лермонтов мцыри что это
«Мцыри»: краткое содержание и анализ произведения
Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты: Wikimedia / М. Ю. Лермонтов
Величественной природе Кавказа, его гордым и свободолюбивым людям посвятил Лермонтов поэму «Мцыри». Краткое содержание поможет узнать историю романтического витязя. Полезен также анализ «Мцыри», в котором представлен разбор тематики, жанровых и композиционных особенностей произведения Лермонтова.
«Мцыри»: краткое содержание
«Мцыри» — поэма, которая написана в 1839 году и опубликована годом позже. Подобную романтическую историю Лермонтов однажды услышал на Кавказе и решил воссоздать ее в поэтическом слове.
Краткое содержание «Мцыри» таково:
Мцыри в горах: YouTube / MyBook
Чем же стали дни побега для Мцыри? Кратко их можно описать так:
Так, в восьмой главе автор рассказывает о том, какие эмоции вызвала у главного героя гроза, которая для него словно родственная, мятежная душа.
В следующих главах он любуется природой, ручьем, небесным сводом. Юноша очень тонко ощущает природу, его душа откликается на все ее проявления, но ему трудно найти слова, чтобы описать свое состояние.
В таком состоянии выходит из леса Мцыри. О чем он думает? Юноша пытается понять, куда пришел, надеется на встречу с родными.
Но внезапно слышится звон колоколов — он вновь перед монастырем. Выходит, что все было зря. Обессиленный, юноша падает и видит сон о рыбках, которые играют на дне реки и уговаривают его принять холод и покой. Таким израненным и без сознания находят его монахи.
История Мцыри: YouTube / MyBook
Перед смертью главный герой жаждет в последний раз увидеть любимый Кавказ — голубое небо и цветущие акации. С мыслями о родине он успокаивается и прощается жизнью.
«Мцыри»: анализ произведения
История создания «Мцыри» связана с первой ссылкой Лермонтова на Кавказ, которая состоялась в 1837 году. Принято считать, что тогда одинокий монах рассказал ему историю своей жизни. Она и стала основой поэмы. Монаха оставили когда-то ребенком при монастыре, воспитывали там. Он много раз пытался бежать, а однажды серьезно заболел после очередной попытки.
Разобраться в художественных особенностях произведения поможет аналитическая справка:
Основная мысль поэмы находится в плоскости личностных отношений, заключена в идеи свободы. Поэт задумывается о проблемах угнетения народов, когда власти используют насильственные методы, стараются подавлять и уничтожать волю аборигенов.
Тему свободы Лермонтов раскрывает сразу в двух измерениях:
Воспитанный в неволе Мцыри, который оказался в плену из-за войны, чувствует себя одиноко среди монахов. Его влечет свободная и вольная жизнь, а монастырские стены тяготят. Выход один — побег. И вот пусть на три дня свободолюбивый юноша обретает желанную свободу. Оказывается, что он не может жить самостоятельно, вне монастырского плена.
Мцыри никогда не любили родные люди, ему неизвестны забота и поддержка. Встреча с молодой девушкой приоткрывает ему завесу иной жизни, однако найти в нее дорогу у него так и не получается.
Свободолюбивый Мцыри: YouTube / MyBook
Таким образом, главная тема поэмы — призыв к свободе, борьба против угнетателей. Автор настаивает на том, что в любой ситуации надо искать правильный путь и возможность улучшить свою жизнь.
Композиция в поэме замкнутая: действие заканчивается там, откуда началось. В самом начале дается объяснение, почему мальчик оказался в монастыре, показаны его воспитание и жизнь. Завязка — побег, кульминация сюжета — жестокая схватка с барсом. Важно, что Мцыри не только смело борется, но и выходит из поединка победителем.
Многообразные художественные средства, метафоры, эпитеты, сравнения, которые использовал автор, накаляют страсти, наполняют поэму эмоциональностью и одухотворенностью. Злой рок пересиливает юношу, и он вновь оказывается в монастырских стенах.
В состоянии между жизнью и смертью главный герой открывает душу старому монаху. В исповеди подробно описывает три дня побега без сожалений и желания что-либо исправить. Ему удалось почувствовать воздух свободы, дышать полной грудью и радоваться жизни. В развязке Мцыри счастлив, хоть и умирает, но никого не проклинает.
По жанровым признакам произведение — поэма. Здесь раскрываются разные периоды жизни главного героя: раннее детство, отрочество, побег и гибель. Юноша так хотел свободы, что ради пожертвовал своей жизнь. Он романтический герой. Отметим, что сам Лермонтов — бунтарь и борец. Романтическое направление представлено во многих его произведениях и ярко выражено в этой поэме.
Одиночество, любовь к родной земле, бунт против устоев — обо всем этом повествует «Мцыри». Краткое содержание знакомит со страстной и бунтарской натурой главного героя. К тому же события происходят на Кавказе, где люди от природы очень свободолюбивые.
Художественное своеобразие и актуальность проблем делают поэму интересной и для современного читателя. Полный текст поможет глубже проникнуться ее значимостью и красотой.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Мцыри
Мцыри | |
Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Кавказский вид с саклей). Картина М. Ю. Лермонтова, 1837 г. | |
Жанр: | СодержаниеИстория созданияВ наши дни уже невозможно установить насколько достоверны сведения, сообщенные Висковатым. Однако история, описанная в поэме, вполне могла произойти в реальности. Захват русскими детей горцев в плен во время Кавказской войны был вполне обычным явлением. Кроме того Лермонтову мог быть известен ещё один такой пример: непростая судьба российского художника П. З. Захарова, чеченца по национальности, также совсем маленьким мальчиком попавшем в плен к русским и всё тем же генералом А. П. Ермоловом отвезённого в Тифлис. [1] Окончательно поэма была доделана автором, согласно пометке на обложке тетради Лермонтова: «1839 года Августа 5». Через год она была напечатана и стала одной из двух поэм (другой была Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова), вошедших в прижизненный сборник стихотворений. СюжетТам, где, сливаяся, шумят, В основе поэмы — трагическая история мальчика-горца, который был пленён русским генералом. Тот повёз его с собой, но дорогой ребёнок заболел. Монахи близлежащего монастыря пожалели маленького пленника и оставили жить в обители, где и он вырос. Так юный Мцыри оказался обречён на жизнь вдали от отечества и «вдали от солнечного света», которая казалась ему жизнью узника. Мальчик всё время тосковал по родине. Однако постепенно подкидыш как будто привык к «плену», выучил чужой язык, готов принять иную традицию, где как ему кажется он чувствует себя своим, был окрещён и уже собирался принять монашеский обет. И в этот самый момент словно изнутри сознания семнадцатилетнего юноши возникает нечто иное, мощный душевный порыв, заставляющий его решиться на побег. Мцыри, воспользовавшись моментом убегает из монастыря. Он бежит неведомо куда. Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких — отца, сестёр, братьев. Уже в обители Мцыри приходит в себя. Юноша истощён, но даже не прикасается к пище. Понимая, что его побег не удался, он сознательно приближает свою кончину. На все расспросы монастырских братьев отвечает молчанием. Путь к мятежной душе Мцыри находит лишь старый чернец, который его крестил. Видя, что его воспитанник не сегодня завтра умрёт, он хочет исповедовать юношу. Исповеднику Мцыри живо и ярко рассказывает о трёх днях, проведённые им на воле. Ты слушать исповедь мою И лишь одно тяготит душу Мцыри — клятвопреступление. Будучи отроком, он поклялся самому себе, что рано или поздно убежит из монастыря и обязательно отыщет тропу в родные пределы. Он бежит, идёт, мчится, ползет, карабкается вроде бы следует правильному направлению — на восток, но в итоге сделав большой круг, возвращается назад в то самое место, откуда начался его побег. И снова оказывается в стане не то друзей, не то врагов. С одной стороны эти люди его выходили, спасли его от смерти, подготовили к будущей благочестивой жизни, а с другой — это люди другой культуры, и Мцыри не может до конца счесть это место своим домом. Он признается монаху, что в душе его всегда была единственная пламенная страсть — к свободе. И упрекает его за своё спасение: Старик! я слышал много раз, Мцыри жалеет не о своём поступке. Его печалит мысль, что суждено ему умереть рабом и сиротой. И я как жил, в земле чужой Умирающий Мцыри заканчивает свою исповедь просьбой перенести его в дальний угол монастырского сада, откуда он сможет перед смертью увидеть горы родного края, которого так и не достиг. Последними словами юноши стала фраза: И с этой мыслью я засну, На первый взгляд кажется, что произносит её сломленный человек. Но в конце фразы стоит восклицательный знак, который должен говорить о романтической направленности героя Мцыри, неистового в своей страсти попасть в родимые места. И несмотря на то, что юноша погибает в монастыре, не реализовав свою заветную мечту вернуться на родину предков, он всё равно добьётся этой цели, но уже в каком-то ином мире после смерти. Анализ и отзывыПоэма «Мцыри» характерна для Лермонтова, так как действие в ней разворачивается на Кавказе. Кавказ вошёл в литературное наследие Михаила Юрьевича как территория бесконечной свободы и дикой вольности, где человек противостоит заведомо превосходящим его силам стихии, пространством бесконечной авантюры, боя с природой и боя с самим собой. В «Мцыри» отражены обычные лермонтовские мотивы связанные с бегством романтического героя, из родимых мест, где он не понят, не признан, в далёкие неведомые края. Но в «Мцыри» развивается обратная ситуация. Здесь герой бежит наоборот на родину, и вместе с тем загадочную и неизвестную для него, так как слишком юным он был вывезен оттуда, чтобы в его памяти сохранились ясные картины той. Особое место в поэме отведено природе. Она здесь не просто живописный фон, но и действенная сила, заключающая в себе грозную опасность. И в то же время приносит радость наслаждения своей неповторимой красотой, дикой вольностью, позволяет герою в полной мере проявить себя. В ней — величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе. «Мцыри» написана четырёхстопным ямбом с исключительно мужской рифмой. Произведение получило самые хвалебные отзывы современников поэта и литературных критиков. Сохранились воспоминания о чтении «Мцыри» самим автором. Вариант 1 «Мцыри». История создания поэмы Сюжет поэмы был взят Лермонтовым из кавказской жизни. Имеются свидетельства А. П. Шан-Гирея и А. А. Хастатова о возникновении замысла поэмы, изложенные в рассказе первого биографа поэта П. А. Висковатова. Согласно этому рассказу, Лермонтов сам слышал историю, которую потом положил в основу поэмы. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837 году, странствуя по старой Военно-Грузинской дороге, он «наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха… Лермонтов… узнал от него, что родом он горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым … Генерал его вёз с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы…». Этот интересный рассказ впечатлил Михаила Юрьевича и, вероятно, послужил толчком к созданию «Мцыри». Значительное влияние на поэму оказал и грузинский фольклор. Кавказский материал в поэме насыщен фольклорными мотивами. Так, центральный эпизод «Мцыри» — битва героя с барсом — основан на мотивах грузинской народной поэзии, в частности на песне о тигре и юноше, тема которой нашла отражение и в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». В начале поэма носила название «Бэри» с примечанием: «Бэри, по-грузински монах». Эпиграф к произведению тоже был другим. Изначально он гласил: «On n’a qu’une seule patrie» («У каждого есть только одно отечество»), но позже был изменён Лермонтовым на строки из 14 главы 1-й Книги царств: «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю». Это библейское изречение несёт в себе символическое значение нарушения. Заглавие тоже было заменено поэтом, и в сборник «Стихотворения М. Лермонтова» поэма вошла под названием «Мцыри», которое лучше отражало суть произведения. В грузинском языке слово «мцыри» (груз. მწირი) имеет двойное значение: в первом — «послушник», «не служащий монах», а во втором — «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краёв, одинокий человек, не имеющий родственников, близких. Датой создания принято считать 1840 год, когда в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова» была опубликована романтическая поэма «Мцыри». Это одно из последних произведений гениального автора. Спустя 2 года Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли Н. С. Мартыновым. По мнению критиков, это творение — один из последних образцов классической русской романтической поэзии. Некоторые критики сходятся во мнении о том, что на впечатлительного Лермонтова оказала влияние еще одна легенда пленного горца, которая подтолкнула автора к созданию поэмы «Мцыри». Эта история первого чеченского художника Петра Захарова. Изначально Лермонтов, когда написал «Мцыри», дал другое название своему произведению — «Бэри». Бэри — по-грузински это монах. Но позже автор переименовал поэму, назвав ее «Мцыри». Это заглавие, по мнению автора, более полно отображает ее суть. По-грузински слово звучит как «мцири» и имеет двоякое значение: первое — «не служащий монах», Из соображений цензуры из него были удалены целые фрагменты: строки, где Мцыри упрекает Господа за судьбу узника и описания горцев, сражающихся за свою свободу. На протяжении данного времени из-под пера Лермонтова выходили на свет промежуточные произведения, которые позже автор объединил в «Мцыри» — величайшее творение молодого поэта. В основу «Мцыри» легли такие произведения автора, как «Исповедь» 1830 г. и «Боярин Орша», написанная спустя несколько лет. Главный герой «Исповеди» — молодой монах, приговоренный к смертной казни за свою любовь. Во втором произведении главный герой также оказывается служителем монастыря. Кавказ со своими народными легендами и величественной природой сыграл важнейшую роль в написании «Мцыри». Поэт, хрупкий и болезненный в детстве, часто бывал на Кавказе. Его туда возила бабушка, чтобы поправить состояние здоровья мальчика. Первые впечатления от Кавказа, полученные еще в детстве, и вдохновили автора на создание своего гениального произведения. Здесь мальчик услышал местное предание о том, как храбрый юноша в нелегкой схватке смог одолеть тигра. Похожая история легла в сюжет «Мцыри», только вместо тигра юноше пришлось вступить в борьбу с барсом. Из кровавой схватки монах вышел победителем. Эти прекрасные места с еще большей силой очаровали Лермонтова, когда он посетили их в зрелом возрасте. В его сознании всплывают обрывки детских воспоминаний и впечатлений. Старая Военно-грузинская дорога произвела на Лермонтова новое, неизгладимое впечатление. Он словно погрузился в детство, с трепетом и восторгом вспоминая легенды и повести, рассказанные ему местными жителями в детские годы. И именно здесь, наслаждаясь красотой и пейзажами Кавказа, поэт встречает человека, ставшего в последствии героем легендарной поэмы. Главный герой поэмы, томящийся против своей воли в стенах монастыря, личность не выдуманная, а заимствованная из реальной истории. На Кавказе Лермонтов встречает старого священнослужителя, который и рассказывает автору свою нелегкую историю. Монах, будучи еще совсем ребенком, путешествовал с генералом Ермоловым и сильно заболел в пути. Состояние ребенка говорит о том, что продолжать свой путь он дальше не сможет — это поставит под угрозу не только его здоровье, но и жизнь. Тогда генерал решает оставить в мальчишку в монастыре и уезжает. Мальчик выздоровел, окреп и остался жить в стенах монастыря. Взрослея, молодой человек не раз пытался покинуть стены монастыря в попытке отыскать свой дом, родных и близких ему людей. Каждая из его тщетных попыток заканчивалась провалом, а в один из побегом мальчик чуть не попрощался с жизнью. Молодой человек долго горевал, но в конце концов все же смирился со своей судьбой и даже принял ее. Мцыри (герой)Мцыри (в переводе с грузинского «послушник») – главный герой одноименной романтической поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова. В центре сюжета – судьба юноши, волею случая оказавшегося в старинном грузинском монастыре. Произведение, написанное в форме исповеди, дает яркое представление об образе Мцыри, о его воспоминаниях и сокровенных мечтах, главной из которых является мечта о свободе. Описание герояПредыстория МцыриМонастырь Джвари, в котором предположительно жил Мцыри Шестилетний мальчик, живший в одном из горных селений, был взят в плен русским генералом. По дороге в Тифлис ребенок тяжело заболел, и генерал оставил его в одном из монастырей под присмотром местных монахов. Мальчик выздоровел и остался в обители, где провел годы детства и отрочества. Юный пленник долго привыкал к жизни в монастыре. Сначала он настороженно присматривался к монахам, но видя их доброе отношение, перестал дичиться, начал понимать незнакомый язык, сердце его постепенно оттаяло. Он выполнял обязанности послушника и никогда не покидал стен обители. Вместе со всеми трудился на благо монастыря, был окрещен и исправно служил в церкви, вознося молитвы богу. Духовные страдания МцыриИллюстрация Д. Константинова Шли годы, Мцыри свыкся с окружающей обстановкой и людьми, но все время ощущал себя совершенно чужим и одиноким. Затворническая жизнь угнетала его, он чувствовал свое предназначение в чем-то другом и мучительно старался понять – кто же он? Романтик в душе, он не хотел мириться с тем положением, которое ему определила судьба. Его память хранила воспоминания об иной жизни, «где люди вольны, как орлы». Мцыри любил смотреть на восток, в такие минуты перед ним возникали смутные очертания селения, расположенного высоко в горах, образы сестер и отца. Трагизм его положения состоял в том, что он был «душой дитя», наполненное жаждой жизни, но «судьбой монах», то есть человек, вынужденный отречься от жизненных радостей. Неприятие реальной действительности и пронзительная тоска по родине соединялись в нем и порождали острую мечту о свободе. Внешнее смирение Мцыри в период жизни в монастыре не имело ничего общего с его страстной, свободолюбивой натурой. Поэтому единственный выход из этой ситуации юноша видел в побеге, к которому готовился уже давно. Его единственной мечтой было: Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. Побег на свободуИллюстрация И. Глазунова За стенами монастыря Мцыри ожидал огромный и прекрасный мир с неповторимой природой Кавказа. С детства лишенный возможности созерцать красоту родных мест, испытывать единение с грозой и бурными потоками, наслаждаться цветущими долинами и заснеженными вершинами, Мцыри впервые познал абсолютное счастье. Три дня свободы подарили юноше такие впечатления, о которых он даже не подозревал, находясь в мрачных застенках обители. Одним из самых ярких моментов стала встреча с юной грузинкой. Девушка спускалась к берегу, чтобы набрать воды, и ее красота и волшебное звучание песни восхитили Мцыри. Нахлынувшее на него чувство не имело ничего общего с телесным волнением молодого мужчины. Оно было лишено того физического и приземленного, чем всегда сопровождается любовная страсть. То, что испытывал Мцыри, было возвышенным и прекрасным и относилось лишь к духовной сфере героя, способного непорочно воспринимать женскую красоту. Скоро Мцыри убедился в том, что мир может быть не только прекрасным, но и полным опасных неожиданностей. Особенно это касается неподготовленных к испытаниям людей, к числу которых принадлежал герой. Всю жизнь Мцыри мечтал о свободе, но оказавшись на воле, он понял, что неприспособлен к такой жизни. Мучительный голод, неумение ориентироваться, страх перед темнотой – такими испытаниями обернулась для юноши вожделенная свобода. Она поставила его перед фактом Иллюстрация В. Полякова осознания своего бессилия, но и в отчаянии Мцыри не хочет принимать помощь от людей, которые остаются для него чужими. Даже свирепый барс не вызывает в нем такого отчуждения, которое он испытывает к людям. В диком звере Мцыри видит противника, достойного уважения, с которым предстоит сражаться на равных. В этой битве автор показывает не покорного послушника, проводившего все время за молитвой, а жестокого и грозного бойца, одерживающего победу над хищным и сильным зверем. Несколько дней непрерывных блужданий и раны на теле после схватки с барсом окончательно лишают героя последних сил. Его отчаяние усугубляется осознанием того, что он заблудился, когда снова вышел к стенам ненавистного монастыря. Душевная безысходность сказывается на физическом здоровье героя, и он теряет сознание. В таком состоянии его находят монахи и вновь возвращают в обитель. ИсповедьИллюстрация Л. Пастернака Исповедовавший Мцыри старец спросил у него, по какой причине он сбежал из монастыря? Монах помнил, как генерал передал ему в руки умирающего мальчика, сколько сил ему пришлось вложить, чтобы выходить ребенка и стать ему духовным наставником. Он не сомневался в том, что Мцыри дорожил таким участием и прекрасно чувствовал себя в стенах обители. Старик не догадывался, что во взрослеющем послушнике назревает протест против заточения в неволе, поднимается волна свободолюбия, желание жить полноценной жизнью независимого человека. Юноша упрекает старца в том, что спасение обернулось для него неволей, а возвращение в монастырь страшнее, чем жестокая схватка с диким барсом. Несмотря на свою мечту, Мцыри так и не смог найти дорогу на родину. По его словам, «на нём печать свою тюрьма оставила». Он понимает, что его побег был обречен на неудачу и сравнивает себя с тепличным цветком, мечтающим оказаться в саду. Но когда на небе зажигается восход, нежный цветок сгорает под первыми лучами южного солнца. Роль героя в произведенииАвтор противопоставляет спокойную, но не лишенную пороков жизнь цивилизованного общества, в котором люди чувствуют себя рабами условностей, дикой и необузданной природе, дающей человеку духовное освобождение. М.Ю. Лермонтов воспевает стремление к свободе и любовь к отечеству, как важнейшие ценности человеческой жизни. В образе главного героя заключена трагедия личности, насильно изолированной от окружающего мира со всеми его проявлениями: безграничными возможностями, красотой, рисками и опасностями. Внешне человек может свыкнуться с жизнью в неволе, но его душа не станет мириться с неполноценностью своего существования. К сожалению, те умения, которые были необходимы Мцыри для жизни в настоящем мире, так и остались в зачаточном состоянии из-за долгого пребывания в монастыре. Герой на самом деле был подобен цветку, никогда не видевшему солнца. Это же солнце, о котором так мечтал Мцыри, убило его своими жаркими лучами. Развитие героя по мере сюжетаПодобно всем романтическим героям, образ Мцыри лишен ярко выраженной эволюции. Тем не менее, развитие героя на протяжении сюжета состоит в изменении его духовных переживаний. Сначала Мцыри питает надежды, что предстоящий побег откроет ему путь к долгожданной свободе. Оказавшись на воле, герой испытывает восторг и упоение, которые вскоре сменяются осознанием иллюзорности мечты вновь оказаться на родине. Невозможность отыскать дорогу домой лишает героя последних сил. Он падает и приходит в себя все в том же монастыре, куда его принесли сердобольные монахи. Герой понимает, что умирает, но причиной его смерти становится не физическое измождение, а нежелание провести остаток жизни в неволе. Отношение автора к героюМ.Ю. Лермонтов с любовью относится к своему герою. Так, он дарит Мцыри три дня, во время которых юноша наслаждается не только свободой, но и первым, еще неизведанным чувством любви к молодой девушке. В борьбе со свирепым барсом Лермонтов показывает бесстрашие героя, его силу и отвагу. Мечта о свободе приводит Мцыри к смерти, но умирает он несломленным и счастливым от того, что хоть какое-то время смог побыть свободным. Он никого не винит, понимая, что сам стал заложником обстоятельств, лишь небольшая грусть навсегда остается в его сердце. Мцыри проигрывает в своей борьбе за свободу, но для поэта это не самое главное. Он ценит в своем герое силу воли, бесстрашие, любовь к своим корням. ПрототипыСуществует версия, что в основе сюжета поэмы лежит реальный эпизод из жизни М.Ю. Лермонтова. По дороге в свою первую ссылку на Кавказ поэт встретил одного монаха, который рассказал ему свою историю. Его, тогда еще маленького ребенка, взял в плен генерал Ермолов. В дороге мальчик заболел, и Ермолову пришлось оставить его в одном из монастырей. По словам монаха, он долго не мог привыкнуть к суровой обстановке, царившей в обители, и несколько раз пытался сбежать. Очередной побег едва не закончился его гибелью. После этого он оставил мечты о свободе и навсегда остался в монастыре. Другим вероятным прототипом мог стать известный художник П.З. Захаров. В детстве его похитил и привез в Тифлис все тот же генерал Ермолов. Цель, которую преследовал этот человек, до сих пор остается неизвестной. Ряд литературных критиков, лично знавших М.Ю. Лермонтова, находят поразительное сходство поэта с его героем. И тот, и другой отличались страстностью натуры и постоянным стремлением к свободе. Лермонтов, как и его герой, с детства был оторван от родных и после смерти матери воспитывался у бабушки. Если тюрьмой для Мцыри стал реальный монастырь, то для Лермонтова такой тюрьмой стала реакционная обстановка, царившая в то время в России. Ее силы подавляли малейшее проявление инакомыслия и свободолюбия. Для поэта и его героя Кавказ становится олицетворением свободы и вольности. Экранизация герояВ 1977 году режиссером Заалом Какабадзе был поставлен телевизионный фильм-балет «Мцыри» по мотивам одноименной поэмы М.Ю.Лермонтова. Музыку к фильму написал композитор Давид Торадзе, главную партию исполнил известный артист балета Михаил Лавровский.
|
---|