ленд арт что это
Ленд-арт как форма художественного протеста?
Ленд-арт – это относительно новый вид искусства, призванный в какой-то мере заполнить пробелы, которые не могут быть заполнены станковым, да и любым «музейным» видом искусства. Сам факт того, что это искусство принципиально «внемузейное» позволяет художникам, как ни странно, быть более конформистскими, спокойными. Нет нужды выделяться среди сотен работ, если твоя работа – в пустыне. Это позволило по крайней мере части художников ленд-арта создавать вещи, в традиционном арт-пространстве ХХ века кажущиеся недостаточно острыми – к примеру, просто красивые.
В отличие от всех традиционных видов искусства, у ленд-арта есть очень существенный «помощник» — и «фон» и «выставочное пространство» — сама природа.
Кристо и Жанн-Клод «Окруженные острова, Флорида»
В основном, эффекты, достигаемые искусством ленд-арта, базируются на противопоставлении природных форм и объектов созданных (или видоизмененных) человеком. Произведения этого направления несамостоятельны без своего природного окружения — ленд-арт связан с непосредственным местом, с землей, иначе он превращается в скульптурный (или какой-либо еще) объект. Художники долго подбирают подходящую площадку для своего произведения, чтобы работа выглядела наиболее выигрышно. И эффект, на самом деле, довольно простой: природа — это всегда красиво, но мы это не всегда замечаем. С помощью подобных «рамок» или «запятых» на природном ландшафте художники подчеркивают само пространство, скорее, чем свою работу. По такому принципу работает, к примеру, Джеймс Тарелл в своих «рамках для неба».
Джеймс Таррелл «Кратер Роден»
Само появление ленд-арта напрямую связано с протестом против доминирования консьюмеризма, то есть культа потребления в искусстве. Для художников это стало возможностью создавать художественное высказывание, которое невозможно мгновенно обратить в денежные знаки, не обращая внимание на ее художественную силу, реальное взаимодействие между искусством и зрителем, минуя все качества, которые важны для произведения. Но эта благородная цель почти всегда терпит фиаско — с той же идеей рождался, например, перформанс. В итоге, в любом виде искусства находится способ монетизировать его.
Нил Доусон «Горизонты», 1994, Новая Зеландия. Кайпара, Нортленд
Но, тут стоит выделить самых ярых, уверенно держащихся этой линии «протеста» в ленд-арте героев — художников Кристо и Жанн-Клод, работающих в паре. В течение всей карьеры именно создавать «временные произведения свободы и красоты» было их кредо — они создавались принципиально на деньги самих художников (чтобы художники были независимы от мнений меценатов и заказчиков) и их посещение было (и есть) принципиально бесплатным. В их случае, протест более, чем удался!
Именно поэтому ленд-арт часто является связующим звеном между широкой публикой и миром современного искусства. Не новость, что масса людей, несвязанных с арт-миром, современное искусство недолюбливают. Я всеми силами пытаюсь эту нелюбовь переломить, и я это делаю путем долгих рассказов, а ленд-арт делает то же самое, но своим существованием.
Мой опыт — что именно на занятии по ленд-арту, в нашем курсе представленным Кристо, слушатели смягчаются и начинают чувствовать себя уверенно. Критерий оценки очень ясен и просто — «нравится» — «не нравится». Нет шанса выставить себя в невыгодном свете, если тебе нравится (или не нравится) спираль на песке.
Роберт Смитсон «Спиральная дамба». Апрель 1970
Ленд-арт часто обращен к более широкой публике, иногда к неподготовленной, и часто бесплатен для созерцания и прямого взаимодействия. Это более свободное искусство, и им можно наслаждаться, находясь в уютной, приятной атмосфере — допустим, в парке. Рядом с ним можно шуметь, бегать, играть, есть. Можно останавливаться и замирать, оценивая его эстетическую составляющую, но можно этого и не делать. Это, на самом деле, тоже важно — сколько шуток в интернете о том, что «на выставке современного искусства 5 человек стояли перед схемой пожарной эвакуации, перепутав ее с произведением» — это все происходит из-за того, что часто зритель просто не понимает, как взаимодействовать с произведением. Перед работой «Фонтан» Марселя Дюшана вовсе не имеет смысла замирать в эстетическом восхищении, как перед работой Рембрандта — это ведь обычный писсуар. Но посетители галерей часто это делают, боясь выставить себя в глупом свете. Перед ленд-артом, в большинстве случаев, таких вопросов не возникает.
Ленд-арт – природное искусство
Суть ленд-арта
Ленд-арт – относительно новое направление в искусстве. Оно зародилось в 60-х годах ХХ века у художников из США. Это был своего рода вызов классическим канонам, рамкам музейных и галерейных площадок. Работы художников вышли за стены музеев и пришли к природе, связав ее с человеком. На ленд-арт повлияли такие направления, как минимализм, концептуализм и модернистские движения: неопластицизм и кубизм.
Большинство произведений ленд-арта создается на основе природного материала: веток, камней, травы, песка, частей растений, ракушек. Некоторые последователи этого искусства используют в основе работ металлические конструкции, но это уже отхождение от идеи чистого искусства, максимально приближенного к природе.
Land Art Camp Belarus 2016. Анна Нефедова, Елена Веретельникова, Россия
Land Art Camp Belarus 2016. Дмитрий Ретивых, Анна Долматова, Екатерина Шарангович, Россия
Суть ленд-арта в том, что работа выполняется для одного конкретного места, из материалов, которые характерны для него, и ее невозможно транспортировать. В редких случаях произведения ленд-арта хранятся в музеях.
Вдохновением для творца могут послужить изменения в росте дерева или, к примеру, модуляции в рельефе. Это отправная точка, «корни работы». Каждый ее элемент имеет свою продолжительность жизни. Ничто не вечно в этом мире: все уходит туда, откуда пришло. В ленд-арте мастер должен уметь отпускать свою работу, принимать и понимать, что со временем она разрушится и станет частью того ландшафта, в котором находится. Именно поэтому в чистом ленд-арте не используются каркасы, металлические крепления – их нет в природе, это чуждые для нее элементы. Мастера создают свои работы в сотворчестве с природой, и результат – галерея работ прямо под открытым небом.
Land Art Camp Belarus 2017. София Стрелкова, Инна Лукаш, Яна Бойко, Россия – «Игра в прятки»
Land Art Camp Belarus 2017. Мартин Яблонский (Польша) и Ольга Гайдукевич (Беларусь) – «Половинки»
Land Art Camp Belarus 2017. Борис Меняйлов и Борис Заславский, Россия – «Ловцы снов»
Художники земли
Одним из ярчайших представителей движения ленд-арта был Роберт Смитсон, погибший во время работы над своим очередным объектом. Спиральный причал, созданный им на территории Большого Соленого озера в Северной Юте, считается одним из самых известных и масштабных проектов.
Среди выдающихся «художников земли», как часто называют мастеров ленд-арта, такие мастера: Уолтер Де Мария, Энди Голдсуорси, Деннис Оппенхейм, Ненси Холт, Ричард Лонг, Христо.
Наталья Волк и Инна Фицнер, Беларусь
Один из старейших и значимых в Европе фестиваль ленд-арта проходит в швейцарском городе Гринденвальд. В этом году он отметит свое 20-летие. Попасть на него можно по личному приглашению основателя фестиваля, флориста и преподавателя Питера Хесса. На фестиваль съезжаются мастера из разных стран мира. В этом году уже второй раз Беларусь в Гринденвальде будет представлять Ольга Гайдукевич. Многие ученики Питера Хесса проводят в различных городах и странах фестивали ленд-арта, продвигая и развивая направление.
Land Art Camp Belarus 2017. Елена Сверчинская, Ольга Федосеева, Беларусь – «Энергия жизни»
Land Art Camp Belarus 2017. Надя Гайдукевич и Даша Скорынина, Беларусь – «Представь дракона»
Опыт Беларуси и Сочи
С каждым годом ленд-арт расширяет географию своих последователей и единомышленников. В Беларуси состоялся уже не один фестиваль ленд-арта, основанный на принципах отказа от любых искусственных материалов. Два из них прошли под руководством Питера Хесса.
Land Art Camp Belarus 2016 проходил на территории пикник-отеля «Экспедиция» в г.п. Плещеницы Логойского района. Land Art Camp Belarus 2017 разместился на территории оздоровительного комплекса «Ислочь-парк» в Воложинском районе Минской области. Фестивали собрали мастеров из Беларуси, Польши, России.
А в 2018 году на мировой карте фестивалей чистого ленд-арта появилась новая точка – Сочи. Здесь состоялся первый для города фестиваль ленд-арта, собравший участников из России, Беларуси, Японии и Молдовы.
Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. Жанна Султанова и Эля Уланова, Россия – «Хранитель Земли»
Фестиваль ленд-арта в Сочи 2018. Олеся Иванова и Александра Кудряшова, Россия – «Вода – возвращение»
Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. Ольга и Надя Гайдукевич, Инна Фицнер, Беларусь – «Боб Марли»
Фестиваль организовали Борис Меняйлов и Борис Заславский – опытные мастера ленд-арта и ученики Питера Хесса. Для них обоих фестиваль в Сочи – это давняя мечта, которая воплотилась в жизнь. Они два раза принимали участие в фестивалях в Беларуси, а в этом году организовали фестиваль в своем городе.
Беларусь в Сочи представляли Ольга и Надя Гайдукевич, Инна Фицнер, Лора Белобровик и Валерия Караульная, которые в составе трех разных команд создали свои неповторимые работы.
Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. Лора Белобровик (Беларусь), Светлана Савченко (Россия), Светлана Варцаба (Россия) – «Поиск гармонии»
Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. Иван Базин, Владимир Савинков и Олеся Новикова, Россия – «Свободное созерцание»
Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. Валерия Караульная (Беларусь) и Галина Корченкова (Россия) – «Путь»
Чем шире география фестивалей, тем интереснее материал для работ, которые можно использовать для арт-объектов. В этой статье представлена подборка фото с фестивалей ленд-арта в Беларуси и Сочи. Ленд-арта, в котором не был использован даже грамм искусственного материала.
Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. София Стрелкова, Елена Ноздрева, Наталья Губарева – Елена Мамонтова, Россия – «Сумасшедшие волны»
Лэнд-арт как развитие творческого мышления детей
Воробьева Светлана
Лэнд-арт как развитие творческого мышления детей
Как и практически в любом творчестве с детьми, в лэнд-арте ценен не только и не столько итог работы, сколько ее процесс. Материалы, которые дожидаются юных художников, многое поведают о том месте, где они находятся – увлекательно и в сочных тонах. Это лучший способ познать окружающее пространство.Знакомый мир неожиданно откроется сотнями новых граней: округлый валун превратится в панцирь черепахи, лист лопуха станет развевающимся парусом, а из горстки речной гальки вырастет древний замок. Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе лэнд-арта происходит естественно. Творить из природных материалов можно где угодно – в парке, на даче, в лесу, на пляже.
Этот вид искусства доступен самым крохотным художникам – ведь уже в песочнице играя с детьми 9-10 месяцев делая куличи из песка можно показать малышу, как украсить каждый куличик – положить камушеки, веточки или листочки.
Лэнд-арт как любое другое творчество сближает взрослых и малышей – процесс совместного созидания способствует тесному общению, и летние прогулки с детьми становятся желанными и интересными. И это еще не все плюсы. Создание природных скульптур учит детвору замечать прекрасное в самых обыденных вещах, развивает воображение и моторику, прививает хороший вкус, помогает усвоить гармоничные цветовые сочетания, способствует укреплению нервной системы. А овладеть базовыми навыками лэнд-арта очень просто – с этим легко справляются даже те, кто бесконечно далек от искусства.
Раз-два-три – создаем шедевр!
Чтобы процесс освоения нового вида творчества шел веселее и увереннее, воспользуйтесь советами в виде пошаговой инструкции.
1 шаг. Поиск подходящих материалов. В зависимости от того, где проходит ваша прогулка, творческий набор может включать в себя разные предметы. На побережье строительным материалом станут обкатанные волнами стеклышки, влажный песок, ракушки, водоросли. В парке, в лесу или на дачном участке – полевые цветы, палки всевозможных форм, орехи, листья, разноцветные ягоды, шишки.
2 шаг. Выбор места предоставьте ребенку. Подходящим участком может стать раскидистое дерево с живописным дуплом, уютная полянка, пещера, мшистый пенек, песчаный берег или каменная глыба – все, что вы сочтете достойным «холстом» для вашего будущего творения.
3 шаг. Рождение идеи. Часто достаточно взглянуть на имеющиеся материалы, чтобы представить себе, что из них может получиться. Каменные домики, цветочные куклы, песочные звери, кораблики из веток, причудливые узоры из листьев и ягод или масштабные инсталляции, отображающие глобальный сюжет.
4 шаг. Реализация замысла. Творите вместе с ребенком, направляйте его, но не ограничивайте свободу самовыражения. Поскольку место творениям лэнд-арта – в природной среде и домой скульптуру не унести, не забудьте сфотографировать созданную композицию. Вы можете завести специальный альбом для коллекции снимков ваших арт-шедевров.
Желаем удачи в ваших творческих работах!
Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных методов и приемов Актуальность В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способности. Развитие в наших детях.
Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование» Цель: Ознакомление.
Методы стимулирования творческого мышления учащихся на уроках математики Современная система образования открывает перед учителем широкий выбор, как методов обучения своих учеников, так и способов развития у учащихся.
Повышение мотивационного потенциала занятий путем интеграции методов развития творческого мышления Противоречия и задачки по рукопашному бою. Наверное, каждый из Вас в своей деятельности работая с детьми, сталкивался со следующими проблемами.
Проект «Развитие инженерно-математического мышления детей» Краткая аннотация проекта В настоящее время многие педагоги и психологи отмечают, что современному человеку недостаточно владеть определенным.
Консультация «Развитие мышления у детей с особыми нуждами» Развитие мышления у детей с «особыми нуждами». Подготовила: учитель-дефектолог ГБУ СО «ЦППМС» г. Саратов Филиппова О. Ю. Ранняя.
Развитие творческого мышления и воображения у детей на занятиях физической культурой «Применение методов и средств развития творческого мышления и воображения детей как средства развития инициативы и самостоятельности на.
Развитие творческого потенциала детей в изобразительной деятельности Раскрытие творческого потенциала является одной из важнейших задач воспитания. Именно от этого зависит полноценное развитие будущей личности.
Использование технологии ТРИЗ для развития творческого мышления Сообщение на тему: «Использование технологии ТРИЗ для развития творческого мышления»для воспитателей. Мы все хотим, чтобы наши дети были.
Проектная деятельность — средство развития познавательной активности и творческого мышления в старшем дошкольном возрасте На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС.
Ленд-арт
Лэнд-арт (от англ. land art — земляное искусство), направление в изо-искусстве последней трети 20 в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Энтузиасты лэнд-арта (У. де Мариа, Роберт Смитсон, М. Хайзер в США, Р. Лонг в Великобритании) прорывают траншеи, создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы и т. д., избирая для своих акций обычно безлюдные, «первозданные» и «дикие» ландшафты, тем самым как бы стремясь вернуть искусство в природу. Благодаря своему «первобытному» облику многие акции и объекты такого рода сближаются с археологизмом, а также (поскольку большинство публики может созерцать их лишь в сериях фотографий) с фото-артом.
История возникновения
Лэнд-арт, возникнув в 1960-х годах как реакция на экологические проблемы и в поддержку общественных движений в защиту окружающей среды, со временем превратился в необычный, далекий от традиционного, вид искусства.
Художники
Направления в западном искусстве
Полезное
Смотреть что такое «Ленд-арт» в других словарях:
ленд-арт — ленд а/рт, ленд а/рта … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Ленд-Арт — Работа Роберта Смитсона Лэнд арт (от англ. land art земляное искусство), направление в изо искусстве последней трети 20 в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Энтузиасты лэнд… … Википедия
Ленд Арт — Работа Роберта Смитсона Лэнд арт (от англ. land art земляное искусство), направление в изо искусстве последней трети 20 в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Энтузиасты лэнд… … Википедия
Ленд арт — Работа Роберта Смитсона Лэнд арт (от англ. land art земляное искусство), направление в изо искусстве последней трети 20 в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Энтузиасты лэнд… … Википедия
ленд-арт — (анг. land земја, art уметност) вид концептуална уметност чија основа е користењето на пејзажот или внесувањето на големи количества земја во галерија … Macedonian dictionary
Ленд-лиз — Президент США Франклин Д. Рузвельт подписывает закон о Ленд лизе Ленд лиз (от англ. … Википедия
Карман (арт-центр) — Логотип Арт центра «Карман» … Википедия
БЖ-АРТ — Всеукраинский творческий Союз художников БЖ АРТ (БЖ АРТ) Оригинальное название Всеукраинский творческий Союз художников БЖ АРТ … Википедия
Панасюк, Анастасия Борисовна — В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Панасюк. Анастасия Панасюк Имя при рождении: Анастасия Борисовна Панасюк Дата рождения: 19 ноября 1984(1984 1 … Википедия
Павлицкая, Анастасия Борисовна — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/18 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия
Что такое ленд-арт и как он возник?
Само название произошло от сокращения «ландшафтное искусство». Так получилось, что выбор Джерри Шума оказался удачным, и искусствоведы стали использовать именно этот термин. Вместе с тем, поскольку границы его не были полностью определены, открытость способствовала самым широким интерпретациям: «Spiele mit den Elementen» (Игра с элементами), «Fluent ins Freie» (Бегство в открытое пространство, на улицу), «Поиск голубого цветка» и пр.
Хотя уже в середине 60-х многие художники делали работы, которые позднее стали классикой ленд-арта, сам термин появился немного позднее. Какие работы считать самыми ранними – вопрос спорный. Иногда упоминают, например, работу Херберта Байера «Земляная насыпь» 1955 года, хотя есть и другие, более ранние произведения, в которых прослеживаются основные визуальные черты и теоретические разработки. Одним из первых значимых событий стала выставка «Earth Works» в нью-йоркской галерее коллекционера, арт-дилера, обозревателя и мецената Вирджинии Дван (Virginia Dwan) в октябре 1968 года. В ней приняли участие Денис Оппенхайм, Роберт Смитсон, Карл Андрэ, Сол Левитт и другие художники.
Сам термин «ленд-арт» был введен в оборот благодаря одноименному фильму Джерри Шума (по-крайней мере, эту точку зрения приводит Michael Lailach в своей книге «Land Art»). Джерри искал новое пространство для искусства и надеялся, что именно телевидение станет им. Так что вполне логично, что он позиционировал свой фильм как «телевизионную выставку». Он показал работы восьми американских и европейских художников: Маринуса Бозема, Яна Диббетса, Бэрри Фленегена, Майкла Хайзера, Уолтера Де Мариа, Дениса Оппенхайма, и Роберта Смитсона. Первоначально, художники задумывали эти работы для показа на телевизионном экране лишь на то время, пока программа будет в эфире. По-другому это вряд ли было бы возможно, так как свои произведения они создавали в весьма труднодоступных местах, которые в то время и были необычны для проведения художественных акций: болота, побережье, каменные карьеры и пустыни. Некоторые художники никогда прежде не работали в подобных местах, и некоторые в будущем больше не повторяли подобных попыток. Во всех отношениях, этот проект стал уникальным экспериментом. Характерны слова арт-критика Джона Энтони Твейтеса, сказанные после просмотра фильма, хотя и описывают лишь один из аспектов ленд-арта: «Они идут в пустыни и к океанам. Там, в полном одиночестве, они увлечены своими играми с элементами. Как правило, лишь камера является свидетелем их деятельности. Их недолговечные работы быстро разрушаются ветром или размываются водой. Там, где эти произведения находятся под опекой музеев, их приходится постоянно подновлять и защищать – из уважения к прошлому. Искусство оказалось инфицированным новым мифом о природе». Фильм транслировался только один раз, 15 апреля 1969 года в 10:40 вечера, на первом канале немецкого телевидения ARD. Тем не менее, определение «ленд-арт», стало своего рода фирменным знаком для художественных работ с ландшафтом.