лекция что такое философия
Философия: конспект лекций
Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция № 2. Что такое философия
«Философия» по-гречески — любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором. Философия — поиск и нахождение ответов на фундаментальные вопросы бытия, под действие которых попадает каждый человек.
Главные вопросы бытия сформулировал И. Кант:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен знать?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?
Философия — составляющая культуры, форма ее максимально полного выражения и осмысления. Проблемы человечества получают в философии завершающее истолкование, это — наивысший уровень самоосмысления человечества, самопознания материи.
Философия обладает самостоятельностью, имеет структуру.
Три первых вопроса бытия (по И. Канту) рассматриваются философией, ориентированной на:
1) науку, где главная идея — истина;
2) мораль, где идея — добро, и религию — веру в Бога;
3) всё сводится к четвертому — пониманию человека (и общества) как целостно развивающейся самодостаточной ценности.
После И. Канта философия обратилась и к чувственным, эмоциональным, эстетическим потенциям человека, сформировав новые направления.
В мировой философии наблюдаются две тенденции: сближение с наукой и с искусством.
Научная ориентация (Г. В. Ф. Гегель, Э. Гуссерль)
Наука — систематическое, доказательное и проверяемое знание.
Эти идеалы первоначально выработаны в философии (любовь к мудрости — любовь к науке).
Науки зародились и развивались как части философии. Сейчас философия и науки развиваются параллельно.
Современное философское знание обосновывается, доказывается, систематизируется, проверяется и опровергается фактами других наук.
Философия имеет две важнейшие функции — мировоззренческую и методологическую.
Философия — наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Это — мировоззрение, оно интерпретируется на основе данных науки, искусства, практики. Методология — учение об эффективных способах достижения целей.
В философии речь идет о фундаментальных методах (принципах действия) (например, исторический метод). Философская методология находит продолжение в методологии разных сфер практики.
Чувственно-эстетическая ориентация философии прослеживается в работах С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ф. Шеллинга, М. Хайдеггера, экзистенциалистов, постмодернистов.
В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством, стремлением к возвышенному. В основании философии — мироощущение, но состоит она не из художественных образов, а из философем; это наука, а не искусство. Несмотря на самостоятельность, они дополняют друг друга.
Это выявляет гуманистическую функцию — внимание к человеку.
Человек имеет моральные намерения к практическим действиям, из чего вытекает практическая ориентация философии.
Этика и мораль — представления о добре и зле. Практика — процесс достижения целей. Философия — стремление к истине, совершенству (прекрасному), к идеалам добра. Философия выявляет и вырабатывает смысл человеческих поступков, формирует стратегические цели, одновременно являясь практикой.
Лекция № 2. Что такое философия
Лекция № 2. Что такое философия
«Философия» по-гречески – любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором. Философия – поиск и нахождение ответов на фундаментальные вопросы бытия, под действие которых попадает каждый человек.
Главные вопросы бытия сформулировал И. Кант:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен знать?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?
Философия – составляющая культуры, форма ее максимально полного выражения и осмысления. Проблемы человечества получают в философии завершающее истолкование, это – наивысший уровень самоосмысления человечества, самопознания материи.
Философия обладает самостоятельностью, имеет структуру.
Три первых вопроса бытия (по И. Канту) рассматриваются философией, ориентированной на:
1) науку, где главная идея – истина;
2) мораль, где идея – добро, и религию – веру в Бога;
3) всё сводится к четвертому – пониманию человека (и общества) как целостно развивающейся самодостаточной ценности.
После И. Канта философия обратилась и к чувственным, эмоциональным, эстетическим потенциям человека, сформировав новые направления.
В мировой философии наблюдаются две тенденции: сближение с наукой и с искусством.
Научная ориентация (Г. В. Ф. Гегель, Э. Гуссерль)
Наука – систематическое, доказательное и проверяемое знание.
Эти идеалы первоначально выработаны в философии (любовь к мудрости – любовь к науке).
Науки зародились и развивались как части философии. Сейчас философия и науки развиваются параллельно.
Современное философское знание обосновывается, доказывается, систематизируется, проверяется и опровергается фактами других наук.
Философия имеет две важнейшие функции – мировоззренческую и методологическую.
Философия – наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Это – мировоззрение, оно интерпретируется на основе данных науки, искусства, практики. Методология – учение об эффективных способах достижения целей.
В философии речь идет о фундаментальных методах (принципах действия) (например, исторический метод). Философская методология находит продолжение в методологии разных сфер практики.
Чувственно-эстетическая ориентация философии прослеживается в работах С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ф. Шеллинга, М. Хайдеггера, экзистенциалистов, постмодернистов.
В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством, стремлением к возвышенному. В основании философии – мироощущение, но состоит она не из художественных образов, а из философем; это наука, а не искусство. Несмотря на самостоятельность, они дополняют друг друга.
Это выявляет гуманистическую функцию – внимание к человеку.
Человек имеет моральные намерения к практическим действиям, из чего вытекает практическая ориентация философии.
Этика и мораль – представления о добре и зле. Практика – процесс достижения целей. Философия – стремление к истине, совершенству (прекрасному), к идеалам добра. Философия выявляет и вырабатывает смысл человеческих поступков, формирует стратегические цели, одновременно являясь практикой.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
“ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
“ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?” (“Ou’est-ce que la philosophie? ”; 1990) — книга Ж. Делёза (см.) и Ф. Гваттари (см.).По мысли авторов, обозначенной во введении, “что такое философия” — это такой вопрос, который “задают, скрывая беспокойство, ближе к полуночи, когда больше спрашивать уже не о чем.
Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем. Данное определение принимается как исходное. В нем представлен основной, универсальный вопрос мировоззрения – вопрос
Лекция № 36. Философия и культура Древнего Востока
Лекция № 36. Философия и культура Древнего Востока В IV тысячелетии до н. э. на берегах Нила, Тигра, Евфрата, Инда возникли первые великие цивилизации. Причины возникновения:1) переход от меди к железу;2) товарно-денежные отношения;3) ослабление родоплеменных
Лекция № 3 7. Античная философия
Лекция № 3 7. Античная философия Философия как феномен культуры создана гением древних греков в городах-государствах, где были достигнуты политические свободы.Периоды.1. Натуралистический, VI–V вв. до н. э. Представители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты,
Лекция № 38. Средневековая философия
Лекция № 38. Средневековая философия Средневековая философия принадлежит эпохе феодализма (V–XV вв.) и христианству. Проблемы философии определяются принципами откровения и единобожия, монотеизма и теоцентризма, т. е. религией. Большинство ученых – духовенство; очаги
Лекция № 39. Философия Возрождения
Лекция № 39. Философия Возрождения Эпоха Возрождения (XIV–XVII вв.) – переход от средневековья к Новому времени.Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности – Бога; земная жизнь человека – подготовка к загробной под руководством церкви. Переход к
Лекция № 40. Философия Нового времени
Лекция № 40. Философия Нового времени Эпоха XVII в.: первые буржуазные революции в Нидерландах и Англии. Радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании. Развитие науки определяли мануфактурное производство, рост мировой торговли,
Лекция № 42. Философия эпохи Просвещения
Лекция № 42. Философия эпохи Просвещения Просвещение – торжество рационализма, завершение идей Возрождения, получивших развитие в XVII–XVIII вв.Просвещение – эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение достигло высшего
Лекция № 43. Философия Канта
Лекция № 43. Философия Канта Иммануил Кант (1724–1804) – родоначальник немецкой классической философии, основатель «критического», или «трансцендентального», идеализма. В ученый 1747–1755 гг. – в «докритический» период (до 1770 г.) создал «небулярную» космогоническую гипотезу
Лекция № 47. Философия позитивизма: этапы развития
Лекция № 47. Философия позитивизма: этапы развития Позитивизм (от лат. positivus – «положительный»). Главный вопрос – взаимоотношения философии и науки. Главный тезис – подлинное (положительное) знание может быть получено только специальными науками.Первая историческая
Лекция № 4 8. Философия прагматизма
Лекция № 4 8. Философия прагматизма Прагматизм (от греч. pragma, pragmatos – «дело», «действие») – философское учение. Возникло в США в 70-х гг. XIX в. – содержание понятия исчерпывается представлением о его возможных последствиях.Философия – общий метод решения проблем,
Философия
Философия Философия — наука о наиболее общих законах развития Природы, общества и мышления.Собственно философию нельзя называть наукой, по крайней мере, в общеупотребительном значении этого слова: наука — система знаний, а философия — система основополагающих
ФИЛОСОФИЯ
Философия
Философия См. также «Логика» Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости. Августин, вслед за Пифагором По рассуждению Платона, человек создан для философии; по мнению Бэкона, философия сотворена для людей. Томас Маколей Все философии в конечном счете
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости. Августин Блаженный Само имя философии вызывает достаточно ненависти. Сенека Философия: неразборчивые ответы на неразрешимые вопросы. Генри Брукс Адамс На вечные вопросы обычно даются временные
Философия: Конспект лекций
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Философия». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Возникновение философии, ее понятие и основные функции
Возникновение философии и становление ее предмета
Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580–500 гг. до н. э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27-347 гг. до н. э.).
Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире — в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического.
Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами, то есть и философами, и естествоиспытателями одновременно.
По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.
Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях. Аристотель назвал философию наукой «о наиболее общем». Многие исследователи и сегодня считают данное определение самым удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «…познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней…» Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе». По мнению С. Франка, философия есть «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, то есть назначения человека и места его в бытии» и т. д. По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира и т. п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир-человек» или как отношение человека — субъекта познания — к миру, объекту, материи.
Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.
Определяя предмет философии как «мир — человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и обществе? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие.
Таким образом, философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.
Основные функции философии
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.
1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.
2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.
4. Гносеологическая — это познавательная функция философии.
5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача — разрушение догм, увеличение достоверности знания.
6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.
7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.
8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.
9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.
10. Общекультурная — функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.
11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.
Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.
Философия. Курс лекций
В книге рассмотрены базовые проблемы, определённые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по философии. Курс лекций профессора В. П. Петрова отличает новационность. Даны трактовки не только традиционных философских концепций, но и показаны особенности теоретических подходов, неизвестных ранее широкой читательской аудитории. Содержание курса отличается предметностью и доступностью изложения основных позиций российской и зарубежной философских школ. Учебник предназначен для студентов вузов.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция I Философия и круг её проблем
§ 1. Природа и предмет философского знания
Людей всегда волновала тайна мироздания. Те из них, кто приближался к ней, считались философами. В мировую плеяду интеллектуальных воятелей философского здания вошли Гесиод и Гомер, Конфуций и Фалес, Анаксимандр и Анаксимен, Гераклит и Сократ, Платон и Аристотель, Демокрит и Левкипп, Эпикур и Зенон из Китиона, Зенон Элейский и Цицерон, Тертуллиан и Лукреций Кар, Августин и Дунс Скотт, Фома Аквинский и Пико делла Мирандола, Петрарка и Дидро, Гольбах и Бэкон, Спиноза и Декарт, Вольтер и Монтескье, Юм и Локк, Лейбниц и Руссо, Кант и Гегель, Фихте и Шеллинг, Шопенгауэр и Дильтей, Фейербах и Маркс, Мах и Авенариус, Ницше и Фрейд, Дьюи и Хайдеггер, Гадамер и Рассел, Витгенштейн и Фромм, Хоркхаймер и Ясперс, Ортега-и-Гассет и Леви-Стросс, Фуко и Поппер, Ломоносов и Чаадаев, отец и сын Соловьёвы, И. Киреевский, Страхов и Спекторский, Плеханов и Бердяев, Ильин и Флоренский, Флоровский и Лосев, Франк и Розанов, отец и сын Лосские, Булгаков и Карсавин, Зеньковский и Степун, Солженицын и Волкогонов, Кедров и Фролов… Именно они, а также многие другие представители мыслительного пантиона планеты способствовали становлению и развитию действительно универсального духовного явления — ФИЛОСОФИИ.
Философия — духовная область человеческой деятельности, наука, мировоззрение, специфический уровень сознания и особый тип мышления.
Философия — духовный универсум общества.
Возникновение философии относится ко времени зарождения мировой цивилизации. Об этом говорят дошедшие до нас письменные источники, начиная с VIII в. до н. э., — древнегреческие, древнеримские, египетские, вавилонские, древнекитайские, древнеиндийские. В частности, «Песнь арфиста», «Беседа господина со своим рабом», «Книга истории», «Книга перемен», «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа», «Махабхарата», «Рамаяна» и ряд других. Античная эпоха стала столбовой для становления философии. Дальнейшее её развитие связано с культурой позднеевропейских эпох, а также христианским вероучением, христианским мировоззрением. Динамику философского знания продолжили мыслители Нового и Новейшего времени, что подтверждают множественные произведения вышеотмеченной плеяды мудрецов планеты.
Появление термина философия в его смысловом значении неслучайно. Первичное толкование философии и иные умозрительные построения в зарождающейся и развивающейся цивилизации отражали суть происходящего вокруг. Человек начинал осмыслять мир и себя в этом мире, поэтому нарекал всё происходящее и окружающее его пространство и процессы в нём понятными ему словами. Любовь к мудрости наших предков положила начало философии, волнующей и по сей день людей в её предметном, духовном значении. Язык древних эллинов соединил два самостоятельных начала в единое целое: fileo — любовь и sofia — мудрость представлялись в нём как «философия», то есть любовь к мудрости, любомудрие. Науковедческая школа, история философии приписывают появление и трактовку этого понятия древнегреческим мыслителям — Пифагору, Сократу и Платону. Однако, если Пифагор с понятием «философ» связывал личность, которая всего лишь любит мудрость, но не является мудрецом (так как истинными мудрецами могут быть только Боги), то у Сократа с понятием «философа» связывалось представление о человеке, который не столько стремится действовать, сколько пытается осмыслить то, что делается, уже сделано и что дало начало происходящему.
Мысль Платона пошла ещё дальше, так как понятие «sofia» в действительности для эллинов было гораздо значительнее, чем только «мудрость». Платон вложил в него более глубокую, по его мнению, сущность — «любовь к истине», «трепетное отношение к идее».
Пифагор Самосский (2-я половина VI в. — 1-я половина V в. до н. э.), древнегреческий мыслитель, математик. Родился на острове Самос в семье зажиточного купца. Учился в Милетской школе Фалеса у его ученика Анаксимандра. Путешествовал по Востоку, в т. ч. по Египту и Вавилону, где познакомился с древневосточной математикой и астрономией, а также негреческими религиозными культами. Был в плену у персов, свободу ему вернул царь Дарий I. Предположительно в 532 г. до н. э., после установления тирании Поликрата, Пифагор покидает Самос и обосновывается в Кротоне (Южная Италия). Там он основывает свою школу — пифагорейский союз, отделения (гетерии) которого распространились по многим городам, а в самом Кротоне была установлена пифагорейская власть. Пифагорейский союз представлял собой форму религиозно-философского братства, члены которого подчинялись жесткой дисциплине. Высшим авторитетом пользовалась ссылка на Пифагора: «Сам сказал!» Сущность всего существующего содержалась, по учению Пифагора, в числе. «Все вещи — суть числа», — главная заповедь учеников-пифагорейцев. Символ единства бытия и материи — 1, символ полярности во Вселенной — 2, «мироправящее» число — 7, Вселенная именовалась числом 10. В мире всё изменчиво, поэтому необходимо понять управляющие им числа и этим познать его строение и закономерности. Числу Пифагор придал универсальное, даже мистическое значение. Применение им чисел давало объяснения в самых различных областях: и в астрономии, и в музыке, и, особенно, в математике. Избранных людей Пифагор именовал математиками, т. е. познавателями. Мистификация числа стала исходным пунктом учения Пифагора о его «музыке сфер», о небесной гармонии. Лучшей геометрической фигурой он считал шар, потому и Земля, по Пифагору, круглая. Он же выделял три образа жизни: чувственный — стремление к удовольствиям; деятельный — к общественному успеху; созерцательный — к мудрости, т. е. высший, который культивирует философия.
Философия в начале своего зарождения
По началу философия представлялась всеобщим видением мира, совокупностью синкретических (внесистемных) знаний обо всем: о природе, о Вселенной, о человеке, о душе, о богах, о языке, об искусстве, о риторике, о софистике, о мышлении, о поведении, о математике, о физике, о химии, о биологии, о медицине и т. п. За пределами философии не существовало никакого другого знания.
Позднее, в XV–XVIII вв., по мере научного развития от философии как «науки наук» последовательно стали отходить целые области знаний, составившие впоследствии блоки естественных, технических, общественных и гуманитарных наук: математика, механика, астрономия, физика, химия, биология, медицина, социология, психология… Процесс отделения наук продолжается. Относительно недавно самостоятельный статус приобрели такие научные области знания как этика, эстетика, политология, социальная психология, герменевтика, валеология, геронтология, акмеология и другие.
Возникает вопрос: в результате отделения целых областей наук, остаётся ли что-либо самой философии? Не останется ли она без своего предмета? Эти споры актуальны и продолжаются по сей день.
Некоторые теоретики пытаются утверждать, что философия не наука, ибо у неё нет своего предмета изучения: «каждая наука — сама себе философия». Приводятся и иные аргументы: «положения философии непроверяемы», «философия не имеет практической значимости», «философия изучает общее, а в реальности существует единичное» и другие. Однако научное сообщество прекрасно понимает, что без философии невозможно двигаться вперёд — творить, выдвигать идеи, гипотезы, выстраивать теории и концепции. В этой связи показателен ответ легендарного физика Нильса Бора во время его доклада в Москве в Институте философии Академии наук на вопрос: «Как вам удалось подготовить так много Нобелевских лауреатов?» Он пояснил: «Три четверти времени мои аспиранты занимаются философией, а физика и математика занимают в их подготовке не более четверти. Современная наука требует колоссальной философской изощрённости».
Стоит отметить, что в настоящее время в мире существует несколько тысяч частных наук и у каждой из них есть свой предмет познания. В этой связи возникают три существенных момента, отражающие особенность философии и её сущность в сравнении с другими науками:
первый — философия вырабатывает общие, целостные, совокупные, интегральные знания о мире и о человеке, чего не может сделать ни одна частная наука;
• второй — философия, в отличие от частных наук, не только познаёт, но и оценивает мир;
• третий — философия вырабатывает всеобщие методы отношения к миру, тогда как частные науки ориентированы узкопредметно.
В связи с отмеченным можно определить, что философия — это общая система знания; философия — это система общих оценок и позиций; философия — это система общих методов и принципов деятельности.
Эти функции философии не относятся к частным, они универсальны, то есть применимы для всех наук, для всех областей знания, для всех родов и видов деятельности. Поэтому история развития философии демонстрирует три момента её существования: на первом этапе своего развития она представлялась всеобщей, синкретической, совокупной целостностью знания; на втором этапе философия стала наукой в ряду других наук; третий этап характеризовал её как новое системное образование — квинтэссенцию знаний, оценок, методов.
Философия в целом — это не просто самостоятельная наука, особая научная дисциплина, а область духовной деятельности человека, особый тип мышления, система мировоззренческих чувств, специфический уровень человеческого сознания. Индивид, как бы погружаясь в некое «философское» состояние уровня абстракции, размышляет о происхождении мироздания и месте в нём человека, о себе и об обществе, о ценностях цивилизации, о культуре и антикультуре, о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о справедливом и гнусном, об истинном и ложном, отражает и оценивает всю многообразность общественного бытия.
В силу такого духовного подхода процесс философского творчества есть потребность человека в разумном обосновании его места в потоке бытия, осмысления жизни и исторического предназначения, личной свободы и ответственности, сути окружающего.
Человек осмысливает мир и себя как проблему, он ставит радикальные вопросы, ищет понимания сути и выхода из разных ситуаций. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познаёт абсолютность в глубинах самосознания и в безднах трансцендентного (запредельного, недоступного) мира. Это происходит посредством рефлексии (лат. reflexio — размышление, оценивание), то есть способности человека отражать в сознании и оценивать окружающую реальность, а значит, познавать её.
Человек — вот главное в понимании природы философии — её зарождения, становления и развития. Он — та мыслительная субстанция, которая систематизировала все накопленные человечеством знания, определила философию как универсальную духовную, мировоззренческую, научную систему, применимую ко всем сферам и областям человеческого и внечеловеческого бытия.
Придерживаясь материалистической интерпретации основного вопроса философии, характеризующего отношение мышления к бытию, специфическую взаимосвязь материи и сознания, через первичность первого ко второму, материального к духовному, а также учитывая многообразие современных философских направлений, сделаем его методологическую оценку на базе философской школы профессора Л. Зеленова. В этой связи:
• один полюс отношения, одна противоположность, одна оппозиционная сторона будут определяться нами не атрибутивно (сознание, мышление), а субстанциально — человек как материальная система, с её сознанием, мышлением, субъективностью, чувствами, переживаниями, ощущениями, восприятиями, ибо именно человек является той высшей субстанциальной формой, которая порождена иным (универсальным, вселенским) и включена в него, выделяет и противопоставляет себя иному, внечеловеческому;
• другой полюс отношения будет определяться нами не через конкретное понятие, не через одну из форм бытия внечеловеческого (материя, бытие, тело, вещь), а через абстрактно-логическую форму внечеловеческой реальности — универсум, как совокупности потенциальных и актуальных форм бытия, которые в системе отношения с человеком обретают различную конкретность: мир (духовно освоенный универсум) и среду (предметно освоенный универсум). Философская абстракция и аристотелевская логика в осмыслении понятия «универсум» не исключают, а дополняют друг друга. Абстракция содержательна, логика формальна.
При таком подходе поляризация материального и духовного, а значит, материализма и идеализма, остаётся, потому что обе стороны, оба полюса отношения могут различными философскими системами трактоваться различно: универсум как материя, как природа, как бытие, как дух, как комплекс ощущений, как представление, как воля, как разум… (Демокрит, Б. Спиноза, Л. Фейербах, Г. Гегель, Д. Юм, А. Шопенгауэр); человек как тело, как организм, как субъект, как сознание, как некая «машина»… (Сократ, Р. Декарт, Ф. Энгельс, Л. Мэмфорд).
Центральная оппозиция «универсум — человек» позволяет учесть и последующее развитие философии, поскольку в качестве полюсов этого отношения могут выступать различные глобальные, космические, вселенские системы: сверхчеловек, внеземные цивилизации, неопознанные объекты любого типа. Просто происходит модификация оппозиции: «универсум — сверхчеловек», «универсум — внеземные цивилизации», «космос — человек» или в общем философском виде: «внечеловеческое — человек».
Так или иначе, но человеческая философия, философия человеческого общества не может избавиться от антропоцентризма или от включения человека в оппозиционную систему любого типа: «есть не Я и Я», «есть внечеловеческое и человеческое». Это обусловлено тем простым обстоятельством, что философию создает человек, философствует человек и именно он определяет своё многогранное отношение ко всему тому, что не является социальным, человеческим.
Включением человека и внечеловеческой реальности вместе с их отношением в основной вопрос философии, о чём разговор пойдёт ниже, задаётся возможность выхода на предмет философии, который предстаёт как концентрированная форма развёртывания отношения «универсум — человек». Поскольку уже один из компонентов отношения — человек предстаёт как субъект отношения, само отношение приобретает активный, функциональный, деятельностный характер. Человек (как общественный субъект) своей активностью определяет движение от универсума к себе и движение от себя к универсуму. Вот здесь и заключено всё богатство философской проблематики через предмет её изучения:
• учение об универсуме (онтология);
• учение о человеке (антропология);
• учение об отношении универсума и человека;
• учение об отражении, духовном освоении универсума человеком: теория познания и теория оценивания (гносеология и аксиология);
• учение о трансформации универсума в мир — духовно освоенный человеком универсум;
• учение о преображении, практическом освоении универсума человеком (методология и праксиология);
• учение о трансформации универсума в среду — практически освоенный человеком универсум.
Традиционная философия в этом плане находит своё точное место в соответствии с предметом изучения (предмет любой науки должен представлять её целиком во всём многообразии связей и отношений, если же необходимо представить какую-либо часть науки, в том числе и философии, то целесообразно говорить об объекте изучения, исследования).
Основной вопрос философии
В философии России советского периода культивировалось положение, сформулированное Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», согласно которому основной вопрос философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию.
Такой подход к формулировке основного вопроса философии базировался на двух фундаментальных фактах человеческой жизни:
• во-первых, существуют материальные, независимые от человека, несозданные им явления, но также и духовные, принадлежащие человеку, — сознание, воля, мышление;
• во-вторых, каждый человек выделяет себя из всего того, что его окружает и отличает себя от всего другого, соотносит свои цели с действительностью, оценивает действительность.
«Двойственный» характер человеческой практики, «удвоение» человеком себя и своего мира в сознании является базисом выделения в качестве основного вопроса философии — вопроса об отношении духовного к материальному.
Основной вопрос философии в марксистской литературе делился на две стороны:
• первая — что является первичным, дух или природа;
• вторая — познаваем ли мир.
Современная философия признаёт недостаточным рассмотрение только этих двух сторон, указывая на необходимость вычленения в рамках основного вопроса проблем оценочного (аксиологического) и практического (праксиологического) отношения духовного к материальному, о чём уже говорилось ранее в аспекте отношения «универсум — человек».
Решая вопрос о первичности материального или духовного, философы мировоззренчески разошлись по двум принципиально разным направлениям — материализм и идеализм:
материалисты за субстанциальное, первичное принимают материю — объективную реальность;
• идеалисты, наоборот, материальное считают продуктом духовного: идеи, сознание, воля, абсолютный дух, мировой разум… творят, по их мысли, всю наличествующую действительность.
Есть примеры и иного подхода к выделению основного вопроса философии. В частности, этому отвечают позиции французского мыслителя-экзистенциалиста А. Камю и русского философа-экзистенциалиста Н. Бердяева.
А. Камю, сосредоточив внимание на проблемах человеческого существования и показав его абсурдность, задавал ключевой для себя вопрос: «Стоит ли жить?» И философски отвечал, что вопрос о смысле жизни он считает самым неотложным из всех вопросов.
Камю Альбер (Camus) (1913–1960 гг.), французский писатель и философ-экзистенциалист. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957 г.). Участник движения французского сопротивления в годы Второй мировой войны. В повести «Посторонний» (1942 г.) тема абсурдности жизни раскрывается им через поток сознания внутренне опустошенного героя. В романе-притче «Чума» (1947 г.) с антифашистским, антитоталитарным подтекстом, философских книгах «Миф о Сизифе» (1942 г.), «Бунтующий человек» (1951 г.), пьесе «Калигула» (1944 г.) — происходят поиски мировоззренческих опор в лишённом как Бога, так и какого-либо смысла мире, показана иллюзорность безграничной личной свободы, а также стоическое, «без надежды на успех», противостояние абсурдному бытию. Живо переживал любую несправедливость по отношению к человеку, резко негативно относился к сталинскому послевоенному тоталитарному режиму.
Трагически погиб в автомобильной катастрофе.
Для Н. Бердяева основная проблема — это проблема свободы личности: её сущности, природы, предназначения. Он отмечал, что личность есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает, подобно индивидуализму, эгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием.
В приведённых подходах, однако, размывается предмет философии, который мы обозначили через отношение человека и универсума. Ни сам человек в отдельности, ни в целом универсум не являются предметом философского изучения (для этого есть частные науки — естественные, гуманитарные, общественные и технические), а именно отношение «универсум — человек» раскрывает всё богатство философского подхода и его универсальность.
В то же время необходимо отметить, что философы, считающие философию наукой, так определяют её предмет:
• философия — наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления;
• философия — наука о всеобщем в отношениях человека и мира;
• философия — наука о всеобщих началах сущего. Отмеченный подход к её предмету получил название онтологического.
Другой тип определений — антропологический.
В частности, Н. Бердяев определял философию как науку о духе, считая, что наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании.
В приведённом выше понимании предмета философии (Л. Зеленов) не игнорируется вся традиционная философская проблематика, а, напротив, находит своё точное место: во-первых, субстанция, атрибуты, потенциальное и актуальное, пространство и время, движение, взаимодействие…; во-вторых, материя, сознание, теория познания, учение об истине…; в-третьих, общественное бытие, общественное сознание, предметная деятельность…
Зеленов Лев Александрович (1933 г.), доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и политологии, заслуженный работник высшей школы РФ. Основатель Нижегородского философского клуба (1969 г.). Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета (1956 г.). Является автором ряда учебных пособий, монографий, научных статей и докладов по сущностным проблемам философии. Председатель диссертационного совета по философским специальностям при Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете. Зеленов родился в селе Сарлей Дальнеконстантиновского района Горьковской области в простой семье: отец — железнодорожник, мать — колхозница. Трижды женат, шестеро детей.
§ 2. Проблемы философии, её функции. Типы мировоззрений
Учебный курс философии в высшей школе предполагает предметное выделение философской проблематики, так как философия — это не только особый тип мировоззрения, но и наука. Как любой науке, философии присущи пять базовых институциональных признаков: свой предмет, свой метод, свой категориальный аппарат, свои законы, свои функции (прагматика).
Проблемы философии как науки
Во-первых, онтологические (греч. ontos — бытие и logos — учение). Эти проблемы связаны с исследованием наиболее общих вопросов бытия:
• что такое бытие и небытие;
• как понимать материальное и духовное бытие, чем отличается бытие природы, общества и человека;
• каковы причины развития реального мира;
• что такое пространство и время как формы бытия;
• существуют ли законы развития природы, общества и мышления.
Во-вторых, аксиологические (греч. axios — ценность и logos — учение). В этом разделе философия предстает как целостное учение об основных ценностях жизни человеческого общества и положительного или отрицательного отношения к ним людей:
• равенство, свобода, справедливость;
• надежда, вера, любовь;
• культура и антикультура;
• ценности и антиценности;
В-третьих, социальные (лат. societas — общество). Предметный раздел философии, изучающий общественную жизнь. Он получил название «социальной философии». В этом разделе происходит анализ наиболее общих вопросов возникновения, функционирования и развития общества:
• происхождение человеческого общества;
• сферы общественной жизни;
• типы и виды социальных общностей (раса, этнос, народ, нация, страты, группы, классы);
• типы и виды социальных отношений людей, а также общественных институтов и организаций.
В-четвёртых, антропологические (греч. anthropos — человек и logos — учение). Этот раздел философии касается всех основополагающих вопросов бытия человека:
• сущность и основные черты человека;
• биологическое и социальное в человеке;
• сущность понятий: «человек», «индивид», «индивидуум», «индивидуальность», «личность», «персона»;
• социализация человека (образование, обучение, воспитание);
• потребности и способности человека;
• основные типы и виды деятельности человека;
• межличностные отношения людей: дружба, любовь, брак, семья, верность, преданность, взаимность, поддержка и их антиподы.
В-пятых, гносеологические (греч. gnosis — знание, познание и logos — учение). В этом разделе философии раскрывается учение о познавательной деятельности человека:
• способен ли человек познать мир;
• этапы познания (чувственное, логическое, практическое);
• методы научного познания;
• что такое истина и её основные признаки (абстрактна и конкретна, относительна и абсолютна, субъективна и объективна);
• что является критерием истины, какова роль практики в познании.
В-шестых, методологические (греч. metod — путь, способ и logos — учение). Это важный раздел философии, принципиальная философская проблема, так как философская методология универсальна по сути своей и применима в любых областях действительности и научного знания. К вопросам философской методологии относятся:
• основные методы познания, исследования, творчества человека;
• диалектика и метафизика;
• эксперимент и моделирование;
• методы аналогии, наблюдения и другие.
Перечисленная проблематика составляет содержание философских учений на всех этапах развития человеческого общества.
По аналогии с философскими проблемами выделяются функции философии (лат. functio — исполнение), то есть круг её деятельности, назначение, роль.
Итак, предмет философии определён — это система отношений «мир — человек», а точнее «универсум — человек», потому что понятие «мир» уже используется рядом других наук и является, в силу этого, частным. Всё противостоящее человеку обозначают как вселенную, космос, природу, мир, материю, имея в виду нечто сущее, данное, наличное. Человек же находится в отношении не только к наличному, но и к тому, что было и что будет. Он живет в трёх временах: прошлом, настоящем и будущем. Это и есть универсум: потенциальное (прошлое и будущее) и актуальное (настоящее) бытие. Каков же круг деятельности философии, её функции?
Онтологическая — функция формирования у личности целостного представления о мире, о мироздании и его строении.
Аксиологическая — функция ценностной ориентации человека в мире с историческим противостоянием культуры и антикультуры, ценностей и антиценностей, доброго и низменного.
Социальная — функция формирования гражданского сознания, гражданской культуры личности, её способности разбираться в сложных социальных процессах (политических, правовых, экономических, нравственных, экологических, научных, педагогических, оборонных…) для адекватного включения в систему общества со всеми его институтами, отношениями и функциями.
Гносеологическая — функция познания; в системе философии индивид как личность найдёт знания о чувственном и логическом, интуитивном и эвристическом освоении мира, о способах познания, о критериях истинного и ложного знания.
Методологическая — функция философии, которая вооружает любого человека, независимо от его профессии и типа деятельности, методами познания, исследования, построения гипотезы, теории, концепции, программы, доктрины, методами теоретической и практической деятельности.
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нём человека через систему отношений «мир — человек», «универсум — человек».
Есть «мир» и есть «человек». Можно изучать «мир», можно изучать «человека», но можно изучать три предмета: «мир», «человека» и их «отношение». Это и есть совокупный предмет всех типов мировоззрения (Л. Зеленов).
Через означенную систему можно характеризовать шесть типов мировоззрения:
• мифологическое — символическое мировоззрение;
• религиозное — догматическое мировоззрение;
• народное — традиционное, то есть основанное на народном сознании, народной психологии и исторических традициях;
• художественное (искусство) — образное мировоззрение;
• научное — помологическое мировоззрение;
• философское — концептуальное мировоззрение.
В связи с этим сделаем некоторые пояснения, касаемые общества и роли философии как концептуального мировоззрения.
Общество — это люди в совокупности отношений в системе сфер общественной жизни и областей профессиональной деятельности; общество — это определённая совокупность материальных (технические и экологические системы) и духовных (люди, социум) процессов. В этом плане мы не отнесём философию к материальному производству, так как её продукты — идеи, теории, концепции, учения. Философия выступает духовной формой жизни общества.
В духовной сфере существует множество других видов деятельности и форм творчества, относящихся к религии и искусству, к науке и педагогике, к политике и экономике, к различным областям знаний на уровне теорий, концепций, законов и т. п.
Поэтому необходимо отделить философию от других видов духовной деятельности. Для этого целесообразно учитывать два аналитических момента:
• первый — философия отличается от всех иных видов духовного творчества тем, что она является общим, универсальным типом. Если этика изучает нравственные явления, психология — закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, политология — политический процесс, физика и химия соответственно, физические явления и химические процессы и т. п.
Философию же интересует всё: этическое и психическое, политическое и физиологическое, физическое и химическое, нравственное и правовое, человеческое и внечеловеческое, материальное и духовное, земное и внеземное… Об этом говорит вся история философии. Но в этом всём её интересуют не частности, не детали, не конкретика, а общие закономерности, общие процессы, общие структуры, общие свойства, то есть всё то, что роднит эти явления, то, что у них общего;
второй — философия отличается и от тех типов духовного творчества, которые тоже интересуются всеобщим: религия, искусство, наука, мифология, народное или обыденное сознание.
Вот здесь конкретизируем приведённые рассуждения понятием мировоззрение через отношение «мир — человек»:
• мифология представляет мир, человека и их отношение;
• религия изучает мир, человека и их отношение;
• народное сознание осваивает мир, человека и их отношение;
• искусство отражает мир, человека и их отношение;
• наука исследует мир, человека и их отношение.
Общее основание у всех типов мироосвоения — это единая система. Система «мир — человек», «космос — человек», «среда — человек», «Бог — человек», «внеземные цивилизации — человек», «универсум — человек».
Проще говоря, есть внечеловеческое (мир, природа, космос…) и есть человеческое (социальное), есть «Я» (человек) и есть «не Я» (внечеловеческое). Их отношение — основной вопрос любого мировоззрения, мироосвоения.
Всё дело в том, с каких позиций подходить, что конкретно интересует, какой аспект, какой ракурс избирается.
Итак, общий мировоззренческий предмет один — система отношения «мир — человек», «не Я — Я». Какие же мировоззренческие особенности в каждой из форм мироосвоения и каковы основы их зарождения?
Мифология — символическое мировоззрение, система символов, представление реального как ирреального. Она родилась вместе с человечеством и является первой синкретической (архаично соединённой) формой духовного освоения мира и человека в их многогранных отношениях и связи. Теоретическое отражение мифологического материала достаточно богатое — мифы, легенды, сказки, сказания, былины, пословицы, поговорки, то есть символические формы освоения внечеловеческой реальности человеком. Специфика мифологического мировоззрения в том, что природное представляется как человеческое, а человеческое как природное. Мифология — начальная стадия бытия человечества, донаучная, дорелигиозная, дофилософская форма духовного освоения системы «универсум — человек».
Религия — догматическое мировоззрение, новый уровень мировоззрения вслед за мифологией, это система догм, постулатов, принимаемых на веру, это фиксация сверхъестественного в системе «универсум — человек». Религия базируется на вере, потому что не стремится доказывать и даже являть, что неизбежно придает всем положениям религии характер догм, а сама она предстает как система догматов.
Народное сознание — традиционное мировоззрение, система традиций, фиксация исторически непреходящих ценностей в данной системе через призму житейского опыта.
Искусство — образное мировоззрение, система образов, отражение системы «не Я — Я» в образной форме. Образ, образное моделирование, образное отражение в искусстве — это отражение жизни в формах самой жизни (Н.Г. Чернышевский). Понятие «образа» также важно для искусства, как понятие «символа» для мифологии или «догмы» в религии. Отход от образа, трансформация образных построений в искусстве в различных направлениях модернизма и постмодерна — это художественное экспериментирование, хотя и достаточно интересное. Иногда и модерн даёт толчок к созданию нового образа, который постепенно входит в обыденную жизнь как факт бытия.
Наука — помологическое мировоззрение (греч. nomos — закон), система законов, отражение закономерного в системе «универсум — человек». Данный тип мировоззрения или мироосвоения достаточно точен через призму конкретной науки — математики, физики, химии, анатомии, физиологии, психологии, политологии и других.
Философия — концептуальное мировоззрение, мироосвоение, система концепций, понятийно-содержательное, аналитическое осмысление системы «универсум — человек».
Главное для философа — не продуцировать символы, не постулировать догмы, не утверждать традиции, не творить образы, не открывать законы, а формулировать, строить, генерировать концепции: концепцию универсума, концепцию социума, концепцию общества, концепцию личности, концепцию науки, концепцию обороны, концепцию общественной безопасности, концепцию религии, концепцию семьи и т. п.
Основные направления и течения философии с их представителями
Концепция — это базовое идейно-теоретическое построение проблемы, её научный замысел.
Как только цивилизованное человечество научилось осознавать себя в окружающем мире, так сразу появилась потребность теоретически определить систему отношения «универсум — человек», поэтому история философии представлена как базовыми направлениями — материализмом и идеализмом, так и их разнообразными школами и течениями.
Материалисты — Демокрит, Гераклит, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро, Л. Фейербах, Ф. Энгельс. В основе универсума лежит материальное начало — природа, воздух, вода, огонь, атом, апейрон, материя. Человек — порождение закономерно развивающейся материи. Он субстанциален и атрибутивен, обладает сознанием. В основе всего сущего лежат материальные, а не духовные явления. Бытие человека определяет его сознание, а образ жизни способствует развитию его мышления.
Идеалисты — Платон, Д. Юм, Дж. Беркли, И. Фихте, И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьёв,
Н. Бердяев, П. Флоренский. В основу универсума положено духовное начало — идея, Бог, мировая воля, дух. Человек — порождение некоего духовного начала, а не объективного мира. Весь предметный мир произволен от объективного (мировой дух, Бог) или субъективного (Человек) духа, сознания, разума, чувства. Сознание определяет бытие. Мышление человека определяет образ его жизни.
Дуалисты — Р. Декарт, Т. Рибо, В. Вундт, X. Липпс. Достаточно устойчивое философское течение, согласно которому в основе универсума лежат два самостоятельных начала: и духовное, и материальное; и сознание, и материя. Они существуют одновременно, параллельно, независимо друг от друга. Тело не зависит от духа, дух не зависит от тела; психика не зависит от нервных процессов мозга; мозг не является субстратом сознания.
Диалектики — Платон, Гераклит, Г. Гегель, К. Маркс. Основной принцип диалектики — в универсуме и в человеке всё развивается по законам взаимодействия противоположностей, с переходом количественных изменений в качественные, с поступательным движением от низшего к высшему. В диалектике существуют два философских подхода — материалистический (Гераклит, К. Маркс и др.) и идеалистический (Платон, Г. Гегель и др.).
Метафизики — П. Гольбах, Л. Фейербах, Т. Гоббс. Смысл метафизического подхода в том, что в универсуме и в человеке или все статично, устойчиво, постоянно (догматики), или все течёт, все изменчиво, нет ничего постоянного (релятивисты).
Эклектики — Потамон, У. Джеймс. В универсуме и человеке есть постоянное и изменчивое, есть относительное и абсолютное, поэтому ничего определённого о состоянии объекта, системы сказать нельзя.
Гностики — философы этого направления признавали возможность познания объективного мира, способность человеческого сознания адекватно отражать реальный мир. Это — Платон, Демокрит, Ф. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гегель, К. Маркс.
Агностики — Д. Юм, И. Кант, Э. Мах. Философы, которые отрицали возможность познания мира человеком. Они ставили под сомнение возможность адекватного отражения мира в человеческом сознании (или мир непознаваем в целом, или мир непознаваем в его причинах, или мир непознаваем в его сущности).
Скептики — Секст Эмпирик, Д. Юм. В их понимании однозначного ответа на вопрос «о познаваемости мира» быть не может, потому что есть явления познанные и непознанные, есть явления загадочные, таинственные, есть «мировые загадки». Это значит, что мир и познаваем, и непознаваем. У этой группы философов постоянные сомнения и в том, и в другом.
Монисты — Платон, Г. Гегель, К. Маркс, Л. Фейербах. Объяснение мира, универсума, человека возможно на основе единого принципа: материального или идеального. Вся система философии должна быть построена на общем основании.
Позитивисты — О. Конт, Э. Мах, Р. Авенариус, М. Шлик, Г. Рейхенбах, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Дж. Мур, Б. Рассел. Позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм — это целая сциентистская эпоха, отражающая идеи, означающие, что всё подлинное, позитивное знание может быть получено в ходе синтетического объединения результатов частных наук, а философия, как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование действительности, может существовать только как некая положительная философия, без собственного научного выражения.
Феноменологи — Э. Гуссерль, Л. Ландгребе, Э. Финк, М. Шеллер, М. Мерло-Понти. Их позиция в системе «универсум — человек» субъективно-идеалистическая: «нет объекта без субъекта». Философская система построена на «интенциональности» сознания, то есть его направленности на объект. Философия, как наука о «чистых сущностях» (эйдетика), противопоставляется познанию реальных фактов.
Герменевты — В. Дильтей, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер. У герменевтики особое видение отношения «универсум — человек». Дильтей видел в герменевтике основание всех наук о духе, философский аспект природы, исторического познания и историчности самого человека. Всякий, кто посвятил себя герменевтике, в состоянии дать прозрачное описание ситуации, если он избегает произвола и ограниченности, вытекающих из неосознанных ментальных привычек. Тот, кто ищет понимания другого, а не самоутверждения, готов к признанию собственных ошибок, вытекающих из неподтверждённых ожиданий и предположений.
Персоналисты представляли русскую, немецкую, французскую и американскую систему философских взглядов. Система «универсум — человек» наличествовала у них через приоритет человека в философском осмыслении действительности. На первый план выходила личность в её конкретных проявлениях — суждениях и действиях. Личность, персона являлась базовой онтологической категорией, основным проявлением бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. При этом истоки личности коренились не в ней самой, а в бесконечно едином Божественном начале. Идеи персонализма развивали Н. Бердяев, Л. Шестов, А. Козлов, Ф. Якоби, М. Шелер, Э. Мунье, Д. де Ружмон, П. Лендсберг.
Структуралисты — К. Леви-Стросс, М. Фуко, Л. Альтюссер, Ж. Лакан, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Л. Гольдман. Структуралисты по-своему воспринимают универсум и человека. Особенность их мировосприятия предполагает выявление структуры, то есть совокупности отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивость при любых изменениях. По их мнению, наука о человеке невозможна, если не абстрагироваться от сознания. Не субъект и его способности к творчеству, стремление к свободе, а безличные структуры, глубоко подсознательные и всеопределяющие, находятся в центре внимания представителей этого философского направления.
1. Что представляет собою философия?
2. Предмет философии.
3. Категории философии.
4. Основной вопрос философии.
5. Философское понятие «универсума».
6. Суть философской проблематики: онтология, гносеология, методология, социальная философия, антропология, аксиология, праксиология.
7. Характеристика философской системы «универсум — человек».
8. Методы философии.
9. Функции философии.
10. Типы мировоззрений.
11. Направления философии.
Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. Всемирная энциклопедия: Философия/ А.А. Грицанов. М., Мн., 2001.
Гегель Г.В.Ф. Введение // Энциклопедия философских наук. В 3-х томах. Т. 1. М., 1975.
Зеленов Л.A. Система философии. Н. Новгород, 1991.
Зеленов Л.А. Четыре лика философии: Учебное пособие. Н. Новгород, 1999.
Зеленов Л.А. Собрание сочинений: в 4-х т. Т. 1. Философия.
Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М., Харьков, 2006.
Новейший философский словарь. Мн., 2001.
Петров В.П. Философия. Курс лекций. Н. Новгород, 2010.
Природа и дух: мир философских проблем. В 2-х кн. СПб., 1995.
Спиркин А.Г. Философия. М., 2003.
Философия: Учебник / Под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1997.
Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Фрэнсис Фукуяма; пер. с англ. М.Б. Левина. М., 2005.
Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М., 2001.
Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов. М., 2005.