ленд лизинг что это

Правда о ленд-лизе: только факты

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

В вопросе ленд-лиза (с английского lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаём — ред.) для СССР существует много тонкостей, в которых неплохо было бы разобраться — на основе исторических документов.

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

Не совсем безвозмездно

Сама схема ленд-лиза предусматривала выполнение страной-получателем ряда условий: 1) уничтоженные, утраченные или потерянные во время боевых действий материалы не подлежали оплате, а уцелевшее и пригодное для гражданских целей имущество следовало оплатить полностью или частично в порядке погашения долгосрочного кредита, выданного самими США; 2) сохранившиеся военные материалы могли оставаться у страны-получателя до тех пор, пока США не затребуют их назад; 3) в свою очередь, арендатор обязывался помогать Соединенным Штатам всеми имевшимися у него ресурсами и информацией.

Между прочим, и об этом тоже мало кто знает, закон о ленд-лизе обязывал страны, претендовавшие на американскую помощь, представлять США исчерпывающий финансовый отчет. Неслучайно министр финансов США Генри Моргентау-младший во время слушаний в сенатском комитете назвал это положение уникальным во всей мировой практике: «Впервые в истории одно государство, одно правительство предоставляет другому данные о своем финансовом положении».

Первоначальный срок поставок по ленд-лизу был установлен до 30 июня 1943 года, с дальнейшей ежегодной пролонгацией по мере необходимости. А первым администратором этого проекта Рузвельт назначил бывшего министра торговли, своего помощника Гарри Гопкинса.

И не только для СССР

Вопреки еще одному распространенному заблуждению, система ленд-лиза создавалась отнюдь не под СССР. Первыми военную помощь на основе особых арендных отношений (аналога оперативного лизинга) в конце мая 1940 года попросили англичане, поскольку фактический разгром Франции оставил Великобританию без военных союзников на европейском континенте.

Сами англичане, запросившие первоначально 40-50 «старых» эсминцев, предложили три схемы расчетов: безвозмездный дар, оплата наличными и лизинг. Однако премьер У.Черчилль был реалистом и прекрасно понимал, что ни первое, ни второе предложения энтузиазма у американцев не вызовут, поскольку воюющая Англия была фактически на грани банкротства. Поэтому президент Рузвельт быстро принял третий вариант, и в конце лета 1940 года сделка состоялась.

Сразу после подписания этой программы президентом Рузвельтом его советник и спецпредставитель Аверелл Гарриман вылетел в Лондон, а оттуда — в Москву, где 1 октября 1941 года нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов, британский министр запасов и снабжения лорд У.Э.Бивербрук и президентский спецпредставитель А.Гарриман подписали Первый (Московский) протокол, который положил начало распространению программы ленд-лиза на Советский Союз.

Затем, 11 июня 1942 года, в Вашингтоне было подписано «Соглашение между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии», которое окончательно отрегулировало все принципиальные вопросы военно-технического и экономического сотрудничества двух главных участников «антигитлеровской коалиции». В целом, в соответствии с подписанными протоколами, все ленд-лизовские поставки в СССР традиционно делят на несколько этапов:

Пред ленд-лиз — с 22 июня 1941 по 30 сентября 1941 года (до подписания протокола); Первый протокол — с 1 октября 1941 по 30 июня 1942 (подписан 1 октября 1941); Второй протокол — с 1 июля 1942 по 30 июня 1943 (подписан 6 октября 1942); Третий протокол — с 1 июля 1943 по 30 июня 1944 (подписан 19 октября 1943); Четвертый протокол — с 1 июля 1944 по 20 сентября 1945 (подписан 17 апреля 1944).

2 сентября 1945 года подписанием акта капитуляции милитаристской Японии Вторая мировая война была завершена, а уже 20 сентября 1945 года все поставки по ленд-лизу в СССР — прекращены.

Что, куда и сколько

Правительство США никогда не публиковало подробных отчетов того, что и сколько было отправлено по программе ленд-лиза в СССР. Но по уточненным данным доктора исторических наук Л.В.Поздеевой («Англо-американские отношения в годы Второй мировой войны 1941-1945 гг., М., «Наука», 1969; «Лондон — Москва: Британское общественное мнение и СССР. 1939-1945», М., Институт всеобщей истории РАН, 1999), которые были извлечены ей из закрытых американских архивных источников, датированных 1952 годом, поставки по ленд-лизу в СССР осуществлялись по пяти маршрутам:

Дальний Восток — 8 244 000 тонн (47,1%); Персидский залив — 4 160 000 тонн (23,8%); Северная Россия — 3 964 000 тонн (22,7%); Советский Север — 681 000 тонн (3,9%); Советская Арктика — 452 000 тонн (2,5%).

