ленность что это за грех

ЛЕНЬ. Грехи и пороки, болезни души

Одной из серьезных проблем на духовном пути является лень. Впрочем, она является преткновением и в любой деятельности человека.

Лень (от лат. Lenus) – медлительный, вялый. Лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие.

Наша жизнь – это движение. Правильно, когда это движение идет в сторону прогресса, развития, раскрытия потенциала, совершенствования, а не просто движение ради движения. Наши действия на Земле связаны со многими сферами, это – наши земные обязанности, воплощение в земные события воли нашего духа, работа над собой, освобождение от страстей. Также, это несение Божьего слова, служение Богу. Лень это болезнь, блокирующая движение. Она может захватывать некоторые сферы, а может просачиваться и во все. Библия говорит:

«Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится» (Притч.13:4);

«Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод» (Притч.19:15);

«Не будь скор языком твоим и ленив и нерадив в делах твоих» (Сир.4:33).

Также есть и такие высказывания:

«Лень есть дочь богатства и мать бедности» (Поль Декурсель).

«Работа с зубами, а леность с языком» (Русская пословица).

Если говорить о духовной лени, то человек может разумом и понимать, что ему необходимо менять свои привычки – отсекать те, что греховны и прививать те, что помогут ему жить в гармонии с Небом, но у него, как будто, на это не хватает сил. Он может успокаивать себя тем, что скоро, буквально завтра он начнет менять свою жизнь, но наступает завтра – и все повторяется вновь. Так проходят годы. Понятно, что если не сеять, не пропалывать, не поливать, то и жать будет нечего. Следом за ленью идут уныние, печаль, апатия. Во-первых, потому что плоды удручают, а во-вторых, потому что само проявление лени сопровождается апатией, т.е. отсутствием желания деятельности.

Мы уже говорили о том, что любое действие имеет свои побудительные причины. В психологии их называют мотивацией. И любое действие возможно лишь при соответствующем включении воли. Проявление лени связано с нехваткой сил и энергии на совершение какого-то действия.

Начало любого дела сопровождается преодолением некоего потенциального барьера. Так художникам, композиторам, писателям известен эффект «белого листа», когда сложно что-то начать, возникает торможение, а то и страх. Необходимо вдохновение, зажигание, толчок, после которого что-то начинает двигаться. Лень возникает тогда, когда у человека не хватает сил, желания, воли на преодоление этого барьера.

Одной из причин лени может быть недостаток мотивации или неправильная мотивация. Часто, проявление лени говорит о том, что человек до конца не понимает зачем ему это необходимо делать, это не кажется ему настолько важным, чтобы он родил в себе импульс действия в этом направлении.

Иногда человеком не владела лень на совершение какого-то действия, а потом вдруг он перестает находить в себе силы, чтобы это делать. Почему так происходит? Бывает, что мотивация, которая служила толчком для этого действия себя отжила, а новая не выстроилась. На каком-то этапе побудительными причинами многий действий могут быть страсти.

Например, человек хочет всем доказать, что он справится с заданием, чтобы почувствовать наслаждение от того, что он оказался на высоте – т.е. подпитать свое чувство значимости.

Человек боится, что если он этого не сделает – его ждет наказание, чье-то недовольство, в чьих-то глазах он потеряет значимость, чего-то не получит

– желание земных ценностей или земной славы:

Человек делает все, чтобы купить, например, дорогой телефон, какую-то вещь, или чтобы вызвать восхищение у других своими действиями

– догматичное следование каким-то установкам:

В подсознании заложена программа, что нужно совершать такие-то действия, – например, работать с утра до вечера, отремонтировать по евростандарту квартиру и т.д. Эта программа может опираться на то, что было заложено в детстве, на то, что принято в обществе, или на своих собственных установках, которые иногда просто поддерживают личные амбиции – «Я так считаю, так надо и это будет так». Эти установки подобны программе, от которой сложно отойти, она может идти в разрез реальной надобности, задачам души и интересам окружающих. Например, человек считает, что дети его должны учиться трем языкам с детства и он этому следует, даже если его дети хотят заниматься совсем иным. Все деньги он тратит на ремонт с наворотами, на дорогую мебель, в то время как не хватает средств приобрести насущно необходимые вещи.

– Желание некого наслаждения:

Человек может в своих действиях руководствоваться погоней за наслаждением – наслаждением плоти, наслаждением эмоциональным, ментальным. Для этого он может совершать множество действий, прилагать усилия, чтобы обрести желаемое.

– Эмоциональный порыв, желание, спонтанно возникшее:

из-за этого человек может начать совершать множество действий, что-то организовывать, задействовать других людей, тратить средства и т.д. Но эти действия не продуманы, не имеют четкой программы, не опираются на реальные обстоятельства. Они могут быть внезапно начаты и также внезапно оборваны.

– Привычный ритм жизни:

Человек может совершать действия, подобно бычку, которого поставили на борозду. Он может самостоятельно не рассуждать и не анализировать насколько его действия правильны и подходящи в данный момент – сказали делать и он делает. Пассивное послушание чьей-то воле, обстоятельствам и т.д. Так, многие люди живут, ходят на работу, обрабатывают поле и т.д., потому что так делали и их родители, и вообще так надо, но при этом не вкладывают в это дело свою душу, не развиваются, не ищут чего-то большего.

Все перечисленное – есть страстные побудительные мотивы действий. Они не приносят добрых плодов, вносят в жизнь сумятицу, приводят к разочарованию, к утомлению, к апатии. Человек может быть внешне активный, внутри же не желающий ничего делать. Конечно, такой подход к работе снижает ее качество, и бывает, оно совсем уходит на нет. Еда будет пресной и пустой, убранный дом неуютным, все сделанное будет непривлекательным, им не захочется пользоваться и от соприкосновения с этим и на других людей нагоняется апатия. Также такое поведение вносит разлад в энергетику человека, он быстро устает, у него портится настроение, появляется уныние и ощущение бессмысленности существования. Кроме того, такое действие, которое человек совершает, насилуя свою волю, приводит к претензиям к окружающим, обидам, раздражению и гневу. Человеку хочется получить какую-то компенсацию за свои «страдания», но этого не происходит. Для гармоничного же действия внешнее и внутреннее должны быть в равновесии. Правильно, когда само действие самодостаточно – т.е. в самом себе содержит и стимул, и награду, и вдохновение для новых движений.

Когда человек начинает понимать, что страсти – это плохо и пытается от них отказаться, то прежние мотивации становятся не подходящи – и он часто не сразу может найти новые побудительные причины своих действий. Ну, например, раньше человек проявлял активную деятельность, потому что ему хотелось, чтобы на него обращали внимание, любовались, восхищались, чтобы он выделялся из толпы. Потом его в этом обличили, или он увидел, что не получает желаемого, даже при всех своих усилиях, его побудительные мотивы стали для многих явными – и в этих случаях деятельность человека сразу гаснет. Он не может найти в себе силы что-то делать так как раньше – перестает участвовать в жизни Церкви, становится пассивным. И так во многих других случаях. Внутри возникает некое торможение – потому что воля духа пока не нашла поддержки у низшего «я». Здесь могут помочь только вера и любовь. Для того, чтобы человек захотел двигаться – он должен верить в успех своего предприятия, а для того, чтобы найти пути для обретения цели, найти силу пройти все препятствия, увидеть куда нужно идти – нужна Любовь.

Общие причины проявления лени могут быть такие:

– так привык с детства, где ему потакали и не приучили к работе;

– стремление перекладывать на других ответственность;

– желание уйти от неприятной работы;

– ублажение плоти, направленность на поиски наслаждений для нее и потому, нежелание утруждаться;

– безучастие к происходящему;

– нежелание что-то менять;

– слабоволие, при котором подобно литературному герою Обломову, человек многое хотел бы, но все время в будущем;

– когда человек берется за то, что ему не по силам, когда у него нет нужных качеств и навыков к этой работе;

– также лень может возникать, если человек привык во всем искать удовольствие, наслаждение. В таком случае, он не захочет ничего делать, если в итоге работы не будет маячить некая награда;

– завышенное представление о себе может проявляться в убеждении, что человеку, согласно его уровню, не подходит более грязная работа, мелкая, относящая к рангу «простая», а подходит только какая-то особенная, возвышенная;

– страх неудач, обусловленный какими-то прошлыми событиями;

– страх осуждения, критики, неверие в собственные силы и способности, низкая самооценка;

– сложность с выбором – человеку трудно выбрать правильное направление действий и он топчется на месте;

– внутренний протест против того, что тебя что-то вынуждают делать;

– надуманная сложность предстоящего дела, мешающая даже просто приступить к нему;

– физическое или нервное истощение человека, вызванное различными факторами. Лень может быть и следствием потери энергии из-за постоянного самоедства – например, в связи с чувством вины за какой-то поступок;

– бывает, физическое бездействие идет от того, что в человеке происходит какая-то перестройка, или когда идет творческое созревание нового движения.

Для того, чтобы человек начал борьбу с грехом он должен полностью осознать, что иначе он жить не сможет, что прежнее его поведение для него смертельно опасно. Также, должно быть очень сильное желание обрести истинный свой лик, раскрыть свой потенциал, быть с Богом. Это должно стать жаждой души и перейти на мысли, чувства и желания. Тогда хватит сил на преодоление торможения, которое часто есть противодействие греха в нас, который не хочет оставлять место, которое обжил.

Почему в этом плане еще появляется лень? Потому что стремление к Богу не стало настолько важным, что ему предпочитаешь все остальное, потому что накопилось много того, что было проигнорировано и не хватает сил разгрести – один, второй раз не помолился, совершил один, другой проступок – пытаешься потом обратиться к Богу, а уже сложно, не хватает сил. А потом просто наваливается лень, которая говорит о том, что завал стал настолько большим, что имеющихся душевных сил не хватает, чтоб его преодолеть.

Часто мешает разочарование – думал – все будет легко и прекрасно, а оказалось, что все надо менять, успехи не такие, как хотелось – и силы иссякают. Иногда двигаться вперед мешает балласт, с которым человек не хочет расставаться.

Есть и такая причина – человек стремиться к идеализации, он так высоко ставит для себя планку, что на меньшее не согласен. В таком случае, ему будет очень сложно заставить себя двигаться в этом направлении, т.к. внутри он чувствует, что планки своей не достигнет.

Иногда причиной есть страх – страх ответственности, страх неизвестности, страх неудач, страх действий в сфере духовной, где все не так ясно, как в земном плане. В этих случаях человек может направлять свою активность на земные действия, обходя стороной духовное включение. Если дать ему задание, связанное с духовностью – он найдет множество причин, чтобы его не сделать.

Или, напротив того, человек не желает исполнять то, что входит в его обязанности, прикрываясь тем, что занимается духовностью – может целый день читать псалмы, молиться, в то время как кто-то другой делает за него его работу. На самом деле, духовностью как раз, он тоже не занимается, так как исполнение внешних ритуалов и действий совсем не есть духовность.

Иногда причиной может быть внутреннее несогласие с теми рекомендациями, которые даются человеку. Иногда не хватает внутренней самостоятельности, когда надо двигаться вперед, преодолевать, искать.

Есть люди, которые могут быть активны только в коллективе, в общей волне, а когда остаются сами по себе, впадают в ступор и теряются. Другие наоборот, привыкли бунтовать, идти против течения, и потому, будут предпринимать самовольные действия, а в коллективе будут сопротивляться общему движению. Участвовать в общей деятельности им будет крайне лень.

Каждое действие должно созреть. Импульс вдохновения, импульс воли облекается в зримые одежды, находит подходящие формы для проявления. Тут все должно быть соразмерно – и время, и усилия, и направление, и форма. Иногда человек не может заставить себя что-то сделать, если созреванию действия что-то мешает. Кроме мотивации, может быть неправильная организация работы. Как уже говорилось – человек может хотеть чего-то нереального, может не продумать тех затрат, которые необходимы для успешности действия, может не продумать план действий, хватаясь то за то, то за это, может пытаться все сделать сам, в то время, как в процесс должны быть включены и другие люди, может уповать только на себя и на свои планы, забыв, что «человек предполагает, а Бог располагает», или напротив того, может чрезмерно уповать на Бога и не прикладывать нужных усилий. Бывает и такое, что для исполнения желаемого у человека просто не хватает навыка, и он пытается сделать все нахрапом, авось как-то выйдет. В результате, такие действия не будут успешными, и возможно, предощущая это, человек не сможет собраться с силами, чтобы что-то начать в этом направлении. В этом случае, такое проявление лени – просто сигнал о том, что что-то происходит не так. Так, например, в учебе – сидит человек, смотрит на учебник, а сил вникнуть в написанное нет. А если выяснить причины такой лени, то окажется, что у него, на самом деле, цель не познать предмет, не созидать, а просто получить диплом, или он пропустил немало материала, а теперь слишком много надо пройти, а времени на это нет, или в голове гуляют другие мысли – о вчерашнем фильме, о завтрашней встрече и т.д.

Бывает такой вид лени, которую психологи называют мыслительной. Это когда человеку лень рассуждать, анализировать свои действия, искать причины проблем в себе. Это может распространятся только на духовную сферу, а может быть и проявлением в любом виде деятельности – «легче сделать как делается, а потом уже подумаю», «не получается так и не получается – значит будем делать что-то другое».

Бывает человеку одно делать лень, а другое – он вскакивает и бежит делать. Убрать в комнате сил нет никаких, все падает из рук, голова кружится и т.д., а тут сосед позвонил, чтобы на футбол идти – и человек вскакивает и полный сил идет на футбол. Или муж приходит с работы и говорит, что не может никак дома ничего делать, потому что устал и у него нет сил. Тут его попросит кто-то из значимых для него знакомых что-то сделать и тут же появляются силы и он до темна будет ремонтировать чей-то кран, чинить замок или что-то еще.

Лень часто говорит о том, что у человека нет четкой цели в жизни, он смутно понимает что ему нужно, у него плохо и неправильно выстроены приоритеты.

Чем больше человек ленится, тем меньше у него энергии. Энергия рождается в движении. Главное – начать, а все остальное будет постепенно выстраиваться. «Дорогу осилит идущий» – говорит Библия.

Чтобы избавится от лени, нужно, как было сказано, разобраться в ее причинах, а не просто долбать себя за это, или прозябать беспомощно, оправдывая себя тем, что видно так сложилась судьба. Все таки понять – что для нас важно и каковы наши цели на самом деле.

«Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр.6:11-12).

Источник

Воздушные мытарства. Мытарство пятое – лености

Цикл «Путь всей земли». Беседа 7-я

О том, за что придется отвечать на пятом мытарстве, зачем всегда помнить о «сейчас» и «теперь», какие грехи вопиют к Богу и как связана леность с гордостью и иными грехами, рассказывает протоиерей Олег Стеняев.

ленность что это за грех. Смотреть фото ленность что это за грех. Смотреть картинку ленность что это за грех. Картинка про ленность что это за грех. Фото ленность что это за грех

«Беседуя таким образом, мы дошли до мытарства, называемого мытарством лености, на котором человек дает ответ за все дни и часы, проведенные в праздности. Здесь же задерживаются и тунеядцы, питающиеся чужими трудами и не хотящие сами ничего делать или берущие плату за невыполненную работу. Там же спрашивают отчет с тех, которые не заботятся о славе имени Божия и ленятся в праздничные и воскресные дни ходить к Божественной Литургии и другим службам Божиим. Здесь же испытываются небрежность и уныние, леность и нерадение о своей душе как мирских людей, так и духовных, и многие отсюда отводятся в пропасть», – свидетельствует блаженная Феодора.

Грехи этого мытарства:

2. Жить от чужого труда (тунеядство);

3. Брать плату за невыполненную работу;

4. Лениться ходить в храм;

5. Лениться читать слово Божие. Отказ, небрежение о собственном спасении и спасении других людей.

Самый страшный бес – бес-хронофаг, пожирающий наше время

Самый страшный бес – это бес-хронофаг, пожирающий наше время. Мы можем часами сидеть у телевизора и переключать с канала на канал. Можно сидеть у компьютера и скачивать фильмы, которые так и не посмотрим, или скачивать книги, которые не будем читать. Все это делает бес, пожирающий время. Проходят секунды, минуты, часы и дни, месяцы и годы, но безделье, бездельные дни не покидают нас.

Леность – это и означает, что бес, пожирающий время, завладел нами. Ведь мы существуем во времени, и он хочет, чтобы его у нас не осталось для чтения Библии, посещения храма, покаяния, молитвы и спасения. Сказано: «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены» (Иер. 8, 20). Мы ищем для себя удобного времени, даже для спасения, не понимая, что «время уже коротко» (1 Кор. 7, 29) и, возможно, его у нас не осталось. Нельзя откладывать время своего спасения на завтра или послезавтра, «ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6, 2). То есть благоприятное время – это «теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения», ибо завтра может и не наступить. Сын Божий учит нас: «довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Подумай о себе сегодня и сейчас, не поленись. Может, сейчас для этого тебе надо прервать это чтение и обратиться с молитвой к Богу.

«Итак, доколе есть время» (Гал. 6, 10), будем искать Его, а Бог недалеко от нас и готов в это время, «время долготерпения Божия» (Рим. 3, 26), выслушать и принять нас. А что такое «время долготерпения Божия»? Это время, пока Он еще ждет нашего обращения, еще наше время не вышло. Ты спросишь: а ждет ли Он меня? Выслушай ответ на этот вопрос, это слова Самого Христа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). И если сейчас и «теперь день спасения», то для чего, как не для показания «правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3, 26). Но бес-хронофаг (пожиратель времени) хочет лишить нас всего этого «в настоящее время». Значит, надо бежать от лености, ибо, отняв время сегодня, он отнимет его у нас и завтра, и послезавтра. Сказано нам: «со страхом проводите время странствования» (1 Пет. 1, 17), «чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пет. 4, 2). «Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим. 13, 11). То есть надо жить, «зная время», о чем и учит нас премудрый Екклесиаст: «время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий» (Еккл. 3, 5).

Леность не приходит одна, с ней приходит и стремление жить от чужого труда и брать плату за невыполненную работу. Это и означает «жить… по человеческим похотям, но» не «по воле Божией» (1 Пет. 4, 2).

«Плата, удержанная вами у работников… вопиет, и вопли дошли до слуха Господа» (Иак. 5: 4)

Эти люди, живущие в лености, кормясь от чужого труда, хотя и представляют свою деятельность полезной для общества, но берут плату явно за невыполненную работу. К ним применимы слова из Писания: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак. 5, 4–5). И еще: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей» (Ис. 5, 8–9). Несправедливо нажитый капитал принесет проклятие от Бога и породит гнев народа.

Все люди, ленивые и охочие до чужого, рискуют застрять на данном мытарстве. Причем об удержании платы говорится как о грехе, вопиющем к Богу: «плата, удержанная вами у работников вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Ис. 5, 8). В Библии, кроме указанного случая, только три греха вопиют к Богу. Это умышленное убийство: «И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4, 10); содомский грех: «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма» (Быт. 18, 20); угнетение бедных, вдов и сирот: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их» (Исх. 22, 22–23).

И все же более пострадают те ленивцы, которые ленились ходить в храм и читать дома Священное Писание (Библию). Пророк Давид всегда радовался, слыша призыв пойти в Дом Божий. Читаем: «Возрадовался я, когда сказали мне: “пойдем в дом Господень”» (Пс. 121: 1).

Ничто так, как участие в общественном богослужении, не уподобляет человека ангелам, которые единодушно и единогласно прославляют Господа Бога в Его Небесном Царствии.

А чтение Библии есть истинный источник веры, как и написано: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 17). Как известно, боговидец Моисей наставлял своего преемника Иисуса Навина словами: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1: 8). Так и апостол Павел поучал юного Тимофея: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4: 16); и еще: «Доколе не приду, занимайся чтением… учением» (1 Тим. 4: 13).

Источник

Лень и блаженство милосердных и изгнанных за правду

Содержание

Христианская активность – симптом греха лени

ленность что это за грех. Смотреть фото ленность что это за грех. Смотреть картинку ленность что это за грех. Картинка про ленность что это за грех. Фото ленность что это за грех

Христианская активность, которая является бегством от молитвы, от этого очень конкретного способа потери времени для Иисуса, является одним из крупнейших симптомов проявления лени как главного греха.

