лен курящийся что это

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 12:20

Свт. Василий Великий

трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы

Вопрос. Что значит «трости надломленной и льна курящегося», и в каком смысле кто нибудь одной «не преломит», и другого «не угасит»?

Ответ. Трость сокрушенная, как полагаю, есть тот, кто с какой-нибудь страстью исполняет заповедь Божию; и его надобно не преломлять и отсекать, но более врачевать, как Господь научил, сказав: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» (Матф.6, 1); и как заповедует Апостол, говоря: «Всё делайте без ропота и сомнения» (Флп.2, 14); и в другом месте: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» (Фил.2 3). А «льна курящегося», когда исполняет кто заповедь не с пламенным вожделением и совершенным тщанием, но с леностью и расслаблением; и его не останавливать надобно, а более возбуждать напоминанием судов и обетований Божиих.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы

Свт. Иларий Пиктавийский

Ст. 20-21 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прп. Максим Исповедник

трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы

Что означают слова: Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит?

Кто в подражание Господу относится [к людям] с состраданием, тот не допускает, чтобы надломленный грехом переломился совсем, и если чей-то разум по причине добродетелей окутан дымом тщеславия, он не угашает его, а позволяет питать все то же рвение, пока этот человек не придет к совершенному осознанию. Ведь это же, я думаю, означает и то, что вместе с добрым семенем прорастают и плевелы (Мф. 13:25-30), то есть вместе с добродетелью всходят страсти человекоугодничества и тщеславия. Сеятель душ велит не вырывать плевелы, пока добродетели не окрепнут, дабы желающий выдернуть эти страсти не вырвал вместе с ними и рвение к добродетели.

Вопросы и затруднения.

Прав. Иоанн Кронштадтский

трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы

Льна курящегося не угасит (Ис. 42:3). О, божественная кротость Господа моего! О, долготерпение дивное! Он не погашает, не пресекает нашей жизни, когда видит, что в нашей душе есть хотя задатки покаяния и исправления, когда хотя только есть курение покаяния, начало исправления, а не самый огнь ревности по добродетели. (Кадило означает это внутреннее сердечное курение.) Трости надломленной не переломит. Хотя я слаб в добродетели, как трость, склоняясь во все стороны от противных ветров, но кроткий и долготерпеливый Господь мой еще не преломляет меня, не посекает меня, но долготерпит на мне, ожидая, не утвержусь ли я в добродетели. Слава кротости Твоей, незлобию и долготерпению Твоему, Господи!

Дневник. Том XVI. 27 июля.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 20-21 Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 20-21 Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы

Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит

Он мог, говорит, сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить их гнев, как курящийся или горящий лен, но не хотел, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем. Это обозначают и последующие слова.

доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы

Чтобы не имели чего-либо в качестве оправдания, все переносил, чтобы впоследствии осудить их и победить не имеющих ничего сказать в ответ. Ибо чего Он не сделал, чтобы приобрести их. Но они не пожелали. Поэтому народы будут уповать на Него, в то время как иудеи не захотели.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы

Трости сокрушенны не преломит

Тростью назвал иудеев, как вполне бессильных против Божественной и непобедимой Его силы, и не просто тростью, но сокрушенною, для увеличения их бессилия. Говорит, что будучи в состоянии весьма легко сокрушить их, как надломленную трость, Он, однако, не сделает этого, по Своему долготерпению.

и лена внемшася не угасит

Здесь изображает воспламенившийся гнев иудеев против Спасителя и называет льном курящимся, потому что он легко может быть потушен силою Иисуса Христа, подобно тому, как легко тушит кто-либо курящийся, т.е. воспламенившийся, лен. Под льном в этом месте мы разумеем льняную ткань. Но Он не потушит, чтобы терпеть и терпением показать Свою чрезмерную любовь к нам.

дондеже изведет в победу суд

Пока не доведет до конца Своей правды (победа – это конец, а суд – правда), пока не исполнит Своей правды, пока не представит оправданий, которыми осудит иудеев и отнимет у них всякий бесстыдный предлог. После этого сокрушит их как сосуды горшечника жезлом железным (Пс. 2:9) во время владычества римлян, Веспасиана и Тита, которые осадили и истребили их.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы

Трость надломленная (сокрушенная) есть образ крайней слабости, она означает людей бедных, угнетенных, надломленных жизнью или страстями. Трости надломленной не переломит. Это значит, что Господь Иисус Христос не отвергнет, но вразумит, подкрепит, исправит и утешит и таких людей. Лена внемшася (льна курящегося) не угасит. Лен курящийся означает тоже слабость и угнетенность, или – человека, который исполняет заповеди Божии без теплого чувства, т. е. не с полным усердием, и еще – человека ослабевшего. Господь и таких людей не отвергнет, но возбудит и поощрит. Дондеже изведет в победу суд (пока не доставит суду победы), т. е. Своим смиренным и кротким образом действий Иисус Христос доставит Своему евангельскому учению победу над всем миром, также – победу на страшном суде, когда будут уничтожены все враждебные Ему силы (1 Кор. 15, 24-28).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы

В этом стихе содержится указание на идеальную кротость и любвеобилие Спасителя по отношению ко всем людям, а не к одним только иудеям. Таким именно изображает будущего Избавителя и пророк. Трость надломленная — это всякое сокрушенное, растерзанное сердце, лен курящийся — следы в нем стремления к добру, Богу, покаянное чувство грешника, которое принимается, как бы мало ни было. Вполне понятно, что под тростью надломленною и льном курящимся понимаются люди. Никто не может сказать, что тут не изображаются, так сказать, высшие к ним отношения со стороны Спасителя, не похожие на обыкновенные людские отношения в области “жестокосердия”.

Толковая Библия.

Троицкие листки

трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы

Источник

«Трость надломленная» и «лен курящийся»

О многообразии смыслов Священного Писания

Чтение Священного Писания и в особенности Святого Евангелия является необходимой составляющей христианской жизни. Божественное слово есть духовная пища, один из видов того насущного хлеба, который мы испрашиваем в молитве Господней. Святые отцы Церкви не только призывают к ежедневному чтению Священного Писания, но и сами дают нам примеры такового чтения.

Есть примеры и более близкие к нам по времени и месту. Известно, что преподобный Серафим Саровский еженедельно прочитывал весь Новый Завет. Вероятно, Преподобный также знал его наизусть, но ежедневного чтения не оставлял.

Для примера попытаемся разобрать одну небольшую евангельскую цитату: «…трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12: 20).

Святые отцы согласно говорят, что эти слова указывают нам на смирение и кротость Спасителя, и здесь особых разночтений не возникает. Но если мы захотим подробнее познакомиться со святоотеческим объяснением самих образов надломленной трости и курящегося льна, то встретимся с целым рядом различных толкований.

«Трость надломленная»

Толкование нравственное

Чаще всего под тростью надломленной подразумевается немощный, утружденный жизненными невзгодами человек.

Толкование историческое

В более широком национально-политическом или национально религиозном смысле под надломленной тростью понимается сопротивление еврейского народа Христу, Его благовестию, точнее – ничтожность этого сопротивления, которую Господь мог бы преодолеть с такой же легкостью, как и сломать уже надломленную трость.

«Лен курящийся»

Толкование нравственное

Лен курящийся – это покаянное чувство грешника, но недостаточное, неполное

Трость надломленная – это образ и немощного от грехов человека, и ущербной добродетели

Святитель Василий Великий считает, что «лен курящийся» обозначает недостаточность добродетели по причине лености подвизающегося: «А “льна курящегося”, когда исполняет кто заповедь не с пламенным вожделением и совершенным тщанием, но с леностью и расслаблением и его не останавливать надобно, а более возбуждать напоминанием судов и обетований Божиих».

Толкование историческое

«Мерцающим светильником назван Закон… Бог не уничтожил Закон, но обновил и усовершенствовал его духовно»

Обобщая сказанное, мы можем сделать вывод, что в святоотеческих толкованиях евангельские образы надломленной трости и дымящегося льна понимаются следующим образом.

Под «тростью надломленной» понимается:

«Лен курящийся» понимается как:

Несмотря на немалое число приведенных толкований избранной евангельской фразы, наш обзор был бы неполным без еще одного объяснения, представляющегося нам немаловажным. Дело в том, что разбираемая здесь евангельская фраза является цитатой из книги пророка Исаии 42: 3. Но в этой же пророческой книге шестью главами ранее также встречаются слова «трость надломленная» – выражение, которым царь ассирийский Сеннахирим устами своего посла Рабсака характеризует Египет и его царя: «Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет тому в руку и проколет ее! Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него» (Ис. 36: 6). Похожий образ мы находим у пророка Иезекииля: «И узнают все обитатели Египта, что Я Господь, потому что они дому Израилеву были подпорою тростниковою. Когда они ухватились за тебя рукою, ты расщепился и все плечо исколол им; и когда они оперлись о тебя, ты сломился и изранил все чресла им» (Иез. 29: 6–7).

Трость и лен – это и символы царства и священства

Из сказанного мы можем сделать вывод о том, что образ курящегося льна (по-славянски – «светильника мерцающего») можно понимать и как образ ветхозаветного священства, то есть как одну из форм приведенных выше толкований святителя Илария Пиктавийского и преподобного Ефрема о сохраненных в израильском народе истинной вере и Законе Моисеевом.

Таким образом, мы приходим к еще одному пониманию библейских символов надломленной трости и курящегося льна, которые можно обобщить как Царство и Священство, являющиеся, по мысли правоверного царя Иустиниана, величайшими божественными дарами человечеству.

Христос приходит не для того, чтобы совершить революцию и установить на земле новый институт власти. Хотя именно этого ждали Его сторонники, и именно этого боялись Его противники. Да, власть земная несовершенна, ущербна, надломлена, но Господь не разрушает и такую несовершенную власть. Он вновь приходит не в разрушающем ветре, не в землетрясении и не в огне, но в «гласе хлада тонка» (3 Цар. 19: 11–12). Приходит, чтобы не сломать, а исправить, не погубить, а исцелить, не уничтожить, а просветить.

Господь не приходит также и для того, чтобы совершенно устранить имеющееся в ветхозаветной Церкви священство, как это представляют порой чрезмерно «духовные» христиане. Но Он наделяет это новое священство новой властью и новым благодатным содержанием.

Надеемся, что наш краткий и поверхностный обзор тем не менее достаточно явно показывает богатство и многообразие толкований небольшого евангельского отрывка. Как небо в капле отражает целый мир, так и здесь находят свое раскрытие темы состояния отдельного человека и целых сообществ, человеческого предстояния пред Богом и Божественного снисхождения к Своему немощному созданию, законов жизни личности и принципов существования всего человечества.

Если же мы вспомним, что здесь ничего не было сказано о «трости, ветром колеблемой», о трости, которую вложили римские воины-насмешники в руки Царя-Христа, о трости, которая стала мерой длины, а впоследствии – «каноном», образцовым сборником, в том числе и новозаветных книг, да и о многих других предметах, связанных с рассмотренными выше образами, то глубина и неисчерпаемость Священного Писания вряд ли вызовут у кого-либо сомнение.

[1] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. [М.]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 178.

[2] Древний патерик. М.: Планета, 1991. С. 59.

[3] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. С. 11.

[4] Доброцветов Павел. Священное Писание как предмет созерцания у преподобного Максима Исповедника // Альфа и Омега. 2006. № 46.

[5] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. С. 5.

[6] [Михаил (Лузин), епископ.] Евангелие от Матфея на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями. Киев: Киево-Печерская Лавра, 1889. С. 231.

[7] Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / Изд. преемников А.П. Лопухина. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1887. Ч. 3: Новый Завет. С. 232 (1-я пагин.).

[8] Максим Исповедник, преподобный. Разъяснение некоторых трудностей в Священном Писании, писаниях святых отцов и других вопросов и недоумений. Вопрос 91 // https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/voprosy-i-nedoumenija/1.

[9] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Дневник. Т. XVI. Запись 27 июля // https://bible.optina.ru/new:mf:12:20#prav_ioann_kronshtadtskij.

[11] Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на святого Матфея Евангелиста. М.: Изд. отд Московской Патриархии, 1993. С. 430.

[12] Феофилакт Болгарский, блаженный. Благовестник. М.: Сретенский мон-рь, 2000. Кн. 1. С. 114.

[14] Иларий Пиктавийский, святитель. Комментарий на Евангелие от Матфея // https://bible.optina.ru/new:mf:12:20#svt_ilarij_piktavijskij.

[15] Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. / Изд. преемников А.П. Лопухина. Ч. 3: Новый Завет. С. 232 (1-я пагин.).

[17] Максим Исповедник, преподобный. Разъяснение некоторых трудностей в Священном Писании, писаниях святых отцов и других вопросов и недоумений. Вопрос 91 // https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/voprosy-i-nedoumenija/1.

[18] Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на святого Матфея Евангелиста. С. 430.

[19] Иларий Пиктавийский, святитель. Комментарий на Евангелие от Матфея // https://bible.optina.ru/new:mf:12:20#svt_ilarij_piktavijskij.

[20] Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу пророчества Исаии // Ефрем Сирин, преподобный. Творения. [М.]: Отчий дом, Б.г. Т. 5. С. 414.

[22] Иначе: Рамбам акроним «Рабби Моше бен Маймон».

[23] Коэн (кохен) — священник в иудаизме.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Метки

Музыка

Конвертер видеоссылок

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Надломленная трость и курящийся лен

Еще в VII столетии до Рождения Христова пророк Исаия говорил о грядущем Христе так: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» (Исаия 42:3).

Эти слова подчеркивали мирный, созидательный характер миссии Сына Божия. Однако современному человеку нелегко уловить красоту смысла этого пророчества: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит». У городского жителя нашего времени выражения «надломленный тростник» и «курящийся лен» ни с чем не ассоциируется. Вот здесь-то и приходит на выручку знание ближневосточной культуры.

Пастух проводит со своими овцами много времени в безлюдных пустынных местах. Чем же скрасить ему свое одиночество? Он срезает два небольших тростниковых ствола, вычищает их изнутри, связывает вместе, делает небольшие отверстия по бокам. Так получается маленькая и очень хрупкая дудочка. Этот маленький музыкальный инструмент служит отрадой одинокому пастырю. На такой дудочке можно воспроизвести множество простых мелодий. Но у нее есть существенный недостаток. Она сделана из очень хрупкого материала. Если пастух ее выронит и нечаянно заденет ногой, она переломится. Из надломленной трости уже не извлечь музыки. Однако музыкант не сильно огорчится, поскольку быстро и легко можно сделать другую дудочку. А надломленную он бросит при дороге, и она вскоре превратится в прах.

Впрочем, у пастуха может возникнуть и чувство жалости к этой вещице. Он поднимет надломленную трость, перевяжет надломленные части, пытаясь восстановить дудочку. И вот уже, казалось, безнадежные тростинки опять звучат. Снова полилась знакомая мелодия, радующая слух и сердце.

Иисус Христос, будучи добрым пастырем, «трости надломленной не переломит» и не бросит ее при дороге. Господь подбирает человека раненого и поломанного грехом. Он перевязывает раны и помогает снова зазвучать спасенной душе.

А что означает выражение: «Льна курящегося не угасит»? Жители Палестины использовали маленький глиняный светильник. По форме он напоминал пиалу или широкую низкую чашку. Эта чашка заполнялась оливковым маслом, в котором плавал фитиль. Единожды заполненный маслом, светильник мог гореть часами. Но когда масло выгорало, фитиль начинал коптить, или «куриться». Мы, вероятно, сказали бы: «Поставьте новый фитиль, а этот выбросите. Он коптит и ничему больше не годен». Но бережливый хозяин с этим не согласится: «Старый еще может послужить. Все, что нужно, это добавить масла. И тогда свет будет таким же ярким, как и прежде». Отсюда и выражение «льна курящего не угасит».

Благодать Господа, подобно маслу, врачует раны. Когда над нами сгущается мрак, Господь дарует нам свет, который озаряет утомленные души.

В. Гриц, газета «Голос надежды

Процитировано 5 раз
Понравилось: 3 пользователям

Источник

Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит

Трости надломленной не переломит. Для чего использовалась трость? Опираться при движении. Но удобно ли опираться на надломленную трость! Не подвергается ли при этом человек опасности? Ведь надломленная трость может нечаянно сломаться, и обломок можно вогнать в руку. Надломленные трости обычно выбрасывают (да ещё переламывают, чтобы другой ненароком не воспользовался ею.

Если я в глазах Бога выгляжу даже как надломленная трость, то насколько же Бог любит и ценит меня, что Он надломленной трости не переломит! А если человек позволит, то Бог даже восстановит эту трость!

То же самое и со “льном курящимся”.

Весьма необычно перевели эту фразу.

“Лён”. Оригинальное слово переводится как лён и как фитиль изо льна, в зависимости от контекста.

“Курящийся”. Оригинал переводится как “потемневший, потускневший, побледневший, бесцветный, неприметный”, имеющие значение “ослабевший”.

Всегда задавался вопросом “как это курящийся лён? Может тлеющий? И почему он тогда тлеет? И почему нельзя потушить его?”. Но Бог даёт понимание, и тогда смысл сказанного Им становится понятным.

Точнее было бы перевести “почти погасший льняной фитиль Он не угасит”. То есть Бог настолько любит и бережёт даже малый источник Его света, истины и доброты, что будет заботиться, чтобы хотя бы это сохранить.

Какой человек видит прок в еле тлеющем фитиле внутри лампы? Будет ли нуждающийся в трости беречь и заботиться о надломленной трости? Да мы скорее всего заменим фитиль в лампе и выбросим такую трость, чтобы не раздражали и места не занимали. После чего сделаем (или купим) новую трость, и фитиль новый поставим, чтобы на все 100 выполняли свои функции. Это мы. Но Бог!

Лучше быть немощным в руках Бога, чтобы Он беспрепятственно мог использовать нас, чем сильным и ценным по своим меркам, но при этом быть малоподдатливым…. Можно быть даже железом или глиной, но при этом используемым Богом!!

Насколько же Бог ценит даже малое добро и самую ничтожную работу. Иногда Бог меня удивляет через Свое Слово.

Источник

Лён курящийся. Любовь Фёдоровна Васенина

Лён курящийся…
Любовь Фёдоровна Васенина

«…трости надломленной не переломит,
и льна курящегося не угасит…»
(Евангелие от Матфея, 12:20)

Лён курящийся… Это – как?
От любого вздоха погаснет.
Ветерок, даже лёгкий, – враг.
А плачевный итог – ужасен.

Льну, курящемуся чуть-чуть,
Не достало сил – загореться.
В чью-то голову – мысль: задуть!
Бедолаге некуда деться…

Погасили… И жизнь ушла.
И, увы, никто не заметил.
И осталась одна зола,
Над которой смеётся ветер…

И зачем небо лён коптил?
Всё – зазря. Признавался честно:
«Для горения – слишком хил,
Занимаю чужое место».

«Ну, и пусть!» – О нём говорят.
Непутёвого позабыли…
Льны другие пока горят,
Небо копотью не закрыли.

И очистился Божий храм…
Льны курящиеся – пустое:
Оказались ни тут, ни там.
Горевать о таких не стоит!

*
Осторожнее. Не спеши.
Погасить – велика наука?
Соглашайся: и ты грешил.
А молился о них? Ни звука!

Закипаешь почти… Остынь!
И представь, хотя б на минутку:
Льном курящимся стал вдруг ты.
Ветер в спину и в грудь – не шутка.

Где огонь? Дымишься едва,
Солнце копотью заслоняешь.
Подложить бы сейчас дрова…
У-га-са-ешь!

*
Недалёкий путь – до конца.
Укорочены жизни сроки…
И нашлись-таки два глупца:
На тебя дуют в обе щёки!

От усердия веселы!
Довольнёхоньки: «Он исчезнет,
И останется горсть золы…
Лён курящийся – бесполезен!»

Малой искорки не найдёшь:
Твой алтарь никому не нужен!
Понимаешь, что ты – умрёшь.
С каждым часом хуже и хуже…

Не разжечь костёр самому:
Помощь просто необходима!
Почему, почему, почему
Льны горящие – мимо?

*
Не взаправду, но обожгло.
Лишь представил, а сердцу тяжко!
Льну курящемуся – тяжело,
Льну курящемуся – и страшно…

Не старайся залить водой…
Или, если вдруг ветром станешь,
То беда придёт за бедой!
Будет меньше нас в Божьем стане.

Угасающих бросить – грех!
Лучше Богу нести моленье:
«Укажи мне, Господи, тех,
Кто нуждается в подкреплении…

Спичкой вспыхнуть, шагнуть на край
Иль охапку веток подбросить…
Лён, пожалуйста, не умирай!»
А иначе – Бог строго спросит.

Как Иисус Христос поступал?
Не ломал надломленной трости,
Льна курящегося – не угашал…
Подражать бы нашему Господу!

Закипаешь почти? Остынь!
Чтоб ты брату помочь стремился,
Чтобы Богу сказал «прости»,
Лён курящийся помолился…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *