лермонтов эпиграммы автор название о чем главная мысль стихотворения
Анализ стихотворения «Поэт» М. Ю. Лермонтова
Автор: Guru · 25.07.2018
Каждого человека в определённый момент жизни начинает мучить вопрос своего предназначения, важности результатов проделанного труда для общества. Для творческих людей этот вопрос стоит еще острее, ведь, становясь кумирами миллионов, они чувствуют особую ответственность перед читателями. Исключением не стал Михаил Юрьевич Лермонтов, который в стихотворении «Поэт» представляет своё видение предназначения поэта и поэзии.
История создания
Ключевым этапом в творческой жизни Лермонтова становятся 1837-39 годы. В это время он пишет первое значимое произведение, открывшее ему двери в свет и сформировавшее вокруг него определённую литературную репутацию, — «Смерть поэта», приуроченное к гибели Пушкина. После литературного успеха на молодого поэта возлагаются огромные надежды, которые он с гордостью оправдывает, выпуская свои известнейшие произведения.
В это же время Михаил Юрьевич ищет своё предназначение в поэтической жизни, чему посвящает стихотворение «Поэт», написанное в 1838 году.
Жанр, направление и размер
Отнести данное произведение к какой-либо жанровой принадлежности сложно: можно рассматривать как послание (обращение к определённому лицу или группе лиц).
Стихотворение относится к философской лирике. Он излагает своё собственное мнение о предназначении поэта, и каждый сам решает, соглашаться с ним или нет.
Композиционно произведение делиться на две части с неким объединением в конце (первая состоит из шести четверостиший, вторая из пяти), написанные перекрёстной рифмой с чередованием шестистопного и четырёхстопного ямба.
Образы и символы
В произведении фигурирует два главных образа: грозный кинжал, ржавеющий в пыли, и поэт, утративший своё предназначение. Их на протяжении всего стихотворения сравнивает автор, показывая их схожую участь — уйти в забвение или висеть на потеху без практического применения.
Темы и настроение
Основная мысль стихотворения – утрата юными поэтами их истинного назначения. Тридцатые годы XIX века — время, когда общество находится в застое, для молодых людей отсутствуют духовные и нравственные идеалы, Лермонтов это чувствует и, как истинный творец, не принимает происходящего.
Стихотворение «Поэт» — протест инертному обществу, в нём красной нитью проходит главная мысль о высоком предназначении поэта, смысл деятельности которого сводится к борьбе с застоем умов и падением высоких нравов в обществе.
Средства художественной выразительности
В основу произведения положено развёрнутое сравнение: поэт и кинжал сопоставляются по своему прямому назначению. Язык настоящего стихотворца, как и остриё рабочего кинжала, способен наносить точные удары по проблемам общества. Однако бездействующий клинок и подкупный, равнодушный или же пустоголовый рифмоплет выполняют только декоративную функцию.
В стихотворении также использовано большое количество эпитетов (кинжал – золотой, надежный, таинственный, заброшенный, бесславный и безвредный). Поэт – мыслей благородных, осмеянный пророк, простой и гордый язык. Эти средства выразительности способствуют более острому восприятию сопоставляемых понятий.
В финале произведения Лермонтов использует метафору, сравнивая ветхий мир, прячущий морщины под румяна, со своим временем, в котором он жил и творил.
Среди других изобразительно-выразительных средств можно отметить аллитерацию (была б ему богатая резьба), инверсию (наезднику в горах служил он много лет) и риторические вопросы.
Стихотворение «Дума», анализ которого представлен ниже, является одним из самых известных и значимых творений Михаила Лермонтова. Название произведения полностью вписывается в определение думы. Весь стих представляет собой размышление поэта о тщетности бытия своего поколения, о его бесчувственности и безразличии к жизни.
Идея и краткое содержание стихотворения «Дума» является отражением мыслей поэта, его наблюдений и сокровенных переживаний. И по сей день это произведение является образцом классической поэзии, на долгие годы оставив след в русской литературе.
История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова
Михаил Лермонтов написал «Думу» в 1838 году. Первая публикация состоялась через год в «Отечественных записках».
Поводом для написания этого произведения послужило знакомство поэта с бывшим участником декабристского движения. Это произошло во время ссылки поэта на Кавказ, в год написания стихотворения.
Михаила до глубины души поразила верность идеям и непоколебимость убеждений его нового знакомого, которые так отличали его от прежнего окружения поэта, безразличного ко всему окружающему.
Основная тема стихотворения «Дума»
Основной темой и кратким содержанием произведения являются размышления о бессмысленности жизни человека, который не способен чувствовать, понимать искусство, сопереживать и признавать Бога.
В произведении заложена идея невозможности жизни без понимания своего предназначения и жажды оставить после себя след для будущих поколений.
Автор призывает читателя отринуть сытую жизнь, построенную на «ошибках отцов» и взять судьбу духовного наследия в свои руки.
Жанр, направление и композиция
Жанр стихотворения — элегия с элементами эпиграммы и сатиры. По уровню влияния на читателя и жанровым признакам имеет направленность философско-гражданской лирики.
Композицию произведения составляет четыре строфы, связанные между собой единой темой. Исповедь автора ведется от второго лица и является печальным размышлением лирического героя.
Первая строфа стиха освещает открывшиеся лирическому герою проблемы его поколения. Во второй он ищет их решение, обращаясь к событиям прошлого.
Третья строфа выражает осуждение героем свой жизни и причастности к этому потерянному поколению. Четвертая строфа — попытка взглянуть на свое поколение глазами будущих потомков.
Стихотворный размер
В основе произведения лежит шестистопный ямб, чередующийся с четырехстопным и пятистопным с перекрестной рифмовкой. Художественные приемы и разнородные рифмы придают стихотворению эмоциональность и сумбурность.
Средства художественной выразительности
Произведение богато средствами художественной выразительности, которые придают строкам мелодичность и неторопливость, свойственную раздумьям. Поэт особенно часто использует эпитеты, сравнения и метафоры.
Эпитеты — «презренные рабы», «поздний ум», «бесплодная наука», «насмешкой горькою», «бесполезный вклад», «тощий плод», «толпой угрюмой». Все они имеют негативную эмоциональную окраску и задают настроение произведения.
Метафоры — «чаша наслаждения», «огонь кипит в крови». Также автор выражает равнодушие и безучастие к жизни, которая подобна «на празднике чужом».
Сравнение «жизнь томит как ровный путь без цели» выражает отстраненность от всех эмоций и переживаний.
Заключение
Литературные и стилевые особенности, присущие всей поэзии Лермонтова, делают это произведение образцом гражданско-философской лирики. Автор затрагивает остросоциальные проблемы, актуальные и для взрослых читателей, и для учащихся младших классов.
Образ лирического героя, посыл и главная мысль стихотворения призваны пробудить в сердцах читателей желание к переменам и решимость взять свою судьбу в свои руки, чтобы жизнь не прошла мимо тускло и бессмысленно.
Эпиграммы М.Ю. Лермонтова на уроке литературы в 6-м классе
Разделы: Литература
Эпиграммы М. Ю. Лермонтова на уроке литературы в 6 классе
Изучая поэтическое творчество М. Ю. Лермонтова в 6 классе, учащиеся знакомятся с новым жанром – эпиграммой. Я работаю по программе Т. Ф. Курдюмовой, которая предлагает рассмотреть эпиграмму как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов. К сожалению, материал учебника недостаточен для проведения целого урока по данной теме, довольно сложной для 6-классников, но и интересной, поэтому я предлагаю свою разработку такого урока.
1. Познакомить 6-классников с новым поэтическим жанром, способствующим острой постановке нравственных вопросов.
2. Совершенствовать навыки сравнительного анализа и выразительного чтения лирических произведений.
3. Развивать творческие способности учащихся.
1. Портрет М. Ю. Лермонтова
2. Портрет Ф. В. Булгарина
3. Карточки для самостоятельной работы учащихся (см. Приложение 1).
(На уроке может быть использована презентация – см. Приложение 2)
Ход урока.
I. Повторение предыдущей темы и проверка домашнего задания (на прошлом уроке мы говорили о биографии и основном мотиве лирики поэта):
II. Знакомство учащихся с новым жанром лирики:
1. Работа с материалами учебника.
В учебнике литературы 6 класса (Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Дрофа. Москва. 2003 г. Автор-составитель Т. Ф. Курдюмова) учащиеся читают эпиграмму Лермонтова:
Тот самый человек пустой,
Кто весь наполнен сам собой.
Затем знакомятся со статьёй учебника на стр. 116. и определением:
Эпиграмма – жанр лирической поэзии, чаще всего остросатирического содержания; бывает очень краткой и обычно состоит из одной строфы.
1) Как вы поняли смысл эпиграммы?
2) Что такое эгоизм? Сравните с толкованием в словаре: ЭГОИЗМ (франц. egoisme, от лат. ego — я), себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и т. п.
3) Можно ли утверждать, что чувство одиночества поэта напрямую связано с его эгоизмом? Ответ подтвердите, опираясь на материал статьи учебника.
Россию продаёт Фадей
Не в первый раз, как вам известно,
Пожалуй, он продаст жену, детей,
И мир земной, и рай небесный,
Он совесть продал бы за сходную цену,
Да жаль, заложена в казну.
Булгарин Фаддей Венедиктович—писатель. Окончив Сухопутный кадетский корпус в 1806 г., Булгарин определился в уланский Государя Цесаревича полк, принял участие в кампании 1806 — 1807 г. Возвратившись из похода, Булгарин сочинил сатиру на полкового командира, за что его перевели в Кронштадтский гарнизонный полк, из которого в 1810 г. он перешел в Ямбургский уланский полк. В 1811 г. Булгарин был уволен из полка с плохой аттестацией, опустился нравственно, дошел до кражи, жил милостыней, пока не определился в польский легион Наполеона рядовым в полк, находившийся тогда в Испании. В рядах французской армии Булгарин принял участие в кампании, достигнув капитанского чина. В 1814 г. Булгарин был взят в плен прусскими войсками; после войны возвратился в Варшаву, из которой переехал в Санкт-Петербург, где ему было разрешено поселиться. С 1825 по 1859 годы издавал газету “Северная пчела”. Булгарин известен своей борьбой против А. С. Пушкина и писателей его круга. В 1837 г. под именем Булгари-на вышла в свет книга, которая не имела успеха, её не покупали. В связи с этим Булгарин напечатал в “Северной пчеле” объявление, где широко рекламировал эту книгу. Данное событие и послужило поводом для возникновения лермонтовских эпиграмм.
3. Самостоятельная работа “Найди эпиграмму”.
Учащимся предлагается выразительно прочитать данные отрывки и определить, какое из стихотворений является эпиграммой:
(И. А. Крылов. Слон на воеводстве. Басня)
Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог.
Конечно, голова в почтеньи меньше ног.
(А. П. Сумароков. Эпиграмма.)
III. Творческое домашнее задание (на выбор):
2. Найдите (в периодической печати, в поэтических сборниках) эпиграммы современных поэтов.
IV. Выводы по уроку:
1. Какие чувства выражает поэт в эпиграммах?
2. Как вы думаете, с какой целью создаются эпиграммы?
3. Актуален ли этот жанр в современной поэзии? Свой ответ аргументируйте.
Анализ стихотворения «Смерть поэта» (М.Ю. Лермонтов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 26.09.2019 · Обновлено 26.09.2019
Михаил Юрьевич Лермонтов не раз обращался к теме несправедливости и поэзии в своих произведениях. Он тонко чувствовал настроения общества. Не стало исключением и одно из самых его знаменитых стихотворений — «Смерть поэта», разбор которого Вам предлагает Многомудрый Литрекон.
История создания
История написания стихотворения «Смерть поэта» — это довольно интересные факты, которые проливают свет на истинные мотивы автора:
Жанр, направление, размер
Жанр стихотворения «Смерть поэта» – сочетание сатиры (эпиграммы) и элегии. Посыл произведения грустный и мрачный, в нем затронуты серьезные философские проблемы, но в то же время автор едко и насмешливо критикует светское общество, что больше свойственно эпиграмме, чем элегии. Присутствуют и черты оды: поэт использует множество восклицательных знаков и риторических вопросов, а также употребляет высокопарную лексику, свойственную жанру оды.
Творчество Лермонтова традиционно причисляют к романтизму: и по хронологическим рамкам, и по содержательно-тематическому комплексу. Стихотворение «Смерть поэта» наполнено традиционными для романтизма мотивами — бунтом, протестом и осуждением общества.
Стихотворение «Смерть поэта» состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет собственный размер: первая часть – четырёхстопный ямб, вторая – разностопный: пяти-, шестистопный ямб.
Образы и символы
Образ Пушкина в стихотворении «Смерть поэта» — это образ гения, отвергнутого толпой. Его «свободный, смелый дар» гнали, а пожар сердца раздували на потеху. Пушкин в изображении Лермонтова — бунтарь, который «восстал против мнений света». По мнению автора, его обманули, и сам творец напрасно доверился «ложным словам». Ему не стоило входить в светское общество, потому что оно не стоило его таланта.
Поэт аллегорически описывает судьбу Пушкина. Свинец в груди – образ смерти Пушкина-дуэлянта (правда, пуля попала ниже).
Так же появляется образ «ничтожных клеветников», то есть тех, кто порочил имя Пушкина и его жены и поддерживал его убийцу. Эти люди лицемерием добились доверия поэта и специально привели его к трагическому исходу. По мнению автора, их ждет жестокая кара, от которой их не убережет «злословие». Грозный божий суд сулит наказание для тех, кто посмел поднять руку на поэта.
Не остается незамеченным и образ его противника и убийцы – Дантеса: «Смеясь, он дерзко презирал чужой земли язык и нравы». Лермонтов характеризовал его как человека «с пустым сердцем».
В конце стихотворения присутствует антитеза: чёрная кровь клеветников и праведная кровь самого поэта. Лермонтов резко разделяет людей: одни отравляют жизнь другим, потому что сами отравлены желчью и злобой.
Темы, проблемы и настроение
Главная мысль
Основная идея Лермонтова в стихотворении «Смерть поэта» – протест против общества, которое виновато в смерти поэта. Это общество покрывало преступника, способствовало распространению клеветнических слухов и было безразлично к потере великого творца. Лермонтов восстал в этом стихотворении против светских льстецов и лицемеров, которые раздули пламя ревности в груди Пушкина. Движущая сила общества, в котором жил Пушкин, – богачи, приближенные к государю лица — была направлена против честного и смелого поэта, который не раз обличал их пороки. Но их вина глубже рядового преступления, и они поплатятся на Божьем суде и перед потомками, культуру которых они ограбили.
Смысл стихотворения «Смерть поэта» заключается в том, что исчезновение человека искусства, гибель гения — это трагедия для всего народа, и все те, кто повинен в этом преступлении, поплатятся перед историей и перед Богом.
Средства выразительности
Лермонтов в изобилии использует тропы и различные средства выразительности в стихотворении «Смерть поэта». Например, он часто употребляет восклицательные знаки, риторические вопросы и многоточия, чтобы подчеркнуть эмоциональный накал произведения. Кроме того:
Анализ стихотворения «Желтеющая нива» Лермонтова
Пример анализа 1
История создания
Стихотворение было написано в 1837 году, когда Михаил Юрьевич находился в заключении. Против Лермонтова выдвинули обвинения за публикацию стиха «Смерть поэта», посвященному гибели Пушкина. В тексте обнаружили выражение политического мнения автора, критику современного общества и системы, которые привели к кончине Александа Сергеевича. На время следствия и до принятия решения по делу Лермонтова заключили под стражу. Поэт пробыл в тюрьме несколько недель, затем его отправили в ссылку.
Михаилу Юрьевичу запретили писать и отобрали чернила и бумагу. Но он все равно записал стихотворение. Сделал он это обгоревшими спичками на бумаге, в которой приносили еду. Удивительно, что в столь трудное время, находясь в тюрьме, Лермонтов вспоминал прекрасную природу. Именно в неволе он осознал, как же хорошо иметь возможность наслаждаться ее прекрасными видами, чувствовать единение с окружающим миром. Ведь в тот момент для поэта такая возможность была недоступна. Зато он создал произведение, в котором все говорило о свободе и спокойствии.
Пейзаж был наделен чертами, присущими для разного времени года. Это указывает, что написанная картина была придумана автором, а не увидена им в реальной жизни.
Первая публикация стиха состоялась в 1840 году в поэтическом сборнике Лермонтова.
Темы и проблемы
Основной темой стихотворения является природа и ее связь с душой человека. В каждой строфе произведения происходит смена места событий и времени дня. Таким образом, Лермонтов сумел описать красоту природы с разных сторон. Он представил ее динамической: она поддается вечным обновлениям и находится в вечном движении. Описание душевных переживаний лирического персонажа и философские размышления подытожили рассказ про чудесный пейзаж.
Проблематика стихотворения — человек не в состоянии полноценно жить без связи с природой. Она наполняет его необходимой энергией. Окружающий мир представляется как определенный путь к Богу и гармонии с собой. Герою наблюдение за природой и общение с ней дают жизненные силы и возможность почувствовать себя счастливым и свободным. Это отображается в последней строфе, где рассказывается об изменениях к лучшему внешнего вида героя и его души. Лирический персонаж получает возможность постичь счастье на земле и понять мироздание.
Настроение передает спокойствие героя и его просветление.
Основная идея
Суть произведения — описать преображение человека путем познания величия и красоты природы. Мир вокруг лирического персонажа показывает ему свои богатства. Благодаря диалогу с природой, он начинает чувствовать гармонию мира и становится его частью. А также отыскивает источник вдохновения и сил.
Наблюдение за пейзажем со стороны, которое происходило в начале произведения, быстро перерастает в диалог с природой. Эта беседа превозносит героя, делает его счастливее.
Главная идея стиха — в единстве с природой человек проживает мгновения счастья, ведь она связывает его с божественной силой.
Композиция стихотворения
Стихотворение представлено в виде ритмичного периода. В нем заключается одна сложная мысль. Стих состоит из четырех четверостиший. Первые 3 строфы ведут к философскому заключению, признанию героя, что творится у него на душе. Каждая из них начинается со слова «когда» и по-своему описывают пейзаж:
в первой строфе повествуется про 3 среды обитания человека в окружающем мире — лес, сад и поле, каждая из них вызывает восхищение у лирического героя;
во втором четверостишье герой произведения описывает ландыш;
третий катрен динамичен, в нем кратко показана душа героя, который любуется журчащим родником.
Для персонажа природа открывает возможности предаться размышлениям.
Последняя строфа, в отличие от предыдущих, начинается с союза «тогда». В ней заключается основная мысль стихотворения, ведь наблюдение за природой может подарить человеку счастье и приблизить его к Богу. Находясь в тюрьме, Михаил Юрьевич осознал всю прелесть свободы, ведь она дает возможность любоваться окружающим миром и любить бога.
Жанр и размер
Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике. В первых двух катренах поэт рисует природные красоты, а в последнем выражает свои философские заключения. Также присутствует сюжет. Жанр стихотворения — элегия. Оно относится к романтизму.
Лирическое произведение было написано при помощи разностопного ямба. В основном поэт использовал 6 стоп, но в отдельных строках размер меняется из-за слишком длинных слов. За счет этого в стихотворение создается чувство вечного движения. В первой и второй строфе рифмовка перекрестная, в третьей — кольцевая.
Образы и символы
Лирический герой поэзии появляется перед читателем спокойным человеком, он не испытывает страха или тревоги, способен глубоко чувствовать природу, поэтому замечает не только очевидные простому обывателю вещи, но и видит ее тайные стороны и вступает в диалог с окружающим миром. Герой приветствует ландыш и слышит в журчании ручья нечто большее, чем просто как шумит вода.
Однако главное место в стихе занимает природа. Поэт олицетворяет ее, она живая, способна чувствовать и мыслить. К примеру, нива в стихотворении может волноваться.
Привычные рисунки природы — нива и скромные полевые цветы для Лермонтова становятся настоящим идеалом прекрасного на земле. В первой строфе она обобщена, поэт рассказывает о лесах и садах. Во второй появляется конкретный предмет — ландыш. В третьей строфе природа успокаивает лирического персонажа и он начинает думать о жизни. При наблюдении за умиротворенной природой у человека исчезает чувство тревоги и он обретает счастье.
Образ природы объемен, он символизирует идеальный замысел Бога, все отдельные крупинки которого складываются в одну картину мира.
Средства выразительности
Для придания стихотворению яркости и неповторимости Михаил Юрьевич использовал множество художественных приемов.
Лермонтов использовал большое количество эпитетов — «свежий лес», «сладостная тень», «малиновая слива», «смутный сон», «таинственная сага», «студёный ключ», «душистая роса», «румяный вечер», «серебристый ландыш», «златой час», «мирный край». За счет этого стихотворение значительно выделяется на фоне других его произведений того времени.
Поэт не скупится на олицетворения — «когда желтеет волнующая нива», «слива прячется», «ландыш кивает», «ключ играет и лепечет».
Метафоры делают стихотворение более объемным и своеобразным — «тревога смиряется», «морщины на челе расходятся». С их помощью можно наглядно представить, какие изменения происходят с героем, как меняется его внешний и внутренний мир.
Лермонтов очень точно подбирал слова, делая произведение мелодичным, в нем через звуки передаются эмоции и настроение лирического героя. Поэт использовал ассонанс, аллитерацию, что добавило музыкальности и воздушности.
В последнем четверостишии Лермонтов провел синтаксический параллелизм между первой и второй строкой.
Написанное Михаилом Юрьевичем стихотворение — уникальная работа с яркими, неповторимыми образами и глубокой философской мыслью. Оно создано в лучших традициях русской пейзажной и философской лирики.
Пример анализа 2
История создания
Данное стихотворение было написано автором в 1837 году. В тот момент поэт переживал не лучшие моменты своей жизни, поскольку находился под арестом. В заключение он попал после выхода его бессмертного произведения «Смерть поэта», которое всколыхнуло общество и систему в целом. В стихотворении автор прямо выражает свои политические взгляды и не боится критиковать строй, который привел к смерти великого Александра Сергеевича Пушкина. И пока правительство разбиралось в данном вопросе, было принято решение Лермонтова оградить от общественности путем заключения.
Стихотворение опубликовали лишь в 1840 году, добавив его в сборник других произведений творца.
Жанр, размер
Лирический герой стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» представляет собой одинокого человека, который противопоставляет себя всему миру. Он мечтает о мире, который будет совершенным и гармоничным. Так же лирический герой осознает, что такой мир является лишь мечтой, поэтому душа его наполнена страданиями и тоской.
Единственное, где он находит умиротворение – это природа, которая сама по себе идеальна. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» — это пейзажная лирика, которая имеет нотки философской. Размер написания – это разностопный ямб, но больше всего автор использует шестистопный, чем придает стихотворению некое движение, которое заканчивается в конце стихотворения.
Рифмовку автор так же использует разнообразную. Если в первых трех строфах мы видим перекрестную рифмовку, то в последнем её сменяет кольцевая.
Композиция
Данное стихотворение состоит из четырех строф. И, что самое интересное, состоит из одного предложения.
В первых трех строфах автор придается раздумьям и восхищается природой, обращая внимания даже на мелкие детали. Он получает удовольствие от природы, она питает его и придает силы.
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—
Он наслаждается красотой ручья, который спешит поведать нам историю своего странствия.
В последней же строфе мы видим некое подведение итогов, мы переходим от созерцания природных явлений к душевным переживаниям героя. Но целительное влияние природы разглаживает морщины лирического героя, и забирает все его тревоги.
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Образы и символы
Главным образом в стихотворении выступает лирический герой, который отличается чувственностью и добротой. Его душу задевают природные явления. Он искренне любуется и восхищается окружающим его миром. Он общается с природой, не обходя своим вниманием никого. Он отмечает красоту ландыша, разговаривает с ручьем, который ему рассказывает историю о том, с каких краев он бежит.
Природу автор так же представляет в роли одушевленного предмета. У неё есть душа, которая испытывает эмоции. Так же автор наделяет природу умением думать и размышлять. Михаил Юрьевич видит в природе все то, что хотел бы видеть в окружающих его людях. Она совершенна и не требует никаких изменений. Автор преподносит все природные явления как идеал.
Темы и проблемы
Отдельное место в данном стихотворении занимает описание пейзажа. Автор описывает природу до мелочей, ничего не обделяя своим вниманием. В каждой строфе мы видим что-то новое, то изменение времени суток, то меняется место, то время года. Мы переживаем вместе с лирическим героем различные периоды жизни. Но, именно благодаря этому, мы способны самостоятельно заметить, что природа прекрасна независимо от чего либо.
Второй темой произведения можно выделить гармонию, который автор находит в окружающей среде. Пока он наблюдает за природными явлениями, ведет диалог с ручьем – он оживает, наполняется энергией и желанием жить и творить. В эти моменты он чувствует себя по-настоящему счастливым. То, насколько изменился лирический герой, мы можем четко увидеть в заключительной строфе, где автор подводит итог.
Средства выразительности
Использование огромного количества эпитетов дает возможность автору передать как можно ярче красоту окружающих его пейзажей. С их помощью Михаилу Юрьевичу удалось «оживить» природу, и перенести читателя в то место, где находится лирический герой.
Использование олицетворений помогает передать общение лирического героя с ручьем и остальной природой. Природа оживает и заигрывает с ним. Это так же придает особую «изюминку» произведению.
Метафоры же наглядно показывают нам то, как меняется лирический герой за это время. Меняется его настроение и взгляды.
Совокупность всего этого придает тексту особую легкость, певучесть и музыкальность.
Основной смысл произведения
Основной мыслью, которую постарался заложить в стихотворение поэт, является то, какую огромную силу имеет над человеком природа. С какой легкостью она может изменить его мысли, настроения и состояния души.
В самом начале мы наблюдаем, как лирический герой просто любуется окружающей его природой, но с каждой строчкой он все больше и больше начинает понимать окружающий его мир. Он проникается, видит то, что раньше просто не замечал.
К сожалению, мы все очень мало времени уделяем на простое созерцание прекрасного. Мы тратим свою жизнь, находясь в вечном поиске идеала. И очень редко задумываемся над тем, что идеал находится все это время рядом с нами. Он везде. Он нас окружает. Стоит только присмотреться, и мы обязательно увидим великое творение природы. Каждый листик и каждый стебелек уникален, безупречен.
К сожалению, человек находится в вечном поиске. Зачем? Ведь никакая картина мира не сравниться с той картиной, которую рисует на окнах мороз.
Лишь признав превосходство, уникальность и красоту природы, мы обретем свою внутреннюю гармонию.