лепестки на руле для чего если автомат
Что такое подрулевые лепестки: устройство и принцип работы
Идея разместить рычаги переключения передач на руле серийного автомобиля пришла из автоспорта. В конце 80-х годов прошлого века гоночные болиды Формула-1 начали оснащать электромеханическими системами переключения передач. Первой формульной командой, выпустившей из паддока болид с лепестками, стала Ferrari. С тех пор лепестки закрепились в конструкции гоночных автомобилей. Со временем они появились и на гражданских авто.
Распространению лепестков предшествовало и появление системы типа Tiptronic.
Эта дополнительная опция автоматической коробки передач позволяет водителю изменять передаточные числа по своему усмотрению. Момент переключения выбирает водитель, а реализацией занимается Tiptronic. Селектор АКПП оснащенных Tiptronic имеет дополнительную колею, куда можно переместить рычаг, тем самым активируя ручное переключение передач. Такие коробки появились в 1990 году на 911-ой модели Porsche.
Устройство и принцип работы
По сути, такие лепестки – это два пластиковых рычага, нажимая на которые можно менять передачи. Размещаются они на рулевой колонке, что очень удобно как для водителя, так и для пассажира.
Преимущества подрулевых лепестков можно прочувствовать и при динамичном движении, к примеру, когда необходимо ускориться для обгона. В этом случае «автомат» будет переключать передачи в обычном режиме, а использование лепестков позволит раскручивать двигатель, меняя передачу на пике его мощности, что повысить интенсивность ускорения.
Учитывая, насколько часто происходят ДТП именно при обгоне, подрулевые лепестки действительно кажутся глотком свежего воздуха для автомобилиста.
Нажатие на рычаг передает сигнал блоку управления, который активирует соленоиды автоматической коробки и происходит смена передаточного числа. Водитель выбирает только момент переключения, а сам процесс изменения передачи осуществляется электроприводами под управлением компьютера. Отсутствие приводов непосредственно к лепесткам позволяет разместить их где угодно, но самое удобное расположение – именно подрулевое.
Существуют и вариации подобных систем:
Автомобили Mazda 6-ой серии оснащают рулевое колесо не только двумя лепестками, но и рычагами понижения передачи с каждой стороны. Делается это для того, чтобы водитель мог и повысить и понизить передачу, используя только одну руку.
Активация режима ручного переключения в разных конструкциях может осуществляться нажатием на лепестки, либо выбором данного режима на основном селекторе. Если подрулевые лепестки не используются водителем в течение определенного времени, то некоторые системы могут автоматически переводит коробку в режим автоматического переключения.
Подрулевые лепестки для МКПП
До недавнего времени, при упоминании подрулевых лепестков не приходилось думать о каком типе коробки передач идет речь. Однако инженеры американской компании Master Shift изменили правила игры. На тюнинг-шоу SEMA в Лас-Вегасе, в 2012 году была представлена система, которая позволяет заменить ручную коробку передач, на трансмиссию с электронными подрулевыми лепестками. Машина при этом остается с тремя педалями, но привычный рычаг МКПП не используется. Суть изобретения в том, что блок привода соединяется с коробкой через переходники. Под педалью сцепления устанавливается датчик, который фиксирует момент размыкания дисков сцепления. Щелчком лепестка выбирается нужная передача, затем электроника ждет нажатия на сцепление, и как только осуществляется разъединение дисков, электропривод подводит нужную ступень и водитель смыкает диски, отпуская педаль.
Разработчиками предусмотрены особые системы, которые блокируют электропривод при выборе передачи заднего хода при движении вперед со скоростью свыше 1,6 км/ч.
Вполне возможно, что вскоре автомобили с подобной системой переключения передач выйдут в серийное производство.
Полезно? Лайкаем и делимся со своими подписчиками!
Подрулевые лепестки. Самая полезная опция
Хочу написать о подрулевых лепестках Аутбэка (они же шифтеры для переключения передач, Paddle Shifters), очень уж нравится мне эта опция. Это не отчёт об установке — на моей машине они есть с завода, а опыт использования для тех, кто сомневается, внедрять их себе или нет. Хорошие отчёты об установке есть здесь, здесь и здесь.
Многие считают, что лепестки стоят только на 3-литровых Аутах. Это не так, на рестайлинговых 2,5 тоже встречаются (только это опция, а не базовая фича, как у трёшки), причём вне зависимости от типа АКПП (TZ/TV), наличия системы стабилизации VDC и ещё чего-либо. Видел лепестки даже на достаточно «пустых» комплектациях с тканевым салоном.
Итак, про использование. В отчётах читал, что многие лепестками балуются 1–2 дня и забывают про них. Либо используют только при езде по трассе. Всё индивидуально, конечно, но лично я пользуюсь ими в городе каждый день для торможения двигателем и нахожу это очень удобным. Я не любитель рваного стиля езды с резкими торможениями, а в логике работы нашей старой 4-(с)тупой коробки такое понятие, как торможение двигателем, отсутствует в принципе. Лепестки помогают это исправить: скидываем одну-две передачи перед светофором, и подъезжаем к стоп-линии уже почти без инерции. Автомат отрабатывает переключения вниз быстро и плавно.
Ещё один сценарий использования лепестков — динамичное прохождение поворота. Опять же, вместо оттормаживания переходим на пару передач вниз и уверенно чертим дугу под небольшим газом, находясь на выбранной передаче. Очень приятная штука для тех, кто хочет получать удовольствие от вождения.
Ну и трасса, конечно. Есть у нашего древнего автомата такой грешок, как задумчивость. Когда нужно резко ускориться при обгоне, он сперва тупит секунду, а затем может скинуть вниз сразу 2 передачи. Стрелка тахометра летит вверх, мотор ревёт как дурной, но за это время возможность для обгона может уже исчезнуть. По-дурацки получается, прямо скажем. С лепестками за секунду до ускорения просто переходим одним движением пальца с четвёртой на третью (удобно совмещать с включением поворотника той же рукой) и бодро обгоняем без всяких затупов.
Кто-то наверняка заметит, что выбирать передачи можно и без лепестков, дергая селектор в спортивном режиме. Можно, да. Только по удобству это ближе к МКПП уже, с соответствующей потерей времени и убиранием руки с руля. Да и не нужен большинству спорт-режим постоянно, а нужно лишь иногда подсказать АКПП, что делать. Поэтому лепестками пользоваться намного удобнее и органичнее. Через несколько секунд после принудительного выбора передачи лепестками коробка возвращается в автоматический режим.
Отдельно отмечу стационарную установку лепестков (они не вертятся вместе с рулём), которую некоторые ругают. Мне кажется, именно так и должно быть — ты всегда знаешь, где они находятся, а не ищешь пальцами на баранке. А большой размер лепестков позволяет щёлкать их почти из любого положения рук на руле. Кстати, лепестки алюминиевые, а не пластиковые — приятно холодят пальцы летом. Зимой, возможно, будет не так приятно 😉
Бюджет самостоятельной установки лепестков начинается от 2,5 тысяч рублей, готовых комплектов (вместе с обшивкой рулевой колонки, которая для лепестков отличается) в интернете достаточно. Мне кажется, за такой прайс это чуть ли не самый полезный тюнинг Аутбэка, который убирает почти все претензии к работе 4АКПП.
UPD: В комментариях многих заинтересовало первое фото: там лепестки стоят одновременно с кнопками переключения на руле, чего с завода быть не могло. Я нашел форум, откуда родом это фото, вот ссыль: legacygt.com/forums/showt…ddle-shifters-241059.html
В двух словах: автор пишет, что в повороте переключаться кнопками невозможно (неудобно), поэтому он заморочился и заколхозил себе лепестки, чтобы было, как на Феррари 😉
«The Ferraris are mounted stationary as well. The buttons are completely useless if you have to shift mid turn. The paddles are mounted on the housing because they’ll always remain in one position so if you need to shift when your steering is full lock you’ll know where each paddle is all the time».
Подрулевые лепестки. Ура! Нашла где нажимать!)))
Всем привет. Продолжаю изучать и осваивать мою Сузуки Юку и делиться с Вами честно сложностями и достижениями, не стесняясь даже моментов, где я тупила… ) Ну, как есть, так и рассказываю.
Автоматическая коробка. Как же я переживала и готовилась морально пересесть на неё с механики… Очень меня настораживало, что не смогу я контролировать машину полностью, управлять её мощностью по-потребностям и согласно обстоятельствам… Узнала я, что есть у неё и механический режим управления с переключением скоростей подрулевыми лепестками, и стало мне как-то спокойнее… Но с этим тоже предстояло разобраться, научиться и привыкнуть. Пока шла обкатка, я не сильно заморачиваласть с этой темой, ибо ездила в основном по городу, где экстримальные разгоны без надобности и на дальняк пока не собиралась. Но подрулевые лепестки мне эти покоя не давали. Теорию всю про их работу изучила по инструкции, но в деле не пробовала… Лепестки эти расположены сверху под центральной частью руля слева и справа,
мои длинные пальцы до этих выступов легко достают. Тогда я ещё не знала, что это только видимая их часть…:-) Несколько раз пыталась я на эти выступающие части со значками нажимать, тянуть на себя, как написано в инструкции, а не нажимаются они никак. Пробовала и на скорости — ни фига!:(((
На ТО-0 спросила у мастера, почему не нажимаются, может там какие-то ограничители нужно снять? Он пожал плечами, удивился, ответил, что должны они легко нажиматься, но показывать не стал, а я не настояла… И проблема осталась, и покоя не давала. Почему не нажимаются? Силу прикладывать глупо, должен быть щелчок, а нет его.
Однажды на парковке, прогреваясь перед поездкой, поделилась со штурманом моим я проблемой своей…
Хочу, мол, опробовать лепестки ручного переключения передач, а они не нажимаются, ну никак не хотят…:-) Ему-то сбоку с пассажирского сидения видно, что угловатый выступ со значком «+» имеет продолжение вниз за рулевое колесо, а мне спереди этого не видно. Он мне на это указал, и стало понятно где нажимать надо! Поржал, конечно, надо мной. Ну и ладно. Главное — результат! Ура! Лепестки работают отлично и опробованы уже, и освоены мной вполне на трассе. О чём расскажу в следующем повествовании о нашей недавней поездке в Приозерск ради завершения мной обкатки. Теперь мне никакие ситуации не страшны.
Сомневаюсь я, конечно, что кто-нибудь ещё так тупил с лепестками этими, но видео на радостях сняла о том, как их нажимать:
Всем спасибо за внимание и за понимание.;-) Думаю, повеселила я Вас.)))
Подрулевые лепестки переключения передач: что это и как их использовать
В некоторых новых машинах вместо привычного рычага можно увидеть подрулевые лепестки, с помощью которых осуществляется переключение передач. Они представляют собой маленькие рукоятки, удобно расположенные под рулём.
Чаще всего такое нововведение можно обнаружить в спортивных скоростных автомобилях. Первопроходцем в модернизации этой системы стал концерн Ferrari — лепестки под рулем обеспечили гонщику преимущество, так как ему не пришлось отвлекаться от руля, чтобы изменить скорость.
Как работают подрулевые лепестки
Лепестки предназначаются для КПП, работающей на электронике, поэтому их можно размещать, где вам удобно, но производители по умолчанию ставят их под руль, считая, что это оптимальное место.
Когда вы оттягиваете рукоятку, электроника посылает сигнал катушке индуктивности трансмиссии, и скорость переключается. Такая система предусмотрена в машинах с двумя сцеплениями. От лепестков можно отказаться, если вам неудобно, и пользоваться привычной автоматикой – машина сама отключает их, когда они долго не задействуются в управлении.
Как пользоваться лепестками
Многие водители, сменившие машину на более современный вариант, не знают, как правильно пользоваться лепестками, и просто отключают ручной режим, возвращаясь к автоматике. У каждого автомобиля собственные нюансы управления, но основные принципы одинаковы.
Как пользоваться стандартными подрулевыми лепестками:
Со второй передачи можно выбрать любую скорость, не касаясь сцепления, а только нажимая на лепестки. Они могут не реагировать на запросы в нескольких случаях:
Теперь в общих чертах понятно, для чего нужны подрулевые лепестки и как ими пользоваться. Но у каждой марки автомобилей есть свои особенности, о которых стоит узнать, прежде чем садиться за руль и ехать на дальнее расстояние.
К преимуществам лепесткового управления можно отнести удобство и безопасность, легкость в переключении скорости. Машины с подобной системой легко осваиваются новичками в вождении.
Что касается минусов, то основной из них – цена. Также опытным водителям не нравится, что за них все делает программный робот – лепестки, создают лишь иллюзию самостоятельного управления, которая сильно отличается от настоящего ручного и, тем более, от механической коробки передач. Многим нравится самим управлять автомобилем, а не полагаться на автоматику.
Вариатор и подрулевые лепестки. Лайфхак для трассы.
Лайфхак очень простой: Левый лепесток + кикдаун.
А вот смысл его, наверное, нужно объяснить.
У меня комплектация с подрулевыми лепестками. Специально её искал, поскольку рассчитывал ездить «как на механике», но не снимая рук с руля.
Однако жизнь оказалась прозаичнее — режим псевдомеханики оказался бесполезен (см. предыдущий пост: Езда на вариаторе после механики. Личные ощущения.).
Соответственно, и лепестки стали бесполезными :-(( А я так долго выискивал именно такую комплектацию… :-((
Но потом применение неожиданно нашлось. Причём, спасающее в самый напряжённый момент.
Но сначала — про алгоритм работы лепестков.
В ручном режиме левый лепесток понижает передачу, правый — повышает.
Но интересно то, что лепестки работают и в автоматическом режиме: Если щёлкнуть любым из лепестков в режиме «D», то коробка переключается в ручной режим и смещается на 1 передачу вниз или вверх (смотря каким щёлкнешь). Через 7…10 сек после последнего щелчка лепестками коробка сама возвращается в «D». До этого момента можно ехать в «псевдоручном» режиме, управляя лепестками. Если хочется вернуться в «D» раньше, то просто быстро переключаешь селектор в «M» и возвращаешь обратно в «D».
Так вот, когда баловался с ручным режимом совершенно случайно заметил, что если одновременно сделать щелчок левым лепестком (т.е. «вниз») и нажать кикдаун, то коробка отрабатывает ускорение практически без паузы.
И это пригодилось при обгонах на трассе, когда нужно было резко ускоряться со скорости километров 100 в час. Собственно было это пару-тройку раз за 7000км путешествия на юга, когда обгоняемое авто (точнее, гений-водитель) решал, что «как это можно его обгонять?!» и начинал ускоряться. А мне уже и деваться некуда от встречного. Вот тогда ускорение без паузы реально помогло.
Причём один раз пришлось щёлкнуть вниз даже 2 раза. Коробка сразу набрала под 6000 оборотов и ускорение было приличным.
Это лайфхак имено для лепестков, потому что сделать то же с селектором КПП не получится по времени — пока возьмёшь его в руку, пока переключишь в «М», пока щёлкнешь на 1 вниз…