Лень – последний главный грех. В отношении этого греха существует много фальшивых пересудов. В современном мире активность и успех – это принципиальная мерка, которой меряют человека. Почти все мы живем в огромной спешке. Высказывания: «время – деньги», «жалко времени» или «нет времени» принадлежат к ежедневному словарю всех категорий, не исключая церковных. Людям, которые отстают от этого, у которых всегда есть время, которые никогда не спешат, наклеивают ярлык «ленивый». Мы порой чувствуем угрызения совести, когда отдаемся сладкому «бездействию» тогда, когда должны бы работать. Очевидно, что за этим могут скрываться какие-то практические грехи, но это может быть и проявлением трудоголизма, для которого минуты отдыха, рефлексии и сладкого «бездействия» сразу считаются ленью. Забеганая Марфа из Евангелия не может согласиться с тем, что ее сестра Мария «бездельничает» у стоп Иисуса. Но Господь защищает Марию и ее кажущуюся пассивность, говоря, что она «выбрала лучшую часть – ту, которая от нее не отнимется» (ср. Лк. 10, 38-41). Иисус защищает контемплятивную пассивность перед различными христианскими активностями, которые сводят христианскую жизнь к внешней деятельности. Сын Божий подчеркивает, что именно из этой пассивности у Его стоп, со слушания Его слова черпается вечная жизнь. Еще задолго до Помазанника псалмопевец увещевал избранный народ: Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон (Пс. 127, 2). Христианская активность, которая является бегством от молитвы, от этого очень конкретного способа потери времени для Иисуса, является одним из крупнейших симптомов проявления лени как главного греха.

Смотрите катехезу ксендза Павла Кнурека «Как избавиться от духовной лени»

Что такое лень?

Последнее место, которое лень занимает как главный грех, очень показательно. Это последний зрелый плод гордыни, своеобразная психо-физическая неподвижность, своими корнями уходящая в глубокую духовную фрустрацию. Если постоянный недостаток в удовлетворении важных психических потребностей вызывает в человеке фрустрацию, то насколько больше такую фрустрацию вызывает недостаток в удовлетворении находящегося в основе человеческой природы – потребности Бога и Его безусловной любви. Предыдущие главные грехи были проявлениями, выражавшимися в разнообразной активности, целью которой была компенсация (на разных уровнях человеческой жизни) нехватки любви Небесного Отца или – как в случае гнева – бунт против конкретной действительности, в которой этот брак ощущается. Грех лености же это позиция пассивности, отказ, своеобразное пренебрежение любовью, которой так хочется.

Только те, кого любили, могут любить.

Святой Августин говорит, что только те, кого любили, могут любить. Отсутствие опыта любви со стороны других вызывает недостаток любви к другим. Человек не является ленивым по своей природе. Он стремится быть любимым и любить. Очень хорошо мы видим это в детях. Здоровый и любимый ребенок прямо горит энергией. Он так интересуется миром и людьми, что его необходимо сдерживать – чтобы не перешел разумных границ. Напротив, не любимые и не желанные дети апатичны – им не хватает мотивации к обучению и творчеству. Эту проблему очень хорошо знают воспитатели детских домов.

Подобный механизм скрывается в лености как главном грехе. Человек без Божьей любви в каком-то моменте жизнь теряет мотивацию к настоящей любви, которая была объявлена в Иисусе Христе. Он не понимает, почему должен так любить, более того – не имеет на это силы.

И поэтому лень в духовном смысле – это культ святого покоя, нежелание рисковать собой (своей личностью, своим именем – тем, что дает чувство безопасности) в наследовании Сына Человеческого. Это нежелание ступить на Христов путь в контексте своего призвания, когда необходимо рисковать своей жизнью, здоровьем и карьерой. А в каждом христианском призвании нужно выйти за границу собственной безопасности, за пределы области, контролируемой своим умом и чувствами. Христианство имеет пасхальную природу: это умирание и воскресение вместе с Иисусом.

Благие намерения

Добрые намерения – это лекарство для успокоения своей совести, потому что таким образом люди чувствуют себя добрыми, желают добра, но всегда находятся большие препятствия, которые не дают им возможности реализовать эти намерения.

Ленивые, в самом глубоком смысле, – это люди, которые часто имеют хорошие намерения, но не делают ничего, чтобы реализовать их. Для них добрые намерения – это лекарство для успокоения своей совести, потому что таким образом чувствуют себя добрыми, желают добра, но всегда находятся большие препятствия, которые не дают им возможности реализовать эти намерения. И поэтому они могут жить спокойно и выгодно, не подвергаясь неприятностям. Такие люди внутренне раздвоены между желанием делать добро, верно любить и нежеланием что-то терять. Они хотят иметь постоянный контроль над своей жизнью, не отдадут его кому-то другому. Не веря в любовь Всевышнего, они не в состоянии войти в ситуацию, где могли бы для Иисуса что-то потерять. Пословица «благими намерениями вымощен ад» касается именно их. В данном случае благие намерения становятся дымовой завесой для ума, чтобы ничего не делать и иметь хорошее самочувствие. И поэтому Слово Божие подчеркивает, что нас будут судить по поступкам, при чем не всем, а поступкам любви. Св. Иаков напишет, что вера без дел мертва, потому что является оправданием лени. Очевидно, что важны не сами поступки, а пребывание в виноградной лозе, в Спасителе, выражением чего являются поступки любви по примеру Иисуса Христа.

Позиция сердца

Усталость и лень – это разные вещи. Усталость – это нехватка силы, необходимой для выполнения чего-то, лень – это нежелание что-то делать. Усталость – это временная слабость, лень – это устойчивая позиция сердца. Естественно, что одно может совпадать с другим, и лень можно оправдать усталостью либо скрывать ее под покровом усталости, но духовное распознавание должно помочь нам открыть эту позицию. Святой Павел говорит: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). Обратим внимание, что ключевым словом является не «бездействие», а нежелание трудиться. Речь идет не о факте невыполнения чего-то, то есть не о сфере поступков, а о нежелании работать, то есть о сфере сердца: о позиции в отношении труда. Ленивый человек не хочет свое время терять на других.

Лень как главный грех не означает бездействия. Напротив, она может быть очень активной, может скрываться за большим трудолюбием.

Лень как главный грех не означает бездействия. Напротив, она может быть очень активной, может скрываться за большим трудолюбием. Но она является бездействием в том, в чем человек должен быть деятельным, то есть в глубочайшем течении своего призвания – отдаче жизни тем, кого мне поручил Бог.

Проявления лени

Лень, хотя и является позицией осанки сердца, всегда выражается конкретными поступками, поскольку любовь конкретная, а не абстрактная. Святой Игнатий говорит: «Любовь заключается более в делах, чем в словах» (ДУ 230). Лень, как и любовь, может выражаться различными формами. В противоположность любви, лень не является творческой само по себе, однако человек, отвечая отказом любви, отказывается жить для других и может проявлять большое творчество в форме своей защиты и бегства. Он хочет любить, ничего при этом не теряя, и поэтому отвечает отказом любви. Но вместе с тем не хочет ничего потерять, не любя, в особенности хорошего мнения о себе, и поэтому создает различные предохранительные мнимые оправдания и интриги – чтобы в конце концов было так, как он хочет. Стало быть, настоящая лень очень часто бывает запутанной и замаскированной. Однако те, кто в своей жизни и развитии поручены ленивому человеку, чувствуют это сразу и безошибочно.

Очень важно уметь слушать тех, кого мы должны любить, к кому каким-то образом послал нас Бог.

Парафиане очень быстро видят, живет ли священник своим призванием. Также очень быстро начинают понимать это супружеские пары во взаимоотношениях между собой, дети – с родителями, ученики – с учителями, больные – с врачами и медсестрами, и тому подобное. И поэтому очень важно уметь слушать тех, кого мы должны любить, к кому каким-то образом послал нас Бог. Надо, чтобы настоятель слушал без страха свой приход, муж – жену, и наоборот. Господь обращается к нам через людей, которых Он поставил на нашем пути, чтобы мы их любили; подчас Небесный Отец даже кричит. И нельзя бежать и затыкать себе уши, а слушать и услышать, что эти люди хотят, чтобы их любили так, как любит Бог. Это правда, что желание такой любви превышает нас, что любить как Создатель мы не способны. Но если в смирении открываем сердца на любовь Божию или на Святого Духа, то Он приходит помочь нашей слабости. Тогда Христос начинает любить в нас и через нас, потому что, как говорит Апостол, «сила совершается в немощи» (см. 2 Кор. 12, 9). И человеческая слабость является привилегированным местом откровения силы и любви Всевышнего.

Лень не относится исключительно к христианам – как это могло бы казаться. Императив любви, которая отдает свою жизнь за других, носит в себе каждый человек. Он возникает из фундаментального достоинства человека, что имеет корни в акте творения по образу и подобию Бога. А ленивый человек уже отказалась от этого подобия и не хочет его реализовать.

Ценной помощью в наших размышлениях может быть философский анализ проблемы лени, сделанный отцом Иосифом Кожуховским. Он пишет: «Сутью лени является неприятие вызова реализации своей человеческой природы и отрицательный ответ. В грехе лени человек не принимает требования, данного ему вместе с его достоинством. Он отказывается быть духовной личностью, имеющей право выбирать… Одним словом, человек не хочет быть тем, кем не может не быть: духовной личностью, которая может успокоиться только в Боге».

Лень и влюбленность

В жизни человека существуют состояния, которые, кажется, ликвидируют лень. Одним из них является влюбленность. Влюбленные не ленивы. Это состояние проявляет прекраснейшие человеческие стремления, открывает новые горизонты и дает чрезвычайно сильную мотивацию к позитивным действиям для любимого человека. Но влюбленность – это переходное состояние, а не прочная позиция, достигающая глубины сердца. На это указывает фрустрация при влюбленности, которая ведет к совершенно противоположному. Мы видим, что влюбленность только на короткое время ликвидирует симптомы лени, но не ее глубочайшую природу.

Согласно с общепринятым некритическим мнением, любовь заканчивается с началом семейной жизни. Но для христиан должно быть наоборот. Сакраментальное супружество открывает ворота истинной любви по образу Иисуса, любви, которая должна столкнуться с глубокими залежами собственной лени и, опираясь на благодать Христа, жить уже не для себя, а для тех, кого мне дал Бог.

Блаженство милосердных и преследуемых

Человек, ленивый в духовном смысле, защищается от любви, особенно от милосердной любви, то есть такой, которая не смотрит на себя и живет для другого.

Блаженством, брошенным как вызов греху лени, является двойное блаженство милосердных и преследуемых. Человек, ленивый в духовном смысле, защищается от любви, особенно от милосердной любви, то есть такой, которая не смотрит на себя и живет для другого – даже тогда, когда другой не заслуживает этой любви – в человеческом понимании. Такая позиция является существенной для милосердной любви. Иисус говорит, что такие люди будут помилованы. Почему именно они, а не другие? Потому что Бог есть милосердной любовью, как говорит подтвержденное Церковью откровение, данное Святой сестре Фаустине. Разве Бог Отец не является бесконечным в своем милосердии? Разве уделяет только отдельным лицам? Нет! Проблема не в Боге, а в человеке. К человеческому сердцу ведет лишь одна дверь. И если она закрыта на любовь к брату и сестре, а человек не делает даже минимального усилия, чтобы открыть эту дверь, если не хочет ничего терять ради ближнего, тогда милосердная любовь Всемогущего Отца не имеет доступа. Св. Петр пишет: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4, 8). Но это не происходит автоматически. Усердная любовь – это любовь, которая не складывает рук, не убегает, следовательно, неленивая любовь открывает нас любви Бога.

Второе блаженство, направленное против лени – это блаженство преследуемых. Оно говорит о преследовании ради Иисуса и ради справедливости. Если первое преследование можно отнести исключительно к христианам, то второе – ко всем, хотя по сути содержание то же, поскольку Мессия является Божьей справедливостью, следовательно, Тем, Кто оправдывает и возвращает человеку состояние праведника. Но терминологическое разделение имеет большое значение, поскольку в случае неверующих относится не непосредственно к личности Христа, но к глубокому, привитому Богом стремлению, которое носит в себе каждый человек.

Ученик Христа не ищет преследований и не убегает от них – если они связаны с христианским выполнением своего призвания. Тех ленивых, которые отрекутся Сына Божьего перед людьми, Он также отречется перед Отцом Небесным. Этого не следует понимать как месть или наказание, но как утверждение факта, что Иисус не является их Господом. Они были сами по себе господами. Зато тех, которые подвергались преследованию, Он называет блаженными и обещает им, что, поскольку они наследовали Его земную жизнь, так же станут участниками Его небесной славы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *