леопард что означает как символ
Леопард
Смотреть что такое «Леопард» в других словарях:
Леопард-1 — Леопард 1 … Энциклопедия техники
Леопард-3 — Очевидно, с давних пор немцев очень беспокоит переизбыток самых оригинальных, но бесполезных идей (вспомните «Maus»). На этот раз идеи выплеснулись в такую необычную машину с двумя пушками, которые, как рога торчат из корпуса справа и… … Энциклопедия техники
Леопард — Леопард, сидящий на камне. ЛЕОПАРД (барс), крупная кошка. Красивое, с гибким стройным телом (длина до 1,8 м) и сильными ногами животное; масса 32 40 кг. Окраска обычно желтая с темными пятнами. Обитает в горных лесах Африки, Юго Восточной Европы … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЛЕОПАРД — (лат. leopardus). Хищное животное из породы кошек, в Африке, Азии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛЕОПАРД лат. leopardus. Хищное животное из породы кошек. Объяснение 25000 иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
Леопард — Panthera pardus см. также 3.5.1. Род Пантеры Panthera Леопард [102] Panthera pardus (у дальневосточных зверей) или рыжевато желтая (у кавказских), с густым рисунком из мелких черных колец. След округлый, похож на след домашней кошки, но размером… … Животные России. Справочник
ЛЕОПАРД — барс, пантера. Мифологический образ Л. появляется уже в неолитических культурах Чатал Хююка (7 6 е тыс. до н. э.) и Хаджилара (8 7 е тыс. до н. э.) в Малой Азии Л. (обычно два Л.), где он выступает как знак женского божества плодородия. На… … Энциклопедия мифологии
ЛЕОПАРД — барс (Pantherapardus), вид больших кошек. Дл. тела до 170 см, хвоста до 102 см; самки неск. меньше самцов. Тело вытянутое, ноги относительно короткие. Мех густой, пушистый. Окраска жёлтая или рыжая с чёрными пятнами. Меланистич. формы Л. наз.… … Биологический энциклопедический словарь
леопард — а, м. léopard m. <, лат. leopardus. 1. Крупное хищное животное из сем. кошачьих с рыжевато желтой пятнистой шерстью, обитающее в Азии и Африки; барс, пантера. БАС 1. Укротишася убо звери: лвы и леопарды, и быша аки агнцы. Кн. жит. 1705 707. // … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Леопард-2 — Леопард 2 … Энциклопедия техники
леопард — пантера, барс, пард, пардус Словарь русских синонимов. леопард барс; пард, пардус (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Леопард
Леопард, барс, пантера Культовая значимость леопарда прослеживается и в более поздних археологических памятниках Малой Азии [2] и смежных областей, в частности в культуре Халифа, а также в хаттских и хеттских ритуалах II-го тыс. до н. э. При этом леопард выступает как: В хеттских текстах описаны также люди, которые «пляшут подобно леоппаарду». Типологически близкое использование леопарда в качестве символического животного характерно также для ряда африканских традиций. Мифологический образ леопарда, как животного, на котором или в шкуре которого предстаёт герой, характерен для широкого ареала, примыкающего к Восточному Средиземноморью (Греция, Армения, Грузия). Вероятно, фольклорный образ героя в шкуре леопарда восходит к более архаической символике членов тайного общества «людей-леопардов», известны, в частности, у ряда африканских народов, связанной, в конечном счёте, с тотемическими представлениями. Символ леопарда или барса как священного животного использовался также в западноевропейском средневековом эпосе и литературе. СодержаниеЛеопард используется в качестве одного из четырёх (наряду с носорогом, слоном и буйволом) священных животных, изображаемых во время обрядовых плясок. Известны боги африканской мифологии, представляющиеся в образе леопарда, например, Торе у пигмеев бамбути и др. В Бенине и других древних африканских государствах священных леопардов держали под надзором особых должностных лиц при дворцах правителей, имевших титул «леопард дома». Погребальные обычаи африканских народов обнаруживают сходство с обычаями древних египтян: В Древнем Египте шкура леопарда служит символом жреца (ведущего ко входу в гробницу). Прослеживается связь леопарда с похоронным ритуалом: В леопардовую или барсовую шкуру у Гомера облачены Менелай и другие герои на поле боя. В армянском мифе [8] рассказывается о трёх близнецах, рождённых на священных барсе, льве и драконе. Руставели, видимо, опирался при написании поэмы «Витязе в барсовой шкуре» на более ранние фольклорные прототипы. Символ греха, вожделения и жестокости, олицетворение дьявола и антихриста, второе лицо Сатаны. Иногда присутствует в сцене поклонения волхвов как символ необходимости воплощение Бога во Христе для искупления грехов человечества. Леопард всегда считался традиционной эмблемой Англии, символом постоянного стремления к свободе. В древности были уверены, что леопард, это порождение льва и пантеры — «pardus». В раннехристианских мифологии и искусстве леопард представлялся неведомо почему — морским чудовищем. В Откровении семиголовый и десятирогий леопард — символ главного греха, Антихриста, т. е. языческого Рима цезарей. Леопард в ряде мифов — мужская дружба. Леопард. Животное, священное для Бахуса («Картины», 1:19). Два леопарда иногда везут его колесницу (см. ТРИУМФ). Атрибут Диониса и аналог тысячеокого Аргуса. (СС 4) Символ верности и доблести (СС-5). Аналог тигра и пантеры по выраженности агрессии и могущества, но без солярного значения. В качестве атрибута Диониса, леопард приравнивается к тысячеокому Аргусу (4). Он символ свирепости и доблести (5). Леопард, подобно тигру и пантере, выражает качества агрессивности и могущества льва без его солнечного значения. ХРИСТИАНСТВО Леопард — символ греха и жестокости, а также символ дьявола и антихриста. Его иногда можно увидеть на изображениях поклонения волхвов, и это означает, что воплощение Бога во Христе было необходимо для искупления грехов человечества. — ЕГИПЕТ В образе леопарда почиталась богиня Мафдет; она была богиней наказания, но также и помощницей мертвых. В древние времена жрецы, ведущие ко входу (в гробницу) носили шкуру леопарда. Нагробные дощечки показывают, как просветленный умерший в накидке из шкуры принимает жертвоприношение. До времен Среднего царства на крышке гроба часто изображалась шкура леопарда. Возможно, обычаи африканских народов похожи на обычаи древних египтян. Жители одного северо-нигерийского племени хоронят своих умерших в леопардовых шкурах; в Лоанго княжеская похоронная повозка обвешивалась шкурами леопарда, а у шиллуков умерший правитель украшался только шкурой леопарда. — Похоть. Популярный объект для средневековых художников. В западном искусстве обычно изображалась в виде змеи или жабы. впившихся в женскую грудь или гениталии. Женские сексуальные желания казались церкви более отвратительными, чем мужские. Другие эмблемы п охоти: обезьяна, осел, медведь, боров, кот, петух, козел, заяц, лошадь, леопард, свинья, кролик, кентавр, сатир, минотавр, василиск, ведьма, дьявол и факел. Гордыня. В западном искусстве этот грех обычно изображался в виде женщины с павлином, а также львом или орлом — основными эмблемами земного и небесного мира. Библейское изречение «Погибели предшествует гордость, а падению — надменность» (Притчи Соломоновы, 16:18) стало причиной того, что гордыню изображали в виде всадника, упавшего из седла. Эта символика отражена в картине Караваджо «Преображение святого Павла» (1600), на которой изображен Савл (будущий апостол Павел), упавший с лошади по пути в Дамаск. Др угие символы гордыни — петух, падший ангел, леопард, зеркало, Вавилонская башня. (леопард, барс) — когда-то распространенный во всей Передней Азии и в районах Северной Африки хищный зверь, чья дикость и коварство, равно как и боевые качества самки, часто упоминаются в античных свидетельствах. К сказочным элементам принадлежит сообщение, что пантера испытывает мучительную страсть к вину и употребляет человеческие экскременты, чтобы предохранить себя от отравления аконитом. Многие герои носили леопардовые шкуры (Орфей. Ясон, Антенор), и этот зверь входил в свиту бога вина Диониса, богини любви Афродиты, волшебницы Цирцеи и малоазиатской Кибелы. В Рим пантеры были ввезены в 186 до н.э. из Африки для звериных боев. В тексте раннехристианского «Физиологуса» утверждается, что этот зверь «из всех зверей наиболее дружелюбен, являясь лишь врагом змеи. От его голоса исходит очень сильное благоухание, и звери следуют за этим благоуханием его голоса и подходят к нему совсем близко». Подобно этому, говорится, Иисус Христос возвестил громким голосом благо миру, «и он стал для нас совершенным благоуханием, для тех, кто вблизи и вдали». Его одеяние, «пестрое, как одеяние леопарда», украшают девственность, чистота, милосердие, вера, добродетель, согласие, мир, великодушие, и он — враг отверженного змея. Вымысел, что пантера, насытившись, возвращается в свою пещеру и спит там три дня и только после этого подает свой благоухающий голос, сделал её также животным, символизирующим Христа. В различных текстовых версиях «Бестиария», средневековой книги о животных, дополнительно говорится: только дракон, услышав голос леопарда, наполняется страхом и скрывается в пещерах, и «там он цепенеет, потому что он не в силах выносить его запах. Так и Христос, истинный леопард, спустился с неба, чтобы спасти нас от власти дьявольского дракона. После смерти он спускается в преисподнюю, ).ie заковывае) оолыцою дракона. » (Утеркирхер). В остальном «Бестиарий» широко воспроизводит символику значительно более ранних текстов «Физиологуса». Двойс’1 венная оценка леопарда (пантеры) существовала в Древнем Китае. В первую очередь он там считался крайне опасным, жестоким диким зверем, и его хвост водружался на боевых повозках как полевой знак. Красивая молодая женщина, если она была агрессивна, наделялась прозвищем «пятнистая пантера». Пантера вместе с сорокой благодаря игре слов означают на изображении радостную весть (пао: пантера, а также возвещать, хси: сорока, а также радость). Черни.ч пантера считается особенно опасной. В европейской геральдике леопард, которого по встречам в природе близко не знали, превратился в странное смешанное существо с чертами льва, дракона и быки, чье описанное в «Физиологусе» сладкое дыхание обозначается языками пламени. С 14 в. у него на передних лапах — копи ор.ш, а в 16 в. он изображается с языками пламени из всех отверстий тела. В этом виде он является гербовым животным Штирии. В окрестностях Боденского озера он изображается с расщепленными на задних лапах копытами, в Италии он имеет заячьеподобную юлову и называется со ссылкой на «Физиологус» также «la doice» — сладость. В Новом Свете леопарду соответствует полностью ему подобный ягуар, который, например, в Древней Мексике был символическим животным одного из ацтекских военных орденов (оцелот), равно как и символом 14-го из 20 суточных знаков календаря. У майя он называется балам (также титул жреца-предсказателя). Он изображается на глиняных сосудах часто вместе с усиками кувшинки или пронзается выпущенной стрелой бога планеты Венеры. В мифах южноамериканских племен он часто является охранительным духом шаманов; в рассказах доисторических времен этого региона большую роль играют также близнецы-ягуары. Леопард что означает как символВасилиса Премудрая запись закрепленаЛЕОПАРД В МИФОЛОГИИ Леопард, или барс, или пантера – вид хищных млекопитающих семейства кошачьих, один из четырёх представителей рода пантера, относящегося к подсемейству больших кошек. Первоначально леопард считался гибридом льва и пантеры, отсюда его название: leo – латинское название льва, pard – устаревший вариант слова пантера. Леопарды населяют большую часть Африки (кроме Сахары), южную половину Азии, Юго-Восточную Европу. Ещё недавно леопард водился на Кавказе, сейчас изредка встречается только в Закавказье, иногда – в Средней Азии, а чаще – в южной части Приморья. Интересно, что черная пантера – это леопард-меланист. Меланин – вещество, от которого зависит окраска животного. Его избыточное содержание, возникшее в результате мутаций, привело в данном случае к появлению черной пантеры. Мифологический образ леопарда появляется уже в неолитических культурах Малой Азии, где леопард (обычно их два) выступает как знак женского божества плодородия. На фресках и скульптурах Чатал-Хююка изображаются также люди и полузвери-полулюди в шкурах, похожих на леопардовые, в частности во время ритуального танца. Культовая значимость леопарда прослеживается и в более поздних археологических памятниках Малой Азии и смежных областей, в частности в культуре Халифа, а также в хаттских и хеттских ритуалах II-го тыс. до н. э. При этом леопард выступает как: женский символ плодородия; «животное богов», входящее в священные царские зверинцы; звериный (зооморфный) символа древнехеттского царя — в паре со львом. В хеттских текстах описаны также люди, которые «пляшут подобно леоппаарду». Типологически близкое использование леопарда в качестве символического животного характерно также для ряда африканских традиций. Леопард в мифологии В античном мире леопард был спутником бога Диониса (в римской мифологии – Бахуса), как творец и разрушитель в одном лице, а в искусстве два леопарда часто изображались запряженными в колесницу. В Делосе (Греция) была найдена мозаика с изображением бога Диониса верхом на леопарде. Пятна на шкуре леопарда часто ассоциировались со множеством глаз Аргуса, поэтому его называли Неусыпный Страж. В Древнем Египте в леопардову шкуру облачалась богиня-писец Сешат, заведовавшая ведением хроник, сбором дани и искусством счета. Здесь его пятна связывались, скорее всего, со звездным небом. Кроме того леопардовые шкуры упоминаются в Книге Мертвых, как часть облачения умершего в загробном мире. Леопард считался одной из ипостасей бога Сета, поэтому жрецы носили одежду из леопардовой шкуры на похоронных церемониях для демонстрации своей способности защитить мертвых от его злого влияния. У египтян леопард – эмблема Озириса. Египетские мистерии с леопардом это культы Сета, Изиды. темного начала. символ жестокости, зла, беспощадности, кровожадности и человеческих жертв. Все один в один с крокодильими мистериями. Ибо леопардами называли и водных чудовищ, что опять же смыкается с культами драконов/ящеров/рептилий. Пантеру и Исиду сближают не только пестрота внешнего вида. В каждой из них сосредоточена энергия космических рождений, и обе они источают волшебный запах. На миниатюрах средневековых бестиариев шкура пантеры разрисована яркими сочными красками. В этом можно видеть отражение глубинной памяти о сакральной пестроте. В средневековой бестиарной литературе пантера приобретает новые волшебные свойства, литературно связанные и с Ветхим, и с Новым заветом, а также и с талмудической литературой: «… Физиолог говорит о пантере, что имеет такое свойство: из всех животных она самое любезное и враг змею; многоцветна, как хитон Иосифа, и прекрасна; молчалива и кротка весьма. Когда поест и насытится, спит в логове. На третий день восстает ото сна и громким голосом ревет, крича. От голоса же ее исходит всяческое благоухание ароматов. И дальние и ближние звери слышат ее голос. И от голоса ее исходит всяческое благоухание ароматов. И следуя благоуханию голоса пантеры, звери приходят к ней. Толкование. Так и Господь наш Иисус Христос, в третий день восставший из мертвых, стал благоуханием для дальних и ближних миром. Как сказал апостол: «Многоцветна мысленная мудрость Спаса нашего Иисуса Христа». И в псалме говорится: «Стала царица одесную тебя в расшитом золотом одеянии, разодетая, разукрашенная». Но враг пантера отступнику змею, что в воде. Многоцветен Христос — он есть целомудрие, воздержание, милосердие, вера, добродетель, единомыслие, мир, терпение» (Александрийский Физиолог, 51). По мнению исследователя «Александрийского физиолога» А.Г. Юрченко, образ пантеры в мифологическом мироощущении изначально был сопряжен с воплощенным женским началом, то есть с образом богини-Матери. Связь между леопардом и Богородицей в сознании ранних христиан укреплялась еще и благодаря тому, что в греческом языке слово πάνθηρα (пантера) автоматически ассоциируется с паронимом παρθένα (девственница). Подобно тому, как мифическая пантера собирает вокруг себя всех животных, первосвященник облачается в одеяние, покрытое изображениями всех тварей. Разница лишь в том, что в ритуале символы животных сведены до уровня условных знаков. Отрицательное значение леопарда в христианской символической традиции основано на видении ужасного леопарда Даниилом и послании пророка: Господь открыл ему, что злодеи могут менять свою судьбу не более, чем леопард может менять свои пятна. Отсюда и связь между леопардом и сатаной, грехом и похотью. В христианстве – это дьявол, грех, второе лицо Сатаны, Антихрист, символ вожделения. В Азии и Африке леопардовая шкура была одеждой шаманов и колдунов и символизировала их превосходство над демонической силой этого хищника. Символ леопарда или барса как священного животного использовался также в западно-европейском средневековом эпосе и литературе (явление леопарда в пророческом сне героя «Песни о Роланде», видение барса, льва и волчицы в первой песне «Ада» Данте и др.). В армянском мифе рассказывается о трёх близнецах, рождённых на священных животных – барсе, льве и драконе. В Передней Азии и Северной Африке пантера – символ коварства. Леопард в Средние Века в Европе вообще был скорее мифическим животным, леопардов-пантер изображали на гербах, иногда в виде многосоставчатых химер, а иногда и откровенных бескрылых драконов. Леопард считается символом храбрости в европейской геральдике, так же как и в Китае. В геральдике леопард олицетворяет храбрость, стремительность, активность. По символическому значению в гербах, самые любимые животные – лев и леопард. Их изображения отличаются позами: если лев ступает на три лапы, а его голова повёрнута на зрителя, его следует называть леопардом. Леопард является военной английской эмблемой. Мифологический образ леопарда, как животного, на котором или в шкуре которого предстаёт герой, характерен для широкого ареала, примыкающего к Восточному Средиземноморью (Греция, Армения, Грузия). Вероятно, фольклорный образ героя в шкуре леопарда восходит к более архаической символике членов тайного общества «людей-леопардов», известных, в частности, у ряда африканских народов, связанной, в конечном счёте, с тотемическими представлениями. Черный континент как был загадкой, так ею и остался. Африка не спешит раскрывать свои секреты, которые хранят и заносимые песком пустынь египетские пирамиды, и стены столицы Мономотапы, торговавшей с Индией и Китаем, и тайные общества людей-оборотней, которые, как оказалось, не всегда и оборотни. Тайных обществ в этой части света действительно много: люди-леопарды, люди-змеи, люди-крокодилы, люди-львы и т.д. В доколониальной Африке подобные структуры играли роль своеобразной тайной полиции в руках вождей и шаманов племени, с помощью которых «решались» различные спорные вопросы. Есть мнение, что они также осуществляли и, скажем, «мафиозные» функции — от единичного устранения неугодных заказчику персон до выколачивания налогов из целых областей. Или запугивания селений одного вождя для того, чтобы они перешли «под руку более достойному», который может обеспечить безопасную охоту в лесу для мужчин и спокойную работу на полях для женщин. Исторически так сложилось, что членов этих религиозно-политических организаций европейцы привычно и скопом причисляют к оборотням. Особенно ярким примером такого европоцентричного и неаккуратного обращения с понятиями являются люди-леопарды, наиболее известные у нас как аниото. Практически каждая вторая статья, посвященная оборотничеству, после вводных слов о том, что «превращение человека в животное — очень распространенный факт в мифологиях разных народов мира», в свободном порядке дает перечисление персонажей, которые уже считаются «классическими» оборотнями: европейские волколаки и вервольфы, северные оборотни-медведи (здесь обязательно о берсерках поминают), китайские лисы, разные японские хэнгэ (кицуне, тануки, бакенэно и так далее), и африканские люди-леопарды по имени аниото. Характерно, что если относительно подавляющего большинства всех этих существ имеется более или менее подробная информация, описывающая и подтверждающая их оборотническую природу, то о людях-леопардах все материалы исчерпываются тем, что аниото — «в поверьях коренного населения Конго и Нигерии оборотни-леопарды». Вот, собственно, и все. Но, как бы то ни было, большинство африканцев совершенно серьезно говорят о том, что некоторые люди способны превращаться в леопардов. Такие возможности числят в первую очередь за старыми шаманами и за потомками «брачных» связей между человеком и богом-леопардом. Видимо, под руководством этих персон и простые люди могут становиться оборотнями. По крайней мере, лидеры тайных обществ зверей-оборотней претендуют на то, чтобы с помощью определенных трав и кореньев, а также некоторых магических процедур превращать своих последователей в животных. Вера в такие практики широко распространена среди той части африканских племен, которые практически не встречается со львом. Для них самый опасный хищник — леопард. Сравнение ареалов распространения льва и леопарда, наложенных на политическую карту Африки, дает нам почти все западное побережье Центральной Африки — от Сьерра-Леоне до Республики Конго и даже Уганды. Показательно также, что вся эта территория населена племенами нигеро-конголезской языковой семьи группы А (к которой в данном случае следует отнести и северную часть бантуязычных африканских племен). Известные региональные наименования людей-леопардов укладываются в обозначенное пространство: Вахокохоко — Уганда и Бенин; Багенге, ньенгват или баймам — Камерун; Аниото — Конго (бывший Заир) и Нигерия. Последнее на языках банту обозначает леопарда и представляет собой самое известное наименование людей-леопардов. Только известность эта не совсем такая, какой ее пытаются сформировать современные люди-леопарды. Обычно большинство людей-леопардов вели нормальную жизнь, и только по ночам, изредка совершали нападения на людей. Нападая на одинокого лесного путника, люди-леопарды железными «когтями» сразу разрывали ему яремную вену, после чего уже всем сообществом вырезали у жертвы сердце, печень и тонкий кишечник, а остальное тело разрезалось на мелкие кусочки, чтобы было невозможно опознать несчастного. Люди-леопарды утверждали, что такие ритуальные убийства они совершают по велению предков в том случае, когда благополучию общины что-то угрожает. Например, когда умирал вождь и претенденты начинали ссориться, пытаясь выяснить, кому принадлежит право преемства, то такие разногласия, несомненно, сказывались на состоянии деревни. Чтобы сделать общину такой же здоровой, как прежде, предки приказывали приступить к ритуальным убийствам, чтобы таким образом запугать соплеменников и заставить их поскорее принять решение о том, кто будет у них следующим вождем Вот вам и африканские люди-леопарды. Непонятно, кто они больше — люди или леопарды. Но от оборотня в них немного, по крайней мере в европейском варианте. Леопард, лев и другие талисманыЛеопард Леопард – прекрасное, грациозное, стремительное животное. Леопард ассоциируется со стремлением к свободе. Является символом бесстрашия, свирепости, смелости. Леопард определяется как власть, скорость, велтчте. Будда Скарабей Хáмса Здезда Давида
|