леонардо да винчи чем болел
Названа новая болезнь Леонардо да Винчи
Изображение: Mary Evans Picture Library / Globallookpress.com
Международная группа ученых из Великобритании и Италии пришла к выводу, что Леонардо да Винчи страдал синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Об этом сообщает издание Science Alert.
По мнению исследователей, художник и изобретатель тратил чрезмерное количество времени на планирование идей, он также не мог довести множество своих замыслов до конца. У да Винчи отсутствовала самодисциплина и наблюдался недостаток сна, поскольку он часто работал по ночам. Все это является симптомами СДВГ, заключают специалисты.
Леонадо да Винчи был левшой, а в возрасте 65 лет перенес инсульт, который затронул его левое полушарие, но оставил языковые способности нетронутыми. Это указывает на то, что его доминирующим полушарием было правое, что встречается менее чем у пяти процентов населения. Кроме того, художник страдал от дислексии — избирательных нарушений речи и письма. На это указывают орфографические ошибки и зеркальные перевороты букв в его записных книжках. Леворукость, дислексия и атипичное доминирование правого полушария часто встречаются у детей с нарушением развития нервной системы, в том числе с СДВГ.
Отмечается, что другие специалисты со скепсисом относятся к заявлению ученых. Например, в последнее время врачи и эксперты все чаще прибегают к ретродиагностике, то есть постановке диагноза у давно умершим людям по историческим документам. В большинстве случаев они буквально интерпретируют переведенные первоисточники, без критического анализа оригинальных текстов. СДВГ, который был определен как специфическая болезнь сравнительно недавно, труднее обнаружить у взрослых, чем у детей, что также ставит под сомнение выводы о болезни да Винчи.
Brain: да Винчи страдал синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Итальянский художник, изобретатель и ученый Леонардо да Винчи страдал от синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Об этом сообщает научное издание Brain.
К такому выводу пришли нейрофизиолог Марко Катани и историк медицины Паоло Маццарелло.
Известно, напоминает Brain, что Леонардо да Винчи тратил огромное количество своего личного времени на планирование дел. Несмотря на то, что итальянский гений буквально генерировал идеи, многие из своих проектов ему так и не удалось завершить.
Многие ученые придерживаются мнения, что интерес Леонардо да Винчи к своим собственным проектам просто-напросто угасал. Считалось, что виной такой переменчивости был непростой характер итальянца. Известно, например, что уже в подростковом возрасте да Винчи был востребован как художник и скульптор благодаря широким связям своего отца, но быстро забрасывал начатые дела.
Ученые выдвинули гипотезу, что да Винчи страдал от синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Это, напомним, наследственное поведенческое расстройство личности, характеризующееся неспособностью решать поставленные задачи.
Марко Катани и Паоло Маццарелло указывают, что художник и изобретатель, как и многие другие люди с подобными отклонениями, действительно крайне мало спал и работал без устали.
Также, отмечают исследователи, современники писали, что Леонардо да Винчи постоянно находился в движении и был чем-то занят.
Ранее «Правда.Ру» писала о том, что Леонардо да Винчи не смог закончить свою легендарную «Мону Лизу» из-за синдрома «когтистой руки».
Читайте также:
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
В селении Анкиано, близ маленького городка Винчи, расположенного между Эмоли и Пестойей, 15 апреля 1452 года родился Леонардо ди сер Пьеро д’Антонио. Его отец, нотариус Пьеро да Винчи, имел связь с женщиной из Анкиано, некой Катериной, которая позднее вышла замуж за крестьянина. Несмотря на незаконное происхождение, отец признал маленького Леонардо, воспитал его и дал образование. Леонардо с детства страдал правосторонним спастическим гемипарезом, одной из разновидностей ДЦП, нетяжелая форма. Он хромал на правую ногу и не мог полноценно пользоваться правой рукой, потому и писал, и рисовал левой. В 1469 году, через год после смерти деда Антонио, вся отцовская семья переехала во Флоренцию.
Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. По словам историка и биографа Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей. Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и «божественно пел импровизации». Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение.
Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу, одному из самых разносторонних и известных во Флоренции мастеров — скульптору, ювелиру и живописцу, Андреа Верроккьо. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело посвятить себя живописи.
В 1466 году Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккьо. Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо да Винчи. Очень скоро ему суждено было превзойти прославленного учителя. Верроккьо часто выполнял работу для Лоренцо Великолепного, правителя Флоренции. После сотен лет рабства и религиозных предрассудков, наконец настало время возрождения для изучения наук. Европа оставила Средние века и годы феодализма и много людей переезжало из деревень в города. Благодаря этим изменениям Флоренция, этот замечательный город, заполнился художниками и купцами. Ренессанс достиг и мастерской Верроккьо, в которой рука об руку трудились художники, скульптуры и кузнецы, производившие великолепные механические поделки и музыкальные инструменты, и даже ремонтировавшие всевозможные предметы. Элементарное инженерное искусство являлось составной частью работы художника.
Будучи подмастерьем в мастерской, Леонардо изучал мастерство художника и скульптора и познакомился с широким набором инструментов для деятельности при поднятии и переноске тяжестей и копании. Позже в своей жизни он будет использовать эти знания как отправную точку для своих многочисленных идей и изобретений. Леонардо занимался всеми видами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы.
Великий итальянский художник Леонардо да Винчи в своей жизни, научном и художественном творчестве воплотил гуманистический идеал «всесторонне развитой личности» (homo universale). Круг его интересов был поистине универсален. В него входили живопись, скульптура, архитектура, пиротехника, военная и гражданская инженерия, математические и естественные науки, медицина и музыка.
Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико — скульптурные произведения погибли, живопись или плохо сохранилась, или осталась незавершенной, архитектурные проекты так никогда и не были осуществлены. Единственно, что более-менее не пострадало — это записные книжки, отдельные листы c записями и рисунками, часто произвольно объединенные в так называемые кодексы.
Высказывалось мнение, что его увлечения естественными науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо «имел превосходнейшие замыслы, но создал немного вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой». Это подтверждает и биограф Вазари, согласно которому, препятствия лежали в самой душе Леонардо — «величайшей и необыкновеннейшей… она именно побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний».
В возрасте 20 лет Леонардо да Винчи сделался членом Флорентийской Гильдии Художников. Как раз в это время он внес свой вклад в работу своего учителя Верроккьо «Крещение Христа». По рассказу Вазари, молодой Леонардо написал голову белокурого ангела на левой стороне картины и часть пейзажа. «Эта голова так изящно-благородна, исполнена такой поэзии, что остальные персонажи картины не смотрятся рядом с ней, кажутся нескладными и тривиальными».
Студенты часто выполняли часть работы своих учителей, и Леонардо впоследствии также имел учеников, которые помогали ему в его работе. В картине «Крещение Христа» Леонардо показал талант молодого гения и оригинальность. Он использовал масляные краски, которые явились новшеством в Италии, и с их помощью он превзошел своего учителя в использовании света и краски. Некоторые думают, что талант Леонардо вызывал зависть учителя. Однако, наиболее вероятно, что Верроккьо был рад передать искусство живописи Леонардо. Чтобы уделить больше времени скульптуре и другим проектам, Леонардо продолжал жить со своим учителем, но уже начал работать над своими собственными картинами.
В период Ренессанса большинство художественных полотен были написаны на религиозные темы или являлись портретами. Пейзажи можно было видеть только на фонах таких полотен, как «Крещение Христа». Но написания пейзажей в качестве фона для человеческих фигур для Леонардо было недостаточно. Его первый датированный рисунок является деревенским пейзажем «Долина Арно» (1473). Эскиз выполнен в карандаше и полон движений природы: проходящий над холмами свет, шорох листьев и движение воды. С самого начала Леонардо отошел от общепринятых традиций и создал новый стиль со своим взглядом на мир природы.
Когда почтенный нотариус увидел этот щит, он отшатнулся в ужасе, не веря, что перед ним всего лишь создание искусного художника. Но Леонардо успокоил его и назидательно пояснил, что эта вещь «как раз отвечает своему назначению…» Впоследствии леонардовский щит попал к миланскому герцогу, который очень дорого заплатил за него.
Много лет спустя, уже на закате жизни, Леонардо, по словам того же Вазари, нацепил ящерице «крылья, сделанные из кожи, содранной им с других ящериц, налитые ртутью и трепетавшие, когда ящерица двигалась; кроме того, он приделал ей глаза, рога и бороду, приручил ее и держал в коробке; все друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек».
Он хочет познать тайны и силы природы, подчас зловещие, смертоносные. Через полное познание природы хочет стать ее властителем. В своих поисках он преодолевает отвращение и страх.
Страсть к фантастическому характерна для Леонардо да Винчи — от отроческих лет и до самой смерти. И когда эта мощь наполняла все его существо, он творил великие дела.
Ко времени ухода из мастерской Верроккьо исследователи относят «Мадонну с цветком» («Мадонна Бенуа», как она называлась раньше, по имени владельцев), «Портрет Джиневры де Бенчи», «Благовещение».
В этот период Леонардо, вероятно, некоторое время находился под влиянием Боттичелли.
Его «Благовещение» по детализации еще обнаруживает тесные связи с кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса.
Одну из первых самостоятельных работ молодого живописца («Мадонна Бенуа») отличает новизна трактовки сюжета, решенного как жизненная сцена, где молодая мать, одетая в костюм современниц Леонардо и причесанная по моде тех лет, играя с сыном, протягивает ему цветок крестоцвета. Традиционный символ распятия воспринимается как невинная игрушка, к которой по-детски неловко тянется младенец Иисус, вызывая улыбку юной мадонны, любующейся первыми попытками сына освоить мир. Теплота и обаяние материнского чувства переданы с удивительной жизненной правдивостью. Живописное мастерство Леонардо раскрывается в умении продуманно построить композицию, добиваясь ощущения непосредственности, а использование новой техники масляной живописи позволяет мастеру добиться глубины и звучности цвета, прозрачной легкости теней и тончайшей моделировки, благодаря которой тела и драпировки приобрели живописную осязательность.
Со временем мастерство художника совершенствовалось. Накладывая слой масляной краски поверх другого, он создавал тонкую дымку, что придавало туманность картине и не отвечало строгости формы традиционного полотна. Эту технику он называл «окутывание дымкой». Он также использовал светлые и темные цвета близко друг к другу, чтобы картина выглядела более естественно.
Впервые его имя встречается в книге корпорации флорентинских художников от 1472 г. В 1469-1476 гг. (а может быть, и до 1478) он работал в боттеге Верроккио, а в 1480 г. Леонардо упоминается как имеющий собственную мастерскую. Первые свидетельства о самостоятельных работах: заказ на алтарный образ для капеллы св. Бернарда во дворце Синьории (1478; выполнен не был) и договор на «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато а Скопето (1481; работа осталась незаконченной). В 1482-1499 гг. он живет в Милане, на службе у герцога Лодовико Моро, в качестве военного инженера, архитектора, скульптора и живописца. В апреле 1500 г. Леонардо да Винчи возвращается во Флоренцию. В 1502 около года служит у Чезаре Борджа, по поручению которого объезжает Романью, Умбрию и Тоскану. В 1503-1506 гг. во Флоренции работает над стенной росписью в зале Большого совета дворца Синьории («Битва при Ангиари»), в 1506 г. возвращается в Милан на службу к французскому наместнику Шарлю д’Амбуаз, где живет до 1513 г. (с перерывом для поездки во Флоренцию в 1507 г.). С конца 1513 г. в Риме, откуда в 1516 г. был приглашен королем Франциском I во Францию на должность первого живописца, архитектора и механика короля. Умер в замке Клу 2 мая 1519 г., завещав рукописное наследство ученику Франческо Мельци, сопровождавшему его во Францию.
Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам. Около семи тысяч страниц сохранившихся рукописей (написанных на итальянском языке в большинстве справа налево зеркально) были позднее разъединены и хранятся теперь в библиотеках Лондона, Виндзора, Парижа, Милана и Турина.
Ученые рассказали, от какого психического расстройства страдал да Винчи
Леонардо да Винчи страдал синдромом дефицита внимания и гиперактивности, считают профессор нейрофизиологии Марко Катани из Королевского колледжа в Лондоне, специалист по СДВГ и аутизму, и его итальянский коллега Паоло Моццарелло. Этим объясняется неспособность гения завершить многие из своих работ, полагают они. Посвященную этому статью ученые опубликовали в журнале Brains.
Да Винчи знаменит не только своими картинами, но и множеством изобретений и их проектов, включая наброски парашюта, вертолета и даже танка. Однако ко многим своим творениям он терял интерес, порой даже не начав воплощать идею в реальность.
«История да Винчи парадоксальна — великий ум, постигший анатомию, философию, искусство, но так и не сумевший довести до конца множество своих наработок, — отмечает Катани. — Излишнее время, затрачиваемое на планирование идей, и недостаток настойчивости, похоже, особенно пагубно сказались на завершении задач, которые захватывали его изначально».
«Конечно, точный диагноз нельзя поставить через 500 лет после смерти да Винчи, но я уверен в том, что СДВГ — наиболее убедительное и научно правдоподобное объяснение тому, почему Леонардо редко удавалось доводить работу до конца. Гиперактивность объясняет многие черты его характера и непредсказуемую гениальность», — заявляет Катани.
СДВГ проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Также при склонности к СДВГ у взрослых возможны снижение интеллекта и трудности с восприятием информации.
Людям с СДВГ сложно удерживать внимание на деталях, самостоятельно организовывать выполнение задач, не отвлекаться на посторонние стимулы. Также они часто страдают от забывчивости. Катани полагает, что именно симптомы расстройства не давали да Винчи заканчивать некоторые свои работы — записи показывают, что художник и изобретатель тратил много времени на планирование проектов, но ему часто недоставало настойчивости и терпения.
Да Винчи сталкивался с подобными трудностями с детства — данные биографов показывают, что он постоянно был в движении, метался от задачи к задаче. Как и многие люди с СДВГ, он мало спал и работал дни и ночи напролет, чередуя короткие циклы сна и бодрствования.
Также известно, что да Винчи был левшой и, вероятно, страдал от дислексии, что нередко встречается у людей с СДВГ. По мнению Катани, расстройством объясняется и повышенное любопытство гения, которое не только подстегивало его творить, но и отвлекало от работы. Катани полагает, что СДВГ способен стимулировать творчество и оригинальность, однако при этом мешает довести начатое до конца из-за переключения внимания на что-то новое.
Кроме того, да Винчи обладал крайне низким самомнением и считал, что ничего не добился в жизни. Последняя особенность, по словам профессора, и натолкнула его на мысль, что флорентиец страдал от СДВГ, так как многие его пациенты с аналогичным диагнозом тоже жаловались на то, что им не удалось реализовать себя.
«Существует распространенное заблуждение, что носителями СДВГ обычно бывают беспокойные и не очень умные дети, у которых почти всегда появляются проблемы во взрослой жизни. Мои же наблюдения показывают, что многие взрослые с подобным диагнозом были очень любознательными и умными людьми в детстве, которые постепенно впали в депрессию из-за того, что им не удалось реализовать себя. Невероятно, что да Винчи считал, что был неудачником. Я надеюсь, что его случай покажет — СДВГ связан не с низким интеллектом или недостатком креативности, а с трудностью использования природных талантов. Надеюсь, что пример да Винчи поможет снять стигму с этого синдрома», — отмечает Катани.
Ранее в руки итальянских ученых попала прядь волос, с высокой вероятностью взятая с головы да Винчи. Она находилась в частной американской коллекции. Исследователи рассчитывают, что анализ ДНК пряди волос позволит разрешить спор относительно предполагаемых останков художника в гробнице в городе Амбуаз во Франции.
«Эта находка — то, что нужно, чтобы сделать наши исторические заявления более убедительными с научной точки зрения, — сообщили они. — Мы планируем провести анализ ДНК реликвии и сравнить его с ДНК живых потомков Леонардо, а также с костями, найденными в захоронениях да Винчи, которые мы обнаружили в последние годы».
Синдром дефицита внимания и дислексия: чем страдал великий Леонардо
Как известно, Леонардо да Винчи был разносторонне развитым, весьма одаренным человеком, и его талант проявился в самых разных областях, от музыки и живописи до инженерного искусства. Но при этом современники отмечали, что великий мастер часто не мог завершить начатый проект и воплотить гениальную идею в жизнь, так как этому мешала следующая гениальная идея. Исследователи из Королевского колледжа в Лондоне внимательно изучили записи современников Леонардо, его творческий путь и пришли к выводу, что мастер страдал весьма распространенным в наше время неврологическим заболеванием — синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Именно это обстоятельство, по мнению исследователей биографии гения, и приводило к тому, что Леонардо зачастую не мог закончить свои грандиозные проекты и среди своих современников считался не самым добросовестным исполнителем заказанных ему работ. Кроме того, мастер очень мало спал и много работал, уделяя много времени планированию своих будущих работ, что также можно отнести к признакам подобного заболевания. Его знакомые отмечали, что Леонардо долго вынашивал план будущего проекта картины или скульптурного произведения, планировал, делал эскизы, но после начала работы быстро терял к ней интерес и его всецело поглощала новая идея.
Леонардо Да Винчи оставил довольно много незавершенных картин, а также имеются достоверные свидетельства того, что он часто не заканчивал росписи на религиозную тематику в храмах, которые ему заказывали. В молодости он часто переезжал из одного города в другой, оставляя недописанные фрески и даже забрав гонорар за недоделанную работу, как это произошло с заказом на роспись капеллы во Флоренции.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это чаще всего детский диагноз, а само заболевание исчезает по мере взросления человека. Но бывают редкие исключения, когда такое неврологическое расстройство сохраняется до конца жизни. Ученые полагают, что именно это и произошло с Леонардо да Винчи. Стоит отметить, что это не единственная особенность здоровья, подмеченная исследователями биографии гениального итальянца. Ранее удалось выяснить, что Леонардо был амбидекстером, то есть человеком, одинаково владеющим как левой, так и правой рукой. Художник писал левой рукой, но установлено, что свои картины он выполнял именно правой рукой. Кроме того, у знаменитого мастера наблюдалась дислексия — нарушение письма, проявляющееся в специфических орфографических ошибках и зеркальном письме, при котором буквы пишутся в искаженном виде, а такой текст легче прочитать при помощи зеркала. Подобные нарушения письма иногда встречаются и у современных людей, но исследователи биографии Леонардо уверены, что их не стоит считать признаком умственной отсталости, ведь великий итальянец, несмотря на все свои проблемы со здоровьем, был гениальным человеком во многих проявлениях.