леность ума что это
Что такое леность ума?
Есть несколько «золотых» правил для борьбы с ленью:
1. Любите то, чем Вы занимаетесь. Без этого очень трудно с ней бороться. Ведь никогда не бывает лень получать удовольствие.
3. Развивайте в себе азарт. Там, где живет азарт, нет места лени. Заключите спор, пари с собой. Удовольствие, которое Вы получите от победы, поможет двигаться дальше.
4. Мечтайте. Цели и мечты заставляют нас двигаться, будят в нас желание побеждать, идти дальше. Не ограничивайте себя: мечтайте о самых, казалось бы, несбыточных вещах. И делайте все для их исполнения.
6. Найдите то, что Вас вдохновляет и напоминает об успехе. Например, любимая музыка любимого исполнителя. Постер, фильм, фотография. Это может быть запах парфюма, который напомнит о хороших временах или моментах и Вам захочется повторить их снова.
Есть несколько «золотых» правил для борьбы с ленью:
1. Любите то, чем Вы занимаетесь. Без этого очень трудно с ней бороться. Ведь никогда не бывает лень получать удовольствие.
3. Развивайте в себе азарт. Там, где живет азарт, нет места лени. Заключите спор, пари с собой. Удовольствие, которое Вы получите от победы, поможет двигаться дальше.
4. Мечтайте. Цели и мечты заставляют нас двигаться, будят в нас желание побеждать, идти дальше. Не ограничивайте себя: мечтайте о самых, казалось бы, несбыточных вещах. И делайте все для их исполнения.
6. Найдите то, что Вас вдохновляет и напоминает об успехе. Например, любимая музыка любимого исполнителя. Постер, фильм, фотография. Это может быть запах парфюма, который напомнит о хороших временах или моментах и Вам захочется повторить их снова.
gekkon12
Альтернативная самооброзовательная программа &презентация&
Еще на школьной скамье можно заметить детей, считающих обучение – лишним и занимающим время впустую, делом. Повсеместная компьютеризация на таких товарищей действует отупляюще. Игры-стрелялки да бродилки – вот и вся любовь.
Зачем мыслить, думать, развиваться, когда такому субъекту и так все на блюдечке подносят?
Не школа, не детский сад, а именно родители должны прививать ребенку любовь к знаниям и делать это необходимо ежедневно, с радостью и нежностью к своему малышу.
Начинать, кстати, можно даже до рождения – еще во время беременности – можно слушать классическую музыку, например, и получать от этого наслаждение конечно.
Что же произойдет, если ребенку никто так и не показал, насколько может быть интересен окружающий мир?
Отсутствие осмысленной жизнедеятельности – жизнь по инерции, без ее анализа и критического осмысления, сделают свое черное дело. Человек будет посредственно плыть по чужому сценарию, не интересуясь ничем вокруг.
Единственным местом, куда будет стекаться вся его психическая, да и физическая энергия тоже – станет постоянный бег от проблемных ситуаций, поиск легких и привычных путей.
ЛЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ, она же всепобеждающая
Нежелание мыслить – что, как, зачем делать, прилагать умственные усилия в выполняемом деле, анализировать и критически оценивать, делают человека пассивным и расслабленным, приводят к гибели его любознательности.
Вся его деятельность становится направленной на избегание проблемных ситуаций. Вследствие этого человек начинает искать легких, привычных путей, думает и действует автоматически, запрограммировано, пуская жизнь на самотек. Каждый новый день становится похожим на предыдущий.
При этом он мечтает (хотя в тяжелых случаях человек и мечтать не хочет) о счастливой жизни, строит много планов, много говорит, но дальше этого дело не идет.
Типичный итог укоренившейся ментальной лени – разбитые мечты, нереализованные планы, нераскрытые способности и неопробованные возможности. Выбрана не та профессия, не устраивает работа, не везет в личной жизни, человек как личность неуклонно деградирует.
Интеллектуальная лень имеет свои предпосылки:
— умственная усталость, что особенно характерно для работников умственного труда;
— переизбыток информации, с которым человек не может справиться;
— отсутствие заинтересованности в процессе и результате выполняемой работы;
— нехватка необходимых знаний и навыков;
— недостаточная мотивация;
— инертное окружение и т.д.
Лень в таком случае указывает человеку на то, что нужно остановиться, расслабиться, поразмыслить над собой. Организм таким способом экономит энергию от нерациональной растраты.
Леностью известны многие исторические личности и современные знаменитости, и популярными они стали благодаря тому, что смогли ее вовремя распознать и преодолеть.
«Наш ум ленивее, чем тело» — как-то заметил мыслитель Ф.Ларошфуко. Используйте это обстоятельство себе на пользу: если одолела умственная лень, постарайтесь на какое-то время снизить мыслительную деятельность до минимума и увеличить физическую активность. Займитесь спортом, плаванием, йогой, танцами. Не лишними будут хороший сон и полноценное питание.
Рационально распределяйте время, планируйте свою деятельность, найдите хобби, займитесь любимым делом. Научитесь переключаться с неприятного на более интересное, меняйте обстановку, расширяйте свой кругозор и занимайтесь саморазвитием.
http://несейчас.рф/len/len-intellektualnaya-ona-zhe-vsepobezhdayushhaya.html
В свое время итальянский гуманист Хиронимо Скуаркиэфико боялся, что с появлением печатной машинки легкая доступность книг приведет людей к интеллектуальной лени, сделает людей «менее прилежными» и ослабит их умы.
Некоторые его современники утверждали, что дешевые книги подорвут религиозную власть, унизят работу ученых и писцов, распространят мятеж и распущенность.
А еще раньше Сократ боялся, что если люди будут записывать, а не запоминать, то это сделает их забывчивыми.
Осторожно: мыслительная лень!
О лени говорят много. Лень является постоянным спутником нашей жизни. Более того, она стала превращаться в некий культ современности. И всё бы ничего, но лень может значительно мешать человеку в жизни.
Абсолютному большинству знакомо состояние воодушевления и вдохновения, когда буквально готов горы свернуть. Такое энергетически заряженное состояние может встречаться при устройстве на работу мечты. В этот момент кажется: «Ух, как я сейчас себя покажу! У меня будут лучшие показатели за всю историю компании!». И вроде бы даже вначале всё идёт по плану, человек устаканивается в работе, он уже сто процентов утверждённый сотрудник, который действительно метит в звание лучшего сотрудника прямо с порога. Но. Наступает момент перегорания, который выражается в лени. Но лень – это понятие комплексное. О ней обычно говорят в общих чертах. Это, безусловно, хорошо. Но я хочу разобрать лень если не на атомы, то на части. Особое внимание хочется уделить мыслительной лени, ведь она становится нашим спутником намного чаще, чем мы думаем. И, естественно, также пройдёмся по остальным видам лени, потому что это явление нужно знать «в лицо».
Дарья Беляева – психолог и тренер личностного роста
Как уже многим, наверное, известно, лень является защитным механизмом. А ещё она может быть ярким индикатором, что мы движемся не туда. Лень далеко не всегда воспринимается негативно. Ещё издревле к лени отношение было разное в зависимости от ситуации, когда человек ленится и от причин, из-за чего лень появляется. Также люди с давних времён отметили, что лень бывает разная. Деятельный человек может лениться думать о чём-то, а человеку постоянно мыслящему может быть неохота лишний раз встать с кресла. То есть лень бывает мыслительная и физическая. Но это ещё не всё! Видов лени, оказывается, намного больше!
Прежде чем говорить о мыслительной лени, рациональнее будет разобраться с причинами и способами борьбы с ленью в принципе, как таковой.
Причин лени много. Очень много. В каждом конкретном случае надо разбираться отдельно. Но есть ряд основных причин:
Даже по этому списку причин видно, что их можно распределить на две основные части: что от нас зависит и что не зависит. Если отсутствие продуманного процесса работы может зависеть от нас лишь частично, то вот незнание английского языка полностью зависит от нас. При работе с ленью важно понять, почему вам лень делать что-либо. «Мне лень идти в школу, там учитель по истории постоянно орёт» – факт, не зависящий от ребёнка. А вот «мне лень идти в школу, потому что настроения нет, я опять не выспался, так как до трёх ночи сидел в интернете» – это уже зависит от нас, а потому можно это убрать. То, что изменить нельзя, на что мы не можем влиять, стоит попытаться принять как факт и изменить к этому отношение.
Как бороться с ленью? Есть шесть очень хороших способов борьбы с ленью. Подобрать для себя подходящий сможет каждый. Более того, можно скомпоновать несколько способов для улучшенного и более быстрого эффекта.
Физический способ борьбы с ленью. В погоне за успехами мы можем забыть, что у нас есть тело. Ему нужен отдых. А ещё телу нужны правильные нагрузки и корректное распределение труда и отдыха. А ещё нужно хорошее питание, свежий воздух и качественный сон. Всё это позволит телу быть в форме, а значит телесно мы будем готовы к действию. Более того, через тело можно влиять на наше психоэмоциональное состояние. Я уже писала о способах сбросить нервное напряжение, и в части из них идёт активная работа через тело. Так вот, чтобы избавиться от лени, нужно не так уж и много: продумайте конкретные меры по регулировке вашего состояния (хороший сон и качественное питание, снятие нервного напряжения, корректное чередование работы и отдыха). Освойте нетрудные упражнения для бодрости. Лёгкая зарядка придаст вам сил. Также задействуйте дыхательные упражнения. Выбирайте подходящее себе, чтобы вам было приятно это делать.
Логический способ. Это активное продумывание всех возможных логических взаимосвязей. Например, вам лень заниматься каким-то большим делом. Вы обдумываете, как можно разбить это дело на составляющие и последовательно работаете с каждым из них. Кстати здесь вам на руку сыграет любопытный психологический момент: у человека больше шансов довести дело до конца, если оно разбито на несколько этапов. Заканчивая первый, человек получает от этого удовлетворение, а потому готов браться за следующий этап. Если же удовлетворение будет одно и после завершения большого дела, то шансов довести дело до конца уже меньше. То есть здесь вы планируете, размышляете и анализируете. Также благодаря такому способу вы поймёте, почему вы ленитесь, а значит будете знать, на что обратить своё внимание. Может вам и не сильно хочется худеть, вы просто следуете моде, вот и откладываете диету и занятия фитнесом на потом?
Временной способ. Мы разные. И разные во всём. Кому-то легко вставать рано утром до рассвета, а кто-то еле-еле просыпается к обеду. Первые в пике активности оказываются утром и до обеденного перерыва, а вторые после обеда и даже ночью. Важно учитывать эти моменты, чтобы планировать свои дела под ваши биоритмы. Также ещё не стоит откладывать неприятные вам дела на потом. Вам не захочется выполнять совсем ничего, потому что вы будете желать оттянуть момент необходимости совершить то самое неприятное. Лучше сразу сделайте то, что не сильно хочется и от чего кривится рот (будь то звонок по работе или написание важного письма). Тогда вы быстрее освободитесь от этого дела и ваши силы не будут уходить на переживания о том, от чего всё равно не уйти. Также ещё распределите свою работу на части, а время на промежутки. К примеру, час я работаю не отвлекаясь, а потом 25 минут я свободен. Соблюдайте свой график!
Эмоциональный способ. Это о развитии эмоционального интеллекта. Ваша задача состоит в том, чтобы научиться управлять своими эмоциями и состояниями. Найдите то средство, которое вас будет заряжать и воодушевлять на подвиги. Если вы понимаете, что за ленью скрывается страх, то попробуйте разобраться, чего вы боитесь, а потом поймите, какова реальная вероятность негативного исхода. И. делайте первый шаг! Включите музыку подходящую, прочитайте воодушевляющие рассказы или посмотрите такие фильмы. Воздействуйте на свои эмоции! Пусть вы управляете ими, а не они вами. Кстати, кому-то помогает двигаться вперёд злость. Задействуйте этот механизм. Главное – помните, что всё хорошо в меру и не нужно терять голову.
Психологический способ. Суть данного способа заключается в том, что вы создаёте свой набор психологических приёмчиков и уловок для создания продуктивного настроения. Также вы продумываете свою систему поощрений, которая будет действовать именно на вас. Задействовать можно всё, что угодно, лишь бы оно не приносило вам вреда. Где бы я ни работала, у меня, например, перед глазами стоит фотография дочери. Она всегда со мной, я могу отвлекаться на небольшие трёхминутные беседы с ней. С одним моим клиентом мы придумали систему, в которой он рассчитывает, сколько он заработал за конкретный промежуток времени. Он оказался сильным материалистом, а потому его сподвигало на активную работу именно понимание, что за два часа продуктивной работы она заработает на полную оплату коммунальных счетов. А если он поработает ещё, то заработает себе на отдых в заграничном отеле. Для другого клиента лучшим психологическим приёмом оказалось соревнование с самим собой. Он с таким азартом брался за новые и всё более сложные задания! Соответственно, таким образом он добрался до повышений. А это в свою очередь смотивировало его на занятия спортом и ремонт в квартире. Увидев себя уже в новой физической форме и красивой отремонтированной квартире, он решил, что может ещё больших высот достичь, а потому бросил себе вызов. Энергии у него стало хоть отбавляй! А началось-то всё с малого, мы просто обнаружили в нём азартность и закрепили установку на соревнование с собой, а не с другими. Положительным подкреплением для него были очевидные результаты: я стал умнее, красивее, успешнее, моя квартира стала уютным домом, я получил возможность качественно отдыхать и так далее. Положительное подкрепление крайне важно в этом способе борьбы с ленью!
Дружеский способ. Для успешной борьбы с ленью можно найти единомышленников, которые будут вас поддерживать, мотивировать. И иногда, возможно, использовать лёгкий «пинок». Если, например, вам лень бегать по утрам, вы можете найти себе товарища, с кем будете договариваться об утренних пробежках. Не прийти вам будет совестливо, а филонить на дорожке для бега некрасиво. Поддержка и совместная деятельность заряжают, делают работу легче и веселее. Даже если на самом деле вы выполняете всё те же функции на работе, если вы скооперировались с коллегами, то вам будет казаться, что дел меньше. Эдакая обманка для мозга.
Теперь, когда мы обозначили основные моменты о лени в целом, можно переходить к мыслительной лени. Она наиболее опасна, потому что начинается с малого (лень прочитать инструкцию к новой технике) и заканчивается более масштабными и глобальными вещами. Мыслительная лень проявляется по-разному. Например, вам может быть лень вслушиваться в историю вашего друга или лень вчитываться в параграф учебника. А ещё бывает, что лень разбираться в ситуации: «Всё так сложно, подумаю об этом завтра». А завтра, как известно, никогда не наступает. Такое поведение может быть разовым, тогда всё понятно и всё нормально. У нас бывают разные состояния, самочувствия, а потому ничего страшного. Но, к сожалению, такое поведение может запросто войти в привычку. А это уже опасно, потому как мыслительная лень на постоянной основе грозит отсутствием развития в будущем. А то и стремительной дорогой назад.
Дарья Беляева – психолог и тренер личностного роста
Мыслительная лень встречается крайне часто. Она принимает интересные образы. Бывает так, что человеку проще не думать, а сразу действовать. Или просто делать хоть что, лишь бы не думать. Такое поведение приводит, как я уже писала, к остановке развития. А это уже чревато инфантилизмом, эмоциональной незрелостью, неумением адаптироваться к окружающей среде, неспособностью выстраивать гармоничные отношения с другими людьми, неумением расставлять приоритеты, работать со своими состояниями. Естественно, страдает способность анализировать, а это значит, что человек будет вновь и вновь повторять собственные ошибки, от чего будет хромать множество сфер его жизни.
Более того, утрата способности к анализу приводит к тому, что человек может подвергать себя действительно опасным ситуациям. Нам свойственно приуменьшать значимость некоторых моментов в нашей жизни. Также и тут: «Ну вот прямо беда, всего разик недодумал (недоглядел, недочитал)!». А между тем из этих маленьких на первый взгляд «недо» складывается основательное и большое белое пятно, пустота. Информационная дыра, которую мы заполняем буквально чем попало. Из-за этого человек становится неспособным воспринимать окружающую действительность такой, какая она есть. И дальше проблемы нарастают как снежный ком. Из-за неправильного, узкого взгляда на действительность человек начинает принимать неверные решения.
Неверные решения влекут за собой отягчённые последствия. Эти последствия перерастают уже в целую цепочку разрушающих событий. И вот человек оказывается совсем не в той жизни, которую хотел, занимается не тем делом, которое по душе, состоит в браке не с тем, с кем были чувства и так далее. Чем дольше вы жили с мыслительной ленью бок о бок, тем сложнее будет выбираться. Но это возможно! Необходимо создавать новый навык взаимодействия с собой и окружающей нас действительностью. Пусть и через усилия, но нужно отказаться от желания недоделать что-либо. Учитесь работать с информацией! Изучайте материал, не ленитесь прочитать инструкцию к новой микроволновке (в них столько функций интересных и полезных! Стоит только прочитать), изучайте, учитесь, практикуйте!
Вырабатывайте в себе навык тестирования реальности. Это же как увлекательная игра, основанная на познании, на экспериментах, на изучении! Вспомните, как дети самозабвенно создают нечто из всех шампуней, кондиционеров для волос, масок, гелей для душа. Они смешивают, пробуют, отметают не получившееся, но с учётом новых знаний о том, что испортило их «продукт». Вот ваша задача научиться действовать также, только с информацией. Ищите, копайтесь, находите новое, сопоставляйте полученные факты, отсеивайте ложное, применяйте в жизни полученные знания. Поскольку мы часто не можем правильно понять, откуда растут ноги у наших проблем, то лучше бы обратиться к психологу. Психолог поможет разобраться, что послужило причиной и толчком для развития паттерна лености мышления. Исходя из этого выстроится полная картина того, как надо действовать. По началу будет трудно побороть лень, а ещё вначале может быть страшно начать тестировать, прощупывать реальность. Но главное – начать. В последствии это войдёт в здоровую привычку, которая значительно улучшит вашу жизнь. Главное – не сдаваться и не отступать.
Вот мы и познакомились с ленью достаточно близко. Настолько, чтобы узнать себя и понять, что с этим можно делать. Мы узнали, что лень бывает полезной, может быть союзником и помощником, навигатором и маяком. А это значит, что просто высекать её из себя не надо, потому что если вы не проработали причину появления лени, то на место этой самой лени придёт нечто похуже. А зачем вам это надо?
Удачи вам! Будьте продуктивны, энергичны и пусть вам поддадутся все горы, которые вы захотите свернуть!
Интеллектуальная лень
Еще на школьной скамье можно заметить детей, считающих обучение – лишним и занимающим время впустую, делом. Повсеместная компьютеризация на таких товарищей действует отупляюще. Игры-стрелялки да бродилки – вот и вся любовь. Зачем мыслить, думать, развиваться, когда такому субъекту и так все на блюдечке подносят? Не школа, не детский сад, а именно родители должны прививать ребенку любовь к знаниям и делать это необходимо ежедневно, с радостью нежностью к своему малышу.
Начинать, кстати, можно даже до рождения – еще во время беременности – можно слушать классическую музыку, например, и получать от этого наслаждение конечно.
Что же произойдет, если ребенку никто так и не показал, насколько может быть интересен окружающий мир?
Отсутствие осмысленной жизнедеятельности – жизнь по инерции, без ее анализа и критического осмысления, сделают свое черное дело. Человек будет посредственно плыть по чужому сценарию, не интересуясь ничем вокруг.
Единственным местом, куда будет стекаться вся его психическая, да и физическая энергия тоже – станет постоянный бег от проблемных ситуаций, поиск легких и привычных путей. Все его дни как капли воды – похожи друг на друга. Он рисует в своем воображении воздушные замки, хотя делать для этого ровным счетом ничего не собирается.
Интеллектуальная лень – это очень страшно, причем не только для того, кого она поразила. Мало ли, кого он изберет виноватым, в своих бедах и несчастьях?
Сделать счастливым такой недостаток не сможет, ведь счастье – это в первую очередь полезная для себя любимого, череда выборов. А для этого необходимосделать усилие. Ведь гораздо проще жить по чужим советам и инструкциям, вместо того, чтобы думать самому. А так, и ответственность брать на себя не надо, всегда виноват останется «добрый советчик», если что.
Обычный итог интеллектуальной лени – потерянное время. Возможности упущены, способности растрачены впустую, детские мечты разрушены до основания. В личной жизни полный хаос, работа плохая, да и вообще жизнь прожита как то не так.
Бонусом к такому букету обычно прибавляется испорченное здоровье. Плохой сон, ослаб иммунитет, хронические депрессии и усталость – вот минимум из того, что обычно перечисляют такие клиенты. Также характерны и финансовые трудности.
Кто же в этом виноват? Естественно начальник, жена, президент, плохая экология, знак зодиака и тп.
НО ЛЕНЬ ТОЧНО НЕ ПРИЧЕМ.
Если Вы вдруг почувствовали, что Вас одолела интеллектуальная лень – остановитесь. Расслабьтесь. Может быть это то самое охранительное торможение, о котором я уже писала в этом цикле блогов «Вся правда о лени»?
Лучший отдых – это смена вида деятельности.
Займитесь физической деятельностью, чтобы на какое то время дать своей голове отдых. Зарядка, бассейн, бег, йога, танцы, полноценный сон и здоровое питание.
А потом снова – чтение, саморазвитие и интеллектуальные беседы.
Лень как она есть. Мина замедленного бездействия
Лень — это явление, которое родилось вместе с нами. Не зря же народная мудрость создала сотни пословиц о лени. Русский народ вообще жалует это явление. Вспомните только сказку про Емелю, который лежит на печи и решает все проблемы… Положительный герой. Только бы ничего не делать.
Русские пословицы о лени: «Лень старше нас», «У ленивого что на дворе, то и на столе», «Лень мужика не кормит», «Лежи на печи да ешь калачи», «Спать долго — жить с долгом», «Больше спишь, меньше грешишь», «Лежебоке и солнце не в пору всходит!», «На полатях лежать, ломтя не видать».
Лень — это явление, которое родилось вместе с нами. Не зря же народная мудрость создала сотни пословиц о лени. Русский народ вообще жалует это явление. Вспомните только сказку про Емелю, который лежит на печи и решает все проблемы… Положительный герой. Только бы ничего не делать. Только бы все решалось само собой.
Но проблема лени и сейчас более чем актуальна. С ростом материального благополучия, когда не нужно бороться за кусок хлеба, за крышу над головой, у людей становится все меньше мотивации что-то делать в этой жизни. Лень жить, лень работать, лень даже просто встать с дивана. Кто-то ищет ответ на вопрос «Как преодолеть лень?», а кто-то махнул рукой и сделал выбор в пользу дивана. И жизнь течет-протекает мимо.
Если мы посмотрим на пословицы о лени под увеличительным стеклом системно-векторной психологии, мы сможем понять причины возникновения лени и увидеть пути избавления от нее.
Оба эти понятия получили свое развитие в системно-векторной психологии. Под либидо мы подразумеваем уже не просто сексуальное влечение, а жизненную силу, которая движет человеком. Лень является проявлением силы мортидо, стремлением к угасанию жизненной силы, активности, стремлением к неподвижности, статичности.
Когда ребенок рождается — либидо, жизненная сила, у него максимальное. Сила мортидо тоже присутствует, но она очень незначительная. Малыш активно ползает, тянется за игрушкой. Его не надо подталкивать — либидо подталкивает его к развитию.
Но при взрослении соотношение сил либидо и мортидо меняется. До 16 лет сила либидо преобладает над мортидо, но когда человек выходит наружу, в общество, эти две силы уравновешиваются. И начинается постепенное уменьшение либидо. С 27 лет мортидо начинает преобладать.
С пубертата человек уже должен совершать усилие, чтобы двигаться по жизни, развиваться. Ему самому приходится делать выбор между жизнью и смертью.
В архетипичной стае все было просто: не хочешь идти за мамонтом — умрешь с голоду. Или придет леопард и съест тебя. Это была первая, мышечная фаза развития человечества, когда человек руководствовался только одной задачей — выжить и продолжить себя во времени. Голод был основной движущей силой человека.
Примерно 6 тыс. лет назад ночной охранник стаи — звуковик, вслушиваясь в звуки саванны снаружи, впервые отделил себя от окружающего мира и задал судьбоносный вопрос: «Кто Я?», ознаменовав тем самым переход в анальную фазу развития. Тогда у человека впервые возникла потребность познания себя, и, как следствие, стали развиваться науки, философия, религия. Появился и новый элемент коллективного управления — идея. Можно иногда услышать выражение: «Идеи правят миром».
Так было, но сейчас это не так. В кожной фазе развития человечества, в которую мир шагнул после Второй мировой войны, мы вышли из-под прямого управления как голодом, так и идеями. Мы больше не страдаем от постоянной нехватки пищи и не должны бороться за нее. Нет больше таких идей, которые бы были способны поднять нас на подвиги. Что же принуждает нас совершать усилия?
Желание получить наслаждение никуда не исчезло. Оно и не может исчезнуть, потому что является сутью человека. Мы все очень разные, но одинаковы в одном: хотим испытывать наслаждение. Каждый по-своему желает быть счастливым. Это и есть тот рычаг, который заставляет нас двигаться, развиваться, совершать усилия.
Когда ребенок ленится, не хочет что-то делать, надо подталкивать его к действию, которое ему нравится. Давать ему небольшое задание в соответствии с теми природными склонностями, которые у него есть. С помощью системно-векторной психологии эти склонности (векторы) легко читаются уже в трехлетнем возрасте. Пока у ребенка большое либидо, нужно сразу приучать его двигаться в правильном направлении, получать удовольствие от правильных действий.
У современного поколения желание к наслаждению возросло многократно. И это можно использовать при воспитании. Ребенка нужно приучать к получению наслаждения там, где это ведет к всеобщему благу. Заложенная в детстве привычка к совершению усилий сослужит хорошую службу взрослому человеку, в корне избавив его от проблемы лени.
Знать проявления лени — половина решения проблемы. Лень есть во всех векторах. Но у кого-то она больше, а у кого-то — меньше. Как ни парадоксально, чем больше либидо, тем больше в потенциале лень, чем меньше либидо, тем меньше лень. С этой точки зрения самая большая лень может быть у уретральников, а самая маленькая — у мышечников. Но у всех она имеет свои особенности.
Сила либидо у уретрального ребенка с малолетства настолько мощная, что толкает его к внешней реализации, к действиям. Он привыкает действовать и сохраняет активность до конца своей жизни. Но в его жизни бывают периоды, когда он наполняет свои желания и начинает лениться на полную катушку, совершенно не ощущая вины за собственное бездействие. Когда желание снова накапливается, он срывается с места и начинает активно действовать.
В этом и кроется причина того, что русский народ жалует лень. Носитель уретрального менталитета, когда ситуация не требует от него активных действий, ленится в свое удовольствие. Как страну защищать — встаем единым фронтом в едином порыве, а в остальное время можно и на печи полежать.
Мышечный — это единственный вектор, в котором лень есть проявление невроза вектора, его минус-свойство. Невроз возникает в детстве от сверхстресса, сверхдавления, когда ребенок отказывается от своих желаний, потому что нет возможности их наполнения. Для мышечного ребенка это может быть отделение от своих, потеря «МЫ», одиночество, изоляция, отрыв от родной земли, от «пуповины». Он очень привязан к земле, даже на уровне микроэлементного состава, и при переезде в другое место может испытывать из-за этого проблемы со здоровьем. Но самое главное — будет маяться, не находить себе места, лениться, особенно при отсутствии правильного воспитания, развития его вектора.
А чтобы мышечник никогда не ленился, нужно всего лишь с детства приучать его к физическому труду, от которого он получает огромное удовольствие. Тогда он становится настоящим трудоголиком.
Примерно посередине между уретральным и мышечным векторами по силе лени находится кожный вектор. Его либидо и мортидо практически сбалансированы, поэтому ему проще себя организовать и вытащить из лени. Кожнику все время некогда, он все время в движении. Но если он начинает лениться, то это проявляется в патологической экономии во всем, даже в мелочах. Он стремится совершать как можно меньше движений и сокращает свое потребление до болезненного состояния.
Не зря в русском фольклоре появилась такая пословица. Если оральник ленив, то все его действия будут заключаться в сотрясении воздуха. Он будет цветисто говорить, на словах строить грандиозные планы, но дальше этого дело не продвинется.
Очень тяжело проявляется лень в обонятельном и анальном векторах. У обонятельника лень обусловлена тем, что, когда он испытывает состояние меланхолии, полного отсутствия эмоций и движения, он совершенно лишается запахов. Для него это состояние наибольшей защищенности, ведь тогда он становится невидим для окружающих. Такой ребенок может лежать часами неподвижно на кровати, и даже мать не увидит его. Он ленится телом, стремясь выполнить свою видовую роль — выживание любой ценой.
Если родители не препятствуют такому поведению ребенка, то из него вырастет настоящий паразит, который будет использовать окружающих в своих эгоистических целях, потребляя только в себя, ничего не отдавая наружу. Имея мощный объем психического, он не станет большим ученым, политиком, финансистом, спасающим стаю, а заодно и себя вместе с ней. Он будет использовать свой потенциал в минус-направлении — например, станет большим вором.
Поэтому для обонятельного ребенка лень может обернуться очень крупными неприятными последствиями. Лучшая ее профилактика — сверхдавление, выталкивание его в мир, в садик, в школу, куда он идти совсем не хочет. Если другие векторы в такой ситуации получают невроз, то обонятельник развивается наилучшим образом.
Анальники склонны к лени в двух ситуациях: на этапе начала нового дела и в случае обиды. Их психическое направлено в прошлое, а фактор новизны является стрессом, поэтому им очень сложно начать что-то делать. Они могут постоянно откладывать дело под разными предлогами, оправдывая это объективными причинами, но в душе мучаясь чувством вины за свое бездействие.
Обида в анальном векторе, накапливаясь как снежный ком, приводит к полному бездействию по жизни. В пубертате человек выходит в социум, пытается адаптироваться к миру. И часто на этом этапе происходит сбой. Мир сейчас находится далеко не в самом здоровом состоянии, поэтому очень легко обвинить окружающих в том, что все проблемы от них («куда ни придешь, везде одни сволочи»), и уединиться на диване, переживая обиду. Такого рода лень очень распространена среди людей с анальным вектором, которым сейчас очень сложно вписаться в существующую социальную жизнь, обусловленную кожной фазой развития человечества.
Если говорить о кожной фазе, то нужно отметить еще один момент. Сейчас все определяет квартель информации (звуковой и зрительный векторы), и поэтому становится актуальна тема лености ума.
Сегодня, как никогда, важно напрягать ум, развивать нейронные связи мозга. Эти способности наиболее ярко проявлены у звукового и зрительного векторов, первый из которых склонен к абстрактному мышлению, а второй — к познанию материального мира.
Знаете известную в бизнесе формулу: необходимо 80 % усилий, чтобы получить 20 % результата? Она была такова, потому что результат определялся усилиями нижних векторов. Сейчас формула звучит так: необходимо 20 % усилий, чтобы получить 80 % результата, так как результат идет от верхних векторов. Но, к сожалению, это пока в теории, потому что звук и зрение находятся в плачевном состоянии. Мы имеем суеверных, с неразвитым умом зрительников и депрессивных, неадаптированных звуковиков.
А все почему? Потому что думать очень энергозатратно. Это тяжелее, чем копать землю. Вот и ленимся шевелить мозгами.
Думать — это видовая роль звукового вектора. Имея развитый звук, можно получать самое большое удовольствие от жизни, но, к сожалению, носители звукового вектора об этом не знают. Узнав об этом на тренинге, они уже больше никогда не возвращаются к своим негативным состояниям.
Надо учиться думать: читать сложные тексты, учить иностранные языки. Люди, которые постоянно тренируют свой ум, живут дольше. Им не страшна болезнь Альцгеймера. Для звуковиков, чья видовая роль — развитие ума, это будет наиболее полной реализацией, приносящей истинное удовольствие от жизни.
Для зрительников познание материального мира даст прекрасную реализацию их интеллектуальному потенциалу и навсегда избавит от суеверий и верований, которые являются следствием лености ума.
В нашем психическом всегда идет бессознательный расчет: мы идем туда, где получим больше удовольствия. Когда мы не осознаем этот расчет, то очень часто совершаем ошибки.
Например, кожно-зрительный мальчик решает заняться бизнесом, заработать побольше денег. Но это занятие совершенно не согласуется с его природным способом получения удовольствия. Он очень старается. И хотя сейчас ему очень плохо, он надеется, что в будущем будет хорошо. Но хорошо не будет, потому что он выбрал не свою цель. В такой ситуации очень возможно возникновение лени, когда в какой-то момент он просто не сможет заставить себя совершать усилия.
Говорить себе: «Давай не ленись! Иди и делай!» — не поможет. Надо изначально делать правильные расчеты. Надо знать свои векторы, свои природные способы получения удовольствия, и когда они будут реализовываться, у лени не будет никаких шансов.
Любой человек испытывает лень души и тела. Но известные творческие люди, которых мы часто видим по телевидению, настоящие профессионалы в своем деле, — не ленивые. Они и на отдыхе работают, получая реализацию от своих действий. И это наивысшее наслаждение для них.
А мышечник… Отработал неделю на заводе, а в выходные вкалывает в своем хозяйстве: забор починил, дров наколол, крышу отремонтировал — хорошо отдохнул! Реализуется как на работе, так и на отдыхе.
Человек — социальное животное. Мы коллективны душой и телом. Нам только кажется, что мы можем жить сами по себе. Кожник, например, хоть и держит дистанцию, но не может без людей: некого будет организовывать и ограничивать.
Когда человек уединяется, ему труднее справиться с ленью. А если он среди людей, то они не дают ему лениться, подталкивают, поддерживают. Человек — это тот, кто проявляет себя в физическом мире. Мы взаимодействуем внутри вида, получаем внутри вида. В любом верном действии заключена награда — наслаждение. Но поскольку это действие правильное и проявляет себя в материальном мире, то наградой нам становится еще и материальное вознаграждение.
Существует и коллективная лень. Стая или идет за мамонтом, или погибает. Если группа ленива, то она исчезает. Выживают пассионарные группы, в которых существует приоритет общего над частным.
Осознание нашей взаимозависимости, того, что подлинная реализация возможна только в отдаче обществу, не позволит человеку лениться и оправдывать свое бездействие. А понимание себя и других людей, которое дает системно-векторная психология, поможет выйти из порочного круга обвинений других в собственных проблемах и не выносить себя за скобки происходящего.
Лень — естественное явление, но рецепт от нее есть:
— осознавать свои природные свойства и, полностью реализуя их, научиться получать удовольствие от жизни;
— осознавать природные свойства окружающих и помогать им, реализуя их природные свойства, получать удовольствие от жизни;
— выяснить опытным путем, что, когда ты что-то делаешь не ради себя, а на отдачу, ты получаешь гораздо больше удовольствия от жизни.
Взяв на вооружение этот рецепт, вы увидите, что лень все реже будет посещать вас. Можете проверить это сами на тренинге «Системно-векторная психология». Поднимает даже самых закоренелых диваносидельцев!