Его соотечественник, американский историк Дж.Херринг столь же откровенно писал, что «ленд-лиз не был самым бескорыстным актом в истории человечества… Это был акт расчетливого эгоизма, и американцы всегда ясно представляли себе выгоды, которые они могут из него извлечь».

И это было действительно так, поскольку ленд-лиз оказался неиссякаемым источником обогащения многих американских корпораций. Ведь, по сути, единственной страной антигитлеровской коалиции, получившей весомый экономический выигрыш от войны, были именно США. Недаром в самих Соединенных Штатах Вторую мировую войну порой называют «хорошей войной», что, например, видно из названия работы известного американский историка С.Теркели «The Good War: An Oral History of World War II» («Хорошая война: устная история Второй мировой войны» (1984)). В ней он откровенно, с цинизмом отмечал: «Почти весь мир во время этой войны испытал страшные потрясения, ужасы и был почти уничтожен. Мы же вышли из войны, имея в наличии невероятную технику, орудия труда, рабочую силу и деньги. Для большинства американцев война оказалась забавой… Я не говорю о тех несчастных, которые потеряли своих сыновей и дочерей. Однако для всех остальных это было чертовски хорошее время».

Практически все исследователи этой темы в один голос говорят о том, что программа ленд-лиза заметно оживила экономическую конъюнктуру в США, в платежном балансе которых операции по ленд-лизу стали на время войны одной из ведущих статей. Для выполнения поставок по ленд-лизу администрация президента Рузвельта стала широко использовать так называемые контракты с «фиксированной рентабельностью» (cost-plus contracts), когда частные подрядчики могли сами устанавливать определенный уровень доходов по отношению к издержкам.

В случаях, когда требовались значительные объемы специализированной техники, в роли арендодателя выступало правительство США, покупавшее все необходимое оборудование для последующей передачи его в лизинг.

Конечно же, поставки по ленд-лизу приблизили победу над врагом. Но вот некоторые реальные цифры, которые говорят сами за себя.

По другим видам вооружений картина была несколько иная, но тоже не столь «оптимистическая»: по танкам и самоходным орудиям соотношение отечественных и союзнических машин составляло, соответственно, 132,8 тыс. и 11,9 тыс. (8,96%), и по боевым самолетам — 140,5 тыс. и 18,3 тыс. (13%).

И еще: из почти 46 млрд. долларов, в которые обошлась вся ленд-лизовская помощь, для Красной Армии, разгромившей львиную долю дивизий Германии и ее военных сателлитов, США выделили всего 9,1 млрд. долларов, то есть чуть больше одной пятой средств.

В то же время Британская империя получила более 30,2 млрд., Франция — 1,4 млрд., Китай — 630 млн. и даже страны Латинской Америки (!) получили 420 млн. долларов. А всего поставки по программе ленд-лиза получили 42 страны.

Надо сказать, что в последнее время общие поставки по ленд-лизу стали оценивать несколько иначе, но сути общей картины это не меняет. Вот какие существуют уточненные данные: из 50 млрд. долларов почти 31,5 млрд. было потрачены на поставки в Великобританию, 11,3 млрд. — в СССР, 3,2 млрд. — во Францию и 1,6 млрд. — в Китай.

Но, может быть, при общей незначительности объема заокеанской помощи она сыграла решающую роль именно в 1941 г., когда немцы стояли у ворот Москвы и Ленинграда, и когда до победного марша по Красной площади оставалось всего каких-то 25-40 км?

Давайте посмотрим статистику поставки вооружений за этот год. С начала войны до конца 1941 г. Красная Армия получила 1,76 млн. винтовок, автоматов и пулеметов, 53,7 тыс. орудий и минометов, 5,4 тыс. танков и 8,2 тыс. боевых самолетов. Из них наши союзники по антигитлеровской коалиции поставили всего 82 артиллерийских орудия (0,15%), 648 танков (12,14%) и 915 самолетов (10,26%). Причем изрядная часть присланной военной техники, в частности 115 из 466 танков английского производства, в первый год войны до фронта так и не добралась.

Если перевести эти поставки вооружений и военной техники в денежный эквивалент, то, по данным известного историка, доктора наук М.И.Фролова («Тщетные потуги: против принижения роли СССР в разгроме фашистской Германии», Лениздат, 1986; «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в немецкой историографии», С-П., изд-во ЛТА, 1994), которые многие годы успешно и достойно полемизирует с немецкими историками (В.Швабедиссен, К.Уэбе), «до конца 1941 года — в самый тяжелый для Советского государства период — в СССР по ленд-лизу из США были направлены материалы на сумму 545 тыс. долларов при общей стоимости американских поставок странам антигитлеровской коалиции 741 млн. долларов. То есть менее 0,1% американской помощи получил Советский Союз в этот сложный период.

К тому же первые поставки по ленд-лизу зимой 1941-1942 года достигли СССР очень поздно, а в эти критические месяцы русские, и одни только русские, оказывали реальное сопротивление германскому агрессору на своей собственной земле и своими собственными средствами, не получая какой-либо заметной помощи со стороны западных демократий. К концу же 1942 года согласованные программы поставок в СССР были выполнены американцами и англичанами на 55%. В 1941-1942 годах в СССР поступило всего 7% отправленных за годы войны из США грузов. Основное количество вооружения и других материалов было получено Советским Союзом в 1944-1945 годах, после коренного перелома в ходе войны».

Теперь посмотрим, что же представляли собой боевые машины союзных стран, которые первоначально шли по программе ленд-лиза.

Из 711 истребителей, прибывших из Англии в СССР до конца 1941 года, 700 составляли безнадежно устаревшие машины типа «Киттихок», «Томагавк» и «Харрикейн», которые существенно уступая немецкому «Мессершмиту» и советскому «Яку» по скорости и маневренности и не имели даже пушечного вооружения. Даже если советскому летчику и удавалось поймать вражеского аса в пулеметный прицел, то их пулеметы винтовочного калибра зачастую оказывались совершенно бессильными против довольно крепкой брони немецких самолетов. Что касается новейших истребителей «Аэрокобра», то в 1941 году их было поставлено всего 11 штук. Причем первая «Аэрокобра» прибыла в Советский Союз в разобранном виде, без какой-либо документации и с полностью отработанным моторесурсом.

Это, кстати, относится и к двум эскадрильям истребителей «Харрикейн», вооруженных 40-мм танковыми пушками для борьбы с бронетехникой противника. Штурмовики из этих истребителей получились совсем никчемные, и они всю войну простояли в СССР без дела, поскольку желающих лететь на них в Красной Армии просто не нашлось.

Аналогичная картина наблюдалась и с хвалеными английскими бронемашинами — легким танком «Валлентайн», который советские танкисты окрестили «Валентина», и средним танком «Матильда», которую те же танкисты обозвали еще хлестче — «Прощай, Родина», Тонкая броня, пожароопасные карбюраторные двигатели и допотопная трансмиссия делали их легкой добычей немецких артиллеристов и гранатометчиков.

По авторитетному свидетельству личного помощника В.М.Молотова В.М.Бережкова, который в качестве переводчика И.В.Сталина участвовал во всех переговорах советского руководства с англо-американскими визитерами, Сталин нередко возмущался тем, что, например, англичане поставляли по ленд-лизу устаревшие самолеты типа «Харрикейн» и уклонялись от поставок новейших истребителей «Спитфайр». Более того, в сентябре 1942 года в беседе с лидером республиканской партии США У.Уилки, в присутствии американского и английского послов и У.Стэндли и А.Кларка Керра, верховный главнокомандующий прямо поставил перед ним вопрос: почему английское и американское правительства снабжают Советский Союз некачественными материалами?

И пояснил, что речь идет, прежде всего, о поставках американских самолетов П-40 вместо куда более современных «Аэрокобр», и что англичане поставляют никуда не годные самолеты «Харрикейн», которые значительно хуже германских. Был случай, добавил Сталин, когда американцы собрались поставить Советскому Союзу 150 «Аэрокобр», но англичане вмешались и оставили их себе. «Советские люди… отлично знают, что и американцы, и англичане имеют самолеты, равные или даже лучшие по качеству, чем немецкие машины, но по непонятным причинам некоторые из этих самолетов не поставляются в Советский Союз».

Американский посол адмирал Стэндли не имел сведений на этот счет, а английский посол Арчибальд Кларк Керр признал, что он в курсе дела с «Аэрокобрами», но стал оправдывать их отправку в другое место тем, что эти 150 машин в руках англичан принесут «гораздо больше пользы общему делу союзников, чем, если бы они попали в Советский Союз».

Обещанного три года ждут?

США обещали прислать в 1941 году 600 танков и 750 самолетов, а послали первых всего 182 и 204, соответственно.

Причем с ноября 1942 года, т.е. в самый разгар битвы за Кавказ и Сталинград и проведения операции «Марс» на Ржевском выступе, поставки вооружений практически полностью прекратились. По информации историков (М.Н.Супрун «Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг.», М., изд-во «Андреевский флаг», 1997), эти перебои начались уже летом 1942 года, когда немецкая авиация и подлодки разгромили печально знаменитый Караван PQ-17, брошенный (по приказу Адмиралтейства) британскими конвойными судами. Результат оказался катастрофическим: до советских портов дошло всего 11 из 35 судов, что и было использовано в качестве предлога для приостановки отправки следующего конвоя, который отплыл от британских берегов только в сентябре 1942 года.

Новый Караван PQ-18 потерял по дороге 10 транспортов из 37, и очередной конвой был отправлен только в середине декабря 1942 года. Таким образом, за 3,5 месяца, когда на Волге шла решающая битва всей Второй мировой войны, в Мурманск и Архангельск пришло поодиночке менее 40 судов с ленд-лизовскими грузами. В связи с этим обстоятельством у многих возникло законное подозрение, что в Лондоне и Вашингтоне все это время просто выжидали, в чью пользу завершится сражением под Сталинградом.

Между тем, с марта 1942 года, т.е. всего через полгода после эвакуации из европейской части СССР более 10 тыс. промышленных предприятий, начался рост военного производства, которое уже к концу этого года превысило довоенные показатели в пять раз (!). Причем надо отметить, что 86% всей рабочей силы составляли старики, женщины и дети. Именно они в 1942-1945 годах дали советской армии 102,5 тыс. танков и самоходок, более 125,6 тыс. самолетов, более 780 тыс. артиллерийских орудий и минометов и т.д.

Шли по ленд-лизу и поставки, не относящиеся к основным видам вооружений. И тут цифры получаются и впрямь солидные. В частности, мы получили 2586 тыс. тонн авиационного бензина, что составляло 37% от произведенного в СССР в годы войны, и почти 410 тыс. автомобилей, т.е. 45% всего автотранспорта РККА (без учета трофейных автомобилей). Немалую роль сыграли и поставки продовольствия, хотя за первый год войны они были крайне незначительны, а всего США поставили примерно 15% мясных и прочих консервов.

А еще были станки, рельсы, паровозы, вагоны, радиолокаторы и другое полезное имущество, без которых много не навоюешь.

Безусловно, ознакомившись с этим внушительным списком ленд-лизовских поставок, можно бы искренне восхититься американскими партнерами по антигитлеровской коалиции», если не один нюанс: одновременно американские промышленные корпорации осуществляла поставки и в нацистскую Германию…

Например, нефтяная корпорация «Стандарт Ойл», принадлежавшая Джону Рокфеллеру-младшему, только по линии немецкого концерна «И.Г.Фарбениндустри» продала Берлину бензина и смазочных материалов на 20 млн. долларов. А венесуэльский филиал этой же компании ежемесячно отправлял в Германию 13 тыс. тонн сырой нефти, которую мощная химическая промышленность Третьего Рейха тут же перерабатывала в первоклассный бензин. Причем, драгоценным топливом дело не ограничивалось, и немцам из-за океана шел вольфрам, синтетический каучук и масса разных комплектующих для автомобильной промышленности, которыми германского фюрера снабжал его старинный друг Генри Форд-старший. В частности, хорошо известно, что на снабжение германского вермахту шло 30% всех автопокрышек, изготовленных на его заводах.

Что касается общего объема фордовско-рокфеллеровских поставок нацистской Германии, то полных сведений на этот счет нет до сих пор, поскольку это строжайшая коммерческая тайна, но даже то малое, что стало достоянием общественности и историков, позволяет понять, что торговля с Берлином в годы отнюдь не затихала.

Ленд-лиз — не благотворительность

Кроме того, за союзные поставки СССР расплачивался золотом. Так, только на одном британском крейсере «Эдинбург», который был потоплен немецкими подлодками в мае 1942 года, находилось 5,5 тонн драгоценного металла.

Впоследствии американцы были вынуждены признать, что ошиблись, но накрутили на итоговую сумму проценты, и окончательная сумма, с учетом этих процентов, признанная СССР и США по Вашингтонскому соглашению в 1972 году, составила 722 млн. зеленых. Из них 48 млн. были выплачены США при Л.И.Брежневе, тремя равными платежами в 1973 году, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (в частности, пресловутой «Поправки Джексона-Вэника» — авт.).

Лишь в июне 1990 года, в ходе новых переговоров президентов Дж.Буша-старшего и М.С.Горбачева, стороны вернулись к обсуждению ленд-лизовского долга, в ходе которых были установлены новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 год, и оставшаяся сумма долга — 674 млн. долларов.

После распада СССР его технически долги были разделены на долги правительствам (Парижский клуб) и долги частным банкам (Лондонский клуб). Долг за ленд-лиз был долговым обязательством перед правительством США, то есть частью долга Парижскому клубу, который Россия полностью погасила в августе 2006 года.

По собственным оценкам

Президент США Ф.Д.Рузвельт прямо говорил, что «помощь русским — это удачно потраченные деньги», а его преемник в Белом доме Г.Трумэн еще в июне 1941 года на страницах «Нью-Йорк Таймс» заявил: «Если мы увидим, что Германиия побеждает, мы должны помогать России, а если верх будет одерживать Россия, мы должны помогать Германии, и пусть они, таким образом, убивают друг друга как можно больше»…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

«Ленд-лиз», или правда о «бескорыстности» американской помощи СССР в годы Великой Отечественной войны

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

Как-то решил я углубится в вопрос о помощи СССР со стороны союзников в вопросе оказания помощи в поставках вооружений и военной техники. Благо — интернет позволяет изучить много независимых источников информации, чем я и воспользовался и спешу поделиться с Вами.
Сам термин этот Lend lease образован от английского словочетания: ( lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаём). Это была официальная государственная программа военных поставок из США воюющим с фашисткой Германией странам в во время Второй Мировой войны 1941…1945г.г.

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

Вопреки еще одному распространенному заблуждению, система ленд-лиза создавалась отнюдь не под СССР. Первыми военную помощь на основе особых арендных отношений уже в конце мая 1940 года запросила союзная Англия, поскольку разгром Франции оставил Великобританию без военных союзников на европейском континенте. Но вот послевоенное списание «английских долгов», проходило на совсем иных условиях, чем для СССР.
А всего поставки по программе ленд-лиза получали 42 страны мира.

Что, куда и сколько
Правительство США никогда не публиковало подробных отчетов того, что и сколько было отправлено по программе ленд-лиза в СССР. Поставки по ленд-лизу в СССР осуществлялись по пяти маршрутам:

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

1. Дальний Восток (через Владивосток)— 8 244 000 тонн (47,1%);
2. Персидский залив (через Иран)— 4 160 000 тонн (23,8%);
3. Северная Россия (через Мурманск) — 3 964 000 тонн (22,7%);
4. Советский Север — 681 000 тонн (3,9%);
5. Советская Арктика — 452 000 тонн (2,5%).
Ленд-лиз оказался неиссякаемым источником обогащения многих американских корпораций. Ведь, по сути, единственной страной антигитлеровской коалиции, получившей весомый экономический выигрыш от войны, были именно США.

Только цифры
Поставки по ленд-лизу конечно приблизили победу над врагом. Вот некоторые реальные цифры, которые говорят сами за себя.

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

И еще: из почти 46 млрд. долларов, в которые обошлась вся ленд-лизовская помощь США всем союзникам, для Красной Армии, разгромившей львиную долю дивизий Германии и ее военных сателлитов, США выделили всего 9 млрд. долларов, то есть чуть больше 20% средств.
В то же время Британская империя получила более 30,2 млрд. (65%), Франция — 1,4 млрд (3%)., Китай — 630 млн. и даже страны Латинской Америки (!) получили 420 млн. долларов.

С начала войны до конца 1941 г. Красная Армия получила 2 млн. винтовок, автоматов и пулеметов, 54 тыс. орудий и минометов, 5,5 тыс. танков и 8 тыс. боевых самолетов.
Из них наши союзники по антигитлеровской коалиции поставили всего 82 артиллерийских орудия (0,15%), 650 танков (12,14%) и 915 самолетов (10,26%). Причем изрядная часть присланной военной техники, в частности 115 из 466 танков английского производства, в первый год войны до фронта так и не добралась.
В самый тяжелый для Советского государства период — в СССР по ленд-лизу из США были направлены материалы на сумму 545 тыс. долларов при общей стоимости американских поставок странам антигитлеровской коалиции 741 млн. долларов. То есть менее 0,1% американской помощи получил Советский Союз в этот сложный период.
К тому же первые поставки по ленд-лизу зимой 1941-1942 года достигли СССР очень поздно, а в эти критические месяцы только СССР, оказывал реальное сопротивление германскому агрессору на своей собственной земле и своими собственными средствами. Основное количество вооружения и других материалов было получено Советским Союзом в 1944-1945 годах, после коренного перелома в ходе войны», когда особой потребности в помощи союзников уже не было.

Часть II
Теперь посмотрим, что же представляли собой боевые машины союзных стран, которые первоначально шли по программе ленд-лиза.
Авиация из Америки в основном поставлялась по маршруту «АЛСИБ».

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

Из 711 истребителей, прибывших из Англии в СССР до конца 1941 года, 700 составляли безнадежно устаревшие машины типа «Киттихок»,

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

которые существенно уступая немецкому «Мессершмиту» и советскому «Яку» по скорости и маневренности и не имели даже пушечного вооружения. Пулеметы винтовочного калибра(7,62мм) оказывались совершенно бессильными против брони немецких самолетов.
Что касается новейших истребителей «Аэрокобра», то в 1941 году их было поставлено всего 11 штук.

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

Причем первая партия «Аэрокобр» прибыла в Советский Союз в разукомплектованном виде, без какой-либо конструкторско-технической документации и без специфического американского «дюймового» инструмента и сборочной оснастки. Более того, самолеты были не новыми и двигатели имели полностью отработанный свой летный моторесурс. Нашим инженерам и техникам, пришлось «вслепую» собирать, восстанавливать и отлаживать эту американскую мат.часть.
Аналогичная картина наблюдалась и с хвалеными английскими бронемашинами — например легкими танками «Валлентайн» и средними танками «Матильда», которую наши танкисты в последствии назвали — «Прощай, Родина». Тонкая броня, вкупе с пожароопасными бензиновыми двигателями и допотопной трансмиссией делали их легкой добычей немецких артиллеристов и гранатометчиков с «фауст-патронами».

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

Между тем, с марта 1942 года, т.е. всего через полгода после эвакуации из европейской части СССР более 10 тыс. промышленных предприятий, начался рост военного производства, которое уже к концу этого года превысило довоенные показатели в пять раз (!). Причем надо отметить, что 86% всей рабочей силы на производствах составляли старики, инвалиды, женщины и дети. Именно они в 1942-1945 годах дали советской армии 103 тыс. танков и самоходок, более 126 тыс. самолетов, более 800 тыс. артиллерийских орудий и минометов и т.д.

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

Willys MB (Виллис) — американский легковой армейский автомобиль повышенной проходимости времён Второй мировой войны. Серийное производство началось в 1941 году на заводах компаний Willys-Overland Motors и Ford (под маркой Ford GPW). Данный автомобиль в РККА использовался в качестве командирского, разведывательного, связного и даже как легкий тягач. Он с легкостью мог буксировать легкую 45-мм противотанковую пушку с орудийным расчетом.

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

Кстати, слышал, что на американских аукционах можно еще сейчас купить вот такие конструкторы с «Виллисами» в ящиках.

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

Studebaker US6 ( в СССР устоялось произношение «Студебекер», иногда просто «Студер») — трёхосный грузовой автомобиль фирмы Studebaker Corporation, выпускавшийся с 1941 по 1945 годы. Он был самым массовым транспортным средством, поставлявшимся в СССР по ленд-лизу.

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

Отличался повышенной проходимостью, тяговитостью и грузоподъёмностью (по сравнению с советскими грузовиками ЗиС-5 того времени). Также, в отличие от советских грузовиков, имел полный привод — на все три оси.
Вспомним знаменитый сериал «Место встречи изменить нельзя» и фразу-укор Жеглову-Высоцкому при погоне за «Фоксом» от водителя МУРовского автобуса «Фердинанда» на базе ЗИС-5 Копытина:
«Как же, Глеб Егорыч, «не отставай», … у » Студера» мотор — втрое сильнее».

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

Dodge WC-51 — американский армейский автомобиль повышенной проходимости времён Второй мировой войны, тяжелый внедорожник. Выпускался фирмой Dodge с 1941 года.

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

Автомобили серии WC (от англ. Weapons Carrier — «носитель оружия») отличались простотой, технологичностью в производстве и высокой степенью унификации. В Красной Армии получил прозвище «Додж Три Четверти» из-за своей грузоподъёмности 750 кг (3/4 тонны).
Немалую роль сыграли и поставки продовольствия, хотя за первый год войны они были крайне незначительны, а всего США поставили примерно 15% мясных и прочих консервов.

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

А еще поставлялись станки, рельсы, паровозы, вагоны, радиолокаторы и другое полезное имущество. Например даже…

ленд лизинг что это. Смотреть фото ленд лизинг что это. Смотреть картинку ленд лизинг что это. Картинка про ленд лизинг что это. Фото ленд лизинг что это

пуговицы из Чикаго для военного обмундирования.
Безусловно, ознакомившись с этим внушительным списком ленд-лизовских поставок, можно бы искренне восхититься американскими партнерами по антигитлеровской коалиции», если не один нюанс: одновременно американские промышленные корпорации «непонятным образом» осуществляли поставки и в нацистскую Германию…
Например, нефтяная корпорация «Стандарт Ойл», принадлежавшая Джону Рокфеллеру-младшему, только по линии немецкого концерна «И.Г.Фарбениндустри» продала Берлину бензина и смазочных материалов на 20 млн. долларов.
Также венесуэльский филиал этой же компании ежемесячно направлял в Германию 13 тыс. тонн сырой нефти, которую мощная химическая промышленность Третьего Рейха тут же перерабатывала в первоклассный бензин.
Причем, драгоценным топливом дело не ограничивалось, и немцам из-за океана шел еще вольфрам, синтетический каучук и масса разных комплектующих для автомобильной промышленности, которыми германского фюрера снабжал его старинный друг Генри Форд-старший.
В частности, хорошо известно, что на снабжение германского вермахту шло 30% всех автопокрышек, изготовленных на его заводах в США.
Что касается общего объема фордовско-рокфеллеровских поставок нацистской Германии, то полных сведений на этот счет нет до сих пор, поскольку это строжайшая коммерческая тайна, но даже то малое, что стало достоянием общественности и историков, позволяет понять, что торговля с Берлином в годы отнюдь не затихала.

Ну и еще приведу интересные высказывания американских руководителей:
32-й президент США Ф.Рузвельт ( март 1933г — апрель 1945г): «помощь русским — это удачно потраченные деньги»;
33-й президент: Г.Трумэн ( апрель 1945 г. — январь 1953 г): «Если мы увидим, что Германиия побеждает, мы должны помогать России, а если верх будет одерживать Россия, мы должны помогать Германии, и пусть они, таким образом, убивают друг друга как можно больше»…

Мне кажется добавить о «бескорыстной» помощи союзников больше нечего!
Американцы ничего даром (т.е. безвозмездно) никогда не делали, не делают сейчас и не будут делать в будущем!

Материалы мною были взяты из различных источников и обобщены, но базовым из которых, являлся: www.pravda-tv.ru/wp-conte…2016/06/original-21-1.jpg
warspot.ru/7475-zagadki-zolotogo-kreysera
Вот еще одна интересная ссылка от РИА «Новости»:
…»Об этом не говорят»: что США потребовали за помощь по ленд-лизу
(ria.ru/20200821/lend-liz-…ps%3A%2F%2Fzen.yandex.com)
Очередная полезная ссылка на статью нашего форумчанина на эту тему с обилием цифр и фактов:
«Ленд-лиз: объемы поставок и значение для СССР.» (www.drive2.ru/b/2945653/)

Спасибо всем, кто все же дочитал до конца этот довольно продолжительный исторический мой экскурс.
Значит мое время потраченное на сбор материалов, редактирование и обобщение — не пропало даром!
Историю своей страны надо знать и чтить!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *