лесков блоха что умела делать
Что умела делать стальная блоха в произведении н.с. лескова «левша»?
Очень краткий пересказ повести «Левша»
Во время визита на Туманный Альбион Александр I был восхищён работой английских мастеров — блохой, умеющей танцевать. Император приобрёл и увёз её на Родину. После его смерти крохотный сувенир блоху показали новому императору Николаю I.
Он похвалил европейское мастерство, но решил доказать, что русские умельцы талантливей. По его поручению был найден мастер из Тулы, который сумел подковать английскую блошку подковами. Это можно было увидеть лишь с помощью микроскопа.
Мастера, по прозвищу «Левша», отправили в Англию для демонстрации результата стараний. Труд Левши был высоко оценён заграницей, ему даже предложили остаться. Но русский патриот отказался. По дороге домой он поспорил с попутчиком, кто больше выпьет и умер, отравившись алкоголем.
Видео
Гениальный прототип
Другие персонажи
Тульские оружейники
Тульские оружейники — три умелых оружейных мастера (в их числе левша), которым донской казак Платов по царскому велению поручил превзойти в мастерстве английских мастеров, сделавших стальную блоху, умеющую танцевать. Тульские оружейники были умелые, хитроумные и гордые люди.
Что именно они хотели сделать с блохой, тульские мастера Платову не сказали, попросили оставить им блоху и приехать за ней на обратном пути с тихого Дона.
Оружейники были люди набожные, поэтому пошли они сначала в Мценск, уездный город Орловской губернии, поклониться древней иконе святого Николая, покровителя торгового и военного дела. Затем они пришли в Тулу, заперлись в домик к левше и стали работать. Несколько дней они не выходили, всё молоточками потюкивали. Всем было любопытно, что они мастерят, стучались к ним люди, но они не открывали двери.
Хитрые мастера не выскочили из домика даже тогда, когда люди нарочно закричали, что горят соседний дом. Только левша высунулся из окна и крикнул: «Горите себе, а нам некогда», — и захлопнул ставню.
Превзошли тульские оружейники в мастерстве английских мастеров: подковали стальную блоху и на каждой подковке указали имя мастера, который эту подковку делал. Только имени левши там не было указано, так как он делал работу совсем мелкую: выковывал гвоздики, которыми забили подковки.
Оружейники были гордые люди. За то, что Платов усомнился в них и подумал, что они ничего с блохой не сделали, несмотря на веление государя, мастера не стали раскрывать ему секрета, а попросили отвезти блоху к государю — он увидит сам их работу и поймёт секрет.
Платов
Платов — донской казак, атаман Войска Донского. Он любил Родину, сопровождая императора Александра Павловича в заграничной поездке, скучал по своему хозяйству и «всё государя домой манил». Платов гордился русским народом, считал, что русские мастера не хуже иностранных, что они «на что ни взглянут — всё могут сделать». Он огорчался, что государь очень уж восхищается всем иностранным.
Когда англичане подарили государю Александру Павловичу стальную блоху, футляр для неё они не дали, сказав, что он бриллиантовый, казённый. Платов возмутился этим, ведь государь им миллион дал за то, что такую блоху изготовили, и в подарок они её преподнесли государю, а футляр не дают. Но государь велел Платову не портить ему политику и велел выплатить англичанам деньги и за футляр.
Справедливый Платов взял «мелкоскоп» (микроскоп), через который только и видна была блоха, положил себе в карман. Он сказал англичанам, что «он сюда же принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли».
После смерти Александра Павловича шкатулка, где был футляр с блохой, досталась его брату, ставшему императором, Николаю Павловичу. Никто не знал, что это за стальная блоха, откуда она. Старый донской казак Платов явился к государю и объяснил, что блоха из Англии, а «мелкоскоп», в который можно её разглядывать, у него имеется. Он посоветовал государю не удивляться этой иностранной работе, а показать её тульским мастерам — не смогут ли они превзойти англичан. Государь Николай Павлович поручил Платову ехать на тихий Дон, посмотреть, как живут казаки и преданы ли они государю, а по дороге заехать в Тулу к мастерам. Сказал государь Платову передать мастерам, что он надеется, «что они никого не хуже».
Платов выполнил поручение государя, а когда заподозрил, что блоха осталась такой же, как была, рассердился, схватил одного из оружейников, косого левшу, и привёз в Петербург, чтобы там его допытать, что они сделали с блохой.
Платов был храбрый человек, «никакого в свете неприятеля не пугался», а перед императором струсил: хотел его занять разговором о донских казаках, думая, что он о блохе не вспомнит. Но император спросил, превзошли ли тульские мастера английских. Платов ответил, что они ничего удивительного не смогли сделать.
Когда левша показал императору, что блоху он с другими мастерами подковал, справедливый Платов подарил ему 100 рублей и попросил прощенья за то, что его «за волосья отодрал». Узнав, что император посылает левшу вместе с курьером в Англию, чтобы англичанам показать подкованную блоху, Платов перекрестил левшу и сказал: «Пусть над тобою будет благословение».
Император Александр Павлович (Александр I)
Император Александр Павлович был любознателен, в заграничной поездке интересовался разными иностранными изделиям и производствами, и всё ему нравилось, всем он восторгался. Но донской казак Платов постоянно говорил, что и в России всё это есть не хуже иностранного. Государь же считал, что иностранцы в мастерстве превзошли русских.
Император Николай Павлович (Николай I)
Император Николай Павлович — унаследовал русский престол после смерти своего брата Александра Павловича.
Он ценил мастерство и смекалку русского народа и был уверен, что русские мастеровые более умелые, чем английские. Государь «никакому иностранцу уступать не любил». Поручил он Платову, чтобы велел тульским мастерам показать стальную блоху, чтобы они над ней подумали и показали, что они не хуже тех мастеров, которые её сделали.
Когда Платов доложил императору, что тульские мастера ничего не смогли сделать с блохой, тот не поверил этому. После того, как он узнал, что левша с товарищами блоху подковал, государь очень обрадовался и велел везти ему блоху в Англию, чтобы англичане увидели мастерство русских мастеров.
Полшкипер
Полшкипер (искажённое «подшкипер», то есть помощник шкипера) — моряк с английского корабля, на котором левша возвращался из Англии в Россию. Этот моряк умел говорить по-русски. Левша ему понравился тем, что, несмотря на непогоду, всё время сидел на палубе. Он похвалил левшу и предложил выпить.
Напились они, и полшкипер спросил левшу, какой он секрет от Англии везёт в Россию, но тот ответил: «Это моё дело». Тогда полшкипер предложил держать пари: в одиночку не пить, пить ровно, кто кого перепьёт, тот и выиграет. Левша согласился. До того они допились, что обоим черти стали видеться. Никто из них пари не выиграл. В Петербурге англичанина повезли «в посланнический дом на Английскую набережную». Там его привели в себя лекарь и аптекарь.
Протрезвев, полшкипер побежал искать левшу. Нашёл он его в больнице для бедных. Левша сказал, что ему «два слова государю непременно надо сказать». Добрый полшкипер побежал к графу Клейнмихелю и стал возмущаться, что левша лежит в больничном коридоре на полу: «Разве так можно! У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». Но англичанина выгнали, «чтобы не смел поминать душу человечкину». Добрался он по чьему-то совету, до донского казака Платова. Тот сказал, что он уже «отслужился» и что его сейчас уже не уважают, и посоветовал идти к коменданту Скобелеву. Пошёл добрый полшкипер к коменданту и рассказал о болезни левши. Тот послал к левше доктора Мартын-Сольского.
Доктор Мартын-Сольский (Мартын Дмитриевич Сольский, доктор медицины)
Когда по велению коменданта Скобелева доктор Мартын-Сольский приехал к левше в больницу, тот уже умирал и смог только внятно выговорить, чтобы сказали государю, что ружья англичане кирпичом не чистят, чтобы и у нас не чистили, иначе они не будут годиться для стрельбы. Добросовестный, ответственный доктор доложил об этом графу Чернышёву, «чтобы до государя довести», а граф закричал на него, чтобы не вмешивался в военные дела, так как «в России на это генералы есть».
Граф Чернышёв (военный министр)
Граф Чернышёв был грубым, безответственным и неумным человеком. Он не понял важности слов левши, которые передал ему доктор Мартын-Сольский, и не передал их государю. Когда в Крымскую кампанию стали ружья заряжать, увидели, что пули в них болтаются, так как стволы расчищены кирпичом. Когда доктор Мартын-Сольский напомнил Чернышёву о левше, тот грубо ему ответил, чтобы не совался не в своё дело, иначе он скажет, что ничего от доктора о ружьях не слышал, — и доктору и достанется.
Законное место хранения
МИКРОИСКУССТВО
Микроминиатюра – редкий вид искусства, представляющий собой создание под микроскопом маленьких удивительных творений. Порой настолько маленьких, что их просто невозможно различить невооруженным взглядом. Каждый экспонат создается исключительно вручную под микроскопом. А особо мелкая работа выполняется между ударами сердца.
На ум сразу приходит сказка «о тульском косом Левше и стальной блохе, прототипом тульского Левши считается Алексей Михайлович Сурнин (1767— 1811) работа мастера
Слава героя Лескова, подковавшего блоху, не дает покоя русским мастерам больше 100 лет.
Александр Матвеевич Сысолятин
В 1961 году он смастерил стальную блоху в натуральную величину, которая умела прыгать. Крошечный моторчик позволял блохе совершать по 12-13 подскоков. Такого до Сысолятина не делал никто.
Но не только микроминиатюрами прославился «уральский Левша». Александр Сысолятин изготавливал инструменты для известных советских врачей. Например, офтальмологу Святославу Фёдорову мастер «выковал» мик-роиглу для сшивания разрезов на глазах и микроскальпель, способный разрезать вдоль человеческий волос. А для уральского нейрохирурга Давида Шефера умелец создал инструменты для операций на сосудах головного мозга.
Николай Сергеевич Алдунин
«Это же ведь брэнд для Тульской области. — Рассказывает микроминиатюрист. — И я был первым тульским жителем, через 150 лет после выхода «Левши» Лескова, который блоху и подковал. Блоха должна была быть первой. Ведь, если бы я занимался просто микроминиатюрой, туляки бы мне этого не простили. И все время спрашивали: «Когда блоху подкуешь?». А тут я решил все сразу. Чтоб не было вопросов. А сейчас у меня есть блоха с седлом и уздечкой, со стременем, все как положено.
«Левша»: краткое содержание и анализ повести
Н. Лесков: Wikimedia
Тульский оружейник, который превзошел в умении мастеров из Англии, — вот, кто такой Левша. Краткое содержание повести поможет быстро познакомиться с историей этого мастера и понять основную идею автора. Подробно о том, кто написал «Левшу», а также краткий пересказ «Левши» читайте в статье.
«Левша»: краткое содержание
Повесть «Левша» — одно из наиболее ярких и значимых произведений, которые создал Н. Лесков. «Левша», а точнее «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», написан в 1881 году и вошел в сборник «Праведники».
Что же такого интересного и необычного описал Лесков? «Левша», краткое содержание которого представлено далее, состоит из 20 глав. В последней автор «Левши» выразил собственное мнение, а до этого развитие сюжета происходит так:
Таково краткое содержание. Левша стало именем нарицательным. О подобных талантах, о том, как они редки и как ценны, автор повести написал последнюю главу.
«Левша»: анализ произведения
Впервые журнал «Русь» напечатал текст повести «Левша». Книга, которая и сегодня у всех на слуху, посвящена умельцам, талантам из народа. Автор называл произведение народной легендой, а былинный герой в ней — Левша. Лесков старался сделать повесть реалистичной, поэтому мало демонстрировал в ней собственные мысли.
Русская деревня: Tkd-pskov
После того как прочтен «Левша» в сокращении, сделаем анализ произведения. Остановимся на таких моментах:
Многие литературоведы относят повесть к критическому реализму. Но автором были использованы также сказочные мотивы. Они не всегда очевидны и не являются определяющими, однако по-своему важны. В целом в произведение сочетаются сказка и реальность, комическое и трагическое, поэтому однозначного стилевого определения оно не имеет.
Автор уделил внимание реальным проблемам русских людей, раскрыл национальный характер. Так, на страницах повести прочтете о жизненных трудностях работников с высокой квалификацией.
Кузнечное дело: Freepick
Лесков подробно остановился на особенностях самодержавного строя. Ярко описан мир аристократии с царем во главе. Им противопоставляется Запад, достигший более высокого развития.
Как построена повесть «Левша»? Главные герои становятся знакомы читателю постепенно, в течение первых глав. Сюжет разворачивается линейно, в нем много противопоставлений. К примеру, на контрасте показан русский и английский быт, очевидна разница между простыми людьми и теми, кто наделен властью.
Левша — образ человека, наделенного недюжинным талантом и трудолюбием. Этому национальному герою и праведнику, который не отказывается от Родины, многие удивляются. Он предан Отечеству, религиозен и чист. По этим причинам мастер и не принимает заманчивых предложений англичан.
На другом полюсе повествования — государь, который равнодушен к подданным и мало интересуется их судьбой.
Таково произведение «Левша». Краткое содержание познакомило вас с главной идеей, жанровыми и композиционными особенностями. Прочтение текста полностью даст возможность в насладиться авторским слогом и задумкой, а также оценить, насколько эта повесть бессмертна и актуальна сегодня.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Левша (герой)
Тульский мастер Левша – образец русского мастерства, центральный персонаж произведения Николая Семеновича Лескова. У повести «Левша» существует оригинальное название: «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». У героя нет имени, левшой его называют из-за того, что он все делает левой рукой. Принято считать, что в талантливом мастере-оружейнике автор воплотил собирательный образ русского народа. Но существует и другая версия. Предположительно, прототипом Левши мог быть мастер из Тулы Алексей Сурнин.
Описание героя
Левша. Актер Н. Стоцкий. Фильм «Левша». 1986
История Левши начинается с того, что российскому императору Николаю I достается танцующая блоха, выполненная английскими инженерами. Он решает доказать, что русские мастера способны еще и не на такие чудеса. Вызвав к себе генерала Платова, он приказывает ему найти самых лучших умельцев и поручить им сделать что-нибудь необычное, что могло бы поразить англичан. Так в сюжете появляются три мастера, среди которых главный герой данного произведения.
Характеристика Левши
Настоящее имя тульского самородка, умельца Левши неизвестно. Он ловко пользуется левой рукой, поэтому все называют его просто Левшой. Крестится он также левой рукой, потому что так ему сподручнее. Внешность у него неказистая: на лице родимое пятно, волос на висках не осталось после того, как ему их «выдрали при ученье». Ко всему прочему, у Левши косоглазие.
Одет герой очень бедно, на ногах старая стоптанная обувь. Вот как описывает автор его облачение: «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».
Левша живет в Туле со старенькими родителями в маленьком, тесном домике со спертым воздухом. Стариков своих он любит и уважительно ним относится. Отца он нежно зовет тятенькой, а мать – старушкой. Забота о родителях не позволяет ему остаться в Англии, несмотря на то, что ему обещают хорошие условия для жизни. Своей семьей Левша еще не обзавелся, сам о себе он говорит: «я еще в холостом звании».
Особенности личности
Левша неграмотен, как и основная часть крестьян того времени. Мастерству он также нигде не обучался. Все способности даны ему от природы и, благодаря трудолюбию, превратились в талант, которому нет равных. Сам он так говорит о своей необразованности: «Наша наука простая: по Псалтырю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем».
Левша очень религиозен и считает, что без божьего благословения нельзя начинать какое-либо дело. Вера в бога помогает ему справиться с самыми сложными задачами. Так, прежде чем выполнить императорский заказ, мастера направляются к иконе Николая Чудотворца, рассчитывая на его помощь: «…надо взяться подумавши и с Божьим благословением».
Левша без страха встречается с русским царем, приходит к нему в рваной одежде и нисколько не стыдится своего вида. Он с гордостью показывает императору подкованную блоху, доказывая тем самым, что русские мастера некоторые вещи умеют делать лучше англичан. Он готов ответить за свою работу, потому что выполнена она добросовестно и честно. Левша разговаривает с императором так же, как привык общаться в своем окружении: «не понимает, как надо по-придворному с лестью или с хитростью, а говорит просто». Левша без робости и со знанием дела разъясняет государю, что работа с блохой настолько тонкая, что ее не видно даже в «мелкоскоп»: «…я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может».
Левша отличается смирением. Несмотря на то, что задето его достоинство (несправедливые упреки и избиение Платовым), он терпеливо сносит это незаслуженное наказание. В этом проявляется такая черта подневольного русского крестьянства, как долготерпение, заложенная с детства самой системой.
Восхищенный работой император, растрогавшись, обнимает и целует Левшу. Видя это, остальные придворные также бросаются обнимать и благодарить мастера, а Платов даже приносит ему извинения за выдранные «волосья» и дает сто рублей.
Левша скромен и непритязателен. Видимо, сказывается привычка довольствоваться тем, что есть. Так, на корабле ему были организованы поистине барские условия. Однако, он неудобно чувствовал себя в окружении господ и все время старался уединиться. «Он с другими господами в закрытии сидеть не любил и совестился». Чаще всего он проводил время на палубе, всматриваясь в безбрежную даль, туда, где была его родина.
И сам Левша, и мастера, с которыми он работал над блохой, – большие патриоты России и своего императора. Они считают за честь выполнить приказ государя и трудятся днем и ночью, чтобы оправдать его доверие: «Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется».
Отношение к труду
Герой до самозабвения любит свое дело. Чтобы вовремя выполнить приказ императора, Левша с товарищами запираются в доме и покидают его только по окончании работы. Даже попытка выманить их из избы обманом не увенчается успехом. Когда кто-то крикнул, что загорелся соседний дом, Левша, показавшись в окне, спокойно ответил: «Горите себе, а нам некогда», закрыл ставни и снова принялся за работу.
Несмотря на то, что в Туле проживает много талантливых умельцев, мало кто может сравниться в мастерстве с Левшой. Именно ему достается самая филигранная работа – выковать гвоздики для подковок, и выполняет он ее блестяще. Все поражаются: как человек с косоглазием, левой рукой и без «мелкоскопа» смог сотворить такое чудо!
Левша в Англии
Англичане восхищены мастерством Левши. Их огорчает лишь то, что умелец, обладающий таким талантом, совершенно безграмотен. Ведь, если бы Левша разбирался в науках, он смог бы путем расчетов предугадать, что блоха уже не сможет танцевать как прежде из-за отягощенных подковками лапок. Левше предлагают остаться в Англии, чтобы обучаться наукам, пророчат ему блестящее будущее. О нём пишут в английских газетах, как о чуде, русский мастер окружен уважением и восхищением.
На корабле Левша заводит знакомство со своим попутчиком, который оказывается английским моряком. На протяжении всего пути они пьют спиртные напитки и допиваются до чертиков и галлюцинаций. В какой-то момент Левша едва не падает за борт в открытое море. Пьянка продолжается до самого конца путешествия, в результате чего друзья заболевают. По прибытии в Петербург, их пути расходятся.
Финал
Неласково встретила Левшу горячо любимая им Родина. Обессилевшего от долгого путешествия и непомерных возлияний, его сразу же обокрали. Причем, произошло это в полицейском участке, куда Левшу доставили прямо с корабля. Отобрали деньги, часы, добротную одежду и практически раздетого долго возили по разным больницам, где его ни в какую не хотели принимать без документов. Несколько раз его роняли, да так, что разбили голову, наконец, привезли в больницу для простолюдинов и оставили на ледяном полу.
Роль героя в произведении
Нелегкая судьба Левши представляет собой собирательный образ судеб простых, бесправных людей. Их было бесчисленное множество на просторах огромной России. Были среди них и самородки, подобные Левше. Они в большинстве своем так и остались неоцененными и безызвестными, так как не имели возможности в полной мере проявить свои таланты. Именно таким людям посвятил Н.С. Лесков свои слова: «шуба овечкина, а душа человечкина».
Сама российская система того времени, ее нелепые законы не предполагали заботу о талантливых выходцах из народа. Никто не был заинтересован в их развитии и востребованности. Нужны они были лишь для того, чтобы в очередной раз блефануть перед иностранцами, а ведь именно такие люди и являлись национальным богатством России.
Лесков в образе Левши воспевает талант маленького человека, большое сердце которого переполняют истинный патриотизм и огромная любовь и преданность Родине.
Отношение автора к герою
Автор с глубоким сочувствием относится к своему герою. Он с горечью констатирует, что лишь англичане смогли разглядеть в Левше не только его талант, но и душу. На родине же к мастеру относились, как к исполнителю воли императора. Герой являлся лишь демонстрацией того, что русские мастера могут превзойти в своем искусстве даже продвинутых в инженерном деле англичан.
Автор видит, что положение простого народа не меняется в лучшую сторону. Высшие сословия все так же не желают признавать таланты и способности человека «из низов». Примером этому служит судьба его героя, который, так и не дождавшись помощи, умирает в жутких условиях простонародной лечебницы. Несмотря на это, даже на смертном одре Левша остается человеком, преданным государю и Родине, которой он оказался не нужен.
Прототипы
Согласно высказыванию Н.С. Лескова, его герой – плод собственной фантазии: «Я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Однако историк С.А. Зыбин еще в 1905 году отмечал сходство в судьбе Левши и реального человека – Алексея Михайловича Сурнина, мастера-оружейника Тульского завода, ставшего впоследствии выдающимся машиностроителем.
Так же, как и Левше, ему довелось побывать в Англии, где он продемонстрировал свои таланты. Англичане настолько восхитились его способностями, что назначили заместителем Генри Нока – владельца оружейного завода. Вернувшись в родной город, Сурнин получил высокую должность на Тульском оружейном заводе, до конца своей жизни был уважаемым и почитаемым человеком. Он внес большой вклад в развитие оружейного дела в России, обогатив отечественное производство английскими разработками. Это сыграло не последнюю роль в победной войне России 1812 года против Наполеона.
Экранизации героя
Знаменитый сказ о Левше Н.С. Лескова не раз становился сюжетом как для театральных постановок, так и художественных и мультипликационных фильмов.
В 1964 году на экраны вышел мультфильм «Левша» советского режиссера Ивана Иванова-Вано. Несмотря на несовершенную технику анимации, фильм получился необыкновенно удачным и максимально передающим сам стиль повести Лескова. Поражает портретное сходство героев мультфильма с реальными историческими личностями: мягкий, лысоватый блондин Александр I и видный статный брюнет Николай I. Не оставляет равнодушным и музыкальное сопровождение фильма, в основном представленное народными песнями.
В 1986 году режиссер Сергей Овчаров представил свой фильм «Левша», который можно назвать вершиной его творчества. Гениальность режиссера прослеживается во всем: великолепно подобранном составе актеров, невероятной продуманности каждой мелкой детали, отличной операторской работе. Главную роль в фильме исполнил популярный актер Николай Стоцкий.
Герой за пределами произведения
Судьба литературного героя Левши трагически заканчивается на последней странице повести. Но память о талантливом самородке из народа жива до сих пор. В 2004 году в самом центре Челябинска был открыт памятник Левше, как олицетворению всех уральских мастеров. В композиции присутствует и знаменитая блоха, которую все, кто пожелает, могут рассмотреть через увеличительное стекло. Памятник выполнен из бронзы, автором его является скульптор Игорь Брунеткин.
Еще один памятник символу тульских мастеров был торжественно открыт в 2009 году в городе Тула, на набережной реки Упы. Автор бронзового монумента Б.И. Кривохин изобразил Левшу в полный рост в рабочей одежде. В левой руке мастера кузнечный молот, правой рукой он держит только что подкованную им блоху. В нижней части памятника – цитаты русских писателей и, конечно же, самого Н.С. Лескова.