леность это что за грех

ЛЕНЬ. Грехи и пороки, болезни души

Одной из серьезных проблем на духовном пути является лень. Впрочем, она является преткновением и в любой деятельности человека.

Лень (от лат. Lenus) – медлительный, вялый. Лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие.

Наша жизнь – это движение. Правильно, когда это движение идет в сторону прогресса, развития, раскрытия потенциала, совершенствования, а не просто движение ради движения. Наши действия на Земле связаны со многими сферами, это – наши земные обязанности, воплощение в земные события воли нашего духа, работа над собой, освобождение от страстей. Также, это несение Божьего слова, служение Богу. Лень это болезнь, блокирующая движение. Она может захватывать некоторые сферы, а может просачиваться и во все. Библия говорит:

«Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится» (Притч.13:4);

«Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод» (Притч.19:15);

«Не будь скор языком твоим и ленив и нерадив в делах твоих» (Сир.4:33).

Также есть и такие высказывания:

«Лень есть дочь богатства и мать бедности» (Поль Декурсель).

«Работа с зубами, а леность с языком» (Русская пословица).

Если говорить о духовной лени, то человек может разумом и понимать, что ему необходимо менять свои привычки – отсекать те, что греховны и прививать те, что помогут ему жить в гармонии с Небом, но у него, как будто, на это не хватает сил. Он может успокаивать себя тем, что скоро, буквально завтра он начнет менять свою жизнь, но наступает завтра – и все повторяется вновь. Так проходят годы. Понятно, что если не сеять, не пропалывать, не поливать, то и жать будет нечего. Следом за ленью идут уныние, печаль, апатия. Во-первых, потому что плоды удручают, а во-вторых, потому что само проявление лени сопровождается апатией, т.е. отсутствием желания деятельности.

Мы уже говорили о том, что любое действие имеет свои побудительные причины. В психологии их называют мотивацией. И любое действие возможно лишь при соответствующем включении воли. Проявление лени связано с нехваткой сил и энергии на совершение какого-то действия.

Начало любого дела сопровождается преодолением некоего потенциального барьера. Так художникам, композиторам, писателям известен эффект «белого листа», когда сложно что-то начать, возникает торможение, а то и страх. Необходимо вдохновение, зажигание, толчок, после которого что-то начинает двигаться. Лень возникает тогда, когда у человека не хватает сил, желания, воли на преодоление этого барьера.

Одной из причин лени может быть недостаток мотивации или неправильная мотивация. Часто, проявление лени говорит о том, что человек до конца не понимает зачем ему это необходимо делать, это не кажется ему настолько важным, чтобы он родил в себе импульс действия в этом направлении.

Иногда человеком не владела лень на совершение какого-то действия, а потом вдруг он перестает находить в себе силы, чтобы это делать. Почему так происходит? Бывает, что мотивация, которая служила толчком для этого действия себя отжила, а новая не выстроилась. На каком-то этапе побудительными причинами многий действий могут быть страсти.

Например, человек хочет всем доказать, что он справится с заданием, чтобы почувствовать наслаждение от того, что он оказался на высоте – т.е. подпитать свое чувство значимости.

Человек боится, что если он этого не сделает – его ждет наказание, чье-то недовольство, в чьих-то глазах он потеряет значимость, чего-то не получит

– желание земных ценностей или земной славы:

Человек делает все, чтобы купить, например, дорогой телефон, какую-то вещь, или чтобы вызвать восхищение у других своими действиями

– догматичное следование каким-то установкам:

В подсознании заложена программа, что нужно совершать такие-то действия, – например, работать с утра до вечера, отремонтировать по евростандарту квартиру и т.д. Эта программа может опираться на то, что было заложено в детстве, на то, что принято в обществе, или на своих собственных установках, которые иногда просто поддерживают личные амбиции – «Я так считаю, так надо и это будет так». Эти установки подобны программе, от которой сложно отойти, она может идти в разрез реальной надобности, задачам души и интересам окружающих. Например, человек считает, что дети его должны учиться трем языкам с детства и он этому следует, даже если его дети хотят заниматься совсем иным. Все деньги он тратит на ремонт с наворотами, на дорогую мебель, в то время как не хватает средств приобрести насущно необходимые вещи.

