лэмпворк что это такое
Лэмпворк. Необходимое оборудование для успешного старта
Создавать бусины из стекла — увлекательнейшее занятие, это магия, которую вы творите своими собственными руками.
Однако необходимо обязательно помнить о том, что это занятие, при несоблюдении правил техники безопасности, может быть весьма опасным. Во-первых, вы будете работать с газовой горелкой и баллоном пропана, во-вторых, с расплавленным до жидкого состояния стеклом, которое при неравномерном или быстром нагреве «стреляет» и осколки его разлетаются во все стороны. Кроме этого, нужно обязательно учитывать, что при нагревании стекла выделяются вредные для здоровья вещества, поэтому совершенно необходима система вентиляции помещения с хорошей вытяжкой. Порезы и ожоги, прожженная одежда, обувь и полы, на первом этапе, тоже, к сожалению, неизбежны. Вот именно поэтому, прежде чем начать работу, нужно принять все возможные меры безопасности.
Самое лучшее — разместить ваше рабочее место в нежилом помещении, загородном доме или гараже.
Что понадобится в первую очередь?
Расскажем о стартовом наборе немного подробнее.
Горелка. Начинать легче и проще на горелке, которая «питается» только 1 видом газа – пропаном. Лучшая и зарекомендовавшая себя на рынке горелка такого типа – ХотХед ( HotHead ). Она недорогая и соединяется с помощью шланга с пропановым баллоном.
Защитные очки. Очки нужны обязательно! Именно они защитят ваши глаза от осколков стекла и слепящего пламени горелки. Работать за горелкой без специальных очков нельзя!
Керамическое одеяло. Небольшой кусок спецматериала, похожего на стекловату, в котором мы будем остужать бусину.
Набор инструментов. Обычно это графитовая лопатка, помогающая формировать бусину, набор всяких крючков-поверхностей (похож на инструменты стоматолога J ), рабочая поверхность (металлическая) для самой горелки.
Металлические стержни ( mandrels ). Похожие на спицы металлические пруты разной толщины, на которые мы и наматываем стекло. Для новичков рекомендуется брать мандрели размера 3/32 (средний размер).
Сепаратор. Стекло нельзя наносить просто так на металлический прут, сначала необходимо смазать его сепаратором (вещество с добавлением глины), которое создает прослойку между стеклом и металлом. В стартовых наборах обычно не очень хороший сепаратор, поэтому покупать его лучше отдельно.
Стекло. Набор цветных стеклянных стержней, также обычно включается в стартовый набор. Если же нет, то его можно заказать отдельно. Я рекомендую заказать Ассортимент Моретти или Ветрофонд (около 40 стеклянных палочек по 1 каждого цвета).
Все перечисленное выше нужно заказывать за рубежом. А вот баллон для пропана (на 5 литров), редуктор (лучше с манометром), шланг и пару хомутов свободно можно приобрести и у нас. Заправляют баллоны пропаном на любой газозаправочной станции.
Когда приедет горелка, вы скорее всего обнаружите, что разъемы американские и наши – разные, поэтому для того, чтобы подключить горелку к нашему баллону необходим переходник.
Именно такой я заказала к своей первой горелке и он идеально лег под наш обычный газовый шланг. Если прибрести переходник в магазине нет возможности, то, скорее всего, придется искать токаря, который возьмется его выточить.
Обязательное требование — проводите подключение и тестирование оборудования только со специалистом! Пусть он проверит все соединения, научит вас правильно обращаться с горелкой и баллоном, а также познакомит вас с основными правилами техники безопасности.
Перепечатка текста возможна только с письменного разрешения автора.
Стекло: история материала. Чудеса лэмпворка
Песнь стекла и пламени
Лэмпворк — едва ли найдется тот, кто ни разу в своей жизни не сталкивался с этим понятием и не любовался притягивающими взгляд украшениями (да и не только украшениями) из стекла. Казалось бы, просто бусины. Но нет, не просто бусины, и не просто созданные вручную, а единственные и неповторимые в своем роде. Воссоздать точную копию изделия невозможно даже при очень сильном желании и высоком уровне мастерства.
Что же такое лэмпворк и с чем его «едят»?
Лэмпворк — художественная техника обработки стекла, результатом которой становится рождение в пламени стеклянных бусин или изделий с уникальным рисунком и различными эффектами. А названием своим (от английского lamp — лампа и work — работа) техника обязана самой специфике обработки. До появления современных горелок стекольных дел мастера использовали лампу на животном жире. Она давала низкую температуру для плавки, процесс создания требовал много времени, результат его было трудно предсказать, а себестоимость изделия била рекорды.
Charles Frederic Ulrich (1858-1908) — художники по стеклу
Red Max, Современная горелка — как маленький огнемет!
С течением лет главная «помощница» художника по стеклу — лампа —претерпела серьезные изменения.
Не горелкой единой: инструментарий и материал для лэмпворка
Трудно переоценить роль горелки в создании разных красот, но все же для творческого процесса мастеру необходимо еще очень многое. Щипцы, пинцеты и металлические штампы, ножницы, иглы, графитовые площадки и лопатки, огнеупорное одеяло и даже специальный сепаратор. Именно с помощью этого раствора бусина не прилипает к мандрели — спице, на которую наматывается расплавленное в пламени горелки стекло и формируется будущее изделие. От диаметра мандрели зависит диаметр отверстия у бусины. Только вот отверстие у бусины бывает далеко не всегда.
Рабочее место лэмпворкера
Но все же главным «фигурантом» лэмворка является стекло. Типы стекол, используемых в работе, — мягкое и боросиликатное (твердое), а их главная характеристика — коэффициент теплового расширения. Основная заповедь мастера по лэмпворку — не смешивать стекла с разным коэффициентом, иначе изделие при остывании обязательно треснет.
Фабрика стекла Uroboros
Многослойное стекло Uroboros — не бывает одинаковых листов!
За качественным мягким стеклом отправляйтесь к производителям в Италию — «Effetre» (Moretti) и «Vetrofond», в Японии вы не найдете лучше «Satake», а в Соединенных Штатах популярна продукция компании «Bullseye» и «Uroboros Glass Studio». Те же, кто любит работать с боросиликатным стеклом, отдают предпочтение американским «Pyrex», «Glass Alchemy» и «Northstar».
Стекло компании Kugler
Производство листового стекла на фабрике «Bullseye»
Серебросодержащие стекла «Double Helix»
Человеком, во многом благодаря которому лэмпворк обрел статус искусства, стал немецкий художник Ганс Годо Фрабель. На момент открытия им в 1968 году собственной студии в Атланте (Джорджия, США), стекло абсолютно не воспринималось общественностью как поле для творчества, которое можно было бы признать высоким. Ситуацию коренным образом изменила международная выставка «New Glass Art» 1978 года, на которой скульптура Фрабеля «Молоток и гвозди», выполненная в стиле поп-арт, была признана лучшей.
Ганс Годо Фрабель «Молоток и гвозди»
Именно эта выставка открыла художнику двери во многие музеи мира и привлекла к нему внимание международной аудитории. Его работы хранятся и в частных коллекциях, в том числе принадлежащих и сильным мира сего, — королеве Великобритании Елизавете II и императору Японии Акихито.
Такой разный лэмворк: формы и направления
На первый (и то не очень внимательный) взгляд может показаться, что все крутится вокруг пресловутой круглой бусины. Но если присмотреться к лэмпворку, то окажется, что и бусины бывают самые удивительные, и направления особые, и конечный результат — ошеломительно многогранным.
Вот только некоторые художники и их работы:
Создание бусины-лэмпворк
Думаю, что многие из вас не раз любовались невероятными украшениями из муранского стекла. Каждое из них – неповторимо и является маленьким шедевром сделанным вручную. Приобретая в свою коллекцию украшение из авторского стекла, Вы становитесь обладателем уникальной вещи, заключающей частицу души мастера.
Сразу оговорю, что данный МК вряд ли будет интересен моим коллегам и скорее рассчитан на людей, которые еще не сталкивались с работой на горелке, но хотят узнать, как же все происходит. Сейчас, в связи с постепенным распространением этой прекрасной техники, вы вполне можете попробовать найти мастеров в своем городе и сходить либо на реальный МК, либо арендовать у них оборудование. И возможно, вам мой урок пригодится.
Итак, сегодня я предлагаю чуть-чуть приподнять занавес и узнать, о рождении бусины. Существует большое количество техник и приемов, но для начала рассмотрим один из самых простых вариантов: круглая бусина, декорированная точками и их производными. Вот, такую бусинку будем крутить-стеклить.
Для работы нам потребуется: высокотемпературная горелка, муфельная печь, очки, спица с нанесенным сепаратором, пинцет, шило, стекло. При создании этой бусиной были использованы стекла:
006 Effetre Super Clear
058 Effetre Ink Blue
144 Double Helix Helios
Приступим. Зажигаем горелку, надеваем розовые голубые очки (отсекающие вредный для глаз спектр), которые сразу преображают все окружающее и приподнимают настроение.
Для начала небольшая подготовительная работа. Как вы заметили, стекло поставляется в палочках-прутках определенных размеров, нам для нашей бусины необходимо изменить диаметр стекол для удобства создания мелкого декора. Будем тянуть «струны».
Постепенно, что бы стекло не растрескивалось от температурного шока, разогреваем палочку на кончике пламени. Формируем небольшую капельку, которую захватываем при помощи пинцета и начинаем оттягивать от стеклянной основы, получая необходимую тонкую «струну». Поступаем так со всеми стеклами, кроме белого.
Теперь мы готовы творить.
Берем подготовленную спицу (сепаратор на ее кончике не позволяет бусине намертво сродниться со стальной основой) и палочку белого стекла (204). Тщательно и аккуратно разогреваем и то и это. Держа стекло в пламени, а спицу постоянно вращая под пламенем, навиваем на спицу необходимое количество расплавленного стекла.
Вносим заготовку бусины в пламя и тщательно сплавляем, формируя шар, не забывая постоянно вращать стальную спицу. Если прекратить вращать, то расплавленное стекло под силой гравитации стечет. Сейчас его в жидком состоянии удерживает на спице не только собственная вязкость, но и центробежная сила. Занятие чудесно развивает мелкую моторику 🙂
После достижения необходимой формы бусины, продолжаем развивать свои таланты. На сей раз – глазомер. В работу вступает первая из сделанных нами заранее струн: Сангрия (128). На немного охлажденную поверхность бусины наносим маленькие капельки. В моем случае, задумано три повторяющихся мотива, центральная часть которых состоит из шестилепестковых цветов. Т.е. ставим 18 точек, группами по 6 штук, при этом аккуратно прогревая бусинку. Как только все капельки обрели свое место – сплавляем их до гладкости.
Получаем шарик с точечками, которые на цветок совсем не похожи.
Сейчас мы это поправим. Разогреваем один из наших мотивов сильнее, и вынеся бусину из пламени, делаем по центру прокол шилом.
Повторяем те же действия с оставшимися двумя группами точек. Сплавляем. В итоге мы видим, что наши точки обрели каплевидную форму и уже больше похожи на стилизованный цветок.
Дополняем наши красные цветы, небольшими наивными голубенькими на три лепестка. Для этого повторяем все действия с синей струной (058), как для основных мотивов, за исключением последнего шага с закручиванием.
Итак, мы на финишной прямой. Добавим нашей бусинке шарма за счет золотистых акцентов. На полученную бусинку ставим точки струной, сделанной из серебронасыщенного стекла Гелиос (144). Это особенное стекло, содержащее в своей формуле много серебра и требующее определенного отношения. Точки из Гелиоса не вплавляем полностью, а оставляем чуть выпуклыми.
Настало время для фаер-шоу. Для того, чтобы Гелиос проявил себя во всей красе, необходимы особые условия в пламени, стимулирующие серебро, содержащееся в стекле. Для этого некоторое время охлаждаем бусину, а затем на горелке прибавляем пропановую составляющую и проносим нашу бусинку через полученное пламя. Если Гелиос приобрел металлический отблеск, то, можно поздравить со свершившейся реакцией сильвер-стекла. И с окончанием работы над нашей бусиной.
Прячем наше творение в печь для стабилизации и снятия внутренних напряжений. Процесс продлится около 10-12 часов до полного остывания бусины. После этого останется снять ее со спицы и использовать по своему усмотрению.
Надеюсь, вам было интересно. И добро пожаловать в волшебный мир стекла!
Лэмпворк. Бусины лэмпворк и их применение
Работа с лампой. Так переводится английское слово «Lampwоrk». В русском языке ему нет аналогов. Поэтому, мастеров лэмпворк нередко зовут стеклодувами. Это ошибочно. Стекло есть, но его не выдувают, а расплавляют над горелкой и наматывают на стальные спицы.
Расходные материалы и оборудование
Найти их непросто. В России единицы крупных магазинов. Среди них: — Арт лэмпворк или Art Lamwork, Glass solasola.ru и Glass Music. Однако, и в этих торговых точках выбор не максимален. Им могут похвастаться лишь интернет-магазины США, где и зародился лэмпворк в его современном понимании.
Кроме стеклянных прутов, понадобятся стрингеры и фритты. Последний термин взят для обозначения крошки из стекла. Она идет на украшение бусин. Для декорирования используются и стрингеры. Это тонкие струны, получаемые из расплавленной капли стекла методов вытягивания пинцетом.
Последнее, чем нужно запастись, перед тем, как начать делать стеклянные бусины лэмпворк, — керамическое одеяло. Внешне, оно похоже на стекловату. Материал укрывает изделия. Так они остывают более равномерно.
Без прикрытия внешние слои охлаждаются слишком быстро, а внутренние – слишком медленно. Из-за разницы температур лицевая поверхность бусины может потрескаться.
Она вставляется в аппарат вместе с бусинами лэмпворк. Мастера медленно нагревают прибор до 510-530-ти градусов, держат на этой отметке 30-90 минут и плавно снижают температуру.
Процесс изготовления бусин лэмпворк
Мастера лэмпворка первым делом застилают рабочее место клиенкой. Расплавленное стекло текуче. Его капли непременно окажутся на столе. Далее, выставляются все рабочие инструменты и материалы. К ним можно добавить эскизы будущих бусин.
По зарисовке проще работать. Труд облегчат и зубочистки. Они помогут при создании на изделиях орнаментов. Итак, попробуем изготовить бусины лэмпворк в домашних условиях:
№1 Подготовка проволоки-основы. Ее, так же, именуют оправкой. Элемент опускают в глиняную смесь, вынимают и дают высохнуть.
№2 Включается горелка. Когда-то, вместо нее использовали масляную лампу, отсюда и название метода изготовления бусин – работа с лампой, а не работа с горелкой.
№4 Расплавленное стекло закручивается на оправку. Ее требуется беспрерывно и равномерно вращать. Иначе, под действием гравитации, масса стечет вниз по проволоке, или упадет на стол. Процесс кропотливый, требует сноровки. Поэтому, есть школы, проводящие лэмпворк-обучение.
Курсы хороши не только в плане опыта, но и понимания, нужно ли покупать дорогостоящее оборудование. Может быть, техника не придется по вкусу?
№5 Когда сформирована основа бусины, корректируют ее форму. Изменить контуры помогут пинцеты, зубочистки, графитовые лопатки. Работа с ними ведется, не выключая горелку. Требуется продолжать вращать проволоку и соблюдать осторожность.
Декорировать можно и все тем же стеклом. Добавляют его, обычно, каплями. Зубочистками им придают нужную форму, к примеру, лепестков. Иногда, каплям не дают смешаться с основой. Так получаются объемные бугорки.
№8 Последний этап – холодный декор бусин лэмпворк. Мастер-класс не сложно найти в сети. Готовые изделия, к примеру, можно огранить, или отполировать. Можно, напротив, сделать бусины матовыми. Для этого поверхность стекла вытравливают кислотами.
Виды бусин лэмпворк
Бусина бусине рознь. Изделия делятся не только по размерам, цветам, рисункам, но и формам. Наиболее часто встречаются круглые. Специалисты именуют их витыми. Их получают накручиванием расплавленного прута на проволоку.
Но, наиболее просты в изготовлении прессованные экземпляры лэмпворк. Купить, правда, потребуется формы. Зато, не надо ничего накручивать, просто, заливаешь раскаленную массу в болванку и остужаешь.
Сложнее всего делать вытянутые бусины. Их получают путем растяжения над огнем стеклянного прута. Со временем, в нем появляются пузырьки.
Это и есть будущие бусины. Пузырьки доводят до нужного размера и … разбивают прут, извлекая изделия. Такие образцы представляет, к примеру, Ирина Сергеева. Лэмпворк – ее хобби, ставшее приносить кроме удовольствия еще и доход.
Есть модели украшенные поверхностно, и глубинно. Во втором случае, стекло контрастного цвета вдувается в центр бусины еще во время ее формирования. Так что, поле для экспериментов большое. Главное, начать.
В заключении рассмотрим лэмпворк фото, а именно, что можно сделать из стекла при помощи техники лэмпворк:
Минусы лэмпворка
После очередного сильного ожога подумалось мне, что было бы неплохо осветить не только приятные стороны занятия лэмпворком (они всем нам хорошо известны), но и не слишком радостные моменты этого увлекательного занятия. Я не буду писать про стоимость оборудования, общую безопасность процесса, организацию рабочего места (хотя если хотите могу написать попозже и об этом).
Сейчас обратим внимание на мелкие неприятности, которые поджидают вас за горелкой.
Итак, если вы хотите попробовать, что такое лэмпворк, вы должны быть готовы к.
— Ожогам. Их будет немало – как бы вы ни старались защититься от них и как бы ни аккуратничали, они будут. От стреляющего внезапно стекла (слишком резко внесли в пламя и вот оно, разбрызгиваясь на мелкие осколки, уже летит вокруг и в вас в том числе) – с опытом конечно вы научитесь прогревать его более осторожно, но оно все равно стреляет))) есть особо стрелючие стекла, с которыми почти ничего нельзя поделать, а пользоваться ими хочется. Их можно пробовать подогревать – на плитке, в работающей печке, на спец подогреве (есть такие в западных магазинах). В работающей печке я греть зареклась – потому что род нагревается слишком сильно и нагревается его большая часть. Неудобно брать только за холодный конец и работать, а если схватиться ближе опять же можно обжечься. Мой любимый способ – прогреть под струей горячей воды. Тем более, что некоторому стеклу и помыться не помешает – лежит, пылится – а тут душ! Смоет всю пыль и грязь.
это ожог примерно 4-хдневной давности
а этому уже 2 года — наверное уже никогда не пройдет до конца
Очень советую даже на лето обзавестись легкой водолазкой для работы (зимой с рукавами, летом без) – ожоги, которые попадают в зону декольте очень болезненные и долго заживают! Не говоря уже о том, что у меня пару раз осколок проваливался аж до талии – пролетал!
Самое любимое средство от ожогов – лавандовое масло. Я купила в аптеке масло фирмы Стикс – и запах очень мне нравится 🙂 Сразу нанести на место ожога – помогает шикарно. Самое главное для нас свойство этого масла — сильнодействующее ранозаживляющее.