-ва не только для рук но и для тела.
К легкосмываемым загрязнениям относятся различные виды производственной пыли
(древесная, ще-беночная, асбестовая, песчаная, кирпичная, цементная),
стекловолокно, смазочно-охлаждающие жид-кости на масляной основе, раствор
цемента, извести, кислот, щелочей, солей и др
И это явно не про офисных работников 🙂
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах,
выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением,
работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или
декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие
средства индивидуальной защиты, а также смывающие и
(или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами,
которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации.
Т.е. все-таки это про вредников в Стандарте написано, а не про всех подряд.
Товарищи, помогите разобраться. Не хочется глупого напросного труда, у нас численность 500 чел и только 2 кадровика. Много своих текущих задач, а тут еще и по охране разбирайся. а в охране труда 2 специалиста и не чешутся. не им же кучу допиков лепить следую маразму внешнего консультанта к которму почему-то прислушивается гендир и наш руководитель.
то есть, предлагается выдавать офисным работникам мыло&
АРМ у нас была, но в картах ничего не прописано про смыв ср-ва, поэтому и в ТД мы это не включали.
Сейчас заново делаем уже СОУТ, рез-то пока нет, поэтому я и хочу дождаться её рез-ов, но не факт что аттестующая организация будет это оценивать, говорят у них есть такое право.
Но в стандартах-то сказано, «до СОУТ или в случае их отсутствия» работодатель сам формирует перечень раб мест согласно типовым нормам, вот в этих идиотских нормах типовых и не прописано что такое легкосмываемые загрязенения и наш внешний эксперт хочет всем прописать легкосмываемые загрязнения в перечне и на основании этого перечня я и должна буду включить это мыло всем офисным и не офисным.
Анна почитайте внимательнее мое последнее письмо и стандарты.
Вы стандарт читали? там сказано если нет СОУТ или АРМ или рез-ов по смыв ср-ам, то работодатель сам обязан издать перечень согласно типовым нормам, так вот соль в том, что в моем понимание стандарт издавался не для того чтобы всем подряд выдавать смыв ср-ва, а наш внешний эксперт считает что всем подряд надо и офисным в том числе.
Работодатель без СОУти АРМ должен перечень раб мест создать кому положены смыв ср-ва.
«там сказано если нет СОУТ или АРМ»
Тогда поясните, плиз, вашу фразу насчет АРМ, которая «у вас была».
Что случилось с ее результатами, что вы не можете ими пользоваться?
мы ими пользуемся, но там нет ничего про мыло, в стандартах сказано нет в АРМ или СОУТ составляйте перечень сами:
13.
Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача
смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда
Указанный
перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в
соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом
особенностей существующего технологического процесса и организации труда,
применяемых сырья и материалов.
До получения работодателем результатов проведения
специальной оценки условий труда или в случае их отсутствия у работодателя
перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача
смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения
выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного
работниками представительного органа на основании Типовых норм
«До получения работодателем результатов проведения специальной оценки условий труда или в случае их отсутствия у работодателя»
Для самых умственно стойких:
Ну не смотря на это я вам все же отвечу:
во-первых, смыв.ср-ва это не СИЗ, у них карточка учета даже другая, ст. 221 ТК РФ внимательно прочтите.
во-вторых, в стандарте безопасности п.9 установлена обязанность работодателя включать норму смыв ср-в в ТД
в-третьих, работа может быть и не во вредных условиях и СОУТ может в картах или в протоколе не указать на выдачу смыв ср-в и вот именно в такой ситуации работодателю самостоятеьно придется определить перечень рабочих мест по сильнозагрязненным, легкозагрязненным и т.д. и на основании этого перечня включить условие о выдаче смыв ср-в в ТД.
Похоже это вы умственно стойкая.
Вы, наверно, не в курсе, что ГИТ выносит предписания и штрафы по ст. 5.27 КоАП в случае отсутствия в ТД условия о смыв ср-в, если эта должность поименована в перечне и есть рез-ты СОУТ, но без указания на смыв ср-ва в них.
И суть вопроса то не в том включать или не включать, я с этим уже разобралась.
Таким как вы не место здесь или где-либо еще. Тошно уже от всеобщего хамства и невежеста.
Читаем внимательно, особенно выделенную часть.
Вопрос: На предприятии численность работников более 800 человек.
Каким образом должен быть организован учет и контроль над выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств? Надо ли выдавать средства под роспись в личной карточке учета каждому работнику? Каким работникам обязательно нужно выдавать данные средства?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель обязан выдавать смывающие и (или) обезвреживающие средства работникам, занятым на работах, поименованных в приказе Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н. Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Счетчикова Валерия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
«Таким как вы не место здесь или где-либо еще. Тошно уже от всеобщего хамства и невежеста.»
Как это взаимно, вы и представить себе не можете.