– Желание некого наслаждения:

Человек может в своих действиях руководствоваться погоней за наслаждением – наслаждением плоти, наслаждением эмоциональным, ментальным. Для этого он может совершать множество действий, прилагать усилия, чтобы обрести желаемое.

– Эмоциональный порыв, желание, спонтанно возникшее:

из-за этого человек может начать совершать множество действий, что-то организовывать, задействовать других людей, тратить средства и т.д. Но эти действия не продуманы, не имеют четкой программы, не опираются на реальные обстоятельства. Они могут быть внезапно начаты и также внезапно оборваны.

– Привычный ритм жизни:

Человек может совершать действия, подобно бычку, которого поставили на борозду. Он может самостоятельно не рассуждать и не анализировать насколько его действия правильны и подходящи в данный момент – сказали делать и он делает. Пассивное послушание чьей-то воле, обстоятельствам и т.д. Так, многие люди живут, ходят на работу, обрабатывают поле и т.д., потому что так делали и их родители, и вообще так надо, но при этом не вкладывают в это дело свою душу, не развиваются, не ищут чего-то большего.

Все перечисленное – есть страстные побудительные мотивы действий. Они не приносят добрых плодов, вносят в жизнь сумятицу, приводят к разочарованию, к утомлению, к апатии. Человек может быть внешне активный, внутри же не желающий ничего делать. Конечно, такой подход к работе снижает ее качество, и бывает, оно совсем уходит на нет. Еда будет пресной и пустой, убранный дом неуютным, все сделанное будет непривлекательным, им не захочется пользоваться и от соприкосновения с этим и на других людей нагоняется апатия. Также такое поведение вносит разлад в энергетику человека, он быстро устает, у него портится настроение, появляется уныние и ощущение бессмысленности существования. Кроме того, такое действие, которое человек совершает, насилуя свою волю, приводит к претензиям к окружающим, обидам, раздражению и гневу. Человеку хочется получить какую-то компенсацию за свои «страдания», но этого не происходит. Для гармоничного же действия внешнее и внутреннее должны быть в равновесии. Правильно, когда само действие самодостаточно – т.е. в самом себе содержит и стимул, и награду, и вдохновение для новых движений.

Когда человек начинает понимать, что страсти – это плохо и пытается от них отказаться, то прежние мотивации становятся не подходящи – и он часто не сразу может найти новые побудительные причины своих действий. Ну, например, раньше человек проявлял активную деятельность, потому что ему хотелось, чтобы на него обращали внимание, любовались, восхищались, чтобы он выделялся из толпы. Потом его в этом обличили, или он увидел, что не получает желаемого, даже при всех своих усилиях, его побудительные мотивы стали для многих явными – и в этих случаях деятельность человека сразу гаснет. Он не может найти в себе силы что-то делать так как раньше – перестает участвовать в жизни Церкви, становится пассивным. И так во многих других случаях. Внутри возникает некое торможение – потому что воля духа пока не нашла поддержки у низшего «я». Здесь могут помочь только вера и любовь. Для того, чтобы человек захотел двигаться – он должен верить в успех своего предприятия, а для того, чтобы найти пути для обретения цели, найти силу пройти все препятствия, увидеть куда нужно идти – нужна Любовь.

Общие причины проявления лени могут быть такие:

– так привык с детства, где ему потакали и не приучили к работе;

– стремление перекладывать на других ответственность;

– желание уйти от неприятной работы;

– ублажение плоти, направленность на поиски наслаждений для нее и потому, нежелание утруждаться;

– безучастие к происходящему;

– нежелание что-то менять;

– слабоволие, при котором подобно литературному герою Обломову, человек многое хотел бы, но все время в будущем;

– когда человек берется за то, что ему не по силам, когда у него нет нужных качеств и навыков к этой работе;

– также лень может возникать, если человек привык во всем искать удовольствие, наслаждение. В таком случае, он не захочет ничего делать, если в итоге работы не будет маячить некая награда;

– завышенное представление о себе может проявляться в убеждении, что человеку, согласно его уровню, не подходит более грязная работа, мелкая, относящая к рангу «простая», а подходит только какая-то особенная, возвышенная;

– страх неудач, обусловленный какими-то прошлыми событиями;

– страх осуждения, критики, неверие в собственные силы и способности, низкая самооценка;

– сложность с выбором – человеку трудно выбрать правильное направление действий и он топчется на месте;

– внутренний протест против того, что тебя что-то вынуждают делать;

– надуманная сложность предстоящего дела, мешающая даже просто приступить к нему;

– физическое или нервное истощение человека, вызванное различными факторами. Лень может быть и следствием потери энергии из-за постоянного самоедства – например, в связи с чувством вины за какой-то поступок;

– бывает, физическое бездействие идет от того, что в человеке происходит какая-то перестройка, или когда идет творческое созревание нового движения.

Для того, чтобы человек начал борьбу с грехом он должен полностью осознать, что иначе он жить не сможет, что прежнее его поведение для него смертельно опасно. Также, должно быть очень сильное желание обрести истинный свой лик, раскрыть свой потенциал, быть с Богом. Это должно стать жаждой души и перейти на мысли, чувства и желания. Тогда хватит сил на преодоление торможения, которое часто есть противодействие греха в нас, который не хочет оставлять место, которое обжил.

Почему в этом плане еще появляется лень? Потому что стремление к Богу не стало настолько важным, что ему предпочитаешь все остальное, потому что накопилось много того, что было проигнорировано и не хватает сил разгрести – один, второй раз не помолился, совершил один, другой проступок – пытаешься потом обратиться к Богу, а уже сложно, не хватает сил. А потом просто наваливается лень, которая говорит о том, что завал стал настолько большим, что имеющихся душевных сил не хватает, чтоб его преодолеть.

Часто мешает разочарование – думал – все будет легко и прекрасно, а оказалось, что все надо менять, успехи не такие, как хотелось – и силы иссякают. Иногда двигаться вперед мешает балласт, с которым человек не хочет расставаться.

Есть и такая причина – человек стремиться к идеализации, он так высоко ставит для себя планку, что на меньшее не согласен. В таком случае, ему будет очень сложно заставить себя двигаться в этом направлении, т.к. внутри он чувствует, что планки своей не достигнет.

Иногда причиной есть страх – страх ответственности, страх неизвестности, страх неудач, страх действий в сфере духовной, где все не так ясно, как в земном плане. В этих случаях человек может направлять свою активность на земные действия, обходя стороной духовное включение. Если дать ему задание, связанное с духовностью – он найдет множество причин, чтобы его не сделать.

Или, напротив того, человек не желает исполнять то, что входит в его обязанности, прикрываясь тем, что занимается духовностью – может целый день читать псалмы, молиться, в то время как кто-то другой делает за него его работу. На самом деле, духовностью как раз, он тоже не занимается, так как исполнение внешних ритуалов и действий совсем не есть духовность.

Иногда причиной может быть внутреннее несогласие с теми рекомендациями, которые даются человеку. Иногда не хватает внутренней самостоятельности, когда надо двигаться вперед, преодолевать, искать.

Есть люди, которые могут быть активны только в коллективе, в общей волне, а когда остаются сами по себе, впадают в ступор и теряются. Другие наоборот, привыкли бунтовать, идти против течения, и потому, будут предпринимать самовольные действия, а в коллективе будут сопротивляться общему движению. Участвовать в общей деятельности им будет крайне лень.

Каждое действие должно созреть. Импульс вдохновения, импульс воли облекается в зримые одежды, находит подходящие формы для проявления. Тут все должно быть соразмерно – и время, и усилия, и направление, и форма. Иногда человек не может заставить себя что-то сделать, если созреванию действия что-то мешает. Кроме мотивации, может быть неправильная организация работы. Как уже говорилось – человек может хотеть чего-то нереального, может не продумать тех затрат, которые необходимы для успешности действия, может не продумать план действий, хватаясь то за то, то за это, может пытаться все сделать сам, в то время, как в процесс должны быть включены и другие люди, может уповать только на себя и на свои планы, забыв, что «человек предполагает, а Бог располагает», или напротив того, может чрезмерно уповать на Бога и не прикладывать нужных усилий. Бывает и такое, что для исполнения желаемого у человека просто не хватает навыка, и он пытается сделать все нахрапом, авось как-то выйдет. В результате, такие действия не будут успешными, и возможно, предощущая это, человек не сможет собраться с силами, чтобы что-то начать в этом направлении. В этом случае, такое проявление лени – просто сигнал о том, что что-то происходит не так. Так, например, в учебе – сидит человек, смотрит на учебник, а сил вникнуть в написанное нет. А если выяснить причины такой лени, то окажется, что у него, на самом деле, цель не познать предмет, не созидать, а просто получить диплом, или он пропустил немало материала, а теперь слишком много надо пройти, а времени на это нет, или в голове гуляют другие мысли – о вчерашнем фильме, о завтрашней встрече и т.д.

Бывает такой вид лени, которую психологи называют мыслительной. Это когда человеку лень рассуждать, анализировать свои действия, искать причины проблем в себе. Это может распространятся только на духовную сферу, а может быть и проявлением в любом виде деятельности – «легче сделать как делается, а потом уже подумаю», «не получается так и не получается – значит будем делать что-то другое».

Бывает человеку одно делать лень, а другое – он вскакивает и бежит делать. Убрать в комнате сил нет никаких, все падает из рук, голова кружится и т.д., а тут сосед позвонил, чтобы на футбол идти – и человек вскакивает и полный сил идет на футбол. Или муж приходит с работы и говорит, что не может никак дома ничего делать, потому что устал и у него нет сил. Тут его попросит кто-то из значимых для него знакомых что-то сделать и тут же появляются силы и он до темна будет ремонтировать чей-то кран, чинить замок или что-то еще.

Лень часто говорит о том, что у человека нет четкой цели в жизни, он смутно понимает что ему нужно, у него плохо и неправильно выстроены приоритеты.

Чем больше человек ленится, тем меньше у него энергии. Энергия рождается в движении. Главное – начать, а все остальное будет постепенно выстраиваться. «Дорогу осилит идущий» – говорит Библия.

Чтобы избавится от лени, нужно, как было сказано, разобраться в ее причинах, а не просто долбать себя за это, или прозябать беспомощно, оправдывая себя тем, что видно так сложилась судьба. Все таки понять – что для нас важно и каковы наши цели на самом деле.

«Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр.6:11-12).

Источник

«Лень – мать всех пороков» (+ВИДЕО)

Беседа с протоиереем Александром Салтыковым о лени и труде – физическом и духовном

Пожалуй, каждому знакома такая ситуация: надо что-то обязательно сделать, а так не хочется, и начинаешь придумывать отговорки: и работа не интересная, и нет у меня к этому способностей… А, может быть, честнее признаться себе: мне просто лень? О лени за тысячелетия написано много, и нет такого народа и такой культуры, в которой бы лень не порицалась. А что, собственно, стоит за состоянием лени? И всегда ли противоположный лени трудоголизм – хорошо? Ведь психологи советуют сдерживать себя в работе… И должна ли работа быть интересной? Что делать, если ленишься в духовном труде? И как побороть в себе лень? С этими вопросами мы обратились к протоиерею Александру Салтыкову, настоятелю храма Воскресения Христова в Кадашах.

Добрый день! Сегодня мы в гостях у протоиерея Александра Салтыкова – батюшки, который говорит на литературном языке XIX века. Здравствуйте, отец Александр!

– Здравствуйте! Благодарю за такую лестную характеристику, но боюсь, что я ее не заслуживаю.

Отец Александр, мы хотели бы поговорить о лени – с этим состоянием сталкивается каждый человек. А почему лень – это грех?

– В самом деле, почему лень – грех? Вот были Адам и Ева, они согрешили, но не были лентяями. Такого греха у них явно не было. Когда появилась лень? Откуда она взялась?

Конечно, лень является пороком, присущим всему человечеству. Лень отвратительна не только для христианина, а в любой культурной и исторической среде. И лень, конечно, отвратительна, преследуется, высмеивается, осуждается по очень простой причине: лентяй – это человек, который ничего не создает. Он не созидает, он только потребляет. Он становится обузой для своих родителей, для общества, он дармоед, он трутень. И за это его всячески высмеивают.

Есть замечательная картина художника XVI века Питера Брейгеля «Страна лентяев». Изображено роскошное дерево с яблоками, под ним лежат несколько человек – и им в рот с этого дерева падают яблоки. Прямо в рот! И делать ничего не надо. Такое вот представление лентяев о благополучии.

Лентяй – активный потребитель, но он ничего не хочет созидать. Только получать, только брать

Лентяй – активный потребитель, но он ничего не хочет созидать. Только получать, только брать. А когда нечего взять, потому что своего нет, что делать лентяю? Он берет чужое. Возможен и другой сценарий: он очень легко становится алкоголиком, развратником, совершенно ничтожной личностью.

За каждым грехом стоит бес. Есть бес алкоголизма, есть бес гордыни, и есть, несомненно, бес лени. И этот бес лени парализует волю человека. Потому-то лентяй перестает быть личностью. А ведь главное – быть личностью. Лентяй, даже если он одарен, не личность, потому что он ничего не создает. Это сонное существо, которое близко к овощу какому-то. И он легко становится обманщиком. Потому что лентяй готов на всё, чтобы жить благополучно, но при этом ничего не делать. Так что лень, действительно, мать всех пороков.

Батюшка, а можно известные слова «У меня Бог в душе» рассматривать как проявление лени?

– Слова «У меня Бог в душе» не проявление лени, а оправдание лени. Само это выражение довольно жалкое, малограмотное. «У меня Бог в душе» говорят люди, которые вообще не знают, что такое душа и Кто такой Бог. Они над этим просто не задумываются. И отделываются такой вот легкой фразой. Обычно говорят так: «Ну что вы ко мне пристали?! Я знаю, что Бог есть, потому что Он у меня в душе, но вот делать мне поэтому ничего и не надо». Есть ли у такого человека Бог в душе, это большой вопрос, потому что Бог пребывает только в чистой душе. Если же душа у человека не чиста, то благодать Божия от нее отходит.

Люди, которые так говорят, знают, конечно, что Бог в ином месте, не в их душе, но они не хотят трудиться над своей душой, над развитием своих духовных качеств, над познанием. А человек создан как существо познающее. Вот это чрезвычайно важно. Он homo sapiens – разумный, но разумность имеет смысл, только когда она используется. Что значит пользоваться разумностью? Это как раз и есть познавать. Разум – познающий орган. Вот в этом вся суть-то. Человек, не стремящийся к познанию, словно… ну вот как подросток, который не хочет учиться, а хочет прыгать, бегать, вести физиологическую жизнь. Он свою разумность, свою познавательную способность губит, и это связано с ленью.

Отец Александр, вот такая ситуация: человек вынужден делать работу, которая ему совершенно не нравится; скажем, он работает поваром, но мог бы стать программистом или хорошим водителем, только не смог пока себя найти. И вот он как-то работает, но так себе, а другие воспринимают его как человека ленивого…

– Почему как ленивого? Просто этот человек не смог устроиться на другую работу и потому работает поваром, чтобы было на что жить. Это, кстати, тяжелый труд.

Но ведь он работает, не выкладываясь на сто процентов, просто втянулся, что называется. А если бы это была та работа, что ему по душе, в которой он бы себя нашел, он мог бы работать с полной отдачей…

– Работать с отдачей или без отдачи… Знаете, работать без отдачи и при этом все-таки работать – это не лень, нет. Тут другое. Тут такое довольно тяжелое душевное состояние может быть. Состояние угрюмости, пассивности – несомненно, а то и какой-то ожесточенности. Это сложный комплекс переживаний. У такого человека нет света в конце тоннеля. И прежде всего он далек от Бога. Света в конце тоннеля он не видит, темнота кругом, а он пытался этот свет найти в работе, которая его увлекала бы. Он хотел быть, допустим, писателем, а оказалось, что как писатель он не состоялся, совершенно никому не нужен, а надо зарабатывать на хлеб насущный… И он не может оторваться от своей мечты, чувствует, что предал свои идеалы. Он чувствует себя брошенным, ненужным, одиноким, обиженным. И он впадает в уныние.

Говорит, что все кругом виноваты.

– Да, говорит, что все кругом виноваты. А уныние порождает лень. И ему ничего не хочется делать. Он работает спустя рукава, как у нас говорится, в полсилы. Он раздражен, гневлив…

Очень важно для формирования личности делать именно не то, что хочется, а то, что не хочется

Самореализация человека – это очень важно. Главное, чтобы люди могли себя найти. И здесь помогает только христианство. Только Церковь может человеку объяснить, как ему жить. Во-первых, она может его направить по правильному пути, может помочь ему тут. Во-вторых, если так сложились обстоятельства, что человек все же вынужден работать не по профилю, не в той профессии, в которой ему хотелось бы, Церковь может и должна ему объяснить – и она ему это объясняет, – что ничего не бывает без Промысла Божия. И что очень важно для формирования личности – а это самое главное, что есть на нашем пути, особенно в молодости, – сформировать себя как личность… так вот, очень важно для формирования личности именно делать не то, что хочу, а то, что не хочу. Вот это преодоление «хочу» – того хочу, сего хочу – важнейшая задача для христианина.

И, кстати говоря, в связи с ленью это тоже чрезвычайно важно. «Хочу получать лишь удовольствие», – так говорит только лентяй. Он пленник этого хотения. А Церковь, и древняя, и всех времен, все наши праведники всегда учили и учат: «Делай не то, что хочу, а то, что должен». И это была добродетель, которая воспитывалась во всех слоях русского общества: и в крестьянстве, и в купечестве, и в дворянстве, и в духовенстве. Всех людей, всю молодежь воспитывали так, чтобы они делали не то, что хочется, а то, что нужно. Нужно напрягаться, нужно делать, что тебе скажут. Это христианская установка.

Мне вспоминаются монастыри. Говорят, что на Афоне новоприбывшему дают такое послушание, к которому в мирской жизни он и близко никогда не подходил.

– Так не только на Афоне, но и в других монастырях. В Оптиной Пустыни мы встречали то же самое. Есть рассказ о старце Макарии. К нему пришел некий человек и говорит: «Хочу поступить послушником в обитель». «А что ты умеешь делать? Как жил? Какова твоя духовная жизнь?» – стал расспрашивать старец. Оказалось, что этот человек клал тысячу поклонов каждый день. Тогда старец Макарий ему говорит: «Хорошо, оставайся в монастыре, живи, трудись… Делай по десять поклонов в день». Человек обиделся: «Как это – по десять? Я могу тысячу выложить. » – «Нет, ты клади десять». Оказывается, что десять по послушанию – это труднее, чем тысяча по самохотению.

И вот здесь глубочайшая тайна формирования личности. Очень важно уметь себя подчинять. Это то, с чем сейчас сталкивается каждый подросток. В один прекрасный день он узнаёт, что теперь может поступать не как мама сказала, жить не по маминой указке. И его уносит поток жизни. Он куда-то бежит, забыв про маму и папу… Это крайне опасный момент. Тут много чего переплетается: и неосознанная самостоятельность – и это даже не самостоятельность, а стихийность какая-то, я бы сказал – самостийность; и, конечно, безрассудство, неумение пользоваться разумом, и отсутствие религиозного сознания… С пеленок учат детей, что нужно слушаться старших. Но не хочется слушаться старших, потому что человек не понял еще в свои молодые годы, насколько это важно. Для чего? Для формирования в нем полноценной личности.

Вы можете меня спросить: а почему подчиняться другому – это важное личностное начало?

Действительно, почему это так важно?

Батюшка, противоположность лени – чрезмерная любовь к труду. Не хочется, конечно, говорить о трудолюбии как о чем-то отрицательном, но ведь трудоголизм – это тоже проблема.

– Мне кажется, что здесь опасности для человека нет или очень немного, потому что труд – это полная реализация себя. И для реализации себя человек мимо труда пройти никак не может – труда физического или духовного. Без труда, как говорится, не выловишь и рыбку из пруда.

Конечно же, труд – это подвиг. Но только вопрос в том, во имя чего этот подвиг

Труд – это напряжение, усилие над собой, это преодоление препятствий. И это трата энергии, своих сил, вплоть до истощения, как мы хорошо знаем. Но радость – не результат труда. Люди трудятся до того, что даже умирают от труда. И труд – одно из понятий подвига. Трудовой подвиг – это, конечно же, подвиг несомненный. Но только вопрос в том, во имя чего этот труд, во имя чего этот подвиг. Потому что труд труду рознь. Вот, допустим, торговля. Конечно, это очень нужное занятие: без торговли мир существовать не может. Но когда человек отдает всего себя торговле, уже ничего другого не делает, стремится заработать больше денег и действительно очень преуспевает, богатеет… – встает вопрос: а что сделано им для себя как для личности? Только деньги, оказывается. А ведь он обычно становится еще и неразборчив в средствах достижения этой цели. И куда идут деньги? Он об этом даже не думал, он хочет еще больше набрать денег. Он вкладывает их в то, что приносит еще доход…

Деньгами нужно уметь распоряжаться здесь, чтобы они приносили добро. Потому что смысл существования человека только в осуществлении добра и блага. Так что трудоголизм хорош тогда, когда он служит добру, доброму началу какому-то, которое само по себе вечно. Все сделанное ради блага, даже внешне материального и, казалось бы, совершенно недуховного, телесного, но для того чтобы, например, помочь другому, остается в вечности.

Отец Александр, бывает здоровое желание расслабиться… Например, придя после работы домой, хочется взять книгу, почитать, а не чем-то таким активным заниматься. Это же вполне допустимое желание?

– Вы хорошо сказали: бывает хорошее желание расслабиться. Послушать музыку, с кем-то пообщаться, побеседовать о чем-то хорошем. Такое состояние даже необходимо. Это называется отдыхом. А отдыхать человеку, конечно, нужно.

Правда, существует категория трудоголиков, которые не расслабляются, часто не хотят этого, иногда даже не могут. Это люди, очень увлеченные какой-то идеей. Вот, к примеру, человек решил вскопать огород, и он копает с утра до ночи. Другие говорят: «Ты что же все время копаешь?» Но он не может прерваться: он должен довести дело до конца. Или человеку пришла в голову какая-то творческая идея. Он инженер, и вдруг он что-то такое придумал. Эврика! Он что-то открыл. Так бывает, когда человек погружен в свое дело. Это благородный трудоголизм. Или вот художник или музыкант, его вдохновило что-то… Он не ест, не пьет, не спит, только работает. Ближние говорят ему: «Что ты?! Пожалей себя, не надо так, ты же себя погубишь». А он на них смотрит с удивлением, не понимая, о чем они говорят, почему думают, что он себя губит, ведь он занимается тем, что для него является главным. Это, повторюсь, благородный трудоголизм.

Батюшка, но ведь такая благородная отдача труду может привести к необратимым последствиям. И рассорить с ближними. Известен случай, когда Бетховен, сочиняя, так увлекся, что не только пропустил ужин, который приготовила кухарка, но работал всю ночь, а наутро ее даже и выгнал: она мешала. Как все же удержаться в определенных границах, чтобы и работать в свое удовольствие, и в то же время с ближними не вступать в противоречия?

– Жизнь устроена весьма многообразно. Вообще-то говоря, в церковной жизни, в монастыре людям расслабляться особенно не дают. Конечно, хорошее церковное руководство не мучает и в монастыре людей. Потому что монастырь не тюрьма, не каторга. Есть богослужение, есть послушания, но, конечно, есть и отдых. Но все-таки отдых – это не расслабление, а перемена деятельности, которая посвящается чему-то иному. Молитве, например. Молитва – это труд?

Молитва – это труд.

– Молитва – это, безусловно, труд. И иногда тяжелый труд. Сосредоточение в молитве – это тоже труд. И иногда тяжелый. Современному человеку очень хорошо известно такое состояние: он хочет молиться, но не может, потому что мысли у него разбегаются. Надо приложить усилие, чтобы сосредоточиться, а мысль опять убежала. Это труд, хотя физически он ничего не делал. Он может вообще лежать на диване и в это время молиться. Только мысль убегает, а ты ее все время стараешься поймать. Молитвенная такая работа, хотя физически вроде бы ты в покое. Такая христианская инерция.

Но бывают, конечно, и другие ситуации, совершенно противоположные.

Батюшка, а что делать, если лень или какие-то иные привычки уже настолько укоренились в человеке, что справиться с ними никак не удается, даже в течение продолжительного времени. Для многих, например, ранний подъем – это очень тяжело. Другая привычка, даже уже и зависимость, – «зависание» в интернете… Так что делать в таких ситуациях?

Нужна молитва. И молитва «трудоголическая», со всем напряжением воли

– Ко мне, как и к каждому практикующему священнику, многие приходят с такими и подобными вопросами, потому что хотят преодолеть этот порок, хотят жить духовной жизнью, а он им мешает. Многие мучаются от того, что им тяжело рано вставать. Это очень трудно преодолеть. А что делать? Самый простой ответ, самый общий, включающий все мои иные ответы, таков: молитва. Молитва, я бы сказал, трудоголическая, если можно такое прилагательное использовать. У нас есть существительное «трудоголик», вот пусть будет и прилагательное «трудоголический». Время наше сложное, это вам не XIX век. И молиться нам сейчас надо со всей напряженностью, потому что иначе мы не сумеем удержать в себе молитву. Нам надо себя в нее загонять усилием воли. А усилие воли – это есть момент формирования личности.

Я все время, заметьте, говорю о личности. Потому что быть человеком – значит быть отдельной, уникальной, неповторимой личностью, которая заложена в душу. Она уникальна, но и образ и подобие Бога. И хотя много общего у нас с другими людьми – с родителями, братьями, сестрами… со всем прочим человеческим родом, – но каждый из нас уникален.

Чтобы стать личностью, необходимо развивать в себе каждую добродетель отдельно и изгонять из себя каждый порок отдельно. Молиться надо, но это трудно. И будет трудно всегда, до тех пор, пока человек не дойдет до какой-то великой святости. Святость – это уже плод, но и сверхусилие. А сверхусилие – это как личностное преодоление какой-то тяжелейшей болезни, например.

Мы призваны идти к святости. И если не все, к сожалению, сможем прийти к святости, то всем открыт путь к праведности, а путь к праведности – это путь к святости. А как идти к праведности? Современному человеку, который живет чрезвычайно рассеянной жизнью, нужно, мне кажется, с каждым пороком бороться в отдельности и каждую добродетель растить тоже в отдельности. Как? Очень просто. Просить Бога. Просить Бога конкретно. Вот самый простой пример: раздражение. Надо говорить: «Господи, избавь меня от гнева и раздражения». И вы знаете, это помогает. Ссылаясь на опыт моих прихожан, скажу: помогает. Но если мы не будем эту молитву возобновлять постоянно, то гнев и раздражение не будут совсем преодолены еще очень долгое время. То же самое относится к лени. Нужно говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, избавь меня от лени; Пресвятая Богородица, помоги мне преодолеть лень». Сказано: «Ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам» (Мф. 7: 7). Вот так и повторять: «Господи, избави меня вот от этого и от этого».

Просить Бога избавить от определенного, конкретного порока – настойчиво, постоянно

За свою христианскую жизнь я понял: Богу угодно, когда мы совершенно конкретно просим. Бог всегда нас слышит. Но Господь с нами разговаривает, как отец, и мы должны совершенно конкретно говорить, чего мы хотим. Когда мы просим: Господи спаси меня, – это правильно, это очень хорошо, и Он нас, мы надеемся, спасет. Но чтобы преодолеть отдельные пороки и грехи, без которых еще лучше жить, нужно конкретно о них просить Бога, настойчиво: Господи Иисусе Христе, избавь меня от лени.

Отец Александр, спасибо большое за эту увлекательную беседу. Нам есть над чем подумать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *