лермонтов кавказский пленник о чем
Анализ стихотворения «Кавказский пленник» Михаила Лермонтова
Поэма «Кавказский пленник» написана М.Ю. Лермонтовым в 1828 году, когда ему было 14 лет.
На Кавказе он побывал десятилетним мальчиком вместе с бабушкой. И сам видел пейзажи, жил среди народа, красочно описанного в поэме. Кроме этих живых впечатлений, сильное влияние на поэта оказала одноименная поэма другого великого поэта, А.С. Пушкина.
Ранняя поэма Лермонтова редактировалась, и увидела свет в сокращенном варианте в 1859 г., в журнале «Отечественные записки». Полный вариант опубликован в «Собрании сочинений» в 1891 году.
Яркие образы и поэтические краски в «Кавказском пленнике» сочетаются с почти документальной точностью описания пейзажей, быта, одежды и обычаев горцев того времени.
Строгие нравы запрещают девушкам селения приближаться к пленникам. Но молодая черкешенка влюбляется в русского пленника, и тайком посещает его по ночам. Она поддерживает его морально и физически, принося хлеб и кумыс. Поначалу между ними складываются настороженные отношения. Черкешенка, как пугливая лань, боится наказания за нарушение обычаев. Но любовь оказывается сильнее страха, и она не бросает его. Он не желает близости с дочерью пленившего его народа. Но её визиты – единственный луч света в плену, и он ждет её каждый вечер.
Поэма наполнена романтическим духом, характерным для раннего творчества Лермонтова и всей поэзии того времени. В ней смысловая и ассоциативная связь с произведением Шекспира «Ромео и Джульетта». Враждующие кланы, сильная любовь без компромиссов, трагическая случайность, гибель влюбленных.
В поэму вошли несколько куплетов русского перевода черкесской народной песни.
Живописное поэтическое полотно «Кавказского пленника» продолжает существовать как памятник русской культуры.
Краткое содержание Лермонтов Кавказский пленник
В своем произведении писатель показывает нам образ романтика, хотя и находящегося в неволе, а также описывает жизнь кавказского народа.
В самом начале повествования перед нами предстает картина, где горцы в своем ауле поздним вечером ведут беседу о военных действиях. Вдруг они видят своего соплеменника, который волочит пленного русского воина.
Только на следующий день, наш герой понимает, что он попал в рабство, так как видит на ногах цепи. Он вспоминает годы, проведенные в России. Как же он так глупо попал в неволю?
Уныло проходили день за днем. Пленник понемногу свыкался с такой жизнью. А что ему оставалось делать. Он наблюдал за красотами царственных гор, за жизнью джигитов. Часто смотрел, как они готовились к сражениям, тренируясь ежедневно с кинжалами. Он восхищен был их нарядами. Привлекало его и игры молодых черкесов, которые показывали свою удаль и храбрость.
Услышав такие речи, девушка упрекает его в том, что он даже не может пожалеть ее, ведь она так страдает, на что, пленник отвечает, ведь когда-то он пережил такие же страдания, и с этим надо смириться.
Как-то раз, молодой человек понимает, что все мужское население уходит из аула. Готовится очередное нападение. Ему выпадает отличная возможность бежать, но как это сделать? И ему помогает влюбленная черкешенка. Освободившись от цепей, юноша уговаривает ее убегать вместе с ним, но она отступает от своих намерений, зная, что у него есть невеста.
Поэма учит нас любить свое Отечество, не забывать родных и любимых, какие бы соблазны не попадались на пути.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Лермонтов. Все произведения
Кавказский пленник. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Рассказчик Лютов попадает в ряды Первой конной армии Буденнова. Армия воюет с поляками на территории Западной Украины и Галиции. Для всех окружающих он — чужой. Это ясно уже по тому, как принимает героя начальник дивизии Савицкий.
Писатель Шергин сначала стал известен как сказитель. Он собирал певческие сказы у Архангельских старцев и слышал от матери и исполнял сам, которые затем вошли в его дебютную книгу
Каллимако разговаривает со слугой Сиро. Каллимако рассказывает о своей судьбе, о том, как оказался в Париже, когда ему исполнилось 10 лет. В своих воспоминаниях он доходит до спора французов и итальянцев о том, чьи женщины прекрасней
Михаил Лермонтов — Кавказский пленник:
Краткое содержание
Большой черкесский аул, где каждый занят своим делом: воинственные черкесы с жаром обсуждают стычки с русскими, а прекрасные черкешенки поют и играют над водным потоком. Между тем, есть в этой почти мирной картине и разбойничья нота. Близ Терека пасут чужие стада подневольные пастухи. На ногах их цепи, в глазах тоска и безнадежность. Иные уже не первый год в рабстве у горцев. Мысль о родине не питает, а только бередит сердце. Их самих, почти как лошадей, привязывают у забора. А перед сном они слышат ненавистную песнь о торжествующем над русским чеченце. Между тем, сами черкесы не дремлют. Они планируют напасть на русский отряд. Их сборы на минуту прерывает появление храброго Гирея. Он, как зверя, тянет на аркане молодого, едва живого, пленника. Наконец, черкесы скачут в ночь.
О пленнике же заботились руки товарищей по несчастью. Он выжил. На лоне величественной природы Кавказа совершалась драма превращения свободного человека в раба. Пленник рыдает под ненавистный звон цепей. Теперь осталось жить лишь воспоминаниями. О прошлом, милом, незабвенном. Юноше приходится стать пастухом. Единственной отрадой для него были вылазки к Тереку, чтобы хотя бы взглянуть на противоположный берег. Туда, где чудилась свобода.
Узнал он жизнь горцев изнутри. Стал и свидетелем расправ их над казаками. Давно растерял романтические представления о войне. Однажды бессонной ночью к нему робко приближается юная черкешенка. Доброе сердечко подсказало девушке подкрепить силы пленника хлебом и кумысом. Четыре ночи приходила печальная и, как он догадывался, влюбленная девушка. Однако он слишком занят был своим горем, чтобы ответить на ее чувства. Тем более что иной прекрасный женский образ всегда был перед его глазами.
В очередную ночь он ждал ее невольно. Шел сильный дождь, юноша вымок в своей пещере. Она с помощью пилы и кинжала освобождает его от оков и жалобно молит о взаимности. Но тщетно. Тогда черкешенка в слезах ведет его «через утесы». Уже близка свобода – и раздается меткий выстрел старого черкеса. Пленник падает замертво, а с ним – без чувств – и его спутница. Оказывается, беглеца приметил отец той самой девушки. Своим выстрелом он решил и участь дочери: вне себя от горя, домой она больше не вернулась и утопилась в ледяной горной реке. Только утром безутешному отцу принесли черную весть. Теперь старому черкесу жизнь уж не мила.
Читательский дневник по поэме «Кавказский пленник» Лермонтова
Сюжет. Черкесы держат в рабстве русских солдат. Дочь одного из горцев полюбила молодого пленника. Однако он мечтает лишь о свободе и своей возлюбленной. Черкешенка освобождает его и выводит на дорогу. Ее отец вдруг видит беглеца. Юноша застрелен. Девушка сводит счеты с жизнью в реке. А старому черкесу остается только догадываться, участником какой трагедии он стал.
Отзыв
Война разрушает жизни и мечты людей. Рабство души опаснее рабства тела. Нельзя отчаиваться и терять надежду. Надо бороться за себя и свободу, даже если придется пострадать. Любовь действительно творит чудеса. Всегда найдется отзывчивое или любящее сердце. В несчастье люди добрее друг к другу. Жестокость приводит к трагедии.
«Кавказский пленник»: краткое содержание и анализ
«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники
Кто написал рассказ «Кавказский пленник»? В русской литературе имеется как минимум три знаменитых произведения с таким названием: поэмы Пушкина и Лермонтова, а также рассказ Толстого. В отличие от романтического повествования коллег, Лев Толстой изложил реальную историю, но сделал это в своем стиле — живо и захватывающе. О чем повествует его «Кавказский пленник»? Краткое содержание введет в курс сюжета.
«Кавказский пленник»: краткое содержание
Многие русские писатели изображали в своих произведениях Кавказ — землю с неповторимым колоритом и нравом, красивую и экзотическую. Великолепием этого края вдохновился и Лев Толстой. «Кавказский пленник» — одно из самых популярных его произведений. В нем отражена не только любовь к кавказской земле, но и глубокие размышления на вечные темы.
Прежде чем перейти к их рассмотрению, предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа «Кавказский пленник»:
«Кавказский пленник» кратко: как Жилин попал в плен
Иван Жилин служил на Кавказе. Однажды в письме мать попросила его приехать, и офицер решил ее навестить. На Кавказе шла война, на одиноких путешественников могли напасть татары. Поэтому Жилин поехал в сопровождении солдат. Он хотел добраться домой как можно быстрее, поэтому вырвался вперед. С ним поскакал офицер Костылин.
По пути они встретили татар. Костылин испугался и попытался сбежать, однако обоих офицеров взяли в плен, а затем продали татарину Абдул-Мурату. Хозяин велел пленникам попросить родных о выкупе. Костылин тотчас подчинился, а Жилин понимал: его мать живет бедно и не владеет такими деньгами. В письме он указал несуществующий адрес.
«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники
«Кавказский пленник»: Жилин пытается сбежать
Целый месяц офицеры просидели в сарае. Жилин старался не унывать и заниматься привычными делами. Для тринадцатилетней дочери татарина Дины он лепил из глины кукол, за это девочка тайком кормила его молоком с лепешками. Тем временем Жилин планировал побег и день за днем делал в сарае подкоп.
Однажды ночью татары уехали из аула, а Жилин и Костылин сбежали:
Абдул-Мурат не стал убивать беглецов, ведь хотел выручить с выкупа немалые деньги. В этот раз он посадил пленников не в сарай, а в глубокую яму, кормил, как псов, сырой едой. На помощь снова пришла Дина: девочка спустила в яму длинную палку, по которой Жилину удалось выбраться. Костылин убегать отказался: страшно, да и сил совсем нет.
Краткий пересказ: кавказский пленник обретает свободу
Жилин вышел из деревни. Очень мешала колодка, но ее было не снять. Дина дала ему в дорогу лепешек, провожала офицера и плакала — за это время она сильно привязалась к молодому человеку.
Жилин шел без остановки, а когда силы закончились, пополз. Так он добрался до поля, а за ним — свои, русские. Неподалеку, у костров, он увидел казаков. Жилин побежал к ним, но опасался, что татары его заметят. Так и произошло: он почти добрался до костров, но его увидели трое татар и кинулись за беглецом. Жилин закричал, чтобы казаки выручили его, и был спасен.
После этого офицер продолжил службу на Кавказе. Он смирился с тем, что вернуться домой ему не суждено. А Костылина вернули только через месяц, выкупив за большие деньги. Еле живым был.
«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники
«Кавказский пленник»: анализ произведения
Почему читатели и сам Толстой высоко оценили рассказ «Кавказский пленник»? Дело в том, что в небольшом произведении автору удалось затронуть ряд глубоких нравственных вопросов. Разобраться в них поможет анализ рассказа:
История написания
В основу сюжета «Кавказского пленника» легли сразу несколько реальных историй:
Вместе с товарищем и сослуживцем Садо он оторвался от своего отряда, и офицеров настигли чеченцы. Их едва не взяли в плен, но Садо придумал припугнуть противников незаряженным ружьем. Благодаря его отваге и изобретательности офицерам удалось добраться до русской крепости, где им на помощь пришли казаки.
Полковник рассказал, как побывал в плену у горцев и сблизился там с девушкой-абхазкой Аслан-Коз, которая помогла ему сбежать. Более того, перед написанием рассказа Толстой лично общался с военными, которые попадали в плен, чтобы узнать как можно больше деталей.
«Кавказский пленник» впервые опубликовали в журнале «Заря» в 1872 году. Автор очень гордился своим творением. Как говорил сам Толстой, «Кавказский пленник» — одно из немногих его произведений, не относящихся к «области дурного искусства».
«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники
«Кавказский пленник»: жанр и композиция
«Кавказского пленника» иногда называют повестью. Однако правильнее считать произведение рассказом. Об этом свидетельствуют основные жанровые черты:
Лев Толстой всегда следовал традициям реализма, и «Кавказский пленник» не исключение. Автор описывал жизнь как она есть, не романтизировал человеческую натуру и не украшал действительность. К тому же произведение основано на реальных событиях.
К слову, в этом рассказ существенно отличается от одноименной поэмы Александра Пушкина. Если поэт создал идеализированного, романтичного персонажа, то герой Толстого — обычный русский офицер.
Композиционно «Кавказский пленник» состоит из шести глав:
«Кавказский пленник» Жилин: YouTube / Разумники
Герои и посыл рассказа
Рассказ «Кавказский пленник» построен на художественном приеме антитезы. Толстой изобразил двух противоположных героев:
С помощью таких контрастных героев Лев Толстой раскрывает важные темы:
Таким образом, читателю открывается основная мысль рассказа. Каждый человек — хозяин своей жизни. Не стоит полагаться на судьбу, нужно делать выбор и находить выход даже из патовых ситуаций.
Идеи Толстого не имеют временных или географических рамок. Поэтому каждому стоит непременно познакомиться с его «Кавказским пленником».
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Кратко «Кавказский пленник» М. Ю. Лермонтов
«Кавказский пленник» – один из прелестных образцов поэзии периода романтизма. Поэма продолжает покорять сердца читателей спустя почти 2 столетия после создания.
Очень краткий пересказ поэмы «Кавказский пленник».
Однажды стан невольников пополняется еще одним, молодым, тяжело раненым в бою. Его выхаживают, он остается жить и тоже выходит пасти скот. Душа его томится по родине и оставленной там возлюбленной. Молодая черкешенка влюбляется в него, тайком приносит кумыс и хлеб, а затем дает ему кинжал и пилу, предлагая вместе бежать. Но сердце юноши глухо к мольбам красавицы: он соглашается на побег, однако не может ответить ей любовью.
В момент побега один из горцев стреляет в юношу, убивает его. Девушка с горя бросается в реку, ее труп находят наутро. Горец, убивший пленника, в отчаянии: оказывается, это была его дочь. Вся дальнейшая его жизнь превращается в муку.
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание поэмы «Кавказский пленник» подробно по частям и главам.
Часть первая.
Глава I.
Глава II.
Черкешенки, юные девушки, по-своему проводят время, свободное от дневных трудов: уходят в горы, слушают журчание реки, вглядываются вдаль: не возвращаются ли из похода отец или брат.
Глава III.
Девушки гадают, бросая в воду золотые кольца, балуются, расплетая и заплетая косы, поют, веселятся. Они юны, им и тревожно, и любопытно: какая судьба им уготована?
Глава IV.
Вечер. В аул идут пленники, ведущие за собой стада коней, которых они пасли весь день. Лермонтов описывает красоту гор, природы, и на этом фоне особенно горькой кажется судьба русских невольников, печально бредущих к своему сараю или пещере и скудному ужину. Они не могут наслаждаться красотой окружающего мира: для них, это все чужое, они мечтают о доме и о родных, которых больше никогда не увидят. Отраду свою они оставили в прошлой жизни.
Глава V.
Невольники печально подходят к сакле, в которой смогут провести ночь. Звенят их цепи. Бывшие воины унылы и грустны. Их печаль становится еще тяжелее, когда до них доносится песня девушек. Песня рассказывает о сражении русских с чеченцами и о победе последних. Сгущается ночь, пленники не спят. Горит костер, который не согревает, а лишь добавляет тоски.
Глава VI.
Глава VII.
Черкесы ускакали. Гирей делится добычей: это оказывается русский юноша, приведенный им на аркане. Юноша чуть жив, думают, что ему осталось недолго.
Глава VIII.
Сжалившись над молодым русским, черкесы не убивают его, а дают шанс выжить. Его относят туда, где размещаются остальные рабы, и он в беспамятстве проводит ночь со своими.
Глава IX.
Всю ночь и половину следующего дня пленники неотступно дежурили при русском мальчике. Когда взошло солнце и стало жарко, его заботливо перенесли в тень, обливали прохладной водой. Сами испытывая сильные мучения, думая о бессмысленности дальнейшего существования в рабском обличье, невольники тем не менее старались облегчить участь новенького. К полудню он очнулся, услышал звон цепей, все вспомнил.
Глава X.
Поэт отмечает: юноша еще счастлив по сравнению со многими, так как не одинок в своем горе, с ним его товарищи.
Глава XI.
Юноша вспоминает прошлую жизнь, терзаясь при мысли о том, что она потеряна для него навсегда.
Глава XII.
Прошли дни, молодой человек смирился со своей долей. Иногда он пас стада вместе с товарищами или выполнял иную работу, иногда думал о том, что у него было, чего он теперь лишен, и ровная печаль навсегда поселилась в его сердце.
Глава XIII.
Пленник влачил свои дни в неволе, и, глядя на орла, хватающего добычу, думал о том, что он и есть такая же добыча для горцев.
Глава XIV.
Юноша часто созерцал природу в грустных раздумьях.
Глава XV.
Порой он видел, как черкесы бросаются в атаку, как идет бой, как арканом они ловко выхватывают себе очередную жертву, и вспоминал тот бой, который оказался для него последним.
Глава XVI.
Глава XVII.
Пленник вместе с друзьями вспоминает прошлую жизнь, но грустит сильнее прочих: он жалеет о том, что пустился в незнакомый край, оставив на родине любимую. Он ее больше никогда не увидит.
Часть вторая.
Глава XVIII.
Однажды, кручинясь, пленник долго сидел без сна возле сакли, где содержались по ночам узники, и внимал звукам ночи.
Глава XIX.
Меж кустов в свете огня показалась легкая тень. Юноша с удивлением видит черкешенку. Она пришла к пленнику с кувшином кумыса и свежим хлебом. На фоне суровых кавказских вершин ее фигурка смотрится особенно хрупкой. Девушка молча передала свой дар и долго стояла рядом.
Глава XX.
Молодая черкешенка тяжело вздохнула, как бы говоря, что не все счастье потеряно для пленника. Затем она скрылась. Молодой человек на мог сомкнуть глаз до рассвета, думая над причинами ее поступка. Почему она принесла ему хлеб?
Глава XXI.
Девушка несколько ночей украдкой носила русскому пищу. Она наконец заговорила, и пленник понял, что красавица испытывает к нему нежные чувства. Но, принимая пищу и кумыс из рук черкешенки, юноша благодарил ее, не ощущая отклика в сердце. Он не испытывал любви к своей спасительнице. Его сердце по-прежнему занято той, что осталась далеко, на полузабытой родине.
Глава XXII.
Внимая речам черкешенки, юноша невольно видел в ней образ своей русской возлюбленной.
Глава XXIII.
Юноша не мог быть уверенным, что черкешенка влюбилась в него, в раба, потерявшего все, что у него было. И не мог ответить взаимностью. Однажды ночью он долго ждал ее, но она все не появлялась.
Глава XXIV.
Ночь была темная, началась гроза, пленник в своей пещере, ожидая черкешенку, промерз и дрожал. Но ее все не было.
Глава XXV.
Лишь когда гроза стихла и взошла луна, в ее блеклом свете показалась дочь кавказских гор. Но девушка выглядела не так, как обычно: в ее руках не было кувшина. Вместо него она принесла пилу и кинжал. Молодые люди усаживаются на пол и заводят разговор.
Глава XXVI.
Девушка открывает душу и сердце пленнику. Она рассказывает о переполняющих ее чувствах и открыто спрашивает, есть ли надежда на взаимность. И сообщает юноше, что он может считать себя спасенным: сейчас она поможет ему спилить оковы. Русского пленника ждет свобода. Но как быть ей? Остаться в родном селении, страдая от неразделенной любви, или утереть слезы и стать русскому верной подругой и отправиться с ним искать счастье?
Глава XXVII.
Юноша приподнимается. Слезы блестят в его «прелестных глазах». Он отказывается от такой желанной свободы, понимая, что не сможет осчастливить спасительницу, ответить на ее любовь. Красавица, заливаясь слезами, спиливает железные цепи. Он молчит, она отчаянно рыдает.
Глава XXVIII.
Девушка прощается с любимым: говорит ему нежные слова, берет за руку и выводит туда, откуда он сможет под покровом ночи бежать на родную сторону.
Глава XXIX.
Беглецы идут, но вдруг раздается одиночный выстрел. Пуля, выпущенная меткой рукой, попадает в пленника. Он падает и умирает. Вместе с ним замертво падает девушка, сраженная горем.
Глава XXX.
Еще руки пленника сжимают кинжал, но жизнь уже оставила его: он лежит бездыханный.
Глава XXXI.
Выходит «с улыбкой злобной» черкес. Он убеждается в том, что попал ловко, однако «тщетно потерял патрон»: убитый – всего лишь пленник, взять с него нечего. Черкес вновь скрывается.
Глава XXXII.
Девушка очнулась. Увидев убитого русского, она немеет от ужаса, не может проронить ни слезинки. Она встает и бежит, вероятно, сама не понимая, куда.
Глава XXXIII.
Девушка подошла к бурному Тереку. Долго всматривается она в холодную воду, не зная, на что решиться. Но сердце ее полно смертной тоски, и она бросается в реку, вскрикнув: «О, русский, русский!». Виден белый покров, уносимый бешеным течением.
Глава XXXIV.
Глава XXXV.
Утром нашли труп девушки. Жителям селения стало ясно, куда пропали русский пленник и прелестная черкешенка. Отныне отцу предстоит весь остаток жизни расплачиваться за содеянное, терзаясь страшной сердечной мукой, от которой нет лекарства.
Кратко об истории создания.
«Кавказский пленник» был задуман и воплощен в 1828 г. В год написания автору исполнилось всего 14 лет. Но юный Лермонтов уже великолепно владел словом. Его произведения производили сильное впечатление на общество. С 10-летнего возраста мальчик бывал на Кавказе, куда его привозила бабушка, имел возможность наблюдать жизнь местного населения, его обычаи, слушать предания и легенды, впитывать красоту окружающей